Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 47-ВПР10-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет по представлению Заместителя генерального прокурора Российской Федерации на решение Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 г., которыми в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., поддержавшей доводы представления, Судебная коллегия установила:
решением Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 г. отказано в удовлетворении заявления прокурора Домбаровского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (МО) Красночабанский сельсовет, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества расположенных на его территории 3 гидротехнических сооружений (плотин) - на балке б/н в 6,5 км. юго-западнее п. Аккудук; на реке Мендыбай в 3 км. южнее п. Красночабанский; на балке б/н в 0,8 км. западнее п. Аккудук.
Требование прокурора мотивировалось тем, что отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
По делу, как отмечено выше, приняты указанные судебные постановления судов первой и второй инстанций - об отказе в удовлетворении требования прокурора.
Районный суд, сославшись на п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что МО владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, а следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и в суд с заявлением о признании на него права собственности. Судебный порядок возложения на МО таких обязанностей законом не предусмотрен, что соответствует и Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.
Кассационная инстанция, соглашаясь с правовой позицией суда первой инстанции и признавая его решение (от 24 апреля 2009 г.) законным, указала также на то, что имеется вступившее в законную силу решение этого же районного суда от 26 февраля 2009 г., которым на указанные выше водные объекты признано право Российской Федерации и отказано в удовлетворении требования прокурора об обязании администраций МО Красночабанский сельсовет и МО Домбаровский район: принять в собственность эти водные объекты; обратиться с заявлением о внесении названных ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 8 сентября 2009 г. отказано в передаче надзорного представления прокурора области для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
28 декабря 2009 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, а определением судьи этого суда от 16 марта 2010 г. дело с представлением Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В представлении Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений (от 24.04.2009 г. и от 24.06.2009 г.) по мотиву того, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными. С ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ отмечается в частности, что установленные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах МО Красночабанский сельсовет Домбаровского района, а следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ, о чем прокурором указывалось и при обращении в суд первой инстанции и действовавшего в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе и в части выбора способа защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ). Ссылка кассационной инстанции на решение Домбаровского районного суда от 26 февраля 2009 г. о признании права Российской Федерации на эти ГТС является ошибочной, так как этим решением было отказано в удовлетворении заявления об обязании органа местного самоуправления принять в собственность водные объекты и понуждении к обращению с заявлением о внесении их в Российский регистр гидротехнических сооружений. Отмечается также, что указанные судебные постановления не соответствуют судебной практике.
Проверив материалы дела и обсудив доводы представления, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено и в п.п. 7, 21, 24 ч. 1 ст. 4 Устава МО Домбаровский район. Как отмечено выше, федеральным законодательством (от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации ГТС. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Анализ указанных правовых норм указывает на обоснованность представления о незаконности вышеуказанных судебных постановлений, в том числе и с учетом довода кассационной инстанции относительно решения Домбаровского районного суда от 26 февраля 2009 г., по указанным в представлении основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
отменить решение Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 г.
Вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории этого муниципального образования. Возложить на администрацию муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений на балке б/н в 6,5 км. юго-западнее п. Аккудук; на р. Мендыбай в 3 км. южнее п. Красночабанский; на балке б/н примерно в 0,8 км. западнее п. Аккудук.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 47-ВПР10-1
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)