Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 13 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"

 

В связи с изменением действующего законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести соответствующие изменения и дополнения в следующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации:

1. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 мая 2006 г. N 12, от 11 ноября 2008 г. N 23):

исключить из первого предложения абзаца второго пункта 1 слова "или Федерального закона "Об исполнительном производстве";

первое предложение абзаца третьего пункта 1 после слов "компетенцию Российской Федерации" дополнить словами ", а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации";

дополнить абзац первый подпункта "а" пункта 3 после слов "Российской Федерации" словами ", административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы";

в абзаце третьем подпункта "а" пункта 3 постановления слово "установление" заменить словом "выяснение";

дополнить пункт 10 постановления абзацем вторым следующего содержания:

"При этом необходимо учитывать, что частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ должностным лицам, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение суда по жалобе на это постановление наряду с лицами, перечисленными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ. Однако правом на обжалование в порядке надзора указанного решения должностное лицо, вынесшее постановление, не обладает (часть 1 статьи 30.12 КоАП РФ).";

дополнить пунктом 13.1, изложив его в следующей редакции:

"13.1. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.";

исключить из пункта 14 первый абзац;

дополнить пунктом 23.1, изложив его в следующей редакции:

"23.1. Наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).

Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.";

исключить пункт 32;

в абзаце шестом пункта 33 постановления слова "только статьей 30.11 КоАП РФ" заменить словами "статьями 30.12-30.19 КоАП РФ";

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Замене подлежат слова "статьей 30.11 КоАП РФ"

 

в абзаце седьмом пункта 33 постановления ссылку на часть 2 статьи 30.11 КоАП РФ заменить ссылкой на часть 3 статьи 30.12 КоАП РФ, а слова "Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям" заменить словами "прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям";

пункт 34 изложить в следующей редакции:

"34. При решении вопроса о принятии к рассмотрению надзорной жалобы или протеста судье, правомочному пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб и протестов (части 2 и 3 статьи 30.13 КоАП РФ), необходимо в каждом случае выяснять, соблюдены ли при подаче жалобы, принесении протеста требования, предусмотренные статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 КоАП РФ.

При несоблюдении заявителем или прокурором требований, предъявляемых статьей 30.14 КоАП РФ к содержанию жалобы, протеста, а также при отсутствии копий всех перечисленных в этой норме документов, подлежащих приобщению к жалобе, протесту, либо в случае, когда повторные жалоба, протест поданы, принесены по тем же основаниям, что и первичные, судья возвращает жалобу, протест с указанием в сопроводительном письме на допущенные нарушения.

Жалоба или протест подлежат возвращению и в случае их подачи, принесения лицами, не указанными в статье 30.12 КоАП РФ, а также когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения (статья 30.1 КоАП РФ).

Если судья придет к выводу о соответствии жалобы, протеста требованиям закона, он согласно частям 1 и 2 статьи 30.15 КоАП РФ обязан вынести определение об их принятии к рассмотрению в порядке надзора и известить об этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

Рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит одно из постановлений, перечисленных в статье 30.17 КоАП РФ. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.".

2. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях":

во втором абзаце пункта 10 слово "пятнадцатидневного" заменить словом "двухмесячного";

в первом абзаце пункта 11 слово "пятнадцатидневный" заменить словом "двухмесячный";

в первом абзаце пункта 13 слово "пятнадцатидневного" заменить словом "двухмесячного";

во втором абзаце пункта 13 слова "одного месяца и пятнадцати дней" заменить словами "трех месяцев";

в пункте 20 слова "или надзорном порядке, а также для пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях" заменить словами " и (или) надзорном порядке, а также для пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) для пересмотра вступивших в законную силу постановлений по таким делам в порядке надзора".

3. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части":

из пункта 18 исключить подпункт "е".

 

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

В.М. Лебедев

 

Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации

В.В. Дорошков

 

Уточнены разъяснения по вопросам применения КоАП РФ, сроков рассмотрения судами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также об оспаривании нормативных правовых актов (полностью или в части).

Цель такой корректировки - привести разъяснения в соответствие с изменениями законодательства.

В частности, согласно поправкам к КоАП РФ срок рассмотрения судом дел о привлечении к административной ответственности был продлен с 15 дней до 2 месяцев. На основе этого скорректированы разъяснения, касающиеся его продления. Теперь срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более 3 месяцев (ранее - не более 1 месяца и 15 дней).

Дополнены разъяснения, касающиеся прекращения дел об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности. Если такие сроки истекли, то производство по делу не может быть начато, а начатое должно быть прекращено. При обжаловании постановления о прекращении дела по указанному основанию лицом (в отношении которого составлялся протокол), настаивающим на своей невиновности, суд обязан проверить его доводы. Если по итогам рассмотрения такой жалобы будет установлено, что в действиях указанного лица нет состава правонарушения либо отсутствовало само событие правонарушения, постановление подлежит отмене. В этом случае выносится решение о прекращении производства по делу по другим основаниям.

Включены разъяснения, касающиеся наказания в виде административного приостановления деятельности предпринимателя или юрлица.

Такое наказание может назначаться судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгое не сможет обеспечить достижение цели наказания (соответствующая мотивировка должна указываться в постановлении).

При назначении этого наказания должен учитываться характер деятельности и совершенных действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей. Такие обстоятельства должны указываться в постановлении по делу.

Срок административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток, включая период временного запрета деятельности, если применялась такая мера обеспечения производства по делу.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения этого наказания, но не должен определять конкретные меры, направленные на их исполнение.


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 13 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 17 июня 2010 г. N 130, в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, август 2010 г., N 8