Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 8 июня 2010 г. N 401/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Нешатаевой Т.Н., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Отделения по городу Новый Уренгой Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2009 по делу N А81-87/2009, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Отделения по городу Новый Уренгой Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу - Гринько Е.А., Утяганов Р.З.;
от открытого акционерного общества "Тюменьэнерго" - Полянская К.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа решениями от 23.10.2007 по делу N А81-3406/07 и от 31.01.2008 по делу N А81-4746/07 обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу возвратить открытому акционерному обществу "Тюменьэнерго" (далее - общество) из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа излишне уплаченные 571 434 рубля налога на имущество и 2 130 661 рубль налога на прибыль.
На основании указанных решений суда 14.02.2008 и 24.03.2008 были выданы исполнительные листы на возврат названных сумм налогов, которые общество, руководствуясь статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предъявило для исполнения в Отделение по городу Новый Уренгой Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - отделение).
Уведомлениями от 26.09.2008 отделение возвратило обществу исполнительные листы без исполнения в связи с тем, что взыскиваемая сумма не является денежным обязательством получателя средств федерального бюджета. Общество, считая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий отделения, выразившихся в невозврате сумм излишне уплаченных налогов, и об обязании его возвратить эти суммы.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2009 заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 29.09.2009 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов отделение просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, в удовлетворении требований общества отказать.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что упомянутые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а заявление отделения - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Таким образом, данные положения действующего законодательства, регулирующие порядок исполнения судебных решений по подобным требованиям, не содержат каких-либо исключений для случаев возврата гражданам и организациям излишне уплаченных налогов.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Кодекса, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 2 названной статьи Кодекса определено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. К заявлению, подписанному представителем взыскателя, прикладывается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что общество правомерно направило на исполнение в отделение исполнительные листы, выданные Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа по делам N А81-3406/07 и N А81-4746/07, и у отделения отсутствовали законные основания, установленные пунктом 3 статьи 242.1 Кодекса, для их возврата обществу без исполнения.
В указанном случае статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не применима, поскольку она определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов.
При рассмотрении подобных требований размер налога, пеней и санкций, излишне уплаченных налогоплательщиком и подлежащих возврату, определяется судом с учетом данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, представляемых налоговым органом.
Таким образом, выводы судов соответствуют положениям действующего законодательства.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2009 по делу N А81-87/2009, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2009 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление Отделения по городу Новый Уренгой Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках рассмотрения иного дела суд обязал налоговый орган вернуть организации из бюджета излишне уплаченные суммы налогов.
Ей были выданы исполнительные листы, которые она направила в орган казначейства.
Между тем орган власти вернул их со ссылкой на то, что взыскиваемая сумма не является денежным обязательством получателя средств федерального бюджета.
Президиум ВАС РФ счел эти действия казначейства незаконными.
Согласно разъяснениям в силу Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям средств соответствующего бюджета устанавливаются бюджетным законодательством.
Исходя из БК РФ, взыскание обращается на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов в соответствии с нормами этого кодекса.
Таким образом, положения законодательства, регулирующие порядок исполнения судебных решений по подобным требованиям, не содержат каких-либо исключений для случаев возврата гражданам и организациям излишне уплаченных налогов.
Судебные акты по обращению взыскания на указанные средства бюджетов исполняются на основании исполнительного листа, судебного приказа. К исполнительному документу (за исключением этого приказа) должны быть приложены заверенная копия судебного акта, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
Таким образом, организация правомерно направила исполнительные листы в орган казначейства. Административный порядок возврата излишне уплаченного налога (по заявлению налогоплательщика), закрепленный в НК РФ, не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 401/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 04.07.2010
Номер дела в первой инстанции: А81-87/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделение по г. Новый Уренгой Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 401/10
05.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
21.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
22.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3117/2009
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 401/10
05.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
21.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-401/10
22.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3117/2009