Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 августа 2010 г. N КАС10-343
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Пелевина Н.П., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акутиной Т.В. о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Постановление) по кассационной жалобе Акутиной Т.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Романовой И.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Пунктом 3 Постановления признаны утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 483 "О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 366 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; пункт 2 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 999; постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановление опубликовано в "Российской газете" N 255, 12 ноября 2005 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" 14 ноября 2005 г. N 46, ст. 4675.
Акутина Т.В., опекун двух несовершеннолетних детей-сирот, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 Постановления, которым признаны утратившими силу названные выше постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающие распространение действия постановлений на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), указав, что он противоречит требованиям статей 145-155 Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Постановление, оспариваемое в части, устанавливает нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не распространяет свое действие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, приемные семьи и детские дома семейного типа, поэтому нарушается право этих детей на полное государственное обеспечение как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2010 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Акутина Т.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее заявления. Полагает, что суд неправильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, допустил нарушения законодательства, влекущие отмену судебного решения.
Акутина Т.В. в судебное заседание Кассационной коллеги не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое в части постановление Правительства Российской Федерации принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (статьи 16, 23), соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает право детей-сирот, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан или в приемные семьи на полное государственное обеспечение.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что означает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
В соответствии со статьей 5 этого же Федерального закона, в редакции Федерального закона от 2 августа 2004 г. N 122-ФЗ, предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 122-ФЗ следует читать как "22 августа 2004 г."
С учетом разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 7 ноября 2005 г. N 659 установило нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных професс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 августа 2010 г. N КАС10-343
Текст определения официально опубликован не был