Решение Верховного Суда РФ от 25 января 2008 г. N ВКПИ07-158
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N КАС08-163 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.Т. о признании подп. "а", "б", "д" п. 2 Изменений, утвержденных п. 4 постановления Правительства РФ "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ" от 1 декабря 2007 года N 837, незаконными и недействующими с момента издания, установила:
бывший военнослужащий К.В.Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить вышеуказанные нормативные положения в части изменений, предусматривающих исключение из расчета назначенных ранее пенсий стоимости продовольственного пайка, отмены порядка определения его стоимости, и учета ее при перерасчете пенсий военнослужащим, которые были установлены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ".
По мнению заявителя, пенсия, как компенсация утраченного заработка, должна предоставляться ему с учетом стоимости продовольственного пайка, который во время прохождения военной службы составлял часть его дохода.
К.В.Т. считает, что изменение постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 года N 837 расчета пенсии военнослужащим путем включения суммы денежной компенсации взамен продовольственного пайка в оклад по воинскому званию военнослужащих влечет уменьшение размера пенсии и является нарушением гражданских прав военных пенсионеров, к которым относится и он.
В подтверждение своих доводов К.В.Т. ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 14 декабря 2004 года N 429-О и определение от 3 февраля 2006 года N 470-О, в которых говорится о недопустимости нарушения конституционных прав бывших военнослужащих на полноценное пенсионное обеспечение, гарантированных ст.ст. 43 и 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I и содержится указание органам государственной власти определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановление Конституционного суда РФ" имеется в виду "определение Конституционного суда РФ"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения N 470-О следует читать как "от 3 октября 2006 г."
В дополнение к заявлению К.В.Т. высказывает предложение о том, что, поскольку стоимость продовольственного пайка на данный момент законодательным порядком не установлена, этот вопрос можно решить путем применения расчетной стоимости пайка, представленной в пояснительных записках Правительства РФ к проектам федеральных законов о федеральном бюджете, которые нормативными правовыми актами не являются.
В возражениях на заявление и дополнение к нему представители Правительства РФ и Министерства обороны РФ просили в удовлетворении требований К.В.Т. отказать, поскольку они не соответствуют новому законодательству по вопросам продовольственного обеспечения военнослужащих и исчисления им пенсий.
Представители Правительства РФ и Министерства обороны РФ Ш.А.А. и Ч.С.Б. в суде возражали против удовлетворения заявления К.В.Т., заявив, что постановление Правительства РФ от 1 декабря 2007 года N 837, изданное во исполнение Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ, соответствует действующему законодательства и прав заявителя не нарушает.
К.В.Т., надлежащим образом извещенный о временили месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства РФ, Министерства обороны РФ и заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление К.В.Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, каковым в данном случае является Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, статьей 8 которого установлено, что пенсии военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Порядок реализации данного закона пределен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
Согласно ст. 43 названного Закона РФ, пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу по контракту, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
До 1 декабря 2007 года для исчисления пенсий военнослужащим в денежное довольствие включалась также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Однако Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ, вступившим в силу с этой же даты, вышеуказанное нормативное положение исключено.
В этой связи, во исполнение требований законодателя, Правительством РФ 1 декабря 2007 года вынесено постановление N 837 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ", пунктом 4 которого утверждены изменения, вносимые в акты Правительства РФ.
В соответствии с п. 2 названных изменений, в том числе подп. "а", "б", "д", законность которых оспаривается К.В.Т., в постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, предусматривающие исключение из расчета назначенных ранее пенсий бывшим военнослужащим стоимости продовольственного пайка, отмену порядка определения его стоимости и учета ее при перерасчете пенсий.
Таким образом, вопреки утверждению К.В.Т., в оспариваемой части постановление Правительства РФ от 1 декабря 2007 года N 837 издано во исполнение Конституции РФ и на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ, которым изменен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих.
При этом следует отметить, что в соответствии с данным Федеральным законом, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 года N 837 в 1,15 раза повышены оклады по воинским должностям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и установлены новые оклады по воинским званиям, куда включена сумма денежной компенсации взамен продовольственного пайка, ранее выплачиваемая военнослужащим.
Поскольку, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, в настоящее время учитываются повышенные оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет действующих военнослужащих, то права К.В.Т. оспариваемым им нормативным правовым актом не нарушены.
Что же касается ссылок заявителя на судебные постановления Конституционного суда РФ, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку в них содержится анализ нормативных правовых актов в той части, которые в настоящий момент утратили силу, либо коренным образом изменены.
При таких данных, в удовлетворении заявления К.В.Т. надлежит отказать, поскольку подп. "а", "б", "д" п. 2 Изменений, утвержденных п. 4 постановления Правительства РФ "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ" от 1 декабря 2007 года N 837, соответствуют в указанной части Федеральному закону от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления К.В.Т. о признании подп. "а", "б", "д" п. 2 Изменений, утвержденных п. 4 постановления Правительства РФ "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ" от 1 декабря 2007 года N 837, незаконными и недействующими с момента издания, - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 января 2008 г. N ВКПИ07-158
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N КАС08-163 настоящее решение оставлено без изменения