Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Воронежской областной Думы
от 9 июля 1998 г. N 505-II-ОД
Программа
создания автоматизированной системы государственного
земельного кадастра Воронежской области на 1998-2000 г.
Введение
Программа создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра в Воронежской области на 1998-2000 гг. (далее - ГАСЗК) разработана комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (облкомземом) и институтом ЦЧОНИИгипрозем в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.96 г. N 932 федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", законом Воронежской области принятым областной Думой 27 ноября 1997 года "О государственном земельном кадастре Воронежской области" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Задача по созданию автоматизированной системы государственного земельного кадастра в Воронежской области определена ходом практической реализации земельной реформы и необходимостью оперативного управления земельными ресурсами в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Земельная реформа внесла существенные изменения в сферу земельных отношений. Отмена монополии государственной собственности на землю привела к широкомасштабному перераспределению земель и развитию новых форм собственности на землю.
Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов составило на 01.01.98 г. 910 тысяч и имеется тенденция к росту.
В ведение городских, поселковых и сельских органов местного самоуправления передано 694,8 тысяч гектаров земель.
В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий появилось 416,8 тысяч собственников земельных долей, у которых в общей долевой собственности находится 2605,8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Земельные ресурсы области все более становятся объектом новых экономических отношений. Быстрыми темпами активизируется рынок земельных участков. За 1994 - 1997 гг. совершено 27,3 тысяч сделок (операций) с земельными участками, из них 17,7 тысяч сделок купли-продажи. За годы земельной реформы в области проведена массовая перерегистрация землепользователей и выдача им документов, удостоверяющих их права на землю.
Активно проводятся работы по освоению компьютерных технологий по актуализации, хранению и обработке земельно-кадастровой информации.
В составе большинства комитетов по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов созданы кадастровые бюро, деятельность которых направлена на создание достоверных земельно-кадастровых данных. В дальнейшем процесс регулирования земельных отношений зависит от создания в области автоматизированной системы земельного кадастра, содержащей базовые показатели о земле и ее использовании.
В современной ситуации, когда земля приобрела статус конкретной собственности, отсутствие системы автоматизированного земельного кадастра не позволяет эффективно управлять земельными ресурсами.
На этапе углубления земельной реформы и расширения рыночных операций с земельными участками, необходимость создания эффективной системы регулирования и обслуживания новых земельных отношений, является важнейшей и неотложной задачей.
Мероприятия, намеченные Программой по созданию автоматизированной системы государственного земельного кадастра в Воронежской области в полном объеме отвечают новым правовым и экономическим требованиям и позволяют решить данную задачу в запланированные сроки.
1. Цели и задачи создания автоматизированной системы
государственного кадастра в Воронежской области
Цель Программы - создание и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как многоцелевой инфраструктуры регулирования земельных отношений и поддержки цивилизованного рынка земли, оперативного контроля за использованием земель, а также обеспечения в дальнейшем основы для внедрения ГИС - Воронежской области.
Главной задачей ГАСЗК является обеспечение органов власти и местного самоуправления информацией для анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений, а также защита прав собственников (арендаторов), владельцев и пользователей земли. Достижение поставленной цели намечается осуществлять путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.
По мере накопления данных планируется развертывание геоинформационной системы ориентированной на информационное обеспечение управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях. Основными задачами Программы являются:
- создание на основе новейших компьютерных технологий автоматизированной информационной системы обеспечивающей ведение государственного земельного кадастра;
- обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли;
- предоставление достоверных сведений о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, учреждений, юридических и физических лиц;
- обеспечение своевременного и в полного сбора налогов и платежей за землю;
- совершенствование механизма установления ставок земельного налога и иных платежей;
- создание и ведение банка данных о наличии и использовании земельных ресурсов, в том числе по уровням собственности;
- информационное обеспечение и поддержка землеустройства, государственного контроля за использованием земель, разработки программ рационального использования земельных ресурсов и регулированию развития территорий;
- информационная поддержка рынка земли и недвижимости;
- составление государственной статистической отчетности о земле и субъектах прав на землю.
Реализацию Программы намечается осуществлять по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правового обеспечения, создание организационных структур, создание технологической базы и ее научно-методическое обеспечение, техническое обеспечение и создание информационного земельно-кадастрового банка данных, подготовка кадров .
2. Основные направления и мероприятия по созданию и развитию
автоматизированной системы государственного земельного
кадастра области
2.1. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение Программы регламентируется действующими актами органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, в том числе:
Указами Президента Российской Федерации:
- от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- от 11.12.93 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость";
- от 28.02.96 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования";
- от 07.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю".
Федеральным Законом от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлениями Правительства Российской Федерации:
- от 25.08.92 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации";
- от 03.08.96 г. N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"" .
- от 15.04.96г N 475 "Об утверждении положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- от 18.02.98.г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" .
Законами Воронежской области:
- от 25.05.95 г. "О регулировании земельных отношений в Воронежской области";
- от 27.10.97 г. "О государственном земельном кадастре";
- от 27.10.97 г. "О землеустройстве".
Постановлением Воронежской областной Думы от 02.07.97 г. N 96-II-ОД " О Положении о взимании и использовании средств земельного налога и арендной платы за землю в Воронежской области".
Для введения ГАСЗК в режим стабильной информационной работы необходимо принятие на федеральном и областном уровнях ряда законов и инструктивных положений по механизму осуществления актуализации данных и системе показателей для предоставления в федеральные органы.
2.2. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение работ по созданию ГАСЗК возложено на действующие на территории области структуры Госкомзема и органы власти. Заказчиком системы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.
Для реализации Программы необходимо осуществить целый комплекс организационных мероприятий.
2.2.1. Создание областного информационного кадастрового центра
Для оперативного управления и координации работ по осуществлению ГАСЗК при областном комитете по земельным ресурсам и землеустройству предусмотрено создание единого информационного кадастрового центра (ИКЦ).
Главной задачей ИКЦ является сбор, обработка и хранение информации о собственниках, землевладельцах, землепользователях и арендаторах, данных по категориям земель и видам угодий, земельных участках и их количественных и качественных характеристиках, об оценке земель и поддержания ее в актуальном состоянии.
Предлагаемый Программой комплекс технических средств и применение современных технологий создания и обработки земельно-кадастровой информации обеспечивают решение задач ИКЦ.
Перечень необходимых мероприятий, сроки и затраты на создание ИКЦ приведены в приложениях 1 , 5 .
2.2.2. Создание областного центра по научно-методическому
обеспечению
Для единого научно-методического обеспечения создания и ведения государственной автоматизированной системы земельного кадастра области при ЦЧОНИИгипроземе предусмотрено создание научно-методического центра (НМЦ). Для этого институт имеет ряд благоприятных факторов:
а) институт является генподрядчиком для комитета по земельным ресурсам и землеустройству и главного управления сельского хозяйства;
б) техническим отделом осуществляется методическое обеспечение земельнокадастровых работ;
в) отделом автоматизированных систем ведения земельного кадастра и проектирования (АСП) осуществляется разработка и адаптация программных средств по созданию графических и аналитических баз данных по землевладениям и землепользованиям по административным районам области.
Техническая база института позволяет осуществлять автоматизацию выполнения земельно-кадастровых работ, а наличие высококвалифицированных специалистов - осуществлять обучение на курсах повышения квалификации специалистовземлеустроителей как по технологии выполнения работ, так и эксплуатации ЭВМ, программных средств и освоения современных геодезических приборов и инструментов.
Перечень мероприятий, сроки создания и затраты по оснащению центра приведены в приложении 2 .
2.2.3. Создание кадастровых бюро в административных районах
и городах области
Программой на 1995-1997 г. предусматривалось создание при комитетах по земельным ресурсам и землеустройству административных районов и городов Воронеж и Нововоронеж создание 34 кадастровых бюро с общей численностью в количестве 247 человек. Основной задачей кадастровых бюро является формирование земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости при проведении кадастровых съемок (измерений), а также оказание услуг гражданам и юридическим лицам при реализации ими прав на землю.
В настоящее время кадастровые бюро созданы и функционируют в 19 районах и г. Воронеже, с общей численностью работников 99 человек, а в 11 районах кадастровые бюро настоящей Программой предусмотрено создать в 1998 году. Организационные мероприятия и затраты по созданию кадастровых бюро приведены в приложениях 3 , 9 .
2.2.4. Введение в штаты сельских, поселковых, городских
(кроме городов Воронеж и Нововоронеж) органов местного
самоуправления специалистов-землеустроителей
В области имеется 502 сельских, поселковых и городских администраций, в ведении которых насчитывается 1748 населенных пунктов. Реализация Программы на 1995-1997 годы позволила ввести специалистов в 310 администраций, причем в 13 административных районах укомплектованы специалистами все администрации, по остальным 19 требуется доукомплектация специалистами 192 сельских, поселковых, городских администраций.
В 1996 году облкомземом подготовлено типовое положение о специалисте по земельным вопросам исполнительного органа местного самоуправления, которое определяет правовой статус, порядок назначения, предмет и цели деятельности специалиста по земельным вопросам.
Назначение на должность специалиста по земельным вопросам производится органами местного самоуправления по согласованию с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству административных районов.
Потребность в специалистах и сроки комплектования кадрами сельских (поселковых) администраций приведена в приложении 4 .
2.3. Научно-методическое обеспечение
В соответствии с федеральной целевой Программой "Создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра Российской Федерации" научнометодическое обеспечение осуществляется Госкомземом России, Федеральным кадастровым центром "Земля" и другими федеральными институтами.
Разработку, подготовку и ввод в действие нормативно-технической базы и методик территориального значения обеспечивает Центр научнометодического обеспечения по согласованию с облкомземом. Организация научно-методического сопровождения процесса создания и внедрения ГАСЗК осуществляется облкомземом и его подразделениями - рай - (гор) комземами.
В соответствии с постановлением администрации области от 04.04.96 г. N 365 "О проведении работ по созданию геоинформационных систем" ЦЧОНИИгипрозем выполняет работы по созданию технологии получения базовых электронных карт и разработан системный проект на геоинформационную систему Воронежской области. Базовые электронные карты станут общей основой для земельного и других территориальных кадастров. Затраты на разработку технологий, создание и ведение баз данных приведены в приложении 9 .
3. Развертывание ГАСЗК области
Создание ГАСЗК пройдет в несколько этапов с учетом организационно-технической и научно-методической готовности предусмотренных Программой мероприятий.
На первом этапе предусматривается завершение работ по формированию и доукомплектованию кадрами кадастровых бюро рай(гор) комземов и сельских, поселковых, городских администраций, развертыванию переподготовки кадров, приобретению технических средств, разработке и внедрению программных средств, принятию актов нормативно-правового обеспечения.
На втором этапе обновляется и актуализируется информационное обеспечение, формируется работающая автоматизированная система кадастра. Обновляются технические средства и программное обеспечение. Создается интегрированная база данных о земле и прочно связанной с ней недвижимости.
3.1. Информационное обеспечение для ГАСЗК области
3.1.1. Изготовление и обновление планово-картографических
материалов
Для ведения земельного кадастра в области используется планово-картографический материал масштаба 1:10000 и 1:25000, а в городах и других населенных пунктах масштабов 1:500, 1:1000, 1:2000
Планово-картографический материал в масштабах 1:10000 и 1:25000 изготовлен предприятием "Южземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в 1975-1994 гг.
Основная часть области - 20 районов обеспечена планово - картографическим материалом масштаба 1:10000 в системе координат 1963 года и 7 районов - в системе координат 1942 г. По 5 районам имеется планово-картографический материал масштаба 1:25000, полученный путем наземной корректировки с использованием аэрофотоснимков в системе координат 1963 г.
В целях перехода области на масштаб 1:10000, настоящей программой предусмотрено изготовление обновляемых планово-картографических материалов по 5 районам в течение 3 лет. Планово-картографические материалы (ПКМ) на земли поселений в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000 выполнены в различные годы на незначительных площадях. На земли центров административных районов ПКМ практически полностью имеется, однако он в значительной степени устарел и требует обновления.
Для обеспечения работ по инвентаризации земель населенных пунктов программой предусмотрено обновление и создание планово-картографических материалов на площади 248,8 тыс. га, из них 115,9 тыс. га для городов областного подчинения и райцентров и 132,9 тыс. га для сельских населенных пунктов по 7 административным районам. Объемы и стоимость работ приведены в приложении 6 .
3.1.2. Межевание земель
Работы по межеванию земель проводятся с целью установления и восстановления границ землевладений и землепользований, в связи с тем, что в результате осуществления земельной реформы произошли значительные изменения в составе и количестве землевладений и землепользований.
Ранее установленные деревянные межевые знаки (в 30 годах и послевоенный период) практически не сохранились.
При межевании земель создается опорная межевая сеть (ОМС) из бетонных знаков. Работы предусмотрено выполнять в двух административных районах. Стоимость работ по срокам и источникам финансирования приведена в приложении 9 .
3.1.3. Инвентаризация земель населенных пунктов
Главной целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание основы для ведения государственного земельного кадастра в населенных пунктах и уточнения налогооблагаемых площадей, обеспечение первичной регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) земельных участков и выдача правоудостоверяющих документов.
Программой предусматривается проведение инвентаризации земель городов областного подчинения, центров административных районов и сельских населенных пунктов семи административных районов области.
Полная характеристика объемов работ, их стоимость и источники финансирования приведены в приложении 6 .
3.1.4. Подготовка информации по созданию автоматизированной
базы данных земельного кадастра
Основой создания автоматизированной базы данных земельного кадастра являются достоверные сведения о земле, представленные планово-картографическими материалами аэрофотосъемки масштаба 1:10000 и 1:25000. На данный период создания автоматизированной базы данных определены районы обеспеченные материалами аэрофотосъемки М 1:10000, изготовленными предприятием "Южземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в системе координат 1942 года.
Для автоматизации земельного кадастра необходимо, в первую очередь, создание электронных карт землевладений и землепользований в масштабе 1:10000. Для уточнения и учета происшедших после изготовления фотопланов изменений необходимо проведение корректировки планово-картографических материалов и соответствующей подготовки их для обработки на ЭВМ.
Стоимость работ приведена в приложении 9.
3.1.5. Ведение списков физических и юридических лиц -
плательщиков земельного налога и арендной платы за землю
В условиях рынка кадастровая информация сама по себе становится товаром.
Прямой экономической выгодой следует считать прирост поступлений в бюджет всех уровней от внедрения ГАС ЗК. По экспертной оценке за счет сокращения сроков выдачи новых свидетельств и других актов регистрации обеспечивается существенное увеличение налогооблагаемых площадей и ускорение платежей за землю в размере 15% от суммы собираемого налога.
Обеспечение подготовки и поддержания в актуальном состоянии списков физических и юридических лиц - плательщиков земельного налога возложено на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству административных районов. В целях оперативности актуализации списков и представления их в налоговые органы в настоящее время ведутся работы по программному обеспечению и созданию банка данных списка физических и юридических лиц.
Затраты на создание и ведение банка данных приведены в приложении 9.
3.1.6. Проведение работ по изучению и обновлению материалов
качественного состояния земель
В условиях рынка земли, сведения о качественном состоянии приобретают особое значение. Качественная характеристика земли является основой для кадастровой оценки, установлении размера земельного налога и определения нормативной цены земли.
Согласно закону Воронежской области "О землеустройстве" периодичность проведения почвенного обследования в области принята 15 лет.
Работы по почвенному обследованию в области Программой предусматривается проводить на площади не менее одного административного района в год. Обследование предусматривается проводить по районам с обновленным планово-картографическим материалом с целью перехода от масштаба почвенного обследования 1:25000 к масштабу 1:10000. Стоимость работ приведена в приложении 9 .
3.1.7. Оценка земель
Составной частью государственного земельного кадастра является кадастровая оценка всех земель, которая необходима для получения достоверных данных о пригодности использования их по назначению, производительной способности сельскохозяйственных угодий на землях различного качества и местоположения, размеров земельной ренты, а также стоимости земельных участков и нормативной цены земли.
Оценка земель должна осуществляться по единой государственной методике, которая в настоящее время совершенствуется в соответствии с требованиями федеральных органов. В связи с этим при планировании необходимо предусмотреть дальнейшее проведение работ по государственной оценке земель.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года N 319 на период до 2000 года планируется ежегодное проведение работ по определению нормативной цены земли и внесение корректировки в ее показатели для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Стоимость работ приведена в приложении 9.
3.1.8. Составление схем обременений и ограничений в
использовании земель
Выполнение этих работ осуществляется с целью получения достоверных графических и аналитических данных для организации первичного государственного учета земель охраняемых территорий, установления особых режимов использования земель при выдаче документов на право собственности (владения, пользования, аренды) земельными участками, осуществления действенного контроля за использованием и охраной земель. В настоящее время в области эти работы выполнены по 19 районам. По остальным 13 районам эти работы предстоит выполнить согласно настоящей программы до 2000 года. Стоимость работ по составлению схем приведена в приложении 9.
3.2. Техническое обеспечение создания ГАСЗК области
Создание и ввод в эксплуатацию ГАС ЗК в области предусматривает поставку (приобретение) технических средств и технологического оборудования, разработку и внедрение специального программного обеспечения, создание компьютерной сети и осуществление других организационно-технических мероприятий (приложения 1 , 2 , 5 ).
За годы реализации Программы планируется закончить оснащение ИКЦ облкомзема, районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, НМЦ ЦЧОНИИгипрозема комплексами программно-технических средств. Примерный состав технических средств определяется набором задач, решаемых на каждом уровне ГАС ЗК области, а в конечном итоге составом и объемом земельно-кадастровой информации.
Программой предусмотрено внедрение программных, технических средств и технологий, разработанных по заказу ФЦК <Земля>, а также разрабатываемого ЦЧОНИИгипроземом программного обеспечения по созданию фундаментально-базовых слоев ГИС-области. ГАС ЗК области будет включена в единую компьютерную сеть, охватывающую все административно-территориальные единицы. В дальнейшем планируется использование этой информации в системе управления Воронежской областью. Для технического обеспечения работ по созданию земельно-кадастровой информации для ГАС ЗК Программой планируется оснащение рай(гор) комземов (кадастровых бюро) и подразделений ЦЧОНИИгипрозем геодезическими приборами и оборудованием: спутниковыми приемниками, мобильными геодезическими комплексами, электронными тахеометрами, теодолитами, светодальномерами и оргтехникой.
Количество ПТК, геодезических приборов и оборудования, а также затраты на их приобретение, установку, сопровождение, внедрение программных средств и технологий по годам и источникам финансирования приведены в приложениях 5 , 9 .
3.3. Кадровое обеспечение ГАС ЗК
Кадровый состав территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству укомплектован на конец 1997 года на 96 процентов и позволяет решить основные, организационные и методические мероприятия Программы.
В структуре стационарной землеустроительной службы области 85 процентов специалистов имеют высшее образование, 74 процента базовую квалификацию.
Из числа специалистов по земельным вопросам сельских (поселковых) администраций 49 процентов работников имеют высшее и среднее образование, а 28 являются дипломированными инженерами-землеустроителями.
Из работающих специалистов кадастровых бюро около 80 процентов имеют высшее и среднее образование, 60% базовую квалификацию.
В целях выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой намечается повышение уровня профессиональной подготовки кадров, занятых регулированием земельных отношений в области. Организуется подготовка, переподготовка и обучение специалистов по земельным вопросам органов местного самоуправления и специалистов кадастровых бюро в научно-методическом центре ЦЧОНИИгипрозема. Планируется провести подготовку и переподготовку специалистов территориальных органов на базе учебных центров Госкомзема по специализациям регистрация и учет земель, компьютеры и программное обеспечение ведения государственного земельного кадастра.
План мероприятий по подготовке, переподготовке и обучению специалистов приведен в приложении 7 .
4. Финансовое обеспечение
4.1. Источники финансирования создания ГАСЗК области
Финансирование Программы будет обеспечиваться за счет части средств поступающих от платежей за землю централизуемых в федеральном, областном и местных бюджетах, а также деятельности кадастровых бюро рай(гор) комземов по оказанию платных услуг (приложение 8 ).
Общая сумма затрат составляет 117050 тыс. рублей, в том числе:
- федеральный бюджет - 14890 тыс. рублей, 12,7%
- областной бюджет - 44852 тыс. рублей, 38,3%
- местные бюджеты районов и городов - 56698 тыс. рублей, 48,5%
- оказание платных услуг кадастровым бюро - 610 тыс. рублей, 0,5%
Программой предусматривается, средства федерального бюджета направлять на программно-техническое оснащение и на централизованные мероприятия по картографированию, инвентаризации и оценке земель.
Средства областного и местных бюджетов предусматривается направить, в основном, на информационное обеспечение ГАС ЗК, включая инвентаризацию земель, и эксплуатационные расходы.
Расходование средств по видам мероприятий и работ с распределением по годам и источникам финансирования приведено в приложении 9.
4.2. Социально-экономическая эффективность
Автоматизированная система государственного земельного кадастра создается как государственная информационная инфраструктура, обеспечивающая реализацию новых земельных отношений. Основные задачи определяют и эффективность ее функционирования. Наличие исчерпывающей кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит принять более эффективные решения в области организации, развития и размещения производительных сил на всех уровнях.
Достоверная кадастровая информация позволит повысить эффективность налоговой системы, активно воздействовать на рынок земли и недвижимости, более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли.
В условиях рынка кадастровая информация сама по себе становится товаром. Ее потребителями будут научно-исследовательские, учебно-консультационные и проектные организации различного направления деятельности, осуществляющие операции с землей и недвижимостью.
Автоматизированная система земельного кадастра наряду с выполнением функций правового и информационного характера, а также управления земельным фондом служат фискальным целям, принося государству значительные доходы.
Прямой экономической выгодой следует считать прирост поступлений в бюджет всех уровней от внедрения ГАС ЗК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.