См. Устав Воронежской области от 7 июня 2006 г.
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы" (далее по тексту - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Финансирование Программы в 2003 году осуществляется в соответствии с Законом Воронежской области от 5 января 2003 года N 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год".
3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на первого заместителя председателя Воронежской областной Думы Титова Ю.Т.
4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
5. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие на территории Воронежской области с главным управлением государственного имущества администрации Воронежской области и Орловским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, оказывать содействие исполнителям настоящей Программы в ходе ее реализации.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Воронежской областной Думы |
A.M. Наквасин |
Областная целевая программа
"Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области
на 2003-2006 годы"
(утв. постановлением Воронежской областной Думы
от 3 июля 2003 г. N 647-III-ОД)
I. Паспорт программы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы" |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации Воронежской области от 11 июля 2002 года N 1290-р "О мерах по развитию рынка корпоративных ценных бумаг на территории Воронежской области" |
Государственный заказчик Программы |
Главное управление государственного имущества администрации Воронежской области |
Основные разработчики Программы |
Главное управление государственного имущества администрации области, главное управление по промышленности, транспорту и связи администрации области, главное управление агропромышленным комплексом администрации области, Представительство Орловского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) по Воронежской области |
Основная цель Программы | Создание условий для развития рынка ценных бумаг (фондового рынка) на территории Воронежской области и его использования для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики |
Основные задачи Программы |
1. Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области. 2. Создание инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории Воронежской области, содействующей увеличению его емкости. 3. Стимулирование привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс Воронежской области. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2003-2006 годы. Этапы реализации: 1-й этап - создание условий для формирования инфраструктуры и развития рынка ценных бумаг - 2004 год; 2-й этап - развитие рынка ценных бумаг - 2005-2006 годы |
Перечень основных мероприятий |
1. Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах Воронежской области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов. 2. Формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры рынка ценных бумаг. 3. Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области |
Исполнители основных мероприятий |
Главное управление государственного имущества администрации Воронежской области, главное управление экономического развития администрации Воронежской области, главное управление по промышленности, транспорту и связи администрации Воронежской области, главное управление агропромышленным комплексом администрации Воронежской области, Представительство Орловского регионального отделения ФКЦБ России по Воронежской области (по согласованию), организации Воронежской области, определяемые на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования |
Областной бюджет. Общий объем финансирования по Программе - за счет средств областного бюджета - 3105 тыс. руб., в том числе на 2003 год - 800 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Формирование инфраструктуры и механизмов развития рынка ценных бумаг. Рост инвестиций на предприятиях области за счет увеличения их капитализации и развития фондового рынка. Выход ценных бумаг воронежских предприятий на общероссийский фондовый рынок |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Административный контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - главное управление государственного имущества администрации Воронежской области. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Контрольно-счетная палата Воронежской области |
II. Основное содержание
Введение
Областная целевая программа "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы" (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 11 июля 2002 года N 1290-р "О мерах по развитию рынка корпоративных ценных бумаг на территории Воронежской области" При этом нормативно-правовой основой разработки Программы являлись:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в редакции федеральных законов от 20 февраля 1996 года N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 года N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 138-ФЗ, от 16 апреля 2001 года N 45-ФЗ, от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ, от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ, от 10 января 2003 года N 15-ФЗ);
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29 июля 2000 года N 106-ФЗ, от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ, от 7 мая 2002 года N 47-ФЗ, от 24 июля 2002 года N 107-ФЗ, от 11 декабря 2002 года N 169-ФЗ);
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции федеральных законов от 26 ноября 1998 года N 182-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 139-ФЗ, от 7 августа 2001 года N 121-ФЗ, от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ);
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции федеральных законов от 13 июня 1996 года N 65-ФЗ, от 24 мая 1999 года N 101-ФЗ, от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ, от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, от 31 октября 2002 года N 134-ФЗ, от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ);
- Закон РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в редакции федеральных законов от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ, от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ, от 10 января 2003 года N 15-ФЗ);
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);
- Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, от 25 июля 2002 года N 117-ФЗ);
- Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 181-ФЗ "О бюджете развития Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ);
- Закон Воронежской области от 2 июля 2001 года "Устав (Основной Закон) Воронежской области" N 11-III-ОЗ (в редакции законов Воронежской области от 8 января 2002 года N 38-III-ОЗ; от 15 мая 2002 года N 25-ОЗ; от 28 апреля 2003 года N 15-ОЗ; от 28 апреля 2003 года N 17-ОЗ);
- Закон Воронежской области от 15 мая 2002 года N 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 21 февраля 2002 года N 10-ОЗ "О промышленной деятельности в Воронежской области" (в редакции Закона Воронежской области от 10 июля 2002 года N 43-ОЗ).
В соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по техническому перевооружению предприятий. В настоящее время практически в каждом регионе России приняты те или иные программы по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, конкретные льготы и гарантии частным инвесторам. Вместе с тем эффективность этих полезных для любого инвестора декларированных принципов по привлечению инвестиций зависит от их практического применения теми или иными организационными структурами и использования соответствующих инструментов привлечения инвестиций.
Программа разработана в целях реализации резолюции Совета Центрального федерального округа от 25 апреля 2002 года и Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Орловским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и администрацией Воронежской области от 24 мая 2001 года.
При разработке Программы использовался опыт других субъектов Российской Федерации, прежде всего, г. Москвы, Тульской и Ярославской областей.
Программа разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, финансируемых с участием средств бюджета области и государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 8 октября 2002 года N 863.
Глава 1. Обоснование необходимости разработки Программы
Современное состояние экономики Воронежской области не соответствует ее потенциальным возможностям. К основным проблемам области относятся неудовлетворительное положение в сфере обновления основных производственных фондов, а также состояние инвестиционной деятельности в инфраструктуре и социальной сфере. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области.
Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики области, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности, обеспечения устойчивого развития.
Воронежская область входит в состав Центрального федерального округа (далее - ЦФО), который отличается от других регионов России высокой концентрацией обрабатывающей промышленности и машиностроения при наиболее развитой финансовой инфраструктуре - здесь сосредоточено более 54% кредитных организаций России, на счетах которых находится более 80% финансовых средств. На долю ЦФО приходится более 20% общероссийского объема производства, при этом износ основных фондов предприятий в настоящее время превышает в среднем 50%. По данным Минэкономразвития Российской Федерации по итогам 2001 года положительные темпы роста инвестиций в основной капитал отмечены во всех федеральных округах, кроме ЦФО.
В Воронежской области к 2002 году индекс активности инвестиций в основной капитал в промышленности по сравнению с 1994 годом составил 56%. Износ основных фондов промышленности в области составил 62%, износ парка сельхозмашин - 90%, подвижного состава автобусов - свыше 90%, трамваев - 83%, троллейбусов - 82%. Кроме того, 42,7% предприятий и организаций являются убыточными, а уровень рентабельности значительного количества остальных предприятий недостаточен для повышения инвестиционной активности.
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обновление состава производственных средств. Однако за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - модернизировать реальный сектор экономики и обеспечить его динамичное развитие невозможно.
Фондовый рынок является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по технологическому перевооружению предприятий. Основными инструментами рынка ценных бумаг, предоставляющими возможность привлечь средства большого числа инвесторов, являются акции и облигации. При выпуске акций предприятие увеличивает уставный капитал, а их владельцы приобретают права на получение дивидендов и участие в управлении акционерным обществом. В отличие от эмиссий акций, выпуск облигаций не может привести к изменениям в структуре собственности эмитентов, поскольку является механизмом долгового финансирования предприятия на заранее объявленных условиях.
Предприятия постепенно осваивают фондовый рынок и привлекают инвестиции с помощью его инструментов, однако эта тенденция не является доминирующей в общем объеме привлеченных средств. В 1999-2001 годах по открытой подписке в 14 субъектах Федерации ЦФО был размещен 61 выпуск акций общим объемом 3,3 млрд. руб. По закрытой подписке за тот же период размещено 2 820 выпусков акций общим объемом 84,4 млрд. руб.
За тот же период в Воронежской области по открытой подписке было размещено 5 выпусков акций общим объемом 20,5 млн. руб., по закрытой подписке размещено 83 выпуска акций общим объемом 302,5 млн. руб.
Объемы заемных денежных средств, привлекаемые предприятиями ЦФО путем выпуска облигаций, пока сравнительно невелики. В 1999-2001 годах по открытой подписке было размещено 16 выпусков облигаций общим объемом 14,7 млрд. руб. По закрытой подписке размещено 32 выпуска облигаций общим объемом 1,7 млрд. руб.
Таким образом, объемы размещения акций по закрытой подписке в 25 раз превышают соответствующие объемы по открытой подписке. В то же время, при выпуске облигаций ситуация противоположная: объемы открытых размещений в 9 раз превышают объемы закрытых размещений. Иначе говоря, опасаясь перераспределения капитала, эмитенты размещают новые выпуски акций главным образом среди существующих акционеров. При осуществлении облигационных займов они в основном ориентируются на сторонних инвесторов. При этом структура акционерного капитала не меняется и перераспределения собственности не происходит.
Последнее свидетельствует о перспективах развития рынка корпоративных облигаций, так как они дают возможность задействовать более широкую ресурсную базу - инвестиционные средства населения, иностранных инвесторов, свободные активы кредитных учреждений и других финансовых организаций.
Фондовый рынок в России, благодаря росту объемов выпуска корпоративных облигаций, начал выполнять свою основную функцию - обеспечивать промышленные предприятия значительными объемами инвестиционных средств. Начиная с 1999 года, в России было размещено порядка 118 выпусков корпоративных облигаций, что позволило 74 эмитентам - промышленным предприятиям различных отраслей (главным образом предприятиям энергетики, телекоммуникаций, пищевой и перерабатывающей промышленности) привлечь более 68 млрд. руб.
Способ привлечения инвестиций путем выпуска облигаций является для эмитентов привлекательным по следующим причинам:
- возможность осуществлять заимствования по более низким ставкам в сравнении с банковскими кредитами (по рублевым кредитам коммерческих банков процентные ставки находятся на уровне 26% - 27% годовых, в то же время средняя годовая доходность облигаций - 20% - 22% годовых);
- возможность привлекать средства в объеме, значительно превышающем банковский кредит (средний объем банковских кредитов не превышает 100 млн. руб., в то же время объем привлеченных средств по облигационным выпускам составляет порядка 600 млн. руб.);
- возможность более длительных сроков заимствования (90% кредитов выдается на срок менее 1 года, в то же время средний срок обращения корпоративных облигаций - 2-3 года).
Однако ускоренное развитие инвестиционно ориентированного фондового рынка в России сдерживается недостаточной подготовкой руководителей и специалистов предприятий в вопросах привлечения инвестиций путем выпуска ценных бумаг, а также значительными затратами при размещении первых публичных эмиссий. Серьезной проблемой является также отсутствие информационной поддержки фондового рынка и высокая степень недоверия населения к финансовым институтам.
Для активизации инвестиционных процессов в реальном секторе экономики необходимо повысить эффективность совместной работы органов государственной власти по контролю за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, а также проводить политику стимулирования предприятий - эмитентов.
Одной из основных причин, сдерживающих процесс привлечения инвестиций на предприятия, являются нарушения действующего законодательства о рынке ценных бумаг. Такие нарушения являются следствием низкого уровня подготовки соответствующих специалистов на предприятиях - эмитентах. Это относится как к знаниям законодательства, так и корпоративного управления в целом. Кроме того, нарушения законодательства связаны с низкой правовой культурой населения в целом, доходящей до степени правого нигилизма. Отсутствие знаний о своих правах у рядовых акционеров, к которым относится значительная часть населения Воронежской области, также способствует совершению правонарушений руководством и специалистами предприятий.
По состоянию на 1 декабря 2002 года на территории Воронежской области зарегистрировано 4579 акционерных обществ, в том числе 1329 открытых акционерных обществ и 3250 закрытых акционерных обществ, из которых только 45% зарегистрировали выпуски ценных бумаг, размещаемых при учреждении. Из числа эмитентов Воронежской области наибольшее количество акционерных обществ, не зарегистрировавших выпуски ценных бумаг, находится в Павловском и Россошанском районах, а также в г. Нововоронеже. Аналогичная ситуация складывается и с регистрацией дополнительных эмиссий.
Предприятия могут осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, но при отсутствии государственной регистрации выпусков ценных бумаг любые их сделки, в том числе с имуществом и недвижимостью, могут быть признаны недействительными в соответствии с действующим законодательством.
Представительством Орловского регионального отделения ФКЦБ России по Воронежской области совместно с отделом развития рынка ценных бумаг главного управления государственного имущества администрации Воронежской области за период с 1 апреля 2002 года по 28 февраля 2003 года проведено 34 проверки соблюдения законодательства акционерными обществами области, из них 10 - внеплановых.
Помимо отсутствия регистрации эмиссий акций, в ходе проверок установлено, что нарушения норм законодательства, связанные с работой органов управления обществами, составляют 96% от всех выявленных нарушений, нарушения, связанные с ведением реестра акционеров, - 58%, нарушения, связанные с приобретением обществами акций, - 16%, нарушения, связанные с раскрытием информации и обеспечением информационных прав акционеров, - 96%.
В соответствии со статьями 15.17-15.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ нарушения эмитентами требований законодательства о рынке ценных бумаг влекут за собой административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" 40 % от сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации по месту совершения правонарушения. За истекший период работы Представительства было возбуждено 3 производства по делам об административных правонарушениях, общий объем штрафов составил 80 000 руб.
Влияние государства на эмитентов ограничено и сводится лишь к штрафам, размеры которых в сравнении с наносимым ущербом крайне незначительны. По результатам проведенных проверок акционерным обществам, нарушившим требования действующего законодательства о рынке ценных бумаг, направлены 30 предписаний, практически все они исполнены. Выявленные нарушения освещаются в публикациях в средствах массовой информации, что способствует повышению информированности населения о фондовом рынке и регулирующих его правилах. Сотрудниками Представительства и отдела развития рынка ценных бумаг главного управления государственного имущества администрации Воронежской области постоянно проводятся консультации акционеров и специалистов предприятий. Увеличение числа поступающих в Представительство жалоб от акционеров воронежских обществ свидетельствует о повышении их информированности и определенных изменениях в состоянии соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в Воронежской области.
Серьезной причиной несоблюдения законодательства являются недостатки в работе правоохранительных органов, прежде всего, низкая компетенция их сотрудников в сфере рынка ценных бумаг. Другим существенным фактором является отсутствие межведомственного взаимодействия правоохранительных органов на территории области по соблюдению законодательства о рынке ценных бумаг - как на уровне обмена информацией о возможных и (или) готовящихся правонарушениях, так и в процессе расследования уже выявленных.
Из вышеизложенного вытекает, что обеспечение соблюдения требований законодательства о рынке ценных бумаг способствует процессу привлечения инвестиций на предприятия и ведет к улучшению инвестиционного климата на территории Воронежской области.
Одной из предпосылок для экономических правонарушений в сфере перераспределения собственности является несоответствие величины уставного капитала реальной стоимости активов компаний. В большинстве акционерных обществ уставный капитал в 100 - 1000 раз ниже стоимости активов. Низкая капитализация фондового рынка России ограничивает приток инвестиций в производство и тормозит развитие финансовой системы в регионе. Предприятия с недооцененными акциями становятся объектами агрессивных скупок и недружественных поглощений, что нередко приводит к дестабилизации ситуации и остановке производства. Это обостряет социальные проблемы, особенно в тех случаях, когда предприятия являются градообразующими.
Внедрение кодекса корпоративного поведения, предусматривающего приведение размера уставного капитала акционерным обществом в соответствие с активами предприятия, акционерными обществами с числом акционеров свыше 1000 и с государственной долей собственности в уставном капитале послужит конкретным примером для других акционерных обществ, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности эмитентов и даст им возможность эффективно использовать инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций с целью финансирования, модернизации и расширения производства. Для потенциальных инвесторов есть несколько ключевых моментов при принятии решения о вложении средств в компанию. Это ее финансовое положение и результаты деятельности, стратегия и планы на будущее, организация корпоративного управления в компании. Для инвесторов очень важно, как будут защищены их интересы. Положительные финансовые результаты компании, безусловно, имеют большое значение для инвесторов. Но недостатки в системе корпоративного управления вызовут у них сомнения по поводу того, насколько эти результаты будут им полезны. Ведь если компания вместо выплаты дивидендов по акциям будет выводить прибыль в другие предприятия, связанные с контролирующим акционером, и никто не сможет этому воспрепятствовать, то инвестировать не имеет смысла. А подозрение в наличии подобных операций способны негативно повлиять на курс акций компаний.
Возрастающая роль рынка ценных бумаг как механизма перераспределения капитала требует повышенного внимания со стороны регулирующих и правоохранительных органов.
Представленная Программа содержит комплекс мер, направленных на развитие инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, способствует формированию инвестиционно ориентированного фондового рынка и смягчению негативных тенденций в сфере перераспределения собственности на предприятиях.
Программа предусматривает создание:
- организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики области;
- системы информационной поддержки рынка ценных бумаг и инвестиционного просвещения населения через средства массовой информации и региональный сервер раскрытия информации;
- финансового механизма реализации программных действий.
Программа предусматривает изменение стратегии бюджетной поддержки предприятий от прямого субсидирования промышленности к менее затратному механизму - стимулированию привлечения инвестиций самими предприятиями с помощью инструментов рынка ценных бумаг. В случае привлечения заемных средств (кредитов банка) процентная ставка за пользование кредитом составит 25% - 27% годовых, что приведет к существенным дополнительным затратам, связанным с погашением долга. Регистрация выпуска ценных бумаг также связана с дополнительными затратами, в том числе с необходимостью уплаты налога на операции с ценными бумагами в размере 0,8 процента от суммы эмиссии. В случае регистрации облигаций возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга в размере 18% - 20% доходности.
Тем не менее вариант дополнительного выпуска ценных бумаг (прежде всего, облигаций) более выгоден, так как с его помощью могут осуществляться более дорогостоящие проекты, период окупаемости которых составляет несколько лет. Конечный результат Программы в части компенсации доли купонного дохода по корпоративным облигациям за счет средств бюджета области заключается в следующем.
Предоставление бюджетных средств для компенсации части купонных выплат по облигациям позволяет установить достаточно высокий размер купона (25%-27% годовых), что делает выпуск привлекательным для инвесторов, при этом предприятие самостоятельно выплачивает порядка 9% - 12% годовых, что значительно ниже стоимости альтернативного долгового финансирования. Небольшой объем расходов на обслуживание долга позволяет предприятиям привлекать значительные финансовые ресурсы на реализацию инвестиционных проектов, результатом которых становится рост выручки и прибыли, а соответственно, и налоговых отчислений в бюджет. Таким образом, применение схемы становится экономически выгодным для всех участников рынка: для эмитентов - за счет снижения расходов на обслуживание долга, для инвесторов - за счет высокой доходности, а для бюджета - за счет расширения налоговой базы.
Реализация данной схемы возможна двумя путями:
1. Предоставление бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе.
2. Предоставление бюджетного кредита.
При предоставлении бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе восполнение бюджета происходит только за счет расширения налоговой базы. В соответствии с условиями предоставления финансирования предприятие должно увеличить налоговые и иные поступления в казну области не менее чем на сумму выделяемых средств из бюджета в год после окончания технического перевооружения и выхода предприятия на проектные мощности.
С точки зрения бюджета более надежным и менее затратным вариантом оказания поддержки предприятиям является выделение бюджетных средств для финансирования части выплат купонного дохода по облигациям в форме долгосрочного кредита.
Пример:
Такой вариант бюджетной поддержки применен для компенсации части (до 2/3) купонного дохода (25 процентов годовых), выплачиваемого в рамках облигационного займа ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" объемом 900 млн. руб. на строительство солодовенного производства. Субвенция предоставляется на срок до 4 лет с правом отсрочки процентных платежей на срок до 2 лет и погашением отсроченных процентных платежей равными долями до момента возврата средств. Годовая процентная ставка по субвенции равна 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент предоставления первого транша субвенции. Сумма бюджетного кредита выделяется траншами в течение 3 лет в сроки, соответствующие выплате купонного дохода, и не может превышать 337,5 млн. руб. Для снижения затрат предприятию предоставлена возможность погасить не менее 1/3 бюджетного кредита акциями дочернего юридического лица. При создании дочернего предприятия акционерное общество вносит в его уставный капитал имущественный комплекс построенной солодовни. Гарантией возврата бюджетного кредита и уплаты процентов за его использование является залог акций ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" на сумму 420 млн. руб.
Для предприятия эта схема выгодна, поскольку облигации размещаются в целях привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, период окупаемости которых составляет зачастую несколько лет. В таких случаях предприятие-эмитент сталкивается с необходимостью выплаты купонного дохода еще в инвестиционной стадии проекта, что осложняет его финансовую деятельность. Использование субвенций позволяет эмитенту отложить во времени выплату доходов по облигациям до того момента, когда проект начнет приносить реальную прибыль, и, следовательно, он может осуществлять более дорогостоящие инвестиционные проекты.
В целом программа стимулирования выпуска облигаций рассчитана на то, чтобы используя эффективные для бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс первого размещения корпоративных ценных бумаг с целью привлечения более долгосрочных и относительно более дешевых, по сравнению с банковскими кредитами, инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг.
Одной из возможных моделей экономических отношений на фондовом рынке по привлечению крупных инвестиционных ресурсов может стать ипотечное кредитование, тем более что в современной России начинается развитие ипотечного рынка. В результате совершенствования инструментов и институтов привлечения частных финансовых ресурсов на вторичном рынке ипотечный рынок может стать самым крупным механизмом по перераспределению капитала в жилищный и строительный секторы, а также сопряженные с ним отрасли. Ипотечный рынок создает предпосылки для развития финансовых операций с физическими лицами. Путем повышения финансовой дисциплины населения, включающей добросовестное отношение к заемным средствам, срочное финансовое планирование средств семьи, субъекты Федерации и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получить доступ к доходам физических лиц как самому большому сектору - поставщику финансовых ресурсов.
Назначение модели ипотечного кредитования - обеспечение долгосрочными ресурсами кредиторов с целью увеличения объемов кредитования. Развитая ипотечная система представляет собой самодостаточный механизм, с одной стороны, доступный разным имущественным слоям населения, а с другой - прибыльный для всех взаимодействующих звеньев. Ключевую роль в этом процессе играет формирование и развитие рынка ипотечных облигаций. Стремление населения Воронежской области вкладывать свои сбережения в недвижимость подтверждается данными Главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области. Наибольший прирост сбережений населения в I квартале 2002 года наблюдался по вложениям в недвижимость - в размере 65,2%, несколько ниже по депозитным операциям и операциям с ценными бумагами - 59,1% и приобретению иностранной валюты - 28,9%. При этом наличные деньги на руках у населения по сравнению с аналогичным периодом 2001 года сократились более чем в 3 раза. (См.: Центральный банк Российской Федерации. Главное управление по Воронежской области. Информационноаналитический бюллетень. Январь-март 2002 года).
Масштабы вложений, их прирост, несомненно, были бы значительнее, если бы более широкие слои населения могли инвестировать в недвижимость. А это возможно только при условии функционирования регионального рынка ипотечных облигаций. Тем более, что переход экономики из фазы кризиса в фазу подъема, как правило, начинается с активизации жилищного строительства. Жилищный сектор требует долгосрочных инвестиций, а последние отражают уверенность населения и компаний в стабильном будущем. В этих условиях жилищное строительство для области может стать тем "локомотивом", который способен вытянуть всю экономику субъекта Федерации.
В условиях низкой активности фондового рынка недвижимость остается самым привлекательным направлением инвестирования, особенно в условиях дефицита жилого фонда в крупных российских городах. Однако в отличие от вложений в иностранную валюту или в ценные бумаги, вложения в недвижимость не могут быть дробными в той степени, в которой они доступны большинству населения. Решить эту проблему может только рынок ипотечных облигаций. Предполагаемое размещение части выпусков ценных бумаг среди физических лиц должно способствовать привлечению средств населения в инвестиционный процесс.
Таким образом, развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области является проблемным сектором социально-экономической инфраструктуры, требующим своего решения программным методом.
Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основная цель Программы - создание условий для развития рынка ценных бумаг (фондового рынка) на территории Воронежской области и его использования для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Для достижения поставленной цели основными задачами Программы являются:
1. Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области. 2. Создание инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории Воронежской области, содействующей увеличению его емкости.
3. Стимулирование привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс Воронежской области.
Срок реализации Программы - 2003-2006 годы.
Этапы реализации:
1-й этап - создание условий для формирования инфраструктуры и развития рынка ценных бумаг - 2004 год.
2-й этап - развитие рынка ценных бумаг - 2005-2006 годы.
Глава 3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы.
В рамках Программы реализуются 3 мероприятия.
1.1. Целью мероприятия "Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах Воронежской области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов" является повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области. Мероприятие реализуется путем:
1) разработки программ, организации и проведения семинаров по специфике рынка ценных бумаг;
2) создания системы информирования и обучения представителей государства в органах управления акционерных обществ, а также руководителей и ведущих специалистов предприятий по вопросам корпоративного управления;
3) внедрения в практику положений кодекса корпоративного поведения. Кодекс корпоративного поведения одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 года (протокол N 49) и рекомендован к применению акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 года N 421/р "О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения";
4) участия в создании информационно-аналитической системы (ИАС) ЦФО и обеспечения подключения к ней всех заинтересованных государственных структур на территории Воронежской области;
5) обеспечения раскрытия информации на региональном сервере;
6) стимулирования перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности - IAS (International Accounting Standards) и US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и стимулирования увеличения их уставных капиталов в соответствии с размерами активов (проведение инвентаризации и анализа капитализации предприятий);
7) внедрения общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности эмитентов Воронежской области и размещения рейтинговых таблиц на региональном сервере раскрытия информации и в средствах массовой информации.
Проведение вышеназванных мероприятий должно осуществляться комплексно. Повышение образовательного уровня как представителей государства в органах управления акционерных обществ, так и самих руководителей предприятий должно привести к более глубокому и ясному пониманию ими системы корпоративного управления, роли, места и функций органов управления акционерными обществами, необходимости взаимодействия с акционерами и инвесторами путем обеспечения раскрытия предусмотренного объема информации. В свою очередь, меры государственной поддержки обеспечения раскрытия информации и контроля за соблюдением соответствующих норм действующего законодательства также приведут к повышению информационной прозрачности. Пропаганда внедрения в практику положений кодекса корпоративного поведения должна, прежде всего, осуществляться в акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Воронежской области, поскольку в них существуют реальные механизмы обеспечения такого внедрения. Последующее освещение положительных результатов применения кодекса будет проходить уже во всех акционерных обществах.
Одним из ключевых моментов, влияющих на инвестиционную привлекательность и капитализацию российских предприятий, является их финансовая прозрачность. Отчетность, ведущаяся российскими предприятиями по существующим в Российской Федерации нормам, является препятствием для осуществления инвестиций иностранными инвесторами, так как не соответствует международным нормам. В этой связи целесообразно стимулировать переход на международные стандарты финансовой отчетности и увеличение уставных капиталов в соответствии с размерами активов. Указанные мероприятия можно также проводить сначала в акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Воронежской области. Следующим шагом по формированию инвестиционной привлекательности является организация взаимодействия с ведущими российскими и мировыми рейтинговыми агентствами типа "Эксперт-РА", Standard&Poors, присвоение мировых рейтинговых стандартов качества корпоративного управления ведущим акционерным обществам Воронежской области.
Срок реализации мероприятия - 2003-2006 годы.
Общий объем финансирования мероприятия из областного бюджета - 2 500 тыс. рублей, в том числе на 2003 год - 240 тыс. рублей из 249 тыс. рублей, предусмотренных п. 49 приложения 6 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2003 год" к Закону Воронежской области от 5 января 2003 года N I-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год":
N п/п |
Минис- терство |
Раздел | Под- раздел |
Целевая статья |
Вид рас- ходов |
Сумма (тыс. руб.) |
|
49 | Проведение учебно-методических мероприятий по повышению уровня и качества менеджмента в сфере имущественных отношений |
163 | 30 | 04 | 515 | 397 | 249 |
3.2. Целью мероприятия "Формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры рынка ценных бумаг" является создание инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории области, содействующей увеличению его емкости. Мероприятие реализуется путем:
1) формирования, ведения и обновления базы данных по акционерным обществам, зарегистрированным на территории Воронежской области;
2) создания регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий; инвестиционных проектов и бизнес-планов;
3) сопровождение и программное обеспечение сервера и базы данных;
4) организации системы взаимодействия с областными средствами массовой информации в сфере акционерного права, управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов;
5) организации изучения, методического обобщения и распространения опыта работы эмитентов области и других регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг, сведений об эффективности такого привлечения через публикации в средствах массовой информации;
6) проведения на регулярной основе публичных мероприятий (межрегиональные конференции, совещания, семинары, "круглые столы" и т.п.), пропагандирующих опыт предприятий, эффективно использующих инструменты рынка ценных бумаг;
7) стимулирования увеличения количества профессиональных участников, консалтинговых компаний, оказывающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг, размещения информации о них на региональном сервере;
8) организации взаимодействия с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области и другими банковскими организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями, такими как Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД).
Помимо описанных выше мероприятий по формированию инвестиционной привлекательности области, необходимо также качественное развитие всей инфраструктуры фондового рынка. Для рынка ценных бумаг информационная прозрачность является фундаментальным принципом, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и, прежде всего, самих владельцев ценных бумаг. Достоверные данные по первичному и вторичному рынку интересуют абсолютно всех субъектов рынка ценных бумаг и, безусловно, являются одним из самых важных критериев качества рынка ценных бумаг, особенно в условиях складывающейся на нем конкуренции. Точные своевременные данные, широко распространенные и отражающие реальные условия эмиссии ценных бумаг, торговли ценными бумагами, привлекают внимание профессиональных участников рынка и их клиентов, способствуют оживлению рынка. Если такие данные поступают с задержкой, нет их сопоставления, в данных "появляются" неточности, то не вызывает сомнений, что рынок ценных бумаг теряет привлекательность, падает его конкурентоспособность.
Поэтому для формирования информационной инфраструктуры необходимы меры государственной поддержки. Закон Воронежской области от 15 мая 2002 года N 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" определяет обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности в качестве одной из форм государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности (ст. 10), однако механизма реализации указанной нормы не содержит. В этой связи такая мера государственной поддержки инвестиционной деятельности, как создание регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов будет служить практической реализации норм названного Закона.
При всех положительных сторонах использования современных информационных технологий доступность информации для населения как основного и перспективного инвестора должна обеспечиваться и с помощью традиционных средств массовой информации, в связи с чем целесообразно проведение мероприятий по повышению информированности населения о рынке ценных бумаг через средства массовой информации, а также широкое освещение положительного опыта по развитию фондового рынка.
Рынок ценных бумаг, как и любая другая экономическая система, функционирует через системы особых институтов. Для фондового рынка таковыми являются его профессиональные участники. Потому увеличение их численности, а также широкое взаимодействие с ассоциациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций является важной предпосылкой создания полноценного фондового рынка в области.
Срок реализации мероприятия - 2003-2006 годы.
Общий объем финансирования мероприятия из областного бюджета - 605 тыс. рублей, в том числе на 2003 год - 560 тыс. рублей из 12 240 тыс. рублей, предусмотренных п. 33 приложения 6 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2003 год" к Закону Воронежской области от 5 января 2003 года N 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год".
/---------------------------------------------------------\
|N | |Минис- |Раздел|Под-|Целе-| Вид |Сумма|
|п/п| |терство| |pаз-|вая | рас-|(тыс.|
| | | | |дел |cта- |ходов|руб.)|
| | | | | |тья | | |
|---+---------------+-------+------+----+-----+-----+-----|
|33 |Информатика |092 |10 |07 | | |12240|
| |(информационное| | | | | | |
| |обеспечение) | | | | | | |
\---------------------------------------------------------/
Подробная расшифровка затрат бюджетных средств приведена в информационной карточке по некоммерческому мероприятию "Создание регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий, инвестиционных проектов и бизнес-планов".
3.3. Целью мероприятия "Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области" является стимулирование привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс области. Мероприятие реализуется путем:
1) оказания бюджетной поддержки предприятиям для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете. Главным критерием при принятии решения о выделении бюджетных средств будет являться увеличение налоговых платежей предприятия в бюджеты всех уровней в результате привлечения инвестиций с рынка ценных бумаг; при рассмотрении вопроса о предоставлении бюджетной помощи предприятию будет рекомендовано проводить работу по размещению части выпусков ценных бумаг среди индивидуальных инвесторов (физических лиц) и институтов коллективного инвестирования;
2) разработки проекта закона Воронежской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";
3) создания условий для свободного обращения ценных бумаг предприятий Воронежской области путем содействия организации фондовых центров и магазинов, обеспечения выхода ценных бумаг воронежских предприятий на общероссийский фондовый рынок (Московскую межбанковскую валютную биржу - ММВБ и другие биржи, в Российскую торговую систему - РТС);
4) создания условий привлечения финансовых структур для развития рынка ценных бумаг.
Как указывалось выше, Программа предусматривает изменение стратегии бюджетной поддержки предприятий от прямого субсидирования промышленности к менее затратному механизму - стимулированию привлечения инвестиций самими предприятиями с помощью инструментов рынка ценных бумаг.
Суть предполагаемой схемы заключается в предоставлении бюджетных средств для компенсации части выплат по облигациям либо в форме целевых дотаций при выпуске акций, при этом бюджетные средства предоставляются предприятиям при условии значительного увеличения налоговых платежей по результатам проекта, для финансирования которого выпускаются ценные бумаги. Это дает предприятиям возможность привлекать значительные объемы средств на реализацию инвестиционных проектов, а бюджетам всех уровней - получать дополнительные объемы налоговых и неналоговых платежей, генерируемых за счет расширения производства и повышения его эффективности. Предполагаемое размещение части выпусков ценных бумаг среди физических лиц должно способствовать привлечению средств населения в инвестиционный процесс.
Необходимым элементом контроля за эффективностью бюджетной поддержки является предварительная государственная экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов, меморандумов и бизнес-планов и их включение в Реестр инвестиционных проектов Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области от 15 мая 2002 года N 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Указанный Закон в настоящее время не предусматривает в качестве формы государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности (ст. 10) предоставление бюджетных субсидий для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям. В связи с этим необходимо внесение изменений и дополнений в вышеназванный Закон.
Полноценное обращение ценных бумаг предприятий Воронежской области невозможно без создания соответствующих инфраструктурных элементов в виде фондовых центров и магазинов, а также широкого привлечения финансовых структур.
Срок реализации мероприятия - 2003-2006 годы.
В процессе реализации Программы будет осуществлена ее корректировка в части оказания бюджетной поддержки предприятиям для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям.
Объемы финансирования мероприятия из областного бюджета на 2004-2006 годы будут определены в процессе реализации Программы в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку отраслей промышленности.
На 2003 год финансирование данного мероприятия не предусматривается.
Общее изложение системы программных мероприятий, направленных на решение задач Программы, приведено в приложении 1.
Глава 4. Механизм реализации Программы
Администрация Воронежской области и ее структурные подразделения обеспечивают соблюдение государственных интересов и создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата области.
Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации Программы являются контрольными элементами реализации Программы и основными критериями при рассмотрении вопроса о финансировании за счет средств областного бюджета программных мероприятий на очередной финансовый год.
Организационные, экономические и правовые меры, объемы финансирования и сроки исполнения представлены в приложении 1, приложении 3, приложении 4.
Общее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик. Для этого государственный заказчик:
- создает систему мониторинга реализации Программы и обеспечивает ее функционирование;
- формирует координационные планы ежегодных совместных действий с другими заинтересованными структурами администрации области (организациями - исполнителями Программы);
- разрабатывает и реализует научное, методическое, информационнотехническое и организационное обеспечение реализации Программы;
- содействует разработке и реализации мероприятий по выполнению проектов Программы на уровне муниципальных образований области;
- ежегодно уточняет, корректирует с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Механизм и объемы привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и местных бюджетов будут разрабатываться по мере реализации Программы.
Проведение мероприятий, предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета, не планируется.
Глава 5. Ресурсное обеспечение Программы
Одним из главных условий реализации Программы является ее стабильное финансовое обеспечение.
Непосредственно бюджетное финансирование Программы намечается осуществить за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составит 3 105 тыс. рублей.
Потребность в финансовых ресурсах в разрезе бюджетного финансирования и по годам реализации Программы представлена в следующей таблице (в тыс. рублей):
NN п/п |
Облас- тной бюджет |
|
Итого | 3105 | |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
800 1835 235 235 |
|
1 | Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов |
2500 |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
240 1820 220 220 |
|
2 | Формирование информационной и организационной (институцион- ной) инфраструктуры рынка ценных бумаг |
605 |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
560 15 15 15 |
|
3 | Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области |
* |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
- * * * |
*) В процессе реализации Программы будет осуществлена ее корректировка в части оказания бюджетной поддержки предприятиям для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям.
Объемы финансирования мероприятия из областного бюджета на 2004-2006 годы будут определены в процессе реализации Программы в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку отраслей промышленности.
Глава 6. Оценка эффективности, социально-экономических последствий
от реализации Программы
Ожидаемые результаты 1-го этапа:
1. Формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры и механизмов развития рынка ценных бумаг.
2. Увеличение доли участия коммерческих банков на фондовом рынке области.
3. Увеличение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на территории области.
4. Организация системы повышения квалификации и информирования руководителей предприятий по вопросам корпоративного управления, управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов.
5. Совершенствование корпоративного управления в акционерных обществах Воронежской области.
6. Внедрение кодекса корпоративного поведения в акционерных обществах с долей собственности Воронежской области в уставном капитале и в акционерных обществах с числом акционеров свыше 1000.
7. Рост капитализации предприятий в целях расширения производства.
Ожидаемые результаты 2-го этапа:
1. Увеличение роста инвестиций на предприятиях области за счет развития фондового рынка до 20 процентов (предполагаемый показатель основан на аналогичном опыте других субъектов Российской Федерации).
2. Выход ценных бумаг не менее 5 процентов воронежских предприятий промышленности и агропромышленного комплекса на рынок ценных бумаг г. Москвы и других регионов.
3. Окончательное формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории Воронежской области.
4. Увеличение доли участия коммерческих банков на фондовом рынке области.
Глава 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее
реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет главное управление государственного имущества администрации Воронежской области.
В целях контроля за ходом реализации Программы главное управление государственного имущества администрации Воронежской области обеспечивает предоставление ежегодных отчетов о выполнении программных мероприятий главе администрации Воронежской области в срок до 20 марта.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет Контрольно-счетная палата Воронежской области.
Управляющий делами
Аппарата Воронежской областной Думы |
Ю.В. Агибалов |
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг на территории
Воронежской области на 2003-2006 годы"
Программные мероприятия
N | Наименование мероприятия |
Сроки вы- полнения |
Содержание мероприятия | Ожидаемые результаты |
1 | Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенно- сти прав и закон- ных интересов инвесторов |
2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003 год 2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы |
Разработка программ, организация и проведение семинаров по специфике рынка ценных бумаг Создание системы информирования и обучения представителей государства в органах управления акционерных обществ, а также руководителей и ведущих специалистов предприятий по вопросам корпоративного управления Внедрение в практику положений кодекса корпоративного поведения Участие в создании информационно-аналитической системы (ИАС) ЦФО и обеспечение подключения к ней всех заинтересованных государственных структур на территории Воронежской области Обеспечение раскрытия информации на региональном сервере Стимулирование перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности - IAS (International Accounting Standards) и US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), а также увеличения их уставных капиталов в соответствии с размерами активов (проведение инвентаризации и анализа капитализации предприятий) Внедрение общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности эмитентов Воронежской области и размещения рейтинговых таблиц на региональном сервере раскрытия информации и в средствах массовой информации |
Формирование инфраструктуры и механизмов развития рынка ценных бумаг |
2 | Формирование информационной и организационной (институциональ- ной) инфраструк- туры рынка ценных бумаг |
2003-2006 годы 2003 год 2004-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы 2003-2006 годы |
Формирование, ведение и обновление базы данных по акционерным обществам, зарегистрированным на территории Воронежской области Создание регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий, инвестиционных проектов и бизнес-планов Сопровождение и программное обеспечение сервера и базы данных Организация системы взаимодействия с областными средствами массовой информации в сфере акционерного права, управления собственностью, функционирования рынкаценных бумаг и защиты прав инвесторов Организация изучения, методического обобщения и распространения опыта работы эмитентов области и других регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг, сведений об эффективности такого привлечения через публикации в средствах массовой информации Проведение на регулярной основе публичныхмероприятий (межрегиональные конференции, совещания, семинары, "круглые столы" и т.п.), пропагандирующих опыт предприятий, эффективно использующих инструменты рынка ценных бумаг; Стимулирование увеличения количества профессиональных участников, консалтинговых компаний, оказывающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг, размещения информации о них на региональном сервере; Организация взаимодействия с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области и другими банковскими организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями, такими как Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД). |
Рост инвестиций на предприятиях области за счет увеличения их капитализации и развития фондового рынка |
3 | Государственная (областная) поддержка разви- тия фондового рынка на террито- рии Воронежской области |
2003 год 2003 год 2004-2006 годы 2003-2006 годы 2003 год |
Разработка системы государственного стимулирования инвестиционного процесса, обеспечивающей постепенный переход отметодов прямого бюджетного финансирования к поддержке механизмов привлечения инвестиций через инструменты рынка ценных бумаг (акции, облигации); Разработка проекта закона Воронежской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" Компенсация части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете Создание условий для свободного обращения ценных бумаг предприятий Воронежской области путем содействия организации фондовых центров и магазинов, обеспечения выхода ценных бумаг воронежских предприятий на общероссийский фондовыйрынок (Московскую межбанковскую валютную биржу - ММВБ и другие биржи, в Российскую торговую систему - РТС); Создание условий привлечения финансовых структур для развития рынка ценных бумаг |
Выход ценных бумаг воронежских предприятий на общероссийский фондовый рынок. |
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг на территории
Воронежской области на 2003-2006 годы"
Эффективность программных мероприятий
N | Наименование мероприятия |
Эффективность мероприятия |
1 | Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных инте- ресов инвесторов |
Повышение образовательного уровня представителей государства в органах управления акционерных обществ, а также руководителей и ведущих специалистов предприятий по вопросам корпоративного управления приведет к повышению качества корпоративного управления в этих обществах, будет способствовать надлежащей работе органов управления предприятий. Кроме того, такое повышение уровня понимания роли, места и компетенции соответствующих органов управления акционерными обществами одновременно положительно скажется и на уровне правового и экономического сознания других управляющих, что в целом должно привести к улучшению в работе менеджмента предприятий области |
2 | Формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры рынка ценных бумаг |
Создание регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий, инвестиционных проектов и бизнес-планов, безусловно, является позитивным моментом для инвесторов, который повысит доверие к эмитентам области и других регионов. В комплексе с другими мероприятиями формирование инвестиционной привлекательности позволит говорить о фондовом рынке Воронежской области как о рынке эмитентов с наиболее прозрачными и достоверными публикуемыми финансовыми показателями, и, как следствие, позволит сделать региональный фондовый рынок более стабильным в части достоверности отражения информации о финансовом положении его участников. Внедрение общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности эмитентов Воронежской области и размещение рейтинговых таблиц на региональном сервере раскрытия информации позволит говорить о корпоративных прогнозах, которые являются "зеркалом" состояния экономики, поможет преодолеть порог нерешительности инвесторов, связанный с тем, что прогнозы основных эмитентов не имеют объективного обоснования и сопоставления с показателями других эмитентов. |
3 | Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области |
Исходя из опыта других регионов Российской Федерации, привлечение инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг (акции, облигации) является более дешевым для акционерных обществ по сравнению с банковским кредитованием. Выпуск корпоративных облигаций позволяет привлекать средства на более длительный период, что также выгоднее для предприятий |
Приложение 3
к областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг на территории
Воронежской области на 2003-2006 годы"
Объемы и источники финансирования
млн. рублей
NN п/п |
Облас- тной бюджет |
|
Итого | 3,105 | |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
0,8 1,835 0,235 0,235 |
|
1 | Совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов |
2,5 |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
0,24 1,82 0,22 0,22 |
|
2 | Формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры рынка ценных бумаг |
0,605 |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
0,56 0,015 0,015 0,015 |
|
3 | Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области |
* |
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год |
- * * * |
*) В процессе реализации Программы будет осуществлена ее корректировка в части оказания бюджетной поддержки предприятиям для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям.
Объемы финансирования мероприятия из областного бюджета на 2004-2006 годы будут определены в процессе реализации Программы в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку отраслей промышленности.
Приложение 4
к областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг на территории
Воронежской области на 2003-2006 годы"
Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы
N | На что направлено | Содержание мероприятия |
Вид документа | Сроки | Исполнитель |
Стимулирование предпринимательской деятельности, развитие малого и среднего бизнеса Действенные меры по антимонопольной политике Формирование инвестопроводящей системы Защиту прав собственности, прав кредиторов Развитие пригранич- ных и межрегиональ- ных связей Упорядочение миграционных процессов Формирование благоприятного социального климата Обеспечение бесперебойной ра- боты жилищно-комму- нального комплекса Охрану окружающей среды, оздоровление экологической обстановки Прочее |
- | - | - | - | |
- | - | - | - | ||
Разработка проекта закона Воронежской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" |
Проект закона Воронежской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О государствен- ной (област- ной) поддерж- ке инвестици- онной дея- тельности на территории Воронежской области" |
2003 | Главное управ- ление государс- твенного имущес- тва администра- ции Воронежской области, Главное управление эко- номического раз- вития админис- трации Воронежс- кой области, Представительс- тво Орловского РО ФКЦБ России по Воронежской области (по согла- сованию) |
||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
- | - | - | - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы является создание условий для развития рынка ценных бумаг (фондового рынка) на территории Воронежской области и его использования для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 г. N 647-III-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы"
Текст постановления официально опубликован не был