Письмо Фонда социального страхования РФ
от 9 августа 1999 г. N 02-10/09-3919
Федеральным законом от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право аккумулировать капитализированные платежи ликвидируемых предприятий для возмещения вреда потерпевшим на производстве после вступления закона в силу.
Вместе с тем, уже в ходе предварительной регистрации работодателей (страхователей), обязанных уплачивать суммы возмещения вреда потерпевшим от трудовых увечий и профессиональных заболеваний, выявляются случаи ликвидации или несостоятельности (банкротства) предприятий, которые предлагают капитализировать средства для последующих выплат потерпевшим исполнительному органу Фонда.
При этом работодатели (страхователи) в своих действиях руководствуются статьей 107 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и переуступке потерпевшим его права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей Российской Федерации или принятием арбитражным судом решения о капитализации этих средств в возмещение вреда исполнительным органом Фонда.
В связи с изложенным, а также в целях обеспечения выплат в возмещение вреда после вступления в силу Федерального закона от 24.07.99 г. N 125-ФЗ потерпевшим ликвидированных предприятий, решение о капитализации указанных средств в каждом конкретном случае должно приниматься управляющим отделением, исходя из обстоятельств дела и наличия средств у ликвидируемого предприятия.
При осуществлении капитализации средств в исполнительный орган Фонда следует руководствоваться статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 107 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ, статьями 32 и 42 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 г. N 4214-1, с изменениями и дополнениями, внесенным Федеральным законом от 24.11.95 г. N 180-ФЗ.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ вышеуказанные Правила признаны утратившими силу
Ликвидируемое предприятие (ликвидационная комиссия) или конкурсный управляющий, призванные в установленном законом порядке ответственными за причинение вреда, на основании законодательства Российской Федерации по возмещению вреда, должны капитализировать платежи для последующих выплат пострадавшим от трудового увечья или профессионального заболевания.
Порядок передачи капитализированных платежей уполномоченному на такие действия исполнительному органу Фонда целесообразно производить путем оформления Договора (примерная форма Договора прилагается) между председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) или конкурсным управляющим и исполнительным органом Фонда. К договору прилагаются заявления потерпевших об их согласии на переход права требования к должнику Российской Федерации. После принятия решения о передаче капитализированных платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна в письменном виде уведомить исполнительный орган Фонда о предстоящей ликвидации предприятия.
Представить надлежащим образом заверенные копии документов, касающиеся ликвидации предприятия (в случае принудительной ликвидации копии искового заявления, решения или определения арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и назначении конкурсного управляющего, об утверждении отчета конкурсного управляющего и выписки об исключении предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц), а также списки потерпевших в зависимости от их намерения получать капитализированные платежи в возмещение вреда:
а) непосредственно самим потерпевшим (при урегулировании этого вопроса между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и каждым потерпевшим в отдельности);
б) через исполнительный орган Фонда.
Список потерпевших, изъявивших желание получать выплаты в возмещение вреда в дальнейшем, в исполнительном органе Фонда составляется по установленным формам в соответствии с приказом Фонда от 09.09.98 г. N 152.
Помимо списка потерпевших, желающих получить капитализированные платежи единовременно, представляются все документы, подтверждающие факт перечисления капитализированных платежей данной категории потерпевших (надлежащим образом заверенные копии договоров, заявлений потерпевших, платежные поручения о переводе указанных средств потерпевшему и т.п.).
В личных (учетных) делах потерпевших, получающих выплаты в возмещение вреда в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, которые подготавливаются для передачи исполнительному органу Фонда, должны находиться все необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ, также указаниями Фонда (от 16.06.99 г. N 02-10/05-2889).
Личные (учетные) дела потерпевших передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) в исполнительный орган фонда в течении 10 дней после перечисления капитализированных платежей на банковский счет исполнительного органа Фонда.
Расчеты денежных средств, подлежащих капитализации по каждому потерпевшему в случае ликвидации работодателя (страхователя), следует проводить на основании статьи 106 и 107 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ, письма Фонда от 20.01.98 г. N 02-10/09-144 (по таблицам коэффициентов для определения капитализируемых сумм, подлежащих внесению в органы государственного страхования, утверждены 15.06.95 г. Росгосстрахом), а также на условиях согласованного применения иных официально признанных методик, в том числе методом прямого счета.
Все расчеты по капитализируемым средствам следует производить с учетом расходов по выплатам возмещения вреда, которые ликвидационная комиссия (ликвидатору) обязана выплатить потерпевшему в соответствии с заключением бюро или главного бюро МСЭ на дату ликвидации предприятия (исключения его из единого Государственного реестра юридических лиц).
Капитализированные суммы включают в себя наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда и дополнительными расходами, затраты, связанные с доставкой получателям, назначенных им платежей, а также на содержание работников исполнительных органов Фонда, осуществляющих эти выплаты.
Результаты расчетов сумм возмещения вреда оформляются актом, подписанным председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) и управляющим исполнительного органа Фонда. При установлении необоснованности проведенных расчетов и несоответствия их действующему законодательству составляется соответствующий акт разногласий.
Каждый получатель письменно уведомляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) о том, что назначенные ему выплаты в возмещение вреда будут производиться соответствующим исполнительным органом Фонда. При этом определяется, каким образом будут производиться дальнейшие платежи в возмещение вреда потерпевшему (почтовым переводом, перечислением средств на лицевой счет в отделении Сбербанка).
Не позднее месячного срока до ликвидации предприятия ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить исполнительный орган Фонда о дате и времени проведения организационного собрания.
Потерпевшие, имеющие право на выплаты, обращаются в исполнительный орган Фонда с заявлением о продолжении им выплат в возмещении вреда (с указанием почтовых или иных реквизитов).
Расчет ежемесячных сумм в возмещение вреда осуществляется в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 г. N 4214-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.95 г. N 180-ФЗ, а также комментарием к "Рекомендациям по перерасчету сумм возмещения заработка в связи с ростом стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда" (письмо Фонда от 01.07.99 г. N 02-10/05-3190).
Задолженность по возмещению вреда потерпевшим должна быть погашена ликвидационной комиссией (ликвидатором) на дату ликвидации юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет исполнительному органу Фонда надлежащим образом заверенные копии финансовых документов, подтверждающие факт погашения задолженности по каждому потерпевшему.
В случае отсутствия задолженности ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляют справку за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и главного бухгалтера (бухгалтера).
В случае перечисления ликвидационной комиссией (ликвидатором) исполнительному органу Фонда суммы капитализируемых средств частями (до завершения периода ликвидации предприятия) к договору прилагается график передачи средств, утвержденный председателем ликвидационной комиссии и согласованный с управляющим исполнительного органа Фонда.
Ответственность за несвоевременное перечисление капитализированных платежей в полном объеме несет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Не допускается замена капитализированных денежных средств ценными бумагами (акциями или облигациями) или имуществом ликвидируемого юридического лица.
Выплаты в возмещение вреда потерпевшим производятся исполнительным органом Фонда только после поступления сумм капитализированных платежей на банковский счет исполнительного органа Фонда.
Капитализированные платежи, поступившие от ликвидированных юридических лиц на выплаты в возмещение вреда до введения в действие Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ хранятся на текущем счете, открываемом в учреждении Сбербанка России. С указанного счета производятся только текущие расходы по выплатам в возмещение вреда потерпевшим на производстве. Остаток временно свободных капитализированных средств может размещаться на депозитных вкладах в учреждениях Сбербанка России.
Полученные доходы должны зачисляться на пополнение фонда капитализированных средств.
В бухгалтерском учете эти средства учитываются на балансовых счетах: 55 "Специальные счета в банках", субсчет 4 - "Капитализированные средства ликвидированных предприятий" и 88/5 "Фонд потребления".
|
Ю.А.Косарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 9 августа 1999 г. N 02-10/09-3919
Текст письма официально опубликован не был