В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года.
2. Управлению физической культуры и спорта Воронежской области (Панюков) до 15 декабря 2010 года, разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта Воронежской области на период до 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Стратегия
развития физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 12октября 2010 г. N 679-р)
I. Введение
Создание условий для развития физической культуры и спорта как эффективного средства привлечения населения к активному и здоровому образу жизни является важной составной частью государственной политики Воронежской области. Роль физической культуры и спорта как важного социально-экономического и политического фактора в современном мире неоспорима. Духовное и физическое здоровье нации, успехи воронежских спортсменов на крупнейших всероссийских и международных соревнованиях, бесспорно, формируют положительный имидж региона и государства в целом.
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем развития спорта высших достижений и обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
В Воронежской области сложилась определенная система развития физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений, а также спорта среди лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Успехи воронежских спортсменов на российском и международном уровне неоспоримы. Наиболее успешно наши спортсмены в 2009 году выступили в таких видах спорта как спортивная гимнастика, ушу, подводный спорт, спортивная акробатика, прыжки в воду, гребля на байдарках и каноэ, велоспорт, легкая атлетика, тхэквондо, вольная и греко-римская борьба, стендовая стрельба.
В настоящее время в области культивируется 79 видов спорта, в том числе 39 олимпийских. Паралимпийское и сурдлимпийское движения представлены 11 видами спорта. На территории области насчитывается 72 спортивные школы, в которых работает 935 штатных тренеров-преподавателей. Численность занимающихся в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школах (далее - СДЮСШОР и ДЮСШ) составляет 43319 человек.
Следует отметить, что состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта. Отсутствие оборудованных стадионов и манежей не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне, а сборные команды области, ввиду отсутствия современной спортивной базы, вынуждены выезжать на учебно-тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы.
Таким образом, дальнейшее развитие физической культуры и спорта в Воронежской области, и особенно в сельской местности, нуждается в приоритетном внимании со стороны органов исполнительной власти к решению проблем одного из главных средств организации здорового образа жизни населения - физической культуры и спорта.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяются цели, задачи и основные направления реализации государственной политики Воронежской области в сфере физической культуры и спорта на период до 2020 года.
II. Цели и задачи Стратегии
Основными целями Стратегии являются:
создание условий, обеспечивающих возможность для населения области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом;
привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование у населения области потребности в ведении активного здорового образа жизни;
высокие результаты спортсменов Воронежской области на всероссийских и международных соревнованиях и Олимпийских играх.
Основными задачами развития физической культуры и спорта в Воронежской области являются:
развитие детско-юношеского спорта;
развитие физической культуры и спорта среди трудоспособного населения;
физическое воспитание и спорт граждан пожилого возраста и инвалидов;
создание спортивной инфраструктуры для развития массового спорта, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
строительство спортивных сооружений для развития спорта высших достижений по базовым видам спорта;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту;
повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом путем пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
совершенствование нормативно-правовой базы физической культуры и спорта;
создание условий для развития спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва;
привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта;
обеспечение роста продолжительности жизни - до 70,5 лет к 2020 году.
III. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Воронежской области на первом этапе (2009 -2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:
1) увеличение численности лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом (на первом этапе - с 355694 человек в 2009 году до 620000 человек в 2015 году и на втором этапе - до 830000 человек в 2020 году);
2) повышение обеспеченности спортивными сооружениями в области (на первом этапе - с 4802 спортивных сооружений в 2009 году до 4940 в 2015 году и на втором этапе - до 5055 в 2020 году);
3) повышение уровня обеспеченности спортивными залами (на первом этапе - с 1,49 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2009 году до 1,52 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2015 году и на втором этапе - до 1,56 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2020 году);
4) повышение уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями (на первом этапе - с 17,97 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2009 году до 18,63 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2015 году и на втором этапе - до 19,18 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения в 2020 году);
5) повышение уровня обеспеченности плавательными бассейнами (на первом этапе - с 53,08 кв. метров зеркала воды на 10 тыс. населения в 2009 году до 61,4 кв. метров зеркала воды на 10 тыс. населения в 2015 году и на втором этапе - до 68,3 кв. метров зеркала воды на 10 тыс. населения в 2020 году);
6) рост удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 15,9 процентов в 2009 году до 30,0 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40,0 процентов в 2020 году);
7) увеличение доли учащихся (общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования), занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений (на первом этапе - с 50,02 процентов в 2009 году до 60,0 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 80,0 процентов в 2020 году);
8) увеличение количества воронежских спортсменов - членов сборных команд России по видам спорта (на первом этапе - с 178 человек в 2009 году до 210 человек в 2015 году и на втором этапе - до 230 человек в 2020 году);
9) рост количества призовых мест (медалей), завоеванных воронежскими спортсменами во всероссийских и международных соревнованиях (на первом этапе - с 1642 призового места в 2009 году до 1730 в 2015 году и на втором этапе - до 1800 в 2020 году).
Целевые ориентиры, являющиеся вторичными по отношению к указанным выше: общее количество детско-юношеских спортивных школ, численность занимающихся в спортивных школах, количество присвоенных массовых спортивных разрядов, количество призеров официальных всероссийских и международных соревнований, количество спортсменов - членов сборных команд России, количество проведенных физкультурных и спортивных мероприятий в регионе.
IV. Основные направления Стратегии и меры по их реализации
1. Создание условий для развития массового спорта
среди всех категорий населения.
1.1. Развитие детско-юношеского спорта.
Доля учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования в области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляла в 2009 году 50,02 % в общей численности учащихся соответствующих учреждений.
Неэффективному развитию детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства способствует:
- неудовлетворительное состояние спортивной базы, как в общеобразовательных учреждениях, так и по месту жительства. Проведенный мониторинг оснащения общеобразовательных учреждений спортивным оборудованием указывает на его дефицит во всех муниципальных районах и городских округах Воронежской области;
- недостаточное количество муниципальных учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. В области в настоящий момент их насчитывается 82 (по месту жительства - 39, детских подростковых клубов - 43), в них работает всего 98 специалистов;
- низкий уровень профессиональной подготовки учителей физической культуры и отсутствие механизмов, стимулирующих работу учителей и преподавателей в образовательных учреждениях;
- несоответствие образовательного стандарта по физической культуре физическим возможностям, индивидуальным особенностям и потребностям учащихся;
- отсутствие системы соревнований среди учащихся;
- отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи в средствах массовой информации.
Приоритетным направлением в развитии детско-юношеского спорта является создание условий физического воспитания в образовательных учреждениях и по месту жительства.
В соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта в Воронежской области на 2009-2015 годы основными задачами в сфере развития детско-юношеского спорта в области являются:
- совершенствование мер государственной поддержки развития детско-юношеского спорта;
- совершенствование системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях;
- содействие деятельности физкультурно-спортивных организаций в области детско-юношеского спорта;
- создание необходимых материально-технических условий для обеспечения эффективной спортивной подготовки учащихся.
1.1.1. Для развития детско-юношеского спорта и совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях необходимо:
- предусмотреть меры по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, оснастив их современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- разработать долгосрочный план повышения квалификации учителей физической культуры, тренеров-преподавателей;
- определить образовательные учреждения оборонно-спортивной направленности для формирования профильных спортивных классов;
- ввести ставку педагога дополнительного образования физической культуры в каждой школе;
- создать на базе общеобразовательных школ детско-юношеские спортивные и туристские клубы (центры);
- используя результаты мониторинга физической подготовленности учащихся в образовательных учреждениях, врачебно-педагогического контроля, сформировать систему спортивных соревнований для всех категорий учащихся;
- внедрить в учебно-воспитательный процесс утреннюю физическую зарядку;
- выработать комплекс эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- проводить "Урок Олимпийского движения", "Урок с чемпионом", встречи с выдающимися спортсменами, показательные выступления, мастер-классы по различным видам спорта;
- принимать участие в всероссийских соревнованиях среди школьников, таких как: "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры", "Мини-футбол в школу".
1.1.2. Для развития детско-юношеского спорта по месту жительства необходимо:
- внести соответствующие предложения по корректировке муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта;
- строительство быстровозводимых и плоскостных спортивных сооружений при всех полных общеобразовательных школах;
- принять меры по формированию штата и повышению квалификации работников в клубах по месту жительства;
- разработать систему соревнований в детских, подростковых и клубах по месту жительства по различным видам спорта;
- создать условия для привлечения к физкультурно-спортивной работе с детьми по месту жительства молодых специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное физкультурное или педагогическое образование;
- поддержание волонтерского движения, особенно по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
- ежегодно проводить смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью в спортивных клубах по месту жительства.
- ежегодно проводить массовые спортивные мероприятия ("Лыжня России", "Российский Азимут", "Кросс наций"), первенства области по футболу среди детей "Кубок губернатора", на приз клуба "Кожаный мяч", турниры среди дворовых детских футбольных команд "Двор без наркотиков", первенства по хоккею на приз клуба "Золотая шайба", первенства по шахматам "Белая ладья" и другие.
Реализация комплекса мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта, позволит:
- увеличить долю учащихся общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений с 50,02% до 80% к 2020 году;
- повысить интерес детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
1.2. Развитие физической культуры и спорта среди трудоспособного населения, в том числе студенческого спорта.
В настоящее время численность трудоспособного населения в Воронежской области составляет 1381,6 тыс. человек или 60,9 % от общей численности населения области, из них в 2009 году систематически занимались физической культурой и спортом около 125,5 тыс. человек, что составляет 9,5 % от вышеуказанной категории населения.
Низкий уровень численности взрослого населения области систематически занимающихся физической культурой и спортом, обусловлен:
- низким уровнем пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни;
- отсутствием современных методик прикладной физической культуры и оздоровления с учетом специфики условий труда работников;
- недостаточным количеством спортивных секций, групп общей физической подготовки для взрослого населения по наиболее популярным видам спорта;
- отсутствием норм и требований к внедрению производственной физической культуры на предприятиях и учреждениях;
- отсутствием спартакиадного движения во всех отраслях производственной деятельности.
1.2.1. Для создания условий развития физической культуры и спорта среди трудоспособного населения необходимо:
- возрождение спортивных обществ "Урожай", "Зенит", "Спартак";
- строительство спортивных сооружений (стадионов, плавательных бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов) в каждом муниципальном образовании области;
- проведение спартакиад, спортивных фестивалей, спортивных праздников, соревнований по различным видам спорта среди отраслевых предприятий;
- содействовие развитию систем фитнес-клубов (оказание помощи через программную деятельность в приобретении спортивного оборудования);
- внедрение производственной гимнастики в режим рабочего дня трудящихся;
- включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры, соглашения между профсоюзами, органами исполнительной власти и работодателями.
- разработать новые программы, формы, методы и средства организации физкультурных и спортивных мероприятий;
- разработать меры по подготовке и повышению квалификации специалистов по физической культуре и спорту для работы с различными категориями взрослого населения.
1.2.2. В целях обеспечения роста учащихся высших и среднеспециальных учебных заведений, систематически занимающихся физической культурой и спортом, необходимо принятие следующих мер:
- разработка концепции развития студенческого спорта в Воронежской области;
- создание условий функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе высшего профессионального образования;
- проведение круглогодичной спартакиады по видам спорта среди всех учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- укрепление материально-технической базы - строительство спортивных сооружений при каждом учебном заведении среднеспециального и высшего образования, обеспечение инвентарем и оборудованием, а также квалифицированными педагогическими кадрами;
- проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди студентов, определение критериев оценки деятельности высших и среднеспециальных учебных заведений.
Реализация комплекса мер, направленных на развитие физической культуры и спорта среди трудоспособной категории населения, позволит:
- увеличить численность систематически занимающихся физической культурой и спортом лиц данной категории с 9,5 % в 2009 году до 40 % к 2020 году;
- повысить уровень физической подготовленности трудящихся и снижение заболеваемости;
- повысить работоспособность, продолжительность жизни до 70,5 лет к 2020 году;
- повысить интерес к регулярным занятиям спортом как эффективной меры в организации досуга.
1.3. Физическое воспитание и спорт граждан пожилого возраста и инвалидов.
В Воронежской области в 2009 году 2265 инвалидов систематически занимались физической культурой и спортом.
В настоящее время в области в ОГУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва инвалидов" развивается 12 видов спорта (легкая атлетика, дзюдо, шахматы, настольный теннис, футбол, пауэрлифтинг, плавание, бадминтон, гимнастика, волейбол, каратэ, конный спорт) с численностью учащихся 743 человек. Занятия проводят 42 тренера-
преподавателя, имеющие специальную квалификацию. Работа осуществляется по следующим направлениям:
паралимпийское движение (дети с поражением опорно-двигательного аппарата);
сурдлимпийское движение (дети глухие и слабовидящие);
специальное олимпийское движение (дети с нарушением интеллекта и прочих адаптационных способностей);
массовая адаптивная физическая культура (дети дошкольных учреждений с тяжелой степенью инвалидности).
В ОГУ "Центр обеспечения деятельности физической культуры и спорта" работает два отделения: спортивное и физкультурное. Среди инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями проводятся областные физкультурные праздники к Международному дню семьи, Дню инвалидов, Дню пожилого человека, областные соревнования по видам спорта (плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, настольный теннис).
Спортсмены-инвалиды и спортсмены-ветераны принимают участие в областных, всероссийских и международных соревнованиях.
На сегодняшний момент сдерживающими факторами дальнейшего развития физической культуры и спорта среди лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов остаются:
- отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
- недостаток профессиональных кадров;
- недостаточное финансирование развития спорта инвалидов на муниципальном уровне;
- отсутствие у лиц данных категорий сформированных потребностей в физическом совершенствовании, что связано с неэффективной пропагандой.
С целью развития спорта инвалидов и спорта среди лиц пожилого возраста в регионе необходимо принятие следующих мер:
- разработать концепцию развития адаптивной физической культуры и спорта;
- обеспечить доступность для занятия физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- разработать современные научно-обоснованные методики, программы и технологии физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов и лиц пожилого возраста;
- осуществить активизацию работы по вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом лиц указанных категорий;
- создать условия для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
- обеспечить реконструкцию и оснащение имеющихся спортивных объектов для занятий спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- создать мотивации у лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста к систематическим занятиям спортом;
- привлекать волонтеров для работы с инвалидами и лицами старшего и пожилого возраста.
Реализация комплекса мер, направленных на развитие физической культуры и спорта среди лиц старшего и пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, позволит:
- создать условия для занятий физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в специальных образовательных учреждениях;
- создать возможность наиболее талантливым спортсменам-инвалидам реализовать себя в спортивной деятельности;
- привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом лиц старшего и пожилого возраста - до 28% к 2020 году;
- увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории с 1,1% в 2009 году до 20% к 2020 году;
- достойно представлять Воронежскую область и Российскую Федерацию на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.
2. Развитие спорта высших достижений, подготовка спортивного резерва.
В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место в нем занимает спорт высших достижений.
Спорт высших достижений начинается с того момента, когда спортсмены в составе сборных команд начинают участвовать в официальных спортивных мероприятиях.
Подготовкой спортивного резерва в Воронежской области занимаются 72 спортивные школы, в том числе 31 специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва и 2 центра спортивной подготовки сборных команд Воронежской области.
В центрах спортивной подготовки сборных команд области осуществляется подготовка по 14 игровым и 51 индивидуальному видам спорта; из них по 34 олимпийским видам спорта.
Воронежскую область представляют 9 клубов по игровым видам спорта.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N Пр-996 (подпункт "а", пункта 2) по вопросу определения базовых олимпийских, паралимпийских видов, развиваемых в субъектах Российской Федерации, протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 23 августа 2010 г. N АЖ-П12-62пр, утвержден перечень базовых видов спорта, развиваемых в Воронежской области, по подготовке спортивного резерва сборных команд Российской Федерации.
В данный перечень вошли 13 видов спорта: бобслей, велоспорт-шоссе, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, парусный спорт, прыжки в воду, прыжки на батуте, спортивная гимнастика, стендовая стрельба, тхэквондо, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата - легкая атлетика, спорт слепых - дзюдо, плавание.
Общая ситуация в развитии спорта высших достижений и подготовке спортивного резерва характеризуется:
- отсутствием стратегии развития спортивных школ, различной ведомственной и административной подчиненности. Из 677 объектов спорта, задействованных для осуществления учебного процесса, 241 объект находится на балансе спортивных школ (в основном это - плоскостные сооружения и спортивные залы), 436 объектов спорта - арендуемые. Медицинское обеспечение спортивных школ остается на низком уровне, не в полной мере осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья занимающихся;
- снижением профессионализма тренерского состава, отсутствием системы повышения квалификации специалистов и тренеров-преподавателей спортивных школ, а также система их социального обеспечения, особенно для тренеров сельских ДЮСШ;
- отсутствием современных тренировочных баз и недостаток современного спортинвентаря;
- отсутствием механизма социальной защищенности воронежских спортсменов и тренеров (низкий уровень заработной платы, необходимость улучшение жилищных условий);
- несовершенство нормативно-правовой базы.
С целью создания условий для развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва необходимо:
- оптимизировать деятельность спортивных школ посредством их перевода на соответствующий уровень административной подчиненности;
- развивать сеть специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва по базовым видам спорта;
- разработать план мероприятий по обеспечению мер по поддержке базовых видов спорта, включая развитие материально-технической базы, совершенствование кадровой политики, научно-методического и медицинского обеспечения;
- сформировать план целевого обучения специалистов в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений на долгосрочную перспективу;
- ежегодно проводить смотры-конкурсы на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди учреждений дополнительного образования детей, директоров спортивных школ, методистов, тренеров, спортсменов, спортивных врачей;
- укреплять материально-спортивную базу за счет модернизации имеющихся и создания новых спортивных объектов, развитие сети детско-юношеских спортивных школ;
- внести соответствующее предложение в Правительство Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о необходимости изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность спортивных школ;
- проработать механизм материального стимулирования воронежских спортсменов - членов сборных команд России и их тренеров;
- сформировать план повышения квалификации тренерско-преподавательского состава.
Реализация комплекса мер, направленных на развитие спорта высших достижений, к 2020 году позволит увеличить:
- общее количество спортивных школ с 72 в 2009 году до 80 в 2020 году;
- количество занимающихся в спортивных школах с 43319 до 50000 человек;
- количество присвоенных спортсменам массовых разрядов с 34356 до 162000;
- количество призеров официальных всероссийских и международных спортивных соревнований с 1642 до 1800;
- количество спортсменов - членов сборных команд России с 178 человек в 2009 году до 230 человек в 2020 году.
Реализация мер по развитию спорта высших достижений будет способствовать:
- стабильному выступлению клубов по игровым видам спорта в высших дивизионах чемпионатов России;
- повышению профессиональной подготовки тренеров, увеличению их общего количества с 4093 до 4800, достижению норматива - 26 тренеров-преподавателей на 10 тыс. населения, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах".
3. Развитие спортивной инфраструктуры.
По итогам 2009 года общая численность объектов спорта в Воронежской области составила 4802 сооружения, в их числе: 1100 спортивных залов, 51 плавательный бассейн, 3281 плоскостное сооружение и другие спортивные сооружения.
По данным статистики (форма 1-ФК, утвержденная приказом Росстата от 11.12.2008 N 309) показатель "обеспеченность спортивными залами" в 2009 году составил 1,49 тыс. кв.м. на 10 тыс. населения (40 % от норматива), по сравнению с 2008 годом увеличился на 16,7 %.
Показатель "обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями" в 2009 году составил 17,97 тыс. кв.м. на 10 тыс. населения (91,7 % от норматива).
Показатель "обеспеченность плавательными бассейнами" составил 53,08 кв.м. зеркала воды на 10 тыс. населения (7,08 % от норматива).
3.1. Современное состояние спортивной инфраструктуры и материально - технической базы характеризуется:
- недостаточно развитой сетью объектов спорта для занятий физической культурой и спортом по месту жительства;
- отсутствием современных универсальных спортивных залов, сооружений и плавательных бассейнов, в которых можно проводить официальные всероссийские и международные соревнования;
- в настоящее время около 70 % существующих спортивных сооружений требуют реконструкции и ремонта;
- отсутствие должного финансирования содержания и эксплуатации спортивных объектов;
- низкой обеспеченностью общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем и оборудованием.
3.2. Для развития спортивной инфраструктуры учреждений образования, по месту жительства, а также спорта высших достижений необходимо:
- строительство универсальных спортивных площадок, как в общеобразовательных учреждениях, так и по месту жительства, строительство и реконструкция стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов, многофункциональных спортивных залов;
- создание базы для подготовки спортсменов высокого класса по базовым видам спорта;
- разработать систему мер по поддержанию и сохранению имеющейся спортивной базы;
- обеспечить современным спортивным оборудованием и инвентарем учреждения дошкольного, школьного и дополнительного образования;
- разработать систему мер для привлечения внебюджетных источников, частных инвестиций на софинансирование строительства объектов спорта (ежегодно не менее 100-150 млн. рублей внебюджетных средств).
3.2.1. Для достижения нормативной потребности в спортивных сооружениях для массового и игровых видов спорта в Воронежской области необходимо:
- ежегодное строительство до 20 многофункциональных спортивных площадок размерами 30 х 50 метров и 20 х 40 метров на территориях 387 школьных учреждений среднего (полного) общего образования в муниципальных районах и городских округах области;
- ежегодное строительство до 20 дворовых площадок в муниципальных районах и городских округах области;
- ежегодное строительство и реконструкция 1-2 стадионов, в том числе стадионов образовательных учреждений, в каждом муниципальном районе области;
- ежегодное строительство 1-2 футбольных полей с искусственным покрытием в год;
- ежегодное строительство до 5 физкультурно-оздоровительных комплексов с многофункциональными спортивными залами и плавательными бассейнами в каждом муниципальном районе области;
- оснащение необходимым оборудованием и инвентарем все муниципальные общеобразовательные учреждения;
- оснащение спортивных залов муниципальных районов области тренажерным оборудованием;
- с целью развития базовых видов спорта строительство спортивных сооружений по спортивной подготовке сборных команд области по велоспорту, спортивным единоборствам, гребле на байдарках и каноэ, спортивной гимнастике, прыжкам на батуте, легкой атлетики, бобслею, стендовой стрельбе, а также по игровым видам спорта: волейбол, баскетбол, гандбол и др.
Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта являются:
- создание условий для учебно-тренировочных занятий спортсменов по опорным видам спорта;
- повышение уровня мастерства спортсменов и результатов их выступлений;
- возможность проведения на территории Воронежской области спортивных соревнований, в том числе международных, на более высоком организационном уровне;
- привлечь большее количество населения области, в том числе детей и подростков, к систематическим занятиям спортом.
4. Пропаганда физической культуры и спорта
как основы здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением региональной политики в области физической культуры и спорта. При этом пропаганда сознательного отношения к формированию собственного образа жизни, активной общественной позиции с использованием передовых методик с учетом опыта информационно-пропагандистской работы в Воронежской области и других регионах Российской Федерации имеет ключевое значение в ходе реализации поставленных задач, достижения показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
Основой пропаганды здорового образа жизни должно стать, наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, употребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, комплексное продвижение положительного имиджа занятий физической культурой и спортом, подкрепленное примером ведущих спортсменов Воронежской области, проявивших себя на российском и международном уровне.
Обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания, реализации рационального двигательного режима также имеют большое значения и должны стать важным направлением информационно - пропагандистской работы.
Oдной из нaибoлee ocтpыx пpoблeм нa дaнный мoмeнт являетcя oтcyтcтвиe у большинства граждан страны пoнимaния нeoбxoдимocти yкpeплять cвoe здopoвьe, зaинтepecoвaннocти в регулярных зaнятияx физичecкoй кyльтypoй и cпopтoм. Во многом это является cлeдcтвиeм низкoй инфopмиpoвaннocти о вoзмoжнocтяx физической культуры и спорта как в решении многих проблем развития и формирования личности, особенно актуальных в детском, подростковом молодежном возрастах, так и в решении социальных, общенациональных проблем.
Необходимо в полной мере реализовывать возможности наглядной агитации, в том числе социальной рекламы, повышать эффективность взаимодействия с печатными и электронными средствами массовой информации с точки зрения привлечения людей к занятиям физической культурой, спортом, формирования здорового образа, корректировать это взаимодействие в соответствии с требованиями времени.
Для решения поставленных задач необходимо:
- определить приоритетные направлeния информационно-пропагандистской работы в сфере физической культуры и спорта, чтo пoзвoлит нa пpaктикe дoбитьcя эффeктивнoгo вoздeйcтвия средств массовой информации, наглядной агитации и социальной рекламы нa цeлeвyю ayдитopию;
- paзpaбoтaть краткocpoчный и дoлгocpoчный плaны внeдpeния кoмплeкca интeгpиpoвaнныx мapкeтингoвыx кoммyникaций (инфopмaция и peклaмa в CMИ, нa нapyжныx peклaмoнocитeляx, в образовательных учреждениях, в организациях, на предприятиях; просветительская публичная и издательская деятельность, в том числе научно-популярного характера; пресс-
конференции, пресс-туры; тематические выcтyплeния нa cпopтивнo-мaccoвыx и иныx мepoпpиятияx);
- сформировать социальную рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни и занятия спортом;
- пpивлeкать к paбoтe по пропаганде спорта известных cпopтcмeнoв, вeдyщиx cпopтивныx cпeциaлиcтoв, пoлитических и oбщecтвeнныx дeятeлeй, использовать потенциал общественных объединений и спортивных организаций;
- организовать массовые акции ("Урок с чемпионом", "Спорт в каждую семью", "Спортивный выходной"), способствующие повышению престижа здopoвoгo oбpaзa жизни, вовлечению населения в регулярные зaнятия физичecкoй кyльтypoй и cпopтoм;
- использовать средства наглядной агитации, а также средства агитационно-образовательной деятельности в системе Интернет, в том числе наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению дома и на рабочем месте.
Реализация указанных мер будет способствовать:
- повышению доли численности населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 40 % к 2020 году;
- повышению доли учащихся образовательных учреждений, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений с 50,02 % в 2009 году до 80 % к 2020 году;
- повышению эффeктивнoсти иcпoльзoвaния вoзмoжнocтeй физичecкoй кyльтypы в деле вocпитaния и вoвлeчeния гpaждaн в зaнятия физической культурой и cпopтoм;
- повышению уровня информированности и просвещенности у различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, в том числе в подростковой и молодежной среде;
- coзданию устойчивой мoтивaции к peгyляpным зaнятиям физичecкoй кyльтypoй и cпopтoм;
- обеспечению населения иcчepпывaющей инфopмaцией o paзличныx видax cпopтa, что пoзвoлит максимальному количеству людей определиться в выборе видa двигaтeльнoй aктивнocти;
- обеспечению населения исчерпывающей информацией о реализации социальных программ в сфере развития физической культуры и спорта в Воронежской области;
- пoпyляpизации ycпexов воронежских cпopтcмeнoв нa copeвнoвaнияx paзличнoгo ypoвня;
- популяризации научных достижений воронежцев в спортивной сфере;
- фopмиpoвaнию пoлoжитeльного имиджа физичecкoй кyльтypы и cпopтa среди различных категорий и групп населения, в том числе у детей, подростков и молодежи.
5. Подготовка кадрового резерва и совершенствование нормативно-правовой
базы в области физической культуры и спорта.
5.1. Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта в Воронежской области, формирования у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижения нашими спортсменами побед на российских, международных и Олимпийских играх имеет качество профессиональной подготовки специалистов управленческих кадров.
В последнее время обозначилась проблема нехватки высокопрофессиональных кадров, в том числе тренерских, низкий уровень квалификации работников отрасли физической культуры и спорта.
Для решения проблем по кадровому обеспечению отрасли физической культуры и спорта в Воронежской области необходимо решение следующих задач:
- организация курсов переподготовки и курсов повышения квалификации работников физической культуры и спорта с приглашением ведущих специалистов в этой сфере;
- организация системы переподготовки, повышения квалификации для перспективных и ведущих тренеров по различным видам спорта в ведущих центрах олимпийской подготовки или в высших учебных заведениях;
- организация целевой подготовки отдельных специалистов с требуемым уровнем компетенции, удовлетворяющих современным требованиям к специалистам и управленческим кадрам в сфере физической культуры и спорта;
- совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта.
Для решения поставленных задач необходимо:
- подписание соглашения о стратегическом партнерстве в образовательной и научно-исследовательской деятельности, результатом которого станет организация целевой подготовки специалистов и управленческих кадров;
- разработка программы курса повышения квалификации для управленческих, экономических и учетно-финансовых работников управления физической культуры и спорта Воронежской области;
- проведение семинаров, тренингов, мастер-классов с участием именитых спортсменов.
5.2. Одним из главных инструментов, направленных на комплексное и системное исполнение обозначенных задач и мер по развитию физической культуры и спорта в регионе, в том числе спорта высших достижений, является нормативная правовая база.
Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере физической культуры и спорта предполагает подготовку и принятие:
- нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность спортивных школ, центров подготовки сборных команд области;
- нормативных правовых актов, регламентирующих материально-техническое обеспечение спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;
- нормативных правовых актов, направленных на регулирование взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных объединений, государственных учреждений и отраслевых организаций по вопросам развития физической культуры и спорта в Воронежской области.
V. Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Воронежской области и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках реализации областных целевых программ, направленных на развитие физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений.
VI. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут осуществляться управлением физической культуры и спорта Воронежской области с участием заинтересованных органов государственной власти, областных федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ и иных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области.
VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 15,9% в 2009 году до 40% к 2020 году;
- достижение нормативной потребности в объектах спорта;
- развитие сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности (детско-юношеских спортивных школ) с 72 в 2009 году до 80 в 2020 году;
- улучшение ряда социально-экономических показателей (повышение работоспособности и производительности труда, уменьшение затрат, связанных с потерями по болезням, профессиональным заболеваниям и травматизмом, и т.д.);
- привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения, в том числе:
а) учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений с 50,02 % в 2009 году до 80 % в 2020 году;
б) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общей численности данной категории с 1,1 % в 2009 году до 20 % в 2020 году;
в) трудоспособной категории населения в общей численности данной категории с 9,5 % в 2009 году до 40 % в 2020 году;
г) лиц старшего и пожилого возраста в общей численности данной категории до 28 % к 2020 году;
- улучшение физического состояния населения области, увеличение продолжительности жизни до 70,5 лет к 2020 году;
- достижение высоких результатов воронежских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях и Олимпийских играх;
- повышение роли средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 12 октября 2010 г. N 679-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года"
Текст распоряжения официально опубликован не был