Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 марта 2012 г. N 964-V-ОД в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлениюВоронежской областной Думы
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории
Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
от 22.11.2007 N 1107-IV-ОД
Областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
29 мая 2008 г., 24 декабря 2009 г., 30 сентября 2010 г., 24 мая, 29 сентября 2011 г., 29 марта 2012 г.
Паспорт
областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
Наименование программы |
- областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- Закон Воронежской области от 7 июня 2007 года N 66-ОЗ "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области", распоряжение администрации Воронежской области от 21 сентября 2007 года N 719-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" |
Государственный заказчик программы |
- департамент аграрной политики Воронежской области |
Основные исполнители программы |
- департамент аграрной политики Воронежской области; |
Основные разработчики программы |
- департамент аграрной политики Воронежской области |
Цели программы |
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения в Воронежской области; Цели подпрограммы "Развитие садоводства и питомниководства": - создание условий для формирования устойчивого и эффективного производства плодово-ягодной продукции на территории Воронежской области, обеспечение населения и перерабатывающей промышленности плодово-ягодной продукцией |
Задачи программы |
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в Воронежской области; Задачи подпрограммы "Развитие садоводства и питомниководства": - создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития садоводства на долгосрочную перспективу; - привлечение инвестиций в отрасль; - создание новых рабочих мест; - увеличение налоговых поступлений в областной бюджет; - повышение уровня жизни населения; - создание базовых питомников в ЗАО "Острогожсксадпитомник", ОАО "Россошанская зональная опытная станция садоводства", ОАО "Новонадеждинское |
Сроки реализации программы |
2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы в 2008 - 2012 годах составляет 100 301,985 млн. рублей: средства федерального бюджета - 14 324,211 млн. рублей (2008 год - 1 548,627 млн. рублей, 2009 год - 3 109,136 млн. рублей, 2010 год - 2 949,157 млн. рублей, 2011 год - 3 688,873 млн. рублей, 2012 год - 3 028,418 млн. рублей); средства областного бюджета - 5 868,666 млн. рублей (2008 год - 854,105 млн. рублей, 2009 год - 1 084,303 млн. рублей, 2010 год - 1 269,959 млн. рублей, 2011 год - 1 714,299 млн. рублей, 2012 год - 946,000 млн. рублей); средства муниципальных бюджетов - 195,938 млн. рублей (2008 год - 31,800 млн. рублей, 2009 год - 33,109 млн. рублей, 2010 год - 38,408 млн. рублей, 2011 год - 45,414 млн. рублей, 2012 год - 47,207 млн. рублей); внебюджетные источники - 79 913,170 млн. рублей, в том числе подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства": объем финансирования подпрограммы в 2012 году составляет 59,155 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 47,155 млн. рублей; средства областного бюджета - 12,000 млн. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,2 раза по отношению к 2006 году); - повышение обеспеченности сельского населения в Воронежской области питьевой водой до 63,1 процента и уровня газификации домов природным газом - до 64,1 процента; - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 22,36 процента по отношению к 2006 году; - привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 33094 млн. рублей По подпрограмме "Развитие садоводства и питомниководства": - закладка 440 га молодых садов и питомников, внедрение передовых научных достижений, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией собственного производства, увеличение доходов организаций и бюджетов всех уровней, повышение занятости трудоспособного населения Воронежской области |
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения |
Реализация программы координируется департаментом аграрной политики Воронежской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, эффективное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Департамент аграрной политики Воронежской области готовит в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальные отчеты и до 1 марта, следующего за отчетным годом, годовой отчет о ходе реализации программы и представляет в департамент экономического развития Воронежской области, управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области. В случае завершения срока реализации программы в срок до 1 марта готовит доклад о реализации программы. Департамент экономического развития Воронежской области с участием государственных заказчиков областных целевых программ, заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления организует экспертные проверки хода реализации программ. По результатам экспертных проверок подготавливаются и в установленном порядке вносятся на рассмотрение правительства Воронежской области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программы или о прекращении реализации программы, уточнении мер и объемов государственной (областной) поддержки мероприятий программы, применении санкций к участникам их реализации. Департамент аграрной политики Воронежской области - государственный заказчик (координатор) программы совместно с департаментом экономического развития Воронежской области организует размещение на портале Воронежской области в сети Интернет текста программы, ежеквартальных и годовых отчетов о ходе ее реализации, доклада при завершении ее реализации. |
1. Характеристика проблемы
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (далее - программа) разработана в соответствии со статьей 8 Закона Воронежской области от 7 июня 2007 года N 66-ОЗ "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области" и распоряжением администрации Воронежской области от 21 сентября 2007 года N 719-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Экономический рост в сельском хозяйстве Воронежской области продолжается последние 7 лет. За период 2001 - 2006 годов среднегодовой темп прироста объемов производства в сельском хозяйстве составлял более 3,0 процента.
2) абзац 4 главы 1 "Характеристика проблемы" изложить в следующей редакции:
Благодаря реализации целевых программ по развитию сельского хозяйства в Воронежской области уже превышен уровень производства 1990 года по сахарной свекле, подсолнечнику и зерну. Однако по производству молока и мяса его предстоит достигнуть.
Кроме того, первоочередной задачей остается рост уровня социальной и инженерной инфраструктуры села и доходов сельского населения.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства Воронежской области на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
2. Цели и задачи программы
Целями программы на 5-летний период являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения в Воронежской области;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в Воронежской области и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,2 раза по отношению к 2006 году);
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 63,1 процента, а уровня газификации домов природным газом - до 64,1 процента за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в Воронежской области путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 60 процентов органов управления агропромышленным комплексом муниципальных образований Воронежской области;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на территории Воронежской области, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 19,5 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 10 процентов;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Воронежской области к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 30 процентов.
В результате реализации программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении 1.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 22,36 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.
За 2008 - 2012 годы среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства должен составить более 4 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2008 - 2012 годах в развитие сельскохозяйственного производства будет привлечено 33,1 млрд. рублей инвестиций.
В первые годы реализации программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей в Воронежской области некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2012 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации программы будет приобретено более 5,0 тысяч тракторов, 1527 зерноуборочных, 154 свекловичных и 450 кормоуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 39,3 процента, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50,9 процента, свеклоуборочных - 14,3 процента, кормоуборочных - 60,6 процента (к уровню 2006 года).
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,7 раза и составят 12,5 тыс. рублей в месяц на 1 работающего.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в Воронежской области на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
3. Система программных мероприятий
В рамках данной целевой программы предусматривается реализация нижеследующих программных мероприятий и подпрограммы "Развитие садоводства и питомниководства" (приложение 4).
3.1. Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:
мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
улучшение жилищных условий сельского населения;
повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 3 марта 2005 года N 1183-III-ОД, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2013 года включительно.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Воронежской области и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Средства государственной поддержки за счет федерального бюджета предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в порядке, который предусмотрен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
За счет средств областного бюджета средства государственной поддержки бюджетам муниципальных образований Воронежской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" предоставляются на основе порядка, утвержденного нормативным правовым актом правительства Воронежской области.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди муниципальных районов Воронежской области.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
3.2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику Воронежской области и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике Воронежской области.
Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 7,8 процента их объема в экономике Воронежской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
3.2.1. Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 20 апреля 2006 года N 436-IV-ОД, и областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009 - 2013 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 1 июня 2009 года N 466.
Программами предусматривается выделение средств на компенсацию части затрат на агрохимические мероприятия, мелиорацию земель и агролесомелиорацию, а также оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных указанными областными целевыми программами.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств областного бюджета.
3.2.2. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и подготовка, переподготовка специалистов для сельского хозяйства, проведение конкурсов, семинаров и совещаний
Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовке и переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, подготовка специалистов для остронуждающихся организаций агропромышленного комплекса, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие на областном уровне информационно-консультационного центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в районах Воронежской области (далее - информационно-консультационный центр);
интеграция информационно-консультационных центров с системой информационного обеспечения;
обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.
Развитие информационно-консультационных центров предусматривается осуществлять путем реализации следующих мероприятий:
квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области;
методическая работа информационно-консультационных центров;
подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
Целями осуществления мероприятий при проведении конкурсов, семинаров, совещаний является передача передового опыта при производстве сельскохозяйственной продукции, пропаганда престижа профессий работников сельского хозяйства, организация конкурентной среды за эффективность сельскохозяйственного производства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
организация выставок племенных животных;
проведение конкурсов среди ведущих профессий в растениеводстве и животноводстве;
популяризация перспективных методов производства растениеводческой и животноводческой продукции;
подведение итогов экономического соревнования работников агропромышленного комплекса за повышение эффективности и качества работ.
3.3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Воронежской области
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Воронежской области является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. В Воронежской области такими подотраслями являются молочное и мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, рост объемов сельскохозяйственного производства.
Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база Воронежской области должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 19,5 процента.
Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корм животным.
Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить 10 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям Воронежской области.
Развитие подотраслей растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей Воронежской области на внутреннем и мировом рынках.
3.3.1. Приоритетное развитие животноводства в Воронежской области
Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке;
стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;
стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка.
Компенсацию на возмещение части затрат предполагается предоставлять сельхозтоваропроизводителям Воронежской области:
на приобретение племенных животных крупного рогатого скота (нетели, телки случного возраста, быки-производители), племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней (за один килограмм живой массы);
на приобретение криозамороженных эмбрионов крупного рогатого скота (по ставке за один эмбрион);
на приобретение племенных яиц, суточных цыплят для комплектования маточного стада (по ставке на одно яйцо и за одну голову);
на приобретение семени быков-производителей (по ставке за одну дозу);
на прирост реализации товарной рыбы (по ставке за один килограмм);
на увеличение маточного поголовья крупного рогатого скота к соответствующему периоду предшествующего года (по ставке за одну голову);
на приобретение молоди рыбы осетровых пород (по ставке за одну голову);
на приобретение племенной подращенной молоди и племенных личинок рыбы (по ставке за один килограмм и млн. штук).
Для племенных хозяйств Воронежской области:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (из расчета за одну условную голову);
на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, из расчета за один килограмм живой массы.
Реализация мер по поддержке племенного животноводства будет осуществляться также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Компенсация части затрат на приобретение кормозаготовительной, кормоприготовительной техники, доильного, холодильного и технологического оборудования для животноводства
Для обеспечения увеличения объемов животноводческой продукции, сохранения и увеличения поголовья всех видов сельскохозяйственных животных, а также использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих комплексов предполагается осуществлять компенсацию части затрат на приобретение новой техники для заготовки и приготовления кормов, доильного, холодильного и технологического оборудования";
Развитие овцеводства и козоводства
Целями осуществления мероприятий по развитию овцеводства и козоводства являются сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве.
Для достижения поставленных целей необходимо увеличение маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на содержание маточного поголовья овец и коз сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на овцеводстве и козоводстве.
Поддержка свиноводства, мясного и яичного птицеводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке свиноводства, мясного и яичного птицеводства является сохранение поголовья свиней и птицы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по снижению себестоимости производства свинины, мяса и яйца птицы.
Субсидии за счет областного бюджета предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат по производству реализованных в первом квартале 2011 года свинины, мяса птицы и яиц.
Поддержка содержания коров
Целью мероприятия по поддержке содержания коров является наращивание производства молока на основе сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота и повышения его продуктивности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота и повышения его продуктивности за счет содержания и кормления животных.
Государственная поддержка за счет областного бюджета осуществляется посредством предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий на одну корову, содержащуюся в хозяйстве, и за прибавленное маточное поголовье крупного рогатого скота.
Поддержка кролиководства и рыбоводства
Целями осуществления мероприятий по поддержке развития кролиководства и рыбоводства являются сохранение поголовья кроликов и наращивание объемов производства и реализации товарной рыбы.
Субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат:
- на приобретение подращенной молоди и личинок рыбы осетровых пород (по ставке за один килограмм и млн. штук);
- по производству реализованной рыбы (по ставке за один килограмм);
- на содержание кроликоматок (по ставке за голову).
3.3.2. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе плана противоэпизоотических мероприятий;
обеспечение биологическими и другими препаратами для профилактики и ликвидации карантинных и других заразных болезней животных на территории Воронежской области;
проведение лабораторно-диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных инфекционными болезнями;
совершенствование методов диагностики и ранней профилактики туберкулеза крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Воронежской области.
3.3.3. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, закладку многолетних насаждений, компенсацию части затрат на приобретение сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) средств химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды, фунгициды) и минеральных удобрений.
Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства на территории Воронежской области является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами высокопродуктивных сортов и гибридов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы, исходя из расчета 10 процентов общей площади посевов;
обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
В целях осуществления поддержки из областного бюджета предоставляется компенсация части затрат научно-исследовательским учреждениям на производство оригинальных семян, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на приобретение семян высших репродукций у российских производителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по следующим культурам: зерновые, зернобобовые, крупяные, кукуруза, соя, сахарная свекла, подсолнечник, рапс, овощные культуры, картофель, многолетние травы по ставкам за одну тонну.
Кроме того, из областного бюджета компенсация части затрат предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на приобретение семян сахарной свеклы 1-й репродукции и гибридов у семеноводческих организаций Воронежской области.
Размеры ставки на одну тонну семян высших репродукций устанавливаются нормативным правовым актом правительства Воронежской области с учетом объема средств, предусмотренных в областном бюджете на поддержку семеноводства.
Поддержка мероприятий по улучшению фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур
Целью осуществляемых мероприятий по улучшению фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур является повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет увеличения обработки посевов средствами защиты растений: гербицидами, фунгицидами, инсектицидами, стимуляторами роста. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур, обработанных средствами защиты растений за счет обеспечения доступности их приобретения;
недопущение гибели посевов сельскохозяйственных культур, снижения урожая и его качества от комплекса вредителей, болезней и сорняков.
В целях обеспечения реализации поставленных задач из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение наиболее эффективных химических средств защиты растений отечественного и импортного производства.
Кроме того, за счет средств областного бюджета предполагается финансирование на конкурсной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой современных зональных экологически безопасных технологий защиты посевов сельскохозяйственных культур от комплекса вредителей, болезней и сорняков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
Поддержка мониторинга состояния посевов сельскохозяйственных культур
Целью осуществления мероприятий по поддержке мониторинга состояния посевов сельскохозяйственных культур является повышение эффективности использования минеральных удобрений за счет корректировки доз их внесения с учетом почвенно-климатических условий, фаз развития культурных растений.
Кроме того, особое значение имеет мониторинг состояния сельскохозяйственных культур, особенно озимых в период их зимовки, который позволит в случае возникновения чрезвычайной ситуации своевременно скорректировать план проведения весенне-полевых работ.
Участниками данного мероприятия являются сельскохозяйственные организации, а также организации, имеющие аккредитацию на проведение почвенно-листовой диагностики, в соответствии с утвержденным департаментом аграрной политики Воронежской области списком хозяйств и графиком проведения обследований. Отбор организаций, которые будут проводить почвенно-листовую диагностику, осуществляется посредством проведения конкурса (ценовые котировки).
Государственная поддержка организациям - участникам мероприятий осуществляется в форме финансирования работ по проведению мониторинга посевов сельскохозяйственных культур из объема средств, предоставляемых из областного бюджета.
Государственная поддержка организациям - участникам мероприятия осуществляется при представлении пакета документов, подтверждающих фактическое выполнение работ департаменту аграрной политики Воронежской области. Перечень указанных документов утверждается приказом департамента аграрной политики Воронежской области.
Производство рапса
Целью осуществления мероприятий по производству рапса на территории Воронежской области является увеличение его валового производства в целях обеспечения потребности организаций масложировой промышленности сырьем, населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение посевных площадей рапса;
увеличение валовых сборов масло-семян рапса.
В целях обеспечения реализации поставленных задач из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
на приобретение элитных семян рапса по ставке на одну тонну семян, установленной, исходя из возмещения затрат за счет средств областного бюджета на указанные цели;
на приобретение средств химической защиты растений.
За счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на строительство заводов по переработке масличного сырья.
3.3.4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства в Воронежской области
В 2008 - 2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:
сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;
развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве в Воронежской области. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов.
Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
До 1 января 2009 года государственная поддержка осуществлялась посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе) и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
После 1 января 2009 года за счет средств областного бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, (займам):
1) полученным в 2007 - 2011 годах на срок до одного года:
а) сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;
б) организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
2) полученным в 2007 - 2011 годах на срок от 2 до 10 лет по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, заключенным:
а) после 1 января 2004 года на срок от 2 до 8 лет - на приобретение (кроме лизинга) оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России, а также на приобретение (кроме лизинга) оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, и строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго);
б) с 1 января 2004 года по 1 января 2008 года на срок от 2 до 8 лет - на приобретение (кроме лизинга) сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России;
- инвестиционным кредитам (займам), полученным после 1 января 2008 года на срок до 10 лет, сельхозтоваропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - на приобретение (кроме лизинга) сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России;
- инвестиционным кредитам (займам), заключенным после 1 января 2009 года на срок до 8 лет, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы - на строительство, реконструкцию и модернизацию сахарных заводов;
- инвестиционным кредитам (займам), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 10 лет, организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими первичную подработку и хранение зерна, - на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для первичной подработки и хранения зерна; на приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна (включая монтажные и пусконаладочные работы) в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России;
- инвестиционным кредитам (займам), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 8 лет, сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России;
- организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2007 года на срок:
до 5 лет - на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России;
до 8 лет - на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства;
- кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 8 лет организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, - на строительство, реконструкцию и модернизацию заводов по производству дражированных семян сахарной свеклы.
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в Воронежской области является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка по решению указанных задач осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предоставляются в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем 5 процентов их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов), установленным правительством Воронежской области:
для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
для крестьянских (фермерских) хозяйств:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
на срок до 2 лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
на срок до 8 лет - на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок от 2 до 5 лет на приобретение не племенного молодняка крупного рогатого скота, предоставляются в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат.
Кроме того, государственная поддержка будет предоставляться за счет средств областного бюджета:
а) сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа);
б) крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном правительством Воронежской области.
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, специальной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для всех подотраслей сельского хозяйства.
В целях осуществления поддержки мероприятий программы за счет средств областного бюджета до 1 января 2009 года предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, специальной техники российского и зарубежного производства в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
После 1 января 2009 года возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета осуществляется в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимся производством мяса крупного рогатого скота и молока, - в размере 3-х процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Возмещение заемщикам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение зарубежной техники из средств областного бюджета производится в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора.
Для обеспечения внедрения в сельскохозяйственное производство высокопроизводительной техники и ресурсосберегающих технологий за счет средств областного бюджета вводятся дифференцированные компенсации части затрат на приобретение новой техники (в том числе зарубежной техники), оборудования и специализированного автотранспорта.
В целях осуществления поставки сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга ежегодно из областного бюджета будут выделяться средства на пополнение областного лизингового фонда.
Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве в Воронежской области является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 30 процентов;
обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях роста цен на промышленную продукцию, а также в сфере тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования сельскохозяйственным товаропроизводителям любых форм собственности и ведомственной подчиненности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, половодье и переувлажнение почвы).
Кроме того, в связи с возможным резким ростом тарифов и услуг естественных монополий (прежде всего, на электроэнергию), а также изменением действующих нормативных документов в сфере тарифообразования для сельскохозяйственных товаропроизводителей, будет осуществляться государственная поддержка в виде компенсации части затрат на оплату потребленной электроэнергии сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
3.4. Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства в Воронежской области
Экономически значимыми программами развития сельского хозяйства Воронежской области являются ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы" (далее - ведомственная целевая программа "Молоко") и ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011 - 2013 годы" (далее - ведомственная целевая программа "Мясо").
Целями осуществления мероприятий по оказанию государственной поддержки ведомственной целевой программы "Молоко" является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства в Воронежской области.
Целями осуществления мероприятий по оказанию государственной поддержки ведомственной целевой программы "Мясо" является формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики, которая окажет существенное влияние на рост социально-экономического развития сельских территорий Воронежской области.
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования мероприятий программы на период 2008 - 2012 годов составит 100 301,985 млн. рублей.
Основными источниками средств для реализации мероприятий программы являются:
- средства федерального бюджета на безвозвратной основе в сумме 14 324,211 млн. рублей;
- средства областного бюджета в сумме 5 868,666 млн. рублей;
- средства муниципальных бюджетов в сумме 195,938 млн. рублей;
- внебюджетные источники в сумме 79 913,170 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования в разрезе областных целевых программ представлены в таблице.
млн. рублей
Наименование |
Объемы финансирования, всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Муниципальный бюджет |
Внебюджетные источники |
По программе (без ОЦП "Социальное развитие села до 2013 года", ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы", ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009 - 2013 годы") | |||||
Всего |
15 225,696 |
10 771,361 |
4 447,553 |
0,117 |
6,665 |
2008 год (факт) |
1 427,401 |
891,780 |
535,621 |
|
|
2009 год (факт) |
2 976,403 |
2 219,538 |
756,865 |
|
|
2010 год (факт) |
3 143,049 |
2 184,827 |
954,725 |
0,035 |
3,462 |
2011 год |
4 493,764 |
3 080,137 |
1 410,342 |
0,082 |
3,203 |
2012 год |
3 185,079 |
2 395,079 |
790,000 |
|
|
Кроме того | |||||
ОЦП "Социальное развитие села до 2013 года" | |||||
Всего |
3 069,485 |
896,310 |
696,760 |
195,728 |
1 280,687 |
2008 год (факт) |
569,463 |
117,000 |
162,722 |
31,707 |
258,034 |
2009 год (факт) |
663,606 |
211,033 |
143,991 |
33,109 |
275,473 |
2010 год (факт) |
656,960 |
197,599 |
127,595 |
38,373 |
293,393 |
2011 год |
638,883 |
184,704 |
131,452 |
45,332 |
277,395 |
2012 год |
540,573 |
185,974 |
131,000 |
47,207 |
176,392 |
ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы", ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009 - 2013 годы" | |||||
Всего |
17 883,191 |
2 656,540 |
724,353 |
0,093 |
14 502,205 |
2008 год (факт) |
3 489,124 |
539,847 |
155,762 |
0,093 |
2 793,422 |
2009 год (факт) |
2 980,981 |
678,565 |
183,447 |
|
2 118,969 |
2010 год (факт) |
3 455,174 |
566,731 |
187,639 |
|
2 700,804 |
2011 год |
3 916,907 |
424,032 |
172,505 |
|
3 320,370 |
2012 год |
4 041,005 |
447,365 |
25,000 |
|
3 568,640 |
Распределение средств по мероприятиям программы и годам ее реализации приведено в приложении 2.
Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий программы приведены в приложении 3.
5. Механизм реализации программы
Реализация областной целевой программы осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области на основании заключенных соглашений о реализации мероприятий программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией программы осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Департамент аграрной политики Воронежской области представляет в департамент экономического развития Воронежской области и в управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области в срок до 20-го числа, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальные и до 1 марта годовые отчеты о ходе реализации программы с учетом степени достижения целевых показателей, финансировании и выполнении основных мероприятий программы.
В случае завершения срока реализации программы готовится ежегодный доклад о ходе реализации программы.
При необходимости департамент экономического развития Воронежской области с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления будет проводить экспертные проверки хода реализации программы. По результатам экспертных проверок в установленном порядке вносятся на рассмотрение правительства Воронежской области предложения о целесообразности продолжения работ и финансировании программы или о прекращении, уточнении мер и объемов государственной (областной) поддержки мероприятий программы, применении санкций к участникам их реализации.
Департамент экономического развития Воронежской области с участием департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, государственных заказчиков областных целевых программ и органов местного самоуправления в срок до 1 марта каждого года подготавливает и представляет правительству Воронежской области доклад о ходе реализации областных целевых программ за отчетный год.
Департамент аграрной политики Воронежской области совместно с департаментом экономического развития Воронежской области организует размещение на портале Воронежской области в сети Интернет текста программы, ежеквартальных и годовых отчетов о ходе ее реализации, доклада при завершении срока ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.