Приказ Департамента экономического развития Воронежской области от 2 декабря 2013 г. N 182-О
"Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы департамента экономического развития области "Государственное управление в сфере экономики Воронежской области"
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", в целях повышения эффективности бюджетных расходов в сфере государственного управления экономическим развитием Воронежской области приказываю:
1. Утвердить аналитическую ведомственную целевую программу "Государственное управление в сфере экономики Воронежской области" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Отделу организационно-правовой, кадровой и информационной работы (Мальцев) обеспечить опубликование настоящего приказа в официальном печатном издании, размещение в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет", на официальном сайте департамента экономического развития Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель департамента/ |
А.М. Букреев |
"Аналитическая ведомственная целевая программа
"Государственное управление в сфере экономики Воронежской области"
(утв. департаментом экономического развития Воронежской области от 2 декабря 2013 г. N 182-О)
Паспорт
аналитической ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области |
Департамент экономического развития Воронежской области |
Наименование программы |
Государственное управление в сфере экономики Воронежской области |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы |
11.10.2013 N 148-О |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы |
|
Цели и задачи программы |
Цели программы: 1. Повышение эффективности государственного управления в сфере экономики. 2. Совершенствование государственного стратегического управления. Основные задачи программы: 1. Разработка нормативных правовых, научно-методических и иных документов, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере экономики. 2. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере реализации программы. 3. Обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации программы. 4. Совершенствование прогнозирования социально-экономического развития. 5. Развитие системы государственного стратегического планирования. 6. Развитие программно-целевого планирования. 7. Совершенствование механизмов государственных инвестиций. 9. Формирование системы мер государственной поддержки организаций реального сектора экономики. 10. Обеспечение проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях создания условий для формирования благоприятной инвестиционной среды. 11. Формирование налоговой политики. 11. Реализация механизмов оценки качества государственного управления, направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. 12. Развитие кадрового потенциала в сфере управления для модернизации экономики |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта РФ, процентов. 2. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, тыс. рублей. 3. Отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году, процентов. 4. Доля разработанных документов стратегического планирования Воронежской области от общего количества документов, законодательно подлежащих разработке в субъектах, процентов. 5. Доля расходов консолидированного бюджета Воронежской области, формируемых в рамках программ, процентов. 6. Доля объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, по которым по итогам года не начаты работы, в общем количестве объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, процентов. 7. Доля рассмотренных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области, инвестиционных проектов в общем объеме поступивших на рассмотрение, процентов. 8. Доля нормативно-правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, оценка регулирующего воздействия которых проведена, процентов. 9. Объем дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Воронежской области в результате мероприятий, проводимых по "легализации" заработной платы, млн. рублей. 10. Качество финансового менеджмента департамента экономического развития области, баллов. 11. Доля государственных служащих департамента экономического развития области, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет, процентов. 12. Выполнение Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, процентов |
Наименование программных мероприятий |
1. Осуществление государственного управления в сфере экономики. 2. Финансовое обеспечение подведомственных учреждений. 3. Развитие кадрового потенциала в сфере управления и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Сроки реализации программы |
2013 год |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы в 2013 году составляет 292028,8 тыс. рублей. Источником финансирования программы является областной бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта РФ до 10,2%. 2. Увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ до 69855686,0 тыс. рублей |
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Программа направлена на повышение качества управления процессами экономического развития Воронежской области и предусматривает совершенствование административных процедур исполнения функций и полномочий департамента экономического развития Воронежской области, определенных соответственно Положением о департаменте экономического развития Воронежской области (утверждено постановлением правительства Воронежской обл. от 18.05.2009 N 394 "Об утверждении Положения о департаменте экономического развития Воронежской области").
Мероприятия программы дают возможность комплексно осуществлять организационное, правовое, аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение направлений, реализуемых в сфере экономики Воронежской области.
В настоящее время все больше внимания уделяется системе стратегического планирования и достоверности прогнозирования, в том числе в силу того, что в социальной и экономической сфере государством ставятся долгосрочные задачи и ориентиры. Возникает необходимость в наборе управленческих инструментов, позволяющих:
- расширить период прогнозирования и планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (более 3 лет), предусматривая реализацию долгосрочных решений (со сроком реализации 6 и более лет) в рамках взаимосвязанных средне- и краткосрочных задач, подчиненных общей цели;
- увязать долгосрочные и среднесрочные документы стратегического планирования по целям и приоритетам, регламентировав периодичность их разработки и корректировки;
- упорядочить сроки подготовки документов стратегического управления и мер бюджетной политики между собой;
- обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса, позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривается оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, нормативной правовой базой для которой являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Оценка значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется по значению комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, которое определяется исходя из уровня и динамики эффективности в сферах государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности субъекта РФ, здравоохранения, образования и жилищно-коммунального комплекса на основе представленных показателей.
Доклады высшего должностного лица субъекта РФ о фактически достигнутых и планируемых значениях вышеуказанных показателей представляются в Правительство РФ и должны содержать сведения о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе дополнительных показателей, установленных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 года N 322, и их планируемых значениях на 3-летний период.
Развитие системы оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти требует решения следующих задач:
- совершенствование системы мониторинга значений показателей эффективности;
- внедрение факторного анализа показателей эффективности;
- разработка планов мероприятий, направленных на достижение наилучших значений показателей эффективности и повышение рейтинга Воронежской области с учетом степени влияния мероприятий на конечный результат;
- разработка и внедрение стандарта оценки эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
Развитие данного направления программы позволит на более высоком качественном уровне соизмерять затраты и результаты, связанные с управленческой деятельностью, создавать мотивацию для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
Одной из основных задач стратегического планирования является внедрение программно-целевого метода управления как важнейшего инструмента осуществления государственной социальной и экономической политики развития региона.
Современное состояние планирования в Воронежской области характеризуется как переходное. В настоящее время утверждены процедуры формирования и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Воронежской области, а также процедуры оценки эффективности их реализации. Год от года увеличивалось количество принятых долгосрочных и ведомственных целевых программ. В 2013 году в области реализуется 95 целевых программ, из которых 39 - долгосрочные областные целевые, 11 - региональные и 45 - ведомственные целевые программы, и соответственно, программно-целевым методом управления охвачена большая часть сфер социально-экономического развития Воронежской области.
В 2013 году на финансирование мероприятий и объектов капитального строительства долгосрочных областных, региональных и ведомственных целевых программ в областном бюджете предусмотрено 41,1 млрд. рублей, что на 32,5% больше уровня 2012 года.
Качественной стороной перечисленных тенденций стало увеличение доли консолидированного бюджета, охваченного программными инструментами, с 39% в 2010 году до 68,2% в 2012 году, что обусловило повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В то же время с внедрением стандартов в сфере программирования, увеличением количества программ и средств, выделяемых на их реализацию, появились проблемы следующего характера:
- в одной сфере социально-экономического развития Воронежской области принималось несколько целевых программ, что исключало комплексный подход и синергетические эффекты в решении проблем;
- целевыми программами по-прежнему не охвачено около 48% расходов областного бюджета;
- низкий уровень автоматизации процессов формирования и реализации программ;
- неритмичное освоение средств государственными заказчиками программ;
- несоответствие возможностей областного бюджета и потребностей на финансирование целевых программ;
- изменение федерального законодательства, требующее перехода от формата "долгосрочные целевые программы" к формату "государственные (муниципальные) программы".
В настоящее время осуществляется очередной этап реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, который позволит решить обозначенные проблемы.
В бюджетном Послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" ставится задача по завершению в 2014 - 2015 годах перехода к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.
Основным инструментом достижения целей государственной политики должны стать государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения - устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
Государственные программы как основной инструмент повышения результативности бюджетных расходов способствуют повышению ответственности и заинтересованности исполнителей государственных программ в достижении наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Внедрение стандартов программно-целевого планирования в деятельность органов государственной власти, повышение эффективности принимаемых решений, а также мониторинг достижения плановых результатов и поощрение за достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти будут являться предметом регулирования данного направления программы.
Составным элементом системы государственного стратегического управления, направленным на обеспечение реализации приоритетов социально-экономического развития Воронежской области на текущий период и среднесрочную перспективу, является областная адресная инвестиционная программа (далее - ОАИП). ОАИП позволяет обеспечить комплексный подход к расстановке приоритетов государственных капитальных вложений и их последующей реализации с учетом основных задач системы стратегического управления, включающих:
- анализ ситуации, соотношение возможностей и рисков;
- определение оптимального направления действий;
- формирование комплекса конкретных мероприятий с обоснованием необходимых ресурсов, определением ответственных исполнителей и сроков выполнения;
- мониторинг и контроль реализации ОАИП.
ОАИП призвана обеспечить упорядочение процесса формирования перечня социально значимых объектов области, рациональное и эффективное использование средств областного бюджета за счет обеспечения:
- преемственности инвестиционных обязательств;
- финансирования в приоритетном порядке строек и объектов, намечаемых к вводу, в целях недопущения удорожания строительства;
- персональной ответственности главных распорядителей средств областного бюджета за целевое и рациональное использование бюджетных средств.
Актуальность и необходимость разработки ОАИП обусловлена:
- наличием резких диспропорций в социальном развитии муниципальных образований области;
- кризисным состоянием объектов социальной и инженерной инфраструктуры области (сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения);
- дотационностью большинства муниципальных районов;
- ограниченностью бюджетных средств и необходимостью постоянного совершенствования сложившейся практики организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства территорий поселений.
В связи со значимостью государственных капитальных вложений для социально-экономического развития Воронежской области расходы областного бюджета на реализацию ОАИП динамично возрастают. Указанные расходы увеличились с 5,6 млрд. рублей в 2011 году до 7,2 млрд. рублей в 2013 году (темп роста составил 128,6%).
К существующим на сегодня основным проблемам в сфере планирования государственных капитальных вложений относятся:
- недостаточное финансирование строительства и реконструкции объектов социально-культурной сферы (потребность в капитальных вложениях в десятки раз превышает возможности областного бюджета) и, как следствие, низкая техническая готовность начатых строительством объектов (несоблюдение планируемых сроков ввода объектов в эксплуатацию, увеличение объемов незавершенного строительства).
Рост расходов капитального характера, финансируемых из областного бюджета, требует объективного контроля на стадии включения объектов в программу капитальных вложений и повышения эффективности мониторинга результатов реализации ОАИП.
Повышение эффективности вложения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на среднесрочную перспективу будет обусловливаться исключением непрограммной части ОАИП, а также совершенствованием планирования бюджетных инвестиций в рамках государственных программ Воронежской области.
Нормативные правовые акты, разрабатываемые и принимаемые на региональном уровне в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут затрагивать различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов и иметь экономические, социальные и экологические последствия. Так, в сфере экономики может быть оказано воздействие на конкурентоспособность, на изменения в издержках различных социальных групп (в том числе дополнительных издержках бизнеса, включая дополнительное административное бремя, издержках государственных органов, связанных с правоприменением, и т.п.), на технологическое развитие и инновационный потенциал, инвестиционную активность, изменение рыночных долей, воздействие на цены. В социальной сфере может быть оказано воздействие на человеческий капитал, права человека, уровень и качество занятости, социальное неравенство и бедность, здоровье, безопасность (включая уровень преступности), культуру, перераспределительные эффекты между различными социальными группами. В экологии - воздействие на климат, уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, биоразнообразие, общественное здоровье. При этом на этапе разработки проекта нормативного правового акта многие типы воздействия могут быть скрыты, их может быть довольно трудно определить.
Целью процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов при подготовке проектов нормативных правовых актов Воронежской области, а также в отношении действующих нормативных правовых актов Воронежской области.
Порядок проведения ОРВ устанавливает пошаговую структурированную процедуру оценки регулирующего воздействия, которая позволит разработчикам правового регулирования в ходе правотворческого процесса поставить все необходимые вопросы о возможных последствиях предлагаемого регулирования, а также получить отклик от всех заинтересованных сторон.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится для выявления положений, которые:
- вводят (содержат) избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также граждан;
- способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Воронежской области;
- способствуют необоснованному ограничению конкуренции.
Оценка регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов проводится для определения степени достижения цели регулирования.
Оценка регулирующего воздействия - это комплексный анализ проектов нормативных правовых актов с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив, сутью которого является установление: были ли при подготовке проекта нормативного правового акта тщательно изучены все возможные последствия и риски введения регулирования, рассчитаны ли положительные эффекты от регулирования и соотнесены ли они с затратами для бюджета, субъектов предпринимательской и иной деятельности и потребителей, а главное, существует ли причинно-следственная связь между введением регулирования и решением проблемы, на устранение которой такое регулирование направлено.
Оценка регулирующего воздействия осуществляется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Закона РФ от 02.07.2013 N 176-ФЗ и в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 03.06.2013 N 457 "Об утверждении порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в Воронежской области".
В целях реализации требований указанного федерального и регионального законодательства необходимо создание условий для реализации мероприятий, направленных на развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в области.
Развитие института оценки регулирующего воздействия будет являться для потенциальных инвесторов сигналом открытости, прозрачности и ориентации области на лучшие стандарты управления, включая публичное взаимодействие с бизнес-сообществом, будет демонстрировать заинтересованность в создании благоприятных условий для ведения бизнеса в области. Внедрение такой практики будет способствовать привлечению в область новых инвестиций и повышению качества деловой инфраструктуры.
Государственная политика по увеличению объема инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику региона, достижению необходимых темпов экономического роста, повышению уровня жизни населения осуществляется в том числе и через механизм совершенствования и реализации регионального инвестиционного законодательства. В целях повышения инвестиционной активности и увеличения объема инвестиций, направляемых в экономику области (в т.ч. средств иностранных инвесторов) бизнес-сообществу создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. Так в постоянном режиме путем совершенствования нормативной правовой базы совершенствуются формы предоставления государственной поддержки предприятиям реального сектора экономики. Политика государственной поддержки прозрачна и позволяет широкому кругу предпринимателей и предприятий обращаться за поддержкой. Тщательный отбор инвесторов и инвестиционных проектов, которым предоставляется государственная поддержка, осуществляется коллегиальным органом - экспертным советом по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области. В состав экспертного совета входят руководители отраслевых органов власти области, депутаты областной Думы, представители организаций, представляющих интересы бизнеса и научного сообщества. Для обеспечения конкурсного и объективного отбора инвесторов проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки, проведение экономической, бюджетной и социальной экспертизы инвестиционных проектов.
Государственная политика в области государственного регулирования экономического развития определяется в том числе налоговой политикой. Рост налоговых поступлений ведет к увеличению доходной части консолидированного бюджета Воронежской области, что напрямую сказывается на повышении благосостояния жителей Воронежской области. Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования экономики области.
Основными проблемами в сфере налоговой политики являются:
а) недостаточная собираемость региональных и местных налогов. По данным УФНС России по Воронежской области, в 2012 году уровень собираемости налогов и сборов составил 96,38% и снизился по отношению к 2011 году на 3 процентных пункта;
б) рост недоимки по налогам. По данным УФНС России по Воронежской области, по состоянию на 01.01.2013 недоимка по налогам, зачисляемым в бюджет, составила 3809,6 млн. рублей и с начала 2012 года выросла на 1238,3 млн. рублей, или на 48,2%, в том числе:
- по федеральным налогам - на 677,9 млн. рублей, или на 38,2%;
- по региональным налогам - на 401,8 млн. рублей, или на 89,2%;
- по местным налогам - на 151 млн. рублей, или на 57,8%;
- по налогам со специальным налоговым режимом - на 7,7 млн. рублей, или на 8,9%;
в) значительное количество налоговых правонарушений. В результате проведения налоговыми органами в 2012 году камеральных или выездных налоговых проверок:
- сумма уточненных (увеличенных) налогоплательщиками налоговых обязательств в период проведения у них камеральных или выездных налоговых проверок составила 121,4 млн. рублей;
- сумма дополнительно начисленных платежей сотрудниками, отвлеченными для проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, головная организация которых состоит на учете в налоговом органе другого субъекта РФ или МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, - 46,2 млн. рублей;
- сумма убытка, уменьшенного налогоплательщиками в целях налогообложения в период проведения у них камеральных или выездных налоговых проверок, составила 1375,8 млн. рублей;
- сумма заявленного к возмещению НДС, уменьшенного налогоплательщиками в период проведения у них камеральных или выездных налоговых проверок, - 170,1 млн. рублей;
- сумма НДС, возмещение которого по результатам проверок признано налоговыми органами необоснованным - 444,8 млн. рублей;
- сумма имущественных и социальных вычетов, не принятая в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, - 43,4 млн. рублей;
- сумма не удержанного (удержанного не полностью) налоговыми агентами налога на доходы физических лиц - 3,2 млн. рублей;
г) качество оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Предоставление налоговых льгот законодательством Воронежской области направлено на стимулирование социально-экономического развития области, заинтересованность налогоплательщиков в создании необходимых экономических условий для развития инвестиционной деятельности в регионе и рассматривается как рычаг, регулирующий воздействие на поддержку и развитие приоритетных направлений экономики области;
д) использование в бизнесе схем минимизации налоговых платежей и нелегальных схем выплаты заработной платы.
Работа по "легализации" заработной платы проводится в рамках деятельности областной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Воронежской области и вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и районных комиссий по мобилизации доходов. Координация действий деятельности муниципальных комиссий осуществляется рабочим аппаратом комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Воронежской области и вопросам ликвидации задолженности по заработной плате.
В рамках программы предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Воронежской области.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года была поставлена задача по модернизации российской экономики и ее технологическому обновлению, решение которой невозможно без высококвалифицированных управленческих кадров.
Развитие кадрового потенциала является комплексной задачей, включающей в себя повышение профессиональной компетенции управленцев, освоение ими передовых методов управления, расширение их профессионального кругозора, экспертно-консультационную поддержку в формировании и реализации бизнес-проектов, реорганизации предприятий и их технического перевооружения, поддержка различных форм объединений и сообществ управленцев.
Однако, несмотря на принимаемые меры, сегодня основной проблемой в сфере повышения качества управления российскими организациями по-прежнему остается отсутствие комплексного подхода в решении этой задачи. Российские образовательные учреждения дают знания в сфере управления, но не обеспечивают специалистов практическими навыками применения этих знаний, не формируют компетенции, которые бы позволили управленцам успешно осуществлять свои функции. Кроме того, зачастую предоставляемые знания являются устаревшими, не соответствующими современным экономическим условиям или переведенными из западных источников без соответствующей локализации с учетом российских реалий.
В настоящее время наукоемкие производства, высокие технологии, международное сотрудничество требуют современных методов управления, постоянного совершенствования организационной структуры, широкого культурного кругозора. Низкое качество управления является одной из причин низкой конкурентоспособности многих предприятий.
В рамках настоящей Программы предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение высокопрофессиональными кадрами различных отраслей экономики и социальной сферы, на формирование управленческих компетенций у работников с использованием современных образовательных технологий.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала в рамках данной программы позволит создать условия для преодоления негативных тенденций в этой сфере и обеспечить экономику области высококвалифицированными кадрами.
Одним из основных критериев эффективности государственного управления экономическим развитием Воронежской области является качество управления государственными финансами в этой сфере. По данным за 2012 год, значение показателя качества финансового менеджмента департамента экономического развития области - 69 баллов.
В соответствии с методикой балльной оценки максимальная суммарная оценка, которая может быть получена, равна 110 баллам. Таким образом, в сфере государственного управления экономическим развитием есть существенный потенциал повышения качества финансового менеджмента. Особенного внимания в данной сфере с учетом перехода к программному принципу формирования областного бюджета заслуживают вопросы повышения качества среднесрочного бюджетного планирования, оптимизации расходных обязательств и государственных закупок, создания и совершенствования процедур внутреннего контроля.
В условиях жестких бюджетных ограничений и сокращения численности государственных гражданских служащих важное значение приобретает развитие кадрового потенциала органов исполнительной власти области. Особое внимание необходимо уделять вопросу повышения квалификации кадров, так как своевременное повышение квалификации государственных гражданских служащих непосредственно сказывается на эффективности и качестве исполнения ими государственных функций.
2. Цели и задачи программы
Одним из направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года является создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, предполагающее в том числе обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики, устойчивость экономического роста, достижение технологического лидерства российской экономики.
Целевые ориентиры повышения качества государственного управления и долгосрочной государственной экономической политики заданы Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", а также конкретизированы в Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2014 - 2016 годы.
Цели подпрограммы:
1. Повышение эффективности государственного управления в сфере экономики.
2. Совершенствование государственного стратегического управления.
Задачи программы:
1. Разработка нормативных правовых, научно-методических и иных документов, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере экономики.
2. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере реализации программы.
3. Обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации программы.
4. Совершенствование прогнозирования социально-экономического развития.
5. Развитие системы государственного стратегического планирования.
6. Развитие программно-целевого планирования.
7. Совершенствование механизмов государственных инвестиций.
8. Формирование системы мер государственной поддержки организаций реального сектора экономики.
9. Обеспечение проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях создания условий для формирования благоприятной инвестиционной среды.
10. Формирование налоговой политики.
11. Реализация механизмов оценки качества государственного управления, направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
12. Развитие кадрового потенциала в сфере управления для модернизации экономики.
3. Описание ожидаемых результатов реализации программы, индикаторы программы и методики их расчета
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы в 2013 году являются:
1. Сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта РФ до 10,2%.
2. Увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ до 69855686,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит:
- повысить качество действующей системы стратегических документов и создать практический механизм их реализации;
- повысить ответственность органов исполнительной власти области за достижение стратегических целей государственной политики в отдельных отраслях экономики и в социальной сфере;
- мобилизовать все инструменты и ресурсы для достижения стратегических целей и решения приоритетных задач, обеспечения эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия органов государственной власти области, вовлечения государственных и негосударственных организаций в достижение целей социально-экономического развития;
- повысить оперативность принимаемых управленческих решений на основе определения стратегических целей и ориентиров развития, развития взаимосвязи краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, внедрения регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области, улучшения точности прогнозов социально-экономического развития;
- продвинуть приоритеты государственной политики в отраслях и секторах экономики и в социальной сфере;
- повысить прозрачность деятельности органов государственной власти;
- повысить эффективность бюджетных расходов в сфере экономики;
- создать условия и обеспечить начало работ на всех объектах капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу.
Для оценки эффективности реализации программы используются целевые показатели, представленные в таблице 1, их плановые значения на 2013 год указаны в таблице 2.
Таблица 1
Методики расчета целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Обозначение |
Единица измерения индикатора |
Алгоритм расчета индикатора |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
Источники данных для расчета индикатора |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
1 |
Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации |
|
% |
Пункт 2.1.15 Федерального плана статистических работ |
|||
2 |
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ |
|
тыс. рублей |
Пункт 2.1.5 Федерального плана статистических работ |
|||
3 |
Отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году |
|
% |
Среднее отклонение по набору ключевых показателей фактических значений от прогнозных значений определяется как среднеарифметическое значение отклонений:
?
где - число показателей в наборе ключевых показателей, т.е. |
Определяется на основании набора ключевых показателей: - темп роста валового регионального продукта, %; - инфляция (индекс потребительских цен), %; - темп роста реальной заработной платы в экономике, %; - темп роста инвестиций в основной капитал, %; - индекс промышленного производства, %; - темп роста оборота розничной торговли, % |
Доклад Воронежстата об итогах социально-экономического развития Воронежской области |
Ежегодно |
4 |
Доля разработанных документов стратегического планирования Воронежской области в общем количестве документов, законодательно подлежащих разработке в субъектах |
|
% |
Чрдсп - число разработанных документов стратегического планирования Воронежской области, единиц; Чодсп - число документов стратегического планирования, законодательно подлежащих разработке в субъектах РФ (единиц) |
Ведомственная статистика ИОГВ области |
Ежегодно |
|
5 |
Доля расходов консолидированного бюджета Воронежской области, формируемых в рамках программ |
ДР |
% |
Пр - объем расходов консолидированного бюджета в рамках программ, тыс. рублей; Рб - общий объем расходов областного бюджета, тыс. рублей |
Закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ежегодно |
|
6 |
Доля объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, по которым по итогам года не начаты работы, в общем количестве объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу |
ДО |
% |
ОН - количество объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, по которым по итогам года не начаты работы, единиц; О - общее количество объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу в текущем году, единиц |
Закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ежегодно |
|
7 |
Доля рассмотренных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области, инвестиционных проектов в общем объеме поступивших на рассмотрение |
ПиИП |
% |
ПиИП1 - количество программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области и инвестиционных проектов, представленных на рассмотрение в департамент экономического развития Воронежской области, единиц; ПиИП2 - количество рассмотренных департаментом экономического развития Воронежской области программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области и инвестиционных проектов, единиц |
Департамент экономического развития Воронежской области |
Ежемесячно |
|
8 |
Доля нормативно-правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, оценка регулирующего воздействия которых проведена |
НПА |
% |
НПА1 - число принятых нормативно-правовые актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, требующих проведения оценки регулирующего воздействия, единиц; НПА2 - число нормативно-правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, оценка регулирующего воздействия которых проведена, единиц |
Правовое управление правительства области |
Ежемесячно |
|
9 |
Объем дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Воронежской области в результате мероприятий, проводимых по "легализации" заработной платы |
В |
млн. рублей |
Определяется на основании ключевых показателей: А1 - фонд оплаты труда рассмотренных на заседании комиссии организаций после повышения уровня среднемесячной заработной платы, млн. рублей; А2 - фонд оплаты труда назначенных к рассмотрению на заседании комиссии организаций, уровень заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, млн. рублей; 0,13 - ставка НДФЛ |
Ежемесячно на заседания районных комиссий приглашаются руководители организаций, имеющих уровень заработной платы ниже величины прожиточного минимума. После рассмотрения организаций на заседании комиссии руководители организаций поднимают уровень заработной платы до уровня величины прожиточного минимума и выше |
Ежемесячно |
|
10 |
Качество финансового менеджмента департамента экономического развития области |
|
балл |
Оценка качества финансового менеджмента проводится департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии с Порядком, утвержденным приказом департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 28.12.2010 N 149 "о/н" "Об утверждении Порядка и Методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета" |
|||
11 |
Доля государственных служащих департамента экономического развития Воронежской области, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет |
ПК |
% |
ППК - количество гражданских служащих департамента экономического развития Воронежской области, прошедших повышение квалификации за последние 3 года, человек; ШЧ - штатная численность государственных служащих департамента экономического развития Воронежской области, человек |
Распоряжения правительства Воронежской области о направлении служащих департамента на курсы повышения квалификации. Договора о повышении квалификации |
По окончании календарного года |
|
12 |
Выполнение государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
ПП |
% |
КС - количество отобранных на конкурсной основе специалистов для подготовки в рамках государственного плана, человек; КВ - квота региона, под которую предусмотрено федеральное финансирование, человек |
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации |
В соответствии с положением о проведении конкурсного отбора специалистов |
Таблица 2
Плановые значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Плановое значение показателя программы |
2013 год | |||
1 |
Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации |
% |
10,2 |
2 |
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ |
тыс. рублей |
69 855 686,0 |
3 |
Отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году |
% |
20 |
4 |
Доля разработанных документов стратегического планирования Воронежской области в общем количестве документов, законодательно подлежащих разработке в субъектах |
% |
100 |
5 |
Доля расходов консолидированного бюджета Воронежской области, формируемых в рамках программ |
% |
70 |
6 |
Доля объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, по которым по итогам года не начаты работы, в общем количестве объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу |
% |
5 |
7 |
Доля рассмотренных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области, инвестиционных проектов в общем объеме поступивших на рассмотрение |
% |
100 |
8 |
Доля нормативно-правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, оценка регулирующего воздействия которых проведена |
% |
100 |
9 |
Объем дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Воронежской области в результате мероприятий, проводимых по "легализации" заработной платы |
млн. рублей |
65 |
10 |
Качество финансового менеджмента департамента экономического развития области |
балл |
70 |
11 |
Доля государственных служащих департамента экономического развития Воронежской области, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет |
% |
48,6 |
12 |
Выполнение государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
% |
100 |
4. Система основных мероприятий ведомственной целевой программы
В рамках программы планируется реализация трех мероприятий:
1. Осуществление государственного управления в сфере экономики.
2. Финансовое обеспечение подведомственных учреждений.
3. Развитие кадрового потенциала в сфере управления и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Мероприятие 1. Осуществление государственного управления в сфере экономики
Основное мероприятие включает следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1. Разработка прогнозов социально-экономического развития Воронежской области
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- совершенствование нормативно-правовой, научной и методологической базы в области государственного прогнозирования, в том числе долгосрочного прогнозирования;
- комплексный мониторинг и анализ экономического и социального положения области, подготовка докладов о социально-экономической ситуации в регионе и информации, характеризующей положение области в РФ и ЦФО;
- разработка среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития Воронежской области и формирование на их основе бюджетообразующих показателей для планирования доходной части бюджета области.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году, процентов".
Ожидаемый результат реализации мероприятия - разработка прогнозов социально-экономического развития Воронежской области, повышение их обоснованности и достоверности.
Мероприятие 1.2. Развитие государственного стратегического планирования
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- обеспечение своевременной разработки, актуализации и корректировки региональных и муниципальных правовых актов в рамках мероприятий по совершенствованию системы стратегического планирования;
- поддержание реестра документов стратегического планирования в актуальном состоянии;
- обеспечение взаимосвязи процедур стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- совершенствование системы мониторинга хода реализации документов стратегического планирования и контроля исполнения планов мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области и Программы социально-экономического развития Воронежской области;
- внедрение систем оценки и корректировки стратегических документов с учетом достигнутых и ожидаемых результатов;
- создание эффективной системы управления в сфере стратегического планирования, включающей этапы реализации стратегических документов;
- использование инструментов межрегионального и межмуниципального сотрудничества для целей стратегического планирования;
- привлечение к работе по стратегическому планированию и управлению представителей науки, общественности и бизнес-сообщества.
Дальнейшее развитие региональной системы стратегического планирования зависит от решения на федеральном уровне ряда задач:
- принятие ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", обеспечив при этом наиболее полный учет предложений субъектов РФ;
- совершенствование Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- разработка методических рекомендаций по разработке и мониторингу реализации стратегий на всех уровнях управления;
- принятие мер по развитию системы государственной статистики в целях использования достоверной и актуальной информации при разработке и мониторинге документов стратегического планирования, включая согласование сроков представления официальной статистической информации со сроками, необходимыми для разработки и мониторинга документов стратегического планирования.
Реализация мероприятия оценивается по показателю:
1. "Доля разработанных документов стратегического планирования Воронежской области от общего количества документов, законодательно подлежащих разработке в субъектах РФ, процентов".
Мероприятие 1.3. Формирование системы оценки эффективности деятельности ИОГВ
Одним из важных инструментов повышения уровня социально-экономического развития Воронежской области является дальнейшее развитие системы оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти.
Первый уровень системы (федеральный) включает показатели, утвержденные Указами Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", Постановлением Правительства РФ от 03.11.2012 N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и Распоряжениями Правительства РФ от 15.11.2012 N 2096-р и от 15.03.2013 N 354-р.
С целью развития системы оценки эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и усиления мотивации и ответственности руководителей в достижении поставленных целей и задач в области разработан и внедрен второй уровень системы (региональный). В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 04.12.2009 N 1029 "Об утверждении положений о порядке выплаты денежного поощрения по итогам за квартал" оценка деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области производится не только на основе критериев оценки эффективности выполнения показателей профессиональной служебной деятельности, динамики численности и средней заработной платы, но и трех групп показателей: показателей эффективности размещения исполнительными органами государственной власти Воронежской области государственного заказа, показателя внедрения программно-целевого метода и показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, степень достижения которых учитывается при решении вопросов о назначении денежного поощрения по итогам работы за квартал (показателей эффективности).
В рамках реализации Указа Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 осуществляется:
- подготовка и представление в Правительство РФ до 01 апреля года, следующего за отчетным, ежегодных докладов о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Воронежской области за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
- проведение мониторинга текущей ситуации по достижению значений показателей эффективности за I полугодие, 9 месяцев и год в целом и подготовка по результатам мониторинга служебных записок на имя губернатора Воронежской области;
- разработка, совершенствование и согласование моделей факторного анализа показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
- разработка и осуществление контроля за выполнением планов мероприятий, направленных на улучшение значений показателей эффективности и повышение рейтинга Воронежской области среди субъектов РФ, на 3-летний период;
- согласование плановых значений показателей эффективности на 3-летний период и подготовка правовых актов об их утверждении;
В рамках реализации Указа Президента РФ от 10.09.2012 N 1276 осуществляется:
- подготовка и представление в Министерство экономического развития РФ ежегодно информации о мерах, принятых в Воронежской области для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и достигнутых результатах, а также об оценке эффективности деятельности руководителей высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для подготовки доклада министра экономического развития РФ Президенту РФ;
- разработка и осуществление контроля за выполнением ежегодных планов мероприятий, направленных на улучшение значений показателей эффективности деятельности по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;
В рамках реализации постановления правительства Воронежской области от 04.12.2009 N 1029 осуществляется:
- подготовка правовых актов об утверждении на очередной год квартальных плановых значений показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области (далее - ИОГВ области), степень достижения которых учитывается при решении вопросов о назначении денежного поощрения по итогам работы за квартал;
- расчет ежеквартально корректирующих коэффициентов денежного поощрения руководителей ИОГВ области за достижение показателей эффективности, показателей государственного заказа и показателя внедрения программно-целевого метода и направление результатов заместителям губернатора Воронежской области и заместителям председателя правительства Воронежской области, курирующим ИОГВ области.
Реализация мероприятия оказывает влияние на оценку населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.
Мероприятие 1.4. Создание условий для эффективной разработки, реализации государственных программ Воронежской области и привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственных программ Воронежской области
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- разработка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации государственных программ;
- нормативное и методическое обеспечение программно-целевого процесса в Воронежской области;
- организационно-методическое руководство, координация работ исполнительных органов власти области по разработке и реализации государственных программ области, долгосрочных областных и ведомственных целевых программ, по привлечению средств федерального бюджета на реализацию государственных программ Воронежской области;
- организационное и консультационное обеспечение деятельности исполнительных органов власти области в реализации федеральных целевых программ, государственных программ РФ;
- экспертиза проектов государственных программ области;
- мониторинг реализации долгосрочных областных и ведомственных целевых программ области;
- оценка эффективности долгосрочных областных и ведомственных целевых программ области;
- подготовка сводной бюджетной заявки на финансирование государственных программ Воронежской области.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Доля расходов консолидированного бюджета Воронежской области в рамках программ, процентов".
Мероприятие 1.5. Формирование расходов инвестиционного характера, формирование и реализация областной адресной инвестиционной программы Воронежской области
Формирование областной адресной инвестиционной программы осуществляется в порядке, установленном правительством Воронежской области.
В основу формирования ОАИП положен принцип дифференциации решения с учетом целого ряда факторов.
При оценке приоритетности объектов капитальных вложений учитываются: особенности расселения, демографическая ситуация, перспективность населенного пункта (объективные факторы), наличие публичных обязательств по объекту капитальных вложений, функциональное и техническое состояние существующих объектов социально-культурного назначения, социальная эффективность реализации капитальных вложений, масштабы снятия проблем (субъективные факторы).
Одной из главных задач формирования ОАИП является обеспечение системности мер по укреплению и развитию материально-технической базы непроизводственных сфер экономики: образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, культура и коммунальное хозяйство - и направление средств областного бюджета на решение первоочередных проблем.
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- отбор и поддержка приоритетных областных и муниципальных инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры области;
- участие в разработке проекта областного бюджета в части формирования областной адресной инвестиционной программы.
Учитывая, что задачи данного основного мероприятия носят постоянный характер, меры по их обеспечению будут осуществляться в течение всего срока реализации программы.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Доля объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, по которым по итогам года не начаты работы, в общем количестве объектов капитального строительства, включенных в областную адресную инвестиционную программу, процентов".
Мероприятие 1.6. Развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- оценка целесообразности государственного регулирования (процедура, направленная на предварительный анализ вариантов решения определенной проблемы);
- оценка эффективности государственного регулирования (процедура, направленная на выявление и устранение положений, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложноконтролируемые административные и иные ограничения, обязанности, расходы для социальных групп и (или) противоречат цели государственного регулирования);
- оценка фактического воздействия государственного регулирования (сопоставление данных подготовленного на стадии разработки проекта нормативного правового акта заключения об ОРВ проекта указанного акта с фактическими результатами его применения для определения степени достижения цели регулирования);
- организация и проведение публичных консультаций.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Доля нормативно-правовых актов в сфере установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, оценка регулирующего воздействия которых проведена, процентов".
Мероприятие 1.7. Формирование системы мер государственной поддержки организаций реального сектора экономики. Обеспечение деятельности экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- обеспечение деятельности экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области;
- разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей предоставление государственной поддержки предприятиям реального сектора экономики;
- мониторинг и оценка эффективности предоставляемых мер государственной поддержки;
- оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки, подготовка предложений по видам, объемам и целесообразности их оказания;
- организация и проведение экономической экспертизы инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных) мероприятий, предлагаемых для включения в программу экономического и социального развития области;
- ведение реестра недобросовестных получателей мер господдержки;
- подготовка к рассмотрению программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Доля рассмотренных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области, инвестиционных проектов в общем объеме поступивших на рассмотрение, процентов".
Мероприятие 1.8. Разработка мер и действий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета Воронежской области
В рамках данного мероприятия планируется проведение следующих работ:
- разработка плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Воронежской области на очередной финансовый год;
- проведение ежеквартального мониторинга выполнения плана мероприятий, в том числе в разрезе уровней бюджетной системы;
- ежегодное проведение при необходимости корректировки плана мероприятий с целью добавления новых мероприятий, исключения реализованных мероприятий;
- подготовка годового отчета о выполнении плана мероприятий;
- проведение ежеквартального мониторинга развития банковского сектора в области;
- подготовка аналитической информации о результатах развития банковского сектора на территории области по итогам года;
- ежеквартальная подготовка отчета о результатах рассмотрения поступивших обращений граждан по вопросам налогового и банковского законодательства.
Реализация мероприятия оценивается по показателям:
1. "Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, тыс. рублей".
2. "Объем дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Воронежской области в результате мероприятий, проводимых по "легализации" заработной платы, млн. рублей".
Мероприятие 1.9. Осуществление финансового и кадрового менеджмента
Для выполнения задачи по обеспечению эффективного управления государственными финансами в сфере экономики будут реализованы соответствующие разделы ведомственных планов по повышению качества финансового менеджмента, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов в департаменте экономического развития области.
Мероприятие предусматривает в том числе обеспечение развития и надежного функционирования информационно-технологической инфраструктуры департамента, а также иные расходы, связанные с его материально-техническим обеспечением, необходимым для создания оптимальных условий при осуществлении возложенных полномочий.
Основным показателем решения данной задачи является качество финансового менеджмента департамента экономического развития области за отчетный год.
Для выполнения задачи по обеспечению эффективного управления кадровыми ресурсами будут реализованы мероприятия, направленные на проведение эффективной кадровой политики, обеспечение развития кадров государственной службы области в сфере реализации программы.
Реализация мероприятия оценивается по показателям:
1. "Качество финансового менеджмента департамента экономического развития области, баллов".
2. "Доля государственных служащих департамента экономического развития области, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет, процентов".
Общий объем финансирования мероприятия 1 "Осуществление государственного управления в сфере экономики" в 2013 году из областного бюджета составит 77242,7 тыс. рублей, в том числе:
- расходы на содержание центрального аппарата - 73484,7 тыс. рублей;
- расходы на выполнение других обязательств государства - 3758,0 тыс. рублей.
Мероприятие 2. Финансовое обеспечение подведомственных учреждений
Мероприятие предусматривает финансирование деятельности подведомственных департаменту экономического развития учреждений на основе субсидий, объемы которых связаны с объемами оказываемых данными учреждениями государственных услуг (работ в соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Государственные задания подведомственным учреждениям включают услуги (работы), направленные на достижение целей и задач программы.
В структуру подведомственных учреждений департамента экономического развития области входят следующие учреждения:
Государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский региональный ресурсный центр"
Создано постановлением администрации Воронежской области от 29.07.2008 N 676 "О создании областного государственного учреждения "Воронежский региональный ресурсный центр" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 - 2014/2015 учебных годах" с целью осуществления функций по организации подготовки управленческих кадров в рамках государственного плана, совершенствования управления на предприятиях Воронежской области, формирования эффективной кадровой политики, взаимодействия с российскими и зарубежными партнерами, формирования благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства.
Учреждение является некоммерческой организацией.
В рамках своих полномочий учреждение реализует следующие задачи:
1. Реализация мероприятий, предусмотренных государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, в том числе:
- организационно-техническое обеспечение деятельности Воронежской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров;
- организация и проведение конкурсного отбора специалистов для участия в программе подготовки управленческих кадров в рамках государственного плана;
- оказание организационно-технического содействия представителям национальных координаторов стран, осуществляющих отбор специалистов на стажировку за рубежом, поддержка российских и зарубежных проектов технической помощи;
- подготовка и заключение договоров с образовательными учреждениями, направляющими предприятиями, специалистами на обучение специалистов в рамках государственного плана, соглашения между Министерством экономического развития РФ и правительством Воронежской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Воронежской области, участие в финансировании этапов программы.
2. Организация и проведение постпрограммной работы со специалистами, завершившими подготовку в рамках государственного плана, содействие деятельности их объединений, включая организацию дополнительной подготовки выпускников, участие в реализации международных программ и проектов.
3. Содействие развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности, оказание консалтинговых услуг предприятиям, создание единого информационного пространства, оказание практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса в реализации инновационных проектов, повышении квалификации управленческих кадров.
4. Изучение рынка труда и потребность в управленческих кадрах предприятий и организаций Воронежской области, дальнейшее развитие системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров в области.
5. Организация деятельности "Центра делового сотрудничества с Японией", созданного на базе ГБУ ВО "ВРРЦ".
Решение указанных задач способствует достижению целевого показателя эффективности реализации программы "Выполнение государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, процентов".
Государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Агентство по инвестициям и стратегическим проектам"
Создано в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 09.12.2011 N 1047 "О создании бюджетного учреждения Воронежской области "Агентство по инвестициям и стратегическим проектам" с целью выполнения работ по оказанию содействия органам исполнительной власти в реализации инвестиционной политики на территории Воронежской области.
В рамках своих полномочий учреждение реализует следующие мероприятия, способствующие формированию благоприятной инвестиционной среды:
- стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности региона с целью комплексного социально-экономического развития Воронежской области;
- содействие российским и иностранным компаниям в реализации инвестиционных проектов на территории региона;
- формирование и развитие индустриальных парков и инвестиционных площадок;
- содействие в организации финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов;
- развитие государственно-частного партнерства на территории региона;
- организация и проведение региональных, межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных, презентационных и конгрессных мероприятий;
- разработка и мониторинг выполнения стратегических, программных и методических документов;
- организация мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Воронежской области и легализации заработной платы;
- осуществление функций "специализированной организации" по размещению заказов для государственных нужд Воронежской области в случае наделения учреждения соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Деятельность учреждения способствует приросту инвестиций в области.
Областное казенное учреждение "Агентство по инновациям и развитию"
Создано в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 28.06.2011 N 542 "О создании областного казенного учреждения "Агентство по инновациям и развитию" с целью обеспечения благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере и поддержку малого и среднего предпринимательства при формировании современной национальной инновационной системы.
В рамках своих полномочий учреждение реализует следующие мероприятия, способствующие развитию инноваций:
- осуществление и организация предоставления государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов);
- содействие участию в инновационной деятельности, стимулирование развития инновационной восприимчивости организаций малого и среднего бизнеса, внедрение и распространение инновационных достижений;
- оказание содействия органам государственной власти в реализации инновационной политики и инвестиционной политики в сфере инноваций;
- формирование инвестиционной привлекательности Воронежской области для российских и зарубежных инвестиций в сфере инноваций, в том числе за счет внедрения проектов по подготовке и освоению производства традиционных, обладающих особыми свойствами продуктов и принципиально новых видов продукции, а также технологий, строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
- стимулирование инновационной деятельности, а также содействие в разработке и реализации инновационных проектов на территории Воронежской области. Участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсного отбора и реализации инновационных и инвестиционных проектов в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств;
- осуществление в пределах имеющихся полномочий и в случаях, установленных действующим законодательством, функций по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта и иных связанных с проведением торгов функций, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика));
- создание на имеющихся у учреждения площадях бизнес-инкубаторов и координация их деятельности;
- внедрение и распространение информационных и коммуникационных технологий, создание интегрированного многофункционального информационно-телекоммуникационного пространства на территории Воронежской области.
Деятельность учреждения способствует развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей в экономике региона.
Общий объем финансирования мероприятия 2 "Финансовое обеспечение подведомственных учреждений" в 2013 году из областного бюджета составит 204199,5 тыс. рублей.
Мероприятие 3. Развитие кадрового потенциала в сфере управления и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Реализация мероприятия предусматривает:
1. Выполнение научно-исследовательских работ.
В рамках мероприятия планируется финансирование прикладных научных исследований, имеющих важное значение для социально-экономического развития Воронежской области.
Результатом реализации направления будет являться формирование эффективной системы государственной поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых в интересах социально-экономического развития Воронежской области.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Доля внедренных в практику государственного управления НИОКРов из числа разработанных, процентов".
2. Повышение кадрового потенциала в сфере управления для модернизации экономики.
Мероприятие осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 - 2014/2015 учебных годах" в формате государственного плана.
Подготовка специалистов в рамках государственного плана осуществляется за счет трех источников: ассигнований из областного и федерального бюджетов, а также средств направляющих предприятий или собственных средств специалистов, проходящих обучение. При этом объем средств из федерального бюджета поступает в область в виде субсидий на паритетной основе.
За счет средств федерального и областного бюджетов финансируются:
- обучение (в форме профессиональной переподготовки, повышения квалификации) российских специалистов в образовательных учреждениях в размере до 33% общей стоимости обучения;
- обучение (в форме повышения квалификации) работников в образовательных учреждениях в соответствии с государственным планом;
- проведение работ по обеспечению эффективного использования специалистами знаний, умений и навыков, включая содействие в реализации разработанных ими проектов;
- проведение мероприятий по распространению позитивного опыта управления организациями народного хозяйства Российской Федерации, осуществляемого специалистами, завершившими подготовку в соответствии с государственным планом;
- деятельность уполномоченных организаций в части обеспечения реализации государственного плана.
За счет средств организаций народного хозяйства Российской Федерации или за счет собственных средств специалистов финансируется 34% общей стоимости обучения.
Финансирование подготовки специалистов за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с договором о порядке финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 - 2014/2015 учебных годах, заключенным между правительством Воронежской области и Воронежским государственным университетом.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Воронежской области осуществляется на основании соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Воронежской области на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 - 2014/2015 учебных годах.
Порядок предоставления субсидий утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2010 года N 1126 на условиях:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "27 декабря 2010 года"
- наличия бюджетных ассигнований в бюджете Воронежской области на оплату оказанных специалистам образовательными учреждениями услуг по обучению в рамках Государственного плана;
- наличия договоров о финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам услуг по обучению, заключенных правительством Воронежской области и образовательными учреждениями, включенными в перечень образовательных учреждений для участия в реализации Государственного плана (Воронежский государственный университет), и отчетов, подтверждающих исполнение договоров;
- наличия соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении субсидий на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг.
Число специалистов для подготовки в рамках Государственного плана (квота) доводится до каждого региона приказом генерального заказчика программы - Минэкономразвития России. Объем предоставляемой регионам субсидии - распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с утвержденной квотой.
Для Воронежской области квота составляет 86 человек. Вместе с тем по результатам конкурсного отбора квота и соответственно субсидия могут быть увеличены или уменьшены.
Реализация мероприятия оценивается по показателю "Выполнение Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, процентов".
Общий объем финансирования мероприятия 3 "Развитие кадрового потенциала в сфере управления и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" в 2013 году из областного бюджета составит 10586,6 тыс. рублей, том числе:
- выполнение научно-исследовательских работ - 8600,0 тыс. рублей,
- расходы, связанные с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, - 1986,6 тыс. рублей.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться путем использования целевых показателей, характеризующих динамику воздействия государственного управления в сфере экономики на социально-экономическое развитие Воронежской области.
Влияние результатов мероприятий подпрограммы будет заключаться в формировании благоприятных организационных, экономических, правовых и иных условий для социально-экономического развития Воронежской области, эффективном использовании потенциала области для обеспечения перехода экономики региона на инновационный путь развития.
Мультипликативный эффект от повышения эффективности государственного управления в сфере экономики должен выразиться в улучшении показателей всех базовых отраслей экономики области и, как следствие, будет способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни, что отвечает положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
Бюджетный эффект от реализации программы будет сформирован прежде всего за счет реализации мер налоговой политики, способствующих увеличению поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет Воронежской области.
Экономический эффект заключается в развитии отраслей промышленности и повышении диверсификации экономики области как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития стратегически важных отраслей реального сектора, увеличение валового регионального продукта и других макроэкономических показателей.
В процессе реализации мероприятий, способствующих повышению эффективности государственного управления в сфере экономики и совершенствованию государственного стратегического управления, прогнозируется достижение в 2013 году следующих основных результатов:
- сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта РФ до 10,2%;
- увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ до 69855686,0 тыс. рублей.
6. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется департаментом экономического развития области ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечивает мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- нормативное значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, позитивного воздействия на социально-экономическое развитие Воронежской области.
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Структура расходных обязательств департамента экономического развития Воронежской области построена в соответствии с задачами и функциями, определенными в соответствии с Положением о департаменте экономического развития Воронежской области (утверждено постановлением правительства Воронежской обл. от 18.05.2009 N 394 "Об утверждении Положения о департаменте экономического развития Воронежской области").
Предоставление услуг подведомственными учреждениями осуществляется на основании государственного задания, формируемого для каждого учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственным учреждениям осуществляется в виде субсидии из областного бюджета.
Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования на оказание государственного задания планируются, исходя из объемов государственного задания, и рассчитываются в соответствии с Порядком формирования государственного задания и его финансового обеспечения, который определен постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 N 1146 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Воронежской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" и методикой планирования бюджетных ассигнований, утверждаемой департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области.
Общий объем финансирования программы из областного бюджета на 2013 год составляет 292028,8 тыс. рублей, в том числе по мероприятиям:
1. Осуществление государственного управления в сфере экономики - 77242,7, в том числе:
- расходы на содержание центрального аппарата - 73484,7 тыс. рублей;
- расходы на выполнение других обязательств государства - 3758,0 тыс. рублей.
2. Финансовое обеспечение подведомственных учреждений - 204199,5 тыс. рублей, в том числе:
- государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский региональный ресурсный центр" - 4094,0 тыс. рублей;
- государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Агентство по инвестициям и стратегическим проектам" - 31293,8 тыс. рублей,
- областное казенное учреждение "Агентство по инновациям и развитию" - 168811,7 тыс. рублей.
3. Развитие кадрового потенциала в сфере управления и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 10586,6 тыс. рублей, в том числе:
- выполнение научно-исследовательских работ - 8600,0 тыс. рублей,
- расходы, связанные с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, - 1986,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования по мероприятиям и в целом по программе могут уточняться в процессе исполнения закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
8. Описание системы управления реализацией программы
Реализацию аналитической ведомственной целевой программы осуществляет департамент экономического развития Воронежской области с привлечением подведомственных ему учреждений.
Руководитель департамента несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления программой.
Финансирование расходов на реализацию программы осуществляется в общем порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Реализация мероприятия "Финансовое обеспечение подведомственных учреждений" осуществляется на основе ежегодного утверждаемого государственного задания подведомственным департаменту экономического развития области учреждениям, координации их действий при выполнении государственного задания, сбора информации о результативности выполнения государственного задания и анализа полученных данных.
Подготовка и представление годовых и ежеквартальных отчетов о выполнении аналитической ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, осуществляется департаментом в порядке, утвержденном постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
В своей работе администратор программы - департамент экономического развития области руководствуется действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главными целями программы являются повышение эффективности государственного управления в сфере экономики и совершенствование государственного стратегического управления. Задачами данной программы являются следующие: обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере реализации программы; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации программы; совершенствование прогнозирования социально-экономического развития; развитие системы государственного стратегического планирования и др.
Программа реализуется в 2013 году. Общий объем финансирования программы составляет 292 028,8 тыс. рублей.
Конечными результатами выполнения программных мероприятий являются сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта РФ до 10,2 %, увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ до 69 855 686,0 тыс. рублей.
Приказ Департамента экономического развития Воронежской области от 2 декабря 2013 г. N 182-О "Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы департамента экономического развития области "Государственное управление в сфере экономики Воронежской области"
Текст приказа опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 5 декабря 2013 г. N 136
Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 11 июля 2022 г. N 51-13-09/118-О настоящий документ признан утратившим силу с 20 июля 2022 г.