Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел VI. Система мероприятий по реализации программы

Раздел VI. Система мероприятий по реализации программы

 

В систему мероприятий по реализации Программы включены комплексные мероприятия, предусмотренные механизмом реализации Программы (таблица 3).

Финансирование указанных мероприятий предусмотрено за счет прочих видов расходов (таблица 2).

В систему мероприятий по реализации Программы не включены мероприятия, для обеспечения реализации которых не предполагаются дополнительные решения и непосредственное участие Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

Таблица 3

Подраздел 1 раздела III.
Общие направления развития системы образования
(Нумерация основных разделов системы мероприятий
соответствует нумерации разделов Программы).

 

1. Обеспечение единства образовательного пространства
Российской Федерации

 

1.1. Обеспечить гарантированное свободное функционирование и развитие единого образовательного пространства и расширение доступа граждан к образованию, в том числе и из государств - участников Содружества Независимых Государств.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования.

1.1.1. Разработать нормативно-правовую и информационную базу, экономические и управленческие механизмы реализации государственной политики в области образования, обеспечения его единства и приоритетности в жизнедеятельности государства и общества, осуществления прав граждан на равный доступ к высококачественному образованию различных уровней.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы.

1.1.2. Разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития системы образования. Подготовить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (в том числе на уровне субъектов Российской Федерации) подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Обосновать, сформировать и реализовать на основе прогнозов механизмы формирования кадрового заказа на подготовку специалистов федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования.

1.1.3. Разработать концепцию развития образовательного права, в том числе основные направления правового регулирования единой системы образования Российской Федерации, а также на уровне субъекта Российской Федерации и местном (муниципальном) уровне.

Сроки реализации: 2000-2002 гг.

Организация реализации концепции

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профессиональные союзы (привлекаются к работе по согласованию), детские и молодежные общественные объединения и организации (привлекаются к работе по согласованию), общественные организации.

1.1.4. Ввести и обеспечить реализацию преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, содержащих федеральные компоненты для всех уровней системы образования, в том числе дополнительное профессиональное.

Сроки реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

1.1.5. Восстановить и развить издательскую, полиграфическую и производственную базу единого образовательного пространства страны с привлечением к этой работе государственных общественных, промышленных, научных, рыночных структур и организаций.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное (привлекаются к работе по согласованию).

1.1.6. Разработать концепцию и механизм функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования в порядке надзора на всей территории Российской Федерации любых образовательных учреждений и всех органов управления образованием (учредителей - для негосударственных), включая обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Срок реализации: 2000 г.

Организовать их реализацию.

Сроки реализации: 2001-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное; общественные организации.

1.1.7. Разработать концепцию и программу кадровой политики единой системы образования страны и осуществить их реализацию.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации.

1.1.8. Разработать и реализовать комплекс мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации.

1.2. Разработать комплекс государственных мер, обеспечивающих восприимчивость и востребованность производственной и социальной сферами расширения применения на практике наукоемких, технологичных, экологически безопасных, экономичных достижений научных организаций системы образования.

Сроки реализации: 2000-2002 гг.

Реализация в практической работе

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей.

1.3. Совершенствовать и реализовать формы, методы и способы интеграции образования, науки, производства и культуры, обеспечивая формирование и функционирование системы образования как единого учебно-научно-производственно-культурного нерыночного комплекса Российской Федерации.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное.

1.4. Обеспечить развитие научной, научно-технической деятельности организаций системы образования как необходимой составной части процесса обучения, подготовки кадров высшей квалификации, научного обеспечения развития отраслей экономики.

Обеспечить приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений развития, утвержденных Программой.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное.

1.5. Сформировать и реализовать программу содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения.

1.6. Реализация 12-летнего обучения в ряде общеобразовательных учреждений в качестве полномасштабного эксперимента (подготовительный и начальный этапы).

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

1.7. Разработать систему мер и механизмов по усилению воспитательных функций образовательных учреждений всех уровней, типов и видов и системы образования в целом.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Разработать нормативные и рекомендательные документы по функционированию, организационному и методическому обеспечению деятельности общественных детских и молодежных объединений и организаций системы образования.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Реализация в практической работе.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации.

1.8. Разработать и реализовать систему мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения практики, предусмотренной учебными планами, с оплатой труда за выполненную работу.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; организации системы образования; союзы промышленников и предпринимателей.

1.9. Обеспечить создание и поддержку единой общероссийской системы банков и баз данных по уровням, типам и видам образования и образовательных учреждений по основным направлениям деятельности (учебному и научному книгоизданию, государственным образовательным стандартам и тому подобное), баз знаний по отраслям наук и предметам.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

1.10. Разработать государственные программы издания учебной, научной, методической литературы, учебных пособий, производства учебно-научно-производственного оборудования, средств обучения для системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное.

1.11. Разработать нормативную базу, организационные и финансовые схемы обеспечения образовательных учреждений и других организаций системы образования учебной, научной, методической литературой, оборудованием и различными средствами обучения для реализации государственных образовательных стандартов и обеспечения научной деятельности.

Обеспечить функционирование коллекторов учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования и книгораспределительной сети системы образования за счет средств бюджетов всех уровней.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием.

1.12. Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную библиотечную сеть в системе образования.

Оптимизировать, укрепить и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования.

 

2. Нормативно-правовое обеспечение

 

2.1. Совершенствовать законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в области образования, предусматривая:

2.1.1. Учет новейших достижений науки, культуры, производства, практики (инноваций) системы образования путем внесения поправок в законодательные акты или принятия новых законов.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

2.1.2. Возрастание необходимости сохранения единого образовательного и культурного пространства.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

2.1.3. Подготовку проектов соответствующих федеральных законов.

Срок реализации: 2000 г.

2.1.4. Конкретизацию, определение и установление норм ответственности и санкций за нарушение законодательства в области образования.

Сроки реализации: 2000-2002 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации.

2.2. Провести всеобъемлющую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации по недопущению разгосударствления, приватизации всех объектов системы образования. Осуществить по итогам проверки возвращение в систему образования всех незаконно приватизированных, разгосударствленных образовательных учреждений и других организаций системы образования.

Срок реализации: 2000 г.

Разработать нормативные правовые акты, определяющие ответственность органов управления всех уровней, руководителей образовательных учреждений за незаконную приватизацию, разгосударствление объектов системы образования.

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; Счетная палата Российской Федерации; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора; объединения системы образования; организации системы образования; профессиональные союзы; общественные организации.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ в подпункт 2.3 пункта 2 таблицы 3 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

2.3. Обеспечить реализацию прав государственных и муниципальных образовательных учреждений на предоставление им земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования; осуществить закрепление за указанными учреждениями соответственно государственного и муниципального имущества на праве оперативного управления; разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты и утвердить необходимые типовые договоры.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Осуществить оформление договоров всеми объектами системы образования.

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования.

 

3. Развитие национальных культур, региональных культурных
традиций и особенностей

 

3.1. Разработать научно-методическое обеспечение формирования программ развития образования субъектов Российской Федерации, национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов, систему их реализации как составную часть Федеральной программы развития образования.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Осуществить применение в практической работе.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы управления образованием всех уровней; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

3.2. Разработать механизмы реализации права граждан на обязательное изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций и выбор обучающимися языка обучения в пределах возможностей образовательных учреждений (государственного языка Российской Федерации, государственного языка республики в составе Российской Федерации, родного - народа или народности Российской Федерации).

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Реализация в практической работе.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

3.3. Подготовить рекомендации по научно-методическому обеспечению разработки взаимоувязанных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов для всех основных образовательных программ, обеспечивающих учет этнокультурной основы и единство образовательного и культурного пространства Российской Федерации.

Срок реализации: 2000 г.

Реализация в практической работе.

Сроки реализации: 2000 - 2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

3.4. Разработать и начать реализацию мер по удовлетворению образовательных потребностей народов и этнических групп:

3.4.1. Ведущих аборигенный образ жизни.

3.4.2. В районах компактного проживания и за пределами своих национальных образований.

3.4.3. Имеющих историческую родину за пределами России.

3.4.4. Проживающих за пределами России.

3.4.5. Беженцев из государств-участников Содружества Независимых Государств.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования.

 

4. Развитие и обеспечение демократического,
государственно-общественного характера управления
системой образования

 

4.1. Разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Реализация в практической работе.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; профессиональные союзы; общественные организации.

4.2. Разработать механизмы управления системой образования, сочетающие правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти всех уровней; объединения системы образования; академии наук; профессиональные союзы; организации системы образования.

4.3. Разработать государственную концепцию совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов.

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием, средства массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиостудии и так далее); академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации образования; детские и молодежные общественные организации и объединения; Счетная палата Российской Федерации; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора.

4.4. Разработать механизмы совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования.

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные общественные организации и объединения.

4.5. Разработать и реализовать формы и методы развития самоуправления обучающихся.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; организации системы образования; академии наук; общественные организации; профессиональные союзы; детские и молодежные общественные организации и объединения.

4.6. Разработать систему государственного и общественного контроля исполнения законодательства об образовании, требований государственных образовательных стандартов, функционирования системы образования в соответствии с государственными нормами и нормативами.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Организовать реализацию системы.

Сроки реализации: 2001-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные общественные организации и объединения.

4.7. Создать независимую государственную аттестационную службу контроля качества образования, разработать механизмы обеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Обеспечить поэтапную реализацию

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; профессиональные союзы; общественные организации; организации системы образования.

4.8. Усовершенствовать механизмы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Сроки реализации: 2000-2002 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования.

4.9. Совершенствовать правовые основы взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся, и их родителей (законных представителей).

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования.

 

5. Экономические механизмы функционирования
и развития системы образования

 

5.1. Обеспечить поэтапный переход к гарантированному финансированию системы образования в соответствии с законодательством.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей.

5.2. Разработать систему финансового и иного ресурсного обеспечения системы образования на нормативной основе с учетом специфики регионов (село, удаленные районы и тому подобное), типов, видов и категорий образовательных учреждений, контингента обучающихся.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; профессиональные союзы; организации системы образования; общественные организации.

5.3. Усовершенствовать или разработать механизмы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования системы образования из бюджетов всех уровней, а также стимулирования привлечения дополнительных внебюджетных средств в систему образования.

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; организации системы образования.

5.4. Осуществить достижение федеральных (региональных) норм и нормативов государственных социальных гарантий обучающимся и работникам системы образования, социально-бытовых условий учебы и проживания обучающихся, социально-культурного обеспечения.

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования.

5.5. Провести необходимые структурные изменения системы образования. Осуществлять передачу в ведение субъектов Российской Федерации образовательных и других организаций системы образования федерального подчинения (собственности) с учетом обоснованной стратегической необходимости и соблюдения законодательства.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; общественные организации.

5.6. Разработать нормативы и механизмы осуществления государственного финансирования научной и научно-технической деятельности организаций системы образования на основе сочетания прямого финансирования деятельности научных организаций с целевым финансированием конкретных научных программ и проектов.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Обеспечить ежегодное включение в ведомственную структуру расходов Министерства образования Российской Федерации, министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы и научные организации, отдельной строкой ассигнований на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере не менее 30 процентов объема, предусмотренного разделом "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации (в соотношении: 20 процентов - Министерство образования Российской Федерации, 10 процентов - остальные министерства).

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования.

5.7. Реализовать необходимое государственное обеспечение финансовыми и иными ресурсами фундаментальных и прикладных исследований, способствующих выполнению основных направлений развития образования и достижению ожидаемых результатов, утвержденных Программой.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием.

5.8. Разработать и обеспечить реализацию программ ресурсного и материально-технического обеспечения и переоснащения системы образования, в том числе направленных на повышение эффективности использования выделяемых бюджетных средств, экономии тепло- и энергетических ресурсов.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей.

5.9. Осуществить мероприятия по совершенствованию социально ориентированной направленности государственного стипендиального обеспечения в системе образования.

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей.

5.10. Изучить возможность и провести в порядке эксперимента внедрение государственного (социального) образовательного кредита в систему образования.

Сроки реализации: 2000-2003 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы.

5.11. Разработать программу совместных действий Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и отраслевых министерств на федеральном и региональном уровнях по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной профессией и специальностью.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы.

5.12. Разработать программу экономии и рационального использования энергетических ресурсов, методические рекомендации по энергосбережению и обеспечить реализацию указанной программы.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; академии наук; организации системы образования.

 

6. Развитие международного сотрудничества и международной
деятельности Российской Федерации в области образования

 

6.1. Разработать и осуществить мероприятия по реализации международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; академии наук; общественные организации; организации системы образования.

6.2. Усовершенствовать механизмы обеспечения международных обменов, участия обучающихся и специалистов системы образования в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах, других международных мероприятиях.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; академии наук; организации системы образования.

6.3. Сформировать систему содействия изучению языков и культуры народов России за пределами Российской Федерации.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти и объединения системы образования всех уровней; академии наук; организации системы образования.

6.4. Развивать участие Российской Федерации в разработке и реализации международных программ и проектов в области образования, научной деятельности учреждений системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти всех уровней; объединения системы образования; академии наук; организации системы образования.

6.5. Обеспечить развитие механизмов и форм набора и подготовки иностранных специалистов в образовательных учреждениях России.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти всех уровней; объединения системы образования; академии наук; организации системы образования.

6.6. Разработать и реализовать порядок, формы и механизмы государственного содействия в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем направления этих граждан для обучения за рубеж.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; академии наук; общественные организации; организации системы образования.

6.7. Разработать комплекс мер по укреплению взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств, включающий в себя:

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

6.7.1. Осуществление работ по принятию и реализации международных договоров Российской Федерации о взаимном признании и об эквивалентности документов об образовании ученых степеней и званий.

6.7.2. Разработку и реализацию программ совместных научных исследований по проблемам образования.

6.7.3. Реализацию мероприятий по созданию единого межгосударственного информационно-аналитического центра в области образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти всех уровней; объединения системы образования; академии наук; организации системы образования.

 

Подраздел 3 раздела III.
Государственные и социальные гарантии обучающимся

 

1. Разработать нормативные правовые акты, направленные на совершенствование и обеспечение реализации прав граждан на равный доступ к качественному образованию любого уровня, государственных и социальных гарантий обучающимся.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.

2. Реализовать нормы законодательства Российской Федерации об образовании, нормативные акты Правительства Российской Федерации об обеспечении государственных и социальных гарантий обучающимся, осуществлении прав граждан на образование.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора.

3. Разработать положение о государственной поддержке обучающихся, получающих образование без отрыва от производства.

Срок реализации: 2000 г.

Обеспечить его реализацию.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; организации системы образования.

4. Поддерживать и развивать деятельность сети центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и психолого-медико-педагогических консультаций для обучающихся, родителей и работников системы образования с обеспечением конфиденциальности.

Разработать и осуществить системные меры по обеспечению здоровья обучающихся на основе оказания доступных оздоровительных и медицинских услуг.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.

5. Осуществлять систему мер по:

5.1. Обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты их от всех форм дискриминации.

5.2. Повышению ответственности педагогических работников образовательных учреждений, родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья детей.

5.3. Обеспечению защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.

 

Раздел IV. Ресурсное обеспечение системы образования

 

Подраздел 3 раздела IV.
Социальная поддержка работников организаций системы образования

 

1. Подготовить и внести изменения и дополнения в Единую тарифную сетку по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в целях приведения размеров оплаты труда работников системы образования в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании.

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора.

2. Разработать и реализовать меры по совершенствованию дифференцированной системы оплаты труда преподавателей - мастеров производственного обучения в зависимости от уровня их профессионального мастерства и механизма индексирования заработной платы (с учетом оплаты труда и льгот работникам аналогичных профессий в отраслях экономики Российской Федерации).

Срок реализации: 2000 г.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием.

3. Разработать и реализовать систему мер по улучшению условий оздоровления и отдыха работников системы образования и членов их семей.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; организации системы образования.

4. Подготовить обоснование системы доплат за почетные звания и именные премии, присуждаемые работникам системы образования.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием.

5. Подготовить предложения по улучшению пенсионного обеспечения работников системы образования.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Обеспечить их реализацию.

Сроки реализации: 2001-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; Пенсионный фонд Российской Федерации; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования.

6. Подготовить обоснование расширения списка профессий и должностей работников системы образования, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотрев права работников системы образования на получение пенсии за выслугу лет по фактическому стажу работы в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Сроки реализации: 2000-2001 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; общественные объединения; организации системы образования.

7. Осуществить реализацию прав работников системы образования на льготы, определенные законодательством Российской Федерации (заработная плата, отпуска, доплата за литературу и тому подобное), продолжить совершенствование законодательства, усилить социальную защищенность работников системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке надзора.

8. Разработать и реализовать программу занятости работников системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы; организации системы образования.

9. Разработать и реализовать научно-организационные, учебно-практические и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования системы образования и образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования.

 

Раздел V. Управление реализацией Федеральной программы
развития образования

 

1. Формировать ежегодные перечни первоочередных работ по осуществлению мероприятий Программы и организовать их исполнение.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти всех уровней.

2. Формировать координационные планы ежегодных совместных действий Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организовать их реализацию.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; академии наук.

3. Создать систему мониторинга реализации Программы и обеспечить ее функционирование.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; объединения системы образования; академии наук; организации системы образования.

4. Разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие работу органов управления и образовательных учреждений по реализации Программы на всех уровнях системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования.

5. Разработать и реализовать научное, методическое, информационно-техническое и организационное обеспечение реализации Программы.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования.

6. Разработать и реализовать организационные и методические документы об обеспечении выполнения Программы, перечней первоочередных работ и координационных планов.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования; академии наук.

7. Содействовать разработке и реализации региональных программ развития образования, программ развития образовательных учреждений, научных и других организаций системы образования.

Сроки реализации: 2000-2005 гг.

Ответственные исполнители - органы управления образованием всех уровней; объединения системы образования; академии наук.

 

------------------------------

* - раздел 14 функциональной классификации расходов федерального бюджета.