Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Временному Положению
"О порядке формирования цен и
тарифов на продукцию, услуги и
товары муниципальных предприятий
и учреждение города Кургана"
Рекомендации
по формированию учетной политики муниципальных предприятий города Кургана.
Общие положения.
Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени.
Основополагающими нормативными документами, которыми следует руководствоваться при выборе и обосновании учетной политики предприятия на отчетный год, являются следующие:
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94 от 28 июля 1994 года N 100;
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года;
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденное приказом МФ России от 26 декабря 1994 года N 170;
- Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/96 от 8 февраля 1996 года N 10;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный МФ СССР от 1 ноября 1991 года N 56 в редакции приказа МФ России от 28 декабря 1994 года N 173, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами МФ России от 28 июля 1995 года N 81 и от 17 февраля 1997 года N 15;
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 661;
- инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности от 12 ноября 1996 года N 97.
На выбор и обоснование учетной политики предприятия влияют следующие основные факторы:
- форма собственности и организационно-правовая форма;
- отраслевая принадлежность или вид деятельности;
- объемы деятельности, среднесписочная численность и т.п.;
- соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению);
- степень свободы действия (возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, в выборе партнеров);
- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
- наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение);
- система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности предприятия направлением);
- уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей;
- система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей (контрактная система руководителей предприятий).
Принятие во внимание всей совокупности факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики в муниципальных предприятиях города Кургана.
Элементы учетной политики, влияющие на формирование финансовых результатов и подлежащие раскрытию в принятом на предприятии положении об учетной политике.
1. Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам.
2. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам. Порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов.
3. Установление стоимостной границы между основными средствами и средствами труда в обороте.
Способ учета и погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
4. Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовления* материалов.
5. Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов.
6. Вариант учета затрат на производство, калькулирования себестоимости и расчета финансового результата от основной деятельности.
Способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования.
7. Вариант учета выпуска продукции. Оценка готовой продукции.
8. Оценка товаров (для предприятий торговли).
9. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
10. Порядок учета и финансирования ремонта производственных основных средств.
11. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
12. Вариант распределения и использования чистой прибыли.
1. Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам
В составе информации об учетной политике подлежит раскрытию следующая информация:
- о принятых предприятием сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
- о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды (перечень);
- о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
- об изменениях в стоимости основных средств, связанных с реконструкцией, ликвидацией, достройкой;
- применение ускоренной амортизации.
До конца 1996 года начисление износа производилось по единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление, которые были утверждены постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 года N 1072.
С 1 января 1997 года согласно Указа Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685 действующий порядок амортизации заменен следующими правилами:
1. Имущество, подлежащее амортизации, подразделяется на 3 категории:
- здания, сооружения и их структурные компоненты;
- легковой автотранспорт, легковой грузовой автотранспорт, конторские оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;
- технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в 1 и 2 категории.
2. Годовые нормы амортизации составят:
- для первой категории - 5 %, для 2 категории - 25 %, для 3 категории - 15 % для всех налогоплательщиков, кроме субъектов малого предпринимательства и предпринимателей.
С 1998 г. действует ПБУ 6/97 г. "Учет основных средств";
Согласно ПБУ 6/97 - срок полезного использования предприятие определяет самостоятельно.
Расширена возможность предприятий в применении способов начисления амортизационных отчислений.
Кроме применявшегося ранее линейного (начисление амортизации равными долями в течение всего срока работы оборудования до полного перенесения их стоимости на стоимость произведенной продукции), вводятся еще 3 новых варианта:
а. Уменьшаемого остатка.
б. Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
в. Списание стоимости пропорционально объему продукции.
При способе уменьшаемого остатка амортизация начисляется исходя из остаточной (а не первоначальной) стоимости объекта основных средств.
При списании стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизация начисляется линейным способом каждый год равными долями, но при этом срок эксплуатации корректируется в зависимости от фактического состояния эксплуатации объектов основных средств, то есть фактически основные средства некоторое время могут находится в ремонте, модернизации, простое, при этом срок полезного использования и начисление амортизации приостанавливаются, срок переноса стоимости увеличивается на время нахождения соответствующих объектов на консервации, модернизации, в ремонте.
При списании стоимости пропорционально объему продукции (работ) учитывается тот факт, что на многих предприятиях оборудование функционирует не всегда ритмично, то есть если оборудование работает в 3 смены, то интенсивность его использования повышается и увеличивается начисление амортизации. Или, если оборудование работает в полсмены, можно растянуть фактическое начисление амортизации.
Согласно ПБУ 6/97 предприятие может не дожидаясь постановлений правительства проводить переоценку основных средств (не чаще 1 раза в год).
По объектам основных средств, полученных безвозмездно или по объектам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований амортизация не начисляется.
II. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам. Порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов
Предприятие решает, какие объекты нематериальных активов подлежат и не подлежат амортизации. По объектам нематериальных активов, подлежащих амортизации, определяется срок полезного использования этих объектов. По объектам, срок полезного использования которых определить трудно или невозможно, годовая норма определяется в расчете на 10 лет эксплуатации конкретного объекта.
Порядок отражения в учете процесса погашения стоимости принадлежащих предприятию нематериальных активов выбирается предприятием самостоятельно: либо с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов" (Дт-20, 26, 44 Кт-05) или без использования этого счета (Дт-20, 26, 44 Кт-04).
III. Установление стоимостной границы между основными средствами и средствами труда в обороте. Способ учета и погашения стоимости МБП.
Согласно действующим нормативным актам основной критерий здесь - стоимость предмета на дату приобретения. В настоящее время все предметы стоимостью не более 100-кратного установленного законом размера ММОТ за единицу, а также сроком службы менее года, независимо от их стоимости, не относятся к основным средствам и учитываются как МБП.
Следует предусмотреть возможность отнесения к основным средствам некоторых предметов хозяйственного инвентаря независимо от цены приобретения и нормативного срока службы (перечень).
При определении способа учета и погашения стоимости МБП возможны два варианта. При первом - начисление износа в размере 50% первоначальной стоимости передаваемых со склада в эксплуатацию МБП и вторых 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью.
Второй вариант - начисление износа в размере 100% при передаче МБП со склада в эксплуатацию. При этом в целях обеспечения сохранности МБП передаваемых в эксплуатацию, должен осуществляется оперативный учет и контроль за их движением.
Выбор того или иного варианта зависит от количества МБП и их удельного веса в общей величине имущества предприятия, от интенсивности движения средств труда в обороте, целей финансовой политики предприятия на год. При первом варианте учета в случае значительного количества МБП и их интенсивного движения себестоимость продукции относительно занижается, более равномерно распределяясь по отчетным периодам, при втором варианте при тех же условиях - относительно завышается.
IV. Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовления* материалов
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятиям предоставлено право выбора порядка отражения в учете процесса приобретения и заготовления материалов: с использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонения в стоимости материалов" или без использования их.
Необходимой предпосылкой для применения первого подхода является наличие учетной цены на материалы, удобной для текущего учета материальных ценностей (плановая себестоимость приобретения (заготовления), среднепокупная цена.
На основании поступивших расчетных документов поставщиков делается запись Дт-15 Кт 60 (20, 23, 71, 76) (в зависимости от того, откуда поступили ценности, от характера расходов), отражающая их покупную стоимость. Дт-10 Кт 15 - стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материалов по учетным ценам. Дт-16 Кт-15 - отражение положительной разницы между покупными и учетными ценами (обратная проводка в случае отрицательной разницы).
Дт-20 Кт-16 - списание накопленных разниц пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов.
Сальдо по счету 15 - материальные ценности в пути.
Во втором случае оприходование материалов отражается записью Дт 10 Кт-60 (20, 23, 71, 76).
V. Оценка производственных запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов
Согласно Положения о бухгалтерском учете и отчетности материалы в учете отражаются по их фактической себестоимости. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних во времени закупок (ЛИФО). (До утверждения нормативных актов по бухгалтерскому учету МЦ).
Метод оценки запасов по средней себестоимости основан на предположении, что стоимость материальных запасов - это средняя себестоимость имеющихся в остатке ресурсов на начало отчетного периода плюс себестоимость приобретенного (заготовленного) в течение отчетного периода. Указанная величина распространяется на материальные запасы, отпускаемые в производство и остающиеся на конец отчетного периода.
Оценка запасов способом ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием, то есть те запасы, которые первыми поступают в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок.
Сущность способа ЛИФО заключается в том, что запасы, поступающие в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени закупок.
VI. Группировка и списание затрат на производство. Способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования. Признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Выбор варианта учета затрат зависит от ряда факторов, главными из которых являются специфика производственной деятельности, организационное строение предприятия, технологическая структура, организация управления. Для предприятий предусмотрены 2 варианта организации учета затрат и производственных результатов.
Один вариант - калькуляционный, при котором в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26...) с кредита счетов учета ресурсов (10, 13, 70, 69, 02...) собираются текущие затраты отчетного периода, которые делятся на:
- прямые затраты, относимые в Дт-20, 23, то есть непосредственно связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ;
- косвенные (накладные) затраты, относимые в Дт собирательно-распределительных счетов 25, 26, не связанных непосредственно с конкретным продуктом, а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления ими. Аналитический учет на счетах 20, 23 организуется в разрезе объектов калькулирования, то есть видов продукции, себестоимость которых необходимо исчислить.
Аналитический учет на счетах 25, 26 может вестись в разрезе структурных подразделений или в разрезе статей сметы, предусмотренных отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции. Расходы, собранные на счетах 25, 26 подлежат списанию в конце отчетного периода в Дт-20, 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально той или иной базе.
Базой для распределения косвенных расходов между видами продукции (работ, услуг) могут быть: заработная плата производственных рабочих, прямые затраты, прямые материальные затраты, количество отработанных человеко-часов рабочими, масса или объем производственной продукции. В этом случае, когда счета 25 и 26 закрываются в Дт-20 или 23, калькулируется полная фактическая производственная себестоимость готовой продукции.
Другой вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные протеканием производственного процесса и на периодические, более связанные с длительностью отчетного периода.
Прямые производственные затраты собираются по Дт-20, 23, косвенные производственные затраты - по Дт-25. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции помимо прямых производственных включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25.
Периодические же затраты, собираемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции Дт-46 Кт-26.
Для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и признания соответствующей ей прибыли предприятие должно избрать один из двух способов: по мере оплаты отгруженной продукции; по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Оба варианта обеспечивают формирование в бухгалтерском учете данных о наличии и состоянии дебиторской задолженности, связанной с основной деятельностью. Разница - в оценке. В 1 случае - по фактической себестоимости изготовления (без прибыли), во 2 - по ценам реализации (с прибылью). Отсюда разная величина прибыли: при определении выручки по мере оплаты прибыль от реализации будет меньше.
В течение одного отчетного года на одном предприятии должен применяться лишь одни из 2-х способов в отношении всей реализации данного предприятия.
По Указу Президента РФ от 3 апреля 1997 года N 283 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685" с 1 января 1998 года выручка от реализации продукции для целей налогообложения будет учитываться по отгрузке.
В бухучете в обоих случаях прибыль от реализации выявляется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При методе признания прибыли по оплате по мере зачисления денежных средств: Дт-50 51 Кт-46. Одновременно себестоимость реализованной продукции списывается с Кт-45 "Товары отгруженные" в Дт-46.
Во 2 случае по мере предъявления расчетных документов за отгруженную продукцию на сумму, "на которую выставлены документы: Д-62 "Расчеты с покупателями" Кт-46. Одновременно себестоимость отгруженной продукции Дт-46 Кт-40.
VII. Вариант учета выпуска продукции. Оценка готовой продукции
Учет выпуска продукции может быть организован либо без применения счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг), либо с его применением.
При первом варианте учета готовой продукции ее оприходование на склад при передаче из производства отражается записью Дт-40 Кт-20, 23 на сумму фактической производственной себестоимости.
Необходимым условием применения второго варианта учета выпуска продукции является наличие на предприятии нормативной себестоимости. В течение месяца выпущенная и сданная на склад продукция, оцененная по нормативной себестоимости, отражается по Дт-40 Кт-37. Сданные заказчиком работы и оказанные услуги - по Дт-45 46 Кт-37. Выявившаяся по окончании месяца на счетах 20, 23 фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции, сданных работ и услуг перечисляется: Дт-37 Кт-20, 23. Таким образом, на счете 37 формируется информация о выпущенной продукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по дебету - фактическая производственная себестоимость, по кредиту - нормативная себестоимость. Сумма выявленных отклонений переносится со счета 37 на счет 46 - дополнительной или сторнировочной записью. Следствием использования счета 37 является оценка готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерском балансе не по фактической производственной, а по нормативной себестоимости.
VIII. Оценка товаров
Предприятия торговли, снабжения, сбыта могут оценивать приобретаемые ими для продажи товары по продажным или покупным ценам.
При оценке товаров по покупным ценам учет ведется аналогично учету заготовления материалов.
При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и продажной ценой (скидки, накидки) отражается обособленно. Для этого используется счет 42 "Торговая наценка" оприходование прибывших товаров на склад отражается по Дт-41 и Кт-42 Кт-60. Суммы скидок, наценок в части, относящейся к реализованным товарам, сторнируются: Дт-46 Кт-42.
IX. Резервы предстоящих расходов и платежей (перечень)
Предприятие решает, - создавать или не создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), на выплату ежегодных сумм вознаграждения за выслугу лет, производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности, предстоящих затрат по ремонту основных средств и по ремонту предметов проката, затрат по возведению временных зданий и сооружений и другие разрешенные резервы.
Х. Порядок учета и финансирования ремонта производственных основных средств
Предприятие решает, как отражать в учете ремонт основных средств:
- включать фактические затраты на ремонт в себестоимость продукции по мере производства ремонта;
- создавать резерв средств на ремонт основных фондов;
- относить фактические затраты к расходам будущих периодов.
Во всех случаях источником финансирования являются текущие издержки, с той лишь разницей, в себестоимость какого из отчетных периодов - предыдущего, текущего или последующего будут включены расходы на ремонт. Критерием выбора должно быть обеспечение равномерности списания затрат.
В случае непосредственного отнесения фактических затрат на себестоимость продукции производятся записи по Дт-20, 23.
Если предприятие образует ремонтный фонд, то ежемесячно записью по дебету счетов учета затрат на производство и Кт-89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" отражаются начисления, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими предприятиями.
При первоначальном накоплении фактических затрат на счете 31 "Расходы будущих периодов" последующее списание их отражается по Кт-31 и дебету счетов учета затрат на производство.
ХI. Порядок создания резервов по сомнительным долгам
Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями за продукцию, товары, работы, услуги с отнесением сумм резерва на результаты хозяйственной деятельности.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервируются только долги по расчетам с юридическими лицами.
Резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проводимой в конце года инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме.
На сумму создаваемых резервов производится запись по Дт-80 "Прибыли и убытки" и Кт-82/1 "Резервы по сомнительным долгам". При поступлении оплаты по счетам, ранее признанным сомнительными, производится запись: Дт-82/1 Кт-80. Если до конца года, следующего за годом создания резервов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года в связи с образованием новых резервов. При присоединении неизрасходованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли года, следующего за годом их создания, запись производится по Дт-82/1 Кт-80. Не принимаются для целей налогообложения резервы по сомнительным долгам у предприятий, учитывающих реализацию по методу оплаты.
ХII. Вариант распределения и использования чистой прибыли
Нераспределенная прибыль представляет собой второй после уставного капитала источник формирования собственных средств предприятия. Предприятие решает самостоятельно, нужно ли ему создавать какие-либо фонды из нераспределенной прибыли. Перечень и порядок их образования и использования определяется учредительными документами.
Начиная с отчетности за 1997 год затраты могут быть приняты авансом только за счет источников, учтенных на сч. 88.
Кроме методических вопросов при формировании учетной политики предприятия должны рассматриваться также технический и организационный аспекты учетного процесса. Техническая составляющая учетной политики содержит:
1. Рабочий план счетов.
2. Форма бухгалтерского учета - перечень и построение учетных регистров, последовательность и техника записей в них, их взаимосвязь.
3. Инвентаризация имущества и обязательств.
4. Внутрипроизводственная отчетность - состав и формы отчетов, необходимых для управления, сроки их составления и представления, ответственных за составление и контроль, пользователи отчетов.
Информация об организационной стороне учетной политики включает в себя:
1. Организационная форма бухгалтерской службы - бухгалтерия как структурное подразделение предприятия, ведение учета специализированной организацией, специалистом на договорных началах.
2. Централизация учета.
3. Структура бухгалтерской службы - численность учетного персонала, необходимые отделы, сектора, соподчиненность их.
Учетная политика, избранная предприятием, должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией. Документами, оформляющими учетную политику предприятия, являются приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, регламенты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.