Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 24 апреля 2001 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N 82-Г01-15 оставлено без изменения решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 апреля 2001 г.
7 февраля 2001 года Курганской областной Думой принят закон N 22 "Об областном бюджете на 2001 год", который опубликован в газете "Новый мир" 17 февраля 2001 года.
Прокурор Курганской области в порядке ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года) и ст. 41 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании ст.17 и приложения N 3 указанного закона Курганской области противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению в части не определения долей финансовой помощи 433 сельских и поселковых муниципальных образований области.
Курганская областная Дума с заявлением прокурора не согласилась, указывая, что Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи органам самоуправления любых государственных полномочий. На основании оспариваемого прокурором закона, фактически были переданы полномочия по установлению долей муниципальных образований райцентров и сельсоветов в фонде финансовой поддержки муниципальных образований.
Представитель финансового управления Курганской области требования прокурора области не признал, согласившись с доводами представителя Курганской областной Думы.
Администрация Курганской области не согласилась с заявлением прокурора области, указав, что в статье 139 Бюджетного кодекса РФ не содержится указания на необходимость утверждения доли финансовой помощи из областного бюджета каждому муниципальному образованию. Утверждение долей финансовой помощи из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований основано на Законе Курганской области от 11 октября 2000 года "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области". По мнению администрации Курганской области, все муниципальные образования, расположенные на территории Курганской области, получают помощь из областного бюджета.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение и.о. прокурора Курганской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Как разъяснено в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 года "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, других законов, указов, распоряжений Президента РФ, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).
Согласно п.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, несколько сельских поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Установлено, что на территории Курганской области находится 459 муниципальных образований, из них 24 районов, два города (г.Курган и г.Шадринск) и 433 сельских и поселковых муниципальных образования.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя и местные бюджеты (ст.10 Бюджетного кодекса РФ).
Статьей 5 п.1 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" констатировано наличие у муниципального образования собственного бюджета и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
При чем бюджеты муниципальных образований равны во взаимоотношениях с бюджетом субъекта Российской Федерации (ст.129 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со ст.139 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме предоставления из фонда финансовой поддержки муниципальных образований субъекта РФ.
Утверждая своим законом, который оспаривается прокурором области, доли финансовой поддержки 26 муниципальных образований, Курганская областная Дума ограничила права других 433 муниципальных образований, чем нарушила требования ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 п.3, ст.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Действительно в п.4 ст.10 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" указано на то, что доли каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем доводы заинтересованных лиц о том, что на основании этой нормы закона и ст.34.3 закона Курганской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области" муниципальным образованиям районов переданы полномочия по установлению долей финансовой поддержки, находящихся на территории этих районов, сельских и поселковых муниципальных образований несостоятельны по следующим основаниям.
Пунктом 6 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов РФ.
Согласно ст.34.3 закона Курганской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области" органы государственной власти области вправе осуществлять межбюджетные отношения с каждым муниципальным образованием либо делегировать эти полномочия органам местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся другие муниципальные образования.
Между тем, оспариваемый закон, не содержит, во-первых, положения, которым предусмотрено делегирование муниципальным образованиям права определять доли других муниципальных образований, на территории которых находятся эти села и поселки.
Во-вторых, на основании п.4 ст.10 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", доли каждого муниципального образования, который находится на территории субъекта РФ, в любом случае без исключения должны быть утверждены этим законом этого субъекта.
При таких обстоятельствах ч.3 ст.17 и приложение N 3 оспариваемого закона в части не определения долей финансовой помощи 433 муниципальных образования Курганской области противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 129, 139 Бюджетного кодекса РФ, статье 5 п.1, ст.10 п.4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 п.3, ст.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В остальной части требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку ч.1 и ч.2 ст.17 оспариваемого закона предусматривают источники формирования фонда финансовой поддержки и утверждение Положения об этом фонде, то есть не содержат утверждения об определении долей муниципальных образований, оспариваемых прокурором.
Судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Курганской области удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу ч.3 ст.17 и приложение N 3 Закона Курганской области от 7 февраля 2001 года за N 22 "Об областном бюджете на 2001 год" в части не определения долей финансовой помощи 433 сельских и поселковых муниципальных образований области.
В остальной части заявление прокурора Курганской области оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 апреля 2001 г.
Опубликовано:
Газета "Новый мир" N 141 за 3 августа 2001 года. (извлечение)