Положение о Системе добровольной сертификации "ХАССП"
(зарегистрирована в Государственном реестре Госстандарта РФ 20 февраля 2001 г.
Регистрационный номер РОСС RU.0001.03СД00)
(извлечение)
Введение
1. Нормативные ссылки
2. Определения
3. Основные цели
4. Область распространения Системы
5. Объекты, сертифицируемые в Системе
6. Нормативная база Системы
7. Организационная структура Системы и функции ее участников
8. Формы сертификатов соответствия, применяемых в Системе
9. Порядок проведения работ по сертификации
10. Порядок рассмотрения апелляций
11. Финансирование работ в Системе
12. Конфиденциальность информации
13. Язык Системы
14. Применение знака соответствия
Введение
Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы добровольной сертификации "ХАССП"*, созданной для сертификации систем управления качеством пищевых продуктов на принципах ХАССП (анализ рисков и установление критических контрольных точек управления технологическим процессом).
Система построена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3 и зарегистрированных Минюстом России 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521.
Настоящий документ устанавливает:
цель Системы;
область распространения Системы;
объекты, сертифицируемые в Системе;
нормативную базу Системы;
организационную структуру Системы и функции ее участников;
формы сертификатов соответствия, применяемых в Системе;
правила проведения работ по сертификации в Системе;
порядок рассмотрения апелляций;
порядок финансирования работ в Системе;
обеспечение конфиденциальности информации;
язык, используемый в Системе;
правила применения знака соответствия;
порядок формирования структуры номеров Реестра Системы.
1. Нормативные ссылки
Настоящее Положение разработано на основании и с учетом требований следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (утвержден Президентом Российской Федерации N 5151-1 от 10 июня 1993 г.);
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 2 января 2000 г.;
Директива Совета ЕС "О гигиене пищевых продуктов" ЕЭС 93/43 от 14 июня 1993 г.;
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26);
Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации (регистрационный номер РОСС RU.0001.010134);
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации (утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15);
Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 31 мая 2000 г. N 150-ст);
Правила по сертификации. ПР 50.3.004-96. Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья;
ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
Постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 333-ст вышеназванный стандарт признан утратившим силу с 15 декабря 2003 г.
ГОСТ Р 51705.1-2001 "Система качества. Управление качеством, пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования".
2. Определения
В настоящем документе применяются термины, определенные в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации" (утверждены постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26), ГОСТ Р 40.002-2000 и ГОСТ Р 40.003-2000.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2004 г. N 82-ст ГОСТ Р 40.003-2000 признан утратившим силу с 1 декабря 2004 г.
3. Основные цели
Система добровольной сертификации "ХАССП" преследует следующие основные цели:
1. Повышение уверенности в безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья за счет того, что в сертифицированных системах ХАССП полностью предотвращаются или снижаются до приемлемого уровня риски возникновения опасностей для жизни и здоровья потребителей.
2. Повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольственного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспортировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП.
3. Содействие международной торговле посредством укрепления доверия зарубежных партнеров к действующей на предприятии системе ХАССП, которая принята в международной практике.
4. Содействие проведению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов в процессе производства за счет установления обоснованной номенклатуры контрольных точек в технологическом процессе и системы их мониторинга.
4. Область распространения Системы
В область распространения Системы входят работы по сертификации систем управления качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья на основе принципов ХАССП.
5. Объекты, сертифицируемые в Системе
5.1. Сертификация систем ХАССП распространяется на всю производственную цепочку от первичного производителя до конечного потребителя. Объектами анализа и оценки могут быть процессы изготовления, транспортирования, хранения и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
5.2. Конкретный перечень видов экономической деятельности (процессов изготовления, транспортирования, хранения и реализации продукции) организаций, для которых возможно проведение сертификации систем ХАССП, с указанием кодов по "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93, приведен в Приложении А.
5.3. Перечень классов (видов) продукции, при изготовлении (транспортировании, хранении, реализации) которой могут сертифицироваться системы ХАССП, приведен в Приложении Б с указанием кодов по ОК 005-93.
6. Нормативная база Системы
6.1. Нормативную базу Системы составляют документы, устанавливающие:
требования, на соответствие которым проводится сертификация (по п.6.2);
требования к деятельности структуры подразделений Системы (по п.6.3);
требования к организации работ по сертификации систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов (по п.6.4);
требования к персоналу, осуществляющему сертификацию в Системе (по п.6.5).
6.2. Требования, на соответствие которым проводится сертификация, установлены в ГОСТ Р 51705.1-2001, гармонизированном с директивой Совета ЕС "О гигиене пищевых продуктов" ЕЭС 93/43 от 14 июня 1993 г. (Статья 3).
6.3. Требования к деятельности структурных подразделений Системы.
Общие требования к органам по сертификации, используемые при их уполномочивании, установлены в Приложении В и документах:
ИСО/МЭК 61 Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации;
Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 31 мая 2000 г. N 150-ст).
6.4. Требования к организации работ по сертификации.
6.4.1. Общие требования к организации работ по сертификации установлены в документе "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации" (утверждены постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26).
6.4.2. Порядок проведения работ по сертификации - по разделу 9.
6.5. Требования к персоналу и экспертам, осуществляющим сертификацию в Системе.
6.5.1. Требования к персоналу в Системе регулируются должностными инструкциями персонала.
6.5.2. Требования к экспертам и консультантам Системы установлены в Приложении Г.
7. Организационная структура Системы и функции ее участников
Организационную структуру Системы образуют (Приложение Д):
- Координационный совет, формируемый Госстандартом России;
- Центральный орган (ЦОС);
- Комиссия по апелляциям;
- методический центр;
- органы по сертификации (ОС);
- эксперты;
- заявители (изготовители, поставщики, продавцы) и держатели сертификатов.
7.1. Координационный совет формируется из:
1) представителей Госстандарта России, включая:
заместителя Председателя Госстандарта России (председатель Координационного совета);
начальника Управления сертификации (заместитель председателя Координационного совета);
начальника Управления продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности (заместитель председателя Координационного совета);
2) представителей ЦОС;
3) представителей ведущих научно-исследовательских институтов Госстандарта России.
Координационный совет:
утверждает структуру Системы;
принимает принципиальные решения о развитии Системы;
формирует политику в области сертификации систем ХАССП и аттестации экспертов;
рассматривает и утверждает основополагающие документы Системы;
уполномочивает органы по сертификации на проведение работ по результатам оценки, проводимой ЦОС (как указано в Приложении Е);
осуществляет контроль деятельности ЦОС;
в установленном порядке заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти, международными, региональными и национальными организациями о взаимном признании результатов сертификации.
7.2. Центральным органом Системы (ЦОС) является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
Центральный орган по сертификации:
разрабатывает правила и процедуры управления в Системе;
ведет единый Реестр Системы, организует публикацию официальной информации, предоставляет сведения по объектам сертификации;
ведет учет выданных сертификатов и предоставляет органам по сертификации бланки сертификатов в установленном порядке;
готовит предложения по совершенствованию Системы;
разрабатывает нормативные и методические документы Системы, формирует и ведет фонд этих документов;
оказывает методическую помощь организациям Системы на договорной основе, выполняет информационное обслуживание заявителей и держателей сертификатов;
осуществляет подготовку и аттестацию экспертов Системы, обеспечивает повышение их профессионального мастерства и контролирует их деятельность;
проводит оценку соответствия организаций (претендующих на получение полномочий в качестве органов по сертификации) установленным требованиям (Приложение В) и предоставляет результаты оценки в Координационный совет;
проводит инспекционный контроль за деятельностью уполномоченных органов по сертификации;
организует изготовление бланков сертификатов и их распространение органам по сертификации;
осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации;
взаимодействует с Координационным советом и Комиссией по апелляциям.
7.3. Комиссия по апелляциям функционирует по мере необходимости и формируется Координационным советом из независимых экспертов.
Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматриваются в порядке, установленном в Системе сертификации "ХАССП" (как указано в разделе 13).
7.4. Методическими центрами Системы являются ВНИИС и ВНИИССагропродукт.
ВНИИС осуществляет общее методическое руководство в Системе:
разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы Системы.
ВНИИССагропродукт участвует в разработке нормативно-методических документов Системы.
Общими функциями методических центров являются:
пропаганда и распространение научно-технических знаний в области систем ХАССП;
разработка предложений по совершенствованию нормативно-методических документов Системы для Координационного совета;
взаимодействие с ЦОС и Комиссией по апелляциям в части методических вопросов;
проведение экспертизы материалов по поручению Комиссии по апелляциям.
7.5. Органами по сертификации являются ВНИИС и органы, уполномоченные на проведение работ в Системе в порядке, установленном в Приложении Е.
Орган по сертификации:
принимает и реализует заявки на сертификацию;
взаимодействует с другими органами по сертификации;
выдает сертификаты соответствия;
проводит инспекционный контроль за сертифицированными системами ХАССП;
приостанавливает или аннулирует действие выданных им сертификатов;
предоставляет в установленном порядке информацию о сертификации систем ХАССП в ЦОС;
взаимодействует с ЦОС и Комиссией по апелляциям;
соблюдает условия, предусмотренные договором на проведение работ по сертификации систем ХАССП.
7.6. Эксперты:
планируют и проводят проверку систем ХАССП;
излагают и объясняют предъявляемые к проверкам требования;
документируют результаты всех наблюдений;
обеспечивают сохранность документов, имеющих отношение к проверке;
обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в ходе проверки.
7.7. Заявители и держатели сертификатов:
обеспечивают функционирование Системы ХАССП на своем предприятии;
предоставляют органу по сертификации достоверные доказательства выполнения требований нормативных документов Системы ХАССП;
по требованию Органа по сертификации представляют необходимую информацию о состоянии объекта сертификации;
информируют Орган по сертификации о всех изменениях (в структурной схеме, юридическом статусе, технологии изготовления и др.), влияющих на параметры Системы ХАССП и произошедших после получения сертификата соответствия;
осуществляют корректирующие действия по результатам сертификационных проверок и инспекционного контроля;
своевременно оплачивают все расходы, связанные с проведением сертификации и инспекционного контроля за сертифицированными объектами, независимо от их результатов.
8. Формы сертификатов соответствия, применяемых в Системе
8.1. В Системе применяются сертификаты соответствия установленного образца. Форма сертификата и образец заполнения приведен в Приложении Ж.
8.2. Бланки сертификатов являются документами строгой отчетности и хранятся в Органе по сертификации Системы сертификации "ХАССП".
9. Порядок проведения работ по сертификации
Сертификация Системы "ХАССП" включает в себя предсертификационный этап и три этапа сертификации:
анализ документации Системы ХАССП;
проверку и оценку на предприятии;
инспекционный контроль.
9.1. Предсертификационный этап.
9.1.1. Оформление заявки.
Заявка на сертификацию оформляется по форме Приложения И и направляется в Орган по сертификации.
ОС определяет по классу продукции (Приложение Б) наличие экспертов, способных реализовать заявку и при необходимости определяет привлекаемых консультантов.
ОС регистрирует заявку и уведомляет Заявителя:
о принятии заказа;
о направлении Заявителю перечня материалов, необходимых для начала работ по сертификации.
Уведомление оформляется по форме Приложения К.
9.1.2. Подготовка исходных данных.
Состав исходных данных, направляемых вместе с заявкой, включает: документацию системы ХАССП по ГОСТ Р 51705.1-2001, в том числе:
1) структурную схему организации и ее службы качества;
2) стандарты предприятия в области контроля продукции, технологических процессов, анализа дефектов, обслуживания оборудования;
3) информацию о продукции, включая: нормативную документацию на продукцию, краткое описание особенностей продукции (с точки зрения обеспечения безопасности при производстве, транспортировании, хранении и реализации);
4) информацию о производстве, включая: маршрутное описание технологических процессов, описание системы контроля, применяемого оборудования и технических средств для производства и контроля продукции;
5) документы, устанавливающие для рассматриваемой продукции:
виды опасностей;
перечень потенциально опасных факторов.
6) документы, устанавливающие для процессов, связанных с изготовлением (транспортированием, хранением, реализацией) рассматриваемой продукции:
перечень предупреждающих действий для снижения риска проявления опасных факторов;
критические контрольные точки с указанием предельных значений параметров процесса и критериев несоответствия требованиям безопасности продукции;
7) документы, описывающие:
систему мониторинга (применительно к управлению рисками);
порядок проведения корректирующих действий;
порядок проведения внутренних проверок системы ХАССП.
8) регистрационно-учетную документацию, содержащую накопленные данные по:
контролю качества и безопасности продукции в процессе производства (транспортирования, хранения, реализации);
регистрации результатов функционирования элементов системы ХАССП.
Примечание. Орган по сертификации может запрашивать от Заявителя и другие дополнительные сведения, необходимые для предварительной оценки.
9.1.3. Подготовка договора на проверку документации.
Договор составляется Органом по сертификации и направляется Заявителю вместе с уведомлением и перечнем необходимых материалов.
9.1.4. Формирование комиссии.
После подписания договора, его оплаты и получения исходных материалов формируется комиссия.
В составе комиссии должно быть не менее двух экспертов.
Председатель комиссии назначается руководителем ОС из числа штатных экспертов, участвовавших в качестве члена комиссии в сертификации не менее чем двух систем ХАССП.
9.2. Анализ документации системы ХАССП.
Анализ осуществляется с целью определения степени готовности документации системы ХАССП к сертификации.
9.2.1. Анализ документации.
Комиссия проводит анализ документации, поступившей от Заявителя, без выезда на предприятие.
При необходимости Орган может командировать своего представителя для предварительного ознакомления на месте с производством (транспортированием, хранением, реализацией) продукции проверяемой организации или решения неясных вопросов. Оплата командирования осуществляется Заявителем.
Одновременно комиссия может организовать сбор дополнительных сведений о сертифицируемом объекте из независимых источников (органов госнадзора, санэпиднадзора, общества потребителей и др.).
9.2.2. Составление заключения.
Заключение по результатам проверки документации о возможности проведения следующего этапа сертификации составляют и подписывают члены комиссии. Руководство Органа по сертификации направляет заключение Заявителю.
9.2.3. Подготовка договора на проверку и оценку на предприятии.
При положительном заключении по результатам проверки документации составляется договор на выполнение следующего этапа работ и направляется Заявителю.
Возможно составление одного договора на проверку документации и проведение сертификации на предприятии. В этом случае предоплата работ может быть осуществлена как по всему договору в целом, так и поэтапно - по согласованию с Заявителем.
9.3. Проверка и оценка на предприятии.
9.3.1. Подготовка к проверке.
При подготовке к проверке и оценке выполняют следующие работы:
составление программы проверки;
предоставление программы проверки проверяемой организации;
распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки.
1) Составление программы проверки.
Программу проверки разрабатывает председатель комиссии по форме, указанной в Приложении Л. С программой должны быть ознакомлены члены комиссии, а также Заявитель.
Возражения Заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения председателя комиссии. Окончательное решение по существу возражений Заявителя принимает руководитель Органа по сертификации.
Конкретные детали программы проверки следует сообщать Заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.
Программа проверки должна содержать следующие разделы:
наименование организации (заявителя), место проведения проверки;
цели и область проверки;
состав комиссии;
перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие которому проводится проверка, и др.);
объекты проверки, включая идентификацию проверяемых подразделений организации, закрепление экспертов и представителей проверяемой организации по объектам проверки, основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
требования конфиденциальности;
адреса рассылки акта.
2) Программа проверки утверждается руководством Органа по сертификации и представляется проверяемой организации.
Предоставление программы проверки проверяемой организации возможно на месте по прибытии комиссии на предприятие с целью проведения проверки.
3) Распределение обязанностей между членами комиссии.
Обязанности между членами комиссии распределяются по объектам проверки проверяемой организации.
Обязанности распределяет председатель комиссии по согласованию с членами комиссии.
9.3.2. Проведение проверки.
Проверка включает следующие процедуры:
предварительное совещание;
обследование действующей системы ХАССП;
оценку результатов проверки и принятие решения;
составление акта проверки;
заключительное совещание.
1) Предварительное совещание.
Участниками предварительного совещания являются члены комиссии, руководитель проверяемой организации и (или) его представитель, руководители структурных подразделений, которые согласно программе проверки подлежат обследованию, главные и ведущие специалисты проверяемой организации.
Целями предварительного совещания являются:
представление членов комиссии представителям проверяемой организации;
краткое сообщение о целях, области и программе проверки;
краткое изложение методов и процедур, используемых при проверке;
установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации;
при необходимости - обсуждение и уточнение отдельных неясных деталей программы проверки;
уточнение даты проведения заключительного совещания и, при необходимости, промежуточных совещаний комиссии и руководства проверяемой организации.
2) Обследование действующей системы ХАССП.
Обследование осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится путем:
опроса персонала;
проверки фактического выполнения процедур действующей системы ХАССП;
изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению безопасности продукции (в рамках действующей системы мониторинга, предупреждающих и корректирующих действий).
Все наблюдения должны быть документированы и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными.
Данные, указывающие на наличие несоответствий, должны фиксироваться.
Информация, полученная в результате опроса, должна быть сопоставлена с информацией, полученной из других независимых источников, таких как физические наблюдения, измерения, зарегистрированные данные.
В процессе проверки председатель комиссии по согласованию с представителем проверяемой организации может вносить изменения в программу проверки и распределение обязанностей между членами комиссии, если это необходимо для оптимального достижения целей проверки.
Если цели проверки окажутся недостижимыми, то причины этого председатель комиссии должен сообщить руководству проверяемой организации (заявителю).
После обследования объектов проверки члены комиссии под руководством председателя комиссии рассматривают результаты своих наблюдений, чтобы решить, какие из них должны быть представлены как несоответствия требованиям, предъявляемым к системам ХАССП.
Несоответствия определяются в терминах конкретных требований стандарта или других документов, на соответствие которым проводится проверка.
Результаты наблюдений рассматривают председатель комиссии и представитель руководства проверяемой организации. Обо всех наблюдениях, свидетельствующих о наличии несоответствий, руководство проверяемой организации ставят в известность.
Все наблюдения, свидетельствующие о несоответствиях и подтвержденные объективными данными, должны быть представлены проверяемой организации и обоснованы.
3) Оценка результатов проверки и принятия решения.
Несоответствия подразделяются на:
значительные;
малозначительные.
К значительным относят несоответствия, связанные с возможностью появления недопустимого риска.
Обнаруженные отклонения от требований стандарта должны быть тщательно рассмотрены группой экспертов, проводящих проверку, перед тем как охарактеризовать их как несоответствия. Окончательное решение принимает председатель комиссии.
Зарегистрированные несоответствия официально предоставляют руководству проверяемой организации. Председатель комиссии дает соответствующие пояснения по каждому несоответствию. Каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами.
Несоответствие снимает председатель комиссии в следующих случаях:
в ходе обсуждения со стороны проверяемой организации представлены дополнительные доказательства того, что обнаруженное экспертом несоответствие не является обоснованным;
обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.
Факт наличия устраненного несоответствия фиксируют в акте о результатах проверки.
В случае, если зафиксировано хотя бы одно значительное несоответствие, результаты проверки считаются неудовлетворительными.
В случае, если зафиксировано одно или несколько малозначительных несоответствий, решение по результатам проверки принимают с учетом:
а) количества обнаруженных несоответствий;
б) их влияния на вероятность проявления опасных факторов у готовой продукции;
в) степени уверенности членов комиссии в достоверности регистрационных данных.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов принимается решение, за которое голосует председатель.
Несоответствия, снятые председателем комиссии в ходе проверки (если организация предоставила дополнительные доказательства), считаются отсутствующими.
Несоответствия, устраненные в ходе проверки, не учитывают при принятии решения, но в акте проверки указывают.
4) Составление акта проверки.
Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта о результатах проверки (Приложение М).
В акте комиссия указывает, соответствует или не соответствует проверенная система управления рисками заявленному нормативному документу, дает рекомендацию Органу по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия и об устранении выявленных малозначительных несоответствий, если они имеются, в согласованные сроки.
Акт подписывают члены комиссии, председатель комиссии и руководитель проверяемой организации или его представитель, подтверждая тем самым факт ознакомления с актом. Акт печатается в двух экземплярах: один остается у проверяемой организации, второй - в Органе по сертификации.
К акту прилагается учетный экземпляр комплекта документов системы ХАССП.
5) Заключительное совещание.
Основная цель заключительного совещания - предоставить руководству проверяемой организации, главным и ведущим специалистам и руководителям проверенных подразделений результаты проверки и оценки в доступной для них форме. Председатель комиссии предоставляет:
замечания комиссии в порядке их значимости;
заключение комиссии о соответствии результатов проверки требованиям заявленного стандарта или другого нормативного документа;
рекомендации комиссии Органу по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
9.3.3. Оформление результатов сертификации.
Окончательное решение о сертификации (отказе в сертификации) принимает руководство Органа по сертификации на основании акта о результатах проверки.
При положительных результатах Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия установленного образца (при условии оплаты регистрации сертификата в ЦОС по п.11.4.2).
Одновременно Орган по сертификации и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля.
9.4. Инспекционный контроль.
9.4.1. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами сертификации устанавливают на весь период действия сертификата.
Инспекционный контроль проводят не реже одного раза в год. Инспекционный контроль должен быть выполнен в сроки, согласованные с Заявителем (проверяемой организацией).
9.4.2. Внеплановый инспекционный контроль.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в следующих случаях:
поступление информации о претензиях к организации, имеющей сертификат соответствия;
существенные изменения рецептуры и (или) технологии производства (хранения, транспортирования, реализации);
существенные изменения организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава.
9.4.3. Проверки устранения несоответствий.
При проведении инспекционного контроля эксперты обязательно проверяют устранение несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче (сохранении действия) сертификата.
Проверяемая организация несет ответственность за устранение несоответствий в сроки, согласованные с комиссией.
Эксперт ответствен только за выявление и определение вида несоответствия по правилам, установленным документом.
9.4.4. Принятие решения по результатам инспекционного контроля.
При положительных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации осуществляет подтверждение действия выданного сертификата соответствия.
Условиями для принятия решения о подтверждении действия сертификата являются:
отсутствие значительных несоответствий требованиям стандарта, на соответствие которому проведена сертификация;
отсутствие нарушений правил использования сертификата;
устранение всех ранее выявленных несоответствий в установленные сроки.
При выявлении малозначительных несоответствий Орган по сертификации подтверждает действие сертификата соответствия после получения от Заявителя письменного обязательства об устранении несоответствий в согласованный период.
Проверка фактического устранения малозначительных несоответствий может быть проведена сразу же после окончания согласованного срока (в рамках внепланового инспекционного контроля) или в рамках ближайшего планового инспекционного контроля.
При отрицательных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации подготавливает решение о приостановлении или аннулировании действия сертификата соответствия и направляет его держателю сертификата и в ЦОС.
9.5. Ресертификация.
По окончании срока действия сертификата ресертификация проводится по правилам раздела 9 настоящего Положения.
10. Порядок рассмотрения апелляций
10.1. Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматривает Комиссия по апелляциям.
10.2. Комиссию формирует Координационный совет из независимых экспертов и специалистов аппарата и институтов Госстандарта России.
Комиссия рассматривает апелляции, поданные в письменном виде.
Комиссия не рассматривает апелляции, связанные с выдачей сертификатов, срок действия которых к моменту подачи апелляции истек.
Комиссия выносит решение по апелляции не позднее чем через две недели с момента ее получения. При необходимости комиссия может запрашивать от участников сертификации дополнительные материалы. В этом случае срок рассмотрения апелляции увеличивается на время, необходимое для получения этих материалов.
По окончании рассмотрения материалов комиссия составляет заключение и направляет его вместе с материалами по апелляции в Орган по сертификации и Заявителю.
Решение комиссии по апелляции является обязательным к исполнению для всех участников сертификации.
11. Финансирование работ в Системе
11.1 Расходы, связанные с проведением сертификации, несут заявители.
11.2. Условия оплаты работ определяются договором (контрактом) между Органом по сертификации и Заявителем.
11.3. Оплата работ по уполномочиванию органов по сертификации в Системе.
11.3.1.Расходы, связанные с получением и подтверждением организацией полномочий на проведение работ по сертификации в Системе, несут эти организации.
11.3.2. Оплата работ по уполномочиванию Органа по сертификации производится путем предоплаты независимо от полученных результатов.
11.4. Оплата расходов по обеспечению функционирования Системы.
11.4.1. Расходы, связанные с управлением Системой, ведением банка данных, информационным обслуживанием и т.п., несут участники Системы в следующем порядке:
заявители - при регистрации в ЦОС выданных сертификатов;
органы по сертификации - при внесении их в Реестр и далее ежегодно в течение срока действия полномочий.
11.4.2. Объемы финансирования по п.11.4.1 устанавливаются договором (контрактом) между участниками Системы и ЦОС. При этом размер взноса Заявителя при регистрации сертификата не должен превышать 5 МРОТ + НДС, а ежегодная оплата Органом по сертификации своего участия в Системе не должна превышать 30 МРОТ + НДС за каждый класс продукции из указанных в разрешенной области деятельности.
11.5. Оплата работ по методическому обеспечению участников Системы выполняется на договорной основе.
12. Конфиденциальность информации
12.1. В Системе сертификации "ХАССП" обеспечивается конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации, всеми участниками Системы.
12.2. Под обеспечением конфиденциальности информации понимается передача ее любым лицам или организациям, не занятым в процессе сертификации.
12.3. Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, защищают способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
13. Язык Системы
13.1. Документы, используемые в процессе сертификации, оформляются на русском языке.
13.2. Сертификаты соответствия, выдаваемые в Системе, оформляются на русском языке. По желанию Заявителя (и отдельному договору) сертификаты соответствия могут быть оформлены на английском, французском, немецком языках путем аутентичного перевода оригинала на русском языке.
14. Применение знака соответствия
14.1. Описание знака соответствия - по документу "Система добровольной сертификации "ХАССП". Положение о знаке соответствия".
Изображение знака соответствия дано в Приложении Н.
14.2. Знак соответствия может применяться держателем сертификата соответствия, выданного в Системе, в течение всего срока действия сертификата.
14.3. Решение о целесообразности применения знака соответствия принимает держатель сертификата соответствия.
14.4. Знак соответствия может применяться в рекламных целях.
14.5. Для организаций, сертифицировавших Систему "ХАССП" применительно к производству продукции, знак соответствия может наноситься на упаковку, товаросопроводительную документацию (в том числе ярлыки, этикетки, вкладыши и т.п.).
14.6. Для организаций, сертифицировавших Систему "ХАССП" применительно к транспортированию, хранению и (или) реализации продукции, знак соответствия может наноситься на официальные бланки и использоваться в рекламных проспектах держателя сертификата.
______________________________
* В тексте документа допускаются сокращения наименования: "Система сертификации "ХАССП", "Система".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Системе добровольной сертификации "ХАССП" (зарегистрирована в Государственном реестре Госстандарта РФ 20 февраля 2001 г. Регистрационный номер РОСС РИ.0001.03СД00) (извлечение)
В связи с возрастающей потребностью предприятий пищевой промышленности в сертификации систем управления качеством и безопасностью продукции на основе принципов ХАССП (в английской транскрипции НАССР - "Hazard Analysis and Critical Control Points") и учитывая целесообразность гармонизации требований к этим системам с требованиями Европейского Сообщества (в том числе указанными в директиве Совета Европейского Сообщества ЕЭС 93/43 от 14.06.93), Госстандарт России постановлением от 16 февраля 2001 г. N 18 утвердил Положение о Системе добровольной сертификации "ХАССП" и положение о знаке соответствия.
Текст положения опубликован в "Вестнике Госстандарта России", 2001 г., N 6