Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Курганской области
от 24 апреля# 2007 г. N 332
Целевая программа
Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах"
Паспорт
целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах"
1) Наименование Программы |
Целевая программа Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" (далее - Программа) |
||||
2) Государственный заказчик Программы |
Правительство Курганской области |
||||
3) Разработчик Программы |
Главное управление образования Курганской области |
||||
4) Цели и задачи Программы |
Цель: Обеспечение гарантий прав граждан на получение полноценного образования, создание условий для самореализации молодежи, удовлетворения потребности жителей области и рынка труда в качественном образовании. Задачи: 1. Обеспечение конституционных прав граждан на территории Курганской области на получение качественного образования. 2. Достижение современного качества образования на основе обновления структуры, содержания, технологий образования и ресурсного обеспечения образовательной деятельности. 3. Повышение конкурентоспособности и мобильности профессионального образования. 4. Вовлечение всех слоев молодежи в активную общественно значимую деятельность по решению проблем социально-экономического развития Курганской области. 5. Обновление и качественное совершенствование кадрового потенциала системы образования и сферы молодежной политики. 6. Повышение эффективности финансирования сферы образования и молодежной политики. 7. Повышение эффективности управления образованием и реализацией# государственной молодежной политики. |
||||
5) Сроки реализации Программы |
2008 - 2010 годы |
||||
6) Исполнители Программы |
Главное управление образования Курганской области, исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), государственные областные образовательные учреждения (по согласованию), государственные федеральные образовательные учреждения (по согласованию), другие организации, участвующие в выполнении мероприятий Программы (по согласованию) |
||||
7) Ожидаемые конечные результаты Программы |
1. Обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию. 2. Достижение нового современного качества образования на основе совершенствования организации, содержания, технологии и ресурсного обеспечения образовательной деятельности. 3. Создание условий, обеспечивающих социальную защиту и разностороннее развитие детей и молодежи, их успешное жизненное самоопределение. 4. Увеличение вклада молодежи в решение социально-экономических проблем Курганской области. 5. Повышение социального статуса и профессионализма работников сферы образования и молодежной политики. 6. Эффективное использование ресурсов системы образования. 7. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы, гибко реагирующей на образовательные запросы населения и потребности рынка труда. |
||||
8) Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Курганской области |
||||
9) Расчётные объемы и источники финансирования, млн. руб. |
|
Всего: |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего по Программе |
124,74 |
38,655 |
41,825 |
44,26 |
|
из них средства областного бюджета |
124,74 |
38,655 |
41,825 |
44,26 |
|
|
в том числе внебюджетные средства |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1. Основные тенденции и противоречия развития системы образования и реализации государственной молодёжной политики в Курганской области
Областная система образования функционирует в последние годы в непростых социально-экономических условиях. Однако несмотря на наличие дестабилизирующих факторов она не только сохранила основные параметры деятельности, но и продолжала содержательно развиваться.
Главными итогами деятельности отрасли, работы педагогических коллективов, органов власти и управления образованием всех уровней являются:
1. Сохранение сети образовательных учреждений, позволяющей реализовать гарантии прав граждан на получение общего среднего и начального профессионального образования
На 1 января 2007 года в Курганской области функционировало 676 самостоятельных муниципальных общеобразовательных учреждений и их структурных подразделений, 17 государственных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 100,3 тыс. учащихся, 16 муниципальных вечерних (сменных) школ с контингентом 3,98 тыс. человек, 5 негосударственных общеобразовательных учреждений с 0,8 тыс. обучающихся. В последние годы сохраняется тенденция ежегодного сокращения сети муниципальных дневных общеобразовательных школ (2004 г. - 786, 2006 г. - 678), что обусловлено, прежде всего, демографическими причинами.
В целях обеспечения гарантий доступности общего образования для обучающихся реорганизованных или ликвидированных общеобразовательных учреждений организован стабильный безопасный подвоз к новому месту учёбы школьными автобусами. В 2006 - 2007 учебном году 87,2 % детей, нуждающихся в подвозе, доставляются на учёбу в другие населённые пункты школьными автобусами.
Система профессионального образования включает 28 учреждений начального профессионального образования, 26 учреждений среднего профессионального образования (в том числе 1 негосударственное), 6 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 2 негосударственных), 10 филиалов УВПО других регионов. Количество студентов на 10 тысяч населения в УСПО - 216, в УВПО - 310.
С передачей учреждений начального профессионального образования в ведение Курганской области произошло незначительное сокращение сети. В 2005 - 2006 годах закрыто одно УНПО, два объединены в профессиональный лицей, два - в профессиональное училище, одно УНПО объединено с учреждением среднего специального образования, открыто одно учреждение на базе филиала профессионального училища. Однако процессы реорганизации не повлияли на обеспечение доступности начального профессионального образования и на снижение доли выпускников школ, поступающих в УНПО.
Приём в учреждения начального профессионального образования из числа выпускников 9-х и 11-х классов остаётся стабильным и составляет 21 %.
В Курганской области ведётся целенаправленная работа по интеграции УНПО и УСПО по созданию многопрофильных, многоуровневых образовательных комплексов, результатом которой является обучение более 2 тысяч студентов по сопряжённым учебным планам
В рамках университетско-институтских комплексов сегодня по интегрированным сопряжённым учебным планам в учреждениях высшего профессионального образования области обучается 2800 студентов.
2. Создание дополнительных возможностей для обеспечения социальной защиты обучающихся, воспитанников, усиление социальных функций учреждений общего образования
Во всех муниципальных образованиях области приняты нормативные правовые акты, определяющие размер родительской платы за содержание ребёнка в ДОУ, который не превышает 20 % от стоимости содержания.
Количество родителей, имеющих льготы по оплате содержания детей в детском саду, увеличилось с 7 % в 2006 году до 13 % в 2007 году.
С 1 января 2007 года из областного бюджета выделяются средства на дотацию питания в ДОУ детей из малообеспеченных семей. Началась выплата компенсаций семьям, имеющим одного и более детей, посещающих ДОУ, из федерального бюджета.
Охват разными формами питания обучающихся общеобразовательных школ в 2007 году составляет 91,1 % (2006 г. - 93 %, 2005 г. - 90,7 %), в том числе горячим питанием в столовых - 65 %. Благодаря целевому выделению субсидий из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований на питание школьников значительно улучшилась ситуация с охватом детей горячим питанием в более чем половине территорий области.
В 2006 году 66,7 % детей и подростков было охвачено различными формами организации отдыха и оздоровления, 51,4% - различными формами занятости, 11,4 % - трудоустроено через службы занятости.
В летний период особое внимание уделяется работе по месту жительства. Областной социальный проект "Тренер-общественник Зауралья" стал действенным фактором вовлечения детского и взрослого населения области в физкультурно-оздоровительную деятельность по месту жительства.
В последние годы при росте числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области произошло сокращение учреждений государственной поддержки детства. Это связано с тем, что с 2001 года ведётся целенаправленная работа по развитию семейных форм устройства детей - патроната и приёмной семьи. На 1 января 2007 года на воспитании в приёмных семьях находилось 306 детей (2005 г. - 151, 2004 г. - 112) и в семьях патронатных воспитателей - 402 (2005 г. - 279, 2004 г. - 224).
В учреждениях начального профессионального образования организована социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающая предоставление бесплатного проживания в общежитии, питания и обмундирования. Количество таких учащихся ежегодно увеличивается: 2004 г. - 659, 2005 г. - 742, 2006 г. - 761.
С 2002 года в УНПО создаются кадетские и мариинские группы, преимущественное право поступления в которые имеют дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, значительную часть составляют подростки с проблемами в обучении и поведении. Всего в 12 учреждениях начального профессионального образования сегодня насчитывается 1239 кадетов и учащихся мариинских групп (в 2005 - 2006 учебном году - 1127).
3. Активизация процесса обновления организации, содержания и технологий образовательной деятельности
В 2006 - 2007 учебном году продолжена работа по переходу общеобразовательных школ области на федеральный базисный учебный план 2004 года. Всего на федеральный базисный учебный план 2004 года осуществили переход 40% школ (в 2005 г. - 25 %).
Следствием перехода на новый федеральный базисный учебный план является расширение профильного обучения. В текущем учебном году предпрофильная подготовка организована в 80% основных и средних школ, профильное обучение - в 21,1 % средних школ.
В целях реализации компетентностного подхода началась апробация курса "Учись учиться".
В рамках программы по обеспечению промышленных предприятий Курганской области рабочими кадрами созданы 6 учебно-производственных комплексов подготовки рабочих кадров по различным профессиям.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" стало реальностью подключение всех школ к сети Интернет. Более 2,5 тысяч учителей прошли обучение по вопросам информатизации.
В образовательном портале Курганской области открыт раздел "Очно-заочная школа" для дистанционного обучения одаренных детей по физике.
Увеличилось количество инновационных образовательных учреждений разного уровня с 211 в 2005 году до 256 в 2006 году.
4. Сохранение динамики роста качественных показателей подготовки выпускников общеобразовательных учреждений
В области увеличивается доля выпускников 9-х и 11-х классов, получивших документ государственного образца: 2004 г. - 98,1 %, 2006 г. - 99,1 %, растёт количество медалистов: 2004 г. - 268, 2006 г. - 304, 2007 г. - 339 чел.
С 2003 года Курганская область участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2006 г. в форме ЕГЭ сдавали экзамены 99 % выпускников средних школ, по результатам ЕГЭ поступили в УВПО 51 % (в 2004 г. - 42 %). В 2007 году в общем числе сдававших ЕГЭ по русскому языку и математике "4" и "5" получили 45% выпускников (2006 г. - 36,2 %).
Улучшаются показатели подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования. Доля выпускников, получивших повышенные разряды, составила в 2006 году 36 % (2005 г. - 31,7 %, 2004 г. - 30,5 %), получивших две и более профессии - 94,1 % (2005 г. - 80 % , 2004 г. - 79,4 %).
5. Возрождение воспитательного потенциала системы общего образования
Приоритетным направлением обновления процесса воспитания в последние годы являлось внедрение деятельностного подхода. Через реализацию социальных проектов различного уровня решались задачи гражданско-патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения.
В целях объединения людей для решения различных проблем образования, культуры, социальной помощи жителям микрорайона города, деревни, посёлка, возрождения воспитательного потенциала школы с 2002 года в Курганской области создаются культурно-образовательные центры (КОЦ).
В 2007 году действует# 246 культурно-образовательных центров, из них 117 муниципальных, 129 имеют областной статус (в том числе 50 по дошкольному развитию и воспитанию). Из областного бюджета оплачивается# 108 ставок социальных педагогов.
Важным инструментом гражданского, военно-патриотического и нравственного воспитания молодежи является создание кадетских классов. Всего на начало 2006 - 2007 учебного года в 13 средних общеобразовательных школах области насчитывается 956 кадетов. Значительную часть кадетов составляют подростки с проблемами в обучении и поведении.
В сфере образования области насчитывается 63 учреждения дополнительного образования детей. Из них 35 - многопрофильные учреждения, 28 - учреждения физкультурно-спортивной направленности.
Количество учащихся 1 - 11 классов, обучающихся в УДОД, ежегодно увеличивается: 2004 г. - 52,1 %, 2005 г. - 54,2 %, 2006 г. - 55,4%.
В наибольшей степени развивается спортивное и художественное направления дополнительного образования.
6. Создание основы для будущего обновления и пополнения кадрового корпуса отрасли
С целью наиболее полного обеспечения учреждений образования области квалифицированными педагогическими кадрами осуществляется целевая подготовка педагогических кадров, создающая льготные условия для выпускников сельских общеобразовательных школ области в поступлении в УВПО и УСПО на педагогические специальности. В 2006 - 2007 учебном году в КГУ и ШГПИ по целевому набору обучалось 1200 студентов за счёт средств федерального бюджета и 187 - за счёт областного бюджета.
В соответствии с Законом Курганской области от 3 июня 2000 года N 333 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" студентам старших курсов, обучающимся по педагогическим специальностям и заключившим договор о контрактной подготовке, назначается ежемесячная именная стипендия в размере 500 рублей, а молодым специалистам, трудоустроившимся в сельские образовательные учреждения на условиях предоставления подъёмных и жилья, выплачивается 50 тысяч рублей единовременного пособия.
В целях преодоления дефицита педагогических кадров учреждения среднего профессионально-педагогического образования области осуществляют подготовку учителей основной школы по русскому языку, математике, иностранному языку и истории. За три года выпуск составил 262 человека.
Сохранена система повышения квалификации работников образования. Курсы повышения квалификации в 2006 году прошли 7,3 тысячи педагогических и руководящих работников (в 2005 г. - 6,86 тыс.).
Факультет профессиональной переподготовки ИПКиПРО реализует 13 дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляя переподготовку педагогических работников по остродефицитным специальностям.
7. Становление системы государственно-общественного управления образованием
Целенаправленная работа способствовала развитию государственно-общественных форм управления образованием.
В большинстве (88,5 %) муниципальных районов (городских округов) действуют муниципальные советы по образованию, советы руководителей образовательных учреждений, в 2-х районах созданы муниципальные фонды развития.
Наблюдается тенденция увеличения числа органов самоуправления общеобразовательных учреждений. Если в 2004 г. органы самоуправления имели 10,6% общеобразовательных школ, то в 2006 г. - 50,9 % общеобразовательных учреждений.
В муниципальных образованиях области началась апробация новых форм информирования и обеспечения прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением: публичный отчет образовательного учреждения и общественная аккредитация образовательного учреждения.
Стимулом для развития государственно-общественного управления образованием послужил приоритетный национальный проект "Образование", в связи с реализацией которого активизировалась деятельность гражданских институтов. В области действует областной родительский совет, ассоциация руководителей инновационных образовательных учреждений. Представители общественности, родители участвуют в работе межведомственных комиссий по лицензированию, аттестации, аккредитации общеобразовательных учреждений, экспертных комиссий по оценке деятельности общеобразовательных школ и учителей по конкурсному отбору на получение денежного поощрения.
8. Активизация государственной молодёжной политики
В 2006 году функции по реализации молодёжной политики в Курганской области были переданы Главному управлению образования Курганской области. Несмотря на определённые изменения функционала специалистов и кадрового состава службы, удалось сохранить преемственность в реализации основных направлений деятельности.
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 ноября 2006 года N 514-р была утверждена Концепция государственной молодежной политики в Курганской области на период до 2015 года, позволяющая, с одной стороны, организовать работу в области в соответствии с федеральными приоритетами и учитывающая, с другой стороны, особенности социально-экономической ситуации в регионе.
Тактические задачи управления и основные финансовые показатели на 2006 год были определены ведомственной целевой программой Главного управления образования Курганской области "Молодёжь Зауралья-2007".
В соответствии с программой в 2007 году стартовал ряд долгосрочных проектов сферы молодёжной политики. Первым этапом реализации проектов стало открытие на конкурсной основе экспериментальных площадок на базе муниципальных образований области: в городе Кургане открылась площадка по поддержке молодой семьи, в городе Шадринске - площадка по профессиональному самоопределению, в Альменевском районе - площадка по профилактике негативных социальных явлений среди молодежи. Работа площадок организована по принципу софинансирования областного и муниципальных бюджетов.
В рамках реализации проекта "Зауральская информационная среда" был подготовлен и запущен в работу раздел "Молодежная политика" областного образовательного портала.
В Зауралье активно развивается ипотечное кредитование молодых семей с использованием средств областного бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций для приобретения квартир в строящихся домах. В 2007 году 79 молодых семей получат субсидии, полагающиеся при рождении или усыновлении ребенка на общую сумму в 14 миллионов рублей, выделенных из областного бюджета.
Ежегодно расширяется география деятельности и увеличивается численность студенческих отрядов. В 2006 году было сформировано 36 студенческих отрядов общей численностью 1430 человек.
В течение 2006 - 2007 годов был проведён ряд значимых областных молодёжных массовых мероприятий:
- Курганский межрегиональный фестиваль авторской песни "Бардовские костры";
- III Областной фестиваль творчества работающей молодежи;
- IV Международный музыкальный фестиваль КВН "Кубок Зауралья";
- I Областной финал фестиваля клубов молодых семей;
- V международный молодёжный фестиваль "Нам вместе жить в XXI веке".
Основной формой работы с молодёжью муниципальных образований Курганской области является деятельность по консолидации и привлечению дополнительных средств в молодёжную сферу на уровне муниципалитетов. В 2007 году в конкурсе целевых муниципальных программ по работе с молодёжью приняли участие 13 муниципальных образований. Все программы, соответствовавшие условиям конкурса, получили областные гранты в размере от 40 до 150 тысяч рублей (всего на сумму 1 млн. руб.). Сумма консолидированных средств на поддержку молодёжной политики в 12 муниципальных образованиях составила 3,4 млн. рублей.
Общая оценка результативности функционирования и развития областной системы образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области представлена в следующей таблице:
Показатель |
2004 г. |
2007 г. Прогноз |
На 1 июля 2007 г. |
1. Охват различными формами дошкольного образования (в %) |
59,7 |
70 |
62,6 |
2. Удельный вес первоклассников, получивших предшкольную подготовку в различных формах (в %) |
70,4 |
85,0 |
85,2* |
3. Доля обучающихся, нуждающихся в подвозе, доставляемых к месту учёбы школьными автобусами (в %) |
69,3 |
85 |
87,2 |
4. Число несовершеннолетних в возрасте 8 - 15 лет по неуважительным причинам не обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
78 |
39 |
37 |
5. Доля выпускников общеобразовательных школ, поступивших в УНПО (в %) |
19 |
20 |
20* |
6. Доля обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования или по сопряжённым программам "УНПО-УСПО" и "УСПО-УВПО" (в %.) |
15,6 |
20 |
19 |
7. Доля общеобразовательных учреждений - ресурсных центров территориальных школьных округов, оснащённых современным учебным, лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой (в %) |
0 |
10 |
11,5 |
8. Доля педагогических работников, не имеющих соответствующего образования (в %) |
5,8 |
2,9 |
6,3 |
9. Доля молодых специалистов в общем количестве педагогических работников ( в %) |
5,4 |
6,3 |
5,1 |
10. Доля средних общеобразовательных школ, осуществляющих профильное обучение (в %) |
0 |
25 |
21,1 |
11. Доля учебных программ начального и среднего профессионального образования, разработанных при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений (в %) |
0 |
20 |
14,9 |
12. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ (в %) |
80 |
80 |
83 |
13. Удельный вес выпускников образовательных учреждений профессионального образования (с учётом призванных в Вооруженные Силы РФ), трудоустроившихся в течение учебного года (в %) |
61,8 |
65,0 |
60* |
14. Удовлетворённость населения качеством дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования (в % от числа опрошенных) |
78 |
82 |
80* |
15. Охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных школ (в %) |
70,2 |
60 |
65 |
16. Количество дней, пропущенных по болезни воспитанниками ДОУ (в расчёте на 1 воспитанника) |
12,2 |
11 |
10,4 |
17. Удельный вес детей первой/второй групп здоровья в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений (в %) |
20,4/ 60,7 |
- |
16,8/ 64,6 |
18. Число детей, оставшихся без попечения родителей (кол-во) |
6936 |
7500 |
7377* |
19. Число детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами устройства детей, за исключением устройства к родственникам или в специализированные учреждения (кол-во) |
1353 |
1750 |
1665* |
20. Отсев обучающихся из основных общеобразовательных школ (кол-во) |
248 |
200 |
117 |
21. Охват детей и подростков программами дополнительного образования в системе общего образования (в %) |
62 |
66 |
65,6 |
22. Число учеников, приходящихся на 1 учителя (на физическое лицо) в общеобразовательных учреждениях |
9,8 |
8,7 |
8,7 |
23. Число учеников, приходящихся на одного работника административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях |
11,7 |
11,2 |
11,2 |
24. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях (город/село) |
24/10 |
22/9 |
22/9 |
25. Численность учеников УНПО/УСПО на одного работающего, всего |
11/7 |
5/5 |
5/5 |
26. Размер доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности на одного обучающегося ПНПО (руб.) |
1679 |
2300 |
2276* |
27. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в общеобразовательных учреждениях (руб.) |
2410 |
4120 |
3919* |
28. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников УНПО / УСПО (руб.) |
2550 |
3460 / 3800 |
3100/ 3480* |
29. Доля учебных расходов в региональном нормативе финансирования общеобразовательных учреждений (в %) |
- |
18 |
3,4* |
30. Расходы консолидированного бюджета Курганской области в расчёте на одного обучающегося общеобразовательных школ (тыс. руб.) |
17315 |
3198 |
27257* |
31. Расходы консолидированного бюджета Курганской области в расчёте на одного обучающегося УНПО и УСПО (тыс. руб.) |
19837 |
44315 |
33293* |
32. Удельный вес образовательных учреждений, имеющих органы самоуправления, наделённые реальными полномочиями |
10,6 |
50 |
50,9 |
33. Численность молодёжи, участвовавшей в реализованных проектах реестровых молодёжных и детских общественных объединений (чел.) |
0 |
25500 |
24962* |
34. Количество молодёжи, занятой в студенческих отрядах (чел.) |
1200 |
1475 |
1430* |
35. Количество молодёжи, участвующей в системе мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодёжи (чел.) |
0 |
1550 |
1470* |
Примечание: * данные на 01.01.2007 г.
Как свидетельствует анализ, в процессе функционирования и развития областной системы образования наблюдается ряд противоречий меяеду:
- динамично растущей потребностью населения в образовательных услугах в сфере дошкольного образования и невозможностью существующей сети дошкольных образовательных учреждений удовлетворить данный запрос.
В последние годы наметилась тенденция роста рождаемости, с одной стороны, и, с другой, повышение роста трудовой занятости населения в результате развития производственной сферы и сферы услуг.
В совокупности эти обстоятельства привели к росту потребности населения в образовательных услугах в сфере дошкольного образования. Однако на протяжении многих последних лет в области не строились дошкольные образовательные учреждения. Предпринимаемые меры по восстановлению ранее закрытых ДОУ, развитие вариативных форм дошкольного образования не обеспечивает# в полной мере государственные гарантии доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 июля 2007 года в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов зарегистрировано свыше 8 тыс. детей в возрасте от 3 до 6 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
- повышением роли системы образования в социально-экономическом развитии области и недостаточным уровнем финансового и материального обеспечения образовательных учреждений.
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете Курганской области достигла 30,5 % (это один из самых высоких показателей по Российской Федерации), т.е. практически каждый третий рубль вкладывается в образование. В то же время по расходам на одного обучающегося область занимает одно из последних мест в России, что не позволяет оснастить школы современным учебно-лабораторным оборудованием, новой учебно-методической литературой, заменить морально устаревшую компьютерную технику, создать безопасные и благоприятные условия в образовательных учреждениях. Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений составляет всего 3% от фонда оплаты труда.
- недостаточным уровнем финансирования и сохраняющейся системой неэффективного расходования бюджетных средств, направляемых в образование.
Существовавшая в области в 80-е годы сеть общеобразовательных учреждений в целом соответствовала сложившимся ранее потребностям. Однако изменения, которые стали происходить в демографической структуре населения, привели к тому, что общая обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях стала опережать спрос. И, как результат, снизилась наполняемость классов, увеличилось количество малокомплектных школ, в которых ученические места используются наполовину от проектной мощности. Одновременно возросла доля обслуживающего и административно-хозяйственного персонала в общей численности работающих. Финансовые расходы, связанные с содержанием сельской школы, оказались в 2 - 3 раза выше, чем городской (а малокомплектных - в 5 раз), хотя качество образовательных услуг существенно проигрывает. Основные экономические показатели, характеризующие эффективное использование бюджетных средств (количество обучающихся на одного работающего, на одного преподавателя), в учреждениях начального и среднего профессионального образования также ниже среднероссийского показателя.
- возрастающими требованиями к качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся и студентов и медленно меняющимися формами, содержанием и технологиями образовательной деятельности.
Сохранение данного противоречия во многом обусловлено:
1) существующей системой финансирования образовательных учреждений по "затратному" принципу, когда нормативы финансирования планируются от достигнутого уровня. Расходы на обеспечение текущей деятельности не зависят от качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с их реальными потребностями. Пассивно используется при формировании бюджета программно-целевой метод;
2) действующей системой оплаты труда педагогических работников, которая практически не мотивирует их на предоставление высококачественной образовательной услуги на основе современных педагогических технологий, т.к. заработная плата сегодня преимущественно зависит от почасовой нагрузки;
3) требующей усовершенствования системой аттестации педагогических работников. Осуществляемая сегодня аттестация учителей практически не стимулирует их к освоению современных, высокоэффективных образовательных технологий, методов организации учебной деятельности обучающихся и иных ключевых педагогических компетенций;
4) находящейся на начальной стадии становления независимой и объективной системой мониторинга и оценки качества образования, включающего как минимум оценку качества образовательного процесса и образовательных результатов. Сегодня оценка образовательных результатов является закрытой, внутриведомственной и полностью передана учителю (преподавателю). Учитель (преподаватель) сам учит, сам контролирует, сам оценивает. Достижение качественного образования невозможно без внешней, независимой и объективной системы его мониторинга и оценки.
- усилением роли учителя (преподавателя) в модернизации образования и низким социальным статусом педагогических работников, а также не всегда эффективной системой подготовки и повышения профессионализма руководящих кадров.
В объеме текущих расходов консолидированного бюджета Курганской области на образование значительную часть составляет заработная плата и ее доля постоянно растет.
При этом увеличение объема бюджетных расходов на оплату труда в целом не позволяет довести размер заработной платы в образовании до уровня заработной платы в экономике, разрыв увеличивается. Это ведет к росту социальной напряженности, к снижению качества оказываемых образованием услуг (низкая заработная плата не позволяет привлечь и удержать в отрасли квалифицированных работников). Государственная система образования становится все менее привлекательной областью профессиональной деятельности, не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы. Все сказанное относится и к руководителям образовательных учреждений. Но при этом необходимо учитывать, что роль директора и мера его ответственности кратно выше, чем у учителя (преподавателя). От лидирующей позиции руководителя образовательного учреждения, как "учителя учителей", в инновационных преобразованиях образовательной деятельности, в развитии и совершенствовании системы управления коллективом зависит если не все, то значительная часть. В то же время в отрасли практически отсутствует эффективная система подбора, подготовки и становления директорского корпуса, способного качественно решать проблемы школьного образования и перспективы его развития.
- между# растущей потребностью производственного комплекса области в рабочих кадрах высокой квалификации и структурой профессиональной подготовки, устаревшей учебно-материальной базой учреждений начального и среднего профессионального образования, не позволяющей обеспечивать подготовку квалифицированных кадров на современном оборудовании с использованием современных технологий.
В соответствии с официальными данными потребность предприятий и организаций Курганской области в кадрах составляет 5161 человек, 38 % приходится на рабочие профессии, 33 % - на специалистов со средним профессиональным образованием. По-прежнему предприятия Курганской области испытывают потребность в рабочих кадрах по профессиям машиностроения. В 2006 году она составляла 698 человек, а в 2007 - 717.
Наиболее востребованными остаются профессии станочника, сварщика, слесаря, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
В настоящее время структура выпуска квалифицированных рабочих и специалистов не в полной мере соответствует текущим и перспективным потребностям экономики Курганской области. Так, для машиностроительного профиля готовят рабочие кадры лишь 8 образовательных учреждений (3 - УСПО, 5 - УНПО), что составляет 18 % от общего числа учреждений. Но даже те молодые рабочие, которые выпускаются, не всегда могут трудоустроиться, так как имеют 3 - 4 квалификационный разряд, а работодателю необходимы специалисты с 5 - 6 разрядом.
Необходимо отметить, что износ основных фондов УНПО составляет 80 %, а, соответственно, и уровень работы мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин не отвечает требованиям современного высокотехнологичного производства.
- важностью реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием и определенной замкнутостью системы образования и отстраненностью общества от решения проблем образования.
Образование - один из ведущих факторов формирования гражданского общества. Органы государственно-общественного управления образованием, функционирующие на принципе сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, должны стать важным стимулирующим фактором становления гражданского общества.
Один из путей повышения эффективности управления образовательным учреждением - расширение общественного (прежде всего родительского) участия в решении важных вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.
Сегодня в сфере общего образования государственно-общественный характер управления реализуется в недостаточной степени. В ряде случаев органы школьного самоуправления работают формально, имеют, как правило, лишь рекомендательные функции. Сегодня речь должна идти о наделении их реальными управленческими функциями с полномочиями принятия решений по различным аспектам школьной жизни.
В системе образования области также сохраняется ряд проблем, которые обусловлены не только социально-экономическими, но и организационно-педагогическими факторами:
- сохраняются негативные факторы и отрицательное воздействие школьной среды на здоровье обучающихся;
- сохраняется на высоком уровне число детей, находящихся в социально опасном положении, наблюдается их позднее выявление и устройство под государственную защиту;
- неблагоприятные тенденции наблюдаются в уровне правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- в системе дополнительного образования детей сдает свои позиции востребованное подростками техническое творчество;
- не сложилась эффективная система повышения и использования воспитательного потенциала семьи;
- содержание и технологии педагогического образования не в полной мере обеспечивают опережающую подготовку, переподготовку и повышение квалификации с использованием современных технических возможностей;
- недостаточно используется эффективный механизм управления по конечным результатам деятельности.
В сфере молодежной политики наиболее существенное противоречие наблюдается между возрастающей потребностью общества в притоке молодых людей в производственную и социальную сферу и реальным участием молодежи в решении социально-экономических проблем области, общественной активности молодёжи в целом.
Низкая общественная активность значительной части молодежи, особенно трудоспособного возраста, обуславливается:
- не в полной мере сложившейся системой межведомственного взаимодействия органов государственной власти, предприятий и организаций, заинтересованных в молодежных инициативах;
- недостатком инновационных технологий вовлечения молодежи в социально значимую деятельность;
- отсутствием молодежных общественных организаций на предприятиях области.
Настоящая программа направлена на разрешение существующих противоречий и проблем, прежде всего, организационно-педагогического характера в сфере образования и молодежной политики, на создание устойчивых механизмов позитивных изменений в региональной системе образования и повышения эффективности реализации государственной молодежной политики на территории Курганской области.
По своим основным параметрам она соответствует приоритетным направлениям развития системы образования Российской Федерации и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, определенными Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, и Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
Кроме того, решению имеющихся в сфере образования и государственной молодежной политики проблем социально-экономического характера способствуют другие целевые программы Курганской области.
2. Цель, задачи и основные направления развития областной системы образования и реализации государственной молодежной политики
Цель:
Обеспечение гарантий прав граждан на получение полноценного образования, создание условий для самореализации молодежи, удовлетворения потребности жителей области и рынка труда в качественном образовании.
Задачи:
1. Обеспечение конституционных прав граждан на территории Курганской области на получение качественного образования.
2. Достижение современного качества образования на основе обновления структуры, содержания, технологии образования и ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
3. Повышение конкурентоспособности и мобильности профессионального образования.
4. Вовлечение всех слоев молодежи в активную общественно значимую деятельность по решению проблем социально-экономического развития области.
5. Обновление и качественное совершенствование кадрового потенциала системы образования и сферы молодежной политики.
6. Повышение эффективности финансирования сферы образования и молодежной политики.
7. Повышение эффективности управления образованием и реализацией# государственной молодежной политики.
Основные направления развития:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования.
2. Обеспечение современного качества образования.
3. Создание дополнительных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
4. Усиление социально-педагогической и профилактической функций сферы образования.
5. Повышение эффективности управления образованием и научно-методического обеспечения образовательной деятельности.
6. Активизация государственной молодежной политики.
3. Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты
3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования
Направления развития:
1. Развитие вариативных форм оказания дошкольных образовательных услуг.
2. Создание условий, обеспечивающих доступность общего среднего (полного) образования.
3. Обеспечение транспортной доступности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
4. Создание условий, обеспечивающих удовлетворение образовательных запросов отдельных категорий детей.
5. Оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования.
6. Реализация моделей непрерывного профессионального образования.
Прогнозируемые результаты:
1. Охват различными формами дошкольного образования не менее 70 % детей дошкольного возраста.
2. Увеличение не менее чем на 8 % количества обучающихся, доставляемых к месту учебы школьными автобусами.
3. Снижение числа несовершеннолетних в возрасте 8 - 15 лет по неуважительным причинам не обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 20 %.
4. Сохранение возможности получения начального и среднего профессионального образования не менее, чем 35 % выпускников основной и средней школы.
5. Увеличение доли обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования или по сопряженным программам "УНПО-УСПО" и "УСПО-УВПО" до 30 % к общей численности студентов.
3.2. Обеспечение современного качества образования
Направления развития:
1. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
2. Обновление содержания и технологий образования.
3. Совершенствование системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
1. Увеличение доли средних общеобразовательных школ, имеющих современную учебно-лабораторную и компьютерную базу, до 40 %.
2. Создание 6 ресурсных центров в системе начального и среднего профессионального образования.
3. Сокращение числа педагогических работников, не имеющих соответствующего образования, на 25 %.
4. Увеличение доли молодых специалистов в общем количестве педагогических работников до 7 %.
5. Введение профильного обучения не менее, чем в 50 % средних общеобразовательных школ области.
6. Увеличение до 50 % доли учебных программ начального и среднего профессионального образования, разработанных при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений.
7. Сохранение удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, на уровне не менее 83 %.
8. Увеличение удельного веса выпускников образовательных учреждений профессионального образования (с учётом призванных в Вооружённые Силы Российской Федерации), трудоустроившихся в течение года, до уровня не менее 75 %.
9. Удовлетворенность не менее чем 85 % населения качеством дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования.
3.3. Создание дополнительных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Направления развития:
1. Реализация комплекса мер на повышение качества школьного питания.
2. Усиление здоровьесберегающей и превентивной функций системы образования.
3. Реализация комплекса мер по совершенствованию системы физического воспитания.
Прогнозируемые результаты:
1. Охват горячим питанием не менее 70 % обучающихся общеобразовательных школ.
2. Снижение количества дней на одного воспитанника ДОУ, пропущенных по болезни, на 7 %.
3. Преодоление тенденций снижения удельного веса детей первой группы здоровья в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений.
3.4. Усиление социально-педагогической и профилактической функций сферы образования
Направления развития:
1. Модернизация системы реабилитации и социальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Внедрение личностно-деятельностного подхода к воспитанию детей и подростков.
3. Реализация комплекса мер по активизации духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания.
4. Развитие профилактической направленности в деятельности системы дополнительного образования детей.
Прогнозируемые результаты:
1. Преодоление тенденции роста численности детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами устройства детей (за исключением устройства к родственникам или в специализированные учреждения), на 9 %.
3. Сокращение численности детей, отчисляемых из образовательных учреждений, на 20 %.
4. Стопроцентный охват индивидуально-профилактической деятельностью детей, состоящих на учете в органах внутренних дел.
5. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучаемых с использованием современных педагогических и медицинских технологий.
3.5. Повышение эффективности управления образованием и научно-методического обеспечения образовательной деятельности
Направления развития:
1. Переход на управление образованием по результатам.
2. Повышение эффективности осуществления надзора и контроля в сфере образования.
3. Расширение форм общественного участия в управлении образованием.
4. Создание эффективной системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в сфере образования.
Прогнозируемые результаты:
1. Создание областного и муниципального банков данных, обеспечивающих объективную оценку результатов деятельности органов управления и учреждений образования.
2. Введение рейтинговой оценки и мер стимулирования продуктивной управленческой деятельности не менее, чем в 50 % образовательных учреждений.
3. Создание во всех образовательных учреждениях области эффективно действующих органов самоуправления, наделенных реальными полномочиями.
4. Увеличение доли педагогических работников общеобразовательных школ, использующих современные технологии, включая информационно-коммуникационные, до 20 %.
5. Создание условий для прохождения не менее, чем 200 педагогическим работникам повышения квалификации в дистанционной форме.
3.6. Активизация государственной молодежной политики
Направления развития:
1. Создание эффективной системы информирования молодежи о возможностях организации своей жизни в обществе, путях решения актуальных проблем.
2. Обеспечение активного участия молодежи в реализации молодежной политики.
3. Оказание социальной поддержки молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и молодым семьям.
4. Содействие развитию гражданственности, социальной зрелости молодежи.
5. Обеспечение взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в сфере молодежной политики, поддержка молодежных инициатив.
6. Укрепление организационной, материально-финансовой, кадровой базы региональной молодежной политики.
Прогнозируемые результаты:
1. Увеличение численности молодежи, участвующей в реализации проектов реестровых молодежных и детских общественных объединений, на 12 %.
2. Рост количества молодых людей, вовлеченных в деятельность студенческих отрядов, на 10 %.
3. Увеличение количества молодежи, участвующей в системе мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи, на 20 %.
4. Увеличение в два раза количества крупных и средних промышленных предприятий области, на которых действуют молодежные общественные объединения.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
- совершенствование нормативной правовой базы сферы образования и молодежной политики с целью обеспечения стабильного функционирования и развития образовательных учреждений области, реализации активной молодежной политики;
- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования и молодежной политики, оптимизацию его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов;
- расширение межведомственного взаимодействия в интересах образования и молодежной политики;
- более активное привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования и молодежной политики;
- конкурсный отбор инвестиционных проектов, претендующих на использование средств областного бюджета, на принципах экономической и социальной эффективности;
- системный мониторинг состояния областной системы образования и молодежной политики на основе совокупности объективных показателей.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление,и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- договоров о сотрудничестве в сфере образования и молодежной политики между Главным управлением образования Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Курганской области.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Информационные ресурсы. Создание региональных и муниципальных информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, инспекционного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов, качества результатов образовательного процесса и реализации государственной молодежной политики, отношения населения к преобразованиям в сфере образования и государственной молодежной политики.
Финансовые ресурсы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" составит 124,74 млн. рублей, в том числе в 2008 г. - 38,655 млн. рублей, в 2009 г. - 41,825 млн. рублей, в 2010 г. - 44,26 млн. рублей. Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на реализацию программы на соответствующий финансовый год. Расчётные объёмы финансирования приведены в приложении 2 к Программе.
Кадровое обеспечение. В процессе реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" намечается формирование необходимого состава специалистов органов управления образованием и молодежной политикой,сотрудников методических служб, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, способных осуществить эффективные проекты в сфере образования и государственной молодежной политики. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования и молодежной политики.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации
Общее управление целевой программой Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" осуществляет Главное управление образования Курганской области. В целях координации работ по реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" создаётся Дирекция программы. Дирекция целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах":
- разрабатывает мероприятия по реализации программы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию и источнику их финансирования;
- организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий программы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объёмов ресурсов по программе.
Ежегодно по итогам реализации программы Дирекцией формируется доклад, представляемый в установленном порядке Правительству Курганской области и Курганской областной Думе.
В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматриваются:
- осуществление постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем аспектам программы;
- регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях коллегии Главного управления образования Курганской области, областных совещаниях руководителей органов управления образованием и молодежной политикой, образовательных учреждений.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" складывается из социально-педагогических, социально-экономических и социально-психологических показателей, получаемых в результате реализации программных мероприятий.
К социально-педагогическим показателям относятся, прежде всего, степень создания условий для организации образовательного процесса и реализации государственной молодежной политики: организационно-педагогических, финансовых, материально-технических, учебно-методических, кадровых, а также уровень обеспечения социальных гарантий детей, молодежи и педагогических работников.
Социально-экономические показатели оценивают результативность образовательного процесса и реализации государственной молодежной политики в ее соотношении с потребностями социально-экономического развития области, кроме того, они по ряду позиций определяют экономический эффект проводимых преобразований в сфере образования и государственной молодежной политики.
Социально-психологические показатели отражают состояние процесса гуманизации системы образования. К ним можно отнести получаемые на основе социологических исследований данные о характере взаимоотношений участников образовательного процесса, отношение населения к преобразованиям в сфере образования и государственной молодежной политики.
Итогами реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" станут:
1. Обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию.
2. Достижение нового современного качества образования на основе совершенствования организации, содержания, технологии и ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
3. Создание условий, обеспечивающих социальную защиту и разностороннее развитие детей и молодежи, их успешное жизненное самоопределение.
4. Увеличение вклада молодежи в решение социально-экономических проблем Курганской области.
5. Повышение социального статуса и профессионализма работников сферы образования и молодежной политики.
6. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы, гибко реагирующей на образовательные запросы населения и потребности рынка труда.
7. Эффективное использование ресурсов системы образования.
Конкретные показатели эффективности целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" отражены в разделе 3 Программы "Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты".
8. Примечание
В тексте целевой программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" и приложениях к ней использованы следующие условные сокращения:
АТиСО - Курганский филиал Академии труда и социальных отношений;
Глав УО - Главное управление образования Курганской области;
ГУСЗН - Главное управление социальной защиты населения Курганской области;
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения";
ДСХ - Департамент сельского хозяйства Курганской области;
ИПКиПРО - государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области";
КГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет";
КПК - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курганский педагогический колледж";
КОЦДОД - государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Курганский областной центр дополнительного образования детей";
Облвоенкомат - Военный комиссариат Курганской области;
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
ОУ - образовательные учреждения;
ПНПО - приоритетный национальный проект "Образование";
СМИ - средства массовой информации;
УГПД - учреждения государственной поддержки детства;
УВПО - учреждения высшего профессионального образования;
УДОД - учреждения дополнительного образования детей;
УНПО - учреждения начального профессионального образования;
УСПО - учреждения среднего профессионального образования;
УФКСТ - Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;
ЦПМСС - государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения";
ШГПИ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт";
ЕГЭ - единый государственный экзамен.
Реализация мероприятий Программы исполнителями, не являющимися органами исполнительной власти Курганской области, осуществляется по согласованию с данными исполнителями.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.