Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Курганской области от 26 апреля 2010 г. N 130-р в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к распоряжению Правительства Курганской области
от 8 июля 2008 г. N 255-р
"О ведомственной целевой программе Управления государственной службы
занятости населения Курганской области
"Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы"
Ведомственная целевая программа
Управления государственной службы занятости населения
Курганской области
"Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы"
26 апреля 2010 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Управления государственной службы занятости населения
Курганской области "Содействие занятости населения
Курганской области на 2008-2010 годы"
Начальник Главного управления по труду и занятости населения Курганской области |
Л.Ф. Пономарев |
I. Введение
Ведомственная целевая программа Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) разработана на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в соответствии с переданными полномочиями Российской Федерации в области содействия занятости населения, в том числе по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Объектом регулирования и сферой действия Программы определен регистрируемый рынок труда Курганской области. Программа является базовым документом, определяющим основные направления и приоритетные задачи политики занятости не только в целом по региональному рынку труда, но и по отдельным его сегментам.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами.
1. Анализ причин возникновения проблемы.
Рынок труда Курганской области продолжает испытывать последствия экономического кризиса 90-х годов. Значительное сокращение рабочих мест в промышленности, предприятия которой были традиционно ориентированы на обеспечение деятельности военно-промышленного комплекса, и в сельском хозяйстве, занимающем в дореформенный период второе место по числу занятых работников, обусловило сокращение занятости населения области на крупных, средних и малых предприятиях с 431 тыс. человек в 1994 году до 279,7 тыс. человек в 2007 году. При этом удельный вес граждан, занятых на крупных, средних и малых предприятиях, снизился с 93 до 69%.
Доля граждан, занятых индивидуально-трудовой деятельностью, занятых по найму у отдельных лиц и в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для населения, наоборот, увеличилась за этот период с 1,9 до 30,9%. Удельный вес учащихся, обучающихся с отрывом от производства, в структуре трудовых ресурсов повысился с 6,7 до 8,8%
Отмена государственного заказа в период проведения экономических реформ, отсутствие собственной сырьевой базы и упадок развития сельского хозяйства обусловили спад производства, сокращение спроса на рабочую силу, возникновение проблемы безработицы среди населения Курганской области, а высокий процент сельского населения, сложившийся исторически, обеспечил наибольшую остроту проблем занятости сельского населения среди регионов Уральского федерального округа.
Снижение объемов производства в начале 90-х годов, низкий уровень заработной платы и задержки ее выплаты способствовали повышению объемов движения рабочей силы и росту напряженности рынка труда. В течение года в среднем работу менял каждый третий работник. При этом большая часть выбывших работников (60-70 тысяч) ежегодно пополняла рынок труда, а недостаток рабочих мест способствовал росту численности безработных. В 1996 году численность безработных на общем рынке труда, определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), выросла до максимальной в послереформенный период величины - 73 тыс. человек, численность официально зарегистрированных безработных достигла 30,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 5,7%.
Ситуация на рынке труда напрямую зависит от развития экономических, демографических, социальных, миграционных и образовательных процессов. Положительная динамика роста важнейших макроэкономических показателей Курганской области началась с 2000 года. Положительные изменения рынка труда отмечены с этого же периода. Уровень безработицы по методологии МОТ сократился с 13,3 до 7,9% в 2007 году, доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, в общей численности трудовых ресурсов снизилась с 22% до 20%, общая численность безработных уменьшилась с 73 тыс. человек до 35 тыс. человек.
Первоначально снижение численности безработных происходило за счет перераспределения работающих в частный сектор и сферу услуг, расширения самостоятельной занятости, миграционной и естественной убыли населения, увеличения числа обучающихся граждан с отрывом от производства.
Начиная с 2006 года появились положительные изменения в использовании трудовых ресурсов. Численность работников, работающих неполное рабочее время, снизилась почти в 4, 5 раза, число работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, уменьшилось в 5 раз. Число вакантных рабочих мест на крупных и средних предприятиях выросло на 40%. Повысилась трудовая мобильность населения. По сведениям администраций сельских поселений на начало 2007 года за пределами Курганской области работало 15,5 тыс. сельских жителей.
В то же время структурные преобразования экономики определили рост численности высвобождаемых работников с 2,5 тыс. человек в 2000 году до 5,2 тыс. в 2007 году. Развитие реального сектора экономики в 2007 году позволило повысить темпы стабилизации регионального рынка труда. Соотношение между числом создаваемых и ликвидируемых предприятий изменилось в пользу создания. Снизились показатели вынужденной неполной занятости. Число вакантных рабочих мест на крупных и средних предприятиях области увеличилось за год на 6%. По состоянию на начало 2008 года число вакантных рабочих составило 2601 единиц (данные государственной статистики). Дальнейшее развитие получило малое предпринимательство. Численность работников, занятых на предприятиях малого бизнеса, за год увеличилась на 0,7 тыс. человек. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике области выросла до 11,3%. На 10,4% увеличилось число индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 01.11.2007 г. в Курганской области было зарегистрировано 19244 граждан, занятых индивидуально-трудовой деятельностью.
Вместе с тем уровень экономической активности и занятости населения в Курганской области гораздо ниже, чем в Российской Федерации и регионах Уральского федерального округа, уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, превышает средний показатель по Уральскому федеральному округу в 1,6 раза (приложение 1 к Программе). Удельный вес граждан, занятых производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления, без наличия другого доходного занятия, в общей численности занятых граждан выше среднего показателя по Российской Федерации более чем в два раза.
2. Содержание проблемы.
Несмотря на положительные тенденции развития экономики, факторы, оказывающие негативное влияние на сферу занятости населения, продолжают сохраняться. Среди них:
- ограниченность и непривлекательность рабочих мест в сельской местности;
- недостаточное развитие транспортной и социальной инфраструктуры села, препятствующее занятости сельских жителей на предприятиях крупных городов, имеющих потребность в рабочей силе, и переезду квалифицированных специалистов в сельскую местность;
- более низкий уровень среднеобластной заработной платы в сравнении с соседними регионами, способствующий оттоку квалифицированных специалистов за пределы Курганской области;
- высокая степень износа основных фондов, снижающая качество рабочих мест по условиям труда;
- сохраняющаяся тенденция сокращения численности населения Курганской области, способствующая уменьшению предложения рабочей силы на рынке труда;
- низкий уровень конкуренции предприятий отдельных видов деятельности, снижающий возможности работодателей по организации временной занятости населения;
- высокий (22,9% против 11,3% в среднем по России) процент занятости населения производством продукции сельского хозяйства для собственного потребления без наличия другого доходного занятия.
Влияние указанных негативных факторов определило рост значимости следующих характеристик регионального (общего) рынка труда:
- высокая дифференциация локальных рынков труда по уровню напряженности, нарастание проблемы сельской занятости, недостаточное количество или полное отсутствие рабочих мест в сельских населенных пунктах, имеющих низкий уровень занятости трудоспособного населения. Если в г. Кургане уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2006 году составлял 5,6%, то в Белозерском районе - 22,3%, Альменевском районе - 21,5%, Шумихинском районе - 18,9%. Такое же несоответствие наблюдается по числу вакантных рабочих мест на предприятиях различных видов деятельности. По данным государственной статистики, число вакантных рабочих мест на крупных и средних предприятиях Курганской области на начало 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилось на 6%, в том числе на транспорте и связи, оптовой и розничной торговле - в 2 раза. Однако в сельскохозяйственном производстве, где проблема занятости наиболее напряженна, число вакансий снизилось почти на 20%, со 111 до 89 единиц;
- активизация процессов увольнения работников, вызванных структурными изменениями в экономике. За 2007 год с предприятий Курганской области по причине высвобождения выбыло 5202 человек, что на 2,3% больше соответствующего периода прошлого года. Более половины (53%) высвобождений приходится на обрабатывающие производства, 14% - на транспорт и связь, 7% - на образование, 5% - на сельское и лесное хозяйство. В первом квартале 2008 года предприятия сельского и лесного хозяйства планируют высвободить 416 человек, что соответствует 65% работников, намеченных к высвобождению крупными и средними предприятиями;
- недостаточные темпы создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности. По данным государственной статистики за 2007 год, в целом по Курганской области было введено 4036 дополнительных рабочих мест, что на 32% ниже результата соответствующего периода прошлого года. В сельскохозяйственном производстве число вновь введенных рабочих мест за 2007 год составило 402 единиц. При этом среднесписочная численность работников, занятых сельскохозяйственным производством, снизилась по сравнению с прошлым годом с 21,2 до 19,1 тыс. человек, или на 10%;
- значительная дифференциация уровня оплаты труда по различным видам деятельности и муниципальным образованиям. Размер средней заработной платы по предприятиям обрабатывающих производств за январь - декабрь 2007 года составил 10 тыс. руб., в сельском хозяйстве - 4,2 тыс. руб. Максимальный размер заработной платы (финансовая деятельность) превышает минимальный (сельское и лесное хозяйство) почти в 5 раз. В разрезе муниципальных образований различия по средней оплате труда менее значимы - в два раза (11,4 тыс. руб. в Кургане, 4,6 тыс. руб. в Целинном районе), но создают ощутимые препятствия в комплектовании вакансий с использованием территориального перераспределения рабочей силы;
- слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке. Массовые высвобождения работников нередко сопровождаются одновременным набором новых кадров по другим профессиям;
Предприятием ОАО "Курганмашзавод" в 2007 году проведено высвобождение работников в количестве 428 человек, из них 132 человек официально признаны безработными. Между тем, на начало 2008 года неудовлетворенная потребность кадров на этом предприятии составляла 99 человек. То же самое с заводом ОАО "Русич". Высвобождено 315 человек, из них 81 человек признан безработным. Заявлено вакантных мест - 64 единиц;
- высокий процент безработных, потерявших уровень квалификации в связи с длительным (более года) периодом незанятости. В 2007 году среди безработных общего рынка труда было 40,6% безработных, ищущих работу 12 месяцев и более. В Свердловской области удельный вес таких безработных составлял 27,6%, в среднем по Уральскому федеральному округу - 34,4%, по России - 40,6% (приложение 1 к Программе).
3. Тенденции развития регистрируемого рынка труда,
ключевые проблемы, требующие решения программными методами.
Развитие регистрируемого рынка труда, также как и общего, можно подразделить на два периода. С 2000 по 2006 годы объем обращений незанятых граждан в государственные учреждения центры занятости населения повысился в 1,5 раза. Численность безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения, выросла более чем в два раза (с 6776 до 14391 человек). Уровень регистрируемой безработицы повысился с 1,29 до 2,94%, число претендентов на одну вакансию увеличилось с 1,5 до 4,9 человек.
В 2007 году ситуация на рынке труда Курганской области стабилизировалась. Потребность населения в помощи по трудоустройству снизилась по отношению к результату 2006 года почти на 6%. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась на 1,7 тыс. человек и составила 12730 человек. Уровень безработицы в среднем за год уменьшился с 2,68 до 2,56%, среднее число ищущих работу граждан, претендующих на одну вакансию, снизилось с 4,4 до 2,5 человек. Положительные результаты получены также по таким показателям, как средняя продолжительность безработицы и доля безработных, состоящих на учете более одного года.
По состоянию на 01.01.2008 г. , в соответствии с данными Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), уровень регистрируемой безработицы в Курганской области составил 2,8%. Это значительно выше среднего показателя по Уральскому федеральному округу - 1,5%, по Свердловской и Тюменской областям - 1,3%, по Челябинской области - 1,5%. В среднем по Российской Федерации уровень безработицы составил 2,1%.
Регистрируемый рынок труда Курганской области характеризуется следующими признаками:
- неравномерность распределения вакантных мест по территории области. Почти 90% вакансий на начало 2008 года принадлежало предприятиям городов Кургана и Шадринска, в то время как 78% безработных, зарегистрированных в службе занятости на эту же дату, проживали за пределами городов областного значения. В городах Кургане и Шадринске по состоянию на 01.01.2008 г. на одну вакансию в среднем претендовало от 1 до 2-х человек, в Далматовском районе - 42 человека, Куртамышском районе - 56 человек, Притобольном районе - 122 человека, Звериноголовском районе - 193 человека. Альменевский и Сафакулевский районы на эту же дату заявленных вакансий не имели вообще;
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку. Потребность в специалистах высшего и среднего уровня квалификации на начало 2008 года составляла 690 единиц, а число безработных, претендующих на эти вакансии, достигло 2720 человек. Таким образом, предложение специалистов высшей и средней квалификации превысило спрос в 4 раза.
Востребованность квалифицированных рабочих зависит от вида деятельности работников. На 56 вакансий квалифицированных рабочих сельскохозяйственного производства в начале 2008 года претендовало 634 безработных соответствующей квалификации (спрос ниже предложения в 11 раз).
С другой стороны, в составе безработных зарегистрировано 302 рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, хотя потребность (спрос) в рабочих такого вида деятельности в целом по области превышает предложение почти в два раза (537 ед.);
- неравномерность оплаты труда по муниципальным районам (городским округам), а также видам экономической деятельности. Размер средней заработной платы по области за ноябрь 2007 года составил 8677 руб., при этом 61% вакансий, заявленных работодателями в службу занятости за 2007 год, предлагали оплату труда ниже прожиточного минимума. Более низкое качество заявленных вакансий имеют Альменевский, Лебяжьевский, Сафакулевский и Звериноголовский районы, где доля вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума составляет от 96 до 98%. Такие же отличия существуют по предприятиям отдельных видов деятельности. Слесарю-сантехнику строительной организации предлагается оплата труда от 10 до 15 тыс. руб., в то время, как обрабатывающие производства оценивают этот вид деятельности в 7 тыс. руб., а сельскохозяйственное производство 3-5 тыс. руб. Вакансии с низким уровнем оплаты труда имеют меньшую вероятность укомплектования;
- потеря трудовых навыков и профессиональной квалификации безработными гражданами с длительным периодом безработицы. В структуре безработных граждан ежегодно увеличивается число лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе. В 2000 году доля безработных этой категории населения в общей численности официально зарегистрированных безработных составляла 22,3%, в 2007 году - уже 43,9%. Большая часть (76%) граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность, проживает в сельской местности. Единовременное обследование состава безработных, относящихся к категории длительно незанятых граждан, позволило заключить, что каждый третий из них не работает уже более пяти лет, каждый второй - более 10 лет;
- высокий процент сезонной занятости населения. Объем поступления вакансий колеблется в зависимости от времени года: минимальное количество - в зимний период (от 3 до 3,2 тыс. вакансий в месяц), максимальный - в мае, июне, июле - от 6,3 до 8,6 тыс. единиц. Соответственно этому результативность трудоустройства ищущих работу граждан возрастает в весенне-летний период и снижается к концу года. В 2007 году доля временного трудоустройства в общем количестве трудоустроенных граждан, без учета учащихся, в целом по области составила 43,1%, в сельских муниципальных образованиях - от 60 до 82%;
- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу на рынке труда. За 2007 год в качестве ищущих работу были зарегистрированы 1477 выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. В профессиональном разрезе более всего не обеспечены спросом выпускники специальностей правоведения, экономики, бухгалтерского учета, финансисты и менеджеры среднего образования;
- потеря трудового потенциала за счет "старения" кадрового состава и оттока квалифицированных специалистов за пределы Курганской области. По вопросу трудоустройства с использованием вахтового метода за 2007 год в государственные учреждения службы занятости населения обратилось 3434 жителя области, трудоустроено - 680 чел., или каждый пятый. Число граждан, работающих за пределами области, ежегодно увеличивается. По сведениям администраций сельских поселений, на начало 2005 года за пределами области работало 10,6 тыс. сельских жителей, 2006 года - 12,9 тыс. человек, 2007 года - 15,5 тыс. человек.
Можно заключить, что причина негативного развития ситуации, прежде всего, кроется в росте несоответствия между спросом и предложением рабочей силы.
4. Ключевые проблемы регистрируемого рынка труда.
Положительная динамика показателей регистрируемого рынка труда может быть достигнута за счет решения следующих ключевых проблем регистрируемого рынка труда:
1) структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, низкое качество рабочей силы, относящейся к категории ищущих работу, дефицит квалифицированных рабочих кадров. Сложность комплектования предприятий Курганской области квалифицированными рабочими кадрами из-за снижения качества рабочей силы, ухудшения качественных характеристик вакантных рабочих мест, наличия транспортных проблем и отсутствия рынка жилья. Профессиональный уровень безработных продолжает стабильно снижаться: доля безработных, имеющих высшее образование, с 2001 по 2007 год уменьшилась с 11,2% до 6,8%, среднее профессиональное образование - с 27,2% до 20,2%. С другой стороны, растет доля безработных, не получивших профессионального образования. Удельный вес безработных, имеющих среднее общее образование, за этот период увеличился с 26,3% до 31,1%, не имеющих среднего (полного) образования - с 15,8% до 22,5%. Доля безработных, имеющих начальное профессиональное образование, сохранилась на уровне 19,3%;
2) рост обращений в государственные учреждения службы занятости населения проблемных в части трудоустройства групп населения: инвалидов, лиц предпенсионного возраста, жителей сельской местности. За 2007 год в службу занятости обратилось 7,3 тыс. граждан в возрасте за пять лет до пенсии, в том числе 3,1 тыс. чел. - за два года. Общий прирост обращений лиц предпенсионного возраста к 2006 году составил 22%, в том числе за два года до пенсии - 18%. По состоянию на начало 2008 года в составе безработных было 1416 человек в возрасте за два года до пенсии.
Еще более сложная ситуация с занятостью инвалидов. В 2001 году за помощью в трудоустройстве в государственные учреждения службы занятости населения обратилось 586 инвалидов, или 2% к общему числу ищущих работу граждан, в 2007 году - уже 3529 человек, или 9% зарегистрированных. Удельный вес инвалидов в составе официально зарегистрированных безработных вырос за этот период с 3,0 до 12,8%.
Не решены проблемы занятости населения, проживающего в сельской местности. Курганская область имеет наиболее высокий процент сельского населения в Уральском федеральном округе (43,4%), поэтому большую часть официально зарегистрированных безработных (64,1%) составляют граждане, проживающие в сельской местности. С 2001 по 2007 год их удельный вес в составе официально зарегистрированных безработных увеличился с 41,5 до 64,1%. При этом около 90% вакансий поступает от городских предприятий. Специального профессионального образования не имеют 60,7% сельских безработных. В составе сельских безработных 15,6% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 10% - граждане в возрасте за два года до пенсии, 8% - имеют трудовые ограничения в связи с инвалидностью, 27% - воспитывают несовершеннолетних детей и детей инвалидов.
Среди сельских безработных 9% оказались на рынке труда по причине высвобождения кадров, 52% - стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе, 6,4% - ищут работу впервые, в том числе 94 человек - выпускники учреждений профессионального образования.
III. Прогноз ситуации в сфере занятости
на рынке труда Курганской области
Основные задачи социально-экономического развития Курганской области в прогнозируемом периоде - повышение благосостояния населения и уменьшение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности области.
Увеличение объемов производства, реализация приоритетных национальных, инвестиционных и инновационных проектов приведет к увеличению рабочих мест. За счет развития малого предпринимательства число рабочих мест будет увеличиваться примерно на 2000 ед. ежегодно. В 2008 году планируется создание 1156 рабочих мест, в том числе: в промышленности - 380 ед., на транспорте - 136 ед., в сельском хозяйстве - 433 ед., в производстве пищевых продуктов - 207 ед. Новые рабочие места предполагают внедрение нового оборудования и современных технологий. Возникнет необходимость обеспечения этих мест квалифицированными трудовыми ресурсами. Создание новых рабочих мест и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте будет способствовать снижению численности безработных на общем рынке труда. С другой стороны, структурная перестройка экономики, повышение производительности труда, ликвидация рабочих мест, оснащенных морально изношенным оборудованием, снижение объемов неэффективной занятости и скрытой безработицы будут способствовать дальнейшему сокращению рабочих мест, снижению занятости населения и пополнению рынка труда неквалифицированными и неконкурентоспособными работниками. За период времени с 2007 по 2010 годы численность занятых в экономике может уменьшиться на 1,6 тыс. человек, или 0,4%, а численность безработных на общем рынке труда сохранится на уровне 2007 года - 35 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ составит 7,9%. При этом увеличение спроса на рабочую силу будет гораздо ниже ее реального предложения, что обеспечит превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Низкое качество рабочих мест окажет негативное влияние на функционирование рынка труда. Напряженность рынка труда (число претендентов на одну заявленную вакансию) в среднем по области составит 2-3 человека. Уровень напряженности будет зависеть от несоответствия между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному, территориальному признакам и уровню оплаты труда. Отсутствие достаточного количества рабочих мест в сельской местности будет способствовать дальнейшему развитию межрегиональной трудовой мобильности. В свою очередь, отток квалифицированных специалистов за пределы Курганской области и снижение объемов подготовки специалистов приведет к повышению конкуренции работодателей за квалифицированную рабочую силу. Спрос на квалифицированных специалистов многократно возрастет. Максимальные трудности комплектования будут испытывать предприятия следующих видов деятельности: "металлургия, машиностроение и металлообработка", "энергетика и электротехника", "сфера обслуживания", "строительство и архитектура".
В сельской местности в прогнозируемый период, как и в предыдущие годы, будет преобладать сезонный характер занятости населения. Сохранится недостаток рабочих мест в зимний период. Численность официально зарегистрированных безработных в зимний период будет увеличиваться, уровень безработицы повышаться, но организация временной занятости в весенне-летний период позволит снизить численность безработных, зарегистрированных в службе занятости (в среднемесячном исчислении), с 12,6 до 10,8 тыс. человек. При этом дальнейший рост удельного веса граждан, не пользующихся спросом на рынке труда (приложение 2 к Программе), приведет к необходимости интенсивного развития специальных программ по обеспечению их временной занятости. Уровень регистрируемой безработицы за период действия программы снизится с 2,8 до 2,45% (приложение 3 к Программе).
Необходимость комплексного программно-целевого метода решения проблем, связанных с вопросами занятости населения, обусловлена сложностью регулирования трудовых процессов и потребностью в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества государственной власти, общественных организаций и бизнеса.
IV. Цели и задачи Программы
Цели Программы состоят в создании условий для повышения эффективной занятости населения Курганской области, содействии занятости населения, сдерживании роста безработицы, снижении напряженности рынка труда, обеспечении защиты граждан от безработицы.
Задачи Программы состоят в обеспечении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, развитии кадрового потенциала, социальной адаптации безработных на рынке труда, осуществлении мероприятий по стимулированию экономической активности незанятых граждан, в том числе испытывающих трудности в поиске работы, социальной поддержке безработных граждан, содействии самостоятельной занятости безработных граждан, во взаимодействии с работодателями по сбору информации о вакантных местах, повышении территориальной мобильности рабочей силы, оптимизации привлечения иностранной рабочей силы, социальной поддержке безработных.
V. Перечень и описание программных мероприятий
Рынок труда Курганской области в настоящий период времени характеризуется двумя прямо противоположными признаками: избытком рабочей силы и трудностью комплектования заявок работодателей, - поэтому политику регулирования рынка труда предлагается проводить также по двум приоритетным направлениям деятельности.
С одной стороны - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
С другой - интегрирование в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью (инвалиды, граждане предпенсионного возраста, граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва), и сельских жителей.
Решение первой из названных проблем планируется осуществить за счет мероприятий, способствующих сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. Однако обеспечение работодателей востребованной рабочей силой будет во многом зависеть от повышения качества рабочих мест, в том числе от увеличения предлагаемой оплаты труда, улучшения его условий и охраны.
Приоритетом политики занятости населения в 2008-2010 годах должно стать дальнейшее развитие профессиональной ориентации учащейся молодежи и безработных граждан, а также информирование населения о ситуации на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, территориальное перераспределение рабочей силы, организация профессиональной подготовки безработных по профессиям, востребованным рынком труда, совершенствование работы по привлечению иностранной рабочей силы.
Эффективность решения второй проблемы будет зависеть от развития специальных программ временной занятости населения, предусматривающих оказание материальной поддержки гражданам, участвующим в общественных работах и специальных программах временной занятости населения. При этом результативность работы по организации временной занятости населения будет зависеть от дальнейшего развития социального партнерства на рынке труда и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы.
Не менее важными условиями решения проблемы занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, и сельских жителей остаются: реализация программ социальной адаптации граждан на рынке труда, оказание психологической поддержки, профессиональная ориентация, переобучение профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, содействие самостоятельной занятости, трудоустройство вахтовым методом, переезд безработных граждан в другую местность.
Обеспечение приоритетности активных форм занятости населения перед пассивной политикой выплаты пособий по безработице является главным принципом предложенной Программы.
Перечень всех запланированных мероприятий по обеспечению занятости населения приведен в приложении 4 к Программе.
VI. Ожидаемые результаты реализации
Программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- снизить среднегодовую численность зарегистрированных безработных до 10,8 тыс. человек, или 2,4% к экономически активному населению;
- снизить уровень безработицы на общем рынке труда (по МОТ) до 7,9%;
- уменьшить напряженность рынка труда (число претендентов на одну вакансию) до 2 человек;
- повысить уровень трудоустройства населения до 50%;
- обеспечить снижение средней продолжительности безработицы до 3,8 месяцев;
- повысить охват ищущих работу граждан общественными работами до 11,8%;
- обеспечить трудоустройство граждан за пределами места проживания для 0,7 тыс. человек ежегодно;
- повысить уровень трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по отношению к данной возрастной категории до 32,1%;
- повысить удельный вес граждан, направленных на переобучение по направлению службы занятости, до 16,3%;
- обеспечить процент трудоустройства граждан, завершивших обучение по направлению службы занятости, до 90%;
- увеличить долю безработных, охваченных программами социальной адаптации на рынке труда, до 28,2%;
- повысить качество предоставления государственных услуг за счет внедрения 9 административных регламентов государственных услуг.
Значения целевых индикаторов за 2006 и 2007 годы, а также по годам действия Программы представлены в приложении 5 к Программе.
Меры, предлагаемые настоящей Программой, позволят снизить напряженность регистрируемого рынка труда и обеспечить реализацию права граждан на защиту от безработицы.
VII. Сроки реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные настоящей Программой, реализуются в период с 2008 по 2010 годы согласно Плану мероприятий по реализации ведомственной целевой программы Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы" в соответствии с приложением 4 к Программе.
Основные показатели по численности участников мероприятий Программы по годам действия Программы указаны в приложении 6 к Программе.
VIII. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается ежеквартально по итогам обработки статистической государственной и ведомственной отчетности:
форма N 1-Т (трудоустройство) срочная, утвержденная постановлением Росстата от 22 01.2007 г. N 10;
форма N 2-Т (трудоустройство) квартальная, утвержденная постановлением Росстата от 09.03.2007 г. N 23);
формы ведомственной статистической отчетности, утвержденные письмом Федеральной службы по труду и занятости от 08.11.07 г. N 4906-ТЗ.
IX. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источниками финансирования Программы являются средства, предусмотренные в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе Курганской области, на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Объемы ассигнований на реализацию делегированных полномочий субъектам Российской Федерации определены Федеральной службой по труду и занятости. Для Курганской области определены субвенции в объеме 1750,6 млн. рублей.
Учитывая высокую стоимость мероприятий по осуществлению материальной поддержки безработных, большая часть субвенций из федерального бюджета в период действия Программы будет израсходована на их социальную поддержку - 70,3%. На реализацию мероприятий по трудоустройству населения будет израсходовано 8,5% объема субвенций, на профессиональное обучение безработных граждан и профессиональную ориентацию - 5%.
В структуре расходов на мероприятия по содействию занятости населения 13,9% средств предусматривается на мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, 17,1% - на организацию общественных работ, 6% - на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Расходы за счет субвенций из федерального бюджета на одного участника мероприятий Программы в среднем за период действия Программы составят:
- по организации общественных работ и по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 977,5 рублей, период участия в Программе - 1 месяц;
- по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 1955 рублей, период участия в Программе - 2 месяца.
Затраты на одного безработного по получению пособия по безработице за период действия Программы увеличатся с 1124,2 рублей в 2008 году до 2514 рублей в 2010 году. Затраты на одного получателя досрочной пенсии за этот же период вырастут с 2506 рублей до 6182,8 рублей.
Общая потребность ресурсного обеспечения Программы на 2008-2010 годы составит 1750,6 млн. рублей, в том числе: в 2008 году - 325,0 млн. рублей, в 2009 году -686,4 млн. рублей, в 2010 году - 739,2 млн. рублей.
X. Механизм реализации Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться в соответствии с законодательством о занятости населения и административными регламентами по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения непосредственно государственными учреждениями центрами занятости населения и Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области. С целью реализации программных мероприятий каждому государственному учреждению центру занятости населения будут установлены контрольные задания по каждому направлению деятельности и объемы финансирования по годам на период действия Программы.
XI. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией мероприятий и выполнением контрольных показателей Программы осуществляет Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.
Структурные подразделения Главного управления по труду и занятости населения Курганской области (далее - Управление), курирующие реализацию программных мероприятий (отдел трудоустройства и специальных программ, отдел профессионального обучения и профориентации, отдел контрольно-правовой и кадровой работы), ежеквартально предоставляют информацию о реализации мероприятий Программы в отдел по разработке программ занятости и информационно-аналитической работы Управления.
Финансово-бухгалтерский отдел Управления осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых для реализации мероприятий в рамках настоящей Программы.
Отдел по разработке программ занятости и информационно - аналитической работы Управления обобщает информацию, полученную от структурных подразделений Управления, и представляет сводный отчет о реализации мероприятий Программы в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области (в печатном виде и на электронном носителе) ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года.
Информация об итогах выполнения Программы включается также в ежегодные доклады Главного управления по труду и занятости населения Курганской области, представляемые в Финансовое управление Курганской области.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.