Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общее описание
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курганской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В целях привлечения в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Курганской области квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Курганской области получить конкурентный уровень заработной платы.
Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.
Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения.
"Дорожная карта" предусматривает разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программы развития здравоохранения Курганской области, направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.
Площадь Курганской области составляет 71 486,7 тысячи квадратных километров. Областной центр - город Курган с населением 327 898 человек. В Курганской области проживает 896 264 человека. Плотность населения - 12,5 человека на один квадратный километр.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 196 773 тысячи человек, в трудоспособном возрасте - 516 751 человек, старше трудоспособного возраста - 227 164 человека. Рождаемость в 2012 году составляла 13,6 на 1000 населения, смертность - 15,6 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (48,8 процента в общем числе умерших), новообразования (14,9 процента) и внешние причины (11,6 процента).
Всего к началу 2013 года в Курганской области функционировало 69 лечебно-профилактических учреждений, включая 1 учреждение, находящееся в муниципальной собственности, и 68 учреждений областной подчиненности.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 8459 коек (с учетом коек учреждения федерального подчинения). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 3,5 процента (2007 год - 8767 коек), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 1778 коек, из них в поликлиниках - 756 (42,5 процента).
Модель организации медицинской помощи в Курганской области представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней.
Кроме того, на территории Курганской области функционирует учреждение здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
/--------------------------------------------\ /---------------------\
| Областной уровень | | Федеральный уровень |
|--------------------------------------------| |---------------------|
|Плановая |Плановая |Консультатив- | |Высокотехно-|ОМС* |
|высокотехноло- |специализиро-|но-диагности- |--|логичная | |
|гичная |ванная |ческая помощь | |медицинская | |
|медицинская |медицинская | | |помощь | |
|помощь |помощь | | | | |
\--------------------------------------------/ \---------------------/
| | \--------------------------\
| |
| /--------------------------------------------------------------\ |
| | Межтерриториальный уровень | |
| | (2011 г. - 9 МРЦ*, 2013 г. - 20 МРЦ*) | |
| |--------------------------------------------------------------| |
| |ГБ* |Специализированные отделения | |
| |БСМП* |кардиология | |
| |Родильный дом ДГБ* |неврология | |
| |Консультативно-диагнос-|травматология | |
| |тические центры |офтальмология | |
| | |онкология | |
| | |другие виды специализированной помощи | |
| | |(включая скоропомощную) | |
| \--------------------------------------------------------------/ |
| |
| | | /-----------/
/---------------------------------------\ /---------------------------\
| Муниципальный уровень | |Восстановительная медицина |
|---------------------------------------| |---------------------------|
|ГБ* |ЦРБ* |УБ* | |ЦВМиР* |Санаторно- |
|Поликлиники | |ВА* | |Реабилитацион-|курортные |
|СМП* | |ФП* и ФАП* | |ные отделения |учреждения |
| | |Поликлинические |-| | |
| | |отделения | | | |
| | |СМП* | | | |
| | |Отделения | | | |
| | |сестринского ухода| | | |
\---------------------------------------/ \---------------------------/
* - ОМС - обязательное медицинское страхование;
МРЦ - межтерриториальный районный центр;
ГБ - городская больница;
БСМП - больница скорой медицинской помощи;
ДГБ - детская городская больница;
СМП - скорая медицинская помощь;
ЦРБ - центральная районная больница;
УБ - участковая больница;
ВА - врачебная амбулатория;
ФП - фельдшерский пункт;
ФАП - фельдшерско-акушерский пункт;
ЦВМиР - центр восстановительной медицины и реабилитации.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Курганской области включают следующие мероприятия:
создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;
формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
создание системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы;
создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения Курганской области, помимо структурных изменений в первичном звене целесообразно совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет направлено на сохранение фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, развитие офисов общей врачебной практики, расширение выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Курганской области включают следующие мероприятия:
на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;
обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;
обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:
совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе деятельности Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной перинатальный центр", развития сети межмуниципальных перинатальных центров и маршрутизации беременных;
развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи;
развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети государственных учреждений здравоохранения Курганской области с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения.
Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Курганской области с использованием системы Глонасс и автоматизированной системы управления приема и обработки вызовов.
Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - ТПГГ), утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 660, установлены основные приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению на 2013 - 2015 годы: оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров и паллиативной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
Стоимость ТПГГ на 2013 год составляет 7 865 046,3 тысячи рублей, в том числе программы обязательного медицинского страхования (далее - Программа ОМС) - 6 271 187,3 тысячи рублей, программы, финансируемой за счет областного бюджета, -1 593 859,0 тысячи рублей.
Программа ОМС на 2013 год:
стоимость 1 вызова скорой медицинской помощи - 1 129,98 рубля, норматив - 0,318 вызова на 1 жителя;
стоимость 1 посещения - 298,66 рубля, норматив - 7,875 посещения на 1 застрахованное лицо;
стоимость 1 посещения по неотложной помощи - 306,83 рубля, норматив - 0,357 посещения на 1 застрахованное лицо;
стоимость 1 койко-дня - 1 815,74 рубля, норматив - 1,908 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
стоимость 1 пациенто-дня - 663,96 рубля, норматив - 0,516 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо.
Программа, финансируемая за счет областного бюджета, на 2013 год:
стоимость 1 посещения - 283,62 рубля, норматив - 1,003 посещения на 1 жителя;
стоимость 1 койко-дня - 1 252,93 рубля, норматив - 0,771 койко-дня на 1 жителя;
стоимость 1 пациенто-дня - 551,26 рубля, норматив - 0,096 пациенто-дня на 1 жителя.
При расчете территориальных нормативов объема медицинской помощи в расчете на одного жителя по условиям ее оказания учтены особенности половозрастного состава населения Курганской области, уровень и структура заболеваемости населения Курганской области, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности Курганской области и транспортная доступность медицинских организаций.
На территории Курганской области в сфере обязательного медицинского страхования действует единая система оплаты медицинской помощи, призванная обеспечить реализацию установленных Программой ОМС гарантий на получение бесплатной медицинской помощи.
При реализации Программы ОМС применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения в условиях круглосуточного стационара по стоимости клинико-статистических групп, дифференцированных в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
за единицу объема медицинской помощи (койко-день);
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования и/или за законченный случай обращения (посещение, совокупность посещений) в амбулаторных условиях по тарифам обязательного медицинского страхования, разработанным и дифференцированным в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
за единицу объема медицинской помощи (посещение);
за условную единицу трудозатрат - при оплате стоматологической помощи в амбулаторных условиях;
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:
за законченный случай лечения по тарифам обязательного медицинского страхования, разработанным и дифференцированным в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
за случай проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа, оперативного лечения катаракты методом факоэмульсификации, проведения химиотерапии;
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, за исключением санитарно-авиационной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), по тарифам, установленным на основе подушевого финансирования;
по тарифу за вызов - за медицинскую помощь гражданам, застрахованным в сфере обязательного медицинского страхования вне территории Курганской области.
Оплата медицинской помощи производится на основании счетов, реестров счетов медицинской помощи, оказанной государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Курганской области, в пределах объемов медицинской помощи и финансовых средств, предусмотренных заданиями по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на отчетный период нарастающим итогом с начала года.
В рамках ТПГГ предусмотрено увеличение объема медицинской помощи в расчете на одного жителя и стоимости единицы объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания для:
медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала);
медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме;
медицинской помощи в условиях дневных стационаров;
паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.
Оптимизация объема медицинской помощи в стационарных условиях с одновременным увеличением стоимости единицы объема планируется осуществлять за счет более эффективного использования коечного фонда (оптимизация структуры коечного фонда, интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, что обеспечит максимальную доступность и качество специализированной медицинской помощи населению, в том числе в отдаленных населенных пунктах).
Структурные преобразования системы здравоохранения Курганской области планируются с учетом достигнутого ресурсного и кадрового состояния системы здравоохранения исходя из особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Курганской области, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей, плотности населения и транспортной доступности учреждений здравоохранения на территории Курганской области.
В результате оптимизации оказания медицинской помощи в стационарных условиях: запланировано снижение общего числа коек на 6,0 в расчете на 10 000 человек населения, увеличение числа коек по профилям "медицинская реабилитация" (на 2,1 койки в расчете на 10 000 человек населения) и "паллиативная медицинская помощь" (на 0,33 койки в расчете на 10 000 человек населения), сокращение средней длительности пребывания больного на койке на 13 процентов и интенсификация средней занятости койки в году по профилям коек: "патология беременности", "для беременных и рожениц", "педиатрические", "хирургические для детей", "нейрохирургические для детей", "офтальмологические для детей", "урологические для детей", "стоматологические для детей", "отоларингологические для детей", "дерматовенерологические для детей".
Проводимые структурные преобразования системы оказания медицинской помощи не приведут к снижению доступности и качества оказания медицинской помощи в Курганской области.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Курганской области, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.