Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы
1. Муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2016 год" разработана в соответствии Федеральными законами: от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Курганской области от 10 ноября 2008 г. N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области" и Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
2. Программа является механизмом проведения на территории города Кургана единой политики в сфере физической культуры и спорта, включает комплекс мероприятий, направленных на исполнение полномочий по обеспечению условий для развития в городе массовой физической культуры и спорта.
3. Разработчики Программы руководствуются тем, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются важнейшим компонентом здорового образа жизни. Программа базируется на идее позитивного влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности человека в отношении здоровья, физического развития, общей работоспособности. Не менее значимым является использование положительных эффектов физкультурно-спортивной деятельности в отношении динамики и направленности развития различных сфер личности.
4. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена как значительная. Концепцией также определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, и Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
5. В среднесрочной перспективе движение к заданным ориентирам в городе Кургане планируется осуществить в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2016 год". Программа направлена на обеспечение поступательного, динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане как условия укрепления здоровья населения, развития личности и социализации населения города Кургана, а также фактора, определяющего уровень социально-экономического благополучия населения города Кургана.
6. В период с 2012 по 2015 годы в городе Кургане действовали программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта - муниципальная целевая Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2012-2015 годы" и муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2015-2017 годы".
На протяжении всего периода действия указанных программ целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления физической культурой и спортом. Это, прежде всего, связано с формированием нормативного правового обеспечения сферы физической культуры и спорта в городе Кургане. Проведена работа по приведению законодательства в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В течение трех лет была создана необходимая нормативная правовая база для реализации в городе Кургане полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта. Внесены изменения и дополнения в решение Курганской городской Думы от 28.01.2009 г. N 23 "Об утверждении Положения об обеспечении условий для развития на территории города Кургана физической культуры и массового спорта". Подготовлен и утвержден Порядок предоставления из бюджета города Кургана субсидий юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере развития физической культуры и спорта" (постановление Администрации города Кургана от 06.02.2014 г. N 869). Подготовлен и утвержден Порядок распределения видов спорта по группам и правила зачисления обучающихся спортсменов на этапы многолетней спортивной подготовки муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей (постановление Администрации города Кургана от 27.09.2013 г. N 7213). Ежегодно приказом Департамента социальной политики утверждается календарный план официальных физкультурно-спортивных мероприятий города Кургана и перечень спортивно-массовых мероприятий города Кургана.
7. Наряду с положительными результатами совершенствования механизмов управления системой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ города Кургана, сохраняется ряд проблем:
1) имеющаяся в городе Кургане структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям города Кургана;
2) не использованы в полной мере резервы в установлении эффективного взаимодействия структур Администрации города, учреждений, предприятий и организаций при решении задач функционирования сферы физической культуры и спорта.
8. В ходе реализации муниципальной целевой программы города Кургана в сфере физической культуры и спорта на протяжении двух лет с 2013 года по 2015 год имело место поступательное увеличение общего количества финансовых средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта в городе Кургане. Положительная динамика обеспечивалась за счет увеличения ассигнований из бюджета города Кургана.
9. В рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" сдано в эксплуатацию футбольное поле в 3 микрорайоне города Кургана с трибунами на 100 зрительских мест. Размер футбольного поля составляет 100 х 70 метров. Поставка искусственного покрытия футбольного поля осуществлена за счет средств федерального бюджета. Подготовка основания и укладка покрытия осуществляется за счет средств бюджета города Кургана.
Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами остается низкой и составляет 51,8% от норматива, плоскостными сооружениями - 49,7%, плавательными бассейнами - 3,6%.
Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивной жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, широко не используется.
10. В целях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами физической культуры и спорта проводятся занятия в специализированных центрах и клубах адаптивной физической культуры и спорта. В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей занимаются дети-инвалиды на отделениях настольный теннис, шахматы, ушу и спортивное ориентирование. Также спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят общественные организации: - Курганская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"; - Курганское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих"; - Общественная организация "Курганский областной физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Оптимист"; - Курганское региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России".
По данным статистических наблюдений количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в городе Кургане составило в 2014 году - 2138 человек.
Несмотря на положительную динамику, показатель вовлеченности инвалидов в организованные формы занятий физической культурой и спортом остается недостаточным.
11. В городе Кургане поддерживается большое разнообразие форм занятий физической культурой и спортом, способное удовлетворить естественную биологическую потребность различных категорий населения в двигательной активности и социально-психологическую потребность в занятиях спортом. В соответствии с календарным планом официальных физкультурно-спортивных мероприятий города Кургана и перечнем спортивно-массовых мероприятий города Кургана ежегодно в городе проводится до 120 соревнований, в которых принимает участие порядка 30000 человек. Самыми массовыми городскими мероприятиями традиционно являются: Рябковский пробег памяти генерала Д.М. Карбышева (участвует около 3000 человек), соревнования по хоккею среди дворовых команд "Золотая шайба" (количество участников 205 человек), городской турнир по футболу на приз клуба "Кожаный мяч" (количество участников 490 человек), соревнования по футболу среди дворовых команд (более 2000 участников).
В настоящее время физической культурой и спортом в городе Кургане регулярно занимается 28,1% от общего количества населения города.
Интерес населения города Кургана к занятиям физической культурой и спортом поддерживается посредством организации пропаганды физической культуры и спорта. Информационная политика в сфере физической культуры и спорта строилась на основе взаимодействия со средствами массовой информации в форме проведения информационно-пропагандистских акций, информационного сопровождения спортивных и физкультурных мероприятий, социальной рекламы, проведения пресс-конференций. Весомое место в информировании населения города Кургана о состоянии и развитии физической культуры и спорта занял официальный сайт Администрации города Курган.
12. Положительная динамика основных индикаторов развития сферы физической культуры и спорта в городе Кургане подтверждает эффективность мер, реализованных в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2012 - 2014 годы".
Однако закрепление достигнутых результатов и обеспечение дальнейшего динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане требует максимальной мобилизации и рационального распределения ресурсов.
13. В ходе анализа были определены проблемы, которые обобщенно можно представить следующим образом:
1) несоответствие структуры управления в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне требованиям федерального законодательства;
2) отсутствие мониторинга за эффективностью используемых технологий пропаганды физической культуры и спорта, социальной рекламы и, как следствие, низкий уровень критичности в оценке данной деятельности, ее роли в формировании здорового образа жизни;
3) низкий уровень организации студенческого спорта в городе Кургане;
4) недостаточное использование потенциала общеобразовательных учреждений в качестве центров физкультурно-спортивной жизни населения города Кургана;
5) недостаточное использование экстремальных видов спорта в качестве средств профилактики поведенческих антисоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
6) недостаточное количество современных спортивных объектов для удовлетворения потребностей населения города Кургана в занятиях физической культурой и спортом.
14. Для решения указанных проблем приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта города Кургана на среднесрочную перспективу определены:
1) непрерывная модернизация нормативно-правового и организационного обеспечения развития физической культуры и спорта;
2) дальнейшее совершенствование информационной политики в сфере физической культуры и спорта, внедрение новых технологий пропаганды здорового образа жизни и социальной рекламы;
3) развитие кадрового потенциала системы физической культуры и спорта города Кургана;
4) развитие системы учебно-методического обеспечения физической культуры и спорта в городе Кургане;
5) совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего и профессионального образования, создание подсистемы студенческого спорта в городе Кургане;
6) поддержка экстремальных видов спорта как средств профилактики правонарушений среди молодежи, наркомании и токсикомании, в том числе содействие проведению в городе Кургане мероприятий и соревнований по таким видам спорта;
7) совершенствование материально-технической базы и повышение качества тренировочного процесса в специализированных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
8) развитие сети учреждений города Кургана, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги, и системы физкультурных и спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расширение и повышение качества данных услуг;
9) повышение уровня организации, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений в городе Кургане;
10) развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе строительство, ремонт и реконструкция объектов физкультурно-спортивного назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.