Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сферы физической культуры и спорта в Курганской области
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена как значительная. Концепцией также определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, и в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
С 2007 года в Курганской области действовали целевые программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта: целевая программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007-2010 годы", утвержденная постановлением Курганской областной Думы от 24 апреля 2007 года N 2239, целевая программа Курганской области "Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 28 июля 2009 года N 433, и целевая программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 558.
На протяжении всего периода действия указанных целевых программ Курганской области целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления сферой физической культуры и спорта. Это прежде всего связано с формированием и нормативного правового обеспечения системы физической культуры и спорта Курганской области. В 2008 году Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области была проведена работа по приведению законодательства Курганской области в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Итогом работы в данном направлении стало принятие Закона Курганской области от 10 ноября 2008 года N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области".
В течение этих лет была создана необходимая нормативная правовая база для реализации в Курганской области полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта, повышен уровень социальной защищенности и материального обеспечения спортсменов и тренеров. Были утверждены общие требования и порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях Курганской области, административные регламенты исполнения Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области государственных функций по организации и проведению региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, по присвоению спортивных разрядов "Кандидат в мастера спорта" и "Первый спортивный разряд", по присвоению квалификационной категории "Спортивный судья первой категории", утвержден порядок предоставления организациями, находящимися в ведении Курганской области, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям из многодетных и малоимущих семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, положение о материальном стимулировании спортсменов и их личных тренеров за высокие спортивные результаты. Ежегодно Правительством Курганской области утверждается календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области. Введена в практику процедура государственной аккредитации спортивных федераций Курганской области, что позволило систематизировать их деятельность.
В целях мотивирования и поощрения эффективной работы субъектов физической культуры и спорта Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области совместно с органами исполнительной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, проводились разнообразные конкурсы: "Спортивная элита Зауралья", смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди районов и городов Курганской области, смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы среди организаций инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Курганской области, областные этапы всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области физической культуры и спорта, всероссийского смотра-конкурса учреждений дополнительного образования детей и образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Конкурсное движение в системе физической культуры и спорта позволяет и адресно поддерживает эффективный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности.
Наряду с положительными результатами в деле совершенствования механизмов управления сферой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ Курганской области, сохраняется ряд проблем:
- имеющаяся в Курганской области структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям Курганской области. Структурные подразделения, курирующие вопросы развития сферы физической культуры и спорта, имеются в администрациях 12 районов Курганской области, в городе Кургане и городе Шадринске;
- отсутствие альтернативных каналов получения информации (обратной связи) о деятельности субъектов системы физической культуры и спорта Курганской области (социологические исследования, мониторинг), необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений;
- по ряду актуальных вопросов деятельности системы физической культуры и спорта Курганской области имеются несогласования между заинтересованными органами исполнительной власти Курганской области. Прежде всего это касается вопросов организации спортивных соревнований для различных категорий населения Курганской области.
В последние годы в Курганской области сделан значительный шаг в строительстве спортивных объектов. По состоянию на 31 декабря 2012 года на территории Курганской области насчитывалось 2305 действующих спортивных сооружений всех форм собственности (2009 год - 1925 объектов). В Курганской области функционируют 19 стадионов, 735 спортивных залов, 1191 плоскостное спортивное сооружение, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.
За период 2009-2012 годы в Курганской области построены такие объекты, как:
- спортивный комплекс "Молодежный", ледовая арена "Юность" и плавательный бассейн "Олимп" в городе Кургане;
- физкультурно-оздоровительные комплексы в городе Макушино, рабочем поселке Варгаши и селе Частоозерье;
- различные спортивные площадки для игровых видов спорта в г. Кургане, Кетовском районе, Звериноголовском районе, Белозерском районе и других районах Курганской области.
В рамках реализации проекта "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов" всероссийской политической партии "Единая Россия" для оснащения физкультурно-оздоровительных комплексов в городе Макушино, рабочем поселке Варгаши и двух объектов в городе Кургане была осуществлена поставка спортивного оборудования в комплекте "универсальный игровой зал" для каждого объекта.
В рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" осуществлена поставка искусственного футбольного покрытия за счет средств федерального бюджета. Данное покрытие уложено на футбольное поле в 3 микрорайоне поселка Заозерный города Кургана.
Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами остается низкой и составляет 57,33% от норматива, плоскостными сооружениями - 69,54%, плавательными бассейнами - 2,98%.
По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов Курганской области, проведенного Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, выявлены резервы в обеспечении оптимальной эксплуатации спортивных объектов.
В 2010-2012 годах имело место расширение сети специализированных учреждений физкультурно-спортивной направленности. В Курганской области функционируют 2 областные специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 34 детско-юношеские спортивные школы, 20 спортивных клубов. В течение трех последних лет сеть данных учреждений приобрела тенденцию к расширению. В 2010 году начали работу детско-юношеские спортивные школы в Макушинском и Сафакулевском районах Курганской области, в 2011 году в Шумихинском и Частоозерском районах. Однако для обеспечения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом, а также полноценного решения задач по подготовке спортивного резерва, имеющихся в Курганской области учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности недостаточно. Лицензия на право ведения образовательной деятельности имеется только в 20 детско-юношеских спортивных школах. Техническое оснащение методических кабинетов, как и общий уровень организации методической работы в спортивных школах, не способны удовлетворить возрастающие потребности тренеров-преподавателей. Спортивные школы Курганской области не имеют собственных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", крайне медленно внедряются различные формы государственно-общественного управления учреждениями (ежегодный публичный отчет, создание органов общественного самоуправления: попечительских советов, советов выпускников).
Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивной жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, до сих пор широко не используется.
В целях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов спорта проводятся занятия в специализированных центрах и клубах адаптивной физической культуры и спорта.
В 2011 году в Курганской области создано Государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа", в которой занимается 98 детей-инвалидов на отделениях: лыжные гонки, легкая атлетика, греко-римская борьба, настольный теннис, дзюдо, стрельба пулевая.
В муниципальных районах и городских округах Курганской области в 2011-2012 годах в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности открыты 35 учебных спортивных групп для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Также спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят общественные организации:
- Курганская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых";
- Курганское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих";
- Курганская областная общественная организация спортивно-реабилитационный клуб инвалидов "АХИЛЛЕС";
- Общественная организация "Курганский областной физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Оптимист";
Курганское региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России".
В целях кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет" и государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Зауральский колледж физической культуры и здоровья" (город Шадринск) выпускают в год 125 специалистов и преподавателей по адаптивной физической культуре.
По данным статистических наблюдений количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в Курганской области составило в 2012 году 4901 человек (6,0%), в 2011 году 4302 человека (5,2%), в 2010 году 2919 человек (3,5%). Несмотря на положительную динамику, показатель вовлеченности инвалидов в организованные формы занятий физической культурой и спортом остается низким. В 20 муниципальных образованиях Курганской области данный показатель ниже среднеобластного.
В Курганской области поддерживается большое разнообразие форм занятий физической культурой и спортом, способных удовлетворить естественную биологическую потребность различных категорий населения в двигательной активности и социально-психологическую потребность в занятиях спортом.
В соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области в 2012 году в Курганской области проведено до 170 областных и всероссийских соревнований (2011 год - 160, 2010 год - 157), в которых принимают участие около 50000 человек (2011 год - 45000 человек, 2010 год - 43000 человек).
Наибольшей популярностью среди населения Курганской области пользуются областные зимние спортивные игры "Зауральская метелица", областные летние спортивные игры "Золотой колос", проводимые на территории Курганской области всероссийские массовые спортивные соревнования "Российский азимут", "Кросс наций", "Оранжевый мяч", "Лыжня России".
Традиционными стали спортивно-оздоровительные Президентские состязания среди государственных гражданских и муниципальных служащих Курганской области.
Появились новые соревнования: областная и всероссийская универсиада, всероссийская спартакиада молодежи, областной физкультурно-спортивный фестиваль "Самый здоровый класс", "Самая здоровая группа", всероссийские соревнования по игровым видам спорта среди школьных команд.
Особое внимание уделяется проведению соревнований среди детей, подростков и молодежи. Среди наиболее значимых - традиционные турниры "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья", Всероссийские турниры по самбо, по каратэ "Сибирский кедр", "Бокс против наркотиков", открытый всероссийский турнир "Зауралье" по греко-римской борьбе на призы чемпиона мира А.И. Меньшикова, первенства Курганской области по различным видам спорта. Традиционное и самое массовое областное спортивное мероприятие - спартакиада учащихся Курганской области, на всех этапах которой принимает участие более 60 тысяч школьников.
В 2012 году организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства в Курганской области осуществляли 118 физкультурно-спортивных клубов с количеством занимающихся 8070 человек, в том числе 12 детских подростковых клубов, в которых занималось 2556 детей и подростков. В области работают 80 штатных физкультурных работников по месту жительства.
В целях вовлечения детского и взрослого населения Курганской области в активную физкультурно-оздоровительную деятельность по месту жительства Главным управлением образования Курганской области осуществлялась реализация областного социального проекта "Тренер - общественник Зауралья". В рамках проекта ежегодно в летний период проводятся различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в которых принимают участие более 35000 человек.
Импульс к своему развитию получила система научно-методического обеспечения физической культуры и спорта. Стало традиционным проведение областных научно-практических конференций и семинаров для управленческих и педагогических работников физической культуры и спорта Курганской области, в рамках которых обсуждаются актуальные проблемы развития физической культуры и спорта. Проведен цикл курсов повышения квалификации с привлечением специалистов в сфере физической культуры и спорта Уральского федерального округа. В 2010 году была создана Ассоциация специалистов в области спортивной науки Курганской области. Несмотря на предпринятые меры, в Курганской области сохраняется проблема отсутствия финансовой поддержки фундаментальных и прикладных исследований в области физической культуры и спорта, отсутствует система целевых грантов. Отсутствует связь между субъектами спортивной науки и субъектами физкультурно-спортивной деятельности.
Интерес населения Курганской области к занятиям физической культурой и спортом поддерживается посредством организации пропаганды физической культуры и спорта. Информационная политика в сфере физической культуры и спорта строилась на основе взаимодействия с региональными средствами массовой информации, в форме проведения информационно-пропагандистских акций, информационного сопровождения спортивных и физкультурных мероприятий, социальной рекламы, проведения пресс-конференций, брифингов.
Весомое место в информировании населения Курганской области о состоянии и развитии физической культуры и спорта в Курганской области занял официальный сайт Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, который удерживает лидирующую среди органов исполнительной власти Курганской области позицию по количеству посещений. Работа по его совершенствованию проводится непрерывно, в частности увеличивается количество рубрик, расширяется спектр размещаемой информации, растет оперативность реагирования на события в спортивной жизни Курганской области.
Значительную роль в пропаганде ценностей здорового образа жизни играют областные социально-значимые акции: "Хочу стать чемпионом", "Займемся спортом", "На зарядку становись!", "Я выбираю спорт", "О, спорт - ты мир!" и областной фестиваль спорта "Мама + Папа + Я = Спортивная семья" под патронатом Губернатора Курганской области.
Однако предпринимаемых мер по реализации информационной политики в системе физической культуры и спорта недостаточно. В целях дальнейшего совершенствования технологий пропаганды физической культуры и спорта в Курганской области необходимо проведение анализа факторов, лежащих в основе формирования положительной мотивации и устойчивого интереса различных социально-демографических групп населения к занятиям физической культурой и спортом. С этой целью необходимо инициировать проведение социологических исследований и мониторинга в сфере физической культуры и спорта Курганской области.
Главным итогом работы органов власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, учреждений и организаций в сфере физической культуры и спорта в рамках целевой программы Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007-2010 годы", целевой программы Курганской области "Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009-2010 годы" и целевой программы Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011-2015 годы" стало увеличение доли населения Курганской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом (с 17% в 2010 году до 23% в 2012 году).
Доля обучающихся и студентов Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов Курганской области увеличилась с 45,7% в 2010 году до 61,9% в 2012 году.
Доля детей и подростков, проживающих на территории Курганской области, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей и подростков, проживающих на территории Курганской области, увеличилась с 23% в 2010 году до 24,5% в 2012 году.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Курганской области с 3,5% в 2010 году до 6% в 2012 году.
За период с 2010 по 2012 год в Курганской области подготовлены 4 мастера спорта России международного класса, 69 мастеров спорта России, 682 кандидата в мастера спорта, 1293 спортсмена 1 разряда.
С 2010 по 2012 год спортсмены Курганской области в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях завоевали 1872 медали, в 2012 году была завоевана 631 медаль (230 - золотых, 162 - серебряных, 239 - бронзовых). Самыми значимыми для Курганской области стали успехи Черемшановой Светланы - чемпионки России, бронзового призера чемпионата Европы по тяжелой атлетике, Белобородовой Марии - бронзового призера первенства Европы и первенства мира по тяжелой атлетике, Пшеничниковой Людмилы - серебряного призера чемпионата России и бронзового призера кубка России по стендовой стрельбе, Сиднина Михаила - серебряного призера чемпионата России по плаванию среди спортсменов инвалидов, Шабурова Александра - победителя чемпионата Европы, серебряного призера кубка мира и чемпионата России по самбо, Стрекаловских Константина - победителя чемпионата мира, Европы и России по гиревому спорту, Михальченко Романа бронзового призера чемпионата России по самбо, Рубцова Артема - чемпиона России по пауэрлифтингу, Мухортиковой Екатерины - победителя чемпионата Европы и России по ушу, Поповой Марии - бронзового призера чемпионата России по полиатлону.
Положительная динамика индикаторов развития системы физической культуры и спорта Курганской области подтверждает эффективность мер, реализованных в рамках целевой программы Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007-2010 годы", целевой программы Курганской области "Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009-2010 годы" и целевой программы Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011-2015 годы". Однако закрепление достигнутых результатов и обеспечение дальнейшего динамичного развития системы физической культуры и спорта в Курганской области потребует максимальной мобилизации и рационального распределения ресурсов.
В ходе анализа были определены проблемы, которые обобщенно можно представить следующим образом:
- недостаточная координация в решении отдельных задач, связанных с физической культурой и спортом, между органами исполнительной власти Курганской области;
- несоответствие структуры управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне требованиям федерального законодательства;
- недостаточный уровень повышения квалификации работников физической культуры учреждений спортивной направленности в рамках организации методической работы;
- низкий уровень организации спортивно-массовой работы по месту жительства;
- низкий уровень организации студенческого спорта в Курганской области;
- недостаточное использование потенциала образовательных организаций в качестве центров физкультурно-спортивной жизни населения Курганской области;
- недостаточный уровень развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;
- недостаточное количество современных спортивных объектов для удовлетворения населения Курганской области в занятиях физической культурой и спортом.
Для решения указанных проблем приоритетными направлениями реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта Курганской области на среднесрочную перспективу определены:
- непрерывная модернизация нормативного правового и организационного обеспечения развития физической культуры и спорта;
- дальнейшее совершенствование информационной политики в сфере физической культуры и спорта, внедрение новых технологий пропаганды здорового образа жизни и социальной рекламы;
- развитие кадрового потенциала системы физической культуры и спорта Курганской области;
- развитие системы учебно-методического и медицинского обеспечения физической культуры и спорта в Курганской области;
- совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего и профессионального образования, создание подсистемы студенческого спорта в Курганской области;
- поддержка экстремальных видов спорта как средств профилактики правонарушений среди молодежи, наркомании и токсикомании, в том числе содействие проведению в Курганской области мероприятий и соревнований по таким видам спорта;
- совершенствование материально-технической базы и повышение качества учебно-тренировочного процесса в специализированных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
- развитие сети учреждений Курганской области, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги, и системы физкультурных и спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расширение и повышение качества данных услуг;
- повышение уровня организации, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения спорта высших достижений в Курганской области;
- развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе строительство, ремонт и реконструкция объектов физкультурно-спортивного назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.