Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Москва
11 июля 2002 г.
N 954-р
Концепция
развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р)
См. Стратегию развития туризма в РФ на период до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
I. Место туризма в мировой экономике
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
II. Современное состояние туризма в Российской Федерации
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:
разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;
издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;
поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;
организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;
создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.
Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:
создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;
создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;
формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.
Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Российской Федерации
на период до 2005 года
План
мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
|
Содержание мероприятий |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
I. Нормативная правовая деятельность
| |||
1. |
Подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных актов и нормативных правовых актов, относящихся к сфере туризма, в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минюст России |
2. |
Подготовка проекта нового федерального закона о туризме в Российской Федерации |
2005 год |
Минэкономразвития России Минюст России |
3. |
Разработка предложений по привлечению инвестиций для обновления основных фондов объектов гостиничного хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минимущество России |
4. |
Анализ мировой практики применения системы налогообложения при строительстве, реконструкции и оборудовании туристических средств размещения. Разработка и внесение предложений по совершенствованию системы налогообложения гостиничного хозяйства |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минфин России |
5. |
Разработка с учетом отечественной и зарубежной практики и введение в установленном порядке отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и гидов-переводчиков |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России |
6. |
Разработка предложений по оптимизации условий для развития внутреннего, в том числе детско-юношеского, туризма |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минтруд России |
II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры
| |||
7. |
Создание межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в этой области (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление) |
2002 год |
Минэкономразвития России |
8. |
Оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития туризма. Разработка профильных разделов в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
9. |
Формирование реестра федеральной (в том числе долевой) собственности в области туристической индустрии и осуществление мер по ее эффективному использованию |
2002 - 2005 годы |
Минимущество России Минэкономразвития России |
10. |
Проведение комплекса работ по признанию прав собственности Российской Федерации на объекты туризма и санаторно-курортного комплекса, находящиеся на территории Украины, Грузии, Республики Казахстан и Республики Молдова, строительство которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также собственных средств предприятий и организаций бывшего республиканского и бывшего союзного подчинения |
2002 - 2005 годы |
Минимущество России Минэкономразвития России МИД России Управление делами Президента Российской Федерации |
11. |
Создание межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии с целью разработки системы учета туристических средств размещения и оформления прав на них, а также обеспечения контроля за использованием и сохранностью имущества на основе проведения полной инвентаризации объектов государственной собственности в сфере туризма (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление) |
2002 - 2003 годы |
Минимущество России Минэкономразвития России Управление делами Президента Российской Федерации |
12. |
Разработка программы создания национальных гостиничных цепей на территории Российской Федерации |
2002 год |
Минэкономразвития России |
III. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках
| |||
13. |
Разработка и реализация рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание циклов теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, а также проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации. Организация ознакомительных поездок по России для иностранных журналистов |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
14. |
Издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции о туристических возможностях России |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
15. |
Участие в крупнейших международных туристических выставках путем создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации. Организация презентаций на международных туристических выставках туристических возможностей России |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
16. |
Содействие субъектам Российской Федерации в организации и проведении региональных и межрегиональных туристических выставок-ярмарок в России |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
17. |
Поддержка и обновление официального туристического Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
18. |
Проведение маркетинговых исследований в области въездного и внутреннего туризма в России |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
19. |
Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию статистики в сфере туризма в соответствии с международными требованиями, в том числе: совершенствование системы государственного статистического учета и отчетности в отраслях, непосредственно относящихся к сфере туристической индустрии, в соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации; совершенствование ведомственного статистического наблюдения, касающегося международного и внутреннего туризма, а также внешнеторгового оборота в области туризма; разработка методологии внедрения сателлитных счетов в рамках системы национальных счетов, учитывающих показатели смежных отраслей и позволяющих определить совокупный вклад туризма в отечественную экономику |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России Госкомстат России ФПС России |
IV. Повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров
| |||
20. |
Разработка и введение в установленном порядке новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России |
21. |
Разработка нормативных актов, регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения |
2002 год |
Минэкономразвития России |
22. |
Разработка предложений по перечню профессий, направлений подготовки и специальностей работников туристической индустрии в целях совершенствования профильного туристического образования. Совершенствование существующих квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристической индустрии и разработка на их основе новых образовательных стандартов для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минобразование России Минтруд России |
23. |
Формирование при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма базы данных учебных заведений, специализирующихся на подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса |
2002 - 2003 годы |
Минэкономразвития России Минобразование России |
24. |
Изучение потребностей учреждений туристического и гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля |
2002-2005 годы |
Минэкономразвития России Минтруд России Минобразование России |
V. Международное сотрудничество
| |||
25. |
Активизация работы представительств по туризму за рубежом в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации (без увеличения численности работников загранаппарата Минэкономразвития России) |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
26. |
Совершенствование визовой политики России в отношении иностранных государств (групп государств), безопасных в миграционном отношении, а также усиление контроля за выдачей виз туристам, следующим из государств, опасных в миграционном отношении |
2002 - 2005 годы |
МИД России Минэкономразвития России ФПС России МВД России |
27. |
Подготовка к подписанию межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области туризма с зарубежными странами. Осуществление деятельности рабочих групп в рамках межправительственных комиссий по туризму. Участие в работе Совета стран Содружества Независимых Государств по туризму |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
28. |
Аккредитация представительств иностранных юридических лиц и их филиалов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Российской Федерации |
2002 - 2005 годы |
Минюст России Минэкономразвития России |
29. |
Подготовка проекта документа о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках с целью отделения коммерческих торговых поездок от туристических поездок |
2002 год |
Минэкономразвития России МИД России ФПС России МВД России |
30. |
Подготовка предложений по решению вопроса о ликвидации дискриминационных тарифов на услуги российских организаций, связанные с пребыванием иностранных туристов в России |
2002 год |
Минэкономразвития России Минюст России |
31. |
Участие в работе по подготовке вступления России во Всемирную торговую организацию |
в соответствии с планом работы |
Минэкономразвития России |
32. |
Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке в рамках работы в составе Исполнительного совета Всемирной туристской организации и ее Комиссии для Европы |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
33. |
Сотрудничество с программой Европейского союза по оказанию содействия Содружеству Независимых Государств по реализации проектов в области нормативно-правового, рекламно-информационного обеспечения и подготовки кадров для сферы туризма |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России |
34. |
Сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития и Организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в сфере привлечения инвестиций для развития туристических средств размещения в России и подготовки кадров в сфере туризма |
2002 - 2005 годы |
Минэкономразвития России Минфин России МИД России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г., направленная на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Основной задачей развития туризма в РФ признается создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Предусмотрен широкий перечень мер для достижения данной цели, в частности, введение финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование визовой политики и др.
Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р
Текст распоряжения опубликован в "Российской газете" от 24 июля 2002 г. N 134, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2902