Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 65
"Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в государственной авиации"
1 февраля 2005 г.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 530 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации.
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области поиска и спасания в государственной авиации, в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Москва
6 февраля 2003 г.
N 65
Федеральные авиационные правила
поиска и спасания в государственной авиации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 65)
1 февраля 2005 г.
О Федеральных авиационных правилах см. справку
См. также Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 538
I. Общие положения
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, устанавливают в мирное время порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания, привлечения авиационных частей и авиационных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются - авиационные предприятия), к дежурству в системе авиационного поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;
2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;
3) "авиационные силы и средства" - воздушные суда с экипажем и средствами спасения и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды, органы и пункты связи, контроля и управления;
4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;
5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при возникновении аварийных ситуаций;
6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;
7) "автономное существование" - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;
8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;
10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;
11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;
12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажирам или экипажу;
13) "Главный координационный центр" - орган Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;
14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах которой организуется и проводится авиационный поиск и спасание;
15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание содействия эффективной организации работы поисково-спасательной службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в пределах зоны авиационного поиска и спасания;
16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;
17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;
18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;
19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ;
20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и проводятся поисково-спасательные работы;
21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;
22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или нештатная группа, организуемая в авиационных частях и на авиационных предприятиях, подготовленная к десантированию с целью оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;
23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов;
24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор приспособлений и устройств для покидания воздушного судна пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле (на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации.
II. Организация поисково-спасательного обеспечения
3. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).
4. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;
оснащение воздушных судов государственной авиации (далее именуются - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;
оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;
организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее именуются - пункты управления полетами) и координационных центров;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;
организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
5. Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.
6. Финансирование подготовки летного состава к действиям в аварийных ситуациях и использованию средств спасения и жизнеобеспечения, оснащения воздушных судов и летного состава указанными средствами, организации и контроля их эксплуатации, подготовки летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются - федеральные органы исполнительной власти).
7. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.
8. Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна.
Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию.
9. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.
III. Осуществление авиационного поиска и спасания
См. также Наставление по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации, утвержденное приказом Минобороны РФ и Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 июля 2004 г. N 206/37
Порядок организации авиационного поиска и спасания
10. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию.
Авиационный поиск и спасание организуются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется - Федеральное управление), которое по согласованию с федеральными органами исполнительной власти определяет:
перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении поисково-спасательных работ;
сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ;
сроки проведения поиска с использованием радиотехнических средств.
11. Авиационный поиск и спасание включают в себя:
аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;
организацию и проведение поисково-спасательных работ в отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на аэродромы);
управление поисково-спасательными силами и средствами, обеспечение приоритетного использования ими воздушного пространства при проведении поисково-спасательных работ.
12. Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен их использованию, а маршрут его полета находится в зоне досягаемости поисково-спасательных средств.
При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное судно должно быть обеспечено спасательными плавательными средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном приводнении.
Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.
Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ см. приказ Минтранса РФ от 15 марта 2007 г. N 29
13. В воздушном пространстве Российской Федерации для организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с зонами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД).
14. Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне авиационного поиска и спасания определяется Федеральным управлением по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
15. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ.
16. В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного пункта авиационного объединения, на командующего которого возложена ответственность за организацию использования воздушного пространства и управление воздушным движением, создается координационный центр.
17. Применение авиационных сил и средств для проведения поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и руководителем межрегионального территориального управления гражданской авиации.
18. Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, в том числе с использованием поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем Федерального управления.
19. Для обеспечения своевременного авиационного поиска и спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и средств, состоящих из:
персонала пунктов управления полетами;
поисково-спасательных воздушных судов со спасательными парашютно-десантными группами на борту;
наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;
персонала пунктов приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ";
радиотехнических средств федеральных органов исполнительной власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
20. Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на борт воздушного судна.
21. Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят 8 - 10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.
Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).
22. Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе 6 - 8 человек.
На дежурство в системе авиационного поиска и спасания назначаются 2 - 3 авиационных спасателя (в том числе медицинский работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования - руководителю поисково-спасательных работ.
23. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).
Указанные работы на территории и в районе аэродромов осуществляются за счет средств собственника или пользователя аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного происшествия.
24. На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна со спасателями на борту.
25. К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики (штурманы) 1 и 2 классов, прошедшие специальную подготовку и действующие на основании приказа по авиационной части (авиационному предприятию).
Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.
Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж.
Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти.
26. В соответствии с полученными заявками по обеспечению полетов и перелетов воздушных судов начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационного объединения, имеющего зону авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки.
На основании этого плана командный пункт авиационного объединения доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и доводятся до сведения летного состава на предполетной подготовке.
Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей (авиационных предприятий) по их запросу и ежедневно докладывается в Главный координационный центр.
27. Уровень подготовки экипажей воздушных судов, находящихся на дежурстве в системе авиационного поиска и спасания, не должен быть ниже уровня подготовки экипажей, обеспечивающих полеты. Контроль за соответствием осуществляется координационным центром зоны авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами в тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными судами осуществляется дежурство.
28. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности:
1) при готовности N 1:
воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к немедленному использованию;
летный состав и спасательная парашютно-десантная группа находятся на борту воздушного судна на рабочих местах, а технический состав - у воздушных судов;
задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;
наземная поисково-спасательная команда готова к немедленному выходу для выполнения задачи;
вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не позднее 15 минут после подачи команды;
2) при готовности N 2:
воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к использованию;
летный и технический состав, а также спасательная парашютно-десантная группа находятся в специально отведенном месте вблизи воздушного судна;
экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;
задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;
наземная поисково-спасательная группа находится в местах, определенных командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), имущество и снаряжение наземной поисково-спасательной команды погружено на транспортные средства, подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных средств указано в инструкции по производству полетов в районе аэродрома;
вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не позднее 30 минут после подачи команды;
3) при готовности N 3:
воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-спасательные средства готовы к применению и находятся в установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);
летный и технический состав, наземная поисково-спасательная команда и спасательная парашютно-десантная группа находятся на занятиях (работах или отдыхе);
вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха минус 45°С и ниже вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 2 часов после подачи команды.
29. Время дежурства экипажей поисково-спасательных воздушных судов организуется следующим образом:
в готовности N 1 - не более 2 часов;
в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;
в готовности N 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;
в готовности N 3 - не более 15 суток.
30. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для авиационного поиска и спасания экипажи должны находиться в готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных Министерством обороны Российской Федерации.
31. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 1 и 2, в целях, не связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается.
32. Экипажи дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 3, могут использоваться при условии соблюдения сроков вылета для выполнения срочных санитарных заданий, тренировок экипажей и выброски парашютистов в районе аэродрома.
33. Для круглосуточного дежурства в системе авиационного поиска и спасания на аэродромах, на которых нет своих поисково-спасательных воздушных судов, могут направляться экипажи и поисково-спасательные воздушные суда других авиационных частей (авиационных предприятий), подготовка которых организуется руководителями, которым подчинены эти экипажи.
Своевременное выделение и подготовка дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению ими в установленные сроки поисково-спасательных работ осуществляются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделены эти силы и средства.
34. Оснащение авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными частями (авиационными предприятиями).
Аварийно-спасательное имущество и снаряжение хранятся на борту дежурного поисково-спасательного воздушного судна или в специально отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного имущества и снаряжения отвечает бортовой авиационный техник или специально назначенное лицо.
35. Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49 в пункт 36 настоящих Правил внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
36. В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается специально уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна.
Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации иностранного государства принимается Министерством обороны Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного судна иностранного государства - Федеральным агентством воздушного транспорта.
37. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести.
Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска.
38. Порядок подготовки руководящего состава и специалистов авиационных объединений (далее именуются - органы управления полетами) и пунктов управления полетами к проведению поисково-спасательных работ, подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях, подготовка спасательной парашютно-десантной группы и наземной поисково-спасательной команды определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Подготовка поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ
39. Подготовка органов (пунктов) управления полетами к проведению поисково-спасательных работ включает в себя теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании разрабатываемого плана подготовки органа (пункта) управления полетами.
Для проведения занятий привлекается летный и инженерно-технический руководящий состав, в том числе медицинский персонал и профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, органов местного самоуправления и гидрометеорологической службы, пожарные и специалисты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
40. Контроль готовности органов (пунктов) управления полетами и должностных лиц к проведению поисково-спасательных работ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, определенные начальником Федерального управления.
Управление поисково-спасательными силами и средствами
41. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие (далее именуется - сообщение о бедствии), относится к категории абсолютного приоритета. Лица, имеющие право на предоставление услуг связи, обязаны обеспечить немедленную передачу такого сообщения.
42. Для своевременного обнаружения и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, установлен единый международный сигнал "SOS" ("Терплю бедствие").
Сигналы бедствия передаются всеми имеющимися на борту средствами связи и оповещения и только по команде командира воздушного судна.
43. Для приема сообщений о бедствии на территории Российской Федерации организуется дежурство радиоспециалистов, осуществляемое:
круглосуточно;
в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов;
после получения сообщения о бедствии воздушного судна.
На пунктах приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" организуется круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.
44. Поисково-спасательное воздушное судно оборудуется таким образом, чтобы оно могло поддерживать связь на авиационных аварийных частотах, на частотах, выделенных в районах поисково-спасательных работ, а также на любых предписанных частотах.
Кроме того, каждое поисково-спасательное воздушное судно оборудуется устройствами для наведения на аварийные передатчики, работающие на аварийных частотах. Поисково-спасательное воздушное судно, используемое для поисково-спасательных работ над акваторией морей и океанов, должно быть оснащено радиоаппаратурой, позволяющей поддерживать связь с торговыми морскими судами на частоте 2 182 кГц.
45. Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими радиостанциями на этой частоте.
46. Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия, передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при групповом полете - командиру (ведущему) группы.
47. Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район бедствия. При этом он должен сообщить свое местонахождение и по возможности расчетное время прибытия в район бедствия.
48. Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, докладывает о своих наблюдениях, а также о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и действует по его указанию.
Если связь с руководителем полетов сразу установить не удается, экипаж указанного воздушного судна продолжает наблюдение, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.
49. В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства.
После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.
50. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.
После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе.
При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна.
51. При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.
Полученная информация докладывается в пункты управления полетами.
52. Ответственность за готовность средств связи и радиотехнического обеспечения полетов к своевременному обеспечению поисково-спасательных работ возлагается на командира (начальника, руководителя) части (подразделения) связи и радиотехнического обеспечения полетов.
53. Ответственность за немедленное использование средств связи и радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие, возлагается на руководителя полетов (диспетчера), принявшего сообщение о бедствии.
54. Если в результате принятых мер по предотвращению бедствия у экипажа возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до аэродрома, передается сообщение о том, что опасность миновала.
Задачи координационных центров и пунктов управления полетами
55. Организация работы авиационных поисково-спасательных служб и координация их деятельности при проведении поисково-спасательных работ осуществляются:
Главным координационным центром;
координационными центрами в зонах авиационного поиска и спасания;
региональными координационными центрами на территории межрегионального территориального управления гражданской авиации (могут создаваться двухсекторные центры).
56. Главный координационный центр осуществляет:
контроль за обеспечением полетов и перелетов воздушных судов над территорией Российской Федерации в поисково-спасательном отношении, в том числе перелетов литерных воздушных судов и авиационных групп;
общее руководство организацией проведения поисково-спасательных работ;
организацию взаимодействия и координацию действий авиационных поисково-спасательных сил и средств федеральных органов исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ;
непрерывный сбор и обобщение информации о ходе поисково-спасательных работ;
ведение плана проведения поисково-спасательных работ на карте;
ведение ежедневного учета и контроля готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств;
подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ и в целях проверки их готовности;
проверку сообщений о бедствии, полученных с помощью международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", для определения местоположения потерпевших бедствие воздушных судов и доведение этих сообщений до координационного центра;
организацию и проведение практических тренировок с поисково-спасательными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти;
анализ и оценку проведенных поисково-спасательных работ.
Указания и рекомендации Главного координационного центра в отношении организации и проведения работ поисково-спасательными силами и средствами обязательны для всех руководителей органов (пунктов) управления полетами.
57. Задачи по авиационному поиску и спасанию для координационных центров, региональных координационных центров, а также органов (пунктов) управления полетами и порядок их действий при проведении поисково-спасательных работ определяются Федеральным управлением.
Управление поисково-спасательными силами и средствами
58. Управление поисково-спасательными силами и средствами включает в себя:
непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии авиационных поисково-спасательных сил и средств, их всесторонней обеспеченности и готовности к применению;
своевременное принятие решения по проведению поисково-спасательных работ;
своевременное планирование работы координационного центра, органов (пунктов) управления полетами, а также применения авиационных поисково-спасательных сил и средств;
информирование исполнителей о задачах проведения поисково-спасательных работ;
организацию и поддержание взаимодействия с координационным центром, органами (пунктами) управления полетами;
оперативное внесение изменений в планы проведения поисково-спасательных работ в соответствии с изменением обстановки;
постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений.
59. Поисково-спасательные работы с применением поисково-спасательных сил и средств должны начинаться в случае:
получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;
получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;
получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 минут;
получения экипажем воздушного судна разрешения на посадку и непроизведения ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;
потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;
получения и подтверждения сведений из пункта приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения места нахождения морских и воздушных судов, потерпевших бедствие;
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
наличия указаний координационных центров.
60. Подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и выход наземных поисково-спасательных команд осуществляются на основании решений начальника смены Главного координационного центра, начальника смены координационного центра и начальника смены регионального координационного центра.
Руководители полетов (авиационные диспетчеры) и персонал пунктов управления полетами при возникновении ситуаций, предусмотренных в пункте 59 настоящих Правил, могут инициировать начало проведения поисково-спасательных работ после доклада в координационный центр и получения его разрешения на применение поисково-спасательных сил и средств.
61. Поисково-спасательная работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с начала эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.
Устанавливается порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания в мирное время, привлечения авиационных частей и предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации, к дежурству в системе авиационного поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 65 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в государственной авиации"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 27 февраля 2003 г. N 38 (специальный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. N 6 ст. 527
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 530 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49