Управление МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам направляет для сведения и использования в работе разъяснения МНС России о порядке исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога (письмо МНС России от 30.09.2004 г. N 22-1-14/1586@).
1. Вопрос.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В отдельных случаях возникает ситуация, когда налогоплательщик переходит на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2004 г. и в период применения спецрежима нарушает установленные ограничения (например, открывает филиал).
При этом главой 26.1 НК РФ предусмотрено, что плательщики ЕСХН не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Просим разъяснить, с какой даты следует переводить таких налогоплательщиков на общий режим налогообложения:
1) с начала применения спецрежима (с 01.01.2004);
2) с начала отчетного периода, в котором допущено нарушение (например, если условие нарушено во втором полугодии, то перевод осуществлять с 01.07.2004);
3) со следующего налогового периода?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.2 главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, а также организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В связи с этим, если организации либо индивидуальные предприниматели по состоянию на 01.01.2004 г. соответствовали всем условиям для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренной главой 26.1 НК РФ, но в период применения данной системы налогообложения нарушили условия её применения, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.2 НК РФ, в том числе открыли филиал, то, начиная с того отчетного периода (полугодия), в котором были нарушены эти условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, такие организации и индивидуальные предприниматели обязаны перейти на общий режим налогообложения.
2. Вопрос. Пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ установлен порядок проверки права на применение системы налогообложения для сельхозтоваропроизводителей по итогам прошедшего налогового периода и порядок расчета доли дохода от реализации произведенной сельхозпродукции.
Письмом МНС РФ от 26.05.2004 г. N СА-14-22/72дсп@# разъяснено, что при определении доли дохода учитываются доходы, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, то есть, по данным налогового учета.
При переходе на уплату ЕСХН в соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители по итогам девяти месяцев того года, в котором подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, так же определяют в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) долю дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки.
При этом законодательством не оговорено, какие данные о доходах - из налогового или бухгалтерского учета - участвуют в расчете.
Следует ли при переходе на уплату ЕСХН для определения доли дохода от реализации сельхозпродукции аналогично использовать данные о доходах по налоговому учету?
Ответ. Согласно пункту 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
При этом доля дохода от реализации произведенной налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы определяется на основе данных бухгалтерского учета.
3. Вопрос. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, которая определяется в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.
Одновременно с этим при общем режиме налогообложения согласно статье 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
Просим разъяснить порядок определения остаточной стоимости основных средств при переходе на уплату ЕСХН, в частности, будут ли учитываться в цене приобретения расходы по монтажу, транспортировке имущества и другие подобные расходы?
Ответ. Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, уплачиваемому налогоплательщиками в связи с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, установлен пунктом 2 статьи 346.5 НК РФ.
Расходы по монтажу и транспортировке объектов основных средств в данный перечень расходов не включены.
Исходя из этого, налогоплательщики при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренной главой 26.1 НК РФ, не вправе при исчислении налоговой базы уменьшить сумму полученных доходов на расходы по монтажу и транспортировке объектов основных средств.
4. Вопрос. Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Вышеуказанным организациям при осуществлении операций, облагаемых единым сельскохозяйственным налогом, в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму налога на добавленную стоимость выделять не следует и счета-фактуры оформлять не требуется.
Однако многими организациями, подавшими заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в 2004 году в установленные сроки (до 01.06.2004 г.) и перешедшими на уплату данного налога с начала года, до принятия решения о переходе на спецрежим покупателям товаров (работ, услуг) в счетах выделялись суммы налога на добавленную стоимость.
При этом в случае выставления организацией, перешедшей на уплату единого сельскохозяйственного налога, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Просим разъяснить, следует ли в данном случае одновременно включать в состав выручки всю поступившую сумму, включая НДС, поскольку в соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами по такой реализации.
Ответ. Согласно пункту 1 статьи 346.5 НК РФ организации при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу, должны включать доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исключение из выручки сумм налогов и сборов (в том числе налога на добавленную стоимость), уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, главой 26.1 НК РФ непредусмотрено#.
Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, установлен пунктом 2 статьи 346.5 НК РФ.
Суммы НДС, уплаченные в бюджет организациями, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не включены в данный перечень.
Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не вправе уменьшить доходы на суммы НДС, предъявленного покупателю.
Советник налоговой службы
Российской Федерации 1 ранга |
С.В.Коротких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам от 6 октября 2004 г. N 01-08/16397@ "О едином сельскохозяйственном налоге"
Текст Письма официально опубликован не был