Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 46
"Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов"
3 октября 2011 г.
Приказом Министерства транспорта РФ от 10 апреля 2013 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии со статьями 3 и 44 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 29 марта 1999 г. N 8Ц "Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов" (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 1999 г. N 1930).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Министр |
Г.М.Фадеев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4771
Правила
очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов
(утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 46)
3 октября 2011 г.
О Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ, см. справку
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) (далее - Устав)" и определяют основные требования к очистке и промывке вагонов и контейнеров.
После выгрузки грузов вагоны контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем, или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
2. Очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов.
При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более 1 см (по замеру под колпаком).
3. При перевозке насыпных и навалочных грузов кольцевыми маршрутами, а также в собственных и арендованных вагонах допустимые остатки грузов в вагоне после выгрузки устанавливаются только по письменному согласованию грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика исходя из требований обеспечения безопасности движения.
Очистка наружной поверхности и ходовых частей вагонов, контейнеров проводится во всех случаях, независимо от принадлежности вагона, контейнера.
4. Наличие незначительного количества снега в очищенном вагоне не является признаком его загрязнения.
5. Знаки и трафареты на вагоне, контейнере и раме вагона должны быть ясночитаемые.
6. Наружная и внутренняя поверхности вагона, контейнера должны быть очищены от загрязняющих вагон остатков защитной пленки, эмульсий, а также наклеек, ярлыков, бирок, меловой разметки, за исключением случаев, когда наличие таких же ярлыков на данном порожнем вагоне, контейнере, либо при перевозке в данном вагоне, контейнере иного груза предусматривается правилами перевозок этих грузов.
7. Все способы очистки вагонов, контейнеров должны обеспечивать их сохранность, а также не допускать загрязнения окружающей среды.
Решением Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N ГКПИ09-278 пункт 8 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству
8. При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Решением Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N ГКПИ09-278 пункт 9 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству
9. При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.
10. В соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями.
Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в приложении к настоящим Правилам.
Промывке грузополучателями также подлежат вагоны-зерновозы, после выгрузки незерновых грузов. После выгрузки солода грузополучатель должен проветрить вагоны-зерновозы в целях устранения специфического запаха.
Перечень скоропортящихся грузов после перевозки которых перевозчиком за счет грузополучателя должна производиться промывка и ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы), крытых вагонов определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
Перечень грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - органы Госветнадзора), после перевозки которых необходима промывка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору.
11. В соответствии со статьей 44 Устава при отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Обеззараживание грузов и транспортных средств производится грузополучателями или соответствующими органами государственного контроля (надзора).
Факт промывки вагона перевозчиком подтверждается актом общей формы, составляемым им с указанием в нем номеров промытых вагонов.
После выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей, промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.
12. При нарушении требований, предусмотренных в статье 44 Устава, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользования вагонами, контейнерами за все время их задержки, исчисляя с момента подачи вагонов под выгрузку или выставочные железнодорожные пути, а в случае задержки вагонов сверх сроков, предусмотренной статьей 62 Устава взимается штраф в размерах, предусмотренных статьей 99 Устава.
13. В случае, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, перевозчик должен возместить затраты на выполненные работы# им соответствующие работы, на которые грузоотправителю предоставляется перевозчиком время, определенное соглашением сторон.
В случае подачи под погрузку перевозчиком без согласия грузоотправителя порожних неочищенных вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Подача неочищенных вагонов, контейнеров подтверждается совместными подписями перевозчика и грузоотправителя в актах общей формы.
Перевозчик вправе на основании уплаченного им штрафа предъявить в установленном порядке иск грузополучателю, который не обеспечил очистку вагонов, контейнеров после выгрузки.
14. Направление порожних вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категории производится по полным перевозочным документам.
Направление на промывку и ветеринарно-санитарную обработку по первой категории порожних крытых вагонов производится по пересылочной транспортной железнодорожной накладной, а изотермических вагонов - по полным перевозочным документам.
Приказом Минтранса РФ от 3 октября 2011 г. N 258 настоящие Правила дополнены пунктом 15
15. Направление порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны) на пункты промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки оформляется одной или двумя накладными. Одна накладная оформляется на перевозку собственного порожнего вагона от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, если собственный порожний вагон предъявляется к перевозке лицом, являвшимся грузополучателем по договору перевозки груза в грузовом вагоне и при этом отсутствуют указания владельца вагона о железнодорожной станции назначения.
На перевозку собственного порожнего вагона от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции назначения через железнодорожные станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, если собственный порожний вагон предъявляется к перевозке владельцем вагона, или иным лицом, действующим на основании полномочий или указаний владельца вагона оформляются одна (от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции назначения через железнодорожные станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки) или две (от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки и от железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки до железнодорожной станции назначения) накладные.
При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и отправителем собственного порожнего вагона перевозка может оформляться электронной накладной (накладными).
Перевозка собственного порожнего вагона из-под опасных грузов через пункты промывки, пропарки всегда оформляется двумя накладными.
Приложение
к Правилам очистки и промывки вагонов
и контейнеров после выгрузки грузов
Перечень
грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов (в том числе при перевозке в упакованном виде)
Алебастр (гипс) в кусках и молотый Мука кормовая всякая
Аргиллит Мука пищевая всякая
Асбест Мука хвойно-витаминная
Барит (шпат тяжелый) Опилки цветных металлов
Вата минеральная Отходы всякие
Выжимки овощные Пегматит
Гажа (мергель гипсовый) Порошок асфальтовый
Гипс Порошок известковый
Глина всякая Порошок магнезитовый
металлургический
Глинозем Порошок шамотный
Доломит Пыль всякая
Графит Сигареты (папиросы) (при наличии
Грязи минеральные для ванн повреждения потребительской
упаковки)
Дрожжи кормовые (гидролизные
сульфатные)
Жом картофельный и свекловичный Соль поваренная пищевая и
техническая
Зола всякая Средства моющие порошкообразные
Известь всякая Стекло техническое и строительное
(при наличии боя)
Изгарь всякая
Каолин Стружка цветных металлов и их
сплавов
Картон асбестовый Сульфаты всякие, кроме опасных
Кирпич всякий Сырье табака и махорки
Коагулянты всякие Табак всякий (в листьях и корешках,
Комбикорма всякие Нюхательный, обработанный)
Концентрат апатитовый Тальк молотый и в кусках (камень
Концентрат нефелиновый тальковый)
Краски и красители сухие Тара стеклянная всякая (при наличии
боя)
Крупы всякие (при наличии Торф и торфяная продукция
повреждения потребительской
упаковки)
Мел всякий Удобрения органические и
комплексные
Мертели Удобрения химические и минеральные
Мука витаминная из древесной зелени Фарш мясной сушеный (в мешках)
Мука доломитовая Ферросплавы
Цемент всякий
Шамот кусковой
Шрот кормовой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 46 "Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4771
Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Согласно письму Минюста РФ от 26 января 2006 г. N 01-203 настоящий приказ официально опубликован в "Российской газете" от 20 июня 2003 г. N 119/2 (специальный выпуск). Указанный спецвыпуск "Российской газеты" подписчикам не поступал
Текст приказа опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2004 г., N 4
Приказом Министерства транспорта РФ от 10 апреля 2013 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 3 октября 2011 г. N 258
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа