Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV
Подача и рассмотрение международной заявки
21. Международная заявка
21.1. Компетенция
В соответствии со статьей 2 Договора о патентной кооперации (далее - РСТ) федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выполняет соответственно функции получающего ведомства в Российской Федерации, Международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы, руководствуясь при этом РСТ, Инструкцией к Договору о патентной кооперации (далее - Инструкция), Административной инструкцией в соответствии с Договором о патентной кооперации (далее - Административная инструкция), соответствующими руководствами, публикуемыми Международным бюро ВОИС, а также Законом и настоящими Правилами.
На основании статьи 43 РСТ в отношении любого указанного или выбранного государства, законодательство которого предусматривает выдачу охранных документов на полезные модели, заявитель может указать, что применительно к данному государству в его международной заявке испрашивается охрана полезной модели.
21.2. Подача международной заявки
(1) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности является компетентным получающим ведомством в отношении международной заявки, если, по крайней мере, один из заявителей которой является гражданином Российской Федерации или лицом, проживающим или имеющим местонахождение в Российской Федерации.
Любое лицо, владеющее действующим промышленным или торговым предприятием на территории Российской Федерации, рассматривается как проживающее или имеющее местонахождение в Российской Федерации.
(2) Международная заявка подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на русском или английском языках.
(3) Международная заявка подается в трех экземплярах, каждый из которых должен быть пригоден для прямого репродуцирования.
Если международная заявка подана в меньшем количестве экземпляров, в соответствии с правилом 21.1 (с) Инструкции по просьбе заявителя требуемое количество копий международной заявки может быть изготовлено получающим ведомством при условии уплаты заявителем установленного тарифа.
(4) Заявление международной заявки подается на специальном бланке или в виде компьютерной распечатки.
Если международная заявка оформлена с использованием программного обеспечения PCT-EASY, к международной заявке на бумажном носителе прилагается машиночитаемый носитель, содержащий заявление в формате PCT-EASY и реферат в формате txt.
(5) Международная заявка с испрашиванием охраны на полезную модель, созданную в Российской Федерации, может быть подана при соблюдении какого-либо из условий:
- до подачи международной заявки была подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующая заявка на выдачу патента Российской Федерации на изобретение или полезную модель (далее - национальная заявка);
- до подачи международной заявки была подана через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующая заявка на выдачу евразийского патента;
- в заявлении международной заявки указана Российская Федерация в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, либо указан евразийский патент, если заявитель намерен получить евразийский патент.
(6) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет международную заявку на соответствие требованиям статьи 11(1) и статьи 14 РСТ. По международной заявке, прошедшей проверку с положительным результатом, устанавливается дата ее международной подачи.
21.3. Пересылка международной заявки.
(1) Регистрационный экземпляр международной заявки, по которой установлена дата международной подачи, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности пересылает в Международное бюро ВОИС.
(2) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности пересылает регистрационный экземпляр после получения международной заявки, если до ее подачи была подана евразийская заявка либо национальная заявка при условии, что международная заявка подана по истечении шести месяцев с даты подачи национальной заявки.
(3) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности пересылает регистрационный экземпляр международной заявки по истечении шести месяцев соответственно с даты подачи предшествующей национальной заявки, если международная заявка подана ранее срока, указанного в подпункте (2) настоящего пункта Правил, либо с даты поступления международной заявки, если она подана с указанием Российской Федерации в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, либо с указанием евразийского патента.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может переслать регистрационный экземпляр ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки содержания соответственно в предшествующей национальной заявке либо международной заявке сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(4) Если международная заявка подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но в соответствии с РСТ оно не является компетентным получающим ведомством в отношении этой международной заявки, или если международная заявка составлена на языке, не предусмотренном в подпункте (2) пункта 21.3 настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности пересылает такую международную заявку в Международное бюро ВОИС при условии уплаты заявителем "тарифа за пересылку".
(5) Экземпляр международной заявки - "копия для поиска" при условии уплаты заявителем соответствующей пошлины ("тарифа за поиск"), если в качестве Международного поискового органа указан федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, направляется в Международный поисковый орган, указанный в заявлении международной заявки.
21.4. Ведение переписки
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ведет переписку с заявителем на русском языке, а переписка заявителя с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности ведется на языке публикации международной заявки либо по выбору заявителя на русском языке или на английском языке.
21.5. Международный поиск
(1) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводит по международной заявке международный поиск, если в заявлении международной заявки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности указан в качестве компетентного Международного поискового органа, при условии уплаты установленного "тарифа за поиск".
(2) Рабочими языками для целей проведения международного поиска являются: русский, английский, испанский, немецкий, французский.
Отчет о международном поиске и любая декларация, сделанная в соответствии со статьей 17(2)(а) РСТ, составляются на том языке, на котором публикуется международная заявка.
(3) Переписка, включая переписку с использованием типовых форм, кроме переписки с Международным бюро ВОИС, осуществляется по выбору заявителя на языке публикации международной заявки либо по выбору заявителя на русском языке или на английском языке.
(4) В соответствии с правилом 39 Инструкции Международный поисковый орган не обязан проводить поиск по международной заявке в той мере, в какой эта заявка относится к следующим объектам:
научные и математические теории;
сорта растений, породы животных или чисто биологические способы выращивания растений и животных, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;
схемы, правила или методы организации производства, выполнение чисто умственных расчетов или игр;
простое изложение информации;
программы для вычислительных машин.
(5) Если отчет о международном поиске основан на патентном поиске или поиске международного типа, ранее проведенном федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, заявителю частично возмещается тариф за поиск, уплаченный в пользу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности как органа, компетентного для проведения международного поиска.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности возмещает тариф за поиск по просьбе заявителя при условии указания в заявлении международной заявки о наличии соответствующего предшествующего поиска.
(6) Если Международный поисковый орган устанавливает, что международная заявка не удовлетворяет требованию единства в соответствии с правилом 13 Инструкции, заявителю направляется уведомление с предложением уплатить дополнительный "тариф за поиск", с обоснованием причин, на основании которых заявка признана не соответствующей требованию единства полезной модели, установленному Инструкцией. В соответствии с правилом 40.2(с) Инструкции одновременно с документом, подтверждающим уплату дополнительного тарифа, заявителем может быть подано возражение, содержащее обоснованные доводы, подтверждающие соответствие международной заявки требованию единства, или относительно того, что размер дополнительного тарифа является завышенным. Возражение рассматривается комиссией из трех человек. В состав комиссии не включается должностное лицо Международного поискового органа, принявшее решение по международной заявке, послужившее основанием для подачи возражения.
(7) Копии ссылочных документов, процитированных в отчете о международном поиске, Международный поисковый орган направляет заявителю бесплатно вместе с отчетом о поиске.
В соответствии со статьей 20(3) РСТ и правилом 44.3(а) Инструкции по просьбе указанного ведомства или заявителя копии ссылочных документов могут быть предоставлены при условии возмещения стоимости услуг в соответствии с действующими тарифами.
Соответствующая просьба может быть подана заявителем или указанным ведомством в течение семи лет с даты международной подачи заявки.
(9) Сведения о международной заявке могут быть предоставлены третьим лицам после ее публикации. До публикации международной заявки соответствующие сведения могут быть предоставлены по просьбе заявителя лицу, указанному в этой просьбе.
21.6. Международная предварительная экспертиза
(1) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводит международную предварительную экспертизу по международной заявке на основании поданного заявителем требования, содержащего указание федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в качестве компетентного органа международной предварительной экспертизы, при условии уплаты заявителем "пошлины за обработку" и тарифа за проведение международной предварительной экспертизы (далее - "тариф за экспертизу").
Требование должно быть составлено на языке публикации международной заявки.
(2) Рабочими языками для целей проведения международной предварительной экспертизы являются: русский, английский, испанский, немецкий и французский.
Если международная заявка была подана на языке, отличающемся от языка, на котором она публикуется, любые изменения международной заявки должны быть составлены на языке публикации международной заявки.
(3) Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ведет переписку с заявителем, в том числе с использованием типовых форм на языке публикации международной заявки либо по выбору заявителя на русском или английском языке.
(4) В соответствии с правилом 67 Инструкции орган международной предварительной экспертизы не обязан проводить международную предварительную экспертизу по международной заявке в той мере, в какой эта заявка относится к объектам, перечисленным в подпункте (4) пункта 21.5 настоящих Правил.
(5) Уплата "пошлины за обработку" в пользу Международного бюро ВОИС и "тарифа за экспертизу" в пользу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности как компетентного органа международной предварительной экспертизы, осуществляется в течение одного месяца с даты направления заявителю уведомления о необходимости уплаты пошлины и тарифа.
(6) Уплата "пошлины за обработку" и "тарифа за экспертизу" может быть осуществлена по истечении установленного срока, при условии уплаты заявителем дополнительно, соответственно, пошлины за просрочку и тарифа за просрочку.
(7) В соответствии с правилом 58.3 Инструкции заявителю возмещается уплаченный "тариф за экспертизу", если он был уплачен ошибочно, а также в случае, если требование считается не представленным, или, если международная заявка или требование изъяты до начала международной предварительной экспертизы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Инструкции к Договору о патентной кооперации правило 58.3 отсутствует
(8) Если орган международной предварительной экспертизы устанавливает, что международная заявка не удовлетворяет требованию единства в соответствии с правилом 13 Инструкции, заявителю направляется уведомление с предложением уплатить дополнительный "тариф за экспертизу", с обоснованием причин, на основании которых заявка признана не соответствующей требованию единства в соответствии с правилом 13 Инструкции. В соответствии с правилом 68.3(с) Инструкции одновременно с документом, подтверждающим уплату дополнительного тарифа, заявителем может быть подано возражение, содержащее обоснованные доводы, подтверждающие соблюдение требования единства или возражение относительно того, что размер дополнительного тарифа является завышенным. Возражение рассматривается комиссией из трех человек. В состав комиссии не включается должностное лицо органа международной предварительной экспертизы, принявшее решение по международной заявке, послужившее основанием для подачи возражения.
(9) Копии документов, на которые делается ссылка в заключении международной предварительной экспертизы и которые не указаны в отчете о международном поиске, высылаются заявителю бесплатно вместе с заключением международной предварительной экспертизы.
В соответствии со статьей 36(4) РСТ и правилом 71.2 (а) Инструкции по просьбе выбранного ведомства или заявителя копии указанных документов могут быть предоставлены при условии возмещения стоимости услуг в соответствии с действующими тарифами. Соответствующая просьба может быть подана заявителем или выбранным ведомством в течение семи лет с даты международной подачи заявки.
22. Национальная фаза
22.1. Компетенция
(1) Функции указанного и выбранного ведомств в смысле статьи 2 Договора о патентной кооперации в Российской Федерации выполняет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, руководствуясь при этом РСТ, Инструкцией, Административной инструкцией, соответствующими руководствами, публикуемыми Международным бюро ВОИС, а также в случаях, предусмотренных РСТ, Законом и настоящими Правилами.
(2) В соответствии со статьей 25(2) РСТ и правилом 51 Инструкции федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может пересмотреть решение любого получающего ведомства или Международного бюро ВОИС в отношении международной заявки, а также в соответствии со статьей 24(2) или 39(3) РСТ может сохранить действие международной заявки по ходатайству заявителя, если сочтет приведенные в ходатайстве доводы обоснованными.
22.2. Перевод международной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на национальную фазу рассмотрения.
(1) Международная заявка, содержащая указание Российской Федерации в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент на полезную модель, в отношении которой в соответствии со статьей 11(1) РСТ установлена дата международной подачи, не изъятая и не считающаяся изъятой согласно статье 24 РСТ, а также действие которой сохранено в отношении Российской Федерации, может быть рассмотрена в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с Законом (далее - национальная фаза).
(2) В качестве даты начала рассмотрения в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности международной заявки в соответствии с Законом рассматривается дата, на которую истекает тридцать один месяц с даты приоритета международной заявки, указанной в статье 2(xi) РСТ.
(3) Для перевода международной заявки на национальную фазу заявителю необходимо до истечения тридцати одного месяца с даты приоритета международной заявки представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, по крайней мере, заявление международной заявки на русском языке или перевод на русский язык заявления, содержащегося в международной заявке, поданной на другом языке, а также уплатить установленную пошлину.
Вместо перевода на русский язык содержащегося в международной заявке заявления может быть представлено заявление о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель.
(4) К переводу на русский язык заявления международной заявки прилагается перевод на русский язык описания международной заявки, формулы полезной модели, любого текста, относящегося к чертежам, и реферата, в том виде, как они были поданы на дату международной подачи заявки.
Если заявитель переводит на национальную фазу рассмотрения международную заявку с формулой, измененной в соответствии со статьей 19 РСТ, заявителю необходимо представить перевод на русский язык измененной формулы полезной модели одновременно с переводом на русский язык объяснений относительно внесенных заявителем изменений.
Если заявитель переводит международную заявку на национальную фазу рассмотрения с учетом изменений формулы полезной модели, описания и чертежей международной заявки, внесенных в соответствии со статьей 34(2)(b) РСТ, заявитель должен представить перевод на русский язык международной заявки с учетом внесенных изменений, принятых органом международной предварительной экспертизы.
(5) Документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, прилагается к переводу международной заявки.
Если заявитель имеет право на уплату указанной пошлины в размере, меньшем установленного, на отсрочку уплаты или на освобождение от уплаты такой пошлины, документ, подтверждающий наличие оснований для отсрочки уплаты, освобождения от уплаты или уменьшения ее размера, представляется либо с документом, подтверждающим уплату пошлины в уменьшенном размере, либо вместо него.
22.3. Рассмотрение переведенной на национальную фазу международной заявки в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
(1) В соответствии с пунктом 1 статьи 37.1 Закона федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности начинает рассмотрение международной заявки по истечении тридцати одного месяца с даты испрашиваемого в международной заявке приоритета при условии представления заявителем как минимум заявления, содержащегося в международной заявке, на русском языке либо его перевода на русский язык, либо заявления о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель.
(2) По просьбе заявителя рассмотрение международной заявки может быть начато ранее установленного срока.
В случае если просьба о начале рассмотрения международной заявки ранее указанного срока подана заявителем до даты ее международной публикации, вместе с переводом заявки на русский язык должна быть представлена зарегистрированная получающим ведомством копия международной заявки, в отношении которой установлена дата ее международной подачи.
(3) В соответствии с пунктом 17.1 настоящих Правил о факте поступления документов переводимой на национальную фазу международной заявки заявителю направляется уведомление с сообщением присвоенного федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности регистрационного номера заявки и даты поступления документов.
(4) Если устанавливается, что документы, указанные в подпункте (3) пункта 22.2 Правил, не представлены заявителем в установленный срок, действие международной заявки в отношении Российской Федерации в соответствии с РСТ может быть прекращено.
Документы, представленные по истечении установленного срока, могут быть приняты федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности к рассмотрению при условии подтверждения заявителем уважительных причин пропуска установленного срока в порядке, предусмотренном правилом 49.6 Инструкции, а также уплаты установленной пошлины.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Инструкции к Договору о патентной кооперации правило 49.6 отсутствует
22.3.1. Экспертиза международной заявки.
(1) В соответствии со статьей 11(3) РСТ в качестве даты подачи международной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, как в указанное или выбранное ведомство, рассматривается дата ее международной подачи.
(2) При проведении экспертизы в соответствии со статьей 27(1) РСТ к форме и содержанию международной заявки (в том числе в отношении единства полезной модели), предъявляются требования, предусмотренные РСТ и Инструкцией.
(3) При проведении экспертизы проверяется:
- наличие документов, указанных в подпунктах (2) и (3) пункта 22.2 настоящих Правил;
- соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру;
- соответствие сведений, указанных в заявлении, библиографическим данным, указанным в публикации международной заявки;
- наличие документов об изменении сведений о наименовании заявителя, об авторах, а также об испрашиваемом приоритете;
- соблюден ли установленный порядок представления дополнительных материалов (пункт 22.5 настоящих Правил);
- правильность классификации полезной модели по МПК;
- наличие в случае необходимости доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям;
- наличие оснований для испрашивания приоритета полезной модели (если он испрашивается в соответствии с пунктами 2-6 статьи 19 Закона) в соответствии с пунктом 17.9 настоящих Правил. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с правилом 17(2)(а) Инструкции может запросить копию первой заявки из Международного бюро ВОИС. Перевод первой заявки на русский язык, если она составлена на другом языке, при необходимости может быть запрошен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности у заявителя;
- наличие отчета о международном поиске и/или заключения международной предварительной экспертизы.
Если отчет о международном поиске и/или заключение международной предварительной экспертизы содержат выводы о нарушении требования единства полезной модели и устанавливается их обоснованность, то в случае, если по каким-либо частям международной заявки не составлялся отчет о международном поиске или не проводилась международная предварительная экспертиза, так как заявитель не уплатил предусмотренные статьями 17(3)(b) и 34(3)(b) PCT дополнительные пошлины, указанные части международной заявки могут быть приняты к рассмотрению при условии уплаты заявителем установленной пошлины.
В случае неуплаты установленной пошлины к рассмотрению принимаются только те части международной заявки, по которым составлялся отчет о международном поиске и/или проводилась международная предварительная экспертиза.
(4) Если в процессе экспертизы международной заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю направляется запрос с предложением представить отсутствующие или исправленные документы в течение двух месяцев с даты его получения.
(5) Если в отношении полезной модели установлено нарушение требования единства в соответствии с правилом 13 Инструкции, то согласно статье 27(4) РСТ осуществляется проверка на соответствие требованию единства в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Правил.
Если результат проверки в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Правил положителен, заявитель уведомляется о результатах проверки, а также о его праве настаивать на применении к его международной заявке требований, предусмотренных Инструкцией.
Если заявитель настаивает на применении требований РСТ и Инструкции, то окончательный вывод делается по результатам проверки соответствия требованиям единства полезной модели в соответствии с Инструкцией с учетом приведенных заявителем доводов.
22.4 Проверка допустимости внесенных в международную заявку изменений
(1) Если международная заявка переведена заявителем на национальную фазу рассмотрения с учетом изменений формулы полезной модели в соответствии со статьей 19 РСТ, опубликованных Международным бюро ВОИС вместе с международной заявкой или в дополнение к ней, и/или с учетом изменений формулы, описания, чертежей в соответствии со статьей 34 РСТ, принятых органом международной предварительной экспертизы, проверяется, не выходят ли эти изменения за рамки первоначальных материалов международной заявки, в качестве которых рассматриваются материалы, содержащиеся в заявке на дату ее международной подачи.
Проверка изменений, внесенных заявителем в международную заявку на национальной фазе рассмотрения (в частности, одновременно с представлением в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности перевода на русский язык международной заявки) осуществляется в соответствии со статьей 20 Закона и пунктом 17.12 настоящих Правил.
При проверке допустимости внесенных в международную заявку изменений федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в случае необходимости, может запросить у заявителя предоставление перевода на русский язык документов, содержащихся в международной заявке на дату ее подачи.
(2) В соответствии с пунктом 2 статьи 37.1 и пунктами 3 и 4 статьи 20 Закона срок, в течение которого заявитель имеет право внести в международную заявку изменения по своей инициативе без уплаты пошлины, отсчитывается с даты начала рассмотрения международной заявки в соответствии с Законом.
При проверке дополнительных материалов в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил первоначальными материалами международной заявки на национальной фазе рассмотрения считаются материалы, содержащиеся в международной заявке на дату ее международной подачи.
22.5. Решение о выдаче патента.
При положительном результате проверки документов международной заявки заявителю направляется решение о выдаче патента на полезную модель.
22.6. Ознакомление с материалами международной заявки.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии со статьей 30(2)(а) Договора о патентной кооперации предоставляет сведения о международной заявке третьему лицу после даты международной публикации этой заявки, либо по просьбе или с разрешения заявителя ранее указанного срока. В соответствии со статьей 30(2)(b) PCT федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в любое время без просьбы или разрешения заявителя может сообщить третьим лицам сведения о получающем ведомстве, имени заявителя, дате международной подачи, номере международной заявки и названии полезной модели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.