Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Распоряжению Правительства Красноярского края
от 19 июля 2011 г. N 565-Р
Концепция
развития информационного общества и формирования
электронного Правительства в Красноярском крае до 2014 года
1. Введение
Настоящая Концепция развития информационного общества и формирования электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года (далее по тексту - Концепция) разработана министерством информатизации и связи Красноярского края.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В рамках настоящей концепции под электронным правительством в Красноярском крае понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти Красноярского края и местного самоуправления Красноярского края, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления Красноярского края.
Основанием для разработки Концепции являются перечисленные ниже документы.
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
4. Концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления, одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. N 90.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2009 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 06.09.2009" следует читать как "от 08.09.2010"
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 15.07.2009" следует читать как "от 15.06.2009"
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям".
11. Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 947.
12. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р.
13. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 N 871-р.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 654-р "О базовых государственных информационных ресурсах".
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Красноярском крае (далее - край) электронного правительства на период до 2014 года.
2. Предпосылки для развития в крае информационного общества
и формирования электронного правительства
Постановка задачи по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае стала возможной благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере, органах государственной власти края и органах местного самоуправления края.
Достигнут минимально необходимый уровень развития телекоммуникаций, доступа в сеть Интернет и обеспеченности населения средствами связи и компьютерной техникой. Повышается уровень компьютерной грамотности населения. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.
Завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти края и местного самоуправления края современной вычислительной техникой.
В крае имеется успешный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (запись на прием к врачу, услуги на базе единой социальной карты жителя края), а также автоматизации оказания коммерческих услуг (оплата за услуги связи, оплата услуг ЖКХ и т.д.).
На федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, есть хорошая динамика ее совершенствования.
Успешно функционируют краевые отраслевые информационные системы в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, экономики, финансов, сельского хозяйства и природопользования, потенциально пригодные для преобразования в функциональные системы электронного правительства.
В рамках межотраслевой информатизации создана автоматизированная информационная система мониторинга муниципальных образований края (АИС "ММО"), в рамках которой обеспечен регулярный мониторинг показателей социально-экономического развития муниципальных образований края.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Енисей" успешно используется для обеспечения служебной коммуникации в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, управления финансами и обеспечения деятельности мировых судов.
В 2007-2008 годах разработано прикладное программное обеспечение двух инфраструктурных систем краевого электронного правительства: Централизованного хранилища данных, обеспечивающего совместимость информации, консолидируемой из отраслевых информационных систем и иных источников, а также Банка пространственных данных, содержащего картографическую основу и спутниковые снимки территории всего края.
Формируется организационная структура краевой информатизации: Комиссия при Губернаторе края по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае (далее - комиссия), министерство информатизации и связи края, краевое государственное казенное учреждение "Центр информационных технологий".
Функционируют информационные системы реестра и портала государственных и муниципальных услуг края.
Разработан и утвержден комиссией региональный план развития информационного общества и формирования электронного правительства в крае на 2010 - 2012 годы (далее - Региональный план).
Региональным планом предусмотрено создание соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности органов исполнительной власти края, многие из которых в настоящее время внедряют информационные системы управления. Планируется перевод ведомственного документооборота в электронный вид. Практически все органы государственной власти края имеют ведомственные Интернет-сайты либо размещают информацию о своей деятельности на официальном сайте края (краевой портал www.krskstate.ru). Разрабатываются технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.
В 20 муниципальных образованиях края эксплуатируется система обращения единой социальной карты жителя края (ЕСККК). Эта система является инфраструктурной основой для перехода края на универсальную электронную карту как инструмент доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме.
Определена организация, ответственная за выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт, взаимодействующая с федеральной уполномоченной организацией ОАО "Универсальная электронная карта".
Функционирует краевая система диспетчеризации подвижных объектов с использованием технологии ГЛОНАСС.
Завершено проектирование и частичный ввод в эксплуатацию краевой автоматизированной системы "Безопасный город".
Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам.
Не в полной мере сформирована нормативная база краевого уровня, необходимая для формирования электронного правительства в крае.
Не определена архитектура электронного правительства в крае, регламенты межведомственного юридически значимого электронного взаимодействия и процедуры, регулирующие интеграцию новых сервисов с существующими информационными системами.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Действующие краевые ведомственные информационные системы формировались отдельными органами исполнительной власти края в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти края и органам местного самоуправления края для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в краевых и муниципальных информационных системах.
Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
Использование в деятельности органов исполнительной власти края закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам.
Не в полной мере определены технологии перехода к предоставлению государственных услуг в электронной форме. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к Интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти края между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между федеральными, краевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления края.
Не полностью автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.
Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного и муниципального управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных и муниципальных информационных систем.
Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.
Низкий уровень информационного обеспечения населения о возможности получения в электронном виде уже существующих услуг, отсутствие механизма обучения и консультационной поддержки, а также механизма обратной связи, позволяющего оценить удовлетворенность жителей края оказанным сервисом, сдерживают процесс распространения ИКТ среди населения.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.
Формирование электронного правительства в крае требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в рамках единой государственной политики.
3. Цели и задачи развития информационного общества
и формирования электронного правительства в крае
Целью формирования и развития информационного общества в крае является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности краевой экономики, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования ИКТ.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти края, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ;
Для решения поставленных задач органы государственной власти края должны:
разрабатывать основные мероприятия по развитию информационного общества, создавать условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
принимать участие в развитии законодательства и совершенствовании правоприменительной практики в области использования ИКТ;
создавать благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких ИКТ;
создавать условия для равного доступа граждан к информации;
в дополнение к сети пунктов коллективного доступа, развернутой на базе отделений УФПС "Почта России" в рамках федеральной целевой программы, создавать сети доступа к сервисам электронного правительства в крае на базе подконтрольных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края бюджетных сетей, включая учреждения образования, культуры и социальной защиты населения;
организовать мероприятия по повышению компьютерной грамотности населения края с целью формирования спроса на услуги электронного правительства в крае с использованием, в том числе, потенциала образовательных учреждений, общественных организаций, благотворительных фондов и частной инициативы;
создавать Wi-Fi зоны в автономных, бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края, и содействовать созданию таких зон в иных общественных местах;
осуществлять мониторинг наиболее острых общественных проблем в территориальном и отраслевом разрезе и в приоритетном порядке планировать мероприятия, обеспечивающие средствами электронного правительства их решение в короткие сроки.
Целями формирования в крае электронного правительства являются:
повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти края, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти края, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства в крае при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края, основанных на использовании современных ИКТ;
оказание в электронной форме государственных (муниципальных) услуг, наиболее востребованных потребителями;
предоставление государственных (муниципальных) услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти края с гражданами и организациями;
создание защищенной системы юридически значимого межведомственного электронного документооборота;
внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей особенности эксплуатации государственных информационных систем;
определение процедур интеграции новых сервисов и услуг в информационную инфраструктуру электронного правительства;
формирование спроса на государственные (муниципальные) услуги, предоставляемые в электронном виде, путем организации консультационной поддержки и обучения;
очное и дистанционное обучение государственных (муниципальных) служащих работе в формате электронного правительства в крае;
популяризация концепции электронного правительства в крае и государственных (муниципальных) услуг в электронной форме в средствах массовой информации.
Руководящими принципами формирования электронного правительства в крае являются:
обеспечение межведомственного юридически значимого электронного взаимодействия органов государственной власти края и местного самоуправления края между собой, с гражданами и организациями;
гарантии финансирования, функционирования и развития краевых информационных систем как средство обеспечения их устойчивости и надежности;
обеспечение доступа к государственным (муниципальным) услугам с помощью информационных систем в режиме реального времени;
предоставление в электронной форме государственных (муниципальных) услуг, наиболее востребованных обществом и бизнесом;
право потребителя на выбор формы предоставления государственных (муниципальных) услуг;
развитие механизмов обратной связи органов государственной власти края с населением и бизнесом;
открытость деятельности и ответственность органов государственной власти края перед обществом;
мониторинг и оценка потребностей, затрат, прибылей, полезности, а также возможных последствий функционирования электронного правительства в крае;
координация и согласование действий органов государственной власти края при организации государственных закупок и размещении государственных заказов для решения задач развития информационного общества и формирования электронного правительства в крае;
опора на надежные и проверенные промышленные технические и технологические решения, существующую инфраструктуру, услуги и сервисы, уже созданные на территории края.
4. Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства в крае
4.1. Создание защищенной сети передачи данных органов
государственной власти края и органов местного самоуправления края
Защищенная сеть передачи данных (далее - сеть) является основой технологического обеспечения текущей деятельности и межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления края в рамках электронного правительства.
При создании сети необходимо обеспечить:
использование сервисов, предоставляемых государственными и коммерческими телекоммуникационными системами, а также возможностей телекоммуникационной системы "Енисей";
поэтапное подключение к сети локальных вычислительных сетей органов государственной власти края и органов местного самоуправления края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также учреждений, подведомственных органам государственной власти края и органам местного самоуправления края;
поэтапное подключение к сети ведомственных информационных систем;
возможность централизованного управления обменом информацией между подключенными к сети локальными вычислительными сетями участников информационного взаимодействия;
возможность автономного администрирования локальных вычислительных сетей участников взаимодействия;
выделение сегментов, обслуживающих отдельные технологические процессы электронного правительства в крае и обеспечивающих обращение информации в соответствии с предъявляемыми требованиями безопасности;
осуществление выбора технологических решений на базе принципов экономической и технологической целесообразности.
4.2. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан
к информации о деятельности органов государственной власти
и органов местного самоуправления на основе ИКТ
В целях расширения возможности удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края на основе использования современных ИКТ необходимо обеспечить:
развитие официальных сайтов органов государственной власти края и местного самоуправления края в сети Интернет (далее - сайт), полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;
формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края и предоставляемых государственных (муниципальных) услугах гражданам и организациям;
внедрение в практику деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края центров обработки телефонных обращений граждан;
создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг и взаимодействия граждан с органами государственной власти края и органами местного самоуправления края;
создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для органов государственной власти края и органов местного самоуправления края для размещения их сайтов.
4.2.1. Развитие официальных сайтов органов
государственной власти края в сети Интернет
Органы государственной власти должны обеспечивать размещение на сайтах информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления края.
Для каждой информационной системы должен быть определен перечень сведений, подлежащих раскрытию с помощью сайтов.
Должен быть обеспечен доступ пользователей к официальным сайтам государственных органов, интерактивным сервисам, а также к возможности использования интерактивных платежей, осуществляемых с различных программно-аппаратных платформ, включая мобильные электронные устройства.
4.2.2. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации
о деятельности органов государственной власти края
и местного самоуправления края и к государственным (муниципальным) услугам,
предоставляемым в электронной форме
Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края и предоставляемых ими государственных (муниципальных) услугах органы государственной власти края должны содействовать созданию центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, МФЦ, региональных и муниципальных библиотек и в других публичных местах. Кроме того, центры общественного доступа или информационные терминалы могут устанавливаться в органах государственной власти края и органах местного самоуправления края, оказывающих государственные (муниципальные) услуги гражданам и организациям.
Центр общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края и оказываемых ими государственных (муниципальных) услугах, размещаемой в сети Интернет, может содержать автоматизированные рабочие места или информационные терминалы, подключенные к сети Интернет.
4.2.3. Развитие ведомственных центров обработки
телефонных обращений населения и организаций
В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти края и органы местного самоуправления края и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений.
Запрос в центр телефонного обслуживания осуществляется по единому региональному номеру.
На краевом уровне должен быть создан единый центр телефонного обслуживания края.
Центры обработки телефонных обращений должны обеспечивать:
прием и обработку телефонных запросов от граждан и организаций;
предоставление им общей справочной информации;
предоставление справочной информации о времени и месте приема граждан, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, условиях и порядке предоставления государственных услуг;
переключение на центр телефонного обслуживания другого ведомства в случае, если содержание обращения относится к сфере его компетенции;
информирование заявителей об их правах и о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
предоставление заявителю информации о статусе и результатах оказания им государственной (муниципальной) услуги.
В целях обеспечения эффективной организации создания и последующего функционирования ведомственных центров телефонного обслуживания должны быть разработаны единые требования, определяющие необходимый перечень и условия предоставления информации по телефонным обращениям, порядок взаимодействия с гражданами в случае телефонного обращения, технологические параметры функционирования указанных центров.
Центры телефонного обслуживания входят в состав единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти края и органами местного самоуправления края.
4.2.4. Создание единой системы информационно-справочной поддержки
взаимодействия граждан с органами государственной власти
и органов местного самоуправления Красноярского края
В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с органами государственной власти края и органами местного самоуправления Красноярского края должна быть создана единая информационно-справочная система.
Основой справочной системы являются краевые реестры государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, с информацией об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан органами государственной власти края с указанием телефонов, времени приема и ответственных должностных лиц, порядка обжалования действий (бездействия) сотрудников органов государственной власти края при выполнении обязанностей по предоставлению государственных услуг.
Единая информационно-справочная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан и организаций, поиск и определение ответственного органа государственного власти края и органа местного самоуправления края за предоставление государственной (муниципальной) услуги или более подробной информации, а также доведение этих сведений до заявителя в режиме реального времени.
Система состоит из краевого портала государственных и муниципальных услуг и центра телефонного обслуживания, интегрированных с единым порталом государственных и муниципальных услуг и федеральным центром обработки телефонных вызовов.
Краевой портал государственных и муниципальных услуг (далее - портал услуг) - это краевая государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; предназначен для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Портал услуг должен содержать информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных (муниципальных) услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий и др.) портал услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной (муниципальной) услуги. Таким образом, портал услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края.
Краевой центр телефонного обслуживания обеспечивает прием и обработку поступивших телефонных запросов от граждан, предоставление общей справочной информации, а также обеспечивает переключение на ведомственные центры обработки телефонных обращений.
4.3. Предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием современных ИКТ
4.3.1. Предоставление государственных и муниципальных услуг
на основе многофункциональных центров
В целях повышения удобства при очном взаимодействии граждан и организаций с органами государственной власти края и органами местного самоуправления края должны создаваться многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).
Многофункциональные центры создаются для обеспечения предоставления федеральными органами государственной власти, органами государственной власти края и органами местного самоуправления края комплекса взаимоувязанных между собой государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна", при этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной (муниципальной) услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя.
Многофункциональные центры являются составной частью единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления края.
4.3.2. Предоставление государственных и муниципальных услуг
с использованием сети Интернет
В рамках организации взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления края с гражданами и организациями в процессе предоставления государственных услуг должны также широко использоваться возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет. Перевод всего или отдельных этапов взаимодействия с гражданами и организациями в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной (муниципальной) услуги, снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти края и органы местного самоуправления края и содержанием соответствующей материально-технической инфраструктуры и служащих, облегчить доступ к услугам со стороны граждан и организаций.
Получение государственных (муниципальных) услуг в транзакционном режиме с использованием электронных коммуникаций предполагает реорганизацию и автоматизацию всех связанных с ее предоставлением административно-управленческих процедур.
Наибольший эффект от оказания услуг в электронном виде может быть получен в случае, если их предоставление требует обращения в различные органы государственной власти края и органы местного самоуправления края или от их взаимодействия между собой, за счет интеграции поддерживающих соответствующие процессы ведомственных информационных систем, автоматизации процедур информационного обмена между ними и обеспечения законности и юридической значимости такого взаимодействия.
4.3.3. Создание единой инфраструктуры обеспечения
юридически значимого электронного взаимодействия
Автоматизация процессов обмена данными между отдельными государственными и муниципальными информационными системами, а также обеспечение доступа к ним других органов государственной власти края и органов местного самоуправления Красноярского края требует создания интеграционной информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности.
В этих целях необходимо обеспечить:
создание защищенной сети передачи данных органов государственной власти края и органов местного самоуправления края, а также подведомственных им учреждений, которая объединит государственные и муниципальные информационные системы и обеспечит возможность передачи данных в электронном виде на межведомственном уровне;
создание региональной системы межведомственного электронного взаимодействия;
определение требований к порядку ввода в эксплуатацию краевых информационных систем, используемых для оказания государственных и муниципальных услуг и порядок их эксплуатации.
Защищенная сеть передачи данных должна быть территориально распределенной, охватывающей практически всю территорию Красноярского края, ее узлы должны размещаться во всех пунктах дислокации органов государственной власти края и органов местного самоуправления края и подведомственных им учреждений и должна обеспечивать:
комплексное оказание широкого спектра современных телекоммуникационных услуг (в том числе по передаче данных, речи и видео, IP-телефонии и видеоконференцсвязи) на базе унифицированных и модульно наращиваемых технических решений;
формирование телекоммуникационного пространства в интересах органов государственной власти края и органов местного самоуправления края и граждан, обеспечивающего информационный обмен в соответствии с установленными регламентами, с использованием единых протоколов связи и технологий взаимодействия;
гарантированный уровень безопасности государственных (муниципальных) информационных систем, ресурсов и технологий.
Региональная система межведомственного электронного взаимодействия должна представлять собой краевую государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. При ее создании должна быть обеспечена возможность соблюдения технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 N 190.
Цели, задачи и функции региональной системы межведомственного электронного взаимодействия должны соответствовать целям, задачам и функциям единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4.4. Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота
В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления края будут выполнены работы по созданию и внедрению защищенной технологической системы межведомственного электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный информационный и документационный обмен между Администрацией Губернатора края, аппаратом Правительства края, Законодательным Собранием края, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами в крае, органами местного самоуправления края, а так же государственными учреждениями. При этом должна быть гарантирована достоверность и целостность передаваемой информации.
Система межведомственного электронного документооборота создается для осуществления защищенного обмена электронными документами и сообщениями. При этом в переходный период предполагается дублировать электронные документы документами, подготовленными на бумажных носителях.
Должны быть обеспечены возможности интегрирования системы межведомственного электронного документооборота с ведомственными информационными системами и системами электронного документооборота.
Ключевым мероприятием, направленным на введение в эксплуатацию электронной цифровой подписи является заключение договора о едином пространстве доверия между Министерством коммуникаций и связи Российской Федерации и Правительством Красноярского края. В рамках реализации договора на территории Красноярского края запланировано размещение Удостоверяющего центра, осуществляющего выдачу и обслуживание электронных цифровых подписей, действие которых будет распространяться по всей территории Российской Федерации.
4.5. Внедрение информационных систем планирования
и мониторинга деятельности органов государственной власти края
и органов местного самоуправления края
В условиях перехода органов государственной власти края и органов местного самоуправления края на программно-целевые методы планирования, принципы проектного управления и систему ключевых показателей необходимо обеспечить широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятельностью органов государственной власти.
Совершенствование на основе ИКТ системы информационно-аналитического обеспечения государственного и муниципального управления позволит повысить оперативность получения и доступность информации, а так же качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края.
В рамках данного направления необходимо обеспечить:
развитие уже созданной в крае единой двухуровневой автоматизированной информационной системы мониторинга показателей социально-экономического развития края в целом (АИС "Регион-24") и муниципальных образований края (АИС "ММО") в направлении развития геоинформационных сервисов (пространственного представления данных), формирования прикладных инструментов анализа для отраслевых министерств;
оценку результативности деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края в рамках созданной единой двухуровневой автоматизированной информационной системы (АИС "Регион-24" и АИС "ММО");
развитие существующей информационной системы моделирования, ситуационного прогнозирования и индикативного планирования социально-экономического развития края (АИС "План-Прогноз") в направлении развития прикладных сервисов (формирования для отраслевых министерств набора прикладных задач для углубленного анализа, индикативного планирования и прогнозирования различных сфер экономики).
Унификация и автоматизация процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении в рамках создания единой информационной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края позволит значительно повысить качество принимаемых решений на всех уровнях государственного управления и ужесточить контроль за их исполнением.
Для обеспечения эффективного управления деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления края на базе существующих информационных систем необходимо осуществить внедрение и развитие комплексных информационно-аналитических систем управления деятельностью этих органов, в том числе систем управления проектами, систем формирования ведомственной управленческой отчетности, систем управления финансовыми и другими ресурсами. Выбор конкретных решений должен осуществляться с учетом масштаба и задач деятельности ведомства.
4.6. Формирование необходимой нормативной правовой базы
формирования электронного правительства в крае
Существующая краевая нормативно-правовая база не покрывает сложившегося многообразия отношений, возникающих в рамках создания и использования ИКТ в государственном и муниципальном управлении края. Действующие нормативные правовые акты не согласованы между собой и регламентируют только отдельные специальные аспекты информационного обмена между органами государственной власти края и органами местного самоуправления края, гражданами и организациями.
Формирование нормативной правовой базы должно быть направлено на обеспечение правовых условий создания и деятельности электронного правительства в крае, создание правовой основы для обеспечения эффективного использования ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления края, реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в этой сфере.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы необходимо обеспечить:
развитие законодательства, обеспечивающего распределение полномочий между органами государственной власти края в вопросах информатизации и связи, а также процедуры создания и регистрации краевых информационных систем;
подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения необходимого объема авторских имущественных прав, в процессе закупок программ для ЭВМ для государственных нужд;
внесение изменений в нормативные акты для регламентации вопросов, связанных с внедрением в органах государственной власти края и органах местного самоуправления края систем электронного документооборота, использованием в системах электронного документооборота открытых стандартов форматов электронных документов, эксплуатации краевых информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости;
подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления края, в процессе выполнения закрепленных за ними функций, идентификации участников электронного взаимодействия, деятельности уполномоченных государственных и муниципальных органов в электронном информационном обмене.
5. Основные этапы формирования электронного правительства в крае до 2014 года
Формирование электронного правительства в крае до 2014 года планируется обеспечить в два основных этапа.
На первом этапе в 2011 году планируется разработать необходимые нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления края, а также предоставления государственных (муниципальных) услуг. На данном этапе необходимо также разработать типовые технологические решения поддержки предоставления государственных (муниципальных) услуг и обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления края на основе ИКТ и провести их апробацию на отдельных примерах. Для апробации пилотных проектов и подготовки к тиражированию типовых решений органами государственной власти и органами местного самоуправления края на договорной основе создаются экспериментальные площадки. Одновременно предполагается завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов электронного правительства в крае: единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота.
На втором этапе в 2012-2014 годах необходимо обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края типовых технологических решений, завершить первый этап создания межведомственных компонентов с вводом их в промышленную эксплуатацию, а также обеспечить переход к оказанию наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
6. Управление формированием электронного правительства в крае
Управление реализацией Концепции должно гарантировать достижение целей, эффективность формирования электронного правительства в крае, а также долгосрочную устойчивость получаемых результатов.
Координацию деятельности по формированию электронного правительства в крае осуществляет комиссия.
Обеспечение деятельности комиссии в части формирования и развития нормативно-правовых и методологических основ электронного правительства, внедрение системы управления по результатам и реализации проектов по межведомственному информационному взаимодействию в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров осуществляется профильными рабочими группами комиссии.
Функции создания и внедрения единой информационно-справочной системы, информационно-технологической инфраструктуры обеспечения межведомственного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти края с гражданами и организациями, единой информационной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг, технологического администрирования компонентов электронного правительства в крае, создание системы защищенного межведомственного электронного документооборота возлагаются на министерство информатизации и связи Красноярского края и подведомственные ему учреждения.
Механизмами реализации концепции являются долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы органов государственной власти края, осуществляемые за счет средств бюджета края, а так же инвестиции хозяйствующих субъектов.
7. Оценка социально-экономической эффективности формирования
электронного правительства в крае
С учетом основных направлений формирования электронного правительства в крае представляется возможным оценить эффект реализации Концепции по следующим основным направлениям:
снижение трудозатрат органов государственной власти и органов местного самоуправления края на организацию обмена информацией на межведомственном уровне за счет обеспечения доступности государственных и муниципальных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных и муниципальных информационных систем, развития межведомственной системы электронного документооборота;
уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти и органы местного самоуправления края необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг, сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ на принципах "одного окна";
обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления края, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей за счет создания новых и модернизации действующих официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей;
повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление, за счет создания соответствующих краевых информационных систем;
развитие краевой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение информационного единства края за счет формирования единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти и органов местного самоуправления края.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Красноярского края от 19 июля 2011 г. N 565-Р Об одобрении концепции развития информационного общества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.