Порядок
проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 сентября 2003 г. N 99)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
I. Область применения
1. Настоящий документ устанавливает порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России) и находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями - центрами стандартизации, метрологии и сертификации государственного контроля и надзора.
Документ разработан в соответствии с действующими законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. N 498 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст.2434), Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст.2009).
II. Общие положения
2. Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований к продукции, установленных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными документами Госстандарта России, в части обязательных требований.
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 1997, ст.3899) и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 1999, ст.3746), а также номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции осуществляется на стадиях ее жизненного цикла, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4. Государственный контроль и надзор осуществляется должностными лицами Госстандарта России и центрами стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 года N 287 "Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации".
5. При проведении государственного контроля и надзора проверяется:
продукция;
техническая документация на продукцию, в том числе документация о соответствии ее обязательным требованиям согласно нормативным документам в области обязательного подтверждения соответствия,
соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.
6. Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (далее - главный государственный инспектор Российской Федерации и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации).
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.
Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся по распоряжениям:
главного государственного инспектора Российской Федерации, его заместителей;
главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.
Продолжительность мероприятия по государственному контролю и надзору не должна превышать одного месяца.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по государственному контролю и надзору, на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего мероприятие по государственному контролю и надзору, главным государственным инспектором субъекта (региона) Российской Федерации (его заместителем), срок проведения мероприятия по контролю и надзору может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Мероприятие по государственному контролю и надзору может проводиться только указанным в распоряжении должностным лицом (лицами).
7. Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.
III. Проведение государственного контроля и надзора
8. По прибытии к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю государственный инспектор (руководитель проверки):
представляется руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, предъявляет удостоверение государственного инспектора установленного образца и распоряжение о проведении государственного контроля и надзора установленной формы (приложение 1);
представляет других участников проверки;
знакомит руководителя юридического лица (иное должностное лицо юридического лица) или индивидуального предпринимателя с задачами государственного контроля и надзора и программой его проведения (если она составлялась);
уточняет номенклатуру проверяемой продукции и перечень необходимых документов и сведений для проведения мероприятий по контролю и надзору;
распределяет работы при проведении мероприятия по контролю между его участниками.
9. При проведении государственного контроля и надзора государственные инспекторы посещают объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При проведении мероприятия по контролю могут присутствовать представители юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При проведении государственного контроля и надзора проводится:
отбор образцов (проб) продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов;
технический осмотр продукции;
исследования (испытания), экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
проверка соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными документами на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.
10. При проведении государственного контроля и надзора продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, проверяется:
наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации, либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;
идентичность проверяемой продукции ее наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия или его копии, или в декларации о соответствии;
наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного органом по сертификации;
правильность маркирования знаком соответствия;
своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, а также об изменении наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских реквизитов.
11. Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов (приложение 2).
12. Технический осмотр продукции проводится непосредственно государственным инспектором в присутствии специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы (приложение 3).
13. Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки).
Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора, либо в аккредитованной испытательной лаборатории.
Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции.
Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре).
Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.
На основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия продукции обязательным требованиям.
IV. Оформление результатов государственного контроля и надзора
14. По результатам мероприятий по контролю и надзору составляется акт проверки в двух экземплярах с необходимыми приложениями (протокол испытаний, акт отбора образцов, протокол технического осмотра и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю и надзору).
15. Акт проверки составляется согласно прилагаемому образцу (приложение 4).
В акте указываются:
дата, время и место составления акта;
дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.
В частности при заполнении разделов 2-5 необходимо указать.
В разделе "Результаты проверки":
наименование проверенной продукции, наименование и обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена проверка;
сведения о продукции - отечественная, импортная с указанием страны-изготовителя, наименование и адрес (при наличии) изготовителя и (или) поставщика продукции;
сведения о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям;
сведения о маркировании знаком соответствия;
перечень выявленных нарушений обязательных требований с указанием документа и конкретных пунктов, требования которых нарушены.
Если продукция и документация, необходимые для проведения мероприятий по контролю и надзору, не предоставлены или мероприятия по контролю и надзору не проводились из-за отсутствия готовой продукции, то в разделе делается соответствующая запись.
Если мероприятиями по контролю и надзору нарушений не выявлено, то в разделе делается соответствующая запись.
В разделе "Метрологическое обеспечение" - выявленные нарушения метрологических правил и норм.
В разделе акта "Причины нарушений" - причины выявленных нарушений.
В разделе "Выводы":
общее заключение о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований;
меры, принятые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в ходе проверки;
акт подписывается всеми участниками проверки.
16. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручают руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица), индивидуальному предпринимателю под расписку, либо направляют посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта, остающемуся в центре стандартизации, метрологии и сертификации. Уведомление о вручении акта прилагается также при направлении материалов проверки в судебные органы.
В случае отказа руководителя юридического лица (должностного лица юридического лица) или индивидуального предпринимателя от получения акта проверки в нем делается запись: "от получения отказался".
Ответственным за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте проверки материалов является руководитель проверки.
17. Государственный инспектор (руководитель проверки) в журнале учета мероприятий по контролю производит запись о проведенном мероприятии по контролю и надзору, содержащую сведения о наименовании центра стандартизации, метрологии и сертификации, дате, времени проведения мероприятия по контролю и надзору, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного государственного контроля и надзора, делается соответствующая запись.
18. Участники проверки, руководитель юридического лица (иное должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту проверки. В акте делается пометка: "С особым мнением".
19. Действия государственного инспектора при проведении государственного контроля и надзора или решение, принятое по его результатам, могут быть обжалованы в установленном порядке.
V. Реализация результатов государственного контроля и надзора
20. По результатам проверки главные государственные инспектора (их заместители) и государственные инспектора в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицами и индивидуальным предпринимателями, предусмотренные действующим законодательством предписания.
21. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
22. Информация о нарушениях, установленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным контрольно-надзорным органам, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей.
23. Информация о нарушениях требований действующих нормативных правовых документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативных правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р, направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат или зарегистрировавший декларацию о соответствии, и в центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, на территории деятельности которого находится орган по сертификации.
24. Информация о результатах мероприятия по контролю и надзору в установленном порядке представляется в Госстандарт России.
Главный государственный инспектор Российской Федерации (его заместители) и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместители) обеспечивают контроль за исполнением выданных предписаний.
Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки.
Если при повторной проверке нарушений не выявлено, государственный инспектор (руководитель проверки) на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.