Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 28 февраля 2013 г. N 68-П
Программа
улучшения условий и охраны труда в Красноярском крае на 2013-2015 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа улучшения условий и охраны труда в Красноярском крае на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351; приказ Минздравсоцразвития России от 17.02.2010 N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда"; статья 5 Закона Красноярского края от 29.06.1999 N 7-419 "Об охране труда в Красноярском крае" |
Государственный заказчик Программы |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
Разработчик Программы |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
Исполнители мероприятий Программы |
агентство труда и занятости населения Красноярского края; министерство экономики и регионального развития Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; Государственная инспекция труда в Красноярском крае; государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Федерация профсоюзов Красноярского края; работодатели; региональные объединения работодателей |
Цель и задачи Программы |
цель - улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Красноярского края. Задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Красноярского края; совершенствование нормативно-правовой базы Красноярского края в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Срок реализации Программы |
2013-2015 годы |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
целевые индикаторы Программы: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.); удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; удельная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих; удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10 тыс. работающих; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике Красноярского края). Показатели Программы: удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда (% от общего количества рабочих мест в Красноярском крае); удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда (% от общего количества занятых в экономике Красноярского края); количество организаций, расположенных на территории Красноярского края, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; численность руководителей и специалистов организаций Красноярского края, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда; численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами; численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных Программой |
реализация мероприятий будет осуществляться в рамках текущего бюджетного финансирования, а также за счет средств государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - 24 150, 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 7 620,0 тыс. рублей, 2014 год - 8 050,0 тыс. рублей, 2015 год - 8 480,0 тыс. рублей |
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения на уровне
Красноярского края программным методом
Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. Основой экономики региона является промышленность, ее удельный вес в валовом региональном продукте Красноярского края около 50 процентов. Благодаря уникальным природным ресурсам в регионе развиты многие виды промышленной деятельности - гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная и химическая промышленность. Указанные виды экономической деятельности относятся к категории наиболее травмоопасных и вредных производств.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет в Красноярском крае ежегодно получают травмы более 1500 человек. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тысячу работающих в Красноярском крае характеризуется следующими данными.
Таблица 1
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Красноярскстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
3,4 |
3,0 |
2,7 |
2,9 |
Красноярский край |
3,1 |
2,9 |
2,8 |
2,4 |
2,5 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Красноярском крае показывает, что основными причинами их возникновения являются неудовлетворительная организация производства работ и нарушение требований безопасности, недостатки в обучении безопасным приемам труда, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, несовершенство и нарушение технологических процессов, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, неприменение работником средств индивидуальной защиты.
По данным Государственной инспекции труда в Красноярском крае наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом наблюдается в организациях следующих видов экономической деятельности: строительство - 21,6%, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство - 17%, обрабатывающие производства - 12,5%, транспорт и связь - 10,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 5,7%.
За последние пять лет резко возросла тяжесть полученных на производстве травм. По сравнению с 2006 годом число дней нетрудоспособности у пострадавших, связанной с тяжестью полученного трудового увечья, увеличилось практически в два раза и составляет по данным Красноярскстата по итогам 2010 года 50,5 дня.
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать вывод, что в организациях, действующих на территории Красноярского края, охваченных статистическим наблюдением, в последние годы наблюдается тревожная тенденция роста удельного веса работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. В отраслевом разрезе наиболее неблагоприятная ситуация в организациях по добыче полезных ископаемых, целлюлозно-бумажного производства, металлургического производства.
Воздействие вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности является причиной профессиональных заболеваний, а также способствует развитию и прогрессированию общих заболеваний, которые в значительной степени угрожают здоровью работающих.
Выявляемость профессиональных заболеваний происходит на поздних стадиях развития заболеваний, что в 50 процентах случаев приводит к утрате трудоспособности и инвалидности работников.
Таблица 2
Численность лиц
с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Красноярскстата)
Территория |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием |
|||
человек |
на 10 000 работающих |
|||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
6565 |
7047 |
3,0 |
3,3 |
Сибирский федеральный округ |
2092 |
н/д |
н/д |
н/д |
Красноярский край |
154 |
158 |
1,99 |
1,97 |
Наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости регистрируются на предприятиях металлургического производства (более 54% от общего числа случаев), также высокий уровень на объектах строительства (24%), транспорта (4%), здравоохранения (3,8%).
Основные причины, не позволяющие добиться уменьшения уровней вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса: низкие темпы внедрения прогрессивных технологий, замены и модернизации устаревшего оборудования, отсутствие в организациях планов по улучшению и оздоровлению условий труда работающих либо низкий уровень контроля за их исполнением, ослабление внимания к вопросам условий и охраны труда со стороны работодателей и работников. Кроме того, численность работающих во вредных условиях труда увеличивается за счет активности проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе которой выявляются несоответствия рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таблица 3
Удельный вес
работников, занятых в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
(по данным Красноярскстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
Сибирский федеральный округ |
|
30,8 |
32,7 |
33,9 |
34,1 |
Красноярский край |
31,3 |
32,7 |
34,3 |
37,7 |
40,3 |
Факторами, способствующими возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются: отсутствие эффективного механизма стимулирования работодателей и работников к обеспечению охраны труда, низкий уровень выявления признаков профессиональных заболеваний работников в ходе проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, недостаточный уровень знаний в области охраны труда руководителей и специалистов организаций, а также низкая информированность работников в области трудового законодательства.
Важнейшими факторами, определяющими необходимость разработки и реализации Программы на уровне Красноярского края с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, являются социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Красноярского края, а также межотраслевой характер проблем охраны труда и необходимость концентрации усилий органов государственной власти Красноярского края, органов государственного надзора и контроля, профессиональных союзов, работодателей в проведении мероприятий в сфере охраны труда.
Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Программный подход к проведению мероприятий по улучшению условий и охраны труда позволит комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что будет способствовать сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Красноярского края;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
и целевые индикаторы Программы
В результате реализации Программы ожидается:
увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, и соответственно работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда;
увеличение количества организаций, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
развитие системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения, в том числе увеличение численности работодателей и работников организаций Красноярского края, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда с 12860 тыс. человек в 2012 году до 15250 тыс. человек в 2015 году (в том числе по годам: 2013 г. - 13860; 2014 г. - 14860; 2015 г. - 15250);
активизация работы по выявлению и распространению передового опыта по улучшению условий труда;
повышение правовой информированности населения Красноярского края по вопросам охраны труда;
снижение удельного веса рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда;
реализация мероприятий, направленных на принятие законов и иных нормативных правовых актов Красноярского края в области охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны труда в целях развития системы государственного управления охраной труда в Красноярском крае и создания правовых условий для улучшения охраны труда в организациях Красноярского края;
увеличение численности работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами;
увеличение численности работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам осмотров в центрах профпатологии, с 217 чел. в 2012 году до 277 чел. в 2015 году (в том числе по годам: 2013 г. - 237; 2014 г. - 257; 2015 г. - 277).
Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами.
Таблица 4
Целевые индикаторы Программы
Наименование целевых индикаторов |
Годы |
||||
2011(1) |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
Удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,105 |
0,105 |
0,100 |
0,09 |
0,08 |
Удельная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих |
2,45 |
2,45 |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
Удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10 тыс. работающих |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике Красноярского края) |
43,6 |
43,5 |
42,6 |
42,1 |
40,9 |
__________________
(1) Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 года.
Данные целевые индикаторы ежегодно рассчитываются и представляются в орган исполнительной власти Красноярского края в области охраны труда федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории Красноярского края, министерством экономики и регионального развития Красноярского края, министерством здравоохранения Красноярского края, Государственной инспекцией труда в Красноярском крае, государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Красноярскстатом.
Динамика целевых индикаторов свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков
их реализации, объемов финансирования, исполнителей
Система мероприятий Программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах, организациях Красноярского края, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Программой предусматривается реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Срок реализации мероприятий Программы - 2013-2015 годы.
Ответственным исполнителем Программы является агентство труда и занятости населения Красноярского края (далее - ответственный исполнитель).
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Программы, с указанием объемов финансирования и сроков их реализации представлен в приложении к Программе.
5. Описание социальных и экономических последствий
реализации Программы, планируемая общая оценка ее вклада
в достижение соответствующей стратегической цели
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Красноярского края;
улучшении демографической ситуации в регионе.
Последующий за социальным эффектом экономический эффект от выполнения мероприятий Программы проявится в:
сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного работниками от травм на производстве и профессиональных заболеваний, или родственникам пострадавших в связи с потерей кормильца;
снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
увеличении размера прибыли, полученной в результате повышения производительности труда, связанной с улучшением охраны труда, снижением профессиональных рисков ущерба жизни и здоровью работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных, опасных условиях труда, на которые расходуются денежные средства, значительно превышающие расходы на осуществление мероприятий по их улучшению.
Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости повлечет также сокращение косвенных убытков, к которым можно отнести стоимость амбулаторного (поликлинического) лечения, а также условные материальные потери в результате недополученной продукции за время болезни, потери вследствие простоев оборудования, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и другие.
6. Методика оценки эффективности реализации
Программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);
Tf1 - фактическое значение целевого индикатора, концентрирующего реализацию отдельного направления Программы, достигнутое в ходе ее реализации;
TN1 - значение целевого индикатора, утвержденное Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
E - эффективность реализации Программы (в процентах);
Tf - фактические значения целевых индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
TN - значения целевых индикаторов, утвержденные Программой;
М - количество целевых индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы Е используются все целевые индикаторы Программы.
При значении эффективности реализации Программы Е от 80 % до 100 % и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80 % - низкой.
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета (отраженных в законе Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в рамках текущего финансирования, а также за счет других источников (средства государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти).
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.
Объем финансирования мероприятий Программы из средств Фонда социального страхования Российской Федерации составляет 24 150,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 7620,0 тыс. рублей,
2014 год - 8050,0 тыс. рублей,
2015 год - 8480,0 тыс. рублей.
8. Механизм управления Программой и осуществление контроля
за ходом реализации Программы
Текущее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией Программы.
Исполнители Программы несут ответственность за реализацию Программы, достижение конечного результата выполнения Программы.
Ответственный исполнитель осуществляет координацию и взаимодействие всех исполнителей Программы по выполнению мероприятий Программы. Контроль и анализ выполнения Программы осуществляется по всему комплексу программных мероприятий независимо от источников финансирования. Ответственный исполнитель вправе запросить у исполнителей Программы оперативную информацию о ходе реализации программных мероприятий.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.
Ответственный исполнитель ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей Программы, а также оценку эффективности реализации Программы (рассчитанных в соответствии с разделом 6 Программы), и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
<< Назад |
Приложение. >> Мероприятия по реализации Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Красноярского края от 28 февраля 2013 г. N 68-П "Об утверждении Программы улучшения условий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.