Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Распоряжению Правительства Красноярского края
от 27 декабря 2012 г. N 1071-Р
Концепция
развития театрального дела в Красноярском крае
до 2020 года
1. Общие положения
Концепция развития театрального дела в Красноярском крае до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, с учетом задач, стоящих перед Красноярским краем в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п. Концепция направлена на создание основ для более эффективного, динамичного, целенаправленного развития театрального дела и консолидированного участия в этом процессе органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления края и организаций, осуществляющих театральную деятельность на территории Красноярского края. Главная задача Концепции - определение цели и направлений развития театрального дела в Красноярском крае на долгосрочный период.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Красноярском крае, сформулированы проблемы, цели и задачи развития театрального дела в Красноярском крае, определены основные направления развития театрального дела в Красноярском крае, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
Актуальность разработки Концепции обусловлена тем, что в предстоящем десятилетии экономике Красноярского края жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Государственная политика Российской Федерации в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных эстетических и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры. Обеспечение максимальной доступности для жителей Красноярского края культурных благ - один из показателей повышения качества жизни населения. Театральное искусство занимает особое место в ряду других видов художественного творчества. В современных условиях возрастающей коммерциализации и глобализации искусства в целом театральное искусство приобретает особую важность в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни жителей края и качества социальной среды. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в Красноярском крае.
В прошедшие два десятилетия театральное дело в Красноярском крае претерпевало существенные изменения на фоне активных социально-экономических и политических процессов в стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен достижения края в области театрального искусства, с другой - чтобы развитие театрального дела не отставало от общего развития края. В этом контексте особое значение приобретает консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
В Концепции используются следующие основные понятия:
антреприза - зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем - антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером);
виды театрального искусства - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и другие;
выездной спектакль - спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона) с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток;
гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
любительский театр - театр с любительской труппой (самодеятельный театр);
новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра;
постановка - создание спектакля;
профессиональный театр - театр с профессиональной труппой;
репертуар - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
свободная площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
спектакль - публичный показ театральной постановки в живом исполнении, название сценического произведения в репертуаре театра;
театр - организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве;
театральная деятельность - деятельность по созданию, распространению и сохранению произведений театрального искусства;
театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
театральное искусство - один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусствами), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения - спектакли - уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства;
театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства;
труппа - творческий коллектив артистов театра.
Реализация Концепции позволит включить в сферу единой политики все субъекты культуры, действующие в Красноярском крае, независимо от того поддерживаются ли они государством или органами местного самоуправления, развиваются на коммерческой или некоммерческой основе. Реализация Концепции предполагает внедрение и развитие механизмов государственно-общественного и государственно-частного партнерства в области театрального дела, а также взаимодействие всех субъектов театрального дела, в том числе:
органов государственной власти Красноярского края и местного самоуправления Красноярского края, краевых государственных и муниципальных театрально-зрелищных учреждений, любительских театров, коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих театральную деятельность, общественных организаций, театральных деятелей, сознающих важнейшую роль этого искусства в интеллектуальном и эстетическом развитии граждан, развитии культуры в Красноярском крае;
педагогического сообщества, осуществляющего процесс воспитания, развития и обучения личности посредством просветительства;
средств массовой информации, призванных содействовать популяризации культуры Красноярского края;
предпринимательского сообщества, осознающего социальную ответственность и нуждающегося в развитом и творческом человеческом капитале Красноярского края.
2. Анализ состояния и основные проблемы развития
театрального дела в Красноярском крае
2.1. История становления театрального дела в Красноярском крае.
Первое выступление профессионального театра состоялось в г.Красноярске в середине XIX века. В сентябре 1852 года труппой гастролеров под антрепризой Петрова в отделении кантонистов был поставлен водевиль Д.Т.Ленского "Час в тюрьме, или В чужом пиру похмелье".
Основную роль в становлении собственных профессиональных театров Енисейской губернии сыграли общественные деятели и любители этого вида искусства. В 1873 году по инициативе и на средства купца И.О.Краузе, а также на народные пожертвования было построено первое деревянное здание театра в г.Красноярске, которое просуществовало до 1898 года.
В 1882 году на основе кружка любителей драматического искусства был создан театр в г.Минусинске.
В отсутствие постоянной профессиональной труппы в красноярском театре на его сцене играли антрепризные труппы. После завершения строительства Транссибирской железной дороги красноярцы получили возможность увидеть на этой сцене лучших представителей русского театрального искусства того времени - актеров Московского Малого театра.
Желание жителей Красноярска и Минусинска иметь в своих городах театры обусловило общественную инициативу по сбору народных средств на строительство театральных зданий. В 1902 году в г.Красноярске был открыт Народный дом-театр, которому было присвоено имя А.С.Пушкина. Осенью того же года в Народном доме начала работать драматическая труппа К.П.Красновой, положившая начало создания в г.Красноярске профессионального театра им. А.С.Пушкина. В 1906 году было построено здание минусинского театра.
В первые годы советской власти театры, существовавшие ранее как общественные организации, были объявлены всенародным достоянием и перешли в ведение государства. Пушкинский городской театр был переименован в Первый Красноярский советский театр, который включал в себя драматическую и оперную труппы и оркестр. С учетом учрежденного в 1920 году Канского театра к моменту образования в 1934 году Красноярского края регион имел три профессиональные труппы.
История самого северного в мире Норильского театра драмы тесно связана с созданием Норильского горно-металлургического комбината. Для строительства комбината и освоения района, расположения его предприятий на основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23.06.1935 N 1275-198сс был организован Норильский исправительно-трудовой лагерь (Норильлаг). В ноябре 1941 года в г.Норильске официально был открыт театр, труппа которого состояла в основном из заключенных.
Предвоенные годы ознаменованы созданием еще двух театров: Первого передвижного драматического театра в г.Ачинске и Красноярского краевого кукольного театра в г.Красноярске. В 1950-1970 годах завершилось формирование сети государственных театров края. В 1959 году открылся театр музыкальной комедии, в 1964 году - театр юного зрителя им. Ленинского комсомола, а в 1978 году - Красноярский театр оперы и балета.
В 1960-1970 годах театры края достигли высокого профессионального уровня, широко признанного советским театральным сообществом. В этот период в Красноярском крае работали выдающиеся режиссеры Г.Опорков, К.Гинкас, Г.Яновская, А.Попов, артисты Н.Олялин, Л.Малеванная - в Красноярском театре юного зрителя им. Ленинского комсомола, артисты К. Гегель-Бородина, В.Эмирзиади, А.Краверский, С.Орландо, Т.Михайлова - в Красноярском театре музыкальной комедии, режиссер Е.Гельфанд, актер Н.Прозоров - в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина.
В театральной жизни СССР большую роль играла гастрольная деятельность. Все театры края активно гастролировали по важнейшим стройкам Сибири, по другим регионам страны. Молодой и яркий Красноярский театр юного зрителя принял участие в театральных фестивалях в Японии и Китае.
К началу 1980-х годов в Красноярском крае, как и в стране в целом, излишняя регламентация репертуара, гипертрофированная роль показателей производственно-хозяйственной деятельности в оценке деятельности театров в ущерб творческому процессу привели к системному кризису театральной деятельности. Официальные статистические данные демонстрировали поступательный рост количества новых постановок, стационарных и гастрольных спектаклей, числа зрителей. Фактически же спектакли проходили в полупустых, а часто в пустых залах.
В период политических, экономических и социальных реформ 1990-2000 годов органы государственной власти и театры пытались преодолеть этот кризис. В это время были опробованы новые творческие, организационные и экономические условия функционирования театров. Появились механизмы многоканального финансирования. Театры стали поддерживаться меценатами. Государство стало формировать заказ на постановку спектаклей, сложив с себя функции идеологического контроля за репертуаром театров. В 1991 году на законодательном уровне была закреплена творческая и административно-хозяйственная свобода театров, а также три формы собственности театров: государственная, муниципальная и частная.
В крае были созданы муниципальные театры: в 1992 году - "Городской драматический театр" г.Шарыпово, в 1993 году - Лесосибирский городской драматический театр "Поиск" и Мотыгинский муниципальный районный театр, в 1994 году - Железногорский театр оперетты, начавший свое существование в 1958 году, и Железногорский театр кукол "Золотой ключик", возникший в 1965 году.
Немногим позднее стали создаваться негосударственные (немуниципальные) коммерческие и некоммерческие театры (далее - негосударственные): в 1993 году - Мим-театр "За двумя зайцами", в 1994 - "Театр "Класс", театр-студия "На краю", шоу-театр "Овация", в 1996 - Театр напольных кукол "Кенгуру" и т.д.
В 2000-х годах в Красноярском крае бурно развивается антреприза. Актерами краевых государственных театров реализуются независимые театральные проекты, в основном, в Красноярске.
2.2. Общая характеристика современного состояния театрального дела в Красноярском крае.
2.2.1. Сеть театров Красноярского края.
В Красноярском крае действуют 17 профессиональных театров:
9 краевых государственных учреждений;
5 муниципальных учреждений;
2 частные организации ("Отдельный театр Пашнина", Мим-театр "За двумя зайцами");
1 некоммерческий негосударственный театр (АНО "Театр напольных кукол "Кенгуру").
Достаточно развитой в крае является сеть любительских театральных коллективов. В клубных учреждениях работают 1084 любительских театральных коллектива, в том числе 57 "народных" театров. Наиболее известны народный театр "Орфей" (Городской Дворец культуры "Кировский", г.Красноярск), народный театр "Ра вестник" (Районный Центр культуры, п.Шушенское), народный театр "Наш городок" ("Межпоселенческий Ирбинский Дворец культуры", Курагинский район).
В г.Красноярске активную деятельность ведут молодежный театр "Зеркало", студенческий театр "Золотой глобус", молодежный театр-студия "Шлагбаум" и другие коллективы образовательных учреждений и молодежных центров.
Основной антрепризной площадкой в Красноярском крае является Дом актера Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)". На этой сцене активно реализуются независимые антрепризные театральные проекты, число которых не отражается государственной статистикой.
Сеть репертуарных театров в Красноярском крае соответствует социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р. В крае имеются все основные виды театров: театр оперы и балета, 2 музыкально-драматических театра, 8 драматических театров, театр юного зрителя, 2 театра кукол. Они открыты в крупных городах края: Красноярске, Норильске, Ачинске и в шести населенных пунктах с численностью населения до 100 тысяч жителей: городах Канске, Лесосибирске, Минусинске, Шарыпово, ЗАТО г.Железногорск, п.Мотыгино.
Обеспеченность населения края краевыми государственными и муниципальными театрами составляет 4,8 театра на 1 млн жителей, что выше среднероссийского (3,2 театра на 1 млн жителей), но меньше среднеевропейского значения этого показателя.
2.2.2. Формирование единого театрального пространства Красноярского края.
Формированию единого театрального пространства Красноярского края способствует проведение ежегодного краевого фестиваля "Театральная весна", в программе которого представлены лучшие спектакли всех профессиональных театров края, включая муниципальные театры и антрепризные театральные проекты.
В г. Норильске с 2011 года проводится Международный фестиваль искусств северных городов мира "Параллели", интегрирующий культуру края в культурное пространство северных стран, пересекающих 69-ую параллель (Канада, Исландия, Гренландия, Скандинавские страны, США).
Для развития профессионального искусства и обеспечения широкого доступа населения к лучшим образцам театрального искусства осуществляется масштабный проект "Парад звезд в оперном". В фестивале принимают участие известные дирижеры и оперные солисты мира.
2.2.3. Ресурсы театральной деятельности.
Основными ресурсами театральной деятельности являются кадровые, материально-технические и финансовые.
В оперативном управлении краевых государственных и муниципальных театров находятся 36 зданий. Показ спектаклей осуществляется в 20 зрительных залах. Обеспеченность местами в зрительных залах соответствует социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р.
В 2001-2007 годах проведен капитальный ремонт основного здания Красноярского театра юного зрителя, в 2010-2011 годах - частичный капитальный ремонт Красноярского государственного театра оперы и балета, Красноярского музыкального театра, Красноярского театра кукол. В 2011 году начаты ремонтно-реставрационные работы на основном здании Красноярского драматического театра им. А.С.Пушкина (с привлечением средств федерального бюджета).
По состоянию на 1 января 2012 года в краевых государственных и муниципальных театрах работало 1446 человек (без рабочих специальностей), в том числе 990 человек - основной персонал. Возрастная структура работников оптимальна: 25,6% - до 30 лет, 42,4% - от 30 до 49 лет, 19,4% - от 50 до 59 лет.
Подготовку творческих кадров для театров и повышение их квалификации на территории Красноярского края осуществляют государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в области культуры, а также Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры".
В образовательных учреждениях ведется подготовка творческих работников для театров по следующим специальностям: "Инструментальное исполнительство", "Вокальное искусство", "Дирижирование" (квалификация "Дирижер, хормейстер академического хора"), "Музыковедение", "Актерское искусство" (за исключением квалификации "Артист театра кукол", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", "Хореографическое искусство", "Живопись" (квалификация "Театрально-декорационная живопись"). В 2011 году Красноярским краевым колледжем культуры и искусства возобновлена подготовка руководителей любительских театров в рамках специальности "Народное художественное творчество".
В связи с отсутствием в образовательных учреждениях края подготовки по ряду специальностей в регионе активно используется механизм привлечения известных российских деятелей искусств для работы в качестве творческих лидеров (художественных руководителей, главных режиссеров, главных дирижеров) театров.
Важную роль в подготовке актеров для муниципальных театров играют театральные студии, например, при Городском драматическом театре г.Шарыпово.
Бюджетное финансирование краевых государственных и муниципальных театров увеличилось в 2009-2011 годах на 44,2% (с 465,6 млн рублей до 671,4 млн рублей), в том числе на новые постановки - на 21,7% (с 33,7 млн рублей до 41,0 млн рублей), на приобретение оборудования - на 45,3% (с 8,6 млн рублей до 12,5 млн рублей), а на капитальный ремонт - с 0,5 млн рублей до 64,5 млн рублей. Доходы театров от основных видов деятельности увеличились в 2009-2011 годах на 31,8% (с 95,6 млн рублей до 126,0 млн рублей).
2.2.4. Театральный репертуар.
В репертуаре краевых государственных и муниципальных театров 372 спектакля (по состоянию на 1 января 2012 года). Ежегодно краевые государственные и муниципальные театры осуществляют более 80 новых постановок (2009 год - 84, 2010 год - 88, 2011 год - 88). Структура репертуара краевых государственных и муниципальных театров достаточно сбалансирована и отражает необходимость как сохранения и популяризации театрального наследия, так и поддержки и продвижения современной драматургии и музыкального искусства. В репертуаре драматических и театров для детей и юношества преобладают произведения современных российских авторов. Их доля в репертуаре по состоянию на 1 января 2012 года составляет 33,9%. Доля советской драматургии составляет 20,2%, зарубежной классики - 16,6%, современной зарубежной драматургии - 16,2%, русской классики - 11,2%. В репертуаре музыкальных театров, с учетом их специфики, преобладают отечественные произведения советского периода. Их доля в репертуаре по состоянию на 1 января 2012 года составляет 35,8%. Доля произведений зарубежной классики составляет 30,5%, русской классики - 11,6%, современных российских авторов - 10,5%, современных зарубежных авторов - 2,1%.
Большая доля произведений современных авторов, включенных в репертуар театров края, обусловлена в том числе таким важным элементом театрального искусства Красноярского края как фестивали-лаборатории современного театрального искусства и драматургии. Эти лаборатории проводились в 2010-2011 годах на базе четырех театров: Красноярского драматического театра им. А.С.Пушкина - фестиваль "Драма. Новый код", Красноярского театра юного зрителя - лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры "Вешалка" ("Театр из ничего"), Канского драматического театра - Канская театральная лаборатория, Красноярского музыкального театра - лаборатория "Молодая режиссура музыкального театра XXI века".
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей и молодежи. Доля спектаклей для детей в репертуаре драматических театров составляет 28,9%, в музыкальных театрах - 29%, в театрах для детей и юношества - 54,2%. Спектакли, рассчитанные на детей дошкольного возраста (4-6 лет), составляют 41,0% совокупного репертуара краевых государственных и муниципальных театров края, младшего школьного возраста (7-9 лет) - 31,3%, среднего школьного возраста (10-12 лет) - 22,9%, подросткового возраста (13-14 лет) - 11,9%, старшего школьного возраста (15-17 лет) - 24%. В основе 22% спектаклей лежит литературный материал, который может быть использован при освоении школьниками программ общего образования по литературе, в т.ч. 4,3% спектаклей создано на основе литературных произведений, включенных в Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 30.06.1999 N 56. По состоянию на 1 января 2012 года доля спектаклей для молодежи (18-24 лет) составляет 44,7% совокупного репертуара краевых государственных и муниципальных театров края, в том числе в репертуаре музыкальных театров - 57,3%, драматических театров - 55,9%, в театрах для детей - 7,9%.
2.2.5. Обеспечение доступности театрального искусства для жителей Красноярского края.
Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа спектаклей театров Красноярского края: с 2986 в 2000 году до 3991 в 2011 году (положительная динамика составила 33,7%). Одновременно с 2009 по 2011 годы на 6,6% увеличилось число посещений театров на стационаре: с 691,1 тыс. человек до 736,8 тыс. человек. Такой рост показателя связан прежде всего с активизацией деятельности театров благодаря увеличению бюджетного финансирования на капитальный ремонт и создание новых постановок. Другим обстоятельством, способствующим расширению театрального предложения, явилось открытие дополнительных ("малых") сценических площадок. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, в большинстве субъектов Российской Федерации, включая Красноярский край, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. Такие сцены созданы в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина, Красноярском театре юного зрителя и Норильском Заполярном театре драмы им. Вл.Маяковского, в результате увеличилось количество спектаклей малых форм. В основном за их счет происходит расширение театрального предложения. Этой причиной обусловлен относительно незначительный показатель количества зрителей в среднем на один спектакль на своих площадках, составивший в 2011 году 260 человек.
В 2011 году краевыми государственными и муниципальными театрами показано 2267 спектаклей для детей, что на 16,4% больше чем в 2009 году. Число зрителей на детских спектаклях составило 276,7 тыс. человек (на 3,1% больше чем в 2009 году). Для детей и подростков организуются не только спектакли, но и различные акции, конкурсы, реализуются культурно-образовательные проекты, способствующие их знакомству с театральным искусством.
Театральное искусство для жителей Красноярского края становится более доступным за счет использования различных экономических, организационных и информационных механизмов.
Учет театрами платежеспособности населения обуславливает умеренную стоимость билетов. Цена билетов на спектакли репертуарных театров края находится в диапазоне от 30 до 800 рублей и является доступной для различных целевых аудиторий. Для малообеспеченных групп населения сформирована дифференцированная расценка мест зрительных залов, обеспечивающая наличие определенного количества недорогих билетов на каждый спектакль. Для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и других социально незащищенных слоев населения проводятся целевые спектакли.
Особое внимание в крае уделяется организации гастрольной деятельности театров. Красноярский край является одним из самых крупных регионов России. Его удаленность от основных культурных центров страны и мира, обширность территории и ограниченная транспортная доступность многих населенных пунктов препятствуют получению гражданами края свободного доступа к произведениям театрального искусства. Решение этой проблемы достигается в том числе и за счет организации региональных гастролей. Благодаря этому жители всего края могут посещать выездные спектакли краевых государственных и муниципальных театров. Государственная поддержка гастролей стимулировала рост их числа за последние три года. Количество выездных спектаклей увеличилось на 32,4% (с 487 в 2009 году до 645 в 2011 году), гастрольных спектаклей в пределах края - на 15% (с 380 до 437). Наиболее активно гастролируют по территории края Красноярский государственный театр оперы и балета, Красноярский музыкальный театр, Канский драматический театр и муниципальные театры ЗАТО г.Железногорск.
В целях обеспечения доступности лучших образцов российского и зарубежного театрального искусства для жителей Красноярского края Фондом Михаила Прохорова ежегодно проводится театральный фестиваль "Норильские сезоны" с участием театров, сочетающих в своих постановках самые разнообразные современные, часто экспериментальные стили, направления и выразительные средства.
Все краевые государственные театры, а также муниципальные театры ЗАТО г. Железногорск имеют свои Интернет-сайты, позволяющие оперативно в режиме удаленного доступа информировать население о репертуаре, текущей афише и главных новостях театральной жизни. Взаимодействие театров, расположенных в г.Красноярске, с ведущими Интернет-изданиями способствует активизации обсуждения населением новых постановок и других событий на информационных порталах в сети Интернет. Красноярский государственный театр оперы и балета в 2011 году первым из театров края организовал Интернет-трансляцию ряда своих спектаклей.
2.2.6. Интеграция театров Красноярского края в общероссийское и мировое культурное пространство.
В последние годы значительно активизировалась интеграция Красноярского края в общероссийское и мировое театральное пространство, которая осуществляется в трех основных формах.
Театры края активно привлекают известных режиссеров, дирижеров, художников России для постановки новых спектаклей.
Расширилась межрегиональная и международная гастрольная деятельность. Количество спектаклей, показанных в других регионах России, увеличилось с 65 в 2009 году до 76 в 2011 году (на 16,9%), в зарубежных странах - с 0 в 2009 году до 115 в 2011 году. Наиболее активно гастролируют по России Красноярский драматический театр им. А.С.Пушкина, Красноярский театр кукол и муниципальные театры ЗАТО г.Железногорск. Увеличение числа гастролей за пределами края обусловлено оказанием государственной поддержки как на краевом, так и на федеральном уровне.
Правительством Красноярского края в 2011 году было принято решение об увеличении финансирования межрегиональных гастролей краевых государственных театров и участия их в театральных фестивалях. Благодаря принятым решениям впервые за более чем десятилетний период состоялись полноценные межрегиональные обменные гастроли Красноярского драматического театра им. А.С.Пушкина и Новосибирского академического молодежного театра "Глобус".
В соответствии с поручением Президента России Министерство культуры Российской Федерации также стало оказывать государственную финансовую поддержку гастролей региональных и муниципальных театров. Благодаря этому в 2011 году Театр кукол "Золотой ключик" ЗАТО г.Железногорск и Городской драматический театр г.Шарыпово за счет средств федерального бюджета представили свое сценическое искусство жителям Республики Хакасия и Кемеровской области. В 2012 году в рамках этого федерального проекта состоятся гастроли Красноярского театра юного зрителя в г.Новокузнецк Кемеровской области.
В 2011 году состоялись гастроли Красноярского государственного театра оперы и балета в Великобританию, Минусинского драматического театра - в Японию.
Краевые государственные театры ежегодно успешно представляют регион на престижных театральных фестивалях. Только в 2011 году такими фестивалями стали: программа "Маска плюс" национального театрального фестиваля "Золотая Маска" в г.Москве (Красноярский драматический театр им. А.С.Пушкина, Канский драматический театр, Красноярский театр юного зрителя), Фестиваль театров малых городов России в г.Балаково Саратовской области (Минусинский драматический театр - главный приз и право представить спектакль на сцене Театра наций в Москве), Всероссийский фестиваль "Театральный олимп" в г.Сочи (Красноярский театр юного зрителя - главный приз), Международный театральный фестиваль им. Ф.Волкова в г.Ярославле (Красноярский драматический театр им. А.С.Пушкина, Канский драматический театр), XVIII Международном фестиваль детских театров в Сербии (Красноярский краевой театр кукол), XV международный фестиваль театров кукол в Германии (Театр кукол "Золотой ключик" ЗАТО г.Железногорск).
2.3. Основные идеи развития театрального дела в Красноярском крае.
Театр - одна из немногих сфер художественного высказывания, человеческой коммуникации, в которой технические средства занимают сегодня не центральное место, являются важным, но все же дополнительным инструментом. Главным в театре во все времена его существования был и остается прямой контакт человека с человеком, и именно поэтому театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству и размышлению. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, способствующие формированию культурной идентичности и нравственно-эстетического потенциала личности. Конкуренция театра в XX веке с кинематографом и телевидением обусловила постоянные поиски новых средств выразительности. Положительные результаты этого процесса способствовали приобретению театром особого значения в формировании человеческого капитала в мире цифровых и медийных технологий, увеличению потребности в театре у населения.
Театральная деятельность в Красноярском крае рассматривается, с одной стороны, как инструмент развития человеческого капитала, формирования у жителей края личностных качеств, необходимых для успешной жизни граждан в новых социокультурных и экономических реалиях и востребованных обществом и бизнесом. С другой стороны, театральная деятельность рассматривается как обладающая самоценностью, имеющая огромное значение сама по себе как возможность творческого самовыражения и удовлетворения эстетических потребностей жителей края.
Базовым условием сохранения высокого уровня театрального искусства является репертуарный театр. Приоритетом государственной культурной политики, реализуемой в Красноярском крае, в течение ближайшего десятилетия останется государственная поддержка репертуарного театра.
Одновременно неотъемлемой частью театрального дела станет дальнейшее развитие в его общей системе элементов, мало используемых или не существовавших в советский период: антрепризы, проектного театра, независимых театральных объединений и инициатив, театральных лабораторий, открытых площадок. В данных условиях актуальной становится консолидация усилий театрального сообщества и организация эффективных механизмов поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. Государственная культурная политика в Красноярском крае будет направлена на поддержку развития театрального искусства во всем его разнообразии.
Особое внимание будет уделяться сохранению и развитию системы предоставления услуг в области театральной деятельности, сформировавшейся в Красноярском крае и включающей в себя краевые государственные и муниципальные профессиональные театры в городах - малых "культурных центрах" края.
2.4. Основные проблемы в области театрального дела в Красноярском крае.
2.4.1. Кадровый ресурс театров.
Доля специалистов, в том числе основного персонала, краевых государственных и муниципальных театров, имеющих образование, соответствующее профилю работы, составляет 77,2%. Лишь в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина и Красноярском государственном театре оперы и балета доля таких специалистов высока - 96,1% и 92,6% соответственно. Особенно остро дефицит специалистов ощущается в муниципальных театрах, расположенных в северных территориях края: в Городском драматическом театре "Поиск" г.Лесосибирска доля специалистов, имеющих образование, соответствующее профилю работы, составляет 44,4%, а в Мотыгинскиом районном муниципальном театре - 31,6%.
Факторами, препятствующими улучшению качества кадров профессиональных театров края, прежде всего художественно-артистического персонала, являются следующие:
удаленность Красноярского края от основных культурных центров страны и удаленность значительной части населенных пунктов края, имеющих профессиональные театры, от г.Красноярска;
неблагоприятные природно-климатические условия проживания на большей части территории Красноярского края;
низкий уровень оплаты труда работников театров (в 2011 году среднемесячная зарплата работников краевых государственных театров составила 14,5 тыс. рублей (73,2% от уровня среднемесячной зарплаты 1 жителя края), а муниципальных театров - 13,1 тыс. рублей (66,2%);
ограниченные возможности театров по созданию благоприятных социально-бытовых условий жизни специалистов (124 сотрудника краевых государственных театров нуждаются в жилье, служебное жилье имеют лишь 3 театра).
Эти факторы в условиях всеобщей конкуренции за творческих работников не позволяют широко привлекать в Красноярский край специалистов в области театральной деятельности и формируют необходимость в подготовке таких специалистов на территории края. Образовательные учреждения в области искусства, расположенные на территории Красноярского края, в связи с дефицитом высококвалифицированных специалистов-преподавателей не могут осуществлять подготовку по следующим специальностям: "Дирижирование" (квалификация "Дирижер оперно-симфонического оркестра"), "Актерское искусство" (квалификация "Артист театра кукол"), "Музыкальная звукорежиссура", "Режиссура театра", "Технология художественного оформления спектакля", "Театрально-декорационное искусство", "Сценография", "Театроведение". "Искусство хореографа", "Педагогика балета" (квалификация "Педагог-балетмейстер"), "История и теория хореографического искусства", "Светорежиссура".
Любительские театральные коллективы (кружки, студии, "народные" и детские "образцовые" театры) на протяжении долгого времени были значительным ресурсом допрофессиональной подготовки будущих абитуриентов театральных специальностей образовательных учреждений в области культуры, инфраструктурой популяризации театрального искусства, формой обеспечения доступа граждан к этому искусству в населенных пунктах, не имеющих профессиональных театров. В настоящее время активность любительского театрального движения существенно снизилась. В 2011 году количество любительских театральных коллективов уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 5,3% и составило 1084 единицы (в 2009 году - 1149 единиц, в 2010 году - 1114 единиц). В любительских театральных коллективах в 2011 году участвовало 11946 человек, что на 3,3% меньше чем в 2009 году (в 2009 году - 12353 человек, в 2010 году - 12048 человек).
Основная причина сокращения количества любительских театральных коллективов - отток специалистов в этой области. Естественное старение кадров, имеющих профессиональную подготовку и опыт в области организации работы любительских театральных формирований, не компенсируется притоком молодых специалистов. Низкий уровень оплаты труда специалистов клубных учреждений и отсутствие социально-бытовых условий являются главным препятствием для их привлечения и закрепления прежде всего в сельской местности.
2.4.2. Материально-технический ресурс.
Материально-техническая база профессиональных театров Красноярского края не вполне соответствует современным требованиям, предъявляемым к состоянию зданий и оборудованию учреждений социально-культурной сферы: 47,2% (17 единиц) зданий театров требует капитального ремонта, 8,3% (3 единицы) - находится в аварийном состоянии. Требуют проведения ремонтно-реставрационных работ здания Минусинского и Ачинского драматических театров, являющиеся объектами культурного наследия. Капитального ремонта требует здание Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. На протяжении многих лет остро стоит проблема в проведении капитального ремонта здания и его оснащения специализированных сценическим оборудованием Дома актера Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)", являющегося основной площадкой реализации независимых антрепризных театральных проектов.
Театры нуждаются в оснащении новейшим профессиональным оборудованием, отвечающим современным требованиям сценического искусства.
2.4.3. Доступность театрального искусства.
Масштаб территории Красноярского края, на которой расположены 1763 населенных пункта, приводит к тому, что выездные и гастрольные спектакли театров проходят в крупных населенных пунктах края, расположенных на незначительном расстоянии от краевого центра. В ряде муниципальных районов края (Мотыгинском, Туруханском, Эвенкийском) гастроли государственных театров не проходили более 5 лет.
При этом сценографические решения большинства спектаклей не позволяют вывозить их на гастроли. Полностью ушла из театрального дела существовавшая в советскую эпоху практика создания мобильных гастрольных версий декораций спектаклей. На гастроли в крае театрами в основном вывозятся специально созданные спектакли с небольшим количеством актеров. Ситуация усугубляется неприспособленностью большинства потенциальных сценических площадок в муниципальных образованиях края для проведения полноценных гастролей ведущих театров края.
Ряд краевых государственных театров, сосредоточив усилия на решении художественных задач, сократил гастрольную деятельность до минимума. Так, количество спектаклей, показанных Красноярским драматическим театром им. А.С. Пушкина на гастролях по краю в 2009-2011 годах, не превышало 11 ежегодно. Удаленность Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского препятствует его гастрольной деятельности (8 гастрольных спектаклей по краю в 2011 году).
Кроме того, существующий механизм формирования государственного задания на проведение гастролей краевых государственных театров по краю предназначен для достижения экономических результатов театральной деятельности и не учитывает ее социальных и культурных аспектов.
Театрами края практически не используется такая современная форма обеспечения свободного доступа населения к театральному искусству как Интернет-трансляция спектаклей (за исключением Красноярского государственного театра оперы и балета) и размещение записи спектакля на веб-сайте с возможностью просмотра за определенную плату. В Красноярске отсутствует единая система электронной продажи билетов.
В результате художественный продукт, созданный театрами края, недоступен для более чем 50% жителей.
Разрушение в 1990-х годах федеральной государственной системы межрегиональных гастролей практически лишило жителей удаленного от основных культурных центров России Красноярского края возможности видеть спектакли театров других регионов России. Отдельные спектакли ведущих театров страны, которые включаются в программу фестиваля "Норильские сезоны", стали почти единичными, очень востребованными театральной публикой событиями.
2.4.4. Приобщение детей и молодежи к театральному искусству.
Доля спектаклей для детей в репертуаре краевых государственных и муниципальных театров составляет 37,4%. Несмотря на определенную положительную динамику последних лет следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российским театром. Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие в крае стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения. В настоящее время динамика увеличения числа зрителей-детей значительно отстает от динамики увеличения количества спектаклей для детей, ежегодно выпускаемых краевыми государственными и муниципальными театрами (3,1% и 16,1% с 2009 по 2011 годы соответственно).
Анализ репертуара показал, что значительная часть спектаклей (за исключением спектаклей, рассчитанных на взрослую аудиторию) создается без предварительного определения целевой возрастной группы. Отсутствует практика создания при театрах общественных экспертных советов по детскому театру с участием психологов, педагогов, родителей, которые могут оценить узкую целевую аудиторию (возрастную группу) конкретного спектакля. Руководство театров в большинстве случаев затрудняется определить, для какой возрастной группы создан тот или иной спектакль. Еще более сложным является определение целевых возрастных групп для служб театра, ответственных за работу со зрителями (отделы маркетинга, администраторы, кассиры, уполномоченные по распространению билетов). Анализ мнений родителей, высказываемых при обсуждении вопросов театральной деятельности в крае на различных Интернет-ресурсах, показывает, что проблема выбора спектаклей для посещения детьми является очень актуальной.
Театрами края слабо используются механизмы интеграции театрального искусства в образовательный процесс путем создания спектаклей на основе литературного и исторического материала, изучаемого в общеобразовательной школе, которые позволяют не только усилить просветительскую роль искусства, но и в сотрудничестве с педагогами формировать постоянную детскую и молодежную аудиторию.
Все это требует внесения изменений в репертуарную политику с учетом психолого-педагогических, возрастных особенностей различных групп населения, его социальных и интеллектуальных потребностей, культурно-досуговых предпочтений и интересов, а также социокультурных трендов в общемировом культурном пространстве.
2.4.5. Поддержка негосударственного сектора театрального дела.
В настоящее время полноценный рынок театральных услуг в Красноярском крае не сформирован. Слабость негосударственного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному сектору объясняется отсутствием форм его поддержки со стороны органов государственной власти.
Такая поддержка должна выражаться не только в финансовой форме, но, в первую очередь, в увеличении количества экономически доступных для негосударственных театров свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры. В настоящее время в Красноярском крае эффективно действует лишь одна свободная театральная площадка - на базе Дома актера КРО "Союз театральных деятелей России" (далее - СТД).
СТД - один из крупнейших общественных институтов всегда строил свою деятельность опираясь на собственные ресурсы и сохранял относительную самостоятельность. Основой этой самостоятельности являлись право на недвижимое имущество, хозяйственная деятельность, государственная поддержка, в том числе различные льготы, предоставляемые государством, в первую очередь, налоговые. Именно эти льготы позволяли СТД реализовывать свои творческо-образовательные (проведение фестивалей, мастер-классов, семинаров, научных конференций, организация обмена опытом и др.) и социальные (санаторно-курортное лечение и отдых, социальный патронаж ветеранов сцены и др.) программы. В настоящее время негосударственные театры и СТД не имеют прочной экономической основы для реализации творческих и социальных программ.
Некоммерческие негосударственные театры и СТД, осуществляющие деятельность в области искусства, в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отнесены к социально ориентированным некоммерческим организациям, которым могут оказывать поддержку органы государственной власти и местного самоуправления. Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в следующих формах:
финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Основной формой финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае являются краевые социальные гранты, распределяемые на конкурсной основе. При этом анализ положений о конкурсах на получение краевых социальных грантов показывает, что эти конкурсы не предусматривают номинаций (направлений) по поддержке инициатив в области искусства. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости совершенствования государственной финансовой поддержки органами государственной власти Красноярского края деятельности некоммерческих организаций в области искусства.
Заполняемость зрительных залов краевых государственных и муниципальных театров составляет в среднем по краю 78,9%, краевых государственных театров, расположенных в г.Красноярске, - 86,5%. С учетом значительного количества бесплатных посещений театров представителями малообеспеченных слоев населения, которое не учитывается официальной статистикой, ресурсы увеличения объема оказания краевыми государственными театрами, расположенными в г.Красноярске, государственной услуги по показу театральных спектаклей практически исчерпаны. По результатам организованного министерством культуры Красноярского края в 2011-2012 годах социологического исследования 17,1% населения г.Красноярска высказало желание более часто посещать театры при условии их большего количества и более равномерного распределения мест театральных представлений по различным районам города. При этом в соответствии со ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение объема оказания населению государственной услуги по показу театральных спектаклей возможно не только путем создания новых государственных и муниципальных учреждений, но и путем предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг, а также путем закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам. Одновременно такие формы организации предоставления населению государственной услуги по показу театральных спектаклей могли бы стимулировать развитие негосударственного сектора театрального дела.
В настоящее время в Красноярском крае механизмы финансовой поддержки негосударственного театра отсутствуют. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, не являясь учредителями негосударственных театральных организаций, не ставят перед ними какие-либо цели и соответственно не имеют перед ними никаких бюджетных обязательств. При этом такие театральные организации, безусловно, осуществляют социально полезную деятельность, которая должна быть поддержана государством. В этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств.
Отсутствие реальной поддержки институтов гражданского общества в области театрального дела сдерживает развитие соответствующего негосударственного сектора.
2.4.6. Интеграция театров Красноярского края в общероссийское театральное пространство.
Свертывание межрегиональных гастролей в России в 1990-е годы имеет лишь одну причину - экономическую: резкое повышение тарифов на транспортные и гостиничные услуги. Хотя гастрольная деятельность после серьезного спада 1990-х годов несколько оживилась - выездные и гастрольные показы краевых государственных и муниципальных театров Красноярского края составили в 2011 году 31% спектаклей, крайне низким остается показатель по гастролям за пределами своего региона. В 2008 году гастрольные спектакли краевых государственных и муниципальных театров за пределами края составили лишь 4,7% (191 спектакль) от общего количества проведенных ими мероприятий.
2.4.7. Использование современных форм коммуникации с реальной и потенциальной аудиторией и театральная критика.
Существующие формы коммуникации театров со зрительской аудиторией в целом не соответствуют условиям динамично развивающегося медиапространства и возрастающей роли новых средств распространения информации и обратной связи. Веб-сайты театров, которые имеют максимальный потенциал для информирования населения о различных аспектах их деятельности, привлечения публики, почти не используются. Лишь Красноярский государственный театр оперы и балета организовал регулярное и подробное информирование публики о своей деятельности. Эпизодически новости театра размещаются на сайте Красноярского театра юного зрителя. Общение со зрителями, дающее возможность выявления мнения аудитории о деятельности театра и запросов публики, организовано лишь на сайте Красноярского театра юного зрителя. Только эти театры организовали свое продвижение в социальных сетях в сети Интернет.
Нерешенной проблемой остается отсутствие в Красноярском крае театральной, оперной, балетной критики. Практически нет ни журналистов, ни театроведов, профессионально пишущих и рассказывающих о театре. На отделении журналистики Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, где ведется профессиональная подготовка журналистов в крае, такая специализация отсутствует. Журналисты старшего поколения, проявляющие интерес к театральному искусству, способны подготовить качественный информационный материал о том или ином спектакле. Такие журналистские рецензии традиционно публикуются в газетах, ведущих свою историю с XX века, когда каждая общественно-политическая газета содержала информационные материалы о развитии культуры и искусства. С сокращением количества таких изданий в крае уменьшается и объем публикуемой информации.
Одновременно в Интернет-пространстве сформировались информационные ресурсы, публикующие не только сводные театральные афиши, но и новости театральной жизни, рецензии, авторские блоги о театре. Авторами материалов выступают молодые журналисты, проявляющие интерес к театру. Преимущество таких информационных ресурсов заключается в возможности обсуждения населением края публикуемых материалов и процессов, происходящих в театральной деятельности. При этом отсутствие у авторов специальной квалификации, знания истории и современного состояния театрального процесса в мире, стране, крае, законов, по которым существует театральное искусство, не позволяет им профессионально анализировать творческий процесс в целом и конкретные постановки в частности.
3. Цель и задачи развития театрального дела в Красноярском крае
Целью развития театрального дела в Красноярском крае на период до 2020 года является формирование на модернизационной основе системы театрального дела, соответствующей задачам развития человеческого капитала края, необходимого для перехода экономики края от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу.
Задачи:
формирование кадрового ресурса в области театрального дела;
повышение активности любительского театрального творчества;
совершенствование материально-технической базы краевых государственных и муниципальных театров края;
повышение доступности театрального искусства для населения края;
совершенствование системы приобщения детей и молодежи к театральному искусству;
разработка и внедрение системы поддержки негосударственного сектора театрального дела;
интеграция театров Красноярского края в общероссийское театральное пространство;
внедрение современных форм коммуникации с театральной аудиторией.
Эти задачи не могут быть решены исключительно театральными средствами, но в комплексе мер по их решению могут использоваться и театральные технологии.
4. Основные направления развития театрального дела
в Красноярском крае
Реализация основных задач развития театрального дела будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям, которые основываются на принципе сочетания традиционной и инновационной культурной деятельности.
4.1. Формирование кадрового ресурса в области театрального дела:
повышение уровня оплаты труда основного персонала краевых государственных и муниципальных театров, руководителей коллективов любительского театрального творчества;
строительство и приобретение служебного жилья для основного персонала краевых государственных и муниципальных театров, руководителей коллективов любительского театрального творчества;
совершенствование системы привлечения в театры и клубные учреждения края выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования края по специальностям, связанным с театральной деятельностью, в том числе выпускников Красноярского краевого колледжа культуры и искусства по специальности "Народное художественное творчество", получивших подготовку по квалификации "Руководитель любительского театрального коллектива";
организация подготовки специалистов по наиболее востребованным театрами края специальностям в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования края;
организация привлечения и закрепления в театрах края выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных в других субъектах Российской Федерации, подготовка которых не осуществляется в Красноярском крае;
расширение объема целевой контрактной подготовки по наиболее востребованным театрами края специальностям в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации, в том числе в Красноярском краевом колледже культуры и искусства по специальности "Народное художественное творчество" (квалификация "Руководитель любительского театрального коллектива");
развитие системы повышения квалификации руководителей и специалистов театров путем организации краткосрочного обучения на базе Красноярского краевого научно-учебного центра с привлечением ведущих специалистов России, стажировок в ведущих театрах России, переподготовки и заочного обучения работающих специалистов, не имеющих профессионального образования по профилю работы;
совершенствование системы морального и материального стимулирования работников театров;
привлечение ведущих деятелей театра России для реализации на территории края краткосрочных и долгосрочных театральных проектов (постановка спектаклей, повышение квалификации) и проведения экспертизы развития театрального дела в крае в целом и каждого театра в частности.
4.2. Развитие материально-технической базы краевых государственных и муниципальных театров края:
приведение зданий и помещений организаций, осуществляющих деятельность в области театрального дела, в соответствие с современными требованиями к техническому оснащению и качеству предоставляемых услуг (проведение ремонтных работ, реконструкции и оснащение современным высокотехнологичным оборудованием, в том числе сценическим оборудованием (включая мобильное), музыкальными инструментами и т.д.);
передача в оперативное управление краевым государственным и муниципальным театрам помещений, их реконструкция и капитальный ремонт для создания дополнительных сценических площадок, предназначенных для организации репетиционного процесса и показа спектаклей малых форм, в том числе экспериментальных постановок;
строительство новых зданий Красноярского хореографического колледжа и Красноярского театра кукол.
4.3. Повышение доступности театрального искусства для населения края:
совершенствование порядка и условий формирования государственного задания краевым государственным театрам на основе дифференциации задания на выполнение государственной работы "Создание спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ", включая показатель - создание спектаклей на основе классической и современной драматургии, создание экспериментальных постановок;
создание системы гастрольной деятельности краевых государственных театров, включающей в себя ежегодные гастроли каждого театра в крупных и средних городах - малых "культурных центрах" края, малых городах, рабочих поселках и сельских населенных пунктах края, межрегиональные гастроли, в том числе обменные;
формирование реестра населенных пунктов Красноярского края, численность жителей, размеры зрительных залов и сцен которых соответствуют критериям целесообразности проведения гастролей краевых государственных и муниципальных театров;
совершенствование порядка и условий формирования государственного задания краевым государственным театрам путем дифференциации задания на оказание государственной услуги "Показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ на гастролях в пределах края" в зависимости от численности населения населенных пунктов - мест проведения гастролей;
совершенствование порядка и условий формирования государственного задания краевым государственным театрам на оказание государственной услуги "Показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ на гастролях в пределах края" путем выделения задания на показ спектаклей в труднодоступных и отдаленных местностях;
координация сроков и маршрутов выездных спектаклей и гастролей краевых государственных театров в крае;
формирование системы фестивалей и проектов, обеспечивающих доступность для жителей края профессионального театрального искусства;
совершенствование системы фестивалей любительского театрального творчества в крае;
создание материально-технических условий для показа спектаклей в рамках гастролей театров на сценических площадках муниципальных учреждений культурно-досугового типа путем капитального ремонта и оснащения свето- и звукотехническим оборудованием этих учреждений;
внедрение технологии Интернет-трансляции спектаклей театров края;
создание видеозаписей спектаклей и комплектование ими библиотечного фонда края;
формирование и внедрение системы обеспечения удаленного доступа через сеть Интернет к записям спектаклей театров края для жителей населенных пунктов, не имеющих театров;
внедрение системы электронной продажи билетов на спектакли театров;
обеспечение доступности театров для лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет реконструкции и оснащения специальным оборудованием.
4.4. Приобщение детей и молодежи к театральному искусству:
совершенствование порядка и условий формирования государственного (муниципального) задания краевым государственным и муниципальным театрам на выполнение государственной (муниципальной) работы "Создание спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ", в том числе путем установления показателей на создание спектаклей для детей и молодежи";
включение в репертуар краевых государственных и муниципальных театров спектаклей для всех возрастных групп;
соотнесение театрального репертуара с образовательными программами по литературе и истории;
привлечение ведущих режиссеров России для постановки детских спектаклей в театрах края;
внедрение практики определения возрастной группы, для которой предназначен спектакль, включаемый в репертуар;
создание при театрах края общественных экспертных советов по детско-юношескому репертуару с участием детских психологов, педагогов для оценки целевой аудитории (возрастной группы) конкретных спектаклей;
поддержка экспериментальных и малых форм театральных проектов для детей и юношества, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;
разработка и реализация проектов, направленных на популяризацию театра среди детей и молодежи.
4.5. Поддержка негосударственного сектора театрального дела:
формирование в г.Красноярске системы экономически доступных для негосударственных театров свободных сценических площадок с их оптимальным размещением в различных районах города и репетиционных помещений;
разработка и внедрение системы мероприятий по государственной поддержке СТД;
совершенствование механизма государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в форме предоставления краевых социальных грантов путем выделения направления (номинации) по поддержке творческих, образовательных и просветительских проектов некоммерческих организаций в области искусства;
расширение объема предоставления населению государственной услуги "Показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ" путем предоставления на конкурсной основе субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание указанными организациями государственных услуг, а также путем закупки услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим лицам.
4.6. Интеграция театров Красноярского края в общероссийское театральное пространство:
установление партнерских связей с театрами России для организации межрегиональных обменных гастролей;
организация участия театров края в конкурсах по распределению средств федерального бюджета на поддержку межрегиональных гастролей театров России;
сохранение объема участия театров края в фестивалях, проводимых за пределами края.
4.7. Развитие коммуникации с театральной аудиторией:
развитие института театральной критики;
создание и модернизация веб-сайтов краевых государственных и муниципальных театров;
организация "обратной связи" театров со зрителями путем создания соответствующих разделов на веб-сайтах;
организация постоянного мониторинга общественного мнения (проявляемого на форумах в сети Интернет и путем социологических опросов) о деятельности театров и театральной деятельности в крае в целом;
продвижение театральных предложений в социальных сетях и информационных Интернет-ресурсах;
создание и развитие отделов театрального маркетинга в краевых государственных театрах.
5. Основные механизмы реализации Концепции
Накопившиеся за последние два десятилетия проблемы в области театрального дела значительно превышают возможности органов государственной власти края и местного самоуправления края по их решению. В нынешних условиях бюджетные ресурсы Красноярского края недостаточны, чтобы в полном объеме финансировать все указанные в Концепции направления. Предлагается сконцентрировать средства и ресурсы по выделенным приоритетам с использованием программно-целевого метода планирования. Концепция разработана в целях ее дальнейшего использования для разработки целевых программ в сфере культуры (программ развития отдельных учреждений культуры, ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ).
Основным механизмом реализации Концепции является принятие краевых долгосрочных целевых программ, а также активизация деятельности по включению проектов, направленных на развитие театрального дела в крае, в реализацию федеральных целевых программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определяться содержанием программ.
6. Ожидаемый социокультурный эффект
и результаты реализации Концепции
Реализация Концепции в целом будет способствовать созданию в крае эффективной системы театрального дела, направленной на формирование человеческого капитала за счет повышения художественного уровня театрального искусства, обеспечения доступности для населения услуг театров, повышения образовательной, просветительской и воспитательной роли театров в социокультурном развитии Красноярского края.
В результате реализации Концепции ожидается следующий социокультурный эффект:
повышение художественного уровня спектаклей;
повышение роли театрального дела в экономическом и социокультурном развитии края;
повышение доступности театрального искусства для жителей края;
интеграция театрального искусства в процесс образования и воспитания детей и молодежи;
формирование негосударственного сектора театрального дела;
позиционирование Красноярского края в стране и мире как региона с высоким уровнем организации театрального дела и театрального искусства.
В результате реализации Концепции будут достигнуты следующие результаты:
повышение уровня профильного образования руководителей и специалистов театров края;
улучшение состояния материально-технической базы краевых государственных и муниципальных театров края;
увеличение количества выездных и гастрольных спектаклей краевых государственных театров;
увеличение количества спектаклей краевых государственных и муниципальных театров, доступных для просмотра в сети Интернет;
увеличение числа зрителей на детских спектаклях;
создание свободных сценических площадок в г.Красноярске;
увеличение количества спектаклей краевых государственных и муниципальных театров, показанных на гастролях и фестивалях за пределами своей территории.
Целевые ориентиры развития театрального дела в Красноярском крае к 2021 году:
доля специалистов краевых государственных и муниципальных театров, имеющих образование, соответствующее профилю работы, - 90%;
доля зданий краевых государственных и муниципальных театров, не требующих проведения капитального ремонта и ремонтно-реставрационных работ, - 80%;
количество выездных и гастрольных спектаклей краевых государственных и муниципальных театров - 1200 представлений ежегодно;
количество спектаклей краевых государственных и муниципальных театров, показанных на гастролях и фестивалях за пределами своей территории, - 220 представлений ежегодно;
количество спектаклей краевых государственных и муниципальных театров, транслируемых через сеть Интернет, - 46 трансляций ежегодно;
количество спектаклей краевых государственных и муниципальных театров, к записям которых обеспечен удаленный доступ для населения через сеть Интернет, - 37 единиц;
число зрителей на детских спектаклях - 450,0 тыс. человек ежегодно;
количество свободных сценических площадок - 3 единицы;
число участников коллективов любительского театрального творчества - 12,5 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.