Решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 г. N 3-41/2013
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Полежаевой Е.В.
С участием представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А.,
представителя Губернатора Красноярского края - Сирота И.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кибуса Сергея Анатольевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 5, 6, 11 статьи 17 Закона Красноярского края от 02,11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", а также пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка", установил:
Кибус С.А. обратился в краевой суд с заявлением приведенного выше содержания, мотивируя заявленные требования тем, что пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка", пункты 5, 6, 11 статьи 17 Закона Красноярского края от 02,11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" были изложены в новой редакции, которая противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы краевого закона не соответствуют положениям пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления ими для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо их законных представителей заявительного порядка при постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, а также в части предоставления им такого жилого помещения в порядке очередности.
Кибус С.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в ранее поданном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Законодательного Собрания Красноярского края и представитель Губернатора Красноярского края против заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы краевого законодательства федеральному законодательству не противоречат, поскольку приняты во исполнение его требований.
Участвующая в деле прокурор полагала необходимым в удовлетворении заявления отказать, ввиду отсутствия противоречий между законами края в оспариваемой части и нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проанализировав оспариваемые положения закона края и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
На основании положений Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и осуществляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (статьи 3, 5).
Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в федеральное законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действующий с 1 января 2013 года.
В частности, указанным Федеральным законом изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ.
В Жилищный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2013 года утратил силу пункт 2 части 2 статьи 57 Кодекса, предусматривающий внеочередное предоставление детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма; введены нормы о предоставлении указанной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма (пункт 8 части 1 статьи 92, статья 98.1, часть 5 статьи 103 статья 109.1),
При таких обстоятельствах, принятие Законодательным Собранием Красноярского края закона от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка" обусловлено необходимостью приведения краевого законодательства в соответствие с федеральным.
Кроме того, из пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" прямо следует, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Закон Красноярского края от 20.12.2012 года N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка", пунктом 2 статьи 1 которого изложена в новой редакции статья 17 Закона края "О защите прав ребенка", чьи пункты 5, 6, 11 оспариваются заявителем, принят 20 декабря 2012 года на пятом заседании третьей сессии Законодательного Собрания Красноярского края, 26 декабря 2012 года подписан Губернатором Красноярского края и 27 декабря 2012 года опубликован в официальном печатном органе - "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 62(574)/2.
В свою очередь Закон Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" принят Законодательным Собранием Красноярского края 2 ноября 2000 года, 26 декабря 2012 года подписан первым заместителем Губернатора Красноярского края и 8 декабря 2000 года опубликован в официальном печатном органе - "Красноярский рабочий", N 228.
Таким образом, Закон края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", а также создающий его новую редакцию Закон края от 20.12.2012 года N 3-977 приняты во исполнение предоставленных федеральным законодательством полномочий, в пределах компетенции высшего органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, надлежащим образом опубликованы, в связи с чем, оснований для их признания противоречащими федеральному законодательству, не подлежащими применению и не действующими, по основаниям нарушения порядка принятия или обнародования, не имеется.
Что касается непосредственного содержания оспариваемых пунктов 5, 6, 11 статьи 17 закона Красноярского края "О защите прав ребенка" (в редакции от 20.12.2012 года).
Пунктом 5 предусматривается, что формирование и ведение списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании следующих документов:
а) ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными (далее - законные представители), заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования;
б) копии паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
в) документов, подтверждающих постоянное проживание на территории края, в случаях отсутствия регистрации по месту жительства;
г) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и их родителей;
д) документа органа, осуществлявшего до 1 января 1999 года регистрационную деятельность в отношении недвижимого имущества, о наличии (отсутствии) в собственности лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и их родителей жилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
е) справки уполномоченного органа местного самоуправления о наличии (отсутствии) заключенного с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) его родителями договора социального найма жилого помещения или копии
договора социального найма жилого помещения;
ж) копии правового акта органа опеки и попечительства о направлении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на воспитание в учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;
з) документов, подтверждающих факт отсутствия одного или обоих родителей (копия свидетельства о смерти одного или обоих родителей, справка органов ЗАГС о рождении (форма N 25), копия документа об оставлении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в учреждении социальной защиты населения, воспитательном, лечебном и другом аналогичном учреждении, копия решения суда о лишении родителей родительских прав, об ограничении в родительских правах, признании недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими или объявлении их умершими, справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и (или) копия решения суда об установлении факта оставления лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, без попечения родителей);
и) документов, подтверждающих факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Копии документов, указанных в настоящем пункте, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
В соответствии с пунктом 6 для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи.
Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе.
Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
На основании пункта 11 решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Сопоставив содержание оспариваемых норм закона края с нормами федерального законодательства, регулирующего социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам заявителя, противоречия между ними не имеется.
Так, из пункта 1 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что право на получение специализированного жилого помещения предоставляется не всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а лишь тем из них, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или хотя и выступают в роли таких лиц, но их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
На основании пункта 3 статьи 8 этого же федерального закона порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями определяется законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен в частности и оспариваемыми пунктами 5, 6 закона края от 02.11.2000 года N 12-961, предусматривающими, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями производится на основании ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными, заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения, с приложением к нему соответствующих документов, подтверждающих проживание на территории края, которое подается в уполномоченный орган местного самоуправления.
Суд считает, что установление оспариваемыми положениями закона края, в пределах предоставленной ему компетенции, такого порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, какой-либо дополнительной обязанности для них по сравнению с федеральным законодательством не вводит, поскольку подача соответствующего заявления с приложением необходимых документов, в случае полной дееспособности таких лиц, является выражением их волеизъявления на предоставление специализированных жилых помещений, и необходимым условием реализации их права на это.
В случае отсутствия полной дееспособности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такое волеизъявление должно быть выражено их законными представителями, которые, в силу части 2 статьи 31 Гражданского кодекса РФ, обязаны выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами.
Кроме того, в силу части 3 статьи 34 Гражданского кодекса РФ на органы исполнительной власти края возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что также выступает не только гарантией защиты прав этих детей от их нарушения вследствие злоупотребления со стороны законных представителей, но и гарантией их восстановления этими властными органами.
Перечень документов, предусмотренный пунктом 5 статьи 17 закона края от 02.11.2000 года N 12-961 призван подтвердить соответствие лиц, претендующих на получение специализированного жилого помещения требованиям, установленным пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159-ФЗ, что также исключает возможность признания этого пункта противоречащим федеральному законодательству.
Что касается очередности предоставления специализированных жилых помещений сформированной в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению такими помещениями установленной пунктом 11 статьи 17 закона края N 12-961, то, как уже было указано выше, федеральным законодательством с 1 января 2013 года больше не предусматривается внеочередное обеспечение жилыми помещениями этих лиц на условиях социального найма, им подлежат предоставлению по договору найма жилые помещения соответствующего специализированного жилищного фонда.
Безусловно, что распределение такого фонда между лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующими на предоставление специализированного жилого помещения, должно производиться в соответствии с принципом справедливости, а также при условии максимального ограничения свободы усмотрения должностных лиц на порядок такого распределения.
То обстоятельство, что краевой законодатель, вводя пунктом 11 статьи 17 Закона края N 12-961 распределение жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовал указанные цели путем внесения объективных критериев такого распределения, подтверждается и содержанием абзаца четвертого пункта 7 статьи 17 Закона края N 12-961, которым установлено, что включение в список детей-сирот осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений; при совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
При этом суд считает необходимым отметить, что указанная норма краевого закона не может быть расценена в качестве предоставляющей возможность органам власти края необоснованно затягивать реализацию права гражданина на получение специализированного жилого помещения, а должна оцениваться лишь с точки зрения упорядочения ею предоставления ему такого помещения наряду с иными, имеющими такое же право гражданами, по достижению лица, имеющего право на его получение, 18 лет, как это предусмотрено абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания пункта 11 статьи 17 закона края N 12-961 противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, также не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления Кибуса С.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 5, 6, 11 статьи 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка", пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О защите прав ребенка" Закона Красноярского края от 20,12.2012 года N 3-977, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы /апелляционного представления через Красноярский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 02 октября 2013 года.
Председательствующий: |
И.Н.Зинченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 г. N 3-41/2013
Настоящее решение вступило в законную силу 2 октября 2013 г.
Текст решения размещен на сайте Красноярского краевого суда в Internet (http://kraevoy.krk.sudrf.ru)