Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 24 октября 2011 г. N 497-рк
Ведомственная целевая программа
"Развитие здравоохранения в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы"
1. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа "Развитие здравоохранения в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1;
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 05.03.2008 N 27-пк "Об установлении размера и порядка обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных организаций здравоохранения, условия работы которых, связаны с угрозой их жизни и здоровью";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Низкая мотивация населения к сохранению здоровья
Причины возникновения проблемы:
недостаточная информированность населения о факторах риска, ухудшающих прогноз и качество жизни населения;
низкий уровень ответственности населения за состояние своего здоровья;
отсутствие заинтересованности работодателей в формировании приверженности к здоровому образу жизни сотрудников;
недостаточная укомплектованность муниципальных медицинских учреждений квалифицированными медицинскими кадрами;
недостаточный уровень знаний у медицинских работников о профилактике заболеваний и возможности коррекции факторов риска;
отсутствие данных социологических опросов жителей города Тюмени об уровне распространенности вредных привычек (курения, употребления алкоголя).
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Первостепенное значение в сохранении и поддержании здоровья имеет образ жизни человека. Всемирная организация здравоохранения определяет разное воздействие на здоровье человека различных факторов (образ жизни, окружающая среда, наследственные факторы и др.):
вклад факторов образа жизни превышает половину всех воздействий на здоровье ~ 50 - 55% (материально-бытовые условия, сбалансированность питания, наличие или отсутствие семьи, устойчивость к стрессам, наличие вредных привычек и различных видов зависимости (никотиновая, алкогольная, наркотическая), характер двигательной активности (адекватная или низкая), уровень общей и гигиенической культуры и др.);
вклад факторов окружающей среды ~ 20% (загрязнение воздушного бассейна, воды, почвы солями тяжелых металлов, продуктами переработки нефти, производственными выбросами, экологическое неблагополучие производственной сферы и жилища, резкая смена атмосферных воздействий, повышенный уровень гелиокосмических, радиационных, электромагнитных излучений);
наследственные (генетические) факторы ~ 15% (наследственная предрасположенность к болезням, мутации генов и др);
здравоохранение ~ 10 - 15% (эффективность профилактических мероприятий, качество, доступность и своевременность оказания медицинской помощи).
Наиболее управляемая и многочисленная группа факторов, влияющих на состояние здоровья, - факторы образа жизни.
В таблицах 1 и 2 приведены данные Всемирной организации здравоохранения по доле 10-ти факторов риска в общей смертности (2 406 000 умерших) и количестве лет с утратой трудоспособности (39,410 миллионов лет) в России в 2002 году.
Таблица 1
Доля
10-ти главных факторов риска в общей смертности в России
Место |
Факторы риска |
Всего смертей, % |
1. |
Высокое артериальное давление |
35,5 |
2. |
Высокое содержание холестерина |
23,0 |
3. |
Курение |
17,1 |
4. |
Редкое употребление овощей и фруктов |
12,9 |
5. |
Высокий индекс массы тела (избыточный вес, ожирение) |
12,5 |
6. |
Алкоголь |
11,9 |
7. |
Неподвижный образ жизни |
9,0 |
8. |
Загрязнение воздуха в городах |
1,2 |
9. |
Свинец |
1,2 |
10. |
Наркотики |
0,9 |
Таблица 2
Доля
10 главных факторов риска в количестве лет жизни с утратой
трудоспособности в России
место |
Факторы риска |
Доля лет жизни с утратой трудоспособности, % |
1. |
Алкоголь |
16,5 |
2. |
Высокое артериальное давление |
16,5 |
3. |
Курение |
13,4 |
4. |
Высокое содержание холестерина |
12,3 |
5. |
Высокий индекс массы тела (избыточный вес, ожирение) |
8,5 |
6. |
Редкое употребление овощей и фруктов |
7,0 |
7. |
Неподвижный образ жизни |
7,0 |
8. |
Наркотики |
2,2 |
9. |
Свинец |
1,1 |
10. |
Небезопасный секс |
1,0 |
Примечание:
Сумма всех факторов риска может составить более 100% в связи с двойным учетом отдельных факторов риска, сопряженных с другими факторами риска. Это объясняется сложностью точной оценки по отдельности вкладов каждого из факторов риска из-за их взаимозависимости.
Количество лет жизни с утратой трудоспособности в нашей стране представляет собой обобщающий показатель по оценке здоровья населения, учитывающий смертность, заболеваемость и тяжесть утраты трудоспособности, обусловленной: 1) преждевременной смертностью от всех причин во всех возрастных группах; 2) инвалидностью и временной потерей трудоспособности. Эти годы определяются по частоте возникновения и длительности различных видов нетрудоспособности, умноженной на удельную тяжесть, которая учитывает тяжесть потери трудоспособности по сравнению с потерей жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации четыре фактора риска (высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное употребление алкоголя) занимают 87,5% в причинах общей смертности, и 58,5% - в количестве лет с утратой трудоспособности. При этом, на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности в 16,5%, стоит употребление алкоголя. Высокое артериальное давление - основная причина смертности и вторая по важности причина заболеваемости. Пациенты с неконтролируемой артериальной гипертонией имеют в 2 - 3 раза выше риск развития болезней системы кровообращения (ишемической болезни сердца - ИБС) по сравнению с лицами, имеющими нормальное артериальное давление. В России 30 - 46% мужчин и 32 - 46% женщин страдают от артериальной гипертонии. В то же время известно, что 40% мужчин и 25% женщин не знают о том, что у них повышенное артериальное давление, что ведет к развитию ИБС, инфаркта миокарда, инсультов.
В принятых Ассамблеей Всемирной организации здравоохранения документах доказано, что около всех болезней системы кровообращения обусловлены неправильным питанием, а улучшение питания снижает уровень смертности от онкологических заболеваний на 30 - 40%. Доказано также, что уменьшение употребления в пищу овощей и фруктов объясняет увеличение смертности от болезней системы кровообращения на 28%.
Малоподвижный образ жизни усиливает данную проблему, поскольку умеренные, но регулярные физические упражнения снижают вероятность развития болезней системы кровообращения, рака толстой кишки, сахарного диабета и высокого артериального давления. Недостаточная физическая активность отмечается у 63% жителей города Тюмени (из числа взрослого населения).
Взрослые, имеющие избыточную массу тела или страдающие ожирением, подвержены повышенному риску преждевременной смерти и утраты трудоспособности. Продолжительность жизни у лиц с выраженным ожирением сокращается на 5 - 20 лет. В России распространенность избыточной массы тела составляет от 47 до 54% у мужчин и от 42 до 60% у женщин.
Доля курящих в России одна из самых высоких в мире: курят 63% мужчин и 15% женщин (в городе Тюмени среди мужчин курящих 53%, среди женщин - 13%).
Сокращение числа курящих в стране и снижение употребления алкоголя способны в течение года уменьшить смертность населения более чем на 20%.
В 90-х годах XX века правительства многих стран начали реализацию национальных программ по борьбе с факторами риска и получили убедительные результаты. Важнейшими мероприятиями, доказавшими свою эффективность, являются государственные программы: запрещение курения в общественных местах, пропаганда здорового образа жизни, доступность сбалансированного питания (употребление в достаточном количестве овощей, фруктов).
В Польше с 1991 по 2002 год было достигнуто ежегодное снижение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний на 10% в возрасте от 20 до 44 лет и на 7% в возрасте 45 - 64 лет, в Финляндии с 1970 по 2002 год - на 65% (у мужчин). В Великобритании за период 1997 - 2005 гг. удалось снизить смертность на 31,4% от болезней кровообращения за счет реализации программы "Курение убивает" и принятия закона о запрете курения в общественных местах.
В настоящее время в поликлиниках города Тюмени работают 14 отделений и кабинетов профилактики, в которых оказываются следующие услуги: проведение бесед и лекций для населения; организация работы "Школ здоровья"; распространение среди населения профилактической литературы; проведение онко- и кардиоскринингов населению; координация деятельности по проведению профилактических осмотров, проведение доврачебных осмотров в рамках работы смотровых кабинетов. В учреждениях города Тюмени в 2010 году прошли профилактические осмотры 229 450 человек. "Школы здоровья" функционируют в 16 муниципальных учреждениях здравоохранения, в которых было обучено около 30 000 человек, в том числе в школе артериальной гипертонии - 4 533 человека.
В то же время, отмечается низкая приверженность населения к ведению здорового образа жизни.
По результатам социологического исследования, проведенного среди жителей города Тюмени в рамках проекта Евросоюза "Поддержка развития системы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях", в котором приняли участие 1 004 человека, жителей города Тюмени в возрасте от 18 лет, оценили свое здоровье как "хорошее" 55,7% мужчин и 43,9% женщин. По мнению респондентов, на их здоровье негативно влияют стресс и большая нагрузка на работе (48% респондентов), нездоровый образ жизни (49%). Среди позитивных факторов опрошенные отметили положительные эмоции, семейные и другие человеческие взаимоотношения, прогулки на природе. Контролируют свой вес 30% опрошенных мужчин и 41% женщин, следят за своим питанием 38% и 41% соответственно. При этом среди респондентов преобладали лица с избыточной массой тела и ожирением (мужчин - 55%, женщин - 50%). У 46% респондентов имела место низкая физическая активность (занятия физкультурой реже одного раза месяц). Курящими оказались 56% опрошенных мужчин и 17% женщин. В возрастной группе 18 - 29 лет доля курящих - около 40%. Регулярно употребляют пиво 42% взрослых тюменцев, 23% - крепкие спиртные напитки, 19% - вино.
Обращает на себя внимание низкая активность в прохождении профилактических осмотров (21% мужчин и 29% женщин участвуют в них регулярно). Доля лиц, прошедших профилактический осмотр по собственной инициативе и по инициативе врача, составляет 23%. Главная причина, побуждающая жителей прийти на профилактический осмотр, - устройство на работу или необходимость получения справки.
Первое место в структуре общей заболеваемости у взрослых составляют заболевания сердечно-сосудистой системы (20,3%), на втором месте - заболевания органов дыхания (13%), на третьем - заболевания костно-мышечной системы. Среди детей на первом месте заболевания органов дыхания (51,1%), на втором - заболевания нервной системы (7,6%), на третьем - заболевания пищеварительной системы (5,6%).
Заболеваемость злокачественными новообразованиями по городу Тюмени, как и в целом по Тюменской области, Российской Федерации, не имеет тенденции к снижению (2009 год - 337,4 чел. на 100 000 населения, 2010 год - 338,0 чел. на 100 000 населения). В России в 2009 году уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями составил 355,8 случаев на 100 000 населения, по югу Тюменской области - 321,6.
Сохраняется высоким показатель удельного веса злокачественных новообразований из числа впервые выявленных (25,6%). В этом случае заболевания выявляются в поздней стадии, что ухудшает прогноз и качество жизни пациентов. Необходимо увеличивать охват населения скриннинговыми исследованиями, направленными на раннее выявление заболеваний.
Выявлению заболеваний на ранних стадиях способствует проведение массовых диспансерных осмотров различных категорий взрослого населения в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье": работающего населения, мужчин 35 - 55 лет, подростков 14 лет, государственных и муниципальных служащих, проведение скриннинговых исследований (флюорографии, маммографии, выявление онкологических заболеваний предстательной железы).
Для населения города Тюмени организована работа 7 Центров здоровья, в том числе 5 - на базе муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения. В Центры здоровья пациенты обращаются самостоятельно (45%), направляются медицинскими работниками (12%), также направляются пациенты I и II группы здоровья, выявленные в ходе дополнительной диспансеризации (40%), работодателями (3%). Деятельность Центров здоровья направлена на выявление факторов риска, формирование здорового образа жизни у населения.
Направленная на сохранение и укрепление здоровья детей работа, проводимая в общеобразовательных учреждениях города Тюмени, позволила достичь снижения заболеваемости, связанной с нерациональным питанием детей; уменьшением доли детей, имеющих нарушение осанки. Доля обучающихся, имеющих нарушение осанки, в 2008/09 учебном году составила 31,3%. в 2009/10 учебном году - 29,3%. в 2010/2011 учебном году - 27,7%. При этом доля детей, занимающихся в специальных физкультурных группах в общеобразовательных учреждениях, в 2008/09 учебном году составляла 3,4%, в 2009/10 учебном году - 3%, в 2010/11 учебном году - 2,8%, в подготовительной физкультурной группе: в 2008/09 учебном году - 15,3%, в 2009/10 учебном году - 15%, в 2010/11 учебном году - 14,6%, в основной физкультурной группе в 2008/09 учебном году - 81,3%, в 2009/10 учебном году - 82%, в 2010/11 учебном году - 82,6%.
Доля детей, имеющих заболевания, связанные с нерациональным питанием, в 2008/09 учебном году составила - 12,1%, в 2009/10 учебном году - 11,3%; в 2010/2011 учебном году - 10,3%. Актуальной остается проблема нарушения остроты зрения - в 2011 г. отмечается у 18,8% обучающихся, что на 1,5% выше показателя аналогичного периода 2010 года. Близорукость занимает ведущее место в структуре этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Доля детей с вышеуказанными патологиями возрастает к концу периода обучения.
2. Недостаточная укомплектованность муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами.
2.1. Причины возникновения проблемы:
недостаточно высокий уровень заработной платы;
отсутствие возможности оперативного решения вопросов обеспечения жильем медицинских работников;
низкий престиж профессии медицинского работника.
Отношение уровня заработной платы медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения к заработной плате работников организаций города Тюмени (без субъектов малого и среднего предпринимательства) за январь - июль 2011 года составляет 54,4%. Ожидается положительная динамика значения показателя "Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения: врачей, среднего медицинского персонала" в связи с выделением дополнительных средств на оплату труда в рамках территориальной программы государственных гарантий (далее - ТПГГ) в 2011 году.
Информация об обеспеченности населения медицинским персоналом в сравнении с другими городами представлена в таблице 3.
Таблица 3
Информация
об обеспеченности населения медицинским персоналом (на 10 тыс. населения)
Показатели |
Тюмень |
Сургут |
Хабаровск |
Барнаул |
Число врачей (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения |
22,3 |
29 |
27,2 |
36,1 |
из них: участковых врачей и врачей общей практики |
5,0 |
5,9 |
6,1 |
8,0 |
Число среднего медицинского персонала (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения |
41,2 |
68,2 |
35,1 |
69 |
из них участковых медицинских сестер |
4,8 |
11,6 |
5,0 |
7,8 |
В настоящее время в муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранения города Тюмени существует потребность в 166 врачах и 216 средних медицинских работниках, в том числе, требуется 56 участковых врачей, 10 врачей-офтальмологов, 5 врачей скорой медицинской помощи.
Недостаточная укомплектованность поликлиник участковыми врачами и медицинскими сестрами участковых врачей создает риск снижения доступности и качества оказания медицинской помощи в амбулаторных учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Одной из первоочередных задач является привлечение для работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, молодых специалистов и закрепление их в муниципальных амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических учреждениях. При этом, в 2009 году количество молодых специалистов, прибытие которых ожидалось в муниципальные медицинские учреждения (по предварительному распределению, по гарантийным письмам), составило 50 человек, из них 30 участковых врачей. Все они приступили к работе. В 2010 году приступило к работе 63 врача (молодых специалиста), из них 32 участковых врача, 26 узких специалистов, 5 врачей скорой медицинской помощи. Из прибывших молодых специалистов в течение года остались работать - 62, из них 31 участковый врач. В 2011 году ожидалось прибытие на работу 98 молодых специалистов, в том числе 52 участковых терапевта, фактически приступили к работе 63 врача, в том числе 42 участковых врача.
В очереди на обеспечение жильем состоит 303 человека, работающих в муниципальных медицинских учреждениях. При этом, Тюмень является привлекательным городом для молодых специалистов из соседних регионов, но отсутствие жилья не позволяет им осуществлять трудовую деятельность в городе Тюмени.
3. Несоответствие условий оказания медицинской помощи населению действующим нормативам.
3.1. Причины возникновения проблемы:
размещение большинства муниципальных медицинских учреждений в приспособленных зданиях и помещениях;
несвоевременное обновление медицинского оборудования;
недостаточность развития клиентоориентированных подходов при оказании медицинской помощи.
В городе Тюмени расположено 21 муниципальное медицинское учреждение, имеющее в оперативном управлении и в аренде 92 здания, сооружения. За исключением 4-х зданий (МБУЗ "Городская поликлиника N 3", "Городская поликлиника N 8", "Родильный дом N 2", "Родильный дом N 3"), построенных по типовым проектам, все муниципальные медицинские учреждения расположены в приспособленных зданиях и помещениях, в основном, на нижних этажах жилых домов и административных зданий.
Некоторые помещения поликлиник не соответствуют требованиям СНиП, нормам СанПиН по составу и площадям.
В целях приведения муниципальных медицинских учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, вывода их из неприспособленных помещений, а также более полного использования материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, необходимо строительство территориальных типовых поликлиник, в первую очередь, в Калининском, Восточном административных округах, в микрорайоне Заречный.
МБУЗ "Городская поликлиника N 5" обслуживает население численностью 22 155 человек взрослого населения, располагается в трех зданиях на первых этажах приспособленных помещений жилых домов. Дефицит рабочих площадей составляет 2220 .
МБУЗ "Городская поликлиника N 1" обслуживает население численностью 38347 чел., в том числе взрослое население - 29947 чел, детское - 8400 человек. Дефицит рабочей площади составляет 3200 .
МБУЗ "Городская поликлиника N 12" обслуживает население численностью 79 834 чел., в том числе взрослое население - 62 974 чел, детское - 16 860 человек, расположена в 5 зданиях. Дефицит площади составляет 2,5 тыс. , с учетом проводимой застройки района составит 5 тыс. .
По состоянию на 01.09.2011 в капитальном ремонте нуждается 37 зданий муниципальных медицинских учреждений. В 2009 - 2011 годах проведен капитальный ремонт в 9 зданиях: МБУЗ "Городская поликлиника N 4" (улица Минская, 65, ул. Максима Горького, 39а); МБУЗ "Городская поликлиника N 8" (ул. Ватутина, 10"б"); МБУЗ "Городская поликлиника N 17" (ул. Широтная, 106"б"); МБУЗ "Городская поликлиника N 1", (ул. Газовиков, 6/1); МБУЗ "Городская поликлиника N 7" (ул. Ямская, 96, п. ДОК Красный октябрь), МБУЗ "Городская поликлиника N 6", (ул. Парфенова,40/1), МБУЗ "Городская поликлиника N 10" (ул. Чаплина, 117). На 7 объектах капитальный ремонт завершен, объекты введены в эксплуатацию. На 2 объектах (МБУЗ "Городская поликлиника N 1" (ул. Газовиков, 6/1), МБУЗ "Городская поликлиника N 8" (ул. Ватутина, 10"б") капитальный ремонт не завершен в связи с необходимостью дополнительного финансирования.
В период 2006 - 2007 годов в рамках национального проекта "Здоровье" в муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения поступило 617 единиц диагностического оборудования (эндоскопическое, рентгенологическое, лабораторное, ультразвуковой и функциональной диагностики), что позволило довести уровень оснащенности учреждений диагностическим оборудованием до 100%, повысить доступность и качество медицинской помощи.
Оснащенность медицинским оборудованием муниципальных медицинских учреждений составляет 75,5% (в соответствии с табелем оснащенности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований").
Удельный вес медицинского оборудования, имеющего износ 80% и более, в муниципальных медицинских учреждениях составляет 22,4%. В связи с этим, необходимо проведение замены оборудования и дополнительное оснащение с учетом нормативных требований.
Существующая система радиосвязи в МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" в настоящее время не удовлетворяет в полной мере потребность учреждения в качественной связи для обеспечения уверенного приема-передачи голосовой информации в пределах закрепленной за учреждением территории. В связи с наличием потребности в качественной связи, а также необходимостью ведения записи и оперативного прослушивания всех переговоров с выездными бригадами, необходима модернизация системы радиосвязи МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи".
С целью повышения управляемости и эффективности функционирования здравоохранения Тюменской области, начиная с 2005 года, идет внедрение интегрированной региональной информационной системы (далее - ИРИС), координатором которой является департамент здравоохранения Тюменской области.
Внедрение ИРИС позволит:
повысить качество и доступность первичной медицинской помощи;
повысить производительность и качество труда в сфере здравоохранения;
повысить эффективность работы муниципальных медицинских учреждений;
повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения;
создать единое региональное информационное пространство в сфере здравоохранения путем интеграции информационных систем субъектов, проведения единой программной и технической политики, совместного использования информационных и вычислительных ресурсов.
Важным направлением по информатизации подведомственных муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения является включение их в ИРИС. Основной платформой ИРИС для информатизации муниципальных медицинских учреждений выбрана SAP. В настоящее время платформа SAP представлена основными модулями "Регистратура", "Рабочее место врача".
Программный модуль SAP "Регистратура" дает возможность производить запись на прием к врачу при обращении пациента в регистратуру лично, по телефону, врачом с приема повторно, а также в электронном виде.
Всего необходимо установить модуль "Регистратура" на 96 рабочих мест в муниципальных медицинских учреждениях. На 01.09.2011 года модуль установлен на 81 рабочем месте.
Модуль "Рабочее место врача" установлен на 277 рабочих мест врачей, (всего необходимо установить программный модуль на 604 рабочих места).
4. Недостаточный уровень взаимодействия между учреждениями, оказывающими первичную медико-санитарную, специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам
Причины возникновения проблемы:
недостаточно четкое исполнение нормативных актов, определяющих порядок взаимодействия между учреждениями, оказывающими первичную и высокотехнологичную медицинскую помощь;
недостаточный уровень информирования пациентов о необходимости выполнения всех рекомендаций специалистов, регулярного диспансерного наблюдения.
В 2010 году удельный вес пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, составил 80% от числа состоящих в очереди на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Ситуация улучшается с введением новых клиник и центров, но на некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи (в частности, протезирование суставов) сохраняются длительные сроки ожидания (до 2-х лет).
3. Цели и задачи Программы
Стратегические цели, на реализацию которых направлены мероприятия данной Программы:
"Мы должны повысить доступность и качество медицинской помощи.. провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников... У подростков... отклонения по здоровью имеют две трети. Поручаю проводить их углубленную диспансеризацию. Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике." (из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2010 год).
Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья жителей города Тюмени.
4. Основные показатели результативности выполнения Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0)* |
Базовое значение |
Плановые значения |
Темпы прироста (гр. 10/гр.7)*100 - 100, % |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Общие показатели Программы | ||||||||||
Цель: Сохранение и укрепление здоровья жителей города Тюмени | ||||||||||
1. |
Смертность населения в трудоспособном возрасте |
(чел. на 100 тыс. жителей) |
, где: В - число умерших лиц в трудоспособном возрасте, чел. С - среднегодовая численность населения в городе Тюмени, чел. |
v |
515,0 |
515,0 |
514,0 |
513,0 |
512,0 |
-0,6 |
Показатели выполнения задач Программы | ||||||||||
Задача 1. "Повысить роль профилактической медицины, формировать здоровый образ жизни населения города Тюмени" | ||||||||||
2. |
Общая распространенность употребления алкоголя |
Чел. на 100 тыс. чел. населения |
При мониторинге показателя учитываются данные социологического опроса населения города Тюмени |
v |
Мониторинг по показателю будет осуществляться департаментом здравоохранения с 2012 года |
|||||
3. |
Общая распространенность курения |
Чел. на 100 тыс. чел. населения |
При мониторинге показателя учитываются данные социологического опроса населения города Тюмени |
v |
Мониторинг по показателю будет осуществляться департаментом здравоохранения с 2012 года |
|||||
4. |
Уровень первичной заболеваемости |
Чел. на 1000 чел. населения |
Данные годового статистического отчета "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения" (форма N 12) |
v |
822,84 |
820,5 |
820,0 |
818,0 |
815,0 |
-0,67 |
5. |
Уровень инфекционной заболеваемости (за исключением ОРВИ) |
Чел. на 100 тыс. чел. населения |
Данные годового статистического отчета "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" (форма N 1) |
v |
2523,0 |
2433,0 |
2343,0 |
2253,0 |
2163,0 |
-11,1 |
Задача 2. "Укрепить кадровый потенциал муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения" | ||||||||||
6. |
Число врачей (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения |
человек на 10 тыс. населения |
L - число физических лиц врачей в муниципальных учреждениях здравоохранения на 10 тыс. человек населения Ф - число физических лиц всего/врачей в муниципальных учреждениях здравоохранения Н - количество постоянного населения на конец года |
^ |
23,3 |
23,2 |
23,3 |
23,4 |
23,4 |
0,86 |
из них: участковых врачей и врачей общей практики |
^ |
5,0 |
4,9 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
8,2 |
|||
7. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения: |
руб. |
, где ФОТр - начисленный фонд заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения за счет всех источников, руб. СРЧр - среднесписочная численность работников, чел. |
|
|
|
|
|
|
|
- врачей |
^ |
22 355 |
25 676 |
28 132 |
28 132 |
28 132 |
9,6 |
|||
- среднего медицинского персонала |
|
14 702 |
16 502 |
18 319 |
18 319 |
18 319 |
11,0 |
|||
Задача 3. "Развивать систему первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов" | ||||||||||
8. |
Средний срок ожидания: |
дней |
При мониторинге показателя учитываются данные мониторинга сроков ожидания |
|
|
|
|
|
|
|
- диагностических исследований; |
v |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
-42,9 |
|||
- консультаций узкими специалистами (невролог, офтальмолог, отоларинголог, эндокринолог, уролог, кардиолог) |
|
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
-42,9 |
|||
9. |
Доля зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения, требующих проведения капитального ремонта |
% |
, где: ПР - количество зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения, требующих проведения капитального ремонта, ед. О - общее количество зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения, ед. |
v |
40 |
35 |
28 |
24 |
21 |
-40,0 |
Задача 4. "Содействовать развитию специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения (при взаимодействии с Правительством Тюменской области) | ||||||||||
10 |
Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения |
% |
, где: П - количество пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь за год, чел.; О - количество пациентов, состоящих в очереди на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за год, чел. |
^ |
80 |
80 |
85 |
86 |
87 |
8,8 |
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности
1. Показатель "Смертность населения в трудоспособном возрасте".
Прогнозные значения показателя определены с учетом тенденции к снижению темпов роста смертности населения трудоспособного возраста в городе Тюмени в течение последних 5-ти лет (в среднем на 0,2% в год).
2, 3. Показатели "Общая распространенность употребления алкоголя" и "Общая распространенность курения".
Мониторинг данных показателей ранее не проводился. За счет эффективности проводимой работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни среди населения города, деятельности Центров здоровья, активной информационной работы в средствах массовой информации планируется снижение значений показателей. Мониторинг значений показателей будет осуществляться департаментом здравоохранения с 2012 года.
4, 5. Показатели "Уровень первичной заболеваемости", и "Уровень инфекционной заболеваемости (за исключением ОРВИ)".
Прогнозируемое значение показателя определено с учетом анализа данных государственных статистических форм "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения" (форма статистической отчетности N 12) и "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" (форма N 1) за последние 5 лет. Темпы снижения заболеваемости с 2007 года составили 3,2% в год. Такая тенденция прослеживается в связи с усилением профилактической направленности медицинской работы (информирование населения о мерах личной и общественной безопасности, вакцинопрофилактика). Кроме того, взаимодействие отраслевых органов Администрации города Тюмени, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по стабилизации санитарно-эпидемиологического благополучия и реализации мер, направленных на профилактику массовых заболеваний, позволит снизить уровень заболеваемости.
6. Показатель "Число врачей (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения, из них: участковых врачей и врачей общей практики".
Прогнозные значения основаны на существующей потребности, а также с учетом проводимых мер по повышению укомплектованности медицинским персоналом (повышение заработной платы, обеспечение служебным жильем, местами в детских дошкольных учреждениях).
7. Показатель "Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения: врачей, среднего медицинского персонала".
Показатель на 2011 год и последующие периоды реализации Программы сложился с учетом плановых ассигнований на заработную плату на 2011 год и на период 2012 - 2014 годы, рассчитанных с учетом сохранения стоимости ТПГГ оказания бесплатной медицинской помощи в Тюменской области в планируемом периоде. Ожидается положительная динамика значения показателя в связи с выделением дополнительных средств на оплату труда в рамках территориальной программы государственных гарантий (далее - ТПГГ) в 2011 году.
8. Показатель "Средний срок ожидания: диагностических исследований; консультаций узкими специалистами (невролог, офтальмолог, отоларинголог, эндокринолог, уролог, кардиолог)".
Сокращение сроков ожидания на прием к специалистам прогнозируется при повышении укомплектованности учреждений здравоохранения медицинским персоналом, оснащении учреждений диагностическим оборудованием.
9. Значение показателя "Доля зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения, требующих проведения капитального ремонта" сложилось исходя из количества объектов, требующих капитального ремонта на 01.09.2011, с учетом запланированной разработки ПСД и проведения ремонта на плановый период.
10. Значение показателя "Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения" сложилось исходя из данных по предоставлению высокотехнологичной помощи населению города Тюмени, включая выделение квот на лечение за пределами Тюменской области, оказание медицинской помощи в областных медицинских учреждениях в течение последних 3-х лет. Положительная динамика значений показателя возможна при увеличении финансирования на оказание высокотехнологичной помощи из средств федерального и областного бюджетов, эффективном взаимодействии учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, а также высокотехнологичную помощь.
5. Сроки реализации Программы
5.1. Реализация программы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий,
источники финансирования
6.1. Всего на реализацию мероприятий Программы потребуется 1 639 476 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 660 775 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 251 621 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 97 720 тыс. рублей;
средства ТФОМС Тюменской области: 47 040 тыс. рублей;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: 264 394 тыс. рублей;
2013 год - 472 771 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 194 251 тыс. рублей;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: 278 520 тыс. рублей;
2014 год - 505 930 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 214 707 тыс. рублей;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: 291 223 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется также через фонд социального страхования (средства по "родовому сертификату" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье").
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Тюменской области.
7.2. Департамент здравоохранения Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения целевых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части организации разработки ПСД, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов здравоохранения;
департамента образования Администрации города Тюмени в части взаимодействия по проведению профилактической работы в образовательных учреждениях, содействия в обеспечении местами в детских дошкольных учреждениях детей медицинских работников;
департамента по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени в части взаимодействия по проведению профилактической работы среди населения города Тюмени;
департамента потребительского рынка Администрации города Тюмени в части организации взаимодействия по проведению профилактической работы с населением города (по предупреждению распространения алкоголизации населения, проведения информационных мероприятий по формированию здорового образа жизни с работодателями);
департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени в части формирования и оформления земельных участков под строительство объектов здравоохранения;
административного департамента Администрации города Тюмени в части взаимодействия со средствами массовой информации;
департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени в части обеспечения деятельности медицинской службы города Тюмени в целях гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
муниципальных медицинских учреждений (ММУ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.