Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 2 марта 2006 г. N 40-п
Государственный стандарт
социального обслуживания населения в Тюменской области
20 декабря 2006 г., 19 марта, 26 мая 2008 г., 14 августа 2009 г., 2 июля, 13 августа 2010 г., 3 мая 2011 г.
Постановлением Правительства Тюменской области от 3 мая 2011 г. N 143-п настоящее приложение дополнено разделом 7
7. Государственный стандарт социального обслуживания детей
от 0 до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье
1. Общие положения
1.1. Настоящий Государственный стандарт социального обслуживания детей от 0 до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, в том числе детей-инвалидов (далее - дети), (далее - государственный стандарт) устанавливает единые требования к объему, качеству, порядку и условиям предоставления детям гарантированных государством социальных услуг.
1.2. Государственный стандарт применяется в отношении социальных услуг, предоставляемых отделениями реабилитации инвалидов учреждений социального обслуживания населения (далее - служба ранней помощи), предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, на основании государственного (муниципального) задания (заказа) в порядке, установленном действующим законодательством.
1.3. Государственным стандартом определяются:
1.3.1. Порядок и условия предоставления детям реабилитационных услуг при социальном обслуживании.
1.3.2. Основные требования к объему и качеству реабилитационных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, согласно приложению к настоящему государственному стандарту.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подраздел 6 настоящего государственного стандарта"
1.4. Перечень и объем мероприятий, включенных в программу медико-социального сопровождения ребенка, определяются в зависимости от профиля, материально-технических и кадровых возможностей службы ранней помощи.
2. Основные понятия
2.1. В Государственном стандарте применяются следующие основные понятия:
Дети с отклонениями в развитии и здоровье - дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Служба ранней помощи - система помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии и здоровье и их семьям.
Междисциплинарная команда специалистов - это группа людей с различным профессиональным образованием (медицинским, педагогическим, психологическим и др.), объединёнными общей целью и общими задачами.
Абилитация - это система лечебно-психолого-педагогических мероприятий, направленная на формирование у детей с отклонениями в развитии и здоровье навыков социальной адаптации, обеспечивающих рост качества их жизни.
Коммуникация - процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом значении при помощи вербальных и невербальных средств.
Ранняя коммуникация - процесс обмена информацией, в который включается ребенок и его окружение с момента рождения.
Продуктивная деятельность ребенка - это успешное формирование и реализация способности самостоятельно организовать свою деятельность и эффективно взаимодействовать с окружающими (переход от действия к деятельности).
Реабилитационный потенциал ребенка - комплекс биологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик ребенка, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности.
Абилитационная компетентность родителей - возможность и готовность родителей к активному участию в реабилитационном процессе.
2.2. Иные понятия, используемые в настоящем государственном стандарте, применяются в том значении, в котором они используются в действующем законодательстве Российской Федерации.
3. Порядок и условия предоставления реабилитационных услуг
в службе ранней помощи
3.1. Социальное обслуживание детей осуществляется в службах ранней помощи учреждений путем предоставления комплекса реабилитационных услуг, направленных на оптимальное развитие у детей нарушенных функций организма и социальную адаптацию семей, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровье.
3.2. В службу ранней помощи принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
3.3. Зачисление в службу ранней помощи производится руководителем учреждения на основании личного письменного заявления законного представителя ребенка и документов, указанных в пункте 4.1 государственного стандарта.
3.4. В случае принятия решения о зачислении на социальное обслуживание с законным представителем ребенка, принимаемого на социальное обслуживание, заключается письменный договор, определяющий виды и объем предоставляемых реабилитационных услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, права и обязанности сторон, разрабатывается индивидуальная программа социально - медицинского сопровождения ребенка.
3.5. Законный представитель ребенка, принимаемого на социальное обслуживание, должен быть ознакомлен с государственным стандартом.
3.6. Виды и объем предоставляемых реабилитационных услуг корректируется с учетом возрастных особенностей ребенка.
3.7. Решение об отказе в социальном обслуживании или его прекращении может быть обжаловано законным представителем ребенка в установленном действующим законодательством порядке.
3.8. Социальное обслуживание не предоставляется:
а) детям, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
б) в случае отсутствия полного пакета документов, необходимых для зачисления на социальное обслуживание.
3.9. Прекращение социального обслуживания производится по следующим основаниям:
а) на основании личного письменного заявления законного представителя ребенка;
б) в случае выявления у ребенка медицинских противопоказаний;
в) по истечению срока социального обслуживания в соответствии с индивидуальной программой социально-медицинского сопровождения ребенка;
г) в случае нарушения законным представителем ребенка условий договора о социальном обслуживании.
3.10. В целях организации социального обслуживания населения департамент социального развития Тюменской области:
а) формирует и ведет информационную базу получателей социальных услуг в Тюменской области;
б) устанавливает формы документов, используемых при оказании социальных услуг (заявления, журналы регистрации услуг, договоры о социальном обслуживании, уведомления социальных служб и другие);
в) вправе давать разъяснения по вопросам применения государственного стандарта.
4. Перечень необходимых документов для предоставления реабилитационных
услуг при социальном обслуживании
4.1. Для зачисления на социальное обслуживание необходимы следующие документы:
4.1.1. личное письменное заявление законного представителя ребенка;
4.1.2. документ, удостоверяющий личность и место жительства ребенка, законного представителя;
4.1.3. документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4.1.4. справка об инвалидности (предоставляется при наличии у ребенка инвалидности);
4.1.5. индивидуальная программа реабилитации (предоставляется при наличии у ребенка инвалидности);
4.1.6. справка из учреждения здравоохранения о состоянии здоровья ребенка и об отсутствии у него медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию (срок действия справки - 6 мес.).
4.2. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в учреждение по месту жительства.
4.3. Документы, указанные в пункте 4.1, не представляются, если их данные имеются в информационной системе органов социальной защиты населения.
5. Оплата реабилитационных услуг
5.1. Реабилитационные услуги в социальной службе предоставляются бесплатно детям, имеющим регистрацию по месту жительства на территории Тюменской области, в объеме, установленном государственным стандартом.
5.2. Реабилитационные услуги, оказанные сверх объема, определенного государственным стандартом, предоставляются за плату в размере 100 процентов установленных тарифов.
5.3. Дополнительные реабилитационные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются детям, в соответствии с рекомендациями специалистов и ИПР и по желанию их законных представителей на условиях оплаты в размере 100 процентов установленных тарифов.
6. Основные требования к объему и качеству реабилитационных услуг,
входящих в перечень гарантированных государством
социальных услуг
N п/п |
Реабилитационная услуга |
Объем |
Требования к качеству реабилитационных услуг |
6.1. |
Социально-бытовые услуги |
||
6.1.1. |
Предоставление помещения для организации социальной абилитации и реабилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии и здоровье. |
в течение периода медико-социального сопровождения ребенка |
Помещения по размерам, расположениям и конфигурации должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать проведение мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента. Помещения должны отвечать требованиям безопасности, в т.ч. противопожарным, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства. |
6.1.2. |
Предоставление в пользование мебели, обучающего, коррекционно-развивающего оборудования, инвентаря для проведения реабилитационных мероприятий. |
в течение периода медико-социального сопровождения ребенка |
Предоставляемая детям мебель должна быть удобной в пользовании, подобранной с учетом их физического состояния и отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм. |
6.1.3. |
Консультирование по вопросам социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. |
не менее 3 раз в год |
Консультирование должно обеспечивать предоставление члену семьи ребенка информации, рекомендаций о конкретных действиях, определение оптимальных режимов семейно-бытовой деятельности ребенка в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним. |
6.1.4. |
Содействие в подборе технических средств реабилитации для ребенка. |
не более 3 раз в год |
Содействие в подборе технических средств реабилитации должно быть осуществлено в соответствии с потребностями (заболеванием) ребенка. |
6.1.5. |
Оказание содействия в реализации мероприятий по социально-бытовой адаптации. |
не более 3 раз в год |
Оказание содействия должно обеспечивать необходимую помощь членам семьи ребенка в реализации мероприятий по социально-бытовой адаптации (адаптация жилищно-бытовых условий, объектов инфраструктуры и пр.). |
6.2. |
Социально-медицинские услуги |
||
6.2.1. |
Консультирование по вопросам социально-медицинской реабилитации. |
не менее 3 консультаций в год |
Консультирование по социально-медицинской реабилитации должно обеспечивать оказание членам семьи квалифицированной помощи в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-медицинских проблем. |
6.2.2. |
Оценка развития ребенка. |
4 раза в год |
Оценка развития ребенка должна проводиться для диагностики исходного состояния ребенка (нервно-психического и физического развития), для определения индивидуального плана реабилитационных мероприятий, для оценки динамики (через 4-6 месяцев). |
6.2.3. |
Разработка, реализация и коррекция индивидуального курса социально-медицинской реабилитации. |
не более 3 раз в год |
Реабилитационный курс должен быть направлен на достижение прогнозируемого результата с учетом индивидуальных особенностей ребенка и возможностей учреждения. |
6.2.4. |
Проведение процедур массажа. |
не более 40 процедур в год |
Проведение процедур массажа должно обеспечивать улучшение физического состояния ребенка. |
6.2.5. |
Проведение занятий по лечебной физкультуре (адаптивной физкультуре). |
не более 20 занятий в год |
Проведение занятий по лечебной физкультуре должно быть направлено на улучшение общего физического состояния и двигательной активности ребенка. |
6.2.6. |
Логопедическая помощь. |
не более 20 занятий в год |
Логопедическая помощь должна быть направлена на развитие фонематического состояния ребенка, коррекцию звукопроизношения. |
6.2.7. |
Обучение членов семьи ребенка-инвалида основам социально-медицинской реабилитации в домашних условиях. |
не более 20 занятий в год |
Обучение должно быть направлено на получение членами семьи ребенка навыков по социально-медицинской реабилитации для их применения в домашних условиях и обеспечения непрерывности реабилитационного процесса. |
6.2.8. |
Социально-медицинский патронаж детей с отклонениями в развитии и здоровье. |
не более 24 раз в год |
Социально-медицинский патронаж семьи ребенка с нарушениями развития должен обеспечивать своевременное выявление возникающих проблем и оказание необходимой социально-медицинской помощи (в проведении социально-медицинской реабилитации в домашних условиях). |
6.2.9. |
Оказание содействия в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера. |
не более 3 раз в год |
Содействие при проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера включает помощь в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции и т.д. |
6.3. |
Социально-психологические услуги |
||
6.3.1. |
Социально-психологическое консультирование членов семьи ребенка. |
не менее 2 консультаций в год |
Социально-психологическое консультирование должно обеспечивать оказание членам семей квалифицированной помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, информирование родителей об особенностях развития ребенка с учетом их абилитационной компетентности. |
6.3.2. |
Психологическое обследование ребенка. |
не более 3 раз в год |
Психологическое обследование ребенка проводится с целью получения объективной информации об актуальном психическом развитии ребенка, для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. |
6.3.3. |
Проведение оценки психологического климата в семье. |
не более 2 раз в год |
Проведение психологической оценки характера внутрисемейных отношений позволяет оценить условия роста и физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка. |
6.3.4. |
Проведение психологической оценки взаимодействия матери и ребенка. |
не более 5 раз в год |
Проведение психологической оценки должно определять характер взаимодействия матери и ребенка на эмоциональном, физическом и ментальном уровне. |
6.3.5. |
Разработка, реализация и коррекция индивидуального курса социально-психологической реабилитации ребенка и членов его семьи. |
не более 3 раз в год |
Реабилитационный курс должен быть направлен на достижение прогнозируемого результата с учетом реабилитационного потенциала ребенка, абилитационной компетентности родителей и возможностей учреждения. |
6.3.6. |
Психологическая коррекция. |
не более 24 раз в год |
Мероприятия психокоррекции должны быть направлены на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка, формирование необходимых психологических качеств для повышения его адаптаптивных# возможностей к изменяющимся жизненным условиям и социализации в целом. |
6.3.7. |
Социально-психологический патронаж семьи ребенка. |
не более 12 раз в год |
Социально-психологический патронаж должен обеспечить поддержание в семье условий для благоприятного психологического климата в сложившейся жизненной ситуации. |
6.4. |
Социально-педагогические услуги |
||
6.4.1. |
Проведение диагностики и оценки коммуникативного и речевого развития ребенка. |
не более 3 раз в год |
Проведение диагностики и оценки коммуникативного развития должно выявлять активность взаимодействия ребенка с окружающими его людьми (использование ребенком различных форм, приемов, средств общения). |
6.4.2. |
Проведение оценки двигательных, психических и сенсорных функций организма ребенка. |
не более 3 раз в год |
Проведение оценки двигательных, психических, сенсорных функций организма ребенка должно выявлять возможности и способности осуществлять на физиологическом и психическом уровне указанные функции организма с учетом возрастных норм развития. |
6.4.3. |
Проведение диагностики и оценки познавательной деятельности ребенка. |
не более 3 раз в год |
Проведение диагностики и оценка сформированности различных компонентов познавательной сферы ребенка (перцептивных, мнестических, мыслительных, речевых) должно выявлять восприятие ребенком окружающих его предметов, развитие его внимания, памяти, мышления. |
6.4.4. |
Проведение оценки уровня продуктивности деятельности ребенка. |
не более 3 раз в год |
Проведение оценки продуктивной деятельности выявляет уровень включенности ребенка в микросоциум (семья, ДОУ, и пр.), способность самостоятельно организовать свою деятельность, эффективно взаимодействовать с окружающими. |
6.4.5. |
Разработка, реализация и коррекция индивидуального курса социально-педагогической реабилитации ребенка. |
не более 3 раз в год |
Реабилитационный курс должен быть направлен на достижение прогнозируемого результата с учетом реабилитационного потенциала ребенка, реабилитационной компетентности семьи и возможностей учреждения. |
6.4.6. |
Обучение ребенка и членов семьи пользованию техническими средствами реабилитации. |
не более 3 раз в год |
Обучение ребенка и членов семьи пользованию техническими средствами реабилитации должно развить практические навыки, умение самостоятельно пользоваться этими средствами. |
6.4.7. |
Проведение занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков ребенка. |
не более 24 раз в год |
Проведение занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков должны быть направлены на умение ребенка вступать и поддерживать контакт с окружающими его людьми, на расширение активного и пассивного словарного запаса, на развитие умения выражать свои эмоции и чувства, понимание чувств, потребностей и желаний собеседника. |
6.4.8. |
Проведение занятий, направленных на развитие двигательных навыков ребенка. |
не более 24 раз в год |
Занятия по развитию двигательных навыков должны быть направлены на расширение возможности самостоятельного передвижения ребенка в пространстве. |
6.4.9. |
Проведение занятий, направленных на развитие у ребенка навыков повседневной деятельности (самообслуживание, игра, персональная сохранность, поведение). |
не более 24 раз в год |
Занятия по развитию у ребенка навыков повседневной деятельности должны быть направлены на овладение ребенком элементами повседневной жизнедеятельности в соответствии с возрастными нормами развития. |
6.4.10. |
Проведение занятий, направленных на развитие у ребенка продуктивности деятельности. |
не более 24 раз в год |
Занятия должны способствовать формированию и реализации способностей ребенка самостоятельно и эффективно организовывать свою деятельность в т.ч. двигательную, познавательную, игровую. |
6.4.11. |
Обучение членов семьи ребенка методам развития (коррекции) ранней коммуникации. |
не более 3 раз в год |
Обучение членов семьи ребенка должно быть направлено на овладение практическими навыками ранней коммуникации для организации процесса обмена всеми видами информации с ребенком. |
6.4.12. |
Обучение членов семьи методам развития у ребенка навыков повседневной деятельности. |
не более 3 раз в год |
Обучение членов семьи должно развить практические навыки по овладению способами развития у ребенка навыков повседневной деятельности (игровая деятельность, взаимодействие с окружающими, самообслуживание). |
6.4.13. |
Обучение членов семьи приемам ухода за ребенком. |
не более 3 раз в год |
Обучение членов семьи должно развить практические навыки по овладению приемами ухода за ребенком (питание, гигиенические требования, соблюдение режима дня). |
6.4.14. |
Консультирование членов семьи по развитию продуктивности деятельности ребенка. |
не менее 4 раз в год |
Консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи семье в вопросах, связанных с организацией продуктивности деятельности ребенка. |
6.4.15. |
Консультирование членов семьи по развитию у ребенка двигательной активности и максимальной физической независимости. |
не менее 2 раз в год |
Консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи членам семьи в вопросах развития у ребенка двигательной активности и его максимальной физической независимости. |
6.4.16. |
Консультирование членов семьи по вопросам организации адаптационного приспособления жилищно-бытовых условий к потребностям ребенка. |
не менее 3 раз в год |
Консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи в вопросах создания доступных и безопасных жилищно-бытовых условий ребенка. |
6.4.17. |
Консультирование членов семьи по вопросам организации доступной инфраструктуры в пределах места проживания ребенка. |
не менее 3 раз в год |
Консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи изменению ближайшего архитектурно-конструктивного окружения ребенка (лестницы, входные группы, двор, игровая площадка и т.д.). |
6.4.18. |
Социально-педагогический патронаж семьи ребенка. |
не более 12 раз в год |
Социально-педагогический патронаж обеспечивает контроль за соблюдением рекомендаций по выполнению в домашних условиях мероприятий по социально-педагогической реабилитации. |
6.5. |
Социально-правовые услуги |
||
6.5.1. |
Содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки. |
не менее 2 услуг в год |
Консультирование по вопросам, связанным с социальной поддержкой, должно дать гражданам полное представление об установленных законодательством правах и о путях их защиты от возможных нарушений, содействие гражданам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением мер социальной поддержки, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей на воспитание и заботу о них и т.д. |
6.5.2. |
Содействие в оформлении документов для направления в учреждения системы образования, здравоохранения. |
по необходимости |
Оказание юридической помощи в оформлении документов для направления в учреждения системы образования, здравоохранения и другие. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.