Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 17 февраля 2005 г. N 1985
Рекомендации дня депутата на тему:
"Проблемы и перспективы развития сферы бытовых услуг
в Тюменской области"
К моменту либерализации экономических отношений бытовое обслуживание населения области представляло собой достаточно стройную, целостную и стабильную систему. В 1990 году населению области предоставлялось более 800 видов услуг. Бытовыми услугами пользовались все слои населения области, что оказывало значительное влияние на потребительский рынок, сбалансированность расходов и доходов. Предприятиям службы быта местными органами управления устанавливался определенный уровень обслуживания, который они должны были, исходя из имеющихся возможностей, обеспечить населению.
До 1991 года управление предприятиями службы быта на территории всей области осуществляло территориальное производственное объединение "Тюменьоблбыт", а в городах и районах - его структурные подразделения: городские и районные производственные объединения. Вся система бытового обслуживания объединяла 65 структурных подразделений, из них: 15 специализированных объединений, 50 горрайбытобъединений, которые в свою очередь насчитывали более 1600 ателье, мастерских, цехов. В отрасли работало более 22 тыс. человек; 70% производственных фондов всей системы бытового обслуживания было сконцентрировано на крупных специализированных предприятиях в городах Тюмени, Ишиме, Тобольске, Ялуторовске. До 50% объемов бытовых услуг сельскому населению оказывалось специализированными службами по внутрисистемной кооперации. Горрайбытобъединения являлись по своей сути организаторами на местах предоставления услуг от производителя к потребителю.
Смена ориентиров хозяйственного развития в стране вызвала серьезные изменения в сфере бытового обслуживания населения.
В 1991 году был принят Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и издан Указ Президента Российской Федерации "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания" от 28.11.1991 N 240. В течение 1992-1993 годов во исполнение этих документов была проведена интенсивная структурная перестройка, которая привела к ликвидации управления отраслью и ее инфраструктуры. Были упразднены отраслевые объединения, городские и районные многопрофильные предприятия. Все они утратили функции профессионального управления и превратились в мелкие предприятия с мелкими проблемами, а сконцентрированные 70% всех производственных фондов службы быта были потеряны для отрасли.
В тяжелейших условиях оказались предприятия службы быта на селе, которые ранее поддерживались путем перераспределения прибыли в системе бытового обслуживания и за счет дотаций из бюджета. Были нарушены все хозяйственные, технологические, кооперированные связи.
В настоящее время служба быта практически осталась только в райцентрах, выездное обслуживание, работа комплексных приемных пунктов из-за отсутствия транспорта организуется слабо. Сложившаяся система взаимодействия село - город ликвидирована. В 90-х годах на селе было 444 комплексных приемных пункта (КПП). На 01.01.2004 года по югу Тюменской области осталось всего 43 комплексных приемных пункта, в т.ч. только 20 КПП - в Тобольском районе.
За 9 месяцев 2004 года в Тюменской области (без автономных округов) было оказано бытовых услуг на сумму 939,5 млн. руб., что составляет к уровню 2003 года 106,7%, соответственно на душу населения - 711,0 руб. Но сфера бытовых услуг активно развивается только в городе, так как платежеспособный спрос городского населения многократно выше сельского, соответственно и разрыв в уровне бытового обслуживания по территориям очень велик. Среднеобластной показатель уровня обеспеченности бытовым обслуживанием 1 жителя за 9 месяцев 2004 года составил 711 руб.: в городе Тюмени этот показатель равен 1096 руб. (1-е место по рейтингу на душу населения), в г. Заводоуковске и Заводоуковском районе - 583 руб. (5-е место), в Упоровском районе - 273 руб. (14-е место), в Армизонском районе - 241 руб. (17-е место), в Ярковском районе - 184 руб. (23-е место), в Вагайском районе - 100 руб. (26-е место).
На 01.01.2004 года по области насчитывалось 1855 объектов бытового обслуживания. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличение составило 258 объектов. В сфере бытовых услуг занято более 8,8 тыс. специалистов.
В г. Заводоуковске и Заводоуковском районе, Упоровском, Юргинском районах в 2003 году рост в сфере бытовых услуг составил по одному объекту, а в Армизонском, Вагайском, Уватском, Омутинском районах идет снижение числа предпринимателей, занятых в данном бизнесе.
В сфере бытового обслуживания городского населения в основном удовлетворяются потребности граждан в услугах, но существующая сеть ориентирована большей частью на население со средним достатком и выше среднего. Имеются виды услуг, которые самодостаточны, но есть и такие, развитие которых надо стимулировать. Ремонт обуви, часов, одежды, металлоизделий пользуется повышенным спросом у людей с небольшим достатком.
Бытовое обслуживание на селе, имея социальную направленность, к сожалению, не стало приоритетной отраслью и, вследствие этого, привлекательной для предпринимательства. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить необходимое развитие всех видов бытовых услуг. Недостаточно развитая сеть предприятий бытового обслуживания не способствует должной конкуренции и снижению уровня цен.
Из 22 объединенных муниципальных организаций (ОМО) только в десяти имеются Дома бытовых услуг. В некоторых районах в настоящее время не оказывается полный перечень социально-значимых видов бытовых услуг: ремонт и обновление швейных, трикотажных изделий и головных уборов; ремонт и обновление обуви; ремонт бытовых машин и приборов; ремонт телерадиоаппаратуры; услуги парикмахерской (простая стрижка); услуги документальной фотографии.
Существенной проблемой для действующих предприятий и предпринимателей является морально и физически устаревшее оборудование, отсутствие средств на его замену и модернизацию.
Из-за снижения платежеспособности населения, особенно в сельской местности, предприятия и частные предприниматели сдерживают цены на уровне потребительского спроса, закрывают комплексные приемные пункты и сокращают виды предоставляемых услуг, что приводит к убыткам.
Областная организация общества инвалидов, которой в начале 90-х годов была передана в безвозмездное пользование часть предприятий бытового обслуживания населения, перестала заниматься оказанием бытовых услуг сельскому населению. В Казанском, Бердюжском районах помещения бывших Домов быта сдаются в аренду частным предпринимателям, которые оказывают некоторые виды бытовых услуг. Большая часть данных площадей из производственных превращена в торговые.
Остро стоит проблема по оказанию услуг химчистки в городах Ялуторовске, Ишиме, в Тобольском, Вагайском, Уватском районах.
В настоящее время особого внимания требует сельская служба быта, прежде всего необходимо восстановить ранее существовавшие связи сельских предприятий с городскими как более технически оснащенными, вернуться к зарекомендовавшей себя системе город - село и, как было ранее, организовывать и восстанавливать базовые кусты в городах Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске. Тюменские предприятия, ранее имевшие областной статус, такие как ООО "Фабрика химчистки "Новость", ОАО "Тюменский завод по ремонту телерадиоаппаратуры", можно сделать базовыми предприятиями для обслуживания сельского населения. ООО "Фабрика химчистки "Новость" может стать объектом по ГО.
Уровень развития бытового обслуживания во многом определяется обеспеченностью отрасли подготовленными кадрами. Нарекания от потребителей идут в основном на низкую квалификацию специалистов. Ряд рабочих профессий для предприятий службы быта учебными заведениями вообще не готовится, потому что молодежь просто не желает учиться по этим специальностям. Необходимо принять меры для поднятия престижа службы быта. К примеру, проводимые конкурсы профессионального мастерства в парикмахерском искусстве дали толчок широчайшему развитию салонов. Но этого недостаточно для подготовки профессиональных кадров. Нужна активная социальная реклама, которая смогла бы поднимать престиж отрасли в глазах населения, особенно молодежи.
Администрация области, областная Дума не оставляют без внимания проблемы отрасли. В существующей экономической ситуации, когда услуга стала востребованной, но еще не конкурентоспособной, сфера бытовых услуг особенно нуждается в экономической поддержке государства. В течение нескольких последних лет Администрация Тюменской области оказывает финансовую поддержку сельским предприятиям бытового обслуживания населения (БОН). Эти субвенции направляются на частичное погашение коммунальных затрат и на содержание комплексных приемных пунктов. На 2004 год эта сумма составила 3 млн. 852 тыс. руб. В 2001 году создан Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, который выполняет задачу обеспечения оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка субъектов предпринимательства осуществляется в виде займов, в том числе целевых займов, путем предоставления имущества в лизинг. Администрация Тюменской области компенсирует 2/3 банковской кредитной ставки. Но проблема состоит в том, что предприниматели в сфере бытовых услуг не имеют залога для получения кредитных средств, тем более объем обеспечения должен превышать сумму займа не менее чем в 1,7 раза.
В июне текущего года проведена областная конференция "Проблемы и перспективы развития сферы бытовых услуг Тюменской области", где принято обращение к законодательным и исполнительным органам Тюменской области. На заседании коллегии Администрации области 6 декабря был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития сферы бытовых услуг. Губернатор одобрил вынесенное на коллегию предложение по снижению ставок налогообложения для предприятий и предпринимателей, занимающихся бытовым обслуживанием населения. Департамент промышленности, инвестиций, торговли и государственной поддержки предпринимательства разработал проект областного Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Принятие данного закона позволит создать благоприятный налоговый режим и увеличить число предпринимателей, которые будут работать в сфере бытового обслуживания населения.
В целях совершенствования деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей всех слоев населения в бытовых услугах, развития сети предприятий, особенно в сельской местности, их реконструкции и технического перевооружения, создания дополнительных рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров участники дня депутата рекомендуют:
Тюменской областной Думе:
1. Принять в 2004 году Закон Тюменской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
2. Предусмотреть при утверждении проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2005 год" суммы расходов на бытовое обслуживание населения в составе балансируемых расходов бюджетам муниципальных образований.
3. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке проекта закона о внесении изменений в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части предоставления предпринимателям и организациям, арендующим объекты муниципальной недвижимости, первоочередного права выкупа этих объектов по рыночной стоимости.
4. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о реструктуризации долгов предприятий бытового обслуживания населения по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным штрафам и пеням перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
Администрации Тюменской области:
1. Сохранить государственную поддержку предприятиям бытового обслуживания населения при представлении подтверждающих расчетов ОМО по компенсации расходов на содержание комплексных приемных пунктов в сельской местности.
2. Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в областную целевую программу "Государственная поддержка промышленности и малого предпринимательства в Тюменской области" в части бытового обслуживания.
3. Разработать нормативно-правовые акты по определению, утверждению перечня социально значимых видов бытовых услуг и по предоставлению поддержки предприятиям БОН, оказывающим данные виды бытовых услуг.
4. Ежегодно предусматривать в проекте областного бюджета на очередной финансовый год средства на обучение специалистов для работы в сфере бытового обслуживания в сельской местности.
5. Создать рабочую группу из квалифицированных специалистов, работающих в сфере бытового обслуживания населения, для оказания практической и координационной помощи органам местного самоуправления по разработке программ и мероприятий по стабилизации и развитию отрасли.
Органам местного самоуправления городов и районов Тюменской области (исходя из финансовой возможности бюджета):
1. Разработать и утвердить программу развития бытового обслуживания населения на территориях муниципальных образований.
2. При разработке программ по поддержке малого предпринимательства в представительствах фондов развития и поддержки малого предпринимательства Тюменской области в ОМО обязательно включать объекты сферы бытовых услуг.
3. Провести в 2009 году (в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") приватизацию муниципальной недвижимости, занимаемой предприятиями и предпринимателями сферы бытовых услуг.
4. Рассмотреть возможность согласованные суммы расходов на бытовое обслуживание населения в составе балансируемых расходов бюджетам муниципальных образований использовать целевым назначением на поддержание сферы бытовых услуг.
5. Разработать и утвердить перспективный план размещения объектов бытового обслуживания согласно норме по обеспечению населения бытовыми услугами.
6. Обеспечить строгое соблюдение установленного порядка, при котором передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслуживания, производится при условии их целевого использования только под организацию бытовых услуг населению.
7. Способствовать сохранению учреждений социальной защиты населения и организации в них подразделений (предприятий) бытового обслуживания по оказанию необходимых видов бытовых услуг.
8. Рассмотреть возможность создания благоприятных условий для сохранения и развития сферы бытовых услуг: установление льготной арендной платы, льготное кредитование, субвенции для компенсации коммунальных затрат по содержанию комплексных приемных пунктов.
9. Рассмотреть возможность обеспечения доступности бытовых услуг для сельского населения путем развития сети комплексных приемных пунктов.
10. Выделить земельные участки, не обремененные обязательствами, под строительство Домов быта на кооперативной основе с участием предприятий и предпринимателей сферы бытового обслуживания населения и инвесторов.
11. Организовать на муниципальных площадях Центры по координации и организации комплексных приемных пунктов, изыскать возможность выделения финансовых средств на приобретение транспортных средств для их обслуживания, а также МУП БОН.
12. Рассмотреть возможность создания в городах Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске базовых предприятий бытовых услуг (швейное и трикотажное производство, пункты по ремонту обуви, часов, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, химчистки и т.д.) для оказания практической помощи сельским предприятиям Тюменской области, для разработки и внедрения новых видов и форм бытового обслуживания и т.д.
13. Шире привлекать для организации бытового обслуживания населения предприятия социальной защиты и райпотребкооперации.
Руководителям учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования:
1. Расширить подготовку номенклатуры специальностей, необходимых для сферы бытового обслуживания.
2. Создать и совершенствовать систему повышения квалификации по ускоренной программе для специалистов сферы бытового обслуживания.
3. Организовать на базе Тюменского государственного колледжа связи, информатики и управления курсы повышения квалификации, переподготовки специалистов сферы бытовых услуг и внедрение новых прогрессивных технологий.
Руководителям предприятий и частным предпринимателям:
1. Активнее внедрять прогрессивные методы и формы бытового обслуживания населения, новые технологии и виды бытовых услуг.
2. Повышать качество и культуру обслуживания населения.
3. Обеспечить доступность цен на предоставляемые услуги для всех социальных слоев населения.
4. Развивать сеть небольших предприятий бытового обслуживания типа "Мультисервис", оказывающих услуги повседневного спроса (ремонт обуви, одежды, часов, фотоуслуги, металлоремонт и т.д.).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 17 февраля 2005 г. N 1985 "О рекомендациях дня депутата на тему: "Проблемы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.