Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения
Р 03112194-0377-98
(утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 15 декабря 1998 г.)
Срок действия: начало 01.01.1999 г.
окончание 31.12.2004 г.
Настоящая методика прекратила действие в связи с окончанием срока
О действии настоящей методики см. информационное письмо Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) от 7 декабря 2006 г. N 0132-05/395
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерба от их повреждения. Основными причинами повреждения транспортных средств могут являться дорожно-транспортные происшествия (столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные объекты, опрокидывание и т.п.), крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель, обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т.п.), провал под лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного средства.
1.2. Основной задачей документа является обеспечение проведения работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и ущерба от их повреждения на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценочной деятельности и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Документ разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации, ГОСТов и нормативно-технической документации по вопросам технической эксплуатации транспортных средств, безопасности дорожного движения и проведения экономико-правовой экспертизы транспортных средств. Методические положения документа основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки транспортных средств, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств.
1.4. Результаты, получаемые при применении методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации (место оценки транспортного средства). Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с документом [7].
1.5. Документ предназначен для использования:
- экспертами по оценке транспортных средств для оценки ущерба от повреждения транспортных средств, для оценки стоимости поврежденных транспортных средств и для оценки стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств;
- при подготовке и переподготовке экспертов по оценке транспортных средств;
- в качестве методического документа в системе мониторинга ущерба от дорожно-транспортных происшествий в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации;
- в качестве нормативного документа Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ" [18], на соответствие требованиям которого проводится сертификация определенных видов услуг по оценке автотранспортных средств.
1.6. В случаях, когда рекомендации настоящего документа носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке транспортных средств.
2. Определения
Оценочная деятельность - деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. В состав механических транспортных средств входят автотранспортные средства, мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Автотранспортное средство - механическое транспортное средство, имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.
Легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая место водителя.
Автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая место водителя.
Грузовой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), самосвалы и специализированные автомобили.
Специализированные автомобили - грузовые автомобили, в том числе с прицепом (прицепами) или полуприцепом, предназначенные для перевозки определенных видов грузов и оборудованные для этого специальными кузовами. К специализированным автомобилям относятся фургоны (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и т.п.), цистерны (для жидких и сыпучих грузов), контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами, автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы, автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов, автомобилевозы и т.д.
Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованный специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К ним относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, коммунальные машины и т.д.
Прицеп (полуприцеп) - транспортное средство без двигателя, используемое в сцепке с механическим транспортным средством.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом и без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее конструктивную максимальную скорость не более 50 км/час. К мопеду приравниваются велосипеды с двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Внедорожные транспортные средства - транспортные средства, предназначенные в основном для использования вне дорог общей сети.
Дорожно-строительная техника - транспортные средства, предназначенные для строительства и ремонта автомобильных дорог. В состав дорожно-строительной техники входят экскаваторы, погрузчики фронтальные, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, маркировочные машины, фрезы дорожные, ремонтеры дорог и т.д.
Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать транспортное средство, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о транспортном средстве как предмете сделки и действуют в своих интересах;
- транспортное средство представлено на открытый рынок в форме публичной оферты. Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за транспортное средство и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей либо# стороны не было;
- платеж за транспортное средство выражен в денежной форме.
Ущерб от повреждения (материальный ущерб) - величина уценки транспортного средства в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при восстановлении транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту.
В первом случае ущерб определяется как реальная потеря стоимости транспортного средства в результате повреждения.
Во втором случае ущерб определяется как сумма расходов на восстановление поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) стоимости транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости).
Стоимость ремонта (восстановления) - стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.
Утрата товарной стоимости - величина потери (снижения) стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту (восстановлению), сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства.
Остаточная стоимость - стоимость транспортного средства на дачу оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.
Дата оценки - дата, на которую определяется стоимость поврежденных транспортных средств, стоимость ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерб от их повреждения.
Место оценки - точное географическое наименование места, находящегося в границах конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации, для условий которых проводится оценка стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерба от их повреждения. Определяется заказчиком проведения оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Износ (в оценочной деятельности) - относительная потеря стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа.
Заказчики (потребители услуг) - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение воспользоваться услугами по оценке транспортных средств.
Оценщик (исполнитель услуг) - юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение и т.д.) или гражданин-предприниматель (зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оказывающие услуги по оценке транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксперт по оценке - физическое лицо, имеющее документы в соответствии с законодательством Российской Федерации о получении им профессиональных знаний в области оценки транспортных средств и непосредственно выполняющее работы по оценке транспортного средства.
Услуга по оценке - комплекс работ, выполняемых оценщиком (исполнителем услуг) по удовлетворению потребности заказчика в знании рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.
Отчет об оценке - документ, содержащий обоснованное и доказательное изложение результатов оценки транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Является предметом договора между заказчиком и оценщиком транспортных средств.
3. Оценка ущерба от повреждения транспортных средств
3.1. При оценке поврежденных транспортных средств ущерб от повреждения транспортного средства определяется на дату повреждения или на дату более позднюю, чем дата повреждения.
Оценка ущерба от повреждения транспортного средства на дату повреждения может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания в соответствии с уголовным законодательством, для формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и федеральном уровнях в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации, для определения размера страхового возмещения, а также в других случаях.
Ущерб от повреждения транспортного средства на дату более позднюю, чем дата повреждения, определяется в случаях, определенных процессуальными процедурами гражданского, уголовного, налогового или таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений транспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.
3.2. В общем случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки определяется следующим образом:
/- -\
| С при С <= С |
| ущ ущ ост |
С = { } (1)
ущ | С при С > С |
| ост ущ ост |
\ /
где
С - размер ущерба, полученный в результате оценки
ущ поврежденного транспортного средства на дату оценки в
месте оценки, тыс. руб.
С - остаточная стоимость транспортного средства в
ост неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки,
тыс. руб.
Остаточная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [8].
3.3. В связи с тем, что рынок поврежденных транспортных средств фактически отсутствует, величина уценки стоимости транспортного средства в качестве размера ущерба практически не используется.
Поэтому размер ущерба определяется в основном затратным методом и включает в себя все расходы, необходимые для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, и величину утраты (потери) товарной стоимости, обусловленной снижением качества транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению. В этом случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:
где
n - количество наименований (видов) работ, проведение которых
необходимо для восстановления поврежденного транспортного
средства до технического состояния, в котором оно находилось
непосредственно перед повреждением, на дату оценки, единиц;
р
C - стоимость проведения i-того наименования (вида) работ,
i необходимого для восстановления поврежденного транспортного
средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
м
C - стоимость материалов, используемых при i-том виде работ по
i восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату
оценки в месте оценки, тыс. руб.;
зч
С - стоимость в новом состоянии поврежденных элементов (запасных
i частей) транспортного средства, подлежащих замене при i-том
виде работ по восстановлению поврежденного транспортного
средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
I - физический износ поврежденных элементов (запасных частей),
i подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению
поврежденного транспортного средства, на дату оценки, %;
зчр
C - стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные
i элементы транспортного средства (за исключением затрат на
реализацию), подлежащие замене при i-том виде работ по
восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату
оценки в месте оценки, тыс. руб.;
С - величина утраты товарной стоимости на дату оценки в месте
утс оценки, тыс. руб.
При расчете размера ущерба от повреждения транспортного средства по формуле (2) должны соблюдаться следующие условия:
- определение номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортные# средства должно проводиться с учетом требований технологической документации по ремонту транспортного средства данной модели;
- при определении номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при отсутствии технологической документации должны быть учтены также сопутствующие работы, выполнение которых необходимо в соответствии с конструкцией транспортного средства (например: при проведении работ по ремонту обивки кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению обивочных работ; при устранении перекоса кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению ремонта и т.д.);
- определение номенклатуры работ по восстановлению транспортного средства проводится для условий производства по ремонту транспортных средств, уровень оснащения которого технологическим оборудованием должен быть не ниже, установленного требованиями документа [9];
- при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем, в случаях, предусмотренных технологической документацией, должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые элементы, а также детали, полностью обеспечивающие устранение неисправности, детали и материалы разового использования, которые не могут быть повторно использованы по технологическим причинам (прокладки, уплотнители и т.д.), и крепежные детали (стандартные и нестандартные болты, гайки, шпильки, пружинные шайбы, отгибные шайбы, стопорные кольца и т.д.);
- определение номенклатуры выполняемых работ и номенклатуры агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене, проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей к транспортным средствам и материалов для ремонта транспортных средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных средств на дату оценки в месте оценки транспортного средства (поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие на данном рынке услуг по ремонту транспортных средств возможности проведения отдельных видов работ и т.д.);
- при определении видов и объемов работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения агрегата, узла, детали с заменой или без замены, проведение постового или цехового ремонта и т.д.) выбирается вариант, при котором размер ущерба имеет наименьшее значение.
3.3.1. Стоимость проведения i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:
р нч
С = С х t (3)
i i i
где
нч
С - стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида)
i работ, необходимого для восстановления поврежденного
транспортного средства на дату оценки в месте оценки,
тыс. руб.;
t - трудоемкость i-того наименования (вида) работ, необходимого
i для восстановления поврежденного транспортного средства,
нормо-час.
Стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется по результатам статистического выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства среди организаций, имеющих лицензии и сертификаты соответствия на проведение работ по ремонту транспортных средств [3] и выполняющих эти работы в соответствии с требованиями документа [5]. Стоимость одного нормо-часа определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Трудоемкость i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств и т.д.). В указанной документации в качестве размерности трудоемкости работ по ремонту транспортных средств может использоваться термин "человеко-час", который соответствует термину "нормо-час".
3.3.2. Стоимость материалов, которые должны быть использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки, определяется следующим образом:
м m м м p
C = Сумма C x N x S (4)
i j=1 ji ji ji
где
m - количество видов материалов, которые должны быть
использованы при i-том виде работ по восстановлению
поврежденного транспортного средства на дату оценки;
м
C - стоимость одной единицы измерения (м, кв.м, кг и т.д.) j-того
ji вида материала, который должен быть использован при i-том виде
работ по восстановлению поврежденного транспортного средства,
на дату оценки в месте оценки, тыс. руб;
м
N - норма расхода j-того вида материала, который должен быть
ji использован при i-том виде работ по восстановлению
поврежденного транспортного средства, единица материала -
ремонтная единица транспортного средства (деталь, узел,
агрегат, кг, м, кв.м и т.д.);
м
S - количество ремонтных единиц (деталь, узел, агрегат, кг, м,
ji кв.м и т.д.), подвергаемых ремонту при i-том виде работ
по восстановлению поврежденного транспортного средства с
использованием j-того вида материала.
Виды и количество материалов, используемых при конкретном виде ремонтных воздействий, определяются в соответствии с нормативно-технической документацией, регламентирующей технологии работ по восстановлению транспортных средств (руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств). Основные виды материалов, используемых при ремонте транспортных средств, и единицы их измерения приведены в приложении 1.
Определение стоимости одной единицы материала (м, кв.м, куб.м, кг и т.д.), который должен быть использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Стоимость одной единицы материала определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Норма расхода j-того вида материала определяется в соответствии с документом [16], а также другой нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на ремонт транспортных средств (нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и т.д.) и рекомендациями изготовителей материалов.
3.3.3. Определение стоимости поврежденных элементов (запасных частей) транспортного средства в новом состоянии, подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка запасных частей для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Стоимость поврежденного элемента в новом состоянии определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
3.3.4. Физический износ i-того поврежденного элемента транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с документом "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [8]. Физический износ поврежденных базовых элементов транспортного средства, которые не заменялись с начала эксплуатации до даты оценки транспортного средства, равен физическому износу транспортного средства.
3.3.5. Стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные элементы транспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется экспертным путем с учетом их технического состояния и возможности восстановления, состояния товарного рынка запасных частей данной номенклатуры и требований организаций, приобретающих ремонтный фонд, в месте оценки.
3.3.6. Расчет утраты товарной стоимости транспортного средства производится в соответствии со следующими принципами, положениями и методами.
3.3.6.1. Необходимость учета величины утраты товарной стоимости транспортного средства при оценке ущерба от его повреждения обусловлена тем, что проведение отдельных видов ремонтных воздействий по восстановлению транспортного средства после повреждения сопровождается необратимым ухудшением внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижением безотказности и долговечности транспортного средства. К указанным видам ремонтных воздействий относятся:
- работы по устранению перекосов несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски. Перекосами являются повреждения, приводящие к существенному изменению геометрических параметров каркаса кузова, кабины, салона, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т.д. Основные виды перекосов легковых автомобилей приведены в приложении 2;
- работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки. Ремонт элементов кузова и оперения производится в основном правкой поврежденной части механическим воздействием (рихтовкой, вытяжкой) или заменой поврежденной части ремонтной вставкой с приданием ей формы восстанавливаемого элемента. Кузов и оперение легкового автомобиля включают следующие основные элементы: корпус кузова, капот, крышка багажника (дверь задка), боковые двери, крылья, детали декоративного оформления (панель облицовки радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т.д.). Основными элементами кузова и оперения грузового автомобиля являются: рама, кабина, двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник для самосвала. Основными элементами кузова и оперения автобуса являются: кузов (основание - каркас, основание - панели пола, основание - кожухи пола, передок - каркас и панели, боковина - каркас и панели, задок - каркас и панели, крыша - каркас и панели), передняя дверь, задняя дверь, дверь кабины водителя, капот, передние крылья, задние крылья, подножки;
- работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски;
- виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ. К указанным видам ремонта относятся работы по разборке кузова (кабины) под полную окраску с большим объемом слесарно-арматурных работ, по замене кузова (кабины) и по капитальному ремонту транспортных средств.
3.3.6.2. Работы по устранению перекосов имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: остаточные деформации (отступление от заводской геометрии); появление микротрещин в металле каркаса кузова; нарушение антикоррозионного покрытия; нарушение герметизации; ухудшение прочностных качеств и пластических свойств материалов элементов кузова; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
3.3.6.3. Работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: неоднородность пластических свойств металлов в отремонтированном элементе; остаточные деформации; ухудшение коррозионной стойкости металла; нарушение противокоррозионных покрытий; нарушение герметизации кузовов; коробление деталей; ухудшение механических свойств свариваемых металлических элементов; возможный перегрев соседних деталей; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
3.3.6.4. Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: разнотон окрашенных поверхностей; неоднородность лакокрасочного покрытия; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
3.3.6.5. Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: нарушение заводских компоновочных решений; отступление от заводской геометрии; повреждения рабочих и установочных поверхностей ремонтируемых элементов; снижение безотказности и долговечности; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
3.3.6.6. Утрата товарной стоимости транспортного средства учитывается при определении ущерба только при одновременном выполнении следующих условий:
3.3.6.6.1. При осмотре поврежденного транспортного средства выявлена необходимость выполнения одного из видов ремонтных воздействий (работ), перечень которых представлен в таблице 1. При этом каждый вид ремонтных воздействий учитывается при одновременном выполнении:
- условия, что на поврежденных конструктивных элементах, подвергаемых данному виду ремонтного воздействия, не было следов (признаков) более ранних (предыдущих) повреждений или коррозии;
- ограничений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости
N | Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости |
Ограничения, при которых ремонтные воздействия учитываются |
1 | Работы по устранению перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски. |
- |
2 | Работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки. |
Размер повреждений элемента кузова и оперения превышает 5% его площади и составляет не менее 10 кв.м. |
3 | Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, рамы, платформы, коляски. |
Наличие на транспортном средстве полностью заводского внешнего лакокрасочного покрытия со сроком эксплуатации: - не выше срока гарантии изготовителя; - до 5 лет при отсутствии гарантии на покрытие. |
4 | Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ. |
- |
3.3.6.6.2. Физический износ транспортного средства на дату оценки составляет не более 40%.
3.3.6.6.3. Транспортное средство ранее полностью не перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи не проводилась полная окраска снаружи и внутри салона).
3.3.6.7. Величина утраты товарной стоимости рассчитывается по формуле:
С = С + С + С + С (5)
утс пер рем окр рсб
где
С - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
пер устранением перекоса несущих элементов конструкции
транспортного средства, формирующих каркас кузова,
кабины, платформы, коляски, тыс. руб.;
С - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
рем работами по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения
и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи
сварки, тыс. руб.;
С - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная полной
окр или частичной окраской кузова, платформы, коляски, тыс. руб.;
С - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная видами
рсб ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ,
тыс. руб.
3.3.6.7.1. Составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная устранением перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы и коляски, рассчитывается по формуле:
где
С - стоимость транспортного средства в новом состоянии на дату
о оценки в месте оценки, тыс. руб.;
К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ по устранению
пер перекосов;
И - физический износ транспортного средства на дату оценки, %.
ф
Коэффициент К_пер рассчитывается по формуле:
/-
| -3
| 1 x 10 x t при t <= 10 нормо-часов
| пер пер
| -4 -4
К = { 50 х 10 + 5 х 10 х t при 10 < t <= 50 нормо-часов, (7)
пер | пер пер
| -4 -4
| 250 х 10 + 1 х 10 х t при t > 50 нормо-часов
| пер пер
\
t - трудоемкость работ по устранению перекосов, нормо-час.
пер
Стоимость транспортного средства в новом состоянии определяется на дату оценки в границах товарного рынка транспортных средств данной марки в месте оценки транспортного средства в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [8].
Физический износ транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [8].
Величина рассчитанная по формуле (6), снижается на 50% при наличии следов (признаков) предыдущих устранений перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы и коляски, не получивших повреждения в рассматриваемом случае. Снижение величины С_пер производится на основании данных визуального определения следов (признаков) предыдущих устранений перекоса или документального подтверждения проведения ранее указанных видов ремонтных работ.
3.3.6.7.2. Составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная работами по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки, рассчитывается по формуле:
w р рк
С = К х Сумма К х С , (8)
рем и t=1 t t
где
w - число ремонтируемых элементов кузова и оперения, единиц;
К - коэффициент, учитывающий величину физического износа
и транспортного средства при определении утраты товарной
стоимости;
р
К - коэффициент, учитывающий вид ремонтного воздействия на t-ом
t поврежденном элементе кузова и оперения;
рк
С - стоимость t-того поврежденного элемента кузова и оперения в
t новом состоянии на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.
Коэффициент К_и рассчитывается по формуле:
/-
| И
| ф
| 1 - (----) при И <= 40%
K = { 40 ф
и | , (9)
| 0 при И > 40%
| ф
\
Значения коэффициента K(р) для различных видов ремонта приведены в таблице 2.
Виды ремонта определяются следующим образом:
ремонт N 1 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах при деформации до 20% площади поверхности ремонтируемого элемента;
ремонт N 2 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах со сваркой или устранение повреждений при деформации от 20% до 50% площади поверхности ремонтируемого элемента;
ремонт N 3 - устранение повреждений в закрытых и труднодоступных местах со сваркой, частичным восстановлением до 30% площади поверхности ремонтируемого элемента. Частичное восстановление деталей производится путем устранения повреждений вытяжкой и правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, изготовлением ремонтных вставок с приданием им формы восстанавливаемой детали.
ремонт N 4 - частичное восстановление свыше 30% площади поверхности ремонтируемого элемента.
Величина С_рем, рассчитанная по формуле (8), снижается на 50% при наличии следов (признаков) предыдущих ремонтных воздействий на неповрежденных элементах кузова и оперения транспортного средства. Снижение величины С_рем производится на основании данных визуального определения следов (признаков) предыдущих ремонтных воздействий или документального подтверждения проведения ранее указанных видов ремонтных работ.
Таблица 2
Значения коэффициента К(р)
Вид ремонтного воздействия | Коэффициент К(р) | |
Съемные элементы | Несъемные элементы | |
Ремонт N 1 | 0,2 | 0,3 |
Ремонт N 2 | 0,3 | 0,4 |
Ремонт N 3 | 0,4 | 0,5 |
Ремонт N 4 | - | 0,6 |
Замена сваркой | - | 0,5 |
3.3.6.7.3. Расчет составляющей утраты товарной стоимости, обусловленной полной или частичной окраской кузова (кабины, платформы, коляски), проводится по формуле:
С = К х К х С , (10)
окр и окр о
где
К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ по окраске.
окр
При частичной окраске расчет К_окр проводится по формуле:
/-
| -3
| 1 x 10 x t при t <= 5 нормо-часов
| окр окр
| -4 -4
К = { 20 х 10 + 6 х 10 х t при 5 < t <= 10 нормо-часов, (11)
окр | окр окр
| -4 -4
| 60 х 10 + 2 х 10 х t при t > 10 нормо-часов
| окр окр
где
t - трудоемкость работ по окраске (суммарная по всем окрашиваемым
окр элементам транспортного средства), нормо-час.
Величина утраты товарной стоимости при частичной окраске не должна превышать стоимость работ по окраске (без стоимости окрашиваемых элементов).
При наружной или полной окраске расчет К_окр проводится по формуле:
/-
| -4
| 4 x 10 x t при t <= 25 нормо-часов
К = { окр окр
окр | -4 -4 , (12)
| 50 х 10 + 2 х 10 х t при t > 25 нормо-часов
| окр окр
\
При наружной или полной окраске величина С_окр должна удовлетворять условию:
/-
| С при С <= 0,03 х С
| окр окр о
С = { , (13)
окр | 0,03 х С при С > 0,03 х С
| о окр о
\
3.3.6.7.4. Расчет составляющей утраты товарной стоимости, обусловленной видами ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ, проводится по формуле:
С = К х К х С , (14)
рсб и рсб о
где
К - коэффициент, учитывающий проведение определенного вида
рсб ремонта транспортного средства с большим объемом
разборочно-сборочных работ.
Значения коэффициента К_рсб для различных видов ремонта транспортных средств приведены и# таблице 3.
Таблица 3
Коэффициенты корректировки утраты товарной стоимости при проведении видов ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ
N | Вид ремонта | Коэффициент К_рсб |
1 | Разборка кузова транспортного средства под полную окраску с большим объемом слесарно-арматурных работ |
0,010 |
2 | Замена кузова транспортного средства: - окрашенного - обитого |
0,010 0,006 |
3 | Не обезличенный капитальный ремонт | 0,030 |
4 | Обезличенный капитальный ремонт | 0,200 |
4. Оценка стоимости поврежденных транспортных средств
4.1. При оценке поврежденных транспортных средств определяются следующие виды стоимости в месте оценки:
- стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату повреждения;
- стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату более позднюю, чем дата повреждения;
- стоимость поврежденного транспортного средства в отремонтированном состоянии на дату оценки.
4.2. Оценка стоимости поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату повреждения может быть необходима для принятия владельцем решения о дальнейшем использовании транспортного средства, о целесообразности его восстановления, об изменении балансовой стоимости и т.д.
Стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату повреждения в месте оценки рассчитывается по формуле:
где
нп
С - остаточная стоимость транспортного средства в
ост неповрежденном состоянии на дату повреждения в месте
оценки, тыс. руб.;
п
С - размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату
ущ повреждения в месте оценки, тыс. руб.;
п
С - утилизационная стоимость транспортного средства в
ут поврежденном состоянии на дату повреждения в месте оценки,
тыс. руб.
4.2.1. Величина остаточной стоимости транспортного средства С(нп)_ост определяется в соответствии с документом [8]. Остаточная стоимость рассчитывается для неповрежденного транспортного средства в техническом состоянии, в котором оно находилось на дату повреждения непосредственно перед повреждением. При этом эксплуатационные дефекты па# поврежденных элементах транспортного средства учитываются только в том случае, если они могут быть однозначно идентифицированы как эксплуатационные дефекты, не связанные с данным повреждением.
4.2.2. Размер ущерба от повреждения транспортного средства С(п)_ущ рассчитывается по формулам (1) и (2).
4.2.3. Расчет утилизационной стоимости транспортного средства С(п)_ут, проводится в соответствии с рекомендациями документа [8].
4.3. Стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату более позднюю, чем дата повреждения, используется для целей продажи, учета последствий его дополнительного повреждения в период времени между датой повреждения и датой оценки, определения целесообразности восстановления и т.д.
Стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату более позднюю, чем дата повреждения, в месте оценки рассчитывается по следующей формуле:
где
но
С - остаточная стоимость транспортного средства в
ост неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки,
тыс. руб.;
о
С - размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату
ущ оценки в месте оценки, тыс. руб.;
о
С - утилизационная стоимость транспортного средства в
ут поврежденном состоянии на дату оценки в месте оценки, тыс.
руб.
4.3.1. Величина стоимости транспортного средства С(но)_ост, определяется в соответствии с документом [8]. Остаточная стоимость рассчитывается для неповрежденного транспортного средства в состоянии, в котором оно бы находилось на дату оценки. При этом эксплуатационные дефекты на поврежденных элементах транспортного средства учитываются только в том случае, если они могут быть однозначно идентифицированы как эксплуатационные дефекты, не связанные с данным повреждением.
4.3.2. Размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки С(о)_ущ рассчитывается по формулам (1) и (2).
4.3.3. Расчет утилизационной стоимости транспортного средства С(о)_ут проводится в соответствии с рекомендациями документа [8].
4.4. Стоимость поврежденного транспортного средства в отремонтированном (восстановленном) состоянии на дату оценки рассчитывается по формуле:
где
в
С - остаточная стоимость восстановленного транспортного
ост средства на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
п
С - величина утраты товарной стоимости в результате ремонтных
утс воздействий на дату повреждения в месте оценки, тыс. руб.;
п
И - физический износ транспортного средства на дату повреждения,
ф %;
о
И - физический износ транспортного средства на дату оценки, %.
ф
4.4.1. Расчет величины остаточной стоимости восстановленного транспортного средства С(в)_ост проводится в соответствии с документом [8]. Остаточная стоимость восстановленного транспортного средства рассчитывается с учетом замен агрегатов, узлов, систем и деталей, проведенных при ремонте (восстановлении) транспортного средства. При этом эксплуатационные дефекты на поврежденных и восстановленных элементах транспортного средства учитываются только в том случае, когда они могут быть однозначно идентифицированы как эксплуатационные дефекты, не связанные с данным повреждением.
4.4.2. Расчет величины утраты товарной стоимости в результате ремонтных воздействий С(п)_утс проводится по формуле (5).
4.4.3. Расчет физического износа транспортного средства проводится в соответствии с рекомендациями документа [8].
5. Оценка стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств
5.1. Расчет стоимости ремонта (восстановления) поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки проводится по формуле:
n р м зч зчр
С = Сумма (C + C + C - С ), (18)
вос i=1 i i i i
В формуле (18) используются обозначения формулы (2).
6. Организация работ и составление отчета об оценке
6.1. Для проведения работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости работ по ремонту (восстановлению) транспортных средств и ущерба от повреждения транспортных средств оценщик должен иметь необходимое оснащение, рекомендуемый перечень которого приведен в приложении 3.
6.2. Проведение работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости работ по ремонту (восстановлению) транспортных средств и ущерба от повреждения транспортных средств осуществляется на основе договора между оценщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения.
Договор должен содержать:
- основание заключения договора;
- вид объекта оценки (тип транспортного средства, его регистрационные данные и технико-эксплуатационные параметры);
- вид определяемой стоимости (стоимостей);
- денежное вознаграждение за проведение работ по оценке;
- сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
- сведения о сертификации оказываемых услуг по оценке транспортных средств;
- положение об обязанности заказчика при проведении оценки поврежденного транспортного средства для предъявления иска о возмещении ущерба уведомить виновную сторону (ответчика) о дате и месте проведения осмотра поврежденного транспортного средства.
В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана (в случае, если на дату заключения договора законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования).
Обязательным условием для заключения договора об оценке транспортного средства является наличие у оценщика страхового полиса о страховании гражданской ответственности.
Основанием для заключения договора может служить заявление заказчика, рекомендуемая форма которого приведена в приложении 4. При оценке поврежденного транспортного средства кроме документов, указанных в заявлении, к нему могут прилагаться справки ГИБДД об аварии, постановления следственных органов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, решение уполномоченного органа в сфере оценки транспортных средств, запрос органов государственной власти и управления и т.д.
Рекомендуемая форма договора на проведение работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости работ по ремонту (восстановлению) транспортных средств и ущерба от повреждения транспортных средств приведена в приложении 5.
6.3. После заключения договора первым этапом работ по оценке является осмотр поврежденного транспортного средства, который в зависимости от степени повреждения может проводиться либо в месте, указанном заказчиком, либо у оценщика.
6.3.1. При осмотре выполняются следующие работы:
6.3.1.1. Фотографирование (несколько фотографий) поврежденного транспортного средства так, чтобы на фотографиях были четко видны все повреждения и регистрационный знак транспортного средства. Фотографии прикладываются к отчету об оценке.
6.3.1.2. Идентификация транспортного средства путем внешнего осмотра, проверки регистрационных знаков, идентификационных номеров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси) и сверки данных по регистрационным документам.
6.3.1.3. Проверка наличия документов, подтверждающих получение повреждений (справка ГИБДД или другие документы о повреждении транспортного средства).
6.3.1.4. Проведение внешнего осмотра поврежденного транспортного средства с регистрацией полученных повреждений с учетом справки ГИБДД или других документов. Проведение внешнего осмотра поврежденного транспортного средства производится в следующей последовательности: кузовные повреждения (элементы каркаса кузова, навесные элементы: от крупных - к мелким); осмотр стекол, фар и других элементов светотехники, облицовки радиатора, бамперов, спойлеров и т.д.; проверка технического состояния поврежденных агрегатов, узлов, механизмов и систем (при этом также производится осмотр и проверка агрегатов, узлов, механизмов и систем, конструктивно сопряженных с поврежденными); проверка резьбовых и других соединений и отсутствия подтеканий эксплуатационных жидкостей; осмотр салона (кабины) транспортного средства; осмотр днища снизу. Наиболее характерные виды повреждений, получаемые легковыми автомобилями в дорожно-транспортных происшествиях, приведены в приложении 6.
6.3.1.5. Задание видов ремонтных воздействий. Виды ремонтных работ (операций) определяются экспертом по оценке при осмотре транспортного средства в зависимости от характера и степени повреждения отдельных элементов с учетом необходимости проведения сопутствующих работ (подразборка, формирование ремонтных комплектов, регулировка, подгонка, окраска, антикоррозионная обработка и т.д.). Наименование ремонтных работ целесообразно записывать так, как они указаны в нормативах трудоемкости на ремонт транспортных средств. Наименование запасных частей целесообразно приводить в соответствии с каталогами деталей, номенклатурными тетрадями запасных частей и нормами расхода запасных частей по конкретным маркам транспортных средств. При назначении видов ремонтных работ по легковым автомобилям рекомендуется использование рекомендаций приложения 6 и справочных материалов [19-30], содержащих данные о геометрических характеристиках, контрольных точках и диагностических параметрах автомобилей семейства ВАЗ, Москвич и УАЗ, а также рекомендации по выбору методов ремонта. При назначении видов ремонтных работ рекомендуется основываться на следующих принципах:
- замена агрегата, узла (детали) производится только при невозможности или нецелесообразности их восстановления (ремонта) по техническим или экономическим критериям;
- окрасочные работы предусматривают полную (а не частичную) окраску всех заменяемых и подвергающихся сварке, рихтовке, правке элементов до видимой линии их раздела с сопряженным элементом, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Полная наружная окраска транспортного средства назначается, если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности транспортного средства.
6.3.1.6. Регистрация на неповрежденных элементах кузова и оперения транспортного средства следов предыдущих повреждений или проведения ремонтных воздействий. Наличие на неповрежденных в данном случае элементах кузова и оперения следов предыдущих повреждений или ремонтных воздействий может быть установлено визуально, обнаружено с помощью прибора для определения толщины и качества лакокрасочных покрытий на транспортных средствах или подтверждено документально.
6.3.2. В том случае, если внешним осмотром невозможно однозначно классифицировать отдельные элементы транспортного средства как поврежденные, в акте осмотра делается соответствующая запись.
6.3.3. При внешнем осмотре также устанавливаются соответствие транспортного средства его базовой комплектности, а также виды переоборудования транспортного средства.
6.3.4. Если оценка проводится для предъявления иска о возмещении ущерба, то для обеспечения объективности и доказательности результатов оценки осмотр поврежденного транспортного средства целесообразно проводить в присутствии виновной стороны (ответчика). С этой целью заказчик должен направить виновной стороне (ответчику) заказную телеграмму с уведомлением о вручении с указанием места и времени проведения осмотра поврежденного транспортного средства. При проведении осмотра поврежденного транспортного средства в пределах населенного пункта, где проживает ответчик, телеграмма направляется за 3 рабочих дня до осмотра. Если ответчик проживает вне данного населенного пункта, телеграмма направляется за 5 календарных дней, не считая времени проезда по железной дороге. Заверенная на почте копия указанной телеграммы должна быть приложена к акту осмотра. В случае неявки в назначенное время ответчика (виновной стороны) в акте осмотра делается отметка, что ответчик был уведомлен, но на осмотр не явился.
6.3.5. После составления акт осмотра предоставляется для ознакомления заказчику оценки, виновной стороне (ответчику) и другим заинтересованным лицам. В случае наличия замечаний акт по согласованию сторон корректируется и дополняется. После прочтения и учета замечаний акт подписывается экспертом по оценке и заинтересованными лицами. В случае отказа какой-либо из сторон подписать акт осмотра, об этом в нем экспертом делается запись с указанием причин отказа. Рекомендуемая форма акта осмотра поврежденного транспортного средства приведена в приложении 7.
6.4. Отчет об оценке стоимости транспортных средств составляется в письменной форме. В отчете в обязательном порядке указываются:
- дата составления и порядковый номер отчета;
- юридический адрес оценщика;
- основание для проведения оценки;
- цели и задачи проведения оценки;
- дата, на которую определяется стоимость в отношении транспортного средства;
- место оценки;
- точное описание транспортного средства с указанием всех параметров, приведенных в регистрационных документах. В отчете указываются данные об отсутствии на транспортном средстве регистрационных знаков, заводских идентификационных номеров или о несоответствии их записям в регистрационных документах;
- в отношении транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость транспортного средства;
- используемые стандарты оценки транспортных средств, методические и нормативно-технические документы, информационное обеспечение с указанием источников получения информации. Обоснование использования указанных материалов при проведении оценки данного транспортного средства;
- последовательность определения стоимости транспортного средства, основные методические и расчетные этапы, принятые при проведении оценки транспортного средства допущения и ограничения, итоговая величина стоимости транспортного средства, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики транспортного средства как объекта оценки;
- иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки;
- другие сведения, являющиеся по мнению оценщика существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости в отношении транспортного средства;
- сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
- сведения о наличии у оценщика сертификата на оказываемую услугу (в случае, если на дату составления отчета оказываемая услуга сертифицирована);
- сведения об уставе и кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (в случае, если на дату составления отчета оценщик является членом саморегулируемой организации);
- сведения о выданной оценщику лицензии на проведении оценки транспортных средств (в случае, если на дату составления отчета законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования).
Отчет об оценке размера ущерба при повреждении транспортного средства, стоимости поврежденных транспортных средств и стоимости работ по их ремонту (восстановлению) составляется с учетом указанных требований, а также содержит дополнительную информацию о степени и характере повреждений, о стоимости запасных частей, материалов и работ по ремонту транспортных средств. В отчете также указываются характеристики товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта транспортных средств и услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства, которые выбраны в качестве ограничений при проведении оценки. В состав отчета входят калькуляции по расчету затрат на восстановление поврежденного транспортного средства и при необходимости расчет утраты товарной стоимости. При составлении калькуляций затраты на ремонт элементов транспортного средства, по которым в акте осмотра сделана запись эксперта о невозможности их однозначно классифицировать как поврежденные, учитываются только в случае представления заказчиком заверенного подписью и печатью заключения о повреждении данных элементов с результатами диагностирования.
Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью. Рекомендуемая форма отчета об оценке ущерба от повреждения транспортного средства приведена в приложении 8. В приложении 9 приведен пример составления отчета об оценке ущерба от повреждения транспортного средства.
Перечень нормативной документации и литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ.
2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 09.01.96 N 2-ФЗ). 7 февраля 1992 года, N 2300-1.
3. Федеральный закон Российской Федерации "О безопасности дорожного движения". 10 декабря 1995 года, N 196-ФЗ.
4. Федеральный закон Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.
5. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 639.
6. Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров. Приложение к Письму Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225.
7. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Утверждены приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 26 октября 1993 г. N 112.
8. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-03112194-0376-98. Утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 10 декабря 1998 г.
9. Табель технологического оборудования для АТП различной мощности, ПТК и БЦТО. Российский государственный автотранспортный концерн "РОСАВТОТРАНС". М., 1992.
10. ГОСТ 21398-89. Автомобили грузовые. Общие технические требования.
11. ГОСТ 9.105-80. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.
12. ГОСТ 9.402-80. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.
13. ГОСТ 9.032-74. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
14. ОСТ 37.001.267-83. Автомобили легковые. Типы кузовов. Основные термины и определения.
15. РД 37.009.024-92. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания.
16. РТМ 37.001.050-78. Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания.
17. Методика нормирования расхода материалов на капитальный и текущий ремонт автомобилей. Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). М 1989.
18. Система добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ". Зарегистрирована Госстандартом России 26 декабря 1997 года в Государственном реестре. Свидетельство РОСС RU.0001.03 ЮФОО.
19. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-2102, ВАЗ-21021, ВАЗ-21023. - М.: Третий Рим, 1998. - 160 с.
20. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-21051, ВАЗ-21053, ВАЗ-2104, ВАЗ-21043. - М.: Третий Рим, 1998. - 180 с.
21. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21065, ВАЗ-21065-01, ВАЗ-2103, ВАЗ-21033, ВАЗ-21035. - М.: Третий Рим, 1998. - 176 с.
22. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21073-04, ВАЗ-21074. - М.: Третий Рим, 1998. - 176 с.
23. Руководство по ремонту и каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099. - М.: Третий Рим, 1999. - 288 с.
24. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2110 и их модификаций. - М.: Третий Рим, 1998. - 168 с.
25. Автомобили "Москвич"-412, -427, -434/Руководство по ремонту. - М.: Третий Рим, 1998. - 192 с.
26. Автомобили "Москвич 2140, 2138"/Руководство по ремонту. - М.: Третий Рим, 1998. - 158 с.
27. Автомобили "Москвич" 2141-01; 21412-01; 214122; 2335; 23352; 233522/Руководство по ремонту. - М.: Третий Рим, 1996. - 200 с.
28. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей "Москвич" 2141-01, 21412-01, 214122 (1, 7), 214123 (1, 8), 2335, 23352, 233522 (1, 7), 233523 (1, 8). - М.: Третий Рим, 1998. - 136 с.
29. Автомобили Москвич-412 ИЭ, 21251, 2715-01, 27156, 27151-01/Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. - М.: Третий Рим, 1998. - 196 с.
30. Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-3153, УАЗ-3741 УАЗ-3962, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095 и их модификации/Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. - М.: Третий Рим, 1998. - 200 с.
31. Кузова легковых автомобилей: Обслуживание и ремонт/А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль, С.А. Скрипников. - М.: Транспорт, 1995. - 256 с.: ил., табл.
Руководитель Департамента |
Г.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р 03112194-0377-98 (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 15 декабря 1998 г.)
Текст методики приводится по изданию Минтранса РФ, Москва, 2004 г.
Разработана: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) - Головным методическим и учебным центром Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ"
Исполнители: к.т.н. Андрианов Ю.В. (руководитель разработки, основной исполнитель), к.э.н. Рошаль Л.Я., при участии Титовой И.Н., Юдина А.В.
Срок действия: начало 01.01.1999 г.
Настоящая методика действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов, иных нормативных правовых документов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (информационное письмо Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) от 7 декабря 2006 г. N 0132-05/395")