Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2002 г. N Ф04/4470-622/А75-2002
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03 настоящее постановление отменено
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании незаконным бездействие Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - налоговая инспекция) по Сургутскому району, выразившееся в непринятии дополнительных деклараций по земельному налогу за 1999-2001 г.г., непроведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61 993 047, 87 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченного им земельного налога.
Заявленное требование обосновано тем, что в течение 1999-2001 годов им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы, тогда как эти законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Кроме того, по мнению истца, указанные законы не могли применяться в спорный период, так как противоречили п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.08.2002 г. исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены частично, обжалуемое бездействие налогового органа, признанно незаконным в части отказа в зачете излишне уплаченного в 2000-2001 годах земельного налога в сумме 48 732 381, 77 руб.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в сумме 13 260 666, 10 руб. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решение суда не проверялась.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2002 г. и принять новое решение об отказе ОАО "Сургутнефтегаз" в иске, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, ОАО "Сургутнефтегаз" необоснованно произвел перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 1999-2001 годы, без учета поправочных коэффициентов, действовавших в указанные периоды, используя в расчетах только ставку земельного налога, установленного ФЗ от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году".
В отзыве на кассационную жалобу и на дополнение к кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ОАО "Сургутнефтегаз", указывая на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 г. обратилось в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999-2001 г.г. и проведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61 993 047, 87 руб.
Налоговая инспекция уклонилась от принятия уточненных налоговых деклараций и от проведения зачета, полагая, что подача налогоплательщиком дополнительных или исправительных деклараций не предусмотрена действующим налоговым законодательством. По мнению налоговой инспекции налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
ОАО "Сургутнефтегаз" заплатило земельный налог за 2000-2001 годы, применяя коэффициент "1,2" к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента "2".
Таким образом, ставка земельного налога в 2000-2001 г.г. истцом ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании представитель ответчика не отрицал взимание земельного налога с истца с учетом поправочных коэффициентов "1,2" и "2". Данное обстоятельство подтверждается актом сверки.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным бездействие налоговой инспекции по принятию дополнительных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000-2001 г.г. и в непроведении зачета излишне уплаченного за указанный период земельного налога, принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Поправочный коэффициент не является ставкой налога.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Федеральным законом от 28.10.98 г. "О ставках земельного налога в 1998 году" были закреплены ставки земельного налога в размере, установленного на 1997 год.
В данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим кодексом.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А-75-1212-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2002 г. N Ф04/4470-622/А75-2002
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03 настоящее постановление отменено