Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 сентября 2004 г. N Ф04/-6591/2004(А70-4726-27)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6917/2004(А70-4934-29)
Тюменское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обратилось на основании ст. ст. 4, 13, 29, 34, 53, 191-193, 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействующим пункта "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования в Тюменской области" от 03.05.2002 N 16; пунктов 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области N 54 от 15.02.2001 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" и приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее ТФОМС) N 87/42 от 27.02.2001 года "О сроках действия полисов медицинского страхования".
Заявление мотивировано ссылкой на несоответствие названных актов требованиям антимонопольного законодательства, что выражается в нарушении прав участников отношений медицинского страхования: путем наделения функциями страховщика ТФОМС, обязанием медицинских учреждений к заключению договоров страхования неработающих граждан именно с данным фондом, ограничением срока действия медицинских полисов в связи с принудительном перезаключением договоров медицинского страхования, чем сокращается предоставление медицинских услуг (лечебно-профилактической помощи) для граждан.
Заявитель полагает, что оспариваемые акты противоречат п."ж" ст. 71, ст.ст. 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ; ст.ст. 2, 14, 16 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1999 N 1499-1 (далее Закон о медицинском страховании); ст. 938 Гражданского Кодекса Российской Федерации; ст. 443 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что названное противоречие состоит в нарушении перечисленных норм в виде ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг, обязательного медицинского страхования (далее ОМС), неосновательного наделения ТФОМС функциями страховщика, а не медицинских организаций, имеющих лицензию на право ОМС, нарушения прав граждан на свободный выбор организации страховщика.
Решением арбитражного суда от 04.12.2003 в удовлетворении заявления отказано.
Данное решение отменено постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.02.2004 как принятое с нарушением норм процессуального права и дело направлено на новое рассмотрение.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству в порядке ст.135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом рассмотрен вопрос о разъединении требований и определением от 05.05.2004 требования выделены в отдельное производство по основаниям ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование о признании недействующим пункта "е" ст .3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" от 03.05.2002, N 16 рассмотрено в рамках настоящего арбитражного дела.
По результатам нового рассмотрения дела решением от 06.07.2004 арбитражного суда в удовлетворении требования о признании недействующим пункта "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" отказано.
Принятое решение основано на выводе суда о том, что оспариваемый пункт, предусматривающий возможность осуществления территориальным фондом функций страховщика, не содержит положений, которые в каком-либо виде ограничивали конкуренцию, создавали необоснованно благоприятные условия фонду и ущемляли интересы других страховщиков, поскольку оспариваемым пунктом определено осуществление фондом данной функции в рамках действующего законодательства.
Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд применил ст.ст.1, 14, 15, 16 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991, N 1499-1, п.1 "Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993, N 4543-1 и п. 8 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 20.06.2001, N 2756.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области просит отменить определение суда от 05.05.2004, как не соответствующее ч. 1 ст. 130 АПК РФ и решение суда по основаниям неправильного применения норм материального права и нарушения требований норм процессуального права.
Податель кассационной жалобы считает выделение требований о признании недействующими - приказа N 97/42 и п.п. 1 и 3 Постановления N 54 в отдельные производства нецелесообразным.
В отзывах на кассационную жалобу ТФОМС и Департамент здравоохранения возражают по доводам жалобы, считают судебный акт по делу обоснованным и законным, просят оставить решение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Кассационная инстанция в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм процессуального и материального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений, считает жалобу в части отмены решения арбитражного суда и направлении дела на новое рассмотрение обоснованной, а в части отмены определения от 05.05.2004 не подлежащей удовлетворению.
Согласно п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" от 03.05.2002 N 16 территориальный фонд осуществляет функции страховщика в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991, N 1499-1, гласит, что для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Согласно п. 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001) территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Согласно п. 3 названного Положения территориальный фонд наряду с другими функциями:
1) аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;
2) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
3) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
8) совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в Территориальный фонд страховых взносов;
9) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Данное Положение функции страховщика для Территориального фонда не устанавливает.
Направления деятельности ТФОМС регламентированы ст. 3 Закона Тюменской области от 03.05.2002 N 16, в соответствии с которой ТФОМС:
а) аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование населения области;
б) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
ж) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховщиками в соответствии с действующим законодательством;
з) осуществляет контроль за целевым использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование;
н) осуществляет взаимодействие с налоговыми органами и органами федерального казначейства в целях обеспечения своевременного и полного поступления финансовых средств в фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом функций, которыми наделен ТФОМС, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судом не в полном объеме исследован вопрос о том, не создает ли одновременное исполнение вышеназванных функций и функции закрепленной в пункте "е" данной статьи этого Закона для ТФОМС наиболее благоприятных условий на рынке оказания услуг обязательного медицинского страхования на, что указывает Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
Вопросы обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который применительно к данным правоотношениям является специальным законом.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Из ст. 14 этого Закона РФ, следует, что страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
Статья 16 вышеназванного Закона РФ предусматривает выдачу лицензии на право заниматься медицинским страхованием. Государственная лицензия на право заниматься медицинским страхованием выдается органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
Судом не исследован вопрос о соблюдении ТФОМС вышеназванных требований предъявляемых Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" к страховщикам.
Также не исследован вопрос о наличии в области страховых медицинских компаний на момент вступления в действие Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования в Тюменской области" от 03.05.2002 N 16.
По мнению арбитражного суда кассационной инстанции без исследования вышеназванных обстоятельств, принять по делу правильное решение, не представляется возможным.
Для признания ТФОМС страховщиком ссылки на п. 8 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 20.06.2001, N 2756 без учета требований Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" недостаточно, поскольку вышеназванный п. 8 указывает лишь основания расходования поступивших на основные счета территориального фонда средств.
Довод Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о нецелесообразности разделения заявленных требований в отдельные производства в качестве основания отмены определения суда от 05.05.2004 отклоняется, поскольку данное процессуальное действие предусмотрено ч. 3 ст. 130 Арбитражного кодекса Российской Федерации и по каждому требованию состоялись решения суда в рамках самостоятельных арбитражных дел.
Руководствуясь п. 1, 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 3 ст. 288, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 06.07.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5545/8-3 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в части отмены решения от 06.07.2004 удовлетворить.
Определение от 05.05.2004Арбитражного суда Тюменской области по этому же делу оставить без изменения. В удовлетворении кассационной жалобы в этой части отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04/-6591/2004(А70-4726-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании