Постановление Администрации Тюменской области от 15 октября 1999 г. N 230
"О развитии и совершенствовании системы социального
партнерства в Тюменской области"
Постановлением Губернатора Тюменской области от 11 августа 2003 г. N 269 настоящее постановление утратило силу
В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников, работодателей, профсоюзов, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления области:
1. Утвердить одобренные областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений концепцию развития системы социального партнерства и план основных мероприятий по развитию и совершенствованию системы социального партнерства в Тюменской области. (Прилагаются).
2. Комитету по труду, занятости и миграции населения администрации области (Кадочников Ю.И.):
- подготовить и провести в январе 2000 г. практическую конференцию по проблеме социального партнерства с участием глав городских и районных администраций, представителей областных объединений профсоюзов и работодателей;
- приступить к разработке и в срок до 01.11.99 представить в областную трехстороннюю комиссию проект трехстороннего соглашения между администрацией области, областным объединением профсоюзов и объединениями работодателей на 2000 - 2001 гг.
3. Руководителям структурных подразделений администрации области: в соответствии с постановлением Губернатора области от 09.12.98 N 201 усилить работу по безусловному выполнению обязательств областного трехстороннего соглашения на 1998 - 1999 годы;
- подготовить и представить в комитет по труду, занятости и миграции населения конкретные предложения для разработки проекта нового трехстороннего соглашения на 2000 - 2001 гг.;
- совместно с органами местного самоуправления в целях выполнения областного Закона "Об объединениях работодателей" оказывать практическую помощь в процессе формирования объединений (союзов, ассоциаций) работодателей.
4. Департаменту финансов, налоговой политики и ценных бумаг администрации области (Фазлеев К.М.) при формировании бюджета на 2000 г. предусмотреть средства на выполнение обязательств трехстороннего соглашения на 2000 - 2001 гг. и проведение мероприятий по развитию и совершенствованию системы социального партнерства в соответствии с расчетами комитета по труду, занятости и миграции населения администрации области.
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Вице-Губернатор области |
В.П. Первушин |
Концепция
развития системы социального партнерства
в Тюменской области
I. Общие положения
1.1. Социальное партнерство - составной элемент управления
развитием Тюменской области на современном этапе.
В настоящее время Россия переживает период глубоких преобразований всей жизни общества, называемый переходным этапом к устойчивому развитию. Наблюдается расслоение общества по уровню доходов, усиливается напряженность в социально-трудовой сфере. В Тюменской области происходят те же процессы, что в целом в Российской Федерации.
Трудовые отношения в России и нашей области претерпевают кардинальные изменения, происходит постепенный переход от прежних форм трудовых отношений к социальному партнерству (СП), являющемуся обязательной составной частью устойчивого развития общества.
Сегодня складываются объективные основы для упорядочения и совершенствования системы социального партнерства на областном уровне. Важнейшими из них являются:
- развитие многообразных форм собственности и хозяйствования;
- становление, наряду с государственной властью, местного самоуправления;
- замена иерархической подчиненности отношениями равноправного партнерства, построенного на балансе интересов. Это относится как к отношениям центр - субъект Федерации, так и к отношениям внутри региона;
- усложнение социальной структуры общества (формирование новых социальных групп: предпринимателей, среднего класса, наемных работников) и обновление
- субъектов социального партнерства;
- обострение социальных проблем в обществе;
- изменения в подходах к управляемости экономическими и социальными процессами в регионах со стороны центра;
- определенная правовая, экономическая и финансовая самостоятельность субъектов Федерации;
- не совпадение интересов центра и субъектов Федерации по целому ряду проблем в области экономической и социальной политики;
- восприятие большими группами населения области (в сфере образования, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства) проводимых реформ как противоречащих их основным интересам.
1.2. Основы концепции социального партнерства
и ее основные понятия.
Концепция - определенный способ понимания и конструктивный подход к анализу явления. На ее базе строится система изучения, разработки, конкретизации всех частных проблем явления. Уяснение концепции - отправная точка решения вопросов практики.
В основе концепции социального партнерства Тюменской области лежат следующие методологические положения:
- все социальные группы, расположенные на территории области, имеют частично совпадающие интересы, общие проблемы и объединены осознанием общности. Они заинтересованы в стабильности социально-экономической ситуации. Наличие совпадающих интересов создает объективную почву для социального партнерства, конструктивного сотрудничества.
Социальное партнерство (СП) - взаимодействие работников, профсоюзов и их объединений, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления области с целью достижения согласия, основанное на принципах равноправия, уважения и учета интересов сторон, законности, добровольности, ответственности, регулярности проведения консультаций.
Что касается сферы труда, то социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Основными целями социального партнерства являются:
- объединение усилий партнеров для согласованных действий, направленных на совершенствование социально-экономической защиты жителей области;
- предупреждение и совместное разрешение возникших негативных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере;
- создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.
Важными составляющими целей социального партнерства в период становления рынка являются:
- формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
- поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда, повышения эффективности производства;
- обеспечение занятости и социальной защиты населения, охраны и безопасности труда и профессионального обучения работников, сохранение трудового потенциала общества.
Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.
Становление системы социального партнерства - это длительный процесс, идущий под воздействием общественно-политических и социально-экономических факторов. Основные контуры такой системы в области сложились, но требуются значительные усилия по превращению ее в действенный механизм, включенный органически в управление областью. Действие системы социального партнерства распространяется на областной центр - город Тюмень, все города и районы юга области, расположенные на их территориях предприятия и организации независимо от форм собственности.
Правовую основу системы социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные отношения, законы Тюменской области, регулирующие трудовые отношения, положения Конвенций и рекомендаций МОТ в области социально-трудовых отношений, а также иные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами и федеральными законами (перечень основных законодательных актов Российской Федерации и Законов Тюменской области по регулированию социально-трудовых отношений - приложение N 1).
Стороны социального партнерства при проведении переговоров, разработке и заключении соглашений и коллективных договоров руководствуются также генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными и профессиональными соглашениями, областным соглашением между администрацией Тюменской области, областным объединением профсоюзов и работодателями (предпринимателями).
Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации.
Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей.
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), либо лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представителями субъектов (сторон), выражающими их интересы, могут быть:
- от имени работников: органы профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им;
- от имени работодателей: руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателям и органы;
- от имени органов государственной власти и органов местного самоуправления: должностные или иные лица, уполномоченные в установленном порядке представлять эти органы.
Отношения партнерства - многообразные связи представителей субъектов в согласовании интересов представляемых ими социальных групп.
Представители субъектов являются основными носителями и организаторами партнерских отношений на уровне области. Представители субъекта партнерства бывают постоянными и временными образованиями.
Постоянные - структурные образования в органах исполнительной и законодательной власти (комитет по труду, занятости и миграции, комитет социальной защиты, комитет по делам молодежи, трехсторонняя комиссия и т.д.), объединения работодателей, профсоюзные органы.
Временные - создаются на период разрешения конфликтной ситуации (забастовочный комитет, согласительная комиссия, экспертная комиссия и т.п.).
Предметом социального партнерства являются, в первую очередь, социально-трудовые отношения между его субъектами, процесс разработки, принятия и реализации согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях.
Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, соглашения, а также консультации и переговоры, направленные на реализацию проводимой в Тюменской области политики в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Основным органом системы социального партнерства на всех уровнях являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии. В их рамках ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения и коллективные договоры, рассматривается ход их выполнения.
Важную роль в системе социального партнерства призвана выполнять служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Свою работу служба организует во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления.
Тесно связаны между собой три понятия: сфера партнерства, область партнерства и предмет партнерства.
Сфера партнерства - совокупность проблем общественной жизни: экономика, социальная жизнь, духовно-идеологическая сфера. Система социального партнерства в области должна включать все сферы, но на первом этапе становления социального партнерства основными проблемами являются социальная сфера и экономика.
Область партнерства - понятие, уточняющее место конфликта или партнерства в какой-то сфере. Так, в экономической сфере областями партнерства на уровне области должны быть: проблемы занятости населения, развития производства, охраны и оплаты труда работников, жизненного уровня населения области, обеспечения товарами и услугами, налогообложение и др.
В социальной сфере: адресная социальная помощь отдельным категориям граждан, льготы, проблемы семьи и материнства, охрана здоровья населения, этнические отношения, экологическая безопасность территории, охрана прав, свобод, личной безопасности граждан, социальные гарантии и т.п.
Понятие предмет партнерства еще более конкретизирует те вопросы, которые необходимо решать: так, например, область занятости детализируется на проблеме создания новых рабочих мест, пособий по безработице, переподготовки работников, перепрофилированию предприятий и др.
Механизм социального партнерства - формы, способы и отработанные процедуры взаимодействия представителей сторон СП по согласованию интересов сторон, подготовке и реализации принимаемых совместных решений.
К ним относятся: заседания трехсторонней комиссии, совещания представителей сторон, консультации с экспертами, подготовка решений, анализ содержания коллективных договоров, их уведомительная регистрация, работа согласительных комиссий, подготовка и внесение законопроектов, контроль за выполнением принятых совместных решений и т.п.
Средства партнерства - признанные сторонами акты и нормы взаимодействия: договоры, временные соглашения, программы, правовые акты и нормы, установленная этика и процедура отношений представителей субъектов партнерства.
Стратегия социального партнерства - согласованная общая политика сторон, направленная на сохранение стабильности отношений в регионе и движение к перспективной цели, снижение социальной напряженности.
Стратегия партнерства должна вписываться в общие направления социально-экономического развития Тюменской области.
Тактика партнерских отношений - выбор представителей, средств, методов, действий в конкретной ситуации взаимодействия сторон. Она должна вытекать из стратегии и учитывать приоритет интересов общего над частным.
Социокультура - это процесс проникновения культуры демократического общества в экономические, трудовые, общественно-политические и другие отношения.
II. Формы и уровни социального партнерства
2.1. Областная система социального партнерства
и ее связь с федеральной системой
Действующие и разрабатываемые в Тюменской области формы коллективно договорного процесса, регулирования трудовых отношений, социальной защиты населения являются составной частью федеральной системы социального партнерства. Они разрабатываются с учетом практики действующего законодательства в зависимости от сферы регулирования отношений, опыта их применения как на федеральном уровне, так и на областном, специфических региональных и территориальных особенностей (иерархия системы соглашений - приложение N 2).
Взаимосвязь региональных форм сотрудничества с федеральными обеспечивается исходя из следующих принципов:
- соглашения, договоры, заключенные на федеральном уровне (Генеральные, отраслевые, межотраслевые, тарифные, профессиональные), имеют для регионов, территорий нормативный характер;
- в федеральных соглашениях заложены основы, исходная база данных для ведения переговоров в регионе с учетом его экономических, финансовых и социальных возможностей;
- определяемые в региональных соглашениях условия, нормы и гарантии не могут ухудшать положение работника по сравнению с соглашениями федерального уровня; региональные и территориальные соглашения не должны снижать уровень социальных и трудовых условий, определяемых федеральными соглашениями; большая детализация норм и условий в региональных, территориальных соглашениях;
- заключение федерального соглашения должно предшествовать региональному, территориальному.
При всей взаимосвязи и взаимозависимости от федеральных областные формы социального партнерства достаточно самостоятельны, определяемые в них нормы, гарантии, условия с учетом специфических особенностей региона носят, как правило, опережающий характер - ориентироваться на более высокие, чем федеральные, показатели.
2.2. Уровни социального партнерства в Тюменской области
В практике система социального партнерства в Тюменской области складывается как многоуровневая, а именно, на:
1. Региональном (областном), включая подуровни, регулирующие отношения:
а) на уровне всей области;
б) между областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами;
в) между администрацией Тюменской области и субъектами местного самоуправления;
г) между представительными органами области и ее территорий;
д) между объединениями профсоюзов, работодателей и субъектами местного самоуправления (город, район);
е) отраслевой (межотраслевой);
ж) профессиональный (тарифный).
2. Территориальном (районе, городе, субъекте местного самоуправления).
Включает подуровни:
а) районный;
б) городской;
в) отраслевой (межотраслевой);
г) профессиональный (тарифный);
д) между территориальным органом государственной исполнительной власти (органом местного самоуправления), профсоюзами и их объединениями, работодателям и (объединениями работодателей).
3. Производственном (в предприятии, организации). Включает отношения:
а) между работниками предприятия (организации) и работодателем;
б) межиндивидуальные (работник - работодатель).
Полнокровное развитие всех уровней выступает основой повышения эффективности системы социального партнерства в области, создания ее действенного механизма.
III. Основные направления развития
социального партнерства
3.1.Становление системы социального партнерства
Трудовые отношения в условиях командно-административного управления экономикой складывались в условиях, когда предпочтение отдавалось интересам государства - монопольного работодателя, интересы же работников отступали на второй план.
Ситуация в регулировании трудовых отношений изменилась при проведении рыночных реформ. Реструктуризация экономики, ликвидация государственного монополизма, акционирование предприятий и развитие частного предпринимательства, формирование слоя работодателей и наемных работников, их представительных органов позволили на основе единых принципов, заложенных в Конвенциях и Рекомендациях МОТ, разработать организационно-правовые и научно-методические основы формирования системы социального партнерства в Российской Федерации и, в частности, в Тюменской области, ввести в действие механизм коллективно договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях.
В настоящее время коллективно-договорными формами регулирования трудовых отношений охвачена производственная и непроизводственная сферы на всех уровнях - от федерального до предприятия (организационная структура действующей системы социального партнерства - приложение N 3).
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Соглашения между Администрацией Тюменской области, областным объединением профсоюзов и работодателям и (предпринимателями) создан из представителей указанных сторон постоянно действующий орган системы социального партнерства в Тюменской области - областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Комиссия в соответствии с положением, утвержденным Губернатором Тюменской области, наделена полномочиями в части выработки и реализации основных принципов социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений в регионе, рассмотрения, подготовки и принятия согласованных сторонами предложений в сфере труда и социальных вопросов, а также взаимодействия с аналогичными комиссиями административно-территориальных (муниципальных) образований области.
3.2. Дальнейшее развитие структурных элементов
и механизма социального партнерства
Областная модель социального партнерства будет в дальнейшем охватывать все сферы социальной жизни области, являться составной частью общего плана устойчивого развития всей территории. Процесс ее совершенствования - постоянное явление, которое будет сопровождаться увеличением количества структурных элементов, изменением их функций, обогащением форм, методов взаимодействия, органическим включением партнерских отношений в управление регионом, повышением степени воздействия системы социального партнерства на общественную жизнь, будет находить все большее развитие на уровне предприятия, организации, учреждения.
На данном этапе всем сторонам социального партнерства целесообразно сосредоточить внимание на следующем:
- организационное оформление состава сторон социального партнерства с целью равноправного представительства в системе взаимоотношений между работодателями и профсоюзными органами, действующими на территории области;
- образование подразделений (отделов, секторов), занятых проблемами социального партнерства в исполнительных органах власти, объединениях, союзах, ассоциациях работодателей и профсоюзных органах;
- определение целевых ориентиров социальной и социально-трудовой политики региона на долгосрочную (3-4 года) и ближайшую перспективу (1-2 года);
- введение повседневной регистрации коллективных трудовых договоров, установление процедур присоединения к заключенным соглашениям ранее не включенных в систему социального партнерства предприятий и организаций;
- отработка системы контроля за ходом выполнения сторонами принятых решений и усиления ответственности;
- создание постоянно действующих экспертных групп, согласительных комиссий, арбитражных органов трудовых конфликтов;
- привлечение к участию в управлении предприятиями и организациями представителей работников на основе правовых норм для смягчения социальной напряженности.
3.3. Совершенствование законодательной базы развития
социального партнерства в области
Система социального партнерства сможет функционировать и эффективно решать практические задачи региона при условии наличия качественной отработанной правовой и нормативной базы. Некоторые положения законов Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", действующего КЗоТ РФ, на которых основывается вся система социального партнерства, являются несовершенными. Повлиять на процесс развития социального партнерства можно, совершенствуя областную законодательную основу, т.е. подготовить по этой проблеме группу законов.
За последние годы были подготовлены и приняты законы Тюменской области "Об особенностях регулирования трудовых отношений", "О социальном партнерстве", "Об объединениях работодателей".
Были разработаны пакеты положений и нормативных актов о работе различных органов социального партнерства, регламентирующих их права, обязанности, ответственность и процедуру согласования интересов сторон.
Для дальнейшего совершенствования системы социального партнерства необходимо подготовить и принять следующие областные законы:
"О потребительской корзине";
"Об основе регулирования заработной платы работников Тюменской области";
"О трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Всем сторонам социального партнерства требуется принять самое активное участие в реализации законодательных и нормативных актов.
3.4. Кадровое и методическое обеспечение системы
социального партнерства
Формирование социальных отношений, ускорение социально-экономического развития региона во многом определяются уровнем управления, необходимой культурой выработки и принятия решений и степенью эффективности механизма их реализации. Добиться реализации этой задачи можно путем подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и обеспечения их деятельности на современном научно-техническом уровне с усилением гуманитарной составляющей.
Содержанием решения этих проблем будут:
- обучение кадров, профессионально занятых в органах социального партнерства;
- введение спецкурса по социальному партнерству в программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей, специалистов-управленцев, профсоюзных работников;
- издание учебной и методической литературы по проблемам социального партнерства;
- разработка и тиражирование социальных технологий партнерских отношений, позволяющих перевести язык науки и опыта на конкретный язык практики управления. Среди них, в первую очередь, технологии: выработки социальной политики региона, оценки социально-экономической ситуации и социальной напряженности, переговорного процесса и регулирования конфликтных ситуаций, разработки трехстороннего соглашения и коллективного договора и т.п.;
- подготовка методических рекомендаций и положений о работе органов социального партнерства;
- распространение опыта по снижению социальной напряженности и конфликтности на разных уровнях;
- периодическое обсуждение практических вопросов социального партнерства на конференциях, совещаниях, семинарах.
Для публикации этих и других материалов по проблеме социального партнерства можно использовать органы печати, другие средства массовой информации, выпуск специальных сборников.
3.5. Финансирование системы социального партнерства
Источниками финансирования работы органов социального партнерства являются средства, выделяемые сторонами партнерских отношений, оговоренные соглашением. Средства расходуются на:
- оплату работы экспертных и других комиссий, посредников и трудовых арбитров при урегулировании коллективных трудовых споров;
- издание методической литературы по СП;
- разработку технологий социального сотрудничества;
- организацию учебы руководителей и специалистов, занятых в системе СП;
- содержание структурных подразделений системы СП;
- размножение информационных материалов и т.п.
Работа по всем перечисленным направлениям реализуется в планах работы органов администрации, объединений работодателей, профсоюзных организаций и их объединений.
Приложение N 1
Перечень основных законодательных актов Российской Федерации
и Тюменской области по регулированию социально-трудовых отношений
/-----------------------------------------------------------------------\
| I. Законы Российской Федерации | |
| | |
|1. Кодекс законов о труде Российской Федерации |25 сентября 1992 г. |
|2. О коллективных договорах и соглашениях |11 марта 1992 г. |
| | |
|3. Об общественных объединениях |19 мая 1995 г. |
|4. О внесении изменений и дополнений в Кодекс | |
| законов о труде Российской Федерации, | |
| Основы законодательства Российской | |
| Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об | |
| административных правонарушениях и Уголовный | |
| кодекс РСФСР |18 июня 1995 г. |
| | |
|5. О порядке разрешения коллективных трудовых |23 ноября 1995 г. |
| споров | |
| | |
|6. О внесении изменений и дополнений в Закон | |
| Российской Федерации "О коллективных | |
| договорах и соглашениях" |24 ноября 1995 г. |
| | |
|7. О профессиональных союзах, их правах и | |
| гарантиях деятельности |12 января 1996 г. |
| | |
|8. Основы законодательства Российской | |
| Федерации об охране труда |6 августа 1993 г. |
| | |
|9. О российской трехсторонней комиссии | |
| по регулированию социально-трудовых | |
| отношений |1 мая 1999 г. |
| | |
| II. Указы президента Российской Федерации | |
| | |
|1. О социальном партнерстве и разрешении | |
| трудовых споров |от 15 ноября |
| (конфликтов) |1991 г. N 212 |
|1. Об ответственности за нарушение трудовых |от 10 марта |
| прав граждан |1994 г. N 458 |
| | |
|2. О некоторых вопросах деятельности |от 21 марта |
| Российской трехсторонней комиссии по |1994 г. N 555 |
| регулированию социально-трудовых отношений | |
| | |
|3. О Российской трехсторонней комиссии по |от 21 января | |
| регулированию социально-трудовых отношений |1997 г. N 29 |
| | |
| III. Постановления Правительства | |
| Российской Федерации | |
| | |
|1. Положение о порядке подготовки и заключения |от 12 июля |
| Генерального соглашения и отраслевых |1993 N 647 |
| (тарифных) соглашений | |
| | |
|2. О внесении изменений и дополнений в Положение|от 9 января |
| о порядке подготовки и заключения |1994 г. N 2 |
| Генерального соглашения и отраслевых | |
| (тарифных) соглашений | |
| | |
|3. Положение о Российской трехсторонней |от 1 декабря |
| комиссии по регулированию |1994 г. N 1323 |
| социально-трудовых отношений | |
| | |
|4. Положение о Службе по урегулированию |от 15 апреля |
| коллективных трудовых споров |1996 г. N 468 |
| | |
| Законы Тюменской области | |
| | |
|1. Об особенностях регулирования трудовых |от 06 февраля |
| отношений в Тюменской области |1997 г. N 73 |
| | |
|2. О социальном партнерстве в Тюменской области |от 15 апреля |
| |1999 г. N 73 |
| | |
|3. Об объединениях работодателей |от 13 мая 1999 г. |
| |N 108 |
| Постановления и распоряжения Губернатора | |
| Тюменской области | |
| | |
|1. Положение об областной трехсторонней |от 4 июня |
| комиссии по регулированию социально-трудовых |1997 г. N 49 |
| отношений | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Приложение N 2
Иерархия системы соглашений
/-----------------------------------------------------------------------\
|Уровни коллективно- | Виды соглашений |
|договорного регулирования | |
|трудовых отношений | |
|--------------------------+--------------------------------------------|
|1. Федеральный уровень | /------------------------\|
| | |Отраслевое соглашение ||
| | | ||
| | |Межотраслевое ||
| |/-----------\ |соглашение ||
| ||Генеральное| | ||
| ||соглашение | |Профессиональное ||
| |\-----------/ |соглашение ||
|--------------------------| || |------------------------/|
|2. Уровень субъекта | || || | | |
|Российской Федерации | || || /---------------------\|
|(Тюменская область) | || || |Отраслевое соглашение||
|и административно |/------------------| | ||
|территориальных ||Региональное |-|Межотраслевое ||
|образований в ее составе ||соглашение |-|соглашение ||
|(район, город) |\------------------/ | ||
| | || |Профессиональное ||
| | || |соглашение ||
| | || \---------------------/|
| | || || | | |
| | || || | | |
| |/---------------------------\ | | |
| ||Территориальное соглашение | | | |
| |\---------------------------/ | | |
|--------------------------| || | | |
|3. Организация |/-------------------------------------\ |
| || Коллективный договор | |
| |\-------------------------------------/ |
\-----------------------------------------------------------------------/
Приложение N 3
Организационная структура действующей системы
социального партнерства в Российской Федерации и
Тюменской области
Уровни коллективно- договорного регулирования трудовых отношений |
Виды соглаше- ний |
Участники соглашений | ||
1. Федеральный уровень |
1. Гене- ральное соглаше- ние 2. Отрас- левое (межот- раслевое) тарифное соглаше- ние 3. Про- фес- сиональ- ное тарифное соглаше- ние |
Общероссий- ские объеди- нения профсоюзов Общероссий- ские проф- союзы и их объединения Общероссий- ские проф- союзы и их объединения межре- гиональные профсоюзы и их объединения |
Общероссийские объединения работодателей Общероссийские объединения работодателей, иные уполномо- ченные работодателями представитель- ные органы Общероссийские объединения работодателей, иные уполномо- ченные работодателями представитель- ные органы |
Прави- тельство Российс- кой Федерации Министер- ство труда Россий- ской Федера- ции Министер- ство труда Россий- ской Федера- ции |
II. Уровень субъекта Российской Федерации - Тюменская область, и административно- территориальные образования в ее составе (район, город) |
1. Ре- гиональ- ное соглаше- ние 2. Отрас- левое (межотрас левое) тарифное соглаше- ние 3. Про- фессио- нальное тарифное соглаше- ние 4. Тер- ритори- альное согла- шение |
Объединения организаций профсоюзов Объединения профсоюзов Объединения профсоюзов Территориаль- ные объедине- ния профсо- юзов (городские, районные) |
Региональные объединения работодателей, иные уполномо- ченные работодателями представитель- ные органы Отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномо- ченные работодателями представитель- ные органы Территориальные объединения работодателей, иные уполномо- ченные работодателями представитель- ные органы Территориальные объединения работодателей (район, город) |
Админи- страция Тюменской области Органы по труду админи- страции области Органы по труду админи- страции области Соответ- ствующий орган админи- стратив- но- террито- риаль- ного образо- вания (органа местного самоуп- равления) |
III. Организация | Коллектив ный договор |
Первичные профсоюзные организации, органы общественной самодеятель- ности |
Работодатель | - |
План
основных мероприятий по развитию и совершенствованию системы
социального партнерства в Тюменской области
1. Разработать и утвердить постановлением Губернатора области концепцию развития системы социального партнерства в Тюменской области.
Комитет по труду, занятости и миграции. IV квартал 1999 г.
Областная трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений.
2. Разработать и внести на рассмотрение в Тюменскую областную Думу проекты законов:
- "О потребительской корзине"; Октябрь 1999 г.
- "Об областной трехсторонней комиссии". Январь 2000 г.
Комитет по труду, занятости и миграции.
3. Разработать проект областного трехстороннего Соглашения между администрацией Тюменской области, областным объединением профсоюзов и объединениями работодателей на 2000 - 2001 г.г.
Областная трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений. Ноябрь 1999 г.
4. Подготовить и провести областную практическую конференцию по проблеме социального партнерства.
Комитет по труду, занятости и миграции. Январь 2000 г.
5. Подготовить и направить главам городских и районных администраций рекомендации по заключению территориальных соглашений и организации работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в городах и районах области.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Областная трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений. Декабрь 1999 г.
6. Оказать организационную и методическую помощь главам городских и районных администраций в организации принятия территориальных соглашений, проведении совещаний, семинаров и других мероприятий, обучении специалистов вопросам социального партнерства и трудовых отношений.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Комитет по местному самоуправлению
и муниципальной реформе. Постоянно.
7. Совершенствовать развитие системы коллективно-договорного процесса в административно-территориальных и муниципальных образованиях.
С этой целью:
Активизировать заключение коллективных договоров предприятиями и организациями территорий независимо от формы собственности.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Территориальные органы исполнительной
власти и местного самоуправления. Постоянно.
Организовать уведомительную регистрацию коллективных договоров и территориальных соглашений в городских и районных муниципальных образованиях.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Комитет по местному самоуправлению и
муниципальной реформе. I квартал 2000 г.
Органы местного самоуправления.
Подготавливать и направлять в территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информационноаналитические материалы о состоянии социально-трудовой сферы и уровня жизни населения.
Комитет по труду, занятости и миграции. Ежеквартально
8. Изучить и обобщить практику работы сторон социального партнерства по принятию и реализации отраслевых и территориальных соглашений и выработать предложения по совершенствованию данного направления.
Комитет по труду, занятости и миграции. I квартал 2000 г.
9. Участвовать в разрешении коллективных трудовых споров, возникающих между работодателями и работниками, для чего завершить формирование списков посредников и трудовых арбитров для участия в примирительных процедурах по урегулированию коллективных трудовых споров, спланировать и провести их обучение.
Комитет по труду, занятости и миграции,
другие структурные подразделения
администрации области.
Органы местного самоуправления. IV квартал 1999 г.
10. Разработать рекомендации по регулированию оплаты труда работников области.
Комитет по труду, занятости и миграции. IV квартал 1999 г.
11. Организовать публикации материалов по вопросам социального партнерства в средствах массовой информации.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Департамент информации и региональных
отношений. Постоянно.
12. Предусмотреть в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований территорий области расходы, связанные с проведением мероприятий по развитию системы социального партнерства, урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе затраты на оплату посредников трудовых арбитров, регистрацию коллективных договоров и соглашений, а также конфликтов.
Департамент финансов, налоговой политики
и ценных бумаг.
Органы местного самоуправления. Начиная с 2000 г.
13. Подготовить и издать сборник нормативных актов и методических материалов по вопросам социального партнерства и трудовых отношений.
Комитет по труду, занятости и миграции.
Департамент информации и региональных Декабрь 1999 г.
отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.