Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Положению
о порядке ремонта
и содержания автомобильных
дорог местного значения
города Тюмени
Инструкция
оценки качества содержания автомобильных дорог в зимний период
1. Общие положения
1.1. Инструкция оценки качества содержания автомобильных дорог в зимний период (далее по тексту - Инструкция) разработана с целью оценки деятельности исполнителей муниципального заказа на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения города Тюмени (далее - автомобильные дороги) в зимний период.
1.2. Настоящая инструкция разработана в соответствии с:
а) ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221;
б) распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России от 01.01.2003 (Отраслевая дорожная методика ОДМ 218.0.000-2003 "Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (временное)");
в) распоряжением Министерства транспорта РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам";
г) приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них".
2. Основные требования к зимнему содержанию автомобильных дорог
2.1. Основными задачами Заказчиков работ по содержанию автомобильных дорог являются:
а) организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация;
б) принятие мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия.
2.2. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть автомобильных дорог, покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин, откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не относящихся к элементам обустройства. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
2.3. В качестве противогололедного материала (далее по тексту - ПГМ) при борьбе с зимней скользкостью разрешается применять все материалы, соответствующие обязательным требованиям, предъявляемым законодательством о техническом регулировании, - химические, комбинированные, фрикционные.
2.4. Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия:
а) профилактическую обработку покрытий ПГМ до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката;
б) ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью ПГМ;
в) обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.
2.5. Профилактическую обработку покрытий осуществляют:
а) при прогнозировании образования на дорожном покрытии гололедного явления;
б) при ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на дорожном покрытии снежного наката.
2.6. При получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений (стекловидного льда) необходимо провести предварительную обработку химическими ПГМ в количестве 5 - 15 г/кв. м. Предварительная обработка покрытия химическими ПГМ может производиться за 1 - 2 часа до прогнозируемого явления погоды при получении информации от гидрометеоцентра об ожидании снегопада или метели.
2.7. При технологии работ с целью предупреждения снежного наката предусматривается распределение ПГМ непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей.
2.8. Процесс удаления снежно-ледяных образований предусматривает следующие этапы: выдержку, обработку свежевыпавшего снега ПГМ, интервал, сгребание и сметание снега.
Выдержка - промежуток времени от начала снегопада до момента распределения ПГМ на дорожное покрытие. Продолжительность выдержки зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха.
Обработка дорожного покрытия ПГМ с целью ликвидации скользкости начинается сразу после выдержки, обработка тротуаров производится при возникновении скользкости.
2.9. В соответствии с ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" с началом снегопада в первую очередь ПГМ обрабатываются инженерные сооружения (мосты, путепроводы и др.), скоростные и опасные участки улиц, перекрестки, спуски и подъемы, развороты, остановочные пункты общественного транспорта.
Распределение ПГМ по дорожному покрытию производится в тот момент, когда на нем уже имеется некоторое количество снега. В период снегопада интенсивностью 0,1 - 0,3 см/час и выше к распределению ПГМ приступают через 15 - 20 мин. после начала снегопада. При слабом снегопаде интенсивностью 0,05 - 0,1 см/час ПГМ распределяют через 30 - 45 мин. после его начала.
Если после окончания указанного цикла, включающего предварительное распределение ПГМ, выдержку, интервал, снегоочистку, снегопад продолжается, последующее распределение ПГМ и соответствующие операции цикла должны повторяться необходимое количество раз до полной уборки снега с дорожного покрытия.
2.10. Интервал - время между окончанием обработки дорожного покрытия и началом сгребания и сметания снега, необходимое для перемешивания ПГМ со снегом, составляет:
а) при интенсивности снегопада 0,05 - 0,1 см/час - 3 часа;
б) при интенсивности снегопада 0,1 - 0,3 см/час и выше интервал не должен превышать времени образования высоты рыхлой снежной массы на дорожном полотне в 2 - 3 см.
2.11. Повторяемость снегоочистки и последующих обработок обеспечивается исполнителем муниципального заказа в целях достижения качества содержания автомобильной дороги в соответствии с настоящей Инструкцией.
2.12. Обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами применяют при температуре ниже (-20°С - -25°С).
2.13. В периоды снегопадов, при возникновении скользкости тротуары и прочие пешеходные зоны должны быть обработаны на всю ширину ПГМ, исключающими скольжение пешеходов.
2.14. По окончании снегопада и завершении цикла механизированных работ посадочные площадки на остановках общественного транспорта, тротуары и пешеходные дорожки должны быть полностью очищены от снежно-ледяных накатов. При длительном снегопаде (сутки и более) допускается наличие ровных снежно-ледяных образований, обработанных ПГМ, исключающими скольжение пешеходов.
2.15. В периоды снегопадов и гололедицы проезжая часть дорог категорий А, Б должна быть обработана на всю ширину ПГМ и обеспечивать беспрепятственное движение всех видов транспортных средств с разрешенной на территории города скоростью.
2.16. Нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки установлены в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и приведены в приложениях 1, 2 к Инструкции.
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости исчисляется с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а нормативный срок окончания снегоочистки исчисляется с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
2.17. Подметание и сгребание снега.
Механизированное подметание и сгребание с проезжей части должно начинаться после обработки дорожного покрытия ПГМ, с учетом интенсивности снегопада, но не позднее образования высоты рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2 - 3 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега.
При длительных снегопадах циклы механизированного подметания проезжей части должны осуществляться через каждые 5 см свежевыпавшего (неуплотненного колесами машин) снега.
Подметание и сгребание с проезжей части снега должно производиться с таким расчетом, чтобы снегоочистка осуществлялась на всю ширину покрытия, предусмотренную принятым уровнем содержания дороги.
Снег с проезжей части следует сдвигать к бордюрному камню в лотковую зону или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
После очистки проезжей части должны быть проведены снегоуборочные работы на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах, площадках для стоянки и остановки транспортных средств, на пересечениях всех дорог в одном уровне.
2.18. По окончании снегопада, после завершения цикла механизированного подметания:
а) проезжая часть категорий I, II, III c высокой и низкой интенсивностью движения должна быть полностью очищена от снежно-ледяных образований;
б) проезжая часть категорий IV, V c высокой и низкой интенсивностью движения - отдельные участки могут иметь снежно-ледяные образования (общая площадь таких участков не должна превышать 30% площади проезжей части данной автомобильной дороги). Снежно-ледяные образования должны быть обработаны ПГМ по мере необходимости.
2.19. Подметание и сгребание свежевыпавшего снега с тротуаров в дневное время производится сразу после начала снегопада. При снегопаде в ночное время суток (с 23:00 - до 8:00) тротуары, пешеходные дорожки должны быть очищены к началу интенсивного движения пешеходов (до 8 часов).
2.20. Крышки люков водопроводных, канализационных, дождеприемных и других колодцев должны очищаться от снега и льда организациями, производящими снегоуборочные работы.
При обнаружении открытых крышек люков водопроводных, канализационных, дождеприемных и других колодцев исполнитель муниципального заказа принимает меры по их незамедлительному ограждению и информированию (не позднее 1 дня со дня выявления) ответственных лиц.
2.21. Снег, сдвигаемый в процессе снегоуборочных работ с проезжей части на обочины, должен быть перемещен с обочин на откосы насыпи либо перекинут шнекороторным механизмом в полосу отвода.
2.22. В зимний период (с 16 октября - по 15 апреля) исполнители муниципального заказа на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог должны предусмотреть дежурство ответственных лиц, а также водителей, машинистов специализированной техники, в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств в любое время суток. При получении информации о прогнозируемых явлениях погоды от гидрометеоцентра исполнитель муниципального заказа вводит дежурство приказом (распоряжением) работодателя. Дежурство устанавливается в рабочие дни с 17.00 - 18.00 часов до 8.00 - 9.00 часов утра следующего дня, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.
2.23. В дни отсутствия снегопадов выполняется дежурное подметание, включающее в себя отделение мусора от дорожного покрытия, подачу его в бункер машины и вывоз к местам разгрузки бункера. После проведения праздничных мероприятий при отсутствии осадков выполняются работы по ручной уборке мусора.
2.24. По окончании очередного цикла механизированного подметания выполняются работы по формированию снежных валов.
Снег формируется в валы у бордюрного камня в лотковой зоне или на разделительной полосе. Ширина снежного вала не должна превышать 0,5 метра.
2.25. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 формирование снежного вала не допускается:
а) на пересечениях всех дорог в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
б) ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта;
в) ближе 5 метров от пешеходного перехода;
г) на тротуарах;
д) на газонах.
2.26. Вывозить снег, сколы льда разрешается только в специально отведенные постоянные или временные места складирования снега.
2.27. Вывоз снега с автомобильных дорог осуществляется в два этапа:
в первую очередь вывозится снег с инженерных сооружений (мостов, путепроводов и др.), остановок общественного транспорта, наземных пешеходных переходов;
во вторую очередь - с автомобильных дорог.
2.28. Время для вывоза снега не должно превышать значений, приведенных в приложении 3 к Инструкции.
2.29. После прохода снегопогрузчиков лотковые зоны должны быть зачищены от остатков снега и наледи с повторным вывозом.
2.30. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 элементы обустройства автомобильных дорог (барьерные ограждения, дорожные знаки, светофоры, катафоты и др.) должны по мере необходимости очищаться. Все надписи на знаках и указателях должны быть четко различимы.
2.31. Автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными и размещенными в соответствии с законодательством о техническом регулировании и безопасности дорожного движения.
3. Методика оценки качества текущего содержания и оплаты
выполненных работ
3.1. Оценка качества содержания автомобильных дорог производится комплексно на предмет соответствия выполненных работ по содержанию автомобильных дорог требованиям настоящей Инструкции.
3.2. При обнаружении в процессе проверки несоответствия качества содержания автомобильных дорог требованиям настоящей Инструкции к объемам работ, подлежащим оплате, применяются понижающие коэффициенты, приведенные в приложении 4 к Инструкции.
3.3. Органы администрации города Тюмени, уполномоченные на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, осуществляют контроль за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог, в пределах полномочий, определенных муниципальными правовыми актами города Тюмени.
3.4. Заказчик в течение месяца проводит не менее трех проверок качества текущего содержания автомобильных дорог. По итогам каждой проверки составляется акт проверки качества содержания автомобильных дорог согласно приложению 6 к Инструкции, который подписывается представителем заказчика и представителем исполнителя
3.5. В периоды межсезонья (в апреле и октябре), когда невозможно применять в полном объеме ни зимнюю, ни летнюю технологии текущего содержания автомобильных дорог, заказчик в письменном виде уведомляет исполнителя о переходе на зимний или летний вид работ по содержанию автомобильных дорог.
3.6. Заказчик имеет право провести разбивку автомобильных дорог большой протяженности на отдельные участки и осуществлять оценку качества уборки по каждому участку в отдельности, протяженность которого должна быть не менее 1,0 км, а границами участков, как правило, должны являться перекрестки автомобильных дорог.
В акте проверки качества оформляются результаты проверки, наименование и претензии к качеству и количеству работ по каждому конструктивному элементу.
Исключаемые объемы с учетом понижающих коэффициентов рассчитываются и оформляются в приложении к акту проверки качества, согласно приложению 5 к Инструкции.
Наименование автомобильных дорог (объектов) |
Исключаемая площадь с учетом понижающих коэф., тыс. кв. м. |
Исключаемая протяженность с учетом понижающих коэф. |
|||||||
Проезжая часть |
Остановочные карманы |
Парковочные стоянки |
Тротуар |
Обочина |
Покрытие дорожной одежды, км |
Барьерное ограждение, м. п. |
Перильное ограждение, м. п. |
Бордюр, м. п. |
|
I, II с высокой и низкой интенсивностью движения, III с высокой интенсивностью движения |
|
|
|
|
|
||||
III с низкой интенсивностью движения |
|
|
|
|
|
||||
IV, V с высокой и низкой интенсивностью движения |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.