Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 27 января 2011 г. N 22-рк
Ведомственная целевая программа
"Основные направления развития спорта и молодежной политики
в городе Тюмени на 2011 - 2013 годы"
1. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа "Основные направления развития спорта и молодежной политики в городе Тюмени на 2011 - 2013 годы" (далее Программа), разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года";
Законом Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области";
Законом Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 06.07.2006 N 411 "О Положении о программах развития города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 09.07.2009 N 52-пк "Об утверждении Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 17.04.2008 N 44-пк "Об утверждении порядка формирования спортивных сборных команд города Тюмени, их обеспечения";
распоряжением Администрации города Тюмени от 25.08.2006 N 1473-рк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения ведомственных целевых программ";
распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.2008 N 311-рк "Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивных соревнований, физкультурных мероприятий";
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. По данным статистической отчетности, на 01.01.2011 года в городе Тюмени регулярно занимается физической культурой и спортом около 25,8% населения. Вместе с тем, доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, составляет:
в развитых странах - 40 - 50%;
в Российской Федерации - 17,3%, в том числе:
в Уральском федеральном округе - 18,8%.
в Тюменской области - 25,7%;
Большинство населения города не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время около 71% детей, подростков не занимаются систематически физической культурой и спортом.
В городе Тюмени ощущается острый дефицит общедоступных основных спортивных сооружений, особенно плавательных бассейнов, спортивных залов, комплексных спортивных площадок, отвечающих современным требованиям и возросшим потребностям населения в занятиях физической культурой и спортом. Техническое состояние имеющихся спортивных сооружений требует постоянного внимания для принятия мер по обеспечению безопасности на них при проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, учебно-тренировочных занятий, занятий физической культурой и спортом.
По состоянию на 01.01.2011 для организации занятий физической культурой и спортом имеется:
6 стадионов (в том числе 1 в муниципальной собственности);
21 плавательный бассейн, из них 8 бассейнов 25-и метровых и 1 бассейн 50-и метровый (обеспеченность площадями зеркала воды плавательных бассейнов составляет 9,5% от нормативной потребности);
414 спортивных залов (в том числе 248, находящихся в муниципальной собственности), 12 спортивных залов в детско-юношеских спортивных школах и подростковых клубах (44,1% от нормативной потребности);
701 плоскостное спортивное сооружение (в том числе 586 в муниципальной собственности); обеспеченность площадями спортивных площадок составляет 39,9% от нормативной потребности.
Единовременная пропускная способность указанных спортивных сооружений составляет 28238 чел./час. Исходя из единовременной пропускной способности, уровень обеспеченности населения города спортивными сооружениями составляет только 24,1%.
Из 121 дошкольных образовательных организаций только 74 организации имеют приспособленные спортивные залы, 1 организация - плавательный бассейн для начального обучения плаванию (размером от 10 м х 6 м). Только 112 детских садов имеют площадки для физкультурно-оздоровительных занятий, 3 баскетбольные и волейбольные площадки. Организация физкультурных мероприятий для занятий с детьми на открытом воздухе несет больший оздоровительный эффект, необходимо увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений.
Из имеющейся спортивной базы общеобразовательных учреждений (всего 88 МОУ СОШ) количество спортивных площадок для занятий физической культурой на открытом воздухе (беговые дорожки, хоккейные корты, спортивные площадки для занятия футболом и гимнастикой) составляет 98% от нормативной потребности, только 45,2% учреждений имеют волейбольные и баскетбольные площадки, только 7 школ имеют простейшие лыжные базы и плавательные бассейны (размером от 10 м х 6 м) для начального обучения плаванию. Систематическими занятиями физической культурой и спортом во внеурочное время на спортивной базе школ охвачено около 55,2% учащихся.
На 01.01.2011 в городе Тюмени проживает 44559 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 7,3% от общей численности населения города (имеют показания для занятий физической культурой и спортом 27517 инвалидов), из них дети-инвалиды - 1066 человек. Для этой категории населения рекомендованы занятия адаптивной физической культурой. По состоянию на 01.01.2011 адаптивной физической культурой и спортом занимается 1220 инвалидов, что составляет 2,7% от общего количества инвалидов в городе. Координация деятельности и контроль за созданием условий для организации физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья недостаточно эффективны: не решены проблемы посещения данной группой населения спортивных сооружений (создание безбарьерных условий), прибытия инвалидов-спортсменов (на колясках) на спортивные занятия и соревнования.
Физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность по оказанию услуг населению города Тюмени осуществляют 73 организации частной формы собственности.
Занятие спортом обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение им высоких спортивных результатов, установление рекордов. Достижения ведущих спортсменов являются примером для детей и подростков, способствующих вовлечению их в занятие тем или иным видом спорта. Вместе с тем, успешное выступление в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Тюменской области (спартакиада учащихся, спартакиада ветеранов спорта, первенства и чемпионаты), обуславливается необходимостью подготовки к соревнованиям, что подразумевает выделение дополнительных средств для подготовки сборных команд города; аренду спортивных сооружений; проведение учебно-тренировочных мероприятий; экипировка сборных команд; проведение восстановительно-реабилитационных мероприятий после участия в соревнованиях; поощрение участников и команд-победительниц региональных соревнований.
Вследствие низкой обеспеченности физкультурно-спортивными кадрами, тренерским составом отмечается недостаток спорторганизаторов, осуществляющих физкультурно-массовую работу с населением по месту жительства, и тренеров-преподавателей в учреждениях. Из 1537 работников физической культуры и спорта высшее специальное образование имеют 956 человек, среднее специальное - 264 человека, численность штатных тренеров-преподавателей - 488 человек, что составляет 28,0% от норматива.
Физкультурно-массовую работу по месту жительства населения проводят 70 спорторганизаторов, которые вовлекли в систематические занятия физической культурой и спортом 6408 человек; проводятся физкультурно-спортивные мероприятия с участием свыше 124000 чел. Кроме того, физкультурно-спортивной работой по месту жительства населения, пропагандой здорового образа жизни, а также оказанием услуг дополнительного образования в области физической культуры и спорта занимаются 33 учреждения дополнительного образования спортивной и многопрофильной направленности. Свою спортивную базу (стандартные спортивные залы) имеют только 12 учреждений, остальные арендуют ее или используют (в большинстве случаев) для спортивных занятий приспособленные помещения, которые не всегда отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Указанные факторы снижают привлекательность и престижность занятий в спортивных секциях учреждений.
Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить основные проблемы в развитии физической культуры и спорта, которые необходимо решить в ходе реализации Программы:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в городе, а также ее моральное и физическое старение.
2.2. Население города от 7 до 30 лет по состоянию на 01.01.2011 составляет около 214,4 тыс. чел., т.е. 35,0%, от общего количества населения города Тюмени.
Доля детей, подростков и молодежи - участников мероприятий молодежной политики по итогам 2010 года составляет 41,1%. Продолжается работа по организации каникулярного отдыха, проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни. В 2010 году различными формами отдыха было охвачено 61957 человек, в 2009 году - 61770 чел. Наиболее интересными для детей, подростков и молодежи формами организации досуга являются формы, требующие больших финансовых вложений: загородные, выездные, палаточные лагеря, экспедиции, туристические походы.
Индивидуальное сопровождение детей "группы риска" проводится в 3-х учреждениях, подведомственных управлению по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени. Основным учреждением, осуществляющим работу с данной категорией подростков и молодежи является муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы "Дзержинец". Социальное сопровождение в 2010 году осуществлялось в отношении 710 несовершеннолетних. Проводится социально-педагогическая работа с условно-осужденными несовершеннолетними, направленными управлением федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области. В течение 2010 года данная работа проведена с 91 условно-осужденным подростком.
Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию молодежи и ее допризывной подготовке. Допризывная подготовка и военно-патриотическое воспитание способствуют обеспечению Вооруженных Сил необходимым призывным контингентом, соответствующим мобилизационным требованиям. В соответствии в переданными государственными полномочиями организация данной работы проводится специализированными факультативными классами добровольной подготовки к военной службе. Имеется устойчивая тенденция к росту числа специализированных классов (с 5 классов в 2006 году до 30 классов (600 чел.) в 2010 году). Доля подростков проблемных категорий, занимающихся в специализированных факультативных классах, составляет 55% (330 человек). При этом необходимо отметить, что полноценной реализации образовательных программ по допризывной подготовке препятствует недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений и недостаток преподавательского состава. На начало 2011 года 1365 человек (подростки и молодежь) занимаются в кружках и секциях военно-патриотического направления в учреждениях дополнительного образования.
На протяжении последних лет успешно реализуется комплекс мероприятий, проводимых в рамках деятельности отрядов мэра. Тем не менее, в настоящее время необходимо совершенствование системы информационного обеспечения деятельности отрядов мэра (выпуск газеты, работа сайта, социальная реклама), более активное привлечение к участию в соответствующих мероприятиях молодежи, имеющей отклонения в поведении (в 2010 году 42,9% от общего числа участвующих в мероприятиях составила молодежь этой категории).
Таким образом, в сфере реализации молодежной политики можно выделить следующие проблемы;
недостаточная привлекательность мероприятий, проводимых в сфере молодежной политики, для детей, подростков и молодежи;
неразвитая система информационного сопровождения мероприятий в сфере молодежной политики.
2.3. Предоставление услуг дополнительного образования детей, подростков и молодежи осуществляет 33 учреждения, подведомственных управлению по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени, в том числе: 13 детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва, в которых обучается 12442 человека; 25 подростковых клубов, которые посещает 21332 человека.
В настоящее время доля учащихся в возрасте 6-15 лет, занимающихся в муниципальных специализированных спортивных учреждениях составляет 20,0%, в общей численности данной возрастной категории. Проблемой большинства спортивных школ является недостаток средств на проведение учебно-тренировочных мероприятий, участие в соревнованиях различного уровня, в связи с чем, у занимающихся детей и подростков снижается интерес (особенно у юношей старшего возраста) повышать свое спортивное мастерство и посещать учебно-тренировочные занятия в детско-юношеских спортивных школах. Кроме того, спортивные школы имеют потребность в дополнительных спортивных площадях, около 35% имеющихся площадей для организации учебно-тренировочных занятий находятся в приспособленных помещениях. Вместе с тем продолжает оставаться проблемным соответствие помещений клубов и центров санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности (45 из 117 помещений, занимаемых учреждениями и организациями дополнительного образования, требуют проведения работ по капитальному ремонту и реконструкции).
Расчетная стоимость услуги дополнительного образования на одного получателя в месяц (в пределах выделенных ассигнований) не дает возможности дальнейшему развитию программ дополнительного образования детей и расширению спектра услуг, оказываемых населению, повышению заработной платы специалистам. В результате в учреждениях ситуация усложняется высоким уровнем "текучести" молодых кадров, что обусловлено отсутствием механизмов "удержания" молодых специалистов, а также низким уровнем заработной платы педагогов и тренеров.
Таким образом, в сфере дополнительного образования можно выделить следующие проблемы:
недостаточное качество предоставления услуг дополнительного образования;
недостаточный объем услуг по оздоровлению детей, подростков, молодежи;
низкий уровень материально-технической базы отрасли, ее моральное и физическое старение (амортизационный износ основных средств отрасли составляет около 60%, более половины объектов размещены в приспособленных помещениях).
2.4. Необходимость решения указанных выше проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного и образовательного характера.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Цель 1: "Удовлетворение потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом".
а) Задача 1: "Создание условий населению для занятий физической культурой";
б) Задача 2: "Создание условий населению для занятий спортом".
3.2. Цель 2: "Удовлетворение потребностей населения в организации и проведении мероприятий с детьми и молодежью".
а) Задача 1: "Развитие форм и методов работы, направленных на организацию каникулярного отдыха и оздоровления детей, гражданско-патриотическое воспитание, поддержку и социальное становление молодых граждан";
б) Задача 2: "Организация мероприятий по работе с молодежью в рамках деятельности отрядов мэра".
3.3. Цель 3: "Удовлетворение потребностей детей, подростков и молодежи в получении дополнительного образования".
а) Задача 1: "Организация предоставления детям, подросткам и молодежи дополнительного образования по видам спорта";
б) Задача 2: "Организация предоставления детям, подросткам и молодежи дополнительного образования в сфере молодежной политики".
4. Срок выполнения Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2011 - 2013 годы.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий
6.1. Всего на реализацию Программы из бюджета города Тюмени потребуется 1 309 152,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 470 218,0 тыс. рублей,
2012 - 420 265,0 тыс. рублей;
2013 - 418 669,0 тыс. рублей.
6.2. Обоснование объемов финансирования по каждому мероприятию Программы приведено в приложении к настоящей Программе.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая
эффективность Программы
7.1. Показатели результативности, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, увязанные с задачами, приведены в приложении к настоящей Программе.
7.2. Основной социальный эффект от реализации Программы будет состоять в:
а) реализации единой муниципальной политики, формировании системы ценностей в области развития физической культуры и спорта, молодежной политики, дополнительного образования детей, подростков и молодежи, профилактики детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности, развитии созидательной активности молодежи, формировании мотивации к творческой деятельности что, в свою очередь, создаст условия для улучшения благополучия жителей города Тюмени;
б) повышении эффективности физической культуры и спорта в процессе оздоровления населения и формирования здорового образа жизни, росте показателей обеспеченности населения основными типами спортивных сооружений и их единовременной пропускной способности, а также подготовке в городе Тюмени спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокого класса, повышении их конкурентоспособности и результативности на соревнованиях регионального, российского, международного и мирового уровней;
в) увеличении доли квалифицированного тренерско-преподавательского и педагогического состава, а также увеличении количества детей, подростков и молодежи, получающих качественные дополнительные образовательные услуги в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, количества оздоровленных детей, а также снижении количества детей, подростков и молодежи "проблемных" категорий;
г) снижении уровня заболеваемости, повышении досуговой активности населения, сокращении употребления табака, алкоголя и наркотиков.
7.3. Основной экономический эффект от реализации Программы будет состоять в:
а) предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения;
б) сокращении расходов на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности.
8. Организация управления Программой
8.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
8.2. Управление по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени:
а) обеспечивает выполнение мероприятий Программы;
б) готовит информацию и отчетность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение целей и решение задач, за обеспечение утвержденных значений показателей в ходе реализации Программы;
8.3. Департамент экономики Администрации города Тюмени осуществляет контроль за ходом выполнения Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий.
8.4. Система управления выполнением Программы предусматривает участие:
а) 4-х муниципальных автономных учреждений;
б) 33-х муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
в) АНО "Загородный образовательный физкультурно-оздоровительный центр "Энергетик";
г) управы Центрального административного округа;
д) управы Ленинского административного округа;
е) управы Калининского административного округа;
ж) управы Восточного административного округа;
з) департамента образования Администрации города Тюмени;
и) департамента по строительству Администрации города Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.