Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который
предполагается в рамках районной целевой программы
Настоящая Программа разработана в соответствии со "Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р). Полномочия органов государственной власти Тюменской области предусмотрены Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 329 "О физической культуре и спорте в Тюменской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 06 октября 1999 г. следует читать как "184-ФЗ"
Стратегическими целями администрации Тюменского муниципального района по улучшению качества жизни населения в районе являются повышение уровня здоровья и продолжительности жизни, создание здоровьесберегающей среды, обеспечение потребностей в качественном образовании. Необходимым условием их достижения является повышение роли физической культуры и спорта, обеспечивающей укрепление здоровья, полноценное воспитание и развитие личности - это определяет конкурентоспособность человека, создает благоприятные стартовые условия для развития человеческого капитала.
Физическая культура и спорт
Сформированная в Тюменском районе система физкультурно-спортивной работы с населением обеспечивает эффективное взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций (физкультурно-оздоровительных центров по месту жительства, образовательных организаций спортивной направленности, объектов спортивной инфраструктуры и спортивного предпринимательства), общественных объединений (федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ), специализированных подразделений крупных предприятий, органов управления физической культурой и спортом, а также учреждений и организаций, подведомственных органам управления образованием, здравоохранением, культурой, средств массовой информации. Она имеет многоуровневую структуру, охватывая все возрастные и социальные группы населения, предоставляя возможности для занятия физической культурой и спортом как по месту жительства, так и на местах обучения и работы. Таким образом, формируется единое пространство физкультурно-спортивной активности населения, создаются условия для непрерывного сопровождения жизнедеятельности каждого человека доступными и качественными услугами сферы физической культуры и спорта, что имеет большое социальное и профилактическое значение.
Основным показателем оценки эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения. В последние годы численность населения, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе, стабильно увеличивается. По итогам 2010 года она составила 25,5% от общей численности населения или 23900 человек (2009 год - 23,1%, или 21635 человек). Темпы роста этого показателя соответствуют решению общенациональной задачи на период до 2015 года: приобщения каждого третьего жителя страны к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Анализ возрастной структуры занимающихся физической культурой и спортом показывает, что наиболее активной частью населения являются дети и молодежь в возрасте от 7 до 30 лет. Это объясняется вовлеченностью детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, учреждениях профессионального образования, учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Однако в других возрастных группах уровень физкультурно-спортивной активности ниже, а значит профилактический физкультурно-оздоровительный потенциал физической культуры остается недостаточно востребованным.
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.
В целях сбалансированного развития материально-технической базы физической культуры и спорта в районе определен оптимальный набор спортивных объектов, необходимых в сельском поселении для обеспечения массовой физкультурно-спортивной активности населения:
- в мелких сельских поселениях - школьный зал и спортивная площадка;
- в крупных сельских поселениях - спортивный комплекс, стадион, лыжная база и хоккейный корт.
Введены оценки эффективности использования спортивных сооружений, позволяющая производить расчеты применительно к отдельным объектам спортивной инфраструктуры. Суть методики состоит в соотнесении фактической загруженности спортивных сооружений и их мощности. Эффективность использования спортивных сооружений в Тюменском районе в 2010 году составила 87,1%.
Модель обеспеченности спортивными сооружениями и показатели эффективности использования имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры являются основой планирования реконструкции и строительства новых спортивных сооружений в муниципальных образованиях.
Система спортивных сооружений Тюменской области по состоянию на 01.01.2011 года состоит из 243 объектов, в том числе: плоскостные сооружения - 125, спортивные залы - 62, прочие помещения для занятий - 31, лыжные базы - 8, бассейны (25-метровые) - 5. Наиболее интенсивно происходит строительство сооружений, предназначенных для массовых занятий физической культурой и спортом.
Рассматривая материально-техническую базу сферы физической культуры и спорта по типу собственности, следует отметить, что значительное количество объектов находится в муниципальной собственности. Большинство спортивных объектов муниципальных образований построено за счет средств областного бюджета и передано на муниципальный уровень.
Доля областных объектов меньше, но к ним относятся наиболее крупные специализированные спортивные сооружения, имеющие большое значение в развитии массового спорта и спорта высших достижений (центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири", спортивный комплекс АНО ОДООЦ "Ребячья республика" и т.д.).
Увеличивается доля спортивных объектов, принадлежащих организациям и учреждениям, частным предприятиям.
В современных условиях перед администрациями поселений стоит задача максимально эффективного использования существующих спортивных сооружений, улучшения качества и расширения перечня физкультурно-оздоровительных услуг, ориентированных на все категории и социальные слои населения.
Приоритетным направлением работы по формированию здорового образа жизни и развитию физкультурно-спортивной активности населения является развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства. По месту жительства в 2010 году регулярно занималось физической культурой и спортом более 17 тысяч человек. По месту жительства на базе образовательных учреждений проводятся физкультурно-оздоровительные занятия и спортивно-массовые мероприятия. Ежегодно растет число участников "Дней здоровья", сельских спортивных игр, спартакиад и соревнований.
Комплекс традиционно проводимых в Тюменском районе спортивно-массовых мероприятий включает сельские игры, спартакиады (школьников, трудовых коллективов, руководителей, ветеранов спорта, инвалидов, дворовых команд), соревнования по видам спорта, спортивные праздники и дни здоровья. При организации и проведении мероприятий особое внимание уделяется популяризации физической культуры и спорта как фактора укрепления социального здоровья. Проведение спортивно-массовых мероприятий повышает интерес населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризирует здоровый образ жизни, дает импульс к развитию материально-спортивной базы в принимающих территориях.
В 2010 году проведено более 60 районных спортивно-массовых мероприятий с общим количеством участников свыше 12 тысяч человек.
Принимая во внимание центральную роль образовательных учреждений в социальном пространстве в сельской местности, в Тюменском районе школы берут на себя ряд функций по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг, организации спортивно-массовых мероприятий, пропаганде здорового образа жизни. На базе многих общеобразовательных школ проводится физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства, являющиеся первичным звеном организации физкультурно-спортивной активности населения.
Особое внимание при организации физкультурно-оздоровительной работы уделяется инвалидам и социально неблагополучным подросткам. Так, в 2010 году регулярно занимались по месту жительства 172 человека с ограниченными физическими возможностями и 183 несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В районе развивается адаптивная физическая культура и спорт лиц с ограниченными физическими возможностями. Адаптивная физическая культура и спорт являются действенным средством комплексной (физической, психологической и социальной) реабилитации инвалидов. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с данной категорией населения проводится на базе муниципальных автономных учреждений, в центрах социального обслуживания и на базе коррекционных общеобразовательных учреждений. Повышению интереса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом способствует проведение спортивно-массовых мероприятий (Спартакиада инвалидов, соревнования по мини-футболу, участие в областных Паралимпийских играх, областном турслете "Робинзонада", и т.д.).
Вместе с тем, в настоящее время еще существуют проблемы, не позволяющие в полной мере использовать реабилитационные возможности адаптивной физкультуры, в том числе:
- недостаточное количество спортивных сооружений, отвечающих требованиям доступности для людей с поражением опорно-двигательного аппарата;
- недостаток квалифицированных специалистов для организации занятий по адаптивной физической культуре.
Большое внимание уделяется вопросам повышения эффективности физического воспитания, развитию спорта в образовательных учреждениях: физкультурно-оздоровительная работа с детьми и молодежью является одной из осей построения здоровьесберегающей среды.
Актуальным направлением является совершенствование форм и методов урочных и внеурочных занятий посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс игровых видов спорта, обеспечения соревновательности и индивидуального личностно-ориентированного подхода к занимающимся. Интересной формой проведения спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях являются "уроки здоровья", где с детскими коллективами работают выдающиеся спортсмены и ветераны спорта, представители органов власти, личным примером показывая положительное отношение к здоровому образу жизни.
Для привлечения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях района реализуются областные проекты: "Мини-футбол в школу", школьные лиги по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Участие в соревнованиях позволяет массово привлечь учащихся к занятиям спортом и выявить наиболее одаренных.
Сложившаяся в области и районе система организации физкультурно-спортивной работы в учреждениях образования позволяет поддерживать высокий уровень физкультурной активности школьников: в 2010 году более 4 тыс. учащихся.
Реализацией услуг по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности в Тюменском районе занимается МАОУ ДОД ДЮСШ Тюменского муниципального района с общим охватом занимающихся 975 человек, в которых культивируется 9 видов спорта.
Наряду с подготовкой спортсменов высокой квалификации, ДЮСШ играет большую роль в повышении физкультурно-спортивной активности детей и молодежи, приобщении населения к здоровому образу жизни. Основная доля занимающихся приходится на группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы, что соответствует приоритету развития массового спорта.
Совершенствование подготовки спортивного резерва требует оптимизации сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности, и выработке единой стратегии развития. Первым шагом в этом направлении стало передача ДЮСШ из ведомства образования в ведомство физической культуры и спорта. В дальнейшем необходимо уделить внимание модернизации материально-технической базы, внедрению новых педагогических методик и технологий в процесс подготовки спортсменов. Важным условием повышения качества подготовки спортивного резерва является повышение социального статуса тренеров, стимулирование их заинтересованности в конечных результатах труда.
Ведущими спортсменами Тюменского района в 2010 году завоевано более 300 медалей различного достоинства, в том числе: на международных соревнованиях.
По результатам выступлений на районных, областных, всероссийских и международных соревнованиях количество спортсменов, выполнивших в 2010 году нормативы массовых разрядов составило 1100 человек.
Ключевым фактором развития массовой физической культуры и спорта является наличие квалифицированного тренерско-преподавательского персонала. В 2010 году в сфере физической культуры и спорта было занято 209 специалистов, преподавателей, тренеров и инструкторов. Одним из аспектов программных мероприятий районной целевой программы стали меры по комплектованию специалистами организаций сферы физической культуры и спорта, их своевременной подготовки и повышения квалификации. В частности, мероприятиями программы предусмотрены: организация целевой профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в Институте физической культуры Тюменского государственного университета по специальности "тренер-преподаватель"; проведение районных и обеспечение участия в областных, региональных и российских научно-практических, организационно-методических и информационно-пропагандистских мероприятиях по физической культуре и спорту (конференции, семинары, совещания, коллегии, выставки, конкурсы, фестивали и др.); организация обучения и повышения квалификации специалистов, разработка и изготовление научно-методических материалов и практических рекомендаций по направлениям деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.