Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Правила
функционирования системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации
(П ССЖТ 01-2005)
(утв. приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17 мая 2005 г. N 17)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 5, ст.371) и являются основополагающим документом Системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее - Система), созданной Федеральным агентством железнодорожного транспорта (ул. Старая Басманная, 11, г. Москва, 105064) в соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3344).
1.2. Настоящие Правила устанавливают принципы и основные цели, перечень объектов, подлежащих добровольной сертификации на железнодорожном транспорте, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация этих объектов, правила процедуры и порядок выполнения работ по сертификации, порядок их оплаты, состав и функции участников.
Настоящие Правила не являются нормативным правовым актом.
1.3. Полное наименование: Система добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Сокращенное наименование: ССЖТ.
1.4. Система обеспечивает проведение добровольной сертификации на железнодорожном транспорте (далее - добровольная сертификация) на всей территории Российской Федерации.
1.5. Органы по сертификации, экспертные центры по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке для проведения обязательной сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, вправе осуществлять добровольную сертификацию в пределах их области аккредитации.
1.6. Система является открытой для участия в ней организаций различных организационно-правовых форм, признающих и выполняющих ее правила.
1.7. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам добровольной сертификации, включая признание сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний.
1.8. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аккредитацией органов по сертификации, экспертных центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также аккредитацией экспертов в Порядке, установленном в данной Системе.
1.9. Система имеет собственные формы сертификатов соответствия (Приложение А) и Знака соответствия (Порядок применения Знака соответствия Системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации - П ССЖТ 02-2005).
1.10. В настоящих Правилах применяются основные понятия, установленные Федеральными законами "О техническом регулировании" и "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
2. Принципы и основные цели
2.1. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на основе принципов:
- доступности для заинтересованных лиц информации о порядке проведения добровольной сертификации;
- недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;
- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении добровольной сертификации;
- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
- проведения добровольной сертификации только по всем существенным требованиям нормативных документов, определяющим качество объекта сертификации;
- применения добровольного подтверждения соответствия равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
2.2. Добровольная сертификация в Системе осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов сертификации на железнодорожном транспорте стандартам, документам Системы и условиям договоров;
- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
3. Объекты, сертифицируемые в Системе
Объектами сертификации в Системе являются:
- технические средства железнодорожного транспорта, в том числе применяемые на железнодорожном транспорте средства измерений и средства неразрушающего контроля и технической диагностики, процессы их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- программные средства специального назначения, используемые на железнодорожном транспорте;
- организации, разрабатывающие технические средства железнодорожного транспорта;
- системы менеджмента качества и производства;
- производства по ремонту технических средств железнодорожного транспорта;
- услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте при перевозке грузов и пассажиров;
- системы экологического менеджмента;
- персонал основных профессий железнодорожного транспорта;
- системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда;
- системы менеджмента социальной ответственности.
4. Требования, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация в Системе
4.1. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на соответствие требованиям к:
- типам, основным параметрам и (или) размерам, отражающим основные потребительские (эксплуатационные) характеристики;
- конструкции (составу, свойствам, в том числе способам крепления, регулировке органов управления, соответствию образцам (эталонам), видам покрытий, времени готовности после включения и т. д. с учетом эргономических требований, технологичности, технической эстетики; помехозащищенности, химическому, фракционному и т.п.составу; физико-химическим, механическим и другим свойствам; материалоемкости и энергоемкости);
- маркам и сортаменту материалов и сырья;
- маркировке, упаковке, транспортированию и хранению;
- правилам эксплуатации и ремонта;
- устойчивости к внешним воздействиям (механическим, климатическим, специальным);
- надежности (долговечности, безотказности, сохраняемости, ремонтопригодности);
- типовым технологическим процессам;
- качеству предоставляемых услуг при перевозке грузов и пассажиров (уровню сервиса, психофизиологическому комфорту, полноте предоставляемых услуг и др.);
- профессиональной пригодности персонала основных профессий железнодорожного транспорта;
- эффективности и результативности менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента охраны здоровья и безопасности труда и менеджмента социальной ответственности.
4.2. Указанные в пункте 4.1 требования устанавливаются:
- национальными стандартами Российской Федерации;
- международными стандартами;
- региональными стандартами, в том числе межгосударственными стандартами государств - участников Союза Независимых Государств;
- национальными стандартами зарубежных стран;
- документами Системы;
- стандартами организаций;
- условиями договоров.
4.3. В Системе применяются документы Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", действующие документы Министерства путей сообщения Российской Федерации.
5. Организационная структура Системы и функции ее участников
5.1. Организационную структуру Системы образуют:
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Центральный орган Системы;
- Совет Системы;
- Апелляционный совет;
- государственное учреждение "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", аккредитованное в установленном порядке в качестве органа по сертификации;
Приказом Росжелдора от 29 июля 2011 г. N 385у ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" переименовано в ФБУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте"
- экспертные центры по сертификации;
- испытательные лаборатории (центры);
- центры подготовки экспертов;
- эксперты;
- заявители.
5.2. Федеральное агентство железнодорожного транспорта - юридическое лицо, образовавшее Систему, осуществляет следующие функции:
5.2.1. создает Систему добровольной сертификации на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и организует добровольную сертификацию в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами и документами;
5.2.2. утверждает документы Системы, устанавливающие требования добровольной сертификации, правила процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в Системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5.2.3. устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и порядок их применения, а также формы других документов, необходимых для функционирования Системы;
5.2.4. определяет перечень объектов железнодорожного транспорта, сертифицируемых в Системе;
5.2.5. формирует Центральный орган Системы;
5.2.6. осуществляет проверку деятельности Центрального органа Системы, органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центров подготовки экспертов и экспертов по сертификации, за соблюдением правил добровольной сертификации в Системе и за сертифицированными в ней объектами железнодорожного транспорта;
5.2.7. согласовывает создание представительств государственного учреждения "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", экспертных центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
5.2.8. организует и координирует деятельность участников Системы;
5.2.9. взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации.
5.3. Центральный орган Системы осуществляет общее руководство Системой и выполняет следующие функции:
5.3.1. организует и координирует работу органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), входящих в Систему;
5.3.2. организует подготовку экспертов Системы;
5.3.3. проводит аттестацию организаций и экспертов в Системе и выдает им аттестаты аккредитации, ведет реестр аккредитованных в Системе организаций и экспертов;
5.3.4. рассматривает апелляции заявителей на действия органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов, участвующих в Системе;
5.3.5. определяет потребность в органах по сертификации, экспертных центрах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах) и экспертах;
5.3.6. разрабатывает предложения по разработке и организует разработку документов Системы;
5.3.7. разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры объектов железнодорожного транспорта, сертифицируемых в Системе.
5.4. Для подготовки предложений, касающихся функционирования Системы, совершенствования деятельности ее участников, нормативно-методического обеспечения Федеральное агентство железнодорожного транспорта формирует Совет Системы из представителей организаций, заинтересованных в проведении работ по добровольной сертификации на железнодорожном транспорте.
Совет Системы является совещательным органом и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
5.5. Государственное учреждение "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", аккредитованное в качестве органа по сертификации, осуществляет следующие функции:
- проводит добровольную сертификацию объектов железнодорожного транспорта;
- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия;
- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами железнодорожного транспорта, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой сертификации;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
5.6. Экспертные центры по сертификации проводят по поручению органа по сертификации и в соответствии с областью аккредитации оценку соответствия объектов сертификации установленным требованиям на основе анализа результатов испытаний и другой доказательной документации и выдают заключения о соответствии.
5.7. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят испытания объектов сертификации в пределах своей области аккредитации и выдают протоколы сертификационных испытаний.
5.8. Центры подготовки экспертов осуществляют подготовку экспертов Системы и выдают им удостоверения (свидетельства) установленного образца.
5.9. Эксперты по сертификации проводят непосредственную работу по сертификации.
5.10. Заявители:
5.10.1. направляют заявку на проведение сертификации, создают условия для проведения работ по сертификации (предоставляют образцы для проведения испытаний, доступ к объектам сертификации, нормативную, техническую и другую документацию) в соответствии с правилами Системы;
5.10.2. обеспечивают соответствие объектов сертификации требованиям документов, на соответствие которым была проведена сертификация;
5.10.3. маркируют сертифицированные объекты железнодорожного транспорта Знаком соответствия в порядке, установленном правилами Системы;
5.10.4. применяют сертификат соответствия и Знак соответствия, руководствуясь правилами Системы;
5.10.5. обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации, осуществляющими контроль за сертифицированными объектами;
5.10.6. извещают государственное учреждение "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированных объектов, а также иных изменениях, связанных с производством (реализацией), использованием сертифицированных объектов, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
5.11. Ведение Реестра Системы и архивное хранение материалов по регистрации осуществляются государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте".
5.12. Организации, которые претендуют на участие в Системе в качестве экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центров подготовки экспертов должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы (уполномочены) в установленном порядке Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
5.13. Проверку деятельности аккредитованных организаций и экспертов осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
6. Порядок проведения сертификации в Системе
6.1. Правила проведения сертификации в Системе установлены:
- для продукции - П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 "Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 25 июня 2003 г. N Р-634у)"; П ССФЖТ 41-2000 "Порядок проведения сертификации программных средств" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 16.02.2001 г. N М-210у); П ССФЖТ 42-2003 "Порядок сертификации средств неразрушающего контроля по показателям применения" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 25 июня 2003 г. N Р-634у); П ССФЖТ 48-2003 "Порядок сертификации средств технической диагностики, контролирующих показатели безопасности технических средств железнодорожного транспорта" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 25 июня 2003 г. N Р-634у);
- для процессов, работ, услуг - П ССФЖТ 10-2000 "Порядок проведения сертификации технологических процессов изготовления, ремонта железнодорожных технических средств" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 22.11.2000 г. N М-2817у); П ССФЖТ ЦЛ 25-99 "Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте" (утверждены приказом МПС России от 27.12.1999 г. N 45/Ц); П ССФЖТ ЦМ 26-2001 "Порядок сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте при перевозке грузов" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 25.12.2001 г. N М-1963у);
- для организаций, разрабатывающих технические средства железнодорожного транспорта, - П ССФЖТ 27-2000 "Временный порядок сертификации организаций, разрабатывающих железнодорожные технические средства, и требования, предъявляемые к ним" (утверждены указанием PC ФЖТ от 30.06.2000 г. N 129);
- для систем менеджмента качества и производств - П ССФЖТ 30-2003 "Порядок сертификации производств по ремонту технических средств железнодорожного транспорта" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 10.03.2004 г. N К-48у); П ССФЖТ 52-2004 "Порядок сертификации систем менеджмента качества" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 10.03.2004 г. N К-48у);
- для систем экологического менеджмента - П ССФЖТ 54-2004 "Порядок сертификации систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента)" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 10.03.2004 г. N К-48у);
- для персонала основных профессий - П ССФЖТ 53-2004 "Порядок сертификации железнодорожного персонала основных профессий" (приняты и введены в действие указанием МПС России от 10.03.2004 г. N К-48у).
6.2. Сертификация включает следующие основные этапы:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и принятие решения по заявке;
- проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства, системы менеджмента качества и т.п.);
- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
- выдача сертификата соответствия и разрешения на применение Знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.
6.3. Заявка на проведение добровольной сертификации может быть подана отечественным или зарубежным юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем.
Формы заявок на проведение сертификации продукции, работ, услуг, процессов, систем менеджмента качества, производств, систем экологического менеджмента, персонала приведены в соответствующих порядках сертификации, указанных в пункте 6.1.
6.4. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке - 30 дней с момента ее регистрации в органе по сертификации.
6.5. Сертификация объектов железнодорожного транспорта в Системе осуществляется по схемам сертификации, установленным в соответствующих порядках сертификации, указанных в пункте 6.1.
Для каждой схемы сертификации в порядках сертификации однородных объектов сертификации приводятся условия ее применения.
Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации из числа установленных в соответствующих порядках сертификации и применимых в конкретных условиях. В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой сертификации он должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме сертификации и назначения иной схемы сертификации.
6.6. К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.7. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия (Приложение А) и разрешение на применение Знака соответствия Системы (Приложение Б).
6.8. Сертификат соответствия может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата или содержащее иную необходимую информацию.
6.9. На сертификате соответствия Системы производится запись о том, что сертификат не применяется при обязательном подтверждении соответствия.
6.10. Сертификат соответствия на продукцию (работу, услугу), для которой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации необходимо проведение обязательного подтверждения соответствия, может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов, подтверждающих обязательное соответствие (сертификат, декларация о соответствии, гигиеническое заключение, сертификат пожарной безопасности и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.
6.11. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов. При необходимости к работам по инспекционному контролю могут быть привлечены сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.
6.12. Основой информационного обеспечения деятельности в Системе является Реестр, содержащий сведения об аккредитованных организациях и экспертах, сертифицированных объектах, документах Системы.
Данные об участниках и объектах добровольной сертификации размещаются на официальном сайте государственного учреждения "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте".
7. Порядок рассмотрения апелляций
7.1. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в Центральный орган Системы, а в случае несогласия с его решением - в Апелляционный совет Системы и в арбитражный суд.
7.2. Апелляционный совет Системы формируется при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта на паритетных началах, обеспечивающих баланс интересов сторон.
Апелляционный совет действует в соответствии с Положением, утверждаемым Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
8. Порядок оплаты работ
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании" порядок оплаты работ по добровольной сертификации в Системе определен в документе П ССФЖТ 22-2000 "Порядок оплаты работ по сертификации".
9. Язык Системы
Официальным языком Системы является русский язык. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.