Закон Ханты-Мансийского АО от 16 ноября 1998 г. N 75-оз
"Об Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа"
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 4 ноября 1998 года
Законом Ханты-Мансийского АО от 23 июня 2000 г. N 57-оз настоящий Закон признан утратившим силу
Глава I. Общие положения
Статья 1. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа
1. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Избирательная комиссия) - государственный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, референдума Ханты-Мансийского автономного округа, отзыва депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Избирательная комиссия обеспечивает соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, референдума, проведении муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва выборного должностного лица органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, а также участвует в реализации мероприятий региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, совершенствованию избирательной системы, в решении иных вопросов, отнесенных законодательством к ее компетенции.
3. При проведении референдума автономного округа Избирательная комиссия автономного округа действует в качестве комиссии референдума.
4. При проведении отзыва депутата Думы автономного округа или Губернатора автономного округа Избирательная комиссия автономного округа осуществляет полномочия по организации и проведению отзыва в соответствии с законами автономного округа.
5. Избирательная комиссия автономного округа при проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, отзыва депутата Думы автономного округа, Губернатора автономного округа является вышестоящей комиссией для избирательных комиссий, комиссий референдума.
Статья 2. Сфера регулирования настоящего Закона. Правовая основа организации и деятельности Избирательной комиссии
1. Настоящим Законом определяется статус, порядок формирования и деятельности, полномочия Избирательной комиссии автономного округа при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
федеральными конституционными законами;
другими федеральными законами;
Уставом Ханты-Мансийского автономного округа;
другими законами автономного округа.
В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон в период проведения избирательной кампании, референдума, отзыва они вступают в силу после окончания их проведения и действуют при подготовке и проведении последующих выборов, референдума, отзыва.
2. Избирательная комиссия организует и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Закона и в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа, а также нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
3. Принимаемые Избирательной комиссией автономного округа решения, связанные с обеспечением реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, референдумов, отзыва выборного должностного лица органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации автономного округа не позднее семи дней со дня их принятия.
4. Полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии автономного округа при организации и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации, отзыва выборных должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, участии в реализации избирательных федеральных целевых программ определяется федеральным законодательством.
Статья 3. Принципы организации и деятельности Избирательной комиссии
1. Организация и деятельность Избирательной комиссии осуществляется открыто и гласно, а принятые решения подлежат официальному опубликованию.
2. Деятельность Избирательной комиссии осуществляется коллегиально.
3. Избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Запрещается создание при органах государственной власти автономного округа структур (групп, комитетов, штабов и др.), подменяющих собой Избирательную комиссию.
5. Решения Избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством автономного округа, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, групп избирателей, участников референдума.
Глава II. Статус, состав и порядок формирования
Избирательной комиссии. Организация и порядок
деятельности Избирательной комиссии
Статья 4. Статус Избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает:
реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории автономного округа;
подготовку и проведение выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа;
координацию деятельности, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи в проведении выборов и референдума иным избирательным комиссиям, действующим на территории автономного округа;
решение иных вопросов, отнесенных к компетенции Избирательной комиссии законодательством.
2. Избирательная комиссия является юридическим лицом. Место нахождение Избирательной комиссии - г.Ханты-Мансийск. Избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с положениями настоящего Закона. Срок полномочий Избирательной комиссии - 4 года.
3. Избирательная комиссия имеет в оперативном управлении обособленное имущество, в том числе полученное от Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, может от своего имени приобретать и осуществлять в порядке, установленном законодательством, имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
4. Избирательная комиссия вправе в порядке, установленном законодательством, осуществлять издательскую деятельность, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории автономного округа, на отзыв выборного лица, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, с решением иных вопросов развития избирательной системы.
5. Избирательная комиссия не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
6. Избирательная комиссия имеет раздельные самостоятельные балансы по средствам федерального бюджета и средствам бюджета автономного округа, раздельные текущие счета для средств федерального бюджета и средств бюджета автономного округа в банковских учреждениях, круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
7. Избирательная комиссия может иметь свои атрибуты (вымпел, эмблему и др.), вправе учреждать Почетную грамоту Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа.
8. Избирательная комиссия обобщает опыт применения федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов автономного округа, иных нормативных правовых актов на территории автономного округа по вопросам обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на участие в референдуме и может вносить в органы государственной власти автономного округа предложения по совершенствованию законодательства о референдуме, избирательного законодательства, а также по совершенствованию практики его применения.
Статья 5. Состав и порядок формирования Избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, настоящим Законом, иными законами Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Формирование Избирательной комиссии осуществляется Думой автономного округа и Губернатором автономного округа исключительно на равной основе по предложениям избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, Избирательной комиссии предыдущего состава. Семь членов Избирательной комиссии назначаются Думой автономного округа, семь членов - Губернатором автономного округа. При этом в Избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, а государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов Избирательной комиссии.
Дума автономного округа и Губернатор автономного округа назначают членов Избирательной комиссии нового состава не позднее 15 дней после даты истечения срока полномочий Избирательной комиссии предыдущего состава, который исчисляется со дня ее первого заседания.
3. Решение о формировании Избирательной комиссии нового состава должно быть принято Думой автономного округа и Губернатором автономного округа не позднее чем за 60 дней до истечения полномочий Избирательной комиссии и опубликовано не позднее чем через 7 дней после его принятия. Период для направления предложений избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями, выборными органами местного самоуправления, Избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа предыдущего состава при формировании Избирательной комиссии нового состава должен составлять не менее 30 дней.
4. Решения о выдвижении кандидатов в члены Избирательной комиссии с правом совещательного голоса избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, должны быть приняты в порядке, предусмотренном их уставами, регламентами, и оформлены решением (постановлением, выпиской из протокола заседания, собрания, конференции, съезда).
Указанные решения с приложением основных сведений о кандидате биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, о наличии гражданства Российской Федерации, двойного гражданства, полный адрес постоянного места жительства, сведения о судимости, а также заявления лица о его согласии на назначение членом Избирательной комиссии с правом решающего голоса представляются в Думу автономного округа либо Губернатору автономного округа. Одновременно избирательное объединение, избирательный блок, общественное объединение представляют копию своего устава и копию свидетельства о его регистрации в соответствующих государственных органах.
5. Назначение Думой автономного округа членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса производится на ее заседании и оформляется постановлением Думы автономного округа. Назначенным членом Избирательной комиссии считается кандидат, получивший большинство голосов от числа присутствующих на заседании Думы автономного округа депутатов.
6. Решение Губернатора автономного округа о назначении членов Избирательной комиссии оформляется постановлением Губернатора автономного округа.
7. Список членов нового состава Избирательной комиссии подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации автономного округа не позднее семи дней с момента подписания соответствующих постановлений Думы автономного округа и Губернатора автономного округа.
Статья 6. Статус члена Избирательной комиссии с правом решающего голоса
1. Членом Избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий избирательными правами и постоянно или преимущественно проживающий на территории автономного округа, за исключением лиц, перечисленных в части 3 настоящей статьи.
2. Члену Избирательной комиссии с правом решающего голоса выдается удостоверение установленного образца.
3. Членами Избирательной комиссии округа с правом решающего голоса не могут быть депутаты Думы автономного округа, законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Член Избирательной комиссии не может быть одновременно членом любой другой избирательной комиссии, комиссии референдума.
4. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях Избирательной комиссии. В случае, если член комиссии по уважительной причине не может присутствовать на заседании Избирательной комиссии, он обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря Избирательной комиссии.
5. Члены Избирательной комиссии с правом решающего голоса организуют работу по конкретным направлениям деятельности Избирательной комиссии, определяемым регламентом Избирательной комиссии, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.
6. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях комиссии;
вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, Избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) Избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
7. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса может работать в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
8. Основанием для работы в Избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе является личное письменное заявление члена комиссии и решение Избирательной комиссии, принятое в соответствии с требованиями настоящего Закона. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса, переходящий на работу в комиссию на постоянную (штатную) основу, увольняется с прежнего места основной работы или службы по основанию, предусмотренному Кодексом законов о труде Российской Федерации.
9. Члену Избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы по представлению Избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы за счет средств предприятия. Также за счет средств, выделенных комиссии на проведение выборов, референдума, отзыва выборного лица, может производиться дополнительная оплата труда в размерах, устанавливаемых Избирательной комиссией. Основанием для выплаты такому члену комиссии среднего заработка по месту основной работы является приказ администрации (работодателя) об освобождении для работы в комиссии и справка, подписанная председателем (заверенная секретарем) Избирательной комиссии.
10. Срок полномочий членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Избирательной комиссии.
Полномочия члена Избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования Избирательной комиссии в соответствии с законодательством.
11. До истечения срока полномочий член Избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена Избирательной комиссии по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом Избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом Избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена Избирательной комиссии;
признания члена Избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена Избирательной комиссии;
признания члена Избирательной комиссии на основании заявления Избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появления оснований, предусмотренных частями 3 настоящей статьи.
12. При появлении обстоятельств, предусмотренных абзацами 2, 3, 8, части 11 настоящей статьи, член Избирательной комиссии обращается в орган, его назначивший, с письменным заявлением о сложении своих полномочий не позднее чем через 3 дня с момента появления указанных оснований. Копия этого заявления представляется членом комиссии в Избирательную комиссию.
В случаях, предусмотренных абзацами 4, 5, 6, 7 части 11 настоящей статьи, а также в случае, если в указанный в настоящей статье срок этот член Избирательной комиссии не обратился в орган, его назначивший, с письменным заявлением о сложении своих полномочий, Избирательная комиссия на своем заседании рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий члена комиссии с правом решающего голоса и извещает Думу автономного округа или Губернатора автономного округа о необходимости освобождения данного члена Избирательной комиссии от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий, а также о необходимости назначения нового члена комиссии вместо выбывшего.
Орган, назначивший данного члена Избирательной комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, а в период избирательной кампании, проведения референдума - не позднее чем через 7 дней со дня его выбытия. Если до истечения срока полномочий Избирательной комиссии остается три месяца, назначение нового члена комиссии вместо выбывшего не производится при условии, что в ее составе остается не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса от установленной частью 1 статьи 6 настоящего Закона их общей численности.
Изменения в составе Избирательной комиссии подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации автономного округа.
14. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов, референдума, отзыва не может быть привлечен без согласия прокурора автономного округа к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
15. Член Избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов, референдума, отзыва не может быть уволен с места основной работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу.
Статья 7. Статус члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса
1. При проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, принятии решения о проведении референдума автономного округа Думой автономного округа после регистрации Избирательной комиссией кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в Избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
2. Решения о направлении представителя избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления в качестве члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса должны быть приняты в порядке, предусмотренном их уставами, регламентами и оформлены решением (постановлением, выпиской из протокола заседания, собрания, конференции, съезда).
Указанные решения с приложением основных сведений биографического характера о представителе, в частности, об образовании, семейном положении, о наличии гражданства Российской Федерации, двойного гражданства, полный адрес постоянного места жительства, сведения о судимости, а также заявления лица о его согласии на назначение членом Избирательной комиссии с правом совещательного голоса направляются в Избирательную комиссию. Одновременно избирательное объединение, избирательный блок, общественное объединение представляют копию своего устава и копию свидетельства о его регистрации в соответствующих государственных органах.
3. Членом Избирательной комиссии с правом совещательного голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий избирательным правом.
Деятельность члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения им удостоверения, форма которого устанавливается Избирательной комиссией.
4. Полномочия члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего его, и переданы другому лицу.
5. Полномочия членов Избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случае, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в органы государственной власти автономного округа; полномочия остальных членов Избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на территории автономного округа в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.
6. В случае обжалования зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком итогов голосования полномочия соответствующего члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы судом.
7. Член Избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях комиссии;
вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, Избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) Избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
8. Член Избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, референдума, права участия в голосовании при принятии решения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и права подписывать решения Избирательной комиссии.
Статья 8. Порядок проведения первого заседания Избирательной комиссии нового состава, избрания ее председателя, заместителя председателя, секретаря
1. Избирательная комиссия нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после принятия решения о назначении ее членов. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов Избирательной комиссии. Со дня первого заседания Избирательной комиссии нового состава полномочия Избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
2. Заседание Избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа ее членов. На первом заседании Избирательной комиссии нового состава вправе присутствовать члены Избирательной комиссии предыдущего состава.
3. Первое заседание Избирательной комиссии открывает старейший по возрасту член комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя Избирательной комиссии.
4. На первом заседании Избирательной комиссии: председательствующий представляет членов комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с настоящим Законом;
избирается счетная комиссия в составе трех членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии открытым голосованием;
проводятся выборы председателя, заместителя председателя и секретаря Избирательной комиссии в порядке, установленном настоящим Законом.
5. Председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика. Избирательная комиссия вправе использовать при проведении голосования технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры бюллетеней для голосования в порядке, предусмотренном решением комиссии об организации голосования с применением технических средств подсчета голосов. В этом случае итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются информацией, имеющей юридическую силу.
6. В бюллетень для тайного голосования на должность председателя Избирательной комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, выдвинутых членами комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Допускается включение в бюллетень для голосования одного кандидата.
7. По предложенным кандидатурам проводится обсуждение.
8. Избранным на должность председателя Избирательной комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов комиссии.
9. В случае если в бюллетень для голосования было включено два или более кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов Избирательной комиссии, проводятся следующие процедуры:
если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
10. Кандидату для избрания на должность председателя Избирательной комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать более половины голосов членов комиссии от установленного числа ее членов.
11. Избрание председателя Избирательной комиссии оформляется постановлением Избирательной комиссии, которое подписывается председательствующим, и копия незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в Думу автономного округа, Губернатору автономного округа.
12. Председатель Избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов, референдума.
13. Избрание заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии проводится в порядке, предусмотренном настоящей статьей для избрания председателя комиссии.
14. Заместитель председателя, секретарь Избирательной комиссии должны иметь, как правило, высшее юридическое образование.
15. Председателю Избирательной комиссии удостоверение установленного образца выдается Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации, а заместителю председателя, секретарю комиссии - председателем Избирательной комиссии.
16. Должности председателя, заместителя председателя, секретаря, членов Избирательной комиссии автономного округа, работающих на постоянной (штатной) основе вносятся в Реестр государственных должностей в соответствии с законодательством автономного округа о государственной службе.
17. Если член (члены) Избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях, установленных настоящим Законом, и общее изменение первоначального состава Избирательной комиссии составляет более 7 членов комиссии, повторно проводится процедура выборов председателя, заместителя, председателя и секретаря Избирательной комиссии в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 9. Временное исполнение обязанностей заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии
1. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии их обязанности с согласия комиссии могут быть возложены председателем комиссии на других членов комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев, о чем незамедлительно извещается Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, органы государственной власти автономного округа.
2. В случае досрочного освобождения от должности заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии их обязанности до проведения новых выборов могут быть возложены по решению комиссии на других членов комиссии с правом решающего голоса на срок не более одного месяца.
Статья 10. Досрочное освобождение от должности председателя, заместителя, секретаря Избирательной комиссии
1. Председатель, заместитель председателя, секретарь Избирательной комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности, в том числе в связи с систематическим невыполнением своих должностных обязанностей, на основании решения комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса при тайном голосовании.
2. Указанные решения Избирательной комиссии могут быть приняты по предложению не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса от ее состава, установленного в части 1 статьи 5 настоящего Закона, а также по представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, прокурора автономного округа.
3. Решения об освобождении от должностей председателя, заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии принимаются на заседании комиссии и оформляются постановлением комиссии, копия которого незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, органы государственной власти автономного округа.
4. В случае досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии новые выборы проводятся не позднее чем через 15 дней со дня их освобождения, а в период проведения избирательной кампании, референдума, иных избирательных действий - не позднее чем через 5 дней со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 11. Организация деятельности Избирательной комиссии
1. Деятельность Избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов Избирательной комиссии.
2. Избирательная комиссия рассматривает на своем заседании вопросы, входящие в ее компетенцию и принимает решения в пределах полномочий, предусмотренных законодательством автономного округа.
3. Рассмотрение и принятие решения Избирательной комиссии путем проведения опроса членов комиссии с правом решающего голоса не допускается.
4. Заседания Избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса от ее состава, установленного в части 1 статьи 5 настоящего Закона. Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов Избирательной комиссии должно быть представлено председателю комиссии или его заместителю в случае, если он выполняет поручение председателя комиссии о созыве заседаний комиссии, и заседание комиссии проводится в течение 7 дней (срок, предлагаемый данными членами Избирательной комиссии) или не позднее чем в недельный срок со дня поступления письменного требования, а в день выборов - незамедлительно.
5. Заседание Избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов с правом решающего голоса от установленного состава, включая председателя (исполняющего обязанности председателя комиссии, заместителя председателя комиссии) и секретаря комиссии.
6. Заседания Избирательной комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания на территории автономного округа.
7. Все заседания Избирательной комиссии протоколируются. При наличии соответствующих технических средств возможно параллельное проведение аудиовидеозаписи заседания комиссии технической службой аппарата комиссии в порядке, предусмотренном Избирательной комиссией.
8. Избирательная комиссия разрабатывает и принимает регламент Избирательной комиссии.
9. Избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими (календарными) планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдума, иных избирательных действий.
10. Планы работы Избирательной комиссии утверждаются на заседании комиссии в порядке и сроки, предусмотренные регламентом Избирательной комиссии, и доводятся до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Думы автономного округа и Губернатора автономного округа, заинтересованных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
11. Информация о ходе выполнения планов периодически, но не реже одного раза в три месяца, рассматривается на заседаниях Избирательной комиссии.
Статья 12. Решения Избирательной комиссии и порядок их принятия
1. Решения Избирательной комиссии принимаются членами комиссии с правом решающего голоса только на заседании комиссии в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом, другими законами автономного округа, регламентом Избирательной комиссии и оформляются постановлениями Избирательной комиссии.
2. Решения Избирательной комиссии об избрании либо об освобождении от занимаемой должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума, в том числе об оплате расходов по их проведению за счет кредитов банков, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума и принятии решения по существу вопроса в случаях и порядке, предусмотренных законом автономного округа, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения Избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, а также любого члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию.
5. При принятии решений Избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
6. Решения Избирательной комиссии, за исключением решения об избрании или досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, принимаются открытым голосованием.
7. Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.
8. Решения и протоколы заседания Избирательной комиссии подписываются на заседании председателем и секретарем Избирательной комиссии.
9. Члены Избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено комиссией на данном заседании комиссии, отражено в ее протоколе, приложено к нему
10. Решения Избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия, если иное не определено в федеральном конституционном законе, федеральном законе, законе автономного округа, решении комиссии об утверждении нормативного правового акта.
11. При необходимости по рассмотренным на заседании Избирательной комиссии вопросам проводятся пресс-конференции, совещания и другие мероприятия информационного характера.
Статья 13. Аппарат Избирательной комиссии
1. Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности Избирательной комиссии осуществляют аппарат Избирательной комиссии и организации и службы, действующие при ней.
2. Структура и штат аппарата Избирательной комиссии, финансирование которой согласно федеральному законодательству предусматривается из средств федерального бюджета, устанавливаются комиссией по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Структуру и штатное расписание аппарата Избирательной комиссии, содержащегося за счет средств бюджета автономного округа, утверждает Дума автономного округа. Должностные оклады сотрудников аппарата Избирательной комиссии, социальные льготы, надбавки, районные коэффициенты устанавливаются на уровне должностных окладов соответствующих должностей органа исполнительной власти автономного округа в соответствии с законодательством автономного округа.
3. Работники аппарата Избирательной комиссии, замещающие государственные должности государственной службы автономного округа, являются государственными служащими Ханты-Мансийского автономного округа.
4. Общее руководство работой аппарата Избирательной комиссии осуществляет председатель комиссии.
5. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Избирательной комиссии, организаций и служб, действующих при ней, определяются федеральным законодательством, законодательством автономного округа, положением об аппарате Избирательной комиссии, положениями об учреждении, организации и службе при Избирательной комиссии, должностными инструкциями, утверждаемыми комиссией.
6. Для выполнения полномочий, возложенных на Избирательную комиссию законами автономного округа, связанных, в частности, с осуществлением проверки достоверности подписей избирателей, участников референдума в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) или вопроса, выносимого на референдум, отзыва выборного лица, контроля за соблюдением порядка и правил ведения агитации, решением комиссии могут создаваться рабочие группы (группы контроля) из числа членов комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, работников аппарата комиссии с привлечением специалистов, экспертов и других лиц. Положение о рабочих группах (группах контроля) утверждается Избирательной комиссией.
7. Для информационного обеспечения деятельности Избирательной комиссии, иных избирательных комиссий, действующих на территории автономного округа, оперативного оказания консультационных и иных услуг информационного характера избирателям и иным участникам выборов, референдума может быть создан информационный центр в качестве структурного подразделения аппарата Избирательной комиссии, а также организации и службы при комиссии, деятельность которых осуществляется на основе положений, которые утверждаются Избирательной комиссией.
8. Избирательная комиссия может в пределах выделенных ей средств привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва выборного лица, внештатных работников по трудовым соглашениям (контрактам).
Статья 14. Гласность и открытость в деятельности Избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия в сроки и в порядке, установленные законами автономного округа, обеспечивает информирование избирателей, участников референдума о своем составе, местонахождении, номерах телефонов, факсов и иных реквизитах технических средств связи, об образовании избирательных округов и их границах, о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о выдвижении и итогах регистрации кандидатов, об их биографических данных, в том числе об образовании, семейном положении, о наличии гражданства иностранного государства, об отбытии наказания в соответствии с приговором суда, о расходовании финансовых средств избирательными комиссиями, о поступлении и расходовании средств на специальных счетах избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонда по проведению референдума, о ходе Избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, об итогах голосования по каждому кандидату (списку кандидатов), вопросу референдума, о результатах выборов, референдума, а также по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва.
2. На всех заседаниях Избирательной комиссии вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован Избирательной комиссией или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации. На заседании Избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Права и обязанности указанных лиц по участию в заседаниях комиссии, а также полномочия Избирательной комиссии по обеспечению реализации прав указанных лиц определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа, регламентом Избирательной комиссии. 3. Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях в Избирательной комиссии, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация.
Глава III. Полномочия Избирательной комиссии
Статья 15. Полномочия Избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, референдума автономного округа, отзыва
1. Полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, референдума Ханты-Мансийского автономного округа устанавливаются настоящим Законом, Избирательным кодексом автономного округа, другими законами Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Избирательная комиссия в пределах своих полномочий:
организует работу по подготовке и проведению выборов и обеспечивает проведение выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, отзыва выборных должностных лиц органов государственной власти автономного округа;
осуществляет контроль за соблюдением и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих (в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа, - временно находящихся) на территории автономного округа;
обеспечивает реализацию региональных целевых программ, связанных с повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, развитием и использованием государственной автоматизированной информационной системы, а также по другим вопросам и направлениям;
назначает выборы в случаях, предусмотренных законами автономного округа;
осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение соответствующего закона автономного округа и издает разъяснения, инструкции по вопросам обеспечения единообразного применения соответствующих законов автономного округа, обязательные для всех избирательных комиссий, комиссий референдума, осуществляющих подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума, отзыва;
руководит деятельностью окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти автономного округа, комиссий референдума автономного округа;
распределяет средства, выделенные из бюджета автономного округа или полученные в порядке предоставления кредита на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, обеспечение деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных средств, а также соблюдение порядка финансирования избирательной кампании, референдума;
своевременно опубликовывает сведения, а также осуществляет контроль за своевременностью опубликования избирательными комиссиями по округам информации о кандидатах, источниках финансирования их избирательных фондов, результатах выборов в средствах массовой информации;
контролирует обеспечение избирательных комиссий, комиссий референдума помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдума;
определяет схему образования избирательных округов и представляет ее на утверждение Думы автономного округа;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков, участков референдума на всей территории автономного округа;
регистрирует избирательные блоки при проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, инициативные группы по проведению референдума автономного округа, группы избирателей по выдвижению кандидатов;
обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной агитационной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
устанавливает форму избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, форму списка избирателей и других избирательных документов, в том числе открепительного удостоверения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;
заслушивает сообщения органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
осуществляет контроль за соблюдением установленного законом порядка обработки итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
устанавливает общие итоги выборов, итоги референдума, публикует их в печати, направляет в средства массовой информации, обеспечивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответствующий архив;
составляет списки лиц, избранных депутатами Думы автономного округа, и передает эти списки и необходимые документы в Думу автономного округа;
в случаях и порядке, предусмотренных законами автономного округа, принимает участие в решении вопросов о досрочном сложении полномочий депутата Думы автономного округа, Губернатора автономного округа и организует выборы вместо выбывших, а также повторные выборы;
утверждает формы финансового отчета кандидатов, избирательных комиссий, комиссий референдума;
обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для организации работы избирательных комиссий, комиссий референдума и голосования избирателей, участников референдума;
обеспечивает единообразное использование на территории автономного округа государственной автоматизированной информационной системы;
осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, референдумов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
обобщает итоги выборов, референдума, направляет их в средства массовой информации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа.
Статья 16. Полномочия Избирательной комиссии по участию в организации и проведении муниципальных выборов, местных референдумов
Избирательная комиссия при подготовке и проведении муниципальных выборов, местного референдума в целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", международным договором Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, законами автономного округа, уставом муниципального образования:
контролирует соблюдение и осуществляет защиту избирательных прав, права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих, (в случаях, предусмотренных законами, временно находящихся) на территории муниципального образования, а также, в соответствии с международным договором Российской Федерации, иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования;
координирует деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума муниципальных образований;
обращается с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в случаях, порядке и сроки, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, иным избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации на территории муниципального образования федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей, членов избирательных комиссий, в развитии и использовании государственной автоматизированной информационной системы, а также по другим вопросам и направлениям;
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдума;
заслушивает сообщения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением данных выборов, референдума;
обеспечивает единообразное использование на территории муниципального образования государственной автоматизированной информационной системы;
обобщает итоги выборов, референдума, направляет их в средства массовой информации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа.
Статья 17. Полномочия Избирательной комиссии по реализации региональных целевых программ
1. Избирательная комиссия в порядке, предусмотренном законодательством, а также решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимает участие в создании и использовании государственной автоматизированной информационной системы, ее комплексов средств автоматизации, функциональных комплексов задач.
2. Избирательная комиссия в порядке, предусмотренном федеральным законом, законами автономного округа, принимает решение о порядке использования государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, муниципальных выборов, местного референдума. При использовании в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдума автономного округа, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума, Избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств).
3. На основании совместного решения Избирательной комиссии и исполнительного органа государственной власти автономного округа государственная автоматизированная информационная система, ее региональный комплекс средств автоматизации может использоваться в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, образованных на территории автономного округа, для совместного применения функциональных комплексов задач (или их фрагментов), для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Избирательная комиссия разрабатывает и реализует региональные целевые программы и мероприятия, связанные с развитием избирательной системы, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессиональной подготовкой и аттестацией членов Избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также решением иных вопросов обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Глава V. Финансовое обеспечение, учет, отчетность
деятельности Избирательной комиссии
Статья 18. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии
1. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии, а также мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств федерального бюджета и бюджета автономного округа в соответствии с законодательством.
2. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии округа за счет средств бюджета автономного округа производится в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности комиссии отдельной строкой в законе о бюджете автономного округа.
Денежное содержание членов избирательной комиссии принимается отдельной строкой при утверждении бюджета автономного округа.
3. За счет средств бюджета автономного округа финансируются расходы Избирательной комиссии, связанные с выплатой работающим на постоянной (штатной) основе членам комиссии и работникам ее аппарата разницы между денежным содержанием, установленным законом или иными нормативными правовыми актами автономного округа, и размером денежных средств, направляемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на оплату труда членов комиссии и работников ее аппарата, установленным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с соответствующими начислениями страховых взносов в федеральные внебюджетные фонды, а также денежным содержанием дополнительной численности членов комиссии и работников ее аппарата, утвержденной соответствующими нормативными правовыми актами автономного округа (сверх установленной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации).
4. За счет средств бюджета автономного округа финансируются также расходы, связанные с арендой и содержанием помещений (включая эксплуатационные расходы и оплату коммунальных услуг), арендой транспортных средств, использованием всех видов связи, служебными командировками в связи с проведением выборов в органы государственной власти автономного округа и в выборные органы местного самоуправления, референдумов автономного округа и местных референдумов.
5. За счет средств федерального бюджета осуществляется частичное финансирование расходов, связанных с обеспечением деятельности Избирательной комиссии, в пределах сметы расходов, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе с частичной оплатой труда работающих на постоянной (штатной) основе членов комиссии и работников аппарата комиссии в пределах определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации численности членов комиссии и работников ее аппарата и размеров денежных средств на оплату их труда, с начислениями страховых взносов в федеральные внебюджетные фонды, с расходами на служебные командировки и почтово-телеграфные услуги, доставкой корреспонденции в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 19. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдумов, мероприятий региональных целевых программ
1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти автономного округа и референдума автономного округа, производится за счет средств, выделяемых из бюджета автономного округа, а в случаях, предусмотренных законами автономного округа, - за счет кредитов банков.
2. Средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, предусматриваются отдельной строкой в бюджете автономного округа.
3. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением отзыва депутата Думы автономного округа или Губернатора автономного округа, производится за счет средств, выделяемых из бюджета автономного округа или иных источников, предусмотренных законом автономного округа.
4. Финансирование референдума автономного округа, в том числе в части финансирования деятельности Избирательной комиссии в качестве комиссии референдума, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
5. Смета расходов на подготовку и проведение избирательной кампании и референдума автономного округа, финансируемая из бюджета автономного округа, принимается постановлением Думы автономного округа.
6. Средства, выделенные Избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа, отзыва выборного должностного лица, поступают в распоряжение Избирательной комиссии и распределяются ею между соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума в порядке, определяемом Избирательной комиссией совместно с отделением Центрального банка Российской Федерации на территории автономного округа.
7. После проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица неизрасходованные нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума бюджетные и кредитные средства возвращаются на счет Избирательной комиссии автономного округа.
8. Неизрасходованные Избирательной комиссией и нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума при проведении выборов в органы государственной власти автономного округа, референдума автономного округа кредитные средства возвращаются банковскому учреждению, предоставившему соответствующий кредит, не позднее чем через один месяц со дня представления Избирательной комиссией сводного финансового отчета в Думу автономного округа.
9. Средства окружного бюджета, возвращенные нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, подлежат возврату в окружной бюджет не позднее месяца со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.
10. Финансовое обеспечение мероприятий региональных программ, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств, выделяемых из бюджета автономного округа.
11. Распределение выделенных бюджетных средств по мероприятиям (направлениям) программ утверждается Думой автономного округа.
Статья 20. Учет и отчетность расходования средств, выделяемых Избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия ведет раздельный бухгалтерский учет по поступлению и расходованию средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета автономного округа.
2. Избирательная комиссия представляет бухгалтерский отчет, а также финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на обеспечение деятельности комиссии и реализацию программ автономного округа в порядке и сроки, установленные законодательством автономного округа.
3. Председатель Избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссии по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим Законом, другими законами автономного округа.
4. Финансовый отчет Избирательной комиссии о расходовании бюджетных или кредитных средств на выборы, референдум, иные избирательные действия, предусмотренные Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, законами автономного округа, представляется в Думу автономного округа не позднее 2-х месяцев с момента опубликования итога выборов, а в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации представляется информация о расходовании указанных средств по форме, согласованной с органами государственной власти автономного округа, если иное не установлено федеральным конституционным законом, федеральным законом, законами автономного округа.
Статья 21. Контрольно-ревизионная служба при Избирательной комиссии
1. С целью осуществления контроля за соблюдением установленного федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами автономного округа, другими нормативными правовыми актами порядка финансирования избирательной кампании, референдума, в том числе за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума автономного округа, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, а также с целью проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума при Избирательной комиссии создается контрольно-ревизионная служба.
2. Положение о контрольно-ревизионной службе при Избирательной комиссии утверждается Думой автономного округа.
3. В состав контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии по согласованию входят руководитель службы, его заместитель (заместители) и специалисты службы из числа опытных работников финансовых, контролирующих и правоохранительных органов, расположенных на территории автономного округа. По представлению Избирательной комиссии государственные органы не позднее чем через 15 дней со дня официального назначения выборов, референдума направляют специалистов в распоряжение комиссии на срок не менее четырех месяцев. Специалисты контрольно-ревизионной службы осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняется и выплачивается установленный должностной оклад и другие выплаты по месту основной работы.
4. Контрольно-ревизионная служба вправе контролировать поступление денежных средств в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, проверять правильность учета и целевое расходование этих средств, а также проводить проверки целевого расходования средств, выделенных нижестоящим избирательным комиссиям.
5. Организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется Избирательной комиссией.
Глава VI. Порядок обжалования решений и действий (бездействия)
Избирательной комиссии и ответственность за нарушение
настоящего Закона
Статья 22. Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Избирательной комиссии
1. Решения и действия (бездействие) Избирательной комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, право на участие в референдуме могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами.
2. Решения и действия (бездействие) Избирательной комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, право на участие в референдуме могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами.
3. Предварительное обращение в Избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
Статья 23. Рассмотрение заявлений (жалоб) в Избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия обязана в пределах своей компетенции рассматривать поступившие заявления о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Закона, других законов автономного округа, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки по заявлениям и давать письменные ответы заявителям в срок, установленный частью 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Избирательная комиссия вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Закона, иных законов автономного округа, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в срок, установленный частью 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений.
3. Порядок рассмотрения Избирательной комиссией заявлений (жалоб), с которыми в Избирательную комиссию могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, комиссии референдума, определяется в регламенте и иных актах Избирательной комиссии.
4. Для предварительного рассмотрения заявлений (жалоб) и подготовки предложений для рассмотрения на заседании Избирательной комиссии может быть образована рабочая группа с включением в ее состав членов комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, работников аппарата комиссии, организаций и служб при Избирательной комиссии, специалистов, экспертов и так далее.
5. На заседании Избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
6. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
7. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
8. О принятом на заседании Избирательной комиссии решении комиссия информирует заявителя или представителей заинтересованных сторон, выдает им заверенную копию решения.
Статья 24. Ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 25. Расформирование Избирательной комиссии
В случае нарушения Избирательной комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в том числе на основании судебного решения), федеральным законодательством, недействительными итогов голосования на территории автономного округа в целом или на ее части (более чем на одной четверти избирательных участков, участков референдума в автономном округе) либо результатов выборов, референдума, Избирательная комиссия может быть расформирована по решению соответствующего суда.
С заявлением о расформировании Избирательной комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети депутатов Думы автономного округа, а также другие государственные органы в соответствии с федеральным законодательством.
Глава VII. Вступление настоящего Закона в силу
Статья 26. Порядок вступления настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон в вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Положение об Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденное постановлением Думы автономного округа от 9 апреля 1996 года N 74.
3. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа, сформированная до вступления в силу настоящего Закона, а также члены Избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающие на постоянной (штатной) основе на должностях, которые относятся к государственным должностям Ханты-Мансийского автономного округа категории "А", сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который была сформирована Избирательная комиссия.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа |
А.В.Филипенко |
г. Ханты-Мансийск
16 ноября 1998 года
N 75-оз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ханты-Мансийского АО от 16 ноября 1998 г. N 75-оз "Об Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа"
Текст документа в редакции от 16 ноября 1998 г. опубликован в Cобрании законодательства Ханты-Мансийского авт. округа от 8 декабря 1998 г. N 11
Законом Ханты-Мансийского АО от 23 июня 2000 г. N 57-оз настоящий документ признан утратившим силу