Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 19 февраля 2010 г. N 89-рп
Концепция
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
I. Введение
Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года N 491-рп.
Концепция устанавливает цели и задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в связи с приоритетами социально-экономического развития автономного округа, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области использования энергетических ресурсов на территории автономного округа, в том числе механизмы обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основными целями Концепции являются повышение качества жизни населения автономного округа и переход автономного округа на инновационный путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создания условий для повышения энергетической эффективности экономики и бюджетной сферы автономного округа.
Концепция является основой для разработки и реализации долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на период 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) и проведения согласованной региональной энергетической, экономической и инновационной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы
приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.
В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года планируется:
сокращение к 2030 году удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;
удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.
Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующее место в России по добыче нефти и по производству электроэнергии, которые в 2008 году соответственно составили 277,8 млн. тонн и 75,2 млрд. кВт ч. При этом автономный округ располагает значительным потенциалом энергосбережения, оцениваемым на уровне 10-12% суммарного годового энергопотребления. Суммарный резерв экономии энергетических ресурсов по всем наиболее энергозатратным отраслям экономики (добыча и транспортировка нефти, добыча и транспортировка газа, электроэнергетика, жилищное и гражданское строительство, коммунальное хозяйство, лесной и деревообрабатывающий комплекс) составляет 13 619,8 тыс. тонн условного топлива.
Стремительными темпами движется развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
более чем на 6% вырос прирост инвестиций в основной капитал в 2008 году по сравнению с 2007 годом, высокие темпы строительства - прирост на 11,6% в 2008 году.
Это свидетельствует не только об интенсивном росте энергопотребления в автономном округе, но также о благополучной конъюнктуре автономного округа для развития энергосберегающих технологий и рынка энергосервисных услуг.
Сохранение лидирующих позиций автономного округа в энергетической отрасли предполагает последовательное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Меры, направленные на радикальное улучшение энергоэффективности региональной экономики, являются важнейшим элементом новой энергетической политики автономного округа в структуре приоритетов его социально-экономического развития.
Реализация Концепции и соответствующего комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволят автономному округу повысить свои показатели за счет снижения энергоемкости валового регионального продукта и внести ощутимый вклад в достижение необходимого уровня энергетической эффективности отечественной экономики в целом.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
На расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики 2 июля 2009 года в городе Архангельске было отмечено, что энергоэффективность должна пронизывать все приоритеты технологической модернизации. Требования эффективного использования энергетических ресурсов в различных отраслях экономики и социальной сфере обуславливает необходимость применения комплексного и системного подхода к решению финансовых, организационно-методических, технических и других вопросов, направленных на достижение максимальных показателей энергетической эффективности.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в автономном округе является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на период 2011- 2015 годы и на перспективу до 2020 года".
Без использования программно-целевого метода возможно лишь точечное решение некоторых локальных задач, которое не позволит достичь поставленных целей снижения уровня потерь энергетических ресурсов, снижения затрат средств бюджета автономного округа на обеспечение бюджетного сектора энергетическими ресурсами, улучшения экологического состояния автономного округа, а также применение альтернативных источников энергии.
Высокая эффективность применения программно-целевого метода в автономном округе подтверждается результатами реализации региональной целевой программы "Энергосбережение Тюменской области на период до 2005 года", утвержденной постановлением Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2000 года N 47/СГ, которая среди 40 субъектов Российской Федерации заняла первое место в конкурсе "Лучшая региональная программа по энергосбережению" на Всероссийской выставке "Энергосбережение в регионах России - 2001", проходившем в Москве.
Вышеуказанная программа за два года реализации в автономном округе позволила получить экономию 3,4 млн. тонн условного топлива, из которых большая часть сэкономленных энергетических ресурсов приходится на топливно-энергетический комплекс. Суммарная экономия за период реализации программы к июлю 2004 года от внедрения энергосберегающих технологий и оборудования составила 6,5 млн. тонн условного топлива, внедрено 1641 энергосберегающее мероприятие.
За период 2000-2005 годы за счет мероприятий по энергосбережению было сэкономлено:
при транспорте нефти - 5,5 млн. тонн условного топлива;
в добыче и транспорте газа - 4,8 млн. тонн условного топлива;
в электроэнергетике - 1,4 млн. тонн условного топлива.
Достижение требуемых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не может быть реализовано только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа или только силами организаций топливно-энергетического комплекса. Для решения проблемы требуется разработка взаимоувязанного по срокам, исполнителям и ресурсам перечня мероприятий, оформленного в виде долгосрочной целевой программы автономного округа, применение организационно-финансовых механизмов взаимодействия, концентрации ресурсов исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, хозяйствующих субъектов и населения, а также четкая координация их совместных усилий.
IV. Основные цели и задачи в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности в автономном округе
Основными целями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:
улучшение качества жизни населения автономного округа за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
обеспечение инновационного развития автономного округа за счет повышения энергетической эффективности;
обеспечение энергетической безопасности автономного округа в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта;
удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики автономного округа в энергетических ресурсах;
устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса автономного округа;
снижение уровня негативного воздействия топливно-энергетического комплекса автономного округа на окружающую среду;
оптимизация расходной части бюджета автономного округа за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы;
снижение размера платежей населения автономного округа и хозяйствующих субъектов за энергетические ресурсы;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в области производства энергосберегающего оборудования;
создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с вышеназванными целями основными задачами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:
совершенствование нормативной правовой базы автономного округа, в том числе разработка, утверждение и реализация долгосрочных целевых программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также методическое обеспечение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка и реализация мер экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализация инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведение энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
установка приборов учета энергетических ресурсов и их диспетчеризация;
развитие специализированных информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в отраслях экономики и социальной сфере;
создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;
развитие производства энергетически эффективного оборудования и приборов учета энергетических ресурсов на территории автономного округа;
развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
пропаганда и обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
V. Механизмы обеспечения энергосбережения и повышения
энергетической эффективности в автономном округе
Общие положения
В целях обеспечения достижения целей и решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе необходимо формирование следующих механизмов:
1. Решение организационных задач, в том числе управления энергосбережением, повышения энергетической эффективности в автономном округе, совершенствования отчетности и оценки эффективности реализации Программы, детальной оценки потенциала энергосбережения, применения мер воздействия в случае нерационального и несанкционированного использования энергетических ресурсов.
2. Решение нормативно-правовых задач, в том числе разработка проектов нормативных правовых актов автономного округа, разработка мер тарифного стимулирования, разработка мер необходимого методического обеспечения.
3. Решение финансовых задач, в том числе привлечения бюджетных, кредитных, инвестиционных и финансовых источников для реализации на территории автономного округа проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценка внедрения инвестиционных проектов.
4. Решение технических задач, в том числе проведение энергетических обследований объектов, расположенных на территории автономного округа, и последующая их энергетическая паспортизация, создание в автономном округе банка данных энергосберегающего оборудования и технологий, внедрение показателей энергетической эффективности, осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Организационные задачи
Управление энергосбережением и повышением энергетической эффективности в автономном округе осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа.
Правительство автономного округа формирует политику и осуществляет итоговый контроль за осуществлением на территории автономного округа мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Правительство автономного округа взаимодействует с Думой автономного округа в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в автономном округе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Нормативно-правовые задачи и методическое обеспечение
Разработка нормативной правовой базы автономного округа и методическое обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения в автономном округе определяются тем объемом полномочий, который предоставлен органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ.
Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой базы и методического обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения в автономном округе являются:
разработка в установленном порядке долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности;
установление и совершенствование мер тарифного и налогового стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах полномочий автономного округа;
разработка порядка организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, составляющих жилищный фонд субъекта Российской Федерации;
разработка перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
разработка дополнительного перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов жилищной и социальной инфраструктуры;
разработка требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
разработка проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок мониторинга потребления на территории автономного округа энергетических ресурсов организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, показатели эффективности использования энергетических ресурсов, а также формирования целевых заданий по их снижению;
разработка порядка предоставления субсидий из бюджета автономного округа на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на развитие производства энергосберегающего оборудования;
информационное обеспечение мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения;
в пределах компетенции, применение мер ответственности за нарушение законодательства автономного округа, регулирующего отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в установленном законодательством порядке.
Финансовые задачи
Автономный округ входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Регион прочно удерживает 2 место после Москвы по объемам капитальных вложений среди субъектов Российской Федерации.
По предварительной статистической информации объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в 2008 году составил 477,7 млрд. рублей, или 106,1% к 2007 году в сопоставимых ценах.
В структуре инвестиций по источникам финансирования преобладали собственные средства организаций - 71%. К общему объему инвестиций привлеченные средства составили только 29%. В этой связи привлечение средств федерального бюджета, кредитных организаций, инвестиционных фондов и иных организаций, оценка внедрения инвестиционных проектов является основой устойчивого финансирования мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения в автономном округе.
Основными мероприятиями по реализации финансовых задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:
участие автономного округа в установленном законодательством порядке в реализации федеральных целевых программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, иных федеральных целевых программах;
содействие в установленном законодательством порядке получению потребителями энергетических ресурсов и производителями энергосберегающего оборудования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, организацию производства энергосберегающего оборудования;
подготовка и переподготовка специалистов в области энергосбережения;
формирование благоприятного инвестиционного климата, при котором энергосбережение и повышение энергетической эффективности является интегральной частью законодательства автономного округа об инвестиционной деятельности;
развитие организационных форм инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
предоставление налоговых льгот при внедрении энергосберегающих инновационных технологий по добыче, сбору, подготовке и переработке нефти и попутного нефтяного газа;
укрепление инвестиционной основы топливно-энергетического комплекса автономного округа, разработка финансовых схем реализации инвестиционных проектов;
содействие саморегулированию, формированию и регулярному обновлению стандартов и правил саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
использование грантов российских и международных организаций для ускорения внедрения новых технологий в области энергосбережения и энергетической эффективности;
создание условий для эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и международными организациями в области энергосбережения и энергетической эффективности;
формирование устойчивого спроса на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных нужд, в отношении которых установлены требования по их энергетической эффективности;
развитие проектов в области энергосбережения и энергетической эффективности, прежде всего в сфере использования возобновляемых источников энергии;
развитие энергосервисных компаний;
внедрение экономических основ стимулирования инвестиционной активности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, использования энергетически эффективного оборудования;
разработка методик оценки и мониторинга инвестиционного потенциала проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории автономного округа;
оценка внедрения инвестиционных проектов, отбор наиболее привлекательных объектов для энергосберегающих инвестиций, направленных на достижение максимального энергосберегающего, экономического и экологического эффекта при минимальных капиталовложениях.
Технические задачи
1. Технические задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности включают в себя:
проведение обязательных энергетических обследований на объектах, расположенных на территории автономного округа, с их последующей паспортизацией;
применение информационных технологий для автоматизации процессов формирования баз данных энергосберегающего оборудования и технологий, а также формирования информационно-аналитического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории автономного округа;
внедрение показателей энергетической эффективности, позволяющих в комплексе оценить социально-экономическую эффективность проводимых мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности;
осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности по актуальным направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых на территории автономного округа энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Обязательное энергетическое обследование на территории автономного округа должны проходить:
получатели бюджета автономного округа;
организации, осуществляющие на территории автономного округа регулируемые виды деятельности;
организации, осуществляющие на территории автономного округа производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
организации, осуществляющие свою деятельность на территории автономного округа, и совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований.
По результатам энергетического обследования должны быть составлены энергетические паспорта, которые позволят обеспечить совершенствование управленческого учета и нормирования расхода энергетических ресурсов, а также сформировать перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для обследуемых объектов.
3. Применение информационных технологий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволит автоматизировать технологические процессы, обеспечить оперативный мониторинг и контроль изменения показателей энергетической эффективности, а также создать условия для эффективного распространения знаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основные мероприятия по реализации данного механизма обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергетических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве;
размещение на информационно - просветительском портале Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
создание специализированных сайтов и порталов в сети Интернет, направленных на распространение знаний в области энергетической эффективности и энергосбережения.
4. Показатели энергетической эффективности должны охватывать как общие показатели, в том числе отражающие экономию энергетических ресурсов, рассчитанные для фактических и для сопоставимых условий, так и частные показатели для оценки энергетической эффективности в отдельных отраслях экономики автономного округа.
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
сокращение расходов бюджета автономного округа на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений и органов государственной власти, а также расходов бюджета автономного округа на предоставление субсидий гражданам оплату жилья и коммунальных услуг;
увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
5. Основным направлением развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является создание компактных, экономичных, высокоэффективных и экологически чистых энергоустановок.
Приоритетным направлением таких работ являются изучение вопросов и разработка соответствующих инновационных решений в области:
повышения эффективности использования органического топлива в электроэнергетике;
снижения потерь энергоносителей в инженерных сетях;
повышения теплозащиты зданий, конструкций и сооружений;
внедрения нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
В качестве одного из стимулов развития научно-исследовательской и инновационной деятельности должно стать проведение ежегодного конкурса на лучший инновационный проект автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
VI. Основные направления Концепции
Общие положения
Концепция предусматривает реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в следующих основных сферах:
коммунальное хозяйство;
жилищный комплекс;
добыча и транспортировка нефти;
добыча и транспортировка газа;
электроэнергетика;
бюджетная сфера;
жилищное и гражданское строительство;
лесной и деревообрабатывающий комплекс;
сельское хозяйство;
транспорт.
Коммунальное хозяйство
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра целенаправленно развивается в сфере коммунального хозяйства, о чем свидетельствует опыт реализации Закона автономного округа от 6 июля 2005 года N 56-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2012 годы".
Проводятся мероприятия по поэтапному уходу от досрочного завоза каменного угля в территории автономного округа, где срок завоза ограничен, и переводу существующего оборудования на местные виды топлива с модернизацией и переводом существующих котельных с каменного угля на биотопливо, с привлечением частных инвесторов на строительство мини-заводов по производству биотоплива. Интенсивно развивается применение когенерационных технологий.
Перерасход энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве автономного округа составляет 744 тыс. тонн условного топлива, резерв энергосбережения оценивается по предварительным данным в 35%.
В рамках данного направления предполагается осуществить следующие мероприятия:
проведение энергетических обследований предприятий жилищно-коммунальной сферы автономного округа и последующая их паспортизация;
модернизацию центральных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий путем оснащения их пластинчатыми теплообменниками, средствами автоматизации теплопотребления, частотными регуляторами электроприводов, узлами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, современной запорной арматурой;
установку индивидуальных тепловых пунктов;
внедрение систем автоматизации и телемеханики на объектах коммунального хозяйства, в том числе внедрение автоматизированной системы контроля и учета энергетических ресурсов, автоматизированной системы управления технологическим процессом горячего водоснабжения, отопления на центральных тепловых пунктах, котельных и т. д. ;
замена ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии "труба в трубе";
внедрение частотно-регулируемых приводов на объектах коммунального хозяйства;
оптимизацию режимов работы источников теплоснабжения и распределения тепловых нагрузок в целях выработки электроэнергии на тепловом потреблении, обеспечивающей максимальную экономию топлива;
строительство малых комплексов по переработке попутного нефтяного газа с целью обеспечения потребностей коммунального хозяйства продуктами его переработки (сжиженным газом);
подготовка квалифицированного персонала для исполнителей коммунальных услуг и содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере оказания энергосервисных услуг.
Жилищный комплекс
Жилищный фонд автономного округа имеет устойчивую тенденцию роста за счет увеличения доли частного жилищного фонда, что связано с реализацией Закона автономного округа от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы", в состав которой входят жилищные подпрограммы, включая ипотечное кредитование. Прирост жилищного фонда в 2008 году составил 608,2 тыс. кв. м. (2,2% общей площади жилищного фонда).
В рамках данного направления предполагается осуществить следующие мероприятия:
организация работ по оснащению всех жилых домов в жилищном фонде автономного округа приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии;
обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической и тепловой энергии, природного газа и воды в частном жилищном фонде;
проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в жилом фонде автономного округа, по переходу на расчет по показаниям приборов учета;
сокращение потребления энергетических ресурсов в процессе эксплуатации жилищного фонда за счет реализации мер по предотвращению утечек тепловой энергии, в том числе утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, дверных и оконных заполнений, устройство наружных тамбуров);
реконструкция и капитальный ремонт зданий с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
модернизация изношенного инженерного оборудования энергоснабжения зданий с внедрением современных внутридомовых инженерных систем;
внедрение общедомовых систем погодного и временного регулирования;
замена оконных заполнений с применением современных энергосберегающих технологий, остекление лоджий и балконов в многоквартирных домах;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства;
замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, использование при освещении лестничных площадок многоквартирных домов датчиков движения и энергосберегающих осветительных приборов.
Добыча, сбор, подготовка и транспортировка нефти
После 40 лет интенсивной промышленной эксплуатации большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи, 70 % запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых. Это обуславливает значительный перерасход энергетических ресурсов в данной отрасли, который составляет 5 436,8 тыс. тонн условного топлива.
Сложившаяся ситуация с падением добычи обусловлена объективными причинами, прежде всего, высокой выработкой промышленной категории запасов разрабатываемых месторождений, ухудшением структуры остаточных запасов. При этом ежегодно увеличивается процент обводненности получаемой продукции, что влечет за собой увеличение энергопотребления на тонну получаемой продукции.
Применение энергосберегающих инновационных технологий и оборудования в процессе добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти позволит получить ощутимый экономический эффект и снять определенное напряжение в части энергообеспечения топливно-энергетического комплекса.
Основными направлениями энергосбережения в отрасли являются:
оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов на всей технологической цепочке добычи и транспортировки нефти, всех мест использования, сжигания и рассеивания попутного нефтяного газа, отвечающих требованиям действующих стандартов, норм и правил;
утилизация нефтяного газа и сокращение потерь нефти в системах добычи, сбора и транспорта нефти;
повышение эффективности работы и модернизация насосного парка в системах добычи нефти, обустройства нефтяных промыслов, внутрипромыслового и магистрального транспорта нефти;
повышение энергетической эффективности дожимных компрессорных станций;
повышение гидравлической эффективности системы "скважины - промысловые трубопроводы";
повышение нефтеотдачи и эффективности технологических установок;
применение регулируемых приводов технологических механизмов;
повышение качества ремонта оборудования.
Добыча
Основными направлениями энергосбережения при добыче нефти являются:
1. Использование инновационных технологий и оборудования, позволяющих снизить энергозатраты в процессе добычи нефти - это более производительные и менее энергозатратные насосы и электродвигатели, применяемые в наземном и подземном нефтегазовом оборудовании, используемом для подъема продукции (жидкости) на поверхность.
2. Применение инновационных технологий и оборудования по повышению нефтеотдачи пластов и методов повышения нефтеотдачи.
3. Использование инновационных технологий и оборудования для испытания, текущего и капитального ремонта скважин.
4. Использование инновационных технологий и оборудования при обработке призабойной зоны скважин.
Сбор
Основными направлениями энергосбережения при сборе продукции (жидкости) являются:
1. Оснащение приборами учета каждой скважины, всей технологической цепочки сбора продукции, отвечающих требованиям действующих стандартов, норм и правил.
2. Использование инновационных технологий и оборудования позволяющих исключить технологические потери на стадии сбора продукции.
3. Использование инновационных технологий и оборудования позволяющих снизить энергопотребление в процессе сбора продукта.
Подготовка
Основными направлениями энергосбережения при подготовке нефти до товарной кондиции являются:
1. Оснащение приборами учета всей технологической цепочки подготовки нефти, отвечающих требованиям действующих стандартов, норм и правил.
2. Использование инновационных технологий и оборудования, позволяющих исключить технологические потери на стадии подготовки нефти.
3. Использование инновационных технологий и оборудования, позволяющих снизить энергопотребление в процессе подготовки нефти.
4. Применение инновационных технологий и оборудования, позволяющих 100% использование попутного нефтяного газа.
5. Гарантированный доступ малого и среднего бизнеса к производственным мощностям по подготовке нефти вертикально-интегрированных компаний.
Переработка
Основными направлениями энергосбережения при переработке нефти являются:
1. Оснащение приборами учета всей технологической цепочки переработки нефти, отвечающих требованиям действующих стандартов, норм и правил.
2. Использование инновационных технологий и оборудования, позволяющих исключить технологические потери на стадии переработки нефти.
3. Использование инновационных технологий и оборудования, позволяющих снизить энергопотребление в процессе переработки нефти.
4. Применение инновационных технологий и оборудования, позволяющих 100%-ное использование попутного нефтяного газа.
5. Гарантированный доступ малого и среднего бизнеса к производственным мощностям по переработке нефти вертикально-интегрированных компаний.
Добыча и транспортировка газа
На территории автономного округа в 2008 году извлечено 36,3 млрд. куб. м попутного нефтяного газа, из них использовано - 29,9 млрд. куб. м, сожжено на факелах - 6,4 млрд. куб. м, ожидаемый объем сжигаемого попутного нефтяного газа в 2009 году - 5,2 млрд. куб. м.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляют деятельность 7 газоперерабатывающих предприятий, обеспечивающих переработку более 18 млрд. куб м попутного нефтяного газа; 6 нефтеперерабатывающих предприятий с объемом переработки 5,5 млн. тонн; завод стабилизации газового конденсата с объемом переработки около 6 млн. тонн.
В сфере добычи и транспортировки газа перерасход энергетических ресурсов составляет 4 820 тыс. тонн условного топлива, из которых 4 660 тыс. тонн условного топлива приходится на природный газ.
Основными направлениями энергосбережения при добыче и транспорте газа являются:
совершенствование технологии и внедрения мероприятий по сокращению потерь и расходов газа в системах его добычи и транспорта;
применение энергосберегающих низконапорных схем транспорта газа;
использование газопроводных труб с внутренним гладкостным покрытием;
снижение затрат энергии на компремирование газа за счет улучшения состояния внутренней поверхности трубопроводов;
сокращение буферного объема подземных хранилищ газа;
сокращение пластовых потерь газа;
охлаждение транспортируемого газа;
повышение степени утилизации тепла технологических потоков;
модернизация газоперекачивающих агрегатов и применение их приводных двигателей с большим КПД, применение парогазовых установок;
утилизация тепла отходящих газов газотурбинных двигателей для выработки электроэнергии и в целях теплоснабжения;
внедрение технологий ремонта без остановки перекачки газа.
Электроэнергетика
Свыше 93% электроэнергии на территории автономного округа вырабатывают крупнейшие ГРЭС: Сургутская ГРЭС-1 филиал ОАО "ОГК-2", Сургутская ГРЭС-2, филиал "ОГК-4", ЗАО "Нижневартовская ГРЭС". Кроме того, значительный вклад в увеличение выработки электроэнергии вносят газотурбинные электростанции, которые введены в эксплуатацию на месторождениях нефтяных компаний.
Предприятиями электроэнергетики автономного округа за первое полугодие 2009 года выработано 71,1 млрд. кВт?ч электроэнергии, что составляет соответственно 99,7% к уровню 2008 года. Уменьшение отпуска тепловой энергии обусловлено внедрением программ минимизации потребления и расхода тепловой энергии на Сургутских ГРЭС, а также установкой приборов учета и регуляторов температуры сетевой воды на технологическом оборудовании, которое эксплуатируется в муниципальных предприятиях тепловых сетей.
В электроэнергетике планируется наращивание мощностей большой энергетики (Нижневартовская ГРЭС и Сургутские ГРЭС-2), а также строительство Няганьской ГРЭС.
Ведется строительство с использованием в качестве сырья попутного нефтяного газа газотурбинных и газопоршневых электростанций, обеспечивающих дешевой электроэнергией и теплом промысловые объекты. Объем попутного нефтяного газа, используемый на ГТЭС в 2008 году составил 1,3 млрд. куб. м, в 2009 году - 1,6 млрд. куб. м.
В автономном округе в настоящее время действуют 33 таких электростанций общей мощностью более 657,3 МВт, ежегодный объем выработки электроэнергии составляет около 4 500 млн. кВт. час.
В период до 2011 года на территории автономного округа планируется ввод в эксплуатацию 6 газотурбинных (газопоршневых) электростанций общей мощностью 550 МВт.
Малая энергетика в автономном округе сегодня обеспечивает около 6,3% общей выработки. Ее развитие будет осуществляться в населенных пунктах автономного округа с децентрализованным электроснабжением, на нефтепромыслах компаний за счет использования попутного нефтяного, отбензиненного и сжиженного газа, отходов деревообработки (мини-теплоэлектростанции) в районах лесопромышленного освоения, что значительно увеличит использование местных видов топлива в автономном округе (прежде всего по котельному топливу).
Перерасход энергетических ресурсов в электроэнергетике автономного округа составляет 1433 тыс. тонн условного топлива и охватывает главным образом природный газ, что подтверждает высокую зависимость энергетики региона от данного вида энергоносителя, а также потери в сетях.
Основными мероприятиями по реализации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электроэнергетике являются:
поддержка развития возобновляемых источников энергии;
модернизация работы существующих энергетических мощностей; внедрение современного энергетически эффективного оборудования и технологий;
снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве электрической энергии;
поддержка внедрения прогрессивных и экологически чистых технологий использования попутного нефтяного газа;
обеспечение приоритетного доступа электроэнергии, полученной из попутного нефтяного газа к единой электрической сети;
реконструкция и техническое перевооружение действующих системообразующих электросетевых объектов;
обеспечение согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и увеличением мощности действующих источников электрической энергии;
разработка, совместно с сетевыми компаниями мер по модернизации электрических сетей с целью снижения потерь электрической энергии в сетях.
Бюджетная сфера
По состоянию на 1 января 2009 года в автономном округе осуществляют деятельность 919 образовательных учреждения, 150 лечебно-профилактических учреждений, 666 учреждений культуры и искусства.
В течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 года, бюджетные учреждения автономного округа обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объемов потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Данные требования ставят проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение расходов бюджета автономного округа, направляемых на оплату энергетических ресурсов, потребляемых бюджетными учреждениями, в качестве одной из приоритетных задач.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
обеспечение завершения оснащения зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти автономного округа, находящихся в собственности автономного округа, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;
установление ежегодных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды организациям бюджетной сферы с учетом достигнутой экономии потребления и формирование ежегодного энергетического баланса лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды (далее - энергетический баланс);
планирование расходов бюджета на оплату бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3 % по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 года;
установление норм расходов энергетических ресурсов для установления нормативов финансирования государственных услуг для типовых объектов бюджетной сферы;
проведение энергетических обследований и паспортизации в бюджетной сфере, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
совершенствование управленческого учета и нормирования расхода энергетических ресурсов на основе энергетических паспортов и мониторинга потребления;
снижение затрат на теплоснабжение объектов бюджетных учреждений, модернизация мелких неэкономичных котельных, повышение теплозащиты зданий и тепловых сетей, внедрение приборов учета энергетических ресурсов и систем погодного и временного регулирования;
сокращение потребления электрической энергии и мощности, внедрение экономичных источников электрического освещения;
включение в установленном порядке в конкурсную документацию при проведении закупок для государственных нужд товаров, работ и услуг с учетом их энергетической эффективности;
прекращение закупки для государственных нужд ламп накаливания любой мощности, используемых в целях освещения;
проведение семинаров, разъяснительных и иных мероприятий с руководителями бюджетных учреждений, направленных на стимулирование энергосберегающего поведения;
проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможности заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг.
Жилищное и гражданское строительство
Строительный комплекс автономного округа охватывает строительные организации, участвующие в процессе проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения, производственных и инфраструктурных объектов. Перерасход энергетических ресурсов в сфере жилищного и гражданского строительства составляет 868 тыс. тонн условного топлива.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
проектирование зданий и сооружений, использование строительных материалов и деталей с учетом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт по перевозке материалов и конструкций при разработке проекта организации строительства;
организация учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений;
строительство ширококорпусных зданий;
создание и использование специальных малоэнергоемких машин и механизмов, технологического оборудования и оснастки для производства строительно-монтажных работ;
создание и использование новых материалов и конструкций, технологических процессов, исключающих или снижающих расход энергетических ресурсов;
строительство жилых домов и общественных зданий из экологически чистых материалов;
применение материалов с повышенной долговечностью, что позволяет увеличить межремонтные сроки, сократить затраты на капитальные ремонты;
максимальное приближение производства отдельных материалов и конструкций к строительной площадке (монолитный каркас, вспененные пластмассы и др. );
применение эффективных герметиков и гидроизоляционных материалов, уменьшающих воздухопроницаемость столярных изделий;
использование новых методов бетонирования в зимних условиях с применением химических добавок;
разработка и утверждение государственных элементных сметных норм и территориальных расценок, включающих использование новых материалов, конструкций, технологий в процессе строительства;
строительство зданий и сооружений с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
создание комплексной защитной термооболочки вокруг конструкций объектов капитального строительства;
введение в конструкцию наружных ограждений замкнутых воздушных прослоек;
запрещение использования "мокрого" утепления наружных стен при проектировании новых зданий и сооружений;
запрещение применения теплоизоляции с внутренней стороны;
управление теплофизическими характеристиками ограждающих конструкций (вентилируемые воздушные прослойки и др. );
применение эффективных опалубочных систем многократного использования;
уменьшение потерь тепла через оконные проемы;
исключение устройства окон по обеим наружным стенам угловых комнат;
устройство вентиляции с рекуперацией тепла уходящего из помещения воздуха;
внедрение интеллектуальных систем отопления;
применение современных теплозащитных материалов, многослойных стеновых конструкций, энергосберегающего инженерного оборудования и сантехники;
обязательное внедрение при проектировании и строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений отопительных систем с горизонтальной разводкой;
применение систем автономного энергоснабжения объектов капитального строительства.
Лесной и деревообрабатывающий комплекс
За первое полугодие 2009 года произведено пиломатериалов 233,9 тыс. куб. метров или 107,7% к уровню предыдущего года. Объем производства деловой древесины составил 828 тыс. куб. метров или 96,7% к соответствующему периоду 2008 года. Основной перерасход энергетических ресурсов в данной отрасли приходится на тепловую энергию и составляет 299 тыс. тонн условного топлива из 317 тыс. тонн условного топлива. Высокие объемы производимой продукции позволяют эффективно использовать отходы производства лесной и деревообрабатывающей промышленности в качестве возобновляемых источников энергии в системах отопления.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
обеспечение работы сушильного производства за счет сжигания отходов шкопильного производства;
использование котельного оборудования на основе отходов производства лесной и деревообрабатывающей промышленности;
облагораживание древесного топлива путем его переработки на щепу, топливные гранулы, брикеты и т. д.
Сельское хозяйство
В сельскохозяйственной отрасли автономного округа в настоящее время реализуются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, а также Закон автономного округа от 24 ноября 2006 года N 116-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008-2011 годы".
На 1 января 2009 в хозяйствах всех категорий автономного округа поголовье крупного рогатого скота составило 11,3 тыс. голов или 95% к аналогичному показателю на 1 января 2008 года. Поголовье коров составило - 5,33 тыс. голов или 100,5%; поголовье свиней - 28,9 тыс. голов или 113%; поголовье овец и коз - 4,8 тыс. голов или 137,5%; поголовье птицы - 127,6 тыс. голов или 119%.
В животноводстве потребляется более 20 % жидкого топлива и электрической энергии от всех энергетических ресурсов, используемых на производственные цели в сельском хозяйстве. Энергоемкость производства продукции животноводства в автономном округе превосходит другие ведущие западные страны в 2,0-3,5 раза.
Развитое животноводство в автономном округе создает условия для использования возобновляемых источников энергии в качестве одного из перспективных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сельском хозяйстве.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском хозяйстве автономного округа являются:
внедрение новых технологий и энергетического оборудования по использованию биомассы, местных видов топлива, торфа, растительных и древесных отходов для непосредственного сжигания или преобразования в энергоносители;
применение технологий и оборудования для получения жидкого топлива (посредством "быстрого пиролиза") из торфа, древесных и растительных отходов, биомассы;
внедрение технологий и комплекта оборудования для одновременной переработки навоза (помета) в удобрения и биогаз;
совершенствование конструктивных решений систем вентиляции, средств регулирования микроклимата, эксплуатации теплового оборудования и т. д. ;
использование энергоэффективных технологий и комплектов энергоэкономного теплоэнергетического и электротеплового оборудования нового поколения для сельскохозяйственных организаций;
оснащение сельскохозяйственных объектов системами микроклимата с новыми эффективными теплоутилизационными установками с использованием полимерных материалов;
применение системы отопления сельскохозяйственных объектов на базе инфракрасных газовых горелок;
использование естественного холода;
повышение энергетической эффективности сельскохозяйственных машин и оборудования;
разработка системы автономного электроснабжения удаленных сельских поселений на базе солнечной фотоэлектрической станции и ветроустановки;
разработка и освоение ветродизельных комбинированных установок для автономных сельских потребителей.
Транспорт
1. Автомобильный транспорт расходует более половины общего количества энергоресурсов, потребляемых всеми видами транспорта. Пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на территории автономного округа осуществляют 22 пассажирских автотранспортных предприятия и более 620 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают 14 городов и 40 поселков. Ежегодный пассажирооборот составляет более 77 млн. пассажиро-километров.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при эксплуатации автомобильного транспорта в автономном округе являются:
проведение энергетических обследований и паспортизации предприятий транспорта, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
снижение удельных норм расхода топлива автомобильным транспортом за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин;
оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения;
замещение бензина другими видами топлива, в первую очередь сжатым и сжиженным газом;
модернизация парка наземного общественного транспорта с целью сокращения потребления энергетических ресурсов, а также сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду.
2. В настоящее время комплекс гражданской авиации автономного округа представлен 10 аэропортами, осуществляющими прием и отправку пассажиров в разные направления. В городах: Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым аэропорты имеют статус международных. Наиболее значительными по объемам работ, выполняемых в регионе, являются ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ЗАО "Когалымавиа", ОАО "Нижневартовскавиа". Воздушные суда авиакомпаний, расположенных на территории автономного округа, совершают полеты более чем по 80 межрегиональным и 10 зарубежным направлениям.
За 2008 год аэропортами автономного округа обеспечено 39667 вылетов самолетов, пассажиропоток составил 1274,1 тыс. человек, объемы работ по обработке грузобагажа - 18,13 тыс. тонн, аэропортовых услуг - 3052,2 млн. рублей.
Энергосбережение на воздушном транспорте обеспечивается за счет:
использования новых энергетически эффективных самолетов;
оптимизации расстановки и использования парка самолетов в соответствии с пассажиропотоками и дальностью рейсов;
совершенствования методов эксплуатации воздушных судов;
использования водорода в качестве топлива;
внедрения новых аэродромных машин и механизмов.
3. Железнодорожная магистраль на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районами России и Ямало-Ненецким автономным округом. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Железная дорога в западной части автономного округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке - предприятия нефтегазовой отрасли. На территории автономного округа осуществляют свою деятельность три отделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги": Сургутское (протяженность линий 650 км), Нижнетагильское (протяженность линий 339 км), Свердловское (протяженность линий 117 км). Наиболее крупные железнодорожные станции: Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях, Когалым, Мегион, Лангепас, Нягань, Устье-Аха (п. г. т. Междуреченский), Приобье.
В автономном округе устойчиво растет промышленное производство, что сказывается на увеличении грузопотоков на территории автономного округа, в 2008 году было отправлено грузов 10,1 млн. тонн, что на 3,3% больше уровня 2007 года. Пассажирооборот на территории автономного округа достаточно высок и стабилен, и в 2008 году составил 3236,2 млн. пассажиро-километров, что на 7,8% больше по сравнению с 2007 годом.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на железнодорожном транспорте являются:
ввод в эксплуатацию новых, более совершенных локомотивов, характеризующихся по сравнению с выпускаемыми в настоящее время повышенным КПД двигателей и передач, более совершенной системой охлаждения, меньшими расходами энергии на собственные нужды;
увеличения доли грузовых вагонов на роликовых подшипниках и увеличения доли бесстыкового пути в целях снижения сопротивления движению;
дальнейшая электрификация железных дорог;
внедрение рекуперативного торможения на электрифицированных участках железных дорог;
увеличение массы поезда за счет повышения степени загрузки вагонов, применения вагонов повышенной грузоподъемности;
оптимизация планирования перевозок;
осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь электроэнергии на тяговых подстанциях, реактивной мощности в системе электротяги и стационарных потребителей;
замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом;
централизация теплоснабжения железнодорожных станций и узлов.
4. Большую роль в развитии экономики автономного округа играет водный транспорт. Значительная часть строительных, минерально-сырьевых грузов, в том числе и по программе северного завоза (80 000 - 85 000 тонн), поступает речным транспортом. Основными речными магистралями являются реки Обь и Иртыш. Протяженность судоходных водных путей автономного округа составляет 5 608 км, из которых 3 736 км - боковые и малые реки. Навигационный период продолжается менее 6 месяцев. Водные пути связывают населенные пункты автономного округа с крупными транспортными центрами: Омском, Тобольском, Салехардом, Томском, Новосибирском и имеют выход на морские магистрали. В автономном округе перевозки грузов осуществляют наиболее крупные судоходные компании - Иртышское, Обь-Иртышское и Западно-Сибирское речные пароходства, Томская судоходная компания. Главным пассажирским перевозчиком в автономном округе является ОАО "Северречфлот".
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на водном транспорте являются:
обновление флота энергетически эффективными судами, оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи автоматизированных систем управления и бортовых компьютеров;
внедрение необрастающих покрытий корпусов судов, многофункциональных присадок к топливу, новых систем топливоподготовки;
внедрение систем глубокой утилизации теплоты отходящих газов судовых двигателей и утилизации нефтяных остатков на судах;
развитие речных перевозок несамоходным флотом в крупнотоннажных составах;
применение на речных судах дизелей с трубонадувом;
повышение нагрузок на единицу мощности двигателя, тяги, совершенствование эксплуатации энергетических установок и двигателей судов;
замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом.
Возобновляемые источники энергии
Использование возобновляемых источников энергии является одним из перспективных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе. Применение возобновляемых источников энергии позволяет сократить расход дефицитных моторных топлив в зонах децентрализованного энергоснабжения, решить неотложные задачи по повышению жизненного уровня отдаленных районов автономного округа, в которые экономически и технически неэффективно осуществлять подвод протяженных электрических сетей.
Основными мероприятиями по применению возобновляемых источников энергии на территории автономного округа являются:
внедрение когенерационных газотурбинных установок, обеспечивающих переработку и утилизацию попутного нефтяного газа в целях выработки электрической и тепловой энергии;
применение отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности в качестве возобновляемых источников энергии в системах отопления;
использование биоэнергетического потенциала отходов сельского хозяйства в целях одновременного производства электрической и тепловой энергии, а также удобрений;
использование энергии малых рек, развитие малых и микрогидроэлектростанций;
освоение ветроэнергетического потенциала автономного округа, внедрение ветроэнергетических установок в удаленных поселках с децентрализованным электроснабжением;
использование геотермальной энергетики и теплонасосных установок для автономного теплоснабжения в населенных пунктах автономного округа и в рамках существующих систем централизованного теплоснабжения при отсутствии технической возможности подключения к ним;
переработка твердых бытовых отходов в целях производства тепловой и электрической энергии, модернизации действующих мощностей по переработке твердых бытовых отходов.
VII. Объемы и источники финансирования Программы
Предложенные меры направлены на повышение энергоэффективности как экономики автономного округа в целом, так и отдельных ее отраслей.
Однако для надлежащего выполнения и реализации всех мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, необходимо привлечение не только средств бюджета автономного округа, но также средств бюджетов муниципальных образований автономного округа и внебюджетных источников.
Реализация мероприятий Программы за счет всех источников ориентировочно составит 40-70 млрд. рублей.
Предполагается, что после утверждения федеральной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, автономным округом в установленном порядке будут направлены заявки на получение субсидий из федерального бюджета на софинансирование отдельных мероприятий Программы.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные Программой, предполагается использовать для решения задач и достижения целей социально-экономического развития автономного округа.
Программные мероприятия должны содержать в себе общие тенденции развития энергетики Российской Федерации, отвечать заданным направлениям государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражать последние достижения в этой области.
Программа должна обеспечить решение задач декларирования энергопотребления, снижения расходов на энерго- и водообеспечение за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов, установления обоснованных лимитов (нормативов) потребления энергетических ресурсов, улучшения экологического состояния автономного округа.
По итогам реализации Программы предполагается получение следующих результатов:
1. Обеспечение потребностей населения и экономики автономного округа в энергетических ресурсах:
удовлетворение прироста энергопотребления за счет снижения энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40 %;
сокращение числа аварий инженерных систем коммунального хозяйства на 50 % от уровня 2009 года;
использование энергосберегающих технологий и оборудования при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов социальной инфраструктуры.
2. Развитие топливно-энергетического комплекса автономного округа, повышение эффективности его функционирования по показателям:
сокращение потерь нефти и газа при добыче и транспортировке, электрической и тепловой энергии в сетях;
обеспечение устойчивой работы и безопасности топливно-энергетического комплекса автономного округа;
сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу к 2020 году не менее чем на 15 % от уровня 2009 года;
применение возобновляемых и альтернативных источников энергии, преимущественно в сфере биоэнергетики, с использованием отходов деревообрабатывающих производств и сельского хозяйства.
3. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере потребления населением автономного округа и бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, в том числе:
обеспечение сокращения энергопотребления и платежей населения автономного округа за коммунальные услуги не менее чем на 3 % ежегодно в сопоставимых с 2009 годом ценах до 2015 года;
сокращение затрат на оплату энергетических ресурсов в бюджетной сфере за счет реализации энергосберегающих мероприятий - на 15 % к 2015 году;
стимулирование энергосберегающего поведения населения автономного округа при переходе на энергосберегающее осветительное оборудование и системы освещения жилищного фонда.
4. Создание условий для вовлечения в решение проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности всех групп потребителей энергетических ресурсов за счет:
развития нормативной правовой базы автономного округа и методического обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку и принятие долгосрочной целевой программы автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведения разъяснительных работ с населением автономного округа, направленных на стимулирование энергосберегающего поведения;
развития рынка энергосервисных услуг, доведение его доли в валовом региональном продукте до 6 % к 2020 году.
IX. Первоочередные мероприятия Концепции
Первый этап - I квартал 2010 года:
одобрение Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ;
формирование структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в автономном округе как части единой федеральной структуры управления этим процессом.
Второй этап - II-III кварталы 2010 года:
разработка и утверждение в установленном порядке Правительством автономного округа, долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на период 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.