Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В условиях экономических и социально-культурных изменений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) сформирована социально адаптированная нормативная правовая база в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства, создаются условия для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, сформирована система организационных мероприятий по оздоровлению и отдыху детей, в том числе детей-инвалидов, детей, оставшихся без родительского попечения, одаренных детей.
Многолетняя практика реализации региональной программы "Дети Югры" подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проживают 344 673 ребенка. По состоянию на 1 июля 2010 года в Югре зарегистрированы 3 651 ребенок (семей - 3 609) с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет; 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 587 - воспитанники интернатных учреждений, 9 из 10 детей - сирот воспитываются в семьях граждан. Число семей, находящихся в социально опасном положении, составляет 2 093, в них воспитываются 3 690 детей.
Социальную реабилитацию детей-инвалидов в автономном округе осуществляют 11 государственных учреждений социального обслуживания и 8 стационарных отделений в центрах помощи семье и детям.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действуют 4 детских дома, 1 дом ребенка, 2 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также 5 реабилитационных центров для несовершеннолетних и 9 стационарных отделений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Создание системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на базе ресурсных учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры способствовало сокращению числа детей с инвалидностью по сравнению с 01.01.2009 года на 837 человек, что составляет 19% от общего числа детей-инвалидов в автономном округе.
Обеспечение государственных гарантий и мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, принявших детей на воспитание в свои семьи, пропаганда семейных форм устройства детей-сирот, разработка системы подбора, подготовки и сопровождения замещающих родителей позволили увеличить число детей, устроенных в семьи, на 3,5% по сравнению с 2008 годом, и сократить число воспитанников интернатных учреждений на 33%.
Благодаря обеспечению в полном объеме государственных гарантий и мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям, а также внедрению современных технологий устройства детей - сирот в семьи сократилась общая численность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, на 3,5%, с 7 158 детей в 2008 году до 7054 детей в 2010 году. Увеличилось количество усыновлённых детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства автономного округа, на 6,7%, с 1 946 детей в 2008 году до 2 076 детей в 2010 году. Возросло количество приёмных семей на 43%, с 350 семей в 2008 году до 606 семей в 2010 году.
В 2009 году в автономном округе внедрена участковая социальная работа, в результате число детей, находящихся в социально опасном положении, снизилось на 1 392 ребенка или на 27% за полтора года.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 7 процентов детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - это круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Не эффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в кризисной ситуации, с целью предотвращения лишения родительских прав. Незначительно распространено восстановление в родительских правах и возвращение ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Важную роль в обеспечении интеллектуального будущего Югры и России играет система работы с одаренными детьми, охватывающая тысячи учащихся, участвующих в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях. Для победителей всероссийских и международных олимпиад должны создаваться особые условия для обучения, занятий спортом, олимпийской подготовкой; новые формы вовлечения в культурно созидательную деятельность.
Причины распространенности асоциальных явлений, антиобщественного поведения среди молодежи во многом связаны с негативной социализацией. Наиболее эффективным средством профилактики отклоняющегося поведения является поддержка и развитие социальной активности детей.
Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях.
Значительную роль в решении задачи оздоровления детей играет организация детской оздоровительной кампании, развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, эффективное использование базы учреждений социальной сферы в каникулярный период.
Организация отдыха и оздоровления детей в автономном округе рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении семьи и детей.
Обязанность по обеспечению законных прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Услуги по отдыху и оздоровлению детей в автономном округе предоставляют 492 учреждения, в том числе 7 загородных оздоровительных учреждений, 456 учреждений с дневным пребыванием детей, 29 профильных учреждений.
Из 7 детских загородных оздоровительных учреждений - 6 находятся в муниципальной собственности:
1) детский оздоровительно-образовательный (профильный) лагерь "Юбилейный" на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный профильный центр", Кондинский район;
2) загородный стационарный лагерь круглосуточного пребывания детей "Лесная сказка" на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва Нижневартовского района", Нижневартовский район;
3) лагерь с круглосуточным пребыванием детей, организуемый в каникулярное время на базе муниципального автономного учреждения "База спорта и отдыха "Северянка", Белоярский район;
4) загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь "Олимпия" на базе муниципального бюджетного учреждения "Олимпия", г. Сургут;
5) специализированный (профильный) военно-спортивный лагерь "Барсова гора" на базе муниципального учреждения "Центр специальной подготовки "Сибирский легион", г. Сургут;
6) загородный спортивно-оздоровительный лагерь "Окуневские зори" на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Спортивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва", г. Советский.
В частной собственности находится 1 загородное оздоровительное учреждение: детский оздоровительный лагерь "Каменный мыс", расположенный на базе ЗАО "Сургутпромжелдортранс", Сургутский район.
Загородные оздоровительные учреждения расположены в 5 муниципальных образованиях автономного округа, в то время как потребность в загородном отдыхе и оздоровлении у родителей и детей, проживающих во всех муниципальных образованиях автономного округа, достаточно высока.
Существующая база загородных оздоровительных учреждений (при условии организации 3-4 летних смен на базе каждого учреждения) позволяет охватить летним отдыхом 2 373 ребенка, что составляет 1,1 % от общей численности детей в возрасте от 6 до 17 лет.
Уровень обеспеченности социальной инфраструктурой (объекты культуры, плоскостные спортивные сооружения, крытые спортивные сооружения, объекты хозяйственного назначения) 7 детских загородных оздоровительных учреждений составляет 62 %. Наименьший уровень обеспеченности социальной инфраструктурой отмечается в детских загородных оздоровительных учреждениях: "Лесная сказка", Нижневартовский район - 12,5 %, "Окуневские зори", Советский район - 21,3 %, "Юбилейный", Кондинский район - 33,8 %.
Основным показателем итогов оздоровительной кампании является показатель оздоровительного эффекта. В 2011 году наибольший оздоровительный эффект отмечается в детских загородных оздоровительных учреждениях - 91 % (в учреждениях с дневным пребыванием детей - 81,5 %, в профильных организациях - 74,5%), что подтверждает необходимость развития материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений.
Решение проблем развития сети детских загородных оздоровительных учреждений возможно путем реализации мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы 6 детских загородных оздоровительных учреждений, находящихся в муниципальной собственности автономного округа.
Основанием для разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являются:
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
поручения Президента Российской Федерации:
от 23 мая 2011 года N Пр-1365 о создании в субъектах Российской Федерации базовых круглогодичных центров отдыха и оздоровления детей;
от 15 июня 2010 года N Пр-1726 о развитии системы отдыха и оздоровления детей;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 1 июня 2012 года N ДМ-П12-5;
поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N АЖ-П12-4126 о реализации мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей;
положения:
Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757);
федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года (постановление Правительства автономного округа от 23 ноября 2006 года N 268-п).
Строительство (реконструкция) объектов детских загородных оздоровительных учреждений в автономном округе планируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, требованиями строительных норм и правил, с учетом потребности населения, территориально-географического расположения муниципальных образований автономного округа, транспортной схемы, особенностями социально-демографической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
При формировании перечня объектов детских загородных оздоровительных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, подлежащих строительству (реконструкции) (таблица 4), в качестве приоритетных рассматривались следующие основания:
повышение качества предоставляемых услуг по отдыху и оздоровлению детей:
обеспечение комплексной безопасности детей во время их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления (санитарно-эпидемиологическая, противопожарная, антитеррористическая);
внедрение новых воспитательно-образовательных программ, апробирование новых методик и технологий.
Абзацы двадцать первый - тридцать второй утратили силу.
См. текст абзацев двадцать первого - тридцать второго раздела 1
Особое внимание в автономном округе уделяется положению детей из числа малочисленных народов Севера. За последние 5 лет наблюдается: увеличение на 2% численности коренных малочисленных народов Севера, с 29 753 чел. в 2005 году до 30 348 чел. в 2009 году; увеличение в сравнении с 2008 годом коэффициентов естественного прироста на 0,9 промилле, с 13,1 промилле в 2008 году до 14,8 промилле в 2009 году; рождаемости на 0,7 промилле, с 22,8 промилле в 2008 году до 23,5 промилле в 2009 году; снижение общей заболеваемости детей из числа коренных малочисленных народов Севера с 2073,1 на 1000 чел. детского населения данной группы в 2007 году до 1871,7 на 1000 чел. детского населения данной группы в 2009 году; увеличение на 32% в сравнении с 2008 годом количества граждан из числа малочисленных народов Севера, получивших высшее и среднее образование за счет средств бюджета автономного округа (в 2009 году - 87 чел., в 2008 году - 66 чел.).
Важным направлением работы остается создание условий для реализации творческих способностей детей, подростков и молодежи малочисленных народов Севера; улучшения качества их жизни и здоровья; повышения этнического самосознания и самоопределения подрастающего поколения коренных народов Югры; обеспечения преемственности поколений, передачи опыта и традиций коренных малочисленных народов Севера автономного округа с целенаправленной систематической воспитательной работой; воссоздание этнической мобильности, этнокультурной и этноязыковой стабильности коренных малочисленных народов Севера в регионе посредством активного включения детей, подростков и молодежи в социально-экономическую, культурную жизнь коренных жителей Югры.
Обозначенные проблемы в период 2011 - 2015 годов являются основанием для определения приоритетных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по улучшению положения детей, семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, защите их прав и законных интересов, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, своевременного включения в социально значимую деятельность.
Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, в том числе вопросов использования современных технологий работы с семьей и детьми с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижения детской заболеваемости, инвалидности; поддержки одаренных детей; создания детям равных возможностей во всех сферах их жизнедеятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.