Закон Ханты-Мансийского АО от 8 октября 1999 г. N 63-оз
"О введении в действие Градостроительного кодекса
Ханты-Мансийского автономного округа
9 октября 2000 г., 3 декабря 2001 г.
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 21 сентября 1999 года
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа |
А.В.Филипенко |
г.Ханты-Мансийск
8 октября 1999 года
N 63-оз
Градостроительный кодекс
Ханты-Мансийского автономного округа
9 октября 2000 г., 3 декабря 2001 г.
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 21 сентября 1999 года
Градостроительный кодекс Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа определяет порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Законом Ханты-Мансийского АО от 9 октября 2000 г. N 78-оз в часть 2 преамбулы настоящего Закона внесены изменения
Настоящий Кодекс определяет полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, предметы ведения местного самоуправления муниципальных образований, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории автономного округа, а также ответственность за нарушение законодательства Ханты-Мансийского автономного округа о градостроительстве.
Глава I. Общие положения
Законом Ханты-Мансийского АО от 3 декабря 2001 г. N 78-оз в статью 1 настоящего Закона внесены изменения
Статья 1. Основные термины и определения
1. Градостроительная деятельность (далее также - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа, территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства, реконструкции, ремонта объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.
2. Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.
3. Градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.
4. Зонирование - деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.
5. Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.
6. Красная линия - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
7. Линия регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.
8. Межселенные территории - территории за пределами границ поселений.
9. Объекты недвижимости в градостроительстве (далее - объекты недвижимости) - объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в абзаце первом пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований автономного округа (градостроительные уставы муниципальных образований) (далее - правила застройки) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, регулирующие использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.
11. Правовое зонирование - деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области разработки и реализации правил застройки территорий муниципальных образований, а также городских и сельских поселений.
12. Пригородная зона - территория, прилегающая к городу, предназначенная для использования в качестве резерва последующего развития города, для размещения объектов, а также зеленых зон, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.
13. Разрешенное использование земельных участков и других объектов недвижимости в градостроительстве - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, автономного округа, а также сервитуты.
14. Устойчивое развитие поселений и межселенных территорий - развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.
Статья 2. Правовые основы градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе
1. Градостроительная деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
- законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- Уставом Ханты-Мансийского автономного округа;
- Градостроительным кодексом Ханты-Мансийского автономного округа;
- законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом;
- правилами застройки;
- иными нормативными правовыми и нормативными актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
2. Нормы, регулирующие градостроительную деятельность, содержащиеся в иных нормативных правовых актах автономного округа и органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Статья 3. Цель градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе
Главной целью градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа является создание планово регулируемых систем расселения и территориально-производственных комплексов, обеспечивающих полноценные условия жизни, труда и отдыха населения, надежную защиту его жизнедеятельности от отрицательного воздействия сурового климата, экологически гармоничное освоение и сохранение природной среды.
Статья 4. Объекты градостроительной деятельности
1. Объектами градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе являются территория Ханты-Мансийского автономного округа, части территории Ханты-Мансийского автономного округа, территории муниципальных образований и их части, территории поселений, части территории поселений, объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация.
2. Градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 6. Осуществление градостроительной деятельности в зависимости от типа поселения
1. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно-производственная специализация указанных поселений, а также значение поселений в системе расселения и административно-территориальном устройстве автономного округа.
2. Нормативными правовыми актами автономного округа, разработанными в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются вид и содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения для поселений различных типов.
Глава II. Обеспечение прав граждан на
благоприятную среду жизнедеятельности
Статья 8. Осуществление градостроительной деятельности на территориях родовых угодий и территориях традиционного природопользования
1. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления и соответствующие органы архитектуры и градостроительства при разработке и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории муниципальных образований, в пределах которых находятся родовые угодья и территории традиционного природопользования, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о родовых угодьях и территориях традиционного природопользования, создают условия для традиционного природопользования, сохранения исконной среды обитания и поддержания традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей на указанных территориях.
2. На территориях родовых угодий и территориях традиционного природопользования устанавливается особое регулирование градостроительной деятельности в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.
Статья 9. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
1. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, организации обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктур в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и государственными градостроительными нормативами и правилами.
2. Мероприятия по приспособлению объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного доступа инвалидов к ним и использования таких объектов инвалидами осуществляются в соответствии с федеральными целевыми программами, целевыми программами Ханты-Мансийского автономного округа и местными целевыми программами.
Статья 10. Предоставление информации о градостроительной деятельности
1. Порядок информирования граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности, порядок представления информации Правительству автономного округа, органам местного самоуправления, органам архитектуры и градостроительства от субъектов градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Субъекты градостроительной деятельности обязаны информировать Правительство автономного округа, органы местного самоуправления о намечаемых ими мероприятиях, связанных с возможным отчуждением, изменением или реорганизацией территории.
Субъекты градостроительной деятельности обязаны представлять в Правительство автономного округа любую затребованную информацию по разработке и реализации градостроительной и проектной документации.
Органы государственной власти округа, органы местного самоуправления, другие субъекты градостроительной деятельности обязаны представлять органам архитектуры и градостроительства Правительства автономного округа необходимую информацию, касающуюся проводимых или намечаемых градостроительных изменений на территории округа.
3. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного представления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о намерениях, разработке и реализации градостроительной и проектной документации субъекты градостроительной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством автономного округа.
Статья 11. Участие граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности
Порядок участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 12. Профессионально-творческие организации (объединения) в области градостроительства
Профессионально-творческие организации (объединения) в области градостроительства осуществляют свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов автономного округа.
Глава III. Полномочия органов государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа и предметы
ведения местного самоуправления муниципальных
образований в области градостроительства
Статья 13. Полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа
1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа в области градостроительства относится:
- принятие законов в области градостроительства;
- утверждение по представлению Правительства автономного округа градостроительных программ;
- передача части полномочий органов государственной власти в области градостроительства органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством автономного округа посредством принятия законов автономного округа;
- утверждение проектов черты муниципальных образований, черты городских и сельских поселений;
- утверждение границ пригородных зон городов;
- утверждение перечня объектов градостроительной деятельности особого регулирования и границ объектов особого регулирования за исключением объектов, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского АО от 3 декабря 2001 г. N 78-оз в часть 2 статьи 13 настоящего Закона внесены изменения
2. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа относится:
- разработка и принятие нормативных правовых актов Правительства автономного округа в области градостроительства;
- организация разработки и осуществление государственной политики в области градостроительства;
- утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Ханты-Мансийского автономного округа, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;
- установление форм заявлений и порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов, указанных статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- принятие решений о строительстве объектов недвижимости окружного значения и о подготовке документов для получения разрешений на строительство;
- установление порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации в пределах своей компетенции;
- определение государственной поддержки в реализации консолидированных схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации в пределах своей компетенции;
- определение порядка участия автономного округа в реализации территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории автономного округа в пределах своей компетенции;
- утверждение порядка особого регулирования градостроительной деятельности на территории автономного округа, за исключением территорий, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации;
- совершенствование экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно-коммунальном хозяйстве;
- осуществление контроля в области ценообразования в строительстве, определение стоимости объектов массового строительства, осуществляемого за счет средств бюджета автономного округа;
- установление порядка отчислений для финансирования градостроительной деятельности;
- установление градостроительных требований к условиям и порядку пользования землями поселений в пределах своей компетенции;
- установление порядка согласования проектной документации в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов Правительства автономного округа в области градостроительства;
- финансирование разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории автономного округа; программ, проведения научно-исследовательских работ в области градостроительства, а также разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, градостроительных нормативов и правил Ханты-Мансийского автономного округа, ведения государственного градостроительного кадастра;
- разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
- принятие решений об обеспечении потребности городских и сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в собственности автономного округа;
- утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа;
- информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства;
- передача части своих полномочий в области градостроительства федеральным органам исполнительной власти по соглашению с ними;
- установление иных видов градостроительной документации, кроме перечисленных в статье 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 14. Предметы ведения муниципальных образований автономного округа
1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:
- принятие и изменение правил застройки и других нормативно - правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории муниципальных образований, а также городских и сельских поселений и об их застройке, за исключением утверждения документации, отнесенной к полномочиям органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;
- разработка проектов черты муниципальных образований, городских и сельских поселений и внесение в Думу автономного округа предложений по их утверждению;
- организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости в муниципальных образованиях, городских и сельских поселениях;
- принятие решений об обеспечении потребности населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления для осуществления градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией;
- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;
- ведение градостроительного кадастра муниципального образования и мониторинга;
- выдача в установленном порядке разрешений на строительство муниципальных объектов недвижимости;
- определение условий и заказчиков на проведение проектно-изыскательских работ на территории муниципального образования, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности в установленном Правительством автономного округа порядке;
- финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений и об их застройке, программ, проведения научно-исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства, ведения градостроительного кадастра муниципального образования, создания и ведения регистра жилых домов, строящихся на территории муниципального образования;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о градостроительстве;
- осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принимаемых в области градостроительства;
- утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства муниципальных образований;
- выполнение функций заказчика разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений и об их застройке;
- создание и ведение регистра жилых домов, строящихся на территории муниципального образования, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
- разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
- информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства;
- иные функции, определенные законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о местном самоуправлении.
3. Для рассмотрения и подготовки предложений по наиболее сложным и спорным вопросам, возникающим в процессе организации территории и градостроительной деятельности, при главе местного самоуправления муниципального образования может создаваться совет (комиссия) по развитию и организации территории муниципального образования, возглавляемый главой местного самоуправления муниципального образования или уполномоченным им лицом. Состав совета (комиссии), ее функции и регламент определяются главой местного самоуправления муниципального образования.
Статья 15. Полномочия органа архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа в области регулирования градостроительной деятельности
1. Орган архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа является государственным органом исполнительной власти автономного округа, в части научно-методического обеспечения подчиняется федеральному органу архитектуры и градостроительства.
2. Орган архитектуры и градостроительства автономного округа:
- представляет в органы государственной власти автономного округа проекты законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа в области градостроительства и предложения об их разработке;
- организует разработку и реализацию государственной политики в области градостроительства в автономном округе;
- организует разработку и издание территориальных градостроительных нормативов и правил;
- координирует работу научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций в области градостроительства, за исключением организаций федерального значения;
- обеспечивает разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории автономного округа, проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства на территории автономного округа, а также разработку градостроительной документации и проведение научно - исследовательских работ в области градостроительства, осуществляемых по заказу органов местного самоуправления;
- участвует в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ автономного округа и программ социально-экономического развития территории автономного округа;
- осуществляет координацию деятельности местных органов архитектуры и градостроительства и руководство их деятельностью в части научно-методического обеспечения;
- осуществляет лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности (совместно с региональными отделениями Союза архитекторов Российской Федерации), деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, а также топографо-геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности, иной деятельности в области градостроительства, полномочия на лицензирование которой переданы в установленном порядке органам исполнительной власти автономного округа;
- осуществляет подготовку документов в целях получения разрешений на строительство объектов недвижимости окружного значения, а также регистрацию в установленном порядке этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
- осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории автономного округа и оказывает содействие ее разработчикам в согласовании такой документации с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти автономного округа;
- обеспечивает проведение государственной экспертизы градостроительной документации, научно-исследовательских работ, градостроительных разделов целевых программ и программ социально-экономического развития территорий, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий, перечень которых установлен федеральным законодательством;
- организует на территории автономного округа конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации;
- осуществляет ведение на территории автономного округа государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
- осуществляет формирование и ведение на территории автономного округа архивных фондов инженерных изысканий для строительства;
- рассматривает предложения об установлении и изменении границ городских и сельских поселений, муниципальных образований, объектов градостроительной деятельности особого регулирования на территории автономного округа;
- осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях в пределах своей компетенции;
- участвует совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в подготовке материалов по инвентаризации земель, находящихся в государственной собственности, передаче земельных участков в муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве в пределах своей компетенции;
- осуществляет информационное обеспечение граждан и местных органов архитектуры и градостроительства в области градостроительной деятельности;
- осуществляет полномочия, установленные Федеральным Законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
- участвует в международном сотрудничестве в области градостроительства.
3. Нормативными правовыми актами Губернатора автономного округа могут быть установлены дополнительные полномочия органу архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 16. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации полномочий в области градостроительства
1. По предметам ведения местного самоуправления в области градостроительства местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований:
- обеспечивают разработку, экспертизу рассмотрение, согласование и представление на утверждение в установленном порядке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований и об их застройке, проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства;
- участвуют в рассмотрении и согласовании территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории автономного округа и частей территории автономного округа, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории автономного округа, градостроительных разделов целевых программ автономного округа и программ социально-экономического развития территории автономного округа;
- участвуют в разработке и реализации градостроительных разделов местных целевых программ и программ социально-экономического развития территории муниципального образования;
- могут передавать по согласованию с органами местного самоуправления функции заказчиков градостроительной документации органу архитектуры и градостроительства автономного округа;
- осуществляют контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации и оказывают содействие ее разработчикам в согласовании этой документации с государственными органами, органами местного самоуправления;
- обеспечивают разработку правил застройки и других нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- осуществляют в установленном Правительством автономного округа порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
- выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации;
- организуют конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации, архитектурно - художественное оформление и благоустройство территории муниципального образования;
- согласовывают в установленном порядке проектную документацию в отношении объектов жилищно-гражданского, производственного, коммунального и природоохранного назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, а также благоустройства территории муниципальных образований;
- осуществляют на территории муниципальных образований ведение плана существующей застройки (опорного плана), регистрационного плана расположения сооружений и коммуникаций связи и инженерного оборудования, государственного градостроительного кадастра, мониторинга объектов градостроительной деятельности, а также архивного фонда инженерных изысканий для строительства;
- готовят предложения о выборе земельных участков для строительства и реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;
- готовят совместно с органами по земельным ресурсам и землеустройству проекты решений органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, а также необходимые графические и текстовые материалы;
- осуществляют вынос в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений, сооружений, трасс инженерных коммуникаций, а также принимают участие в установлении границ земельных участков на местности;
- согласовывают землеустроительную документацию в отношении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства в городских и сельских поселениях, муниципальных образованиях и пригородных зонах городов;
- участвуют в проведении работ по инвентаризации земель и других объектов недвижимости городских поселений, муниципальных образований;
- участвуют в подготовке конкурсов и аукционов земельных участков и других объектов недвижимости;
- информируют население о состоянии среды жизнедеятельности и намерениях о ее изменении;
- рассматривают заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимают решения в пределах своей компетенции;
- осуществляют контроль за использованием и охраной земель городских и сельских поселений в пределах своей компетенции;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве и иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
- участвуют в международном сотрудничестве в области градостроительства.
2. Нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные полномочия местных органов архитектуры.
Глава IV. Государственное регулирование градостроительной
деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе
Статья 17. Особое регулирование градостроительной деятельности
1. Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.
2. На территории Ханты-Мансийского автономного округа могут находиться объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального, окружного или местного значения. Отнесение указанных объектов к объектам федерального, окружного или местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
3. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, относятся:
- территории родовых угодий и территории традиционного природопользования;
- территории автономного округа, зараженные и загрязненные свыше предельно допустимых концентраций, подверженные подтоплениям береговой полосы и другим техногенным и природным воздействиям;
- территория р.п. Березово, включенного в список исторических населенных мест Российской Федерации;
- территория административного центра Ханты-Мансийского автономного округа г. Ханты-Мансийск.
4. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:
- введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил;
- введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;
- выдачи специальных разрешений на строительство.
5. Границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования и порядок регулирования градостроительной деятельности на соответствующих территориях определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 18. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа
1. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа являются составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве.
2. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа разрабатываются органом архитектуры и градостроительства автономного округа в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных местных особенностей.
3. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа определяют:
- порядок осуществления строительства, реконструкции и благоустройства;
- условия размещения, возведения и (или) использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительной документацией;
- обеспечение безопасности и комфортности проживания;
- условия наложения ограничений по типам конструкций, видам строительных материалов, размерам, объему зданий, их расположению относительно границ землевладения, размерам фронта застройки, назначению зданий и сооружений, предполагаемых к строительству, ремонту и реконструкции;
- условия осуществления работ по строительству, инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории, размещению наружной рекламы;
- приоритеты по этапам реализации градостроительных решений;
- порядок распределения земельных участков в зависимости от градостроительной ценности территорий;
- условия формирования наиболее ответственных в градостроительном отношении ансамблей, площадей, улиц, кварталов, зданий, сооружений, объектов благоустройства и иных объектов поселений;
- требования к архитектурно-художественному облику жилой, общественной и производственной застройки и природных ландшафтов;
- процедуры участия граждан в градостроительной деятельности, благоустройстве территории в границах собственного земельного участка, прилегающих территорий;
- иные условия, отражающие местную специфику.
4. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа являются основанием для вынесения решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, иными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных градостроительных нормативов и правил.
5. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа действуют на территории Ханты-Мансийского автономного округа и обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность.
Законом Ханты-Мансийского АО от 3 декабря 2001 г. N 78-оз часть 6 статьи 18 настоящего Закона изложена в новой редакции
6. Градостроительные нормативы и правила Ханты-Мансийского автономного округа (территориальные градостроительные нормативы и правила) в установленном порядке утверждаются Правительством автономного округа или по его решению уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа, представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 19. Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований
1. Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований являются нормативным правовым актом прямого действия на территории данного муниципального образования.
2. Правила землепользования и застройки территорий муниципального образования устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующей территории муниципального образования, а также городских и сельских поселений. Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований могут разрабатываться общими для всех поселений района или конкретизироваться для отдельных поселений.
3. Решение о разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования принимают органы местного самоуправления муниципального образования.
4. Структура правил землепользования и застройки территории муниципального образования устанавливается типовой формой, утвержденной органом архитектуры и градостроительства автономного округа и включает следующие регламентации:
- по размещению, возведению и использованию объектов недвижимости в соответствии с градостроительной документацией;
- по обеспечению безопасности и комфортности проживания;
- по типам конструкций, высоте и объему зданий, их расположению относительно границ земельного участка, размерам фронта застройки, назначению зданий и сооружений, планируемых к строительству, реконструкции или ремонту;
- по порядку осуществления транспортного строительства, инженерному оборудованию, благоустройству, озеленению;
- по определению приоритетов по этапам реализации градостроительных решений;
- по порядку распределения участков между различными застройщиками в зависимости от градостроительной ценности территории;
- по условиям формирования наиболее ответственных в градостроительном отношении архитектурных ансамблей, площадей, улиц, кварталов, зданий, сооружений;
- по требованиям к архитектурно-художественному облику зданий и сооружений в соответствии с характером прилегающей застройки и природных ландшафтов;
- по требованиям к монументально-художественному оформлению городов и поселений, размещению знаков визуальной информации и рекламы;
- по процедурам участия граждан и юридических лиц в благоустройстве территории в границах земельного участка и на прилегающих к нему территориях.
5. Правила землепользования и застройки территории муниципального образования подлежат опубликованию в средствах массовой информации и обязательны для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности на территории муниципального образования, а также городских и сельских поселений.
Нарушения правил землепользования и застройки территории муниципального образования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством автономного округа.
Статья 20. Градостроительная документация
1. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории автономного округа включает в себя:
- территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории автономного округа;
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территории автономного округа.
2. Градостроительная документация для территории муниципальных образований, городских и сельских поселений включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории муниципальных образований, городских и сельских поселений и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений включает в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории районов;
- генеральные планы городских и сельских поселений;
- проекты черты городских и сельских поселений, проекты черты муниципальных образований.
Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее - проект планировки);
- проекты межевания территории;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры поселений (далее - проекты застройки).
3. Исключена.
См. текст части 3 статьи 20
4. Для детализации основных положений градостроительной документации о градостроительном планировании территории автономного округа, муниципальных образований, городских и сельских поселений, а также градостроительной документации о застройке городских и сельских поселений могут разрабатываться иные виды градостроительной документации:
- схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории автономного округа, муниципальных образований, городских и сельских поселений;
- схемы и проекты развития территорий промышленных узлов, зон нефтегазодобычи;
- схемы градостроительного планирования развития территории групповых систем населенных мест;
- схемы охраны природы, защиты территории от опасных геологических процессов, охраны объектов историко-культурного наследия;
- схемы развития отдыха и туризма;
- генеральные планы национальных парков, иных особо охраняемых территорий;
- генеральные планы пригородных зон.
Финансирование разработки такой градостроительной документации осуществляется за счет заказчиков.
Правительство автономного округа может устанавливать иные виды градостроительной документации.
5. Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами.
Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов градостроительной документации, перечень органов государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющих согласование и экспертизу, устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом, принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также заданием на проектирование.
Порядок разработки, согласования и утверждения, обсуждения и опубликования, состав и содержание графических и текстовых материалов градостроительной документации, перечисленной в пункте 5 настоящей статьи, перечень органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющих согласование и экспертизу, устанавливается Правительством автономного округа.
6. Утвержденная в установленном порядке градостроительная документация представляет собой нормативный акт, исполнение которого обязательно для всех субъектов градостроительной деятельности.
Внесение изменений в утвержденную градостроительную документацию любого вида осуществляется только по решению органа, утвердившего соответствующую градостроительную документацию, при условии ее опубликования и проведения обсуждения с участием населения, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений.
В период разработки градостроительной документации все вопросы, влияющие на принятие проектного решения, подлежат согласованию с разработчиком градостроительной документации и органом архитектуры и градостроительства, осуществляющим функции заказчика градостроительной документации.
7. Градостроительная документация, как правило, разрабатывается на конкурсной основе.
8. Разработка градостроительной документации любого вида осуществляется при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства.
9. Разработка градостроительной документации любого вида осуществляется на основе материалов комплексных инженерных изысканий.
10. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории автономного округа подлежит рассмотрению советом по развитию и организации территорий и градостроительству Ханты-Мансийского автономного округа при органе архитектуры и градостроительства автономного округа и согласованию с данным органом архитектуры и градостроительства.
В случае, если при местных органах архитектуры и градостроительства действуют градостроительные советы, градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений подлежит рассмотрению данными советами.
Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений подлежит рассмотрению градостроительными советами при местных органах архитектуры и градостроительства и согласованию с соответствующими органами архитектуры.
11. Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации любого вида подлежат опубликованию.
12. Ответственность за отсутствие градостроительной документации, несвоевременную разработку и реализацию несут соответствующие органы власти и органы местного самоуправления.
13. Градостроительная документация является собственностью заказчика, и после ее утверждения один экземпляр безвозмездно передается соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения. Использование документации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторских и смежных правах и договором на ее разработку.
Статья 21. Зонирование территории для осуществления градостроительной деятельности
Зонирование территории для осуществления градостроительной деятельности производится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Статья 22. Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации
1. Градостроительная и проектная документация независимо от источников финансирования и форм собственности заказчика до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Государственная экспертиза градостроительной деятельности осуществляется в целях установления соответствия данной документации требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Государственную экспертизу градостроительной и проектной документации, изысканий, исследований, иной документации, связанной с градостроительной деятельностью в автономном округе, проводят федеральные и территориальные органы экспертизы.
Государственную экспертизу градостроительной и проектной документации, изысканий, исследований, иной документации, связанной с градостроительной деятельностью в автономном округе, вправе также проводить органы экспертизы местных органов архитектуры и градостроительства при передаче соответствующих полномочий органам местного самоуправления и последующей аккредитации местных органов архитектуры и градостроительства.
3. Окружные органы государственной экспертизы проводят экспертизу:
- градостроительной документации;
- научно-исследовательских работ;
- градостроительных разделов целевых программ автономного округа и местных целевых программ;
- программ социально-экономического развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и территорий муниципальных образований;
- схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории Ханты-Мансийского автономного округа и территорий муниципальных образований;
- проектной документации по объектам, финансируемым из окружного и местных бюджетов, изысканий, исследований, иной документации, связанной с градостроительной деятельностью в автономном округе;
- проектной документации по объектам строительства независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплутационной безопасности.
4. Порядок проведения государственной экспертизы на территории автономного округа устанавливается Правительством автономного округа в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
5. Эксперт несет ответственность за объективность экспертного заключения, вплоть до возмещения ущерба, причиненного экспертизой, по решению суда.
6. Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.
7. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе в соответствии с установленным порядком.
8. Один экземпляр документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, безвозмездно передается заказчиком в орган экспертизы.
Статья 23. Лицензирование и сертификация строительной деятельности
1. Лицензирование архитектурной, градостроительной, строительной и проектной деятельности юридических лиц, физических лиц, осуществляющих свою деятельность в форме предпринимательства, а также других разрешенных законом форм ведется органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа при передаче соответствующих полномочий в установленном порядке.
2. Сертификация (квалификационные требования к работникам) профессиональной инженерной строительной деятельности физических лиц производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. Порядок проведения сертификации профессиональной инженерной строительной деятельности физических лиц в автономном округе определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 24. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности
1. Сведения государственного градостроительного кадастра подлежат обязательному использованию:
при разработке и реализации градостроительной и проектной документации;
при застройке и осуществлении изменений объектов недвижимости, ее изъятии, предоставлении в пользование, налогообложении;
оценке инвестиционной деятельности;
охране объектов историко-культурного и природного наследия, памятников архитектуры и градостроительства;
выдаче архитектурно-планировочного задания;
осуществлении государственного надзора и градостроительного контроля;
другой деятельности в области градостроительства.
2. Ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности осуществляется органом архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа за счет средств окружного бюджета, а также средств, поступающих за оказание платных услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам.
Местные органы архитектуры и градостроительства осуществляют ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями и передачи им необходимых для осуществления указанных полномочий финансовых и материальных средств. Средства местного бюджета, а также средства, поступающие за оказание платных услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам, могут использоваться для ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования по решению органов местного самоуправления.
Местные органы архитектуры и градостроительства осуществляют ведение градостроительного кадастра муниципальных образований за счет средств местного бюджета, а также средств, поступающих за оказание платных услуг по предоставлению сведений градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам.
3. Все материалы и информация для ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, а также градостроительного кадастра муниципальных образований передаются их владельцами в органы архитектуры и градостроительства на безвозмездной основе в необходимом объеме по запросам органов архитектуры и градостроительства. Организации, представляющие материалы в установленном порядке для градостроительного кадастра, вправе пользоваться информацией градостроительного кадастра на безвозмездной основе, а также на основе соглашений и договоров.
Статья 25. Комплексные инженерные изыскания и исследования
1. Разработка градостроительной и проектной документации для строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства осуществляется на основе комплексных инженерных изысканий и исследований.
2. Комплексные инженерные изыскания и исследования осуществляют физические или юридические лица при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства, и при наличии соответствующего разрешения органов архитектуры и градостроительства на производство этих работ.
3. Комплексные инженерные изыскания и исследования, выполненные в соответствии с государственными и территориальными нормативами и правилами, являются официальными. Официальными являются также изыскания и исследования, выполненные по нестандартным методикам, если их результаты утверждены Правительством автономного округа.
Ответственность за качество комплексных инженерных изысканий и исследований несет разработчик и заказчик, утвердивший результаты комплексных инженерных изысканий и исследований.
4. Физические и юридические лица, выполнившие изыскания, исследования, обязаны на безвозмездной основе передать один экземпляр копий отчетов инженерных изысканий, исследований в архивные фонды инженерных изысканий для строительства соответствующего органа архитектуры и градостроительства.
Статья 26. Совет по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа и градостроительные советы
1. При органе архитектуры и градостроительства автономного округа, органах местного самоуправления создаются советы по развитию и организации территории и градостроительства (в муниципальных образованиях - градостроительные советы, архитектурно-градостроительные советы) - консультативные органы, задачами которых являются рассмотрение градостроительной документации и проектной документации для строительства, представляющей особую значимость.
Решения совета по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа и градостроительных советов муниципальных образований носят рекомендательный характер.
2. Совет по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа при органе архитектуры и градостроительства автономного округа создается по решению Правительства автономного округа и действует на основании положения о нем.
Порядок работы и состав градостроительных советов муниципальных образований определяется главным архитектором муниципального образования.
3. Совет по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа в обязательном порядке рассматривает градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории автономного округа, частей территории автономного округа, муниципальных образований, городских и сельских поселений, проектную документацию для строительства объектов, представляющих особую архитектурную и социальную значимость и финансируемых за счет федерального или окружного бюджета, а также с их долевым участием более 25 процентов.
Статья 27. Экономическая основа градостроительной деятельности
1. Финансирование градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе наряду с источниками, определенными в Градостроительном кодексе Российской Федерации, осуществляется за счет:
- средств бюджета автономного округа;
- средств от лицензионной деятельности и экспертной деятельности;
- средств, поступающих от разрешенной в установленном Правительством автономного округа порядке деятельности и оказываемых соответствующими органами архитектуры и градостроительства услуг, в том числе за оказание услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам;
- средств местных бюджетов, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территорий городских и сельских поселений;
- централизованных средств государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;
- средств, поступающих от граждан и юридических лиц в счет долевого участия на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- средств целевых и внебюджетных фондов на разработку градостроительной документации, на проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства, в том числе за счет отчислений от стоимости вводимых объектов недвижимости независимо от их форм собственности и источников финансирования в размерах, установленных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа;
- средств, поступающих от приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- средств от инвесторов, заказчиков;
- других источников, установленных действующим законодательством.
Средства на градостроительную деятельность поступают на расчетные счета органов архитектуры и градостроительства (при организации органа как юридического лица) или на целевые счета градостроительной деятельности в органах местного самоуправления и засчитываются как бюджетное финансирование этих органов.
2. Средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на осуществление градостроительной деятельности используются для финансирования:
- разработки консолидированных схем градостроительного планирования, включающих территорию автономного округа, территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа, социально-экономических и экологических программ, территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития районов (в дотационных муниципальных образованиях), районов экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, особо охраняемых природных территорий;
- разработки нормативных правовых актов в области градостроительства, территориальных градостроительных нормативов и правил;
- проведения научных исследований по важнейшим направлениям градостроительной деятельности;
- организации и ведения государственного градостроительного кадастра на территории Ханты-Мансийского автономного округа;
- проведения территориальных советов по развитию и организации территории и градостроительству, проведению архитектурных конкурсов, выставок, семинаров, совещаний;
- проектирования и строительства объектов гражданского назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения государственных нужд.
3. На градостроительные цели могут использоваться финансовые ресурсы централизованных внебюджетных фондов автономного округа (дорожные фонды, фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонд стабилизации экономики и др.) и внебюджетных фондов, созданных для реализации региональных программ, и иных фондов, созданных на основе объединения средств предприятий всех форм собственности, населения и бюджетных ресурсов.
При финансировании за счет консолидированных средств ряда застройщиков заказчик градостроительной документации устанавливается договором.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления автономного округа должны способствовать привлечению инвестиций, направляемых на комплексное развитие территорий.
5. Все застройщики и инвесторы должны принимать обязательное участие в финансировании строительства объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур автономного округа, муниципальных образований и поселений. Формами финансирования на основе долевого участия в строительстве являются платежи в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа, местный бюджет или строительство отдельных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, а также финансирование разработки градостроительной документации.
Порядок расчета размеров долевого участия застройщиков и инвесторов определяется Правительством автономного округа или органами местного самоуправления муниципального образования ежегодно при формировании прогноза социального и экономического развития.
6. Если застройщик или инвестор своевременно не внесли платежи во внебюджетные фонды автономного округа, городов, поселений, то по решению органа местного самоуправления могут быть отменены или пересмотрены ранее принятые решения (распоряжения) о предоставлении земельных участков для проектно-изыскательских работ, строительства, а также разрешения на ведение строительных работ.
7. Экономическое стимулирование градостроительства осуществляется за счет:
- льготного налогообложения;
- определения приоритетных направлений инвестиций, устанавливаемых в прогнозах социального и экономического развития автономного округа и муниципальных образований.
Глава V. Градостроительное планирование развития территории
Ханты-Мансийского автономного округа, территорий районов,
городских и сельских поселений и регулирование застройки
городских и сельских поселений
Статья 28. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа
1. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа разрабатывается (корректируется) в обязательном порядке один раз в 10 лет.
Разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития частей территории автономного округа проводится для территории нескольких сопредельных районов, характеризующихся общностью социально-экономических, национальных, экологических проблем.
2. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа разрабатывается или корректируется на основе принятой концепции социально-экономического развития и организации территории автономного округа и Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.
3. Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа, перечень органов государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющих согласование и экспертизу, устанавливаются предусмотренным порядком, а также заданием на выполнение территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа, утверждаемым Правительством автономного округа.
4. Решение о разработке территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа принимает Губернатор автономного округа.
Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа разрабатывается и утверждается Правительством автономного округа по согласованию с органами местного самоуправления. Орган архитектуры и градостроительства автономного округа обеспечивает разработку указанной территориальной комплексной схемы.
5. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа после ее утверждения и опубликования ее основных положений обязательна к исполнению для всех субъектов градостроительной деятельности на территории автономного округа.
6. Все государственные, муниципальные и иные организации, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа обязаны своевременно и безвозмездно предоставлять соответствующую информацию и необходимые данные органам архитектуры и градостроительства, непосредственным разработчикам территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа. Состав необходимой информации определяется установленным порядком и утвержденным заданием на разработку.
Статья 29. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района
1. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района разрабатывается на основе Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Ханты-Мансийского автономного округа и частей территории автономного округа, обеспечивая преемственность и необходимую детализацию их основных решений.
2. Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории района, перечень органов государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющих согласование и экспертизу, устанавливаются предусмотренным порядком, а также заданием на проектирование, утверждаемым органом местного самоуправления.
3. Решение о разработке территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории района принимает глава местного самоуправления. Задание на проектирование в обязательном порядке согласовывается с органом архитектуры и градостроительства автономного округа.
4. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района разрабатывается и утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего района после рассмотрения советом по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа. Обеспечивает разработку и согласование территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории района местный орган архитектуры и градостроительства или, по заказу органа местного самоуправления, орган архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа.
5. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района реализуется исполнительным органом местного самоуправления. Порядок участия Правительства автономного округа в реализации указанной схемы определяется по соглашению с соответствующим органом местного самоуправления.
Оперативный контроль за реализацией территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории района осуществляет местный орган архитектуры и градостроительства.
Статья 30. Генеральные планы городских и сельских поселений
1. В генеральном плане городского или сельского поселения, помимо установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации мер по развитию поселения, определяются:
- градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
2. Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов проекта генерального плана городского или сельского поселения, перечень органов государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющих согласование и экспертизу, устанавливается предусмотренным порядком, а также заданием на проектирование, утверждаемым органом местного самоуправления. Задание на проектирование в обязательном порядке согласовывается с органом архитектуры и градостроительства автономного округа.
3. Решение о разработке генерального плана городского или сельского поселения принимает глава местного самоуправления. Он же поручает органу архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования обеспечить разработку генерального плана поселения или заказывает его разработку органу архитектуры и градостроительства автономного округа.
С инициативой разработки генерального плана городского или сельского поселения могут выступать органы территориального общественного самоуправления.
Обеспечивает разработку генерального плана городского или сельского поселения местный орган архитектуры и градостроительства или, по заказу органа местного самоуправления, орган архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа.
4. Генеральный план городского или сельского поселения согласовывается с заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, органами местного самоуправления, другими заинтересованными организациями, рассматривается советом по развитию и организации территории и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа и проходит экологическую и государственную вневедомственную экспертизу. Местный орган архитектуры и градостроительства обеспечивает согласование проекта генерального плана.
5. Генеральный план городского или сельского поселения утверждается органом местного самоуправления после его опубликования. Местный орган архитектуры и градостроительства обеспечивает представление на утверждение проекта генерального плана.
6. Генеральный план городского или сельского поселения реализуется органом местного самоуправления. Порядок участия Правительства автономного округа в реализации генерального плана определяется по соглашению с соответствующим органом местного самоуправления.
Оперативный контроль за реализацией генерального плана городского или сельского поселения осуществляет местный орган архитектуры и градостроительства.
7. В случае изменения законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный план городского или сельского поселения.
8. Генеральный план городского или сельского поселения, кроме случаев его совмещения с проектом застройки, не является основанием для отведения земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство.
Статья 31. Проект черты муниципального образования, городского и сельского поселения
1. Проекты черты муниципального образования, городского и сельского поселения разрабатываются органами местного самоуправления на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов.
С инициативой разработки проекта черты городского или сельского поселения могут выступать органы территориального общественного самоуправления.
2. Проекты черты муниципального образования, городского и сельского поселения разрабатываются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Обеспечивает разработку указанного проекта местный орган архитектуры и градостроительства или, по заказу органа местного самоуправления, орган архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Проект черты муниципального образования утверждается Думой автономного округа по согласованию с органами местного самоуправления и органом архитектуры и градостроительства автономного округа.
Проект черты городского и сельского поселения районного значения утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Статья 32. Проекты планировки
1. Проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры:
красные линии и линии регулирования застройки;
границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий);
размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения;
плотность и параметры застройки;
параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки может включать в себя эскиз застройки и благоустройства территории.
2. Решение о разработке проекта планировки принимают органы местного самоуправления муниципального образования.
С инициативой разработки проекта планировки могут выступать иные заказчики.
3. По требованию заказчика в качестве первого этапа проекта планировки может разрабатываться финансово-экономическое обоснование (градостроительный бизнес-план) наиболее выгодного использования территории и недвижимости.
4. Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Статья 33. Проекты межевания территорий
1. Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов проекта межевания устанавливаются в предусмотренном порядке, а также заданием на проектирование и утверждается органом местного самоуправления.
2. Решение о разработке проекта межевания территорий принимают органы местного самоуправления муниципальных образований в порядке, определенном действующим законодательством.
С инициативой разработки проекта межевания территорий могут выступать иные заказчики.
3. Проекты межевания территорий утверждаются органами местного самоуправления. Местный орган архитектуры и градостроительства обеспечивает разработку, согласование и предоставление на утверждение проекта межевания. По заказу органа местного самоуправления орган архитектуры и градостроительства автономного округа может обеспечивать разработку проекта межевания.
4. Орган местного самоуправления реализует утвержденный проект межевания.
5. Нормы предоставления земельных участков вновь осваиваемых территорий устанавливаются нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 34. Проекты застройки
1. Порядок разработки, согласования и утверждения, состав и содержание графических и текстовых материалов проекта застройки, задание на проектирование устанавливаются в предусмотренном порядке и утверждаются органом местного самоуправления.
Проекты застройки разрабатываются для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков. Проект застройки может разрабатываться по инициативе застройщика.
2. Заказчиками проекта застройки могут выступать органы местного самоуправления, физические и юридические лица. Обеспечивает разработку проекта застройки местный орган архитектуры и градостроительства или, по заказу органа местного самоуправления, орган архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Решение о разработке проекта застройки и источниках финансирования проекта принимается главой местного самоуправления по согласованию с застройщиками.
Проекты застройки, разработанные по заказу органов местного самоуправления, утверждаются указанными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом мнения населения.
Проекты застройки, заказчиками которых являются физические и юридические лица, согласовываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и утверждаются заказчиками.
4. Проект застройки подлежит опубликованию, обсуждению с гражданами и утверждается заказчиком с учетом результатов такого обсуждения. Местный орган архитектуры и градостроительства обеспечивает согласование и предоставление на утверждение проекта застройки.
Глава VI. Порядок осуществления строительства на
территории Ханты-Мансийского автономного округа
Статья 35. Разрешение на строительство
1. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений на территории Ханты-Мансийского автономного округа производится на основании разрешения на строительство.
2. Разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Законом Ханты-Мансийского АО от 9 октября 2000 г. N 78-оз часть 3 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции
3. Разрешение на строительство на территории автономного округа выдается органами местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормами настоящего Кодекса и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Законом Ханты-Мансийского АО от 9 октября 2000 г. N 78-оз часть 4 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции
4. Дополнительный перечень объектов недвижимости, для строительства и реконструкции которых не требуются разрешения на строительство, за исключением установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, утверждается Правительством автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Подача заявления о выдаче разрешения на строительство
1. Для получения разрешения на строительство заинтересованные физические и юридические лица подают соответствующие заявления на имя главы местного самоуправления муниципального образования о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, удостоверяющих их права на земельные участки и иные объекты недвижимости.
2. Органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований осуществляют проверку представленных документов.
3. По представлению органа архитектуры и градостроительства муниципального образования межведомственная градостроительная комиссия, назначаемая главой местного самоуправления, рассматривает представленные документы и вырабатывает предложения по заявлению. Состав межведомственной градостроительной комиссии, полномочия членов и порядок работы определяются главой местного самоуправления.
4. При соответствии целевого назначения земельного участка представленному заявлению и наличии положительного заключения органов архитектуры и градостроительства и Межведомственной комиссии глава органа местного самоуправления муниципального образования принимает решение о предоставлении земельного участка и выдаче архитектурно-планировочного задания или проведении инвестиционного конкурса (аукциона) на данном земельном участке не позднее чем через один месяц со дня регистрации соответствующего заявления.
5. Выделение земельных участков под строительство осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Статья 37. Исходные данные для проектирования
1. Исходные данные для проектирования - комплекс графических и текстовых материалов, определяющих требования к проектируемому объекту недвижимости. Состав исходных данных для проектирования и порядок ее подготовки устанавливает Правительство автономного округа.
2. Исходные данные для проектирования являются основанием для проектирования.
Статья 38. Проектная документация
1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей, а также благоустройство их земельных участков осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.
2. Проектная документация разрабатывается физическими или юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии, в соответствии с градостроительной документацией и (или) утвержденным обоснованием инвестиций, исходными данными для проектирования, со строительными нормами и правилами, государственными градостроительными нормативами и правилами на основании заключенных договоров с заказчиком.
3. Разработанная проектная документация согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа в течение одного месяца со дня подписания акта сдачи-приемки разработанной проектной документации.
4. Обязательному согласованию с органом архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа подлежит проектная документация для строительства следующих объектов:
- финансируемых из федерального бюджета или с долевым участием федерального бюджета;
- финансируемых из окружного бюджета или с долевым участием окружного бюджета в размере 25 процентов и более;
- разработанная для территорий, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию.
5. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.
6. Внесение изменений в утвержденную проектную документацию производится по инициативе заказчика и за его счет разработчиком проектной документации с обязательным согласованием соответствующих надзорных органов и при наличии положительного заключения органа государственной экспертизы.
Статья 39. Выдача разрешения на строительство
Законом Ханты-Мансийского АО от 9 октября 2000 г. N 78-оз в часть 1 статьи 39 настоящего Закона внесены изменения
1. Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации в течение одной недели со дня представления необходимых документов в орган местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством и принимаемыми во исполнение названного законодательства нормативными актами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешения на строительство.
2. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются нормативными правовыми актами автономного округа в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
3. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
- несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
- несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
4. Разрешение на строительство вступает в действие с момента выдачи органом Государственного архитектурно-строительного надзора разрешения на строительно-монтажные работы, которое должно быть выдано не позднее трех недель со дня подачи разрешения на строительство и иных необходимых документов в орган Государственного архитектурно-строительного надзора.
5. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем 3 года. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен на основании заявления заказчика в орган местного самоуправления.
6. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органом местного самоуправления.
7. При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации в органах местного самоуправления.
8. Решение органа местного самоуправление о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.
Статья 40. Предоставление информации о строительстве
1. Заказчик обязан представить информацию о сроках начала строительства в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
2. Информация о наличии разрешения на строительство представляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями, установленными органами архитектуры и градостроительства к визуальной информации данного вида.
Глава VII. Ответственность, разрешение споров и компенсация
Статья 42. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства
1. За нарушение настоящего Кодекса и градостроительного законодательства автономного округа, нормативных правовых актов органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, нормативно-технических документов в строительстве, территориальных государственных градостроительных нормативов и правил, правил застройки, а равно и за нарушение иных связанных с ними правовых актов устанавливается дисциплинарная, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
Применение указанных видов ответственности не освобождает виновных от возмещения ущерба, причиненного правонарушением.
2. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства устанавливается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статьями 24, 25 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" и настоящим Кодексом.
3. Субъектами ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.
4. Дисциплинарная ответственность применяется к работникам предприятий, организаций за дисциплинарные нарушения в работе, повлекшие за собой соответствующие нарушения настоящего Кодекса.
Основания и условия применения дисциплинарной ответственности регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации.
5. Материальная ответственность применяется как к гражданам, так и к должностным и юридическим лицам за нарушения Кодекса, повлекшие за собой ущерб, убытки, косвенные убытки и потери для других субъектов градостроительной деятельности.
6. Налагаемое административное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 43. Контроль за градостроительной деятельностью
1. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности призван обеспечить реализацию градостроительной политики в области градостроительства, проведение любых изменений планировки и застройки в соответствии с утвержденной градостроительной и проектной документацией и действующими нормативными правовыми актами, градостроительными нормативами и правилами, правилами застройки, разрешениями на строительство и разрешениями на строительно-монтажные работы, другими регламентациями.
2. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством автономного округа, органами местного самоуправления, органом архитектуры и градостроительства автономного округа, органами архитектуры и градостроительства муниципальных образований, органами архитектурно-строительного надзора и другими надзорными органами в пределах их компетенции.
3. Уполномоченные представители органа архитектуры и градостроительства Ханты-Мансийского автономного округа имеют право в установленном порядке:
- запрашивать и получать у органов государственной власти, субъектов градостроительной деятельности необходимую информацию в пределах своей компетенции;
- проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в пределах подведомственной территории в целях получения объективной информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство;
- принимать решения о приостановлении или прекращении любых видов градостроительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о градостроительстве, градостроительной документации, градостроительных нормативов и правил;
- привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение градостроительного законодательства;
- направлять материалы для привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, к дисциплинарной или административной ответственности;
- предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства о градостроительстве.
4. Органы архитектуры и градостроительства обязаны координировать свою деятельность с органами, контролирующими исполнение норм и правил в области охраны окружающей среды, земельной политики, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной, радиационной, химической безопасности, охраны памятников культурного наследия, и другими специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель и иных природных ресурсов.
5. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют государственный градостроительный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, а также привлекают к административной ответственности юридических лиц, граждан и должностных лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, в части:
- осуществления всех видов градостроительной деятельности в поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
- соблюдения градостроительных нормативов и правил, правил застройки;
- соблюдения установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
- предотвращения самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях.
6. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа, органы местного самоуправления вправе наделять органы архитектуры и градостроительства дополнительными полномочиями в области контроля за градостроительной деятельностью.
Статья 44. Разрешение споров
Споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 октября 1999 г. N 63-оз "О введении в действие Градостроительного кодекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Закон вступает в силу с момента официального опубликования
Текст Закона опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа" от 18 октября 1999 г. N 9 (Часть 2)
Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 18 апреля 2007 г. N 39-оз настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 февраля 2006 г. N 26-оз
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 мая 2005 г. N 32-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 июня 2004 г. N 32-оз
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ханты-Мансийского АО от 1 ноября 2003 г. N 59-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ханты-Мансийского АО от 3 декабря 2001 г. N 78-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ханты-Мансийского АО от 9 октября 2000 г. N 78-оз
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона