Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение N 1. Положение об организации работы по охране труда в МЧС РФ

Приложение N 1
к приказу МЧС РФ
от 26 августа 1996 г. N 563

 

Положение
об организации работы по охране труда в МЧС России

 

(Разработано в соответствии с Отраслевым (тарифным) соглашением, заключенным между Центральным комитетом профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством труда Российской Федерации, а также Примерным положением о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти, утвержденного постановлением Минтруда России от 30 октября 1995 г. N 59).

 

1. Положение об организации работы по охране труда в МЧС России разработано исходя из того, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (статья 8) на федеральные органы исполнительной власти возложено управление охраной труда в отрасли (ведомстве) специально создаваемой службой охраны труда.

2. Настоящим Положением определяется порядок организации работы по охране труда гражданского персонала, а также военнослужащих Войск гражданской обороны Российской Федерации, привлекаемых для работы в центральном аппарате Министерства, в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково-спасательных службах, учреждениях и на предприятиях, подведомственных МЧС России.

3. Руководство охраной труда в МЧС России осуществляется Управлением главной инспекции, в состав которой входят специалисты по охране труда.

4. Управление главной инспекции осуществляет руководство и координацию работ в области охраны труда при повседневной деятельности трудовых и воинских коллективов, а также при их участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий.

5. Управление главной инспекции осуществляет свою деятельность по вопросам охраны труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда Российской Федерации, Всероссийской государственной экспертизой условий труда, федеральными органами надзора, объединениями профессионального союза и работодателей, департаментами, управлениями и отделами МЧС России, уполномоченными органами трудового коллектива.

6. На основе настоящего Положения в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учреждениях и на предприятиях, военно-учебных заведениях, подведомственных МЧС России, соединениях и воинских частях гражданской обороны (далее именуются организации) разрабатываются положения о службе охраны труда с учетом специфики их деятельности.

7. Основными задачами Управления главной инспекции в области охраны труда являются:

разработка предложений по отраслевой политике в области создания благоприятных условий и охраны труда работников на рабочих местах, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

обеспечение функционирования служб охраны труда в системе МЧС России;

координация деятельности служб охраны труда в организациях;

участие в разработке и реализации федеральных целевых, научно-технических и отраслевых программ, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда работников;

организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов органов управления системы МЧС России;

контроль за состоянием охраны труда в организациях.

8. Управление главной инспекции в соответствии с возложенными на него задачами:

осуществляет разработку предложений по формированию в системе МЧС России политики в области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

осуществляет организационно-методическое руководство службами охраны труда организаций;

участвует в подготовке предложений в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда и в разработке проектов отраслевых нормативных правовых актов по охране труда;

организует разработку и утверждение в установленном порядке отраслевых правил, типовых инструкций и других отраслевых нормативных правовых актов по охране труда;

организует разработку отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, предложений для включения их в соответствующие федеральные программы;

участвует в определении основных направлений научных исследований по охране труда, подготовке предложений для включения в ведомственные планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда;

участвует по согласованию с объединением работодателей и профессионального союза в коллективно-договорном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;

анализирует состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, подготавливает предложения по их предупреждению;

участвует в расследовании несчастных случаев при гибели на производстве 5 и более работников и по соглашению с руководителями организаций в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в структурных подразделениях Министерства и подведомственных МЧС России учреждениях и предприятиях в соответствии с Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

осуществляет контроль за устранением причин и условий, способствовавших нарушениям требований по охране труда, подготавливает предложения об ответственности руководителей, должностных лиц и работников организаций, допустивших указанные нарушения;

анализирует практику работы по предоставлению льгот и выплат компенсаций работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участвует в установленном порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию;

организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов;

организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестацию рабочих мест и сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;

с участием структурных подразделений Министерства подготавливает и представляет руководству Министерства ежегодный доклад о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда;

9. Начальник Управления главной инспекции:

руководит работой специалистов в области охраны труда Управления главной инспекции и осуществляет координацию работы служб охраны труда в подведомственных Министерству учреждениях и на предприятиях, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, представляет Министерство (по поручению) в государственных и иных органах Российской Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда;

вносит руководству Министерства предложения о признании утратившими силу приказов и указаний МЧС России, если они противоречат действующему законодательству об охране труда;

ходатайствует в установленном порядке перед руководством Министерства о поощрении специалистов по охране труда Министерства, активно участвующих в работе по повышению безопасности и улучшению охраны труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;

вносит на рассмотрение коллегии и руководства Министерства предложения по предупреждению травматизма и профзаболеваний, а также важных проблем по охране труда в системе МЧС России;

запрашивает в структурных подразделениях Министерства и организациях информацию, а также документы по вопросам, относящимся к вопросам охраны труда;

10. Специалистам по охране труда предоставляется право:

беспрепятственно посещать организации, подведомственные МЧС России, осматривать производственные, служебные, бытовые и складские помещения, знакомиться с статистическими отчетами, и другими документами по вопросам охраны труда;

представительствовать по поручению руководства Министерства в государственных и иных органах Российской Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда;

Функции подразделений МЧС России в области организации работы по охране труда.

11. Департамент научно-технический:

обеспечивает по заданию руководства Министерства планирование и организацию выполнения НИОКР по разработке отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда, отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, а также организационно-методических документов (положений, методических указаний, рекомендаций), отраслевых стандартов Системы стандартов безопасности труда;

участвует в подготовке предложений по проблемным вопросам, требующим научных исследований, для включения их в федеральные программы по улучшению условий и охраны труда;

осуществляет нормативно-методическое обеспечение проведения работ по обязательной сертификации производственных объектов и средств производства на соответствие требованиям государственных стандартов;

координирует деятельность ВНИИ ГОЧС по разработке отраслевых нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

12. Департамент Финансово-экономический:

финансирует за счет бюджетных ассигнований МЧС России содержание органов охраны труда, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, компенсационные выплаты за несчастные случаи, происшедшие при исполнении работниками договорных обязательств;

участвует в разработке нормативных документов по образованию фондов охраны труда на федеральном и ведомственном уровнях.

13. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения:

организует закупку и обеспечивает приобретение штатной техники, средств малой механизации, приборов радиационно-химического контроля, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по заявкам соответствующих подразделений МЧС России в установленном порядке.

14. Департамент войск и сил:

организует охрану труда в Войсках гражданской обороны Российской Федерации и поисково-спасательных службах МЧС России;

организует контроль за состоянием учебно-материальной базы;

организует обеспечение пожарной техникой и оборудованием;

руководит противопожарными службами и контролирует состояние противопожарной защиты в Войсках гражданской обороны Российской Федерации.

15. Управление кадров:

организует обучение (повышение квалификации) специалистов по охране труда в системе МЧС России.

16. Организационно-мобилизационное управление:

осуществляет методическое руководство организациями по предоставлению работникам компенсаций и льгот за тяжелые, вредные и опасные условия труда (дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, повышенных тарифных ставок (окладов), доплат за неблагоприятные условия труда);

контролирует соблюдение законодательства о труде;

участвует в разрешении трудовых споров, возникающих между работником и организацией по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта);

организует метрологическое обеспечение вооружения и техники, а также метрологическое обслуживание средств измерений, используемых в сети наблюдения и лабораторного контроля для диагностики и лечения больных, а также обеспечивающих охрану труда и технику безопасности при эксплуатации объектов гостехэнергонадзора.

17. Медицинское управление:

контролирует организацию функционирования комнат психологической разгрузки работников;

контролирует качество приготовления пищи и санитарное состояние в столовых центрального аппарата Министерства;

осуществляет санитарный надзор за условиями труда работников центрального аппарата Министерства;

организует медицинское обследование военнослужащих и гражданского персонала, выполняющих служебные задания в районах чрезвычайных ситуаций с целью последующего предоставления мероприятий по медицинской реабилитации.

18. Хозяйственное управление:

осуществляет содержание территорий, зданий, служебных и санитарно-бытовых помещений Министерства в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;

обеспечивает специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими средствами и инвентарем в соответствии с установленными нормами и сроками работников центрального аппарата МЧС России и работников, занятых обслуживанием территорий, зданий, коммунальных сооружений, служебных и санитарно-бытовых помещений, находящихся в пользовании МЧС России;

заключает договора с лечебными и оздоровительными учреждениями о порядке и условиях медицинской реабилитации работников МЧС России;

координирует работу Эксплуатационной комендатуры, которая непосредственно:

контролирует выполнение требований безопасности и охраны труда при проектировании, строительстве и реконструкции административных зданий и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании МЧС России;

осуществляет приемку в эксплуатацию новых или реконструируемых административных зданий и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании МЧС России, только после оформления сертификата безопасности;

организует работу по охране труда работников Эксплуатационной Комендатуры и привлекаемых контрагентов в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 30 января 1995 г. N 6.

19. Государственная экспертиза проектов МЧС России:

осуществляет экспертизу градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных объектов промышленности, энергетики и транспорта с точки зрения их соответствия требованиям действующих нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экспертизу проектов строительства, осуществляемого за счет средств МЧС России, с точки зрения соответствия проектных решений требованиям общестроительных нормативных документов и нормативных документов по охране труда; экспертизу проектов строительства сооружений, регламентируемых специальными нормами (пунктов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях); экспертизу деклараций безопасности промышленных объектов.

Организация работы по охране труда в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково-спасательных службах, в учреждениях и на предприятиях, военно-учебных заведениях, подведомственных МЧС России, Войсках гражданской обороны Российской Федерации.

20. Службы охраны труда организуются в составе органов управления с непосредственным подчинением руководству организаций.

21. Работники служб охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативной документацией организации.

22. Численность работников служб охраны труда организации определяется в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденными постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13. Данные нормативы численности применяются в организациях МЧС России независимо от их производственно-хозяйственной деятельности с численностью от 50 и более работающих. В обособленных производственных структурах численностью от 100 человек и более численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

23. Положения об организации работы служб охраны труда в организациях (далее Положения) разрабатываются на основе Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 30 января 1995 г. N 6.

24. В Положениях учитываются требования основных нормативных правовых актов об охране труда:

по разработке и утверждению стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, инструкций по охране труда для работников и на отдельные виды работ (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации");

по взаимодействию с другими службами организации, совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановления Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" и от 12 октября 1994 г. N 64 "О Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек");

по разработке задач, функций, прав работников службы охраны труда (постановление Минтруда России от 30 января 1995 г. N 6 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации");

по определению конкретных функций для каждого структурного подразделения организации.

 

Основные обязанности работодателей в организации работы по вопросам охраны труда.

 

25. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляют методическое руководство службами охраны труда в подведомственных им организациях, а также контроль за соответствием условий и охраны труда требованиям нормативных документов.

26. Руководитель организации (командир воинской части):

определяет должностным лицам и специалистам конкретные обязанности по вопросам охраны труда;

организует:

работу службы охраны труда;

своевременное и качественное обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

разработку мероприятий по вопросам охраны труда для включения в коллективный договор, соглашение по охране труда;

обеспечивает:

безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, а также эффективную работу средств коллективной и индивидуальной защиты;

условия труда на рабочих местах требованиям, соответствующих нормативных актов об охране труда;

режим труда и отдыха работников, установленный действующим законодательством;

специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах связанных с загрязнением;

эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;

заключение трудового договора (контракта) с работниками, указывая в нем достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы, предоставляемые работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

необходимые меры по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обеспечение работников;

планирование необходимых средств для проведения мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

утверждает:

перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;

перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные и опасные условия труда;

перечень профессий и видов работ, на которые разрабатываются инструкции по охране труда;

перечень работ с тяжелыми и вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 21 года;

перечень работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста;

перечни работ с повышенной опасностью, выполнение которых требует дополнительного обучения и проверки знаний;

перечень постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации по условиям труда и сертификации производственных объектов;

программы проведения вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу;

состав и графики работы комиссии по проверке знаний руководителей и специалистов организации и подведомственных структур, а также работников, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда;

положение об организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

инструкции по охране труда для работников по профессиям.

27. Обязанности должностных лиц по охране труда определяются в должностных инструкциях начальником (командиром воинской части) в соответствии с Положением об охране труда и с учетом выполняемых ими задач.

Начальник Управления главной
инспекции МЧС России

А. Ткачев

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.