Приказ Минюста РФ от 3 марта 2006 г. N 33
"Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации"
Приказом Минюста России от 6 июня 2014 г. N 123 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю:
Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению.
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Положение
об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Минюста РФ от 3 марта 2006 г. N 33)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки научно-методического обеспечения (далее - НМО) судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) путем организации научно-исследовательских работ (далее - НИР).
1.2. НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований и создания единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
1.3. НМО представляет собой комплекс специальных знаний, представленных в следующих формах:
- методические материалы по производству судебной экспертизы;
- методы и средства судебной экспертизы;
- программы подготовки экспертов по экспертным специальностям.
1.4. Создание НМО судебной экспертизы проводится в основном путем выполнения НИР. Задачами НИР являются:
- развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы;
- формирование новых родов и видов судебных экспертиз;
- разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методик, методов и средств судебной экспертизы;
- разработка и совершенствование программ подготовки экспертов по экспертным специальностям.
1.5. НИР считается выполненным и его результаты могут быть включены в комплекс НМО судебной экспертизы только после проведения испытаний, подтверждающих возможность их использования в судебно-экспертной деятельности. Испытания являются неотъемлемой частью НИР, а программа испытаний является частью технического задания (далее - ТЗ) на НИР.
1.6. В НМО СЭУ могут быть включены методические материалы, методы и средства судебной экспертизы, разработанные вне рамок НИР, в том числе учреждениями других министерств и ведомств, и прошедшие обязательные испытания в СЭУ Минюста России, подтверждающие возможность их использования в судебно-экспертной деятельности.
1.7. Все мероприятия по организации НИР, испытанию полученных результатов и их внедрению в экспертную практику СЭУ осуществляются на основе планирования.
1.8. Основными принципами планирования НИР являются:
- научная обоснованность планов;
- системность и комплексность планируемых заданий;
- оптимальность и непрерывность планирования;
- директивность и единство разработки и выполнения планов.
1.9. В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других министерств и ведомств при наличии соответствующего согласования.
1.10. Головным государственным судебно-экспертным учреждением по НМО СЭУ является государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - РФЦСЭ).
В РФЦСЭ проводится следующая работа:
- осуществляется планирование и координация научных исследований, проводимых в СЭУ;
- осуществляется научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НИР;
- контролируется выполнение ТЗ на НИР;
- осуществляется испытание методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям;
- проводится систематический анализ и оценка эффективности использования НМО судебной экспертизы в СЭУ.
2. Организация НИР
2.1. НИР в СЭУ проводится в соответствии:
- с планом основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы (далее - План), выполняемых СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации, утверждаемым приказом Министерства юстиции Российской Федерации;
- с полугодовыми планами работы региональных центров и лабораторий судебной экспертизы, в которых предусмотрены разделы по НИР.
2.2. В План включаются НИР, обеспечивающие решение важнейших научно-методических проблем в области судебной экспертизы.
В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ведущее учреждение, научные руководители тем и заданий, исполнители; ожидаемые результаты, форма выхода по темам и заданиям.
Темы НИР отражаются в разделах Плана, наименование которых соответствует названиям классов судебной экспертизы.
2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и направляет в соответствующие подразделения Минюста России до 1 ноября.
2.4. Основанием включения в План является проблемная записка (далее - Записка), оформленная и утвержденная в установленном порядке. В Записке должны быть указаны:
- наименование проблемы (темы) НИР, планируемой к разработке;
- ведущее учреждение, обеспечивающее научно-методическое руководство исследованием, и соисполнители;
- научный руководитель и исполнители по теме НИР;
- обоснование актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР;
- ожидаемые результаты исследования;
- наименование организации, где планируется провести испытание;
- источник и порядок финансирования исследований, используемая материально-техническая база;
- другие возможные условия и требования.
2.5. К Записке прилагается ТЗ, две рецензии (из различных СЭУ) на Записку и на ТЗ.
2.6. В ТЗ должны быть следующие разделы: цель НИР, задачи НИР, этапы НИР (задания) с указанием сроков исполнения и содержания, программа испытаний, сведения об исполнителях - количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал), трудозатраты исполнителей в человеко-часах. Общие трудозатраты на НИР в РФЦСЭ не могут превышать 20% времени, обеспеченного бюджетным финансированием, в региональных центрах - 10%, а в остальных СЭУ - 5%.
2.7. Рецензия должна включать следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР, соответствие Записки и ТЗ во всех пунктах объему, целям и задачам, поставленным в НИР. Рецензии должны быть утверждены руководителем СЭУ.
2.8. Записка по теме НИР готовится на основе анализа и обобщения потребностей экспертной и судебно-следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы.
2.9. Ежегодно для формирования проекта Плана заблаговременно направленные проблемные записки с приложениями принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ до 1 сентября.
В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях научно-методического совета РФЦСЭ (далее - НМС). По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется в НМС. В случае положительного решения НМС НИР включаются в проект Плана.
2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ не позднее 25 октября. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется в Министерство юстиции Российской Федерации на утверждение в установленном порядке.
Пояснительная записка к Плану включает в себя: общую характеристику тем, количество тем и заданий, конкретную форму выходных материалов завершающихся тем.
2.11. Организация НИР региональных центров и СЭУ осуществляется в соответствии с рассмотренными выше принципами. Утверждение планов НИР региональных центров и лабораторий судебной экспертизы осуществляется их руководителями.
2.12. Координация планов НИР региональных центров и СЭУ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители региональных центров и СЭУ направляют проекты этих планов на согласование в РФЦСЭ, где эти документы рассматриваются на соответствующих секциях НМС. Соответствующее решение НМС о согласовании либо предложении о доработке должно быть подготовлено в течение 30 дней со дня поступления в РФЦСЭ.
3. Испытания НМО
3.1. Испытание НМО судебной экспертизы состоит в проверке на экспериментальном (в случае положительного результата - на экспертном) материале результатов НИР в форме методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям в течение срока, установленного в ТЗ.
3.2. Испытание проводится для оценки достоверности результатов НИР, обоснованности положений и выводов, содержащихся в методических материалах, надежности применения методов и средств судебной экспертизы, всесторонности программ подготовки экспертов.
3.3. В процессе испытаний готовится протокол испытаний, содержащий описание поступивших материалов, описание испытания, анализ результатов испытания, выводы по результатам испытания. Протокол рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС.
По результатам испытаний подтверждаются или опровергаются возможность и необходимость использования НМО в судебно-экспертной деятельности.
3.4. Испытание осуществляется как непосредственными исполнителями НИР, так и другими СЭУ Минюста России.
3.5. Испытание методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов, разработанных вне Плана, организуется РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводятся согласно п. 3.3.
3.6. НМС утверждает протокол секции и рассматривает результаты испытаний. Принятие результатов НИР, решение вопроса о публикации и внедрении в экспертную практику НМО осуществляются только при положительном решении секции НМС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определяется порядок разработки научно-методического обеспечения (НМО) судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Министерства юстиции путем организации научно-исследовательских работ (НИР).
НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований и создания единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
НМО представляет собой комплекс специальных знаний, представленных в методических материалах по производству судебной экспертизы, методах и средствах судебной экспертизы, программах подготовки экспертов по экспертным специальностям.
Задачами НИР являются развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы, формирование новых родов и видов судебных экспертиз, разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методик, методов и средств судебной экспертизы, разработка и совершенствование программ подготовки экспертов по экспертным специальностям.
В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других министерств и ведомств при наличии соответствующего согласования. Головным государственным судебно-экспертным учреждением по НМО СЭУ является государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции (РФЦСЭ).
НИР в СЭУ проводится в соответствии с планом основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых СЭУ Минюста.
Испытание НМО судебной экспертизы состоит в проверке на экспериментальном материале результатов НИР в форме методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям в течение срока, установленного в ТЗ.
Приказ Минюста РФ от 3 марта 2006 г. N 33 "Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 6
Приказом Минюста России от 6 июня 2014 г. N 123 настоящий приказ признан утратившим силу