Приказ Минтранса РФ от 13 июля 2006 г. N 82
"Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации"
3 июня 2015 г.
В соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), и в целях предупреждения повреждений воздушных судов при их техническом и коммерческом обслуживании спецтранспортом и средствами механизации на аэродромах Российской Федерации приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации.
Министр |
И. Левитин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2006 г.
Регистрационный N 8343
Приложение
Инструкция
по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 июля 2006 г. N 82)
3 июня 2015 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), и определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации (далее - спецмашины) на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов (далее - руководитель подъездом (отъездом).
2. Выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателя сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором аэропорта (далее - организаций) и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.
II. Организация движения спецмашин на аэродроме
3. В каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
4. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.
На схеме указываются:
оси руления (буксировки) воздушных судов;
контуры зон обслуживания воздушных судов;
Т-образный знак остановки воздушных судов;
обозначение номеров стоянок воздушных судов;
Т-образный знак остановки спецмашин;
пути движения спецмашин.
5. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме вывешивается в местах стоянок спецмашин, в классах служб главного оператора аэропорта и организаций, осуществляющих эксплуатацию спецмашин.
6. Руление воздушных судов, движение спецмашин, а также расстановка воздушных судов на перроне и местах стоянок осуществляются в соответствии с маркировкой, нанесенной на искусственные покрытия аэродрома согласно схеме расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
7. Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок осуществляется в соответствии с установленными требованиями.
8. Пути движения спецмашин не должны совмещаться с осями руления воздушных судов. Односторонние пути движения спецмашин проходят перед стоящими воздушными судами на расстоянии 2 м от носовой части и от консоли крыла воздушного судна. Ширина одностороннего пути движения составляет 3,5 м. Двусторонние пути движения спецмашин проходят за стоящими воздушными судами и имеют ширину 7 м.
9. Пути движения спецмашин должны быть закольцованы. При ограниченных размерах перрона и мест стоянок для организации движения спецмашин устраиваются специальные дорожные покрытия, примыкающие к перрону и местам стоянок.
10. Движение спецмашин по путям руления воздушных судов не допускается, за исключением буксировки воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ и работ по эксплуатационному содержанию летного поля.
Приказом Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 179 пункт 11 изложен в новой редакции
11. Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам осуществляется в соответствии со схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов. Типовые схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
При обслуживании гражданских воздушных судов, не указанных в приложении N 1 к настоящей Инструкции, или в случае, если схема подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин, предусмотренная эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна, отличается от схемы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции, необходимо руководствоваться схемой, предусмотренной эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна.
12. В каждом аэропорту разрабатывается технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты, которая согласовывается с заинтересованными службами и утверждается главным оператором аэропорта.
13. Выезд спецмашин на летную полосу и рулежные дорожки производится только после разрешения руководителя полетов и в сопровождении лица, ответственного за проведение работ и имеющего двухстороннюю связь с диспетчером стартового диспетчерского пункта, командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления.
14. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения.
Машина лица, ответственного за проведение работ на аэродроме, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлета).
15. Буксировка воздушных судов и выезд спецмашин на летные полосы и рулежные дорожки с неисправными средствами связи и проблесковыми огнями не допускается.
16. Спецмашины во всех случаях уступают дорогу рулящим или буксируемым воздушным судам, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецмашин составляет не менее 10 м.
Спецмашины, буксирующие воздушные суда, уступают дорогу рулящим воздушным судам.
Пересечение путей руления воздушных судов между машиной сопровождения и рулящими воздушными судами не допускается.
17. Скорость движения спецмашин при подъезде к обслуживаемому воздушному судну, отъезде от него и при маневрировании в зоне обслуживания составляет не более 5 км/ч, при движении спецмашин по перрону к местам стоянок воздушных судов - 20 км/ч, а в остальных зонах аэродрома - 40 км/ч.
Указанные ограничения не распространяются на аэродромные машины при выполнении работ по содержанию искусственных покрытий аэродрома и замерах коэффициента сцепления на искусственных взлетно-посадочных полосах, на машины руководителя полетов, сопровождения воздушных судов, пожарные и санитарные машины, а также машины, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ.
18. Не допускается движение по аэродромным искусственным покрытиям спецмашин с загрязненными колесами, а также тракторов и других механизмов на гусеничном ходу.
19. В случае необходимости при движении по аэродрому в условиях плохой видимости разрешается пользоваться звуковыми сигналами спецмашин.
Наружная поверхность спецмашин, работающих на аэродроме, окрашивается в соответствии с установленными требованиями.
III. Буксировка воздушных судов
20. Буксировка воздушных судов выполняется под руководством ответственного лица главного оператора аэропорта или организации, осуществляющей инженерно-авиационное обеспечение в соответствии с установленными требованиями.
21. Буксировка воздушных судов осуществляется только с разрешения диспетчера службы движения. Радиостанция на тягаче остается включенной в течение всего периода буксировки.
Во время движения воздушного судна ответственный за буксировку руководствуется схемой расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
Скорость буксировки устанавливается в соответствии с руководством по технической эксплуатации данного типа воздушного судна. В темное время суток буксировка выполняется на пониженной скорости с включенными огнями воздушного судна.
22. Воздушные суда буксируются только по искусственным аэродромным покрытиям в соответствии с нанесенной маркировкой.
23. Для буксировки воздушных судов используются тягачи, оборудованные специальными буксировочными устройствами, радиостанциями внутриаэропортовой связи и радиосвязи с воздушными судами, габаритными и проблесковыми огнями, которые включаются при буксировке независимо от времени суток.
24. Ответственный за буксировку воздушного судна руководит действиями всех лиц, участвующих в буксировке.
IV. Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам при техническом и коммерческом обслуживании
25. Подача спецмашин для обслуживания воздушных судов осуществляется в соответствии с технологическим графиком.
26. Спецмашины, предназначенные для работы в зоне обслуживания воздушного судна, укомплектовываются средствами пожаротушения и упорными колодками.
Кроме того, погрузочно-разгрузочные машины, трапы, грузовые автомобили оборудуются амортизирующими устройствами, предотвращающими жесткий контакт с фюзеляжем воздушного судна.
27. Подъезд (отъезд) и установка спецмашин в рабочее положение при обслуживании воздушных судов выполняются в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом).
Приказом Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 179 в пункт 28 внесены изменения
28. Остановка спецмашин при подъезде к воздушному судну при обслуживании воздушного судна производится на расстоянии не менее 0,5 м от крайних точек воздушного судна;
топливозаправщиков, передвижных заправочных агрегатов и маслозаправщиков - не менее 5 м;
моторных подогревателей - не менее 3 м;
тепловых обдувочных машин - не менее 3,5 м.
Остановка спецмашин при погрузочно-разгрузочных операциях производится на расстоянии не менее 0,1 м от люка воздушного судна.
Пассажирские трапы подъезжают на малой скорости до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств с воздушным судном.
Положение настоящего пункта применяется в случае отсутствия в эксплуатационной документации требований по остановке спецмашин при обслуживании воздушного судна.
29. Водитель спецмашины при работе в зоне обслуживания воздушного судна:
останавливает спецмашину не ближе 10 м от крайних точек воздушного судна у Т-образного знака, нанесенного белой краской и расположенного у границы зоны обслуживания, нанесенной полосой красного цвета в виде восьмиугольника;
въезжает в зону обслуживания только с разрешения руководителя подъездом;
выполняет сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам (приложение N 2 к настоящей Инструкции);
останавливает спецмашину при подъезде к воздушному судну на безопасном расстоянии, исключающем повреждения воздушного судна;
останавливает спецмашину и выезжает из зоны обслуживания по первому требованию руководителя подъездом (отъездом) или члена экипажа воздушного судна;
принимает меры для немедленного удаления вышедшей из строя спецмашины из зоны обслуживания воздушного судна, с перрона и места стоянки, затем докладывает о происшествии начальнику смены (бригадиру) и диспетчеру службы спецтранспорта.
30. Руководитель подъездом (отъездом) при работе в зоне обслуживания воздушного судна:
руководит при помощи установленных сигналов движением спецмашин в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов;
руководит подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну с удобного места, обеспечивающего контроль за приближением спецмашин к воздушному судну и поддержание визуальной связи с водителем;
подает сигнал водителю, если убежден, что нет препятствий для маневра спецмашины у воздушного судна, а также для подъема (опускания) кузова или рабочего органа спецмашины;
подает сигнал на остановку спецмашины на расстоянии, исключающем повреждение воздушного судна;
устанавливает под одно колесо упорную колодку, препятствующую движению спецмашины к воздушному судну;
устанавливает колодку с другой стороны колеса;
проверяет отключение от борта воздушного судна кабелей, разъемов, шлангов и тросов заземления после окончания работы;
убирает колодку со стороны отъезда спецмашины и подает сигнал "отъезжайте";
убирает вторую колодку после отъезда спецмашины на расстояние не менее 5 м (для тягачей автопоезда багажных тележек - не менее 1 м) от воздушного судна;
размещает упорные колодки на спецмашине.
31. Руководитель подъездом (отъездом) находится у воздушного судна до окончания работы спецмашин.
32. При неправильном маневре спецмашины, в результате которого возникает опасность повреждения воздушного судна, руководитель подъездом подает водителю сигнал "остановитесь", затем сигнал на выполнен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Инструкция, определяющая порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов.
Выполнение требований данной Инструкции является обязательным для держателя сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором аэропорта и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.
В каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
Установлены требования, предъявляемые к схеме, и перечень информации, подлежащей обязательному отражению в схеме.
Определен порядок буксировки воздушных судов, подъезда (отъезда) спецмашин к воздушным судам при техническом и коммерческом обслуживании, движения спецмашин при эксплуатационном содержании аэродромов.
Приведены типовые схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов, а также образцы сигналов для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам.
Приказ Минтранса РФ от 13 июля 2006 г. N 82 "Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2006 г.
Регистрационный N 8343
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 октября 2006 г. N 42
Постановлением Правительства России от 26 октября 2020 г. N 1742 настоящий документ отменён с 1 января 2021 г.
См. Инструктивный материал по организации движения спецмашин на аэродроме, направленный письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 18 мая 2021 г. N Исх-17461/04
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 179
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа