Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы физической культуры
и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа) является организационной основой государственной политики по созданию условий, направленных на улучшение здоровья населения, повышение уровня и качества жизни жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа), улучшение подготовленности человеческого потенциала, улучшение воспитания подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной арене.
Основу для разработки государственной программы составили следующие документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, которая определила цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года N 402-р;
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2006-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7;
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа 22 марта 2013 года N 101-рп.
Цель государственной политики в области физической культуры и спорта направлена на создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, обеспечения развития массового спорта и достижение спортсменами Югры высоких спортивных результатов на соревнованиях российского и международного уровня.
При разработке государственной программы учтены положения, направленные на улучшение здоровья населения автономного округа, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, развитие человеческого потенциала, воспитания подрастающего поколения через систематические занятия физической культурой и спортом, развитие национальных видов спорта, культивируемых в автономном округе, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной аренах.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития данной сферы в автономном округе;
недостаточное привлечение взрослого населения, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
недостаточная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
В автономном округе функционируют 2 304 спортивных сооружения. Из их общего числа 345 приспособлены для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья или 15,0 %.
Имеется насущная потребность в оснащении учреждений спорта современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников тренировочного процесса. Ряд учреждений спорта требует капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями для включения во Всероссийский Реестр объектов спорта.
Автономный округ характеризуется низким показателем обеспеченности единовременной пропускной способностью спортивных сооружений, он на 4,9 % и на 5,6 % меньше чем по России и Уральскому федеральному округу и составляет только 20,3% от норматива, установленного в Российской Федерации. В Российской Федерации данный показатель равен 25,1 %. Показатель Уральского федерального округа составляет 25,9 %, автономный округ занимает последнее место среди субъектов Уральского федерального округа и отстает более чем на 10 % от показателей Курганской и Тюменской областей, уступая более 4 % Ямало-Ненецкому автономному округу и Челябинской области.
В 7 муниципальных образованиях автономного округа показатель единовременной пропускной способности ниже среднеокружного. Так в г. Нефтеюганске данный показатель равен 12,2 %, в г. Нижневартовске - 13,0 %. В 15 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель выше среднеокружного, от 21,2 % в г. Радужный до 39,7 % в Березовском районе.
Строительство спортивных объектов в автономном округе должно осуществляться как по индивидуально разработанным проектам, так и по типовым, обеспечивать комплексную безопасность, энергоэффективность, доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Быть малобюджетными и быстровозводимыми. Особое внимание следует уделять строительству объектов для приоритетных и базовых видов спорта, определенных для автономного округа. Определенную долю в строительстве должны составлять объекты, возводимые на условиях государственно-частного партнерства.
Несмотря на важную социально-экономическую роль, которую могут и должны выполнять физическая культура и спорт, в настоящее время почти 80 % жителей автономного округа не занимаются систематически физической культурой и спортом. При этом необходимо сказать, что к числу систематически занимающихся относятся лица, занимающиеся не менее трех раз в неделю, при объеме двигательной активности не менее 6 часов.
По состоянию на 1 января 2013 года количество лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составило 21,9 % от общей численности населения. По данному показателю в разрезе субъектов Уральского федерального округа автономный округ находится на 5 месте, уступая от 0,6 % до 8,8 % Челябинской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. В 11 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель ниже среднеокружного, от 0,04 % в г. Нягани до 7,3 % в г. Нефтеюганске.
В первую очередь, это связано с недостаточной обеспеченностью тренерским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах. В настоящее время эта обеспеченность в процентах от норматива Российской Федерации составляет 41,4 % или 1699 человек. Отсутствие социально-бытовых условий для молодых специалистов, особенно в сельской местности, впервые приступивших к работе, относительно невысокая заработная плата позволяют трудоустраивать ежегодно только 10 % выпускников высших учебных заведений для работы по специальности. Молодые специалисты не всегда готовы к самостоятельной работе ввиду недостаточной подготовки в учебном заведении.
Во-вторых, недостаточно развит комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни, включающий в себя:
определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом.
Если в 2011-2012 годах количество занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в автономном округе ежегодно увеличивалось в среднем на 22 тысячи человек, то для выполнения целевых показателей государственной программы необходимо добиваться ежегодного прироста занимающихся не менее 42-43 тысяч человек за счет строительства новых спортивных объектов, создания сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе на плоскостных спортивных сооружениях, для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования ежегодного единого календарного плана межмуниципальных и окружных физкультурных и спортивных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система спартакиад среди различных групп населения.
Обеспечение населения услугами физической культуры и спорта государственной программой предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта, включение объектов спорта во всероссийский реестр объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнения в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта.
В автономном округе создана и успешно работает система подготовки спортивного резерва, состоящая из сети муниципальных учреждений дополнительного образования детей: детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, с охватом занимающихся 49 499 детей.
Из 55 учреждений дополнительного образования детей 31 имеет статус специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва с общим охватом 29 679 учащихся.
Главная роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды России принадлежит государственным учреждениям автономного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с общим количеством занимающихся 2112 человек, а именно:
бюджетное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры";
бюджетное учреждение автономного округа "Центр спорта инвалидов";
автономное учреждение автономного округа "Конноспортивный клуб "Мустанг";
автономное учреждение автономного округа "Югорская шахматная академия";
бюджетное учреждение автономного округа "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва";
автономное учреждение среднего профессионального образования автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва";
автономное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки по теннису".
Данные спортивные организации активно взаимодействуют с учреждениями физкультурно-спортивной направленности муниципальных образований автономного округа. Программный метод позволит усилить ответственность бюджетных и автономных учреждений за конечный результат, то есть достижение определённых качественных показателей.
В спорте высших достижений югорские спортсмены занимают лидирующие позиции в ряде видов. В настоящее время более
197 спортсменов Югры являются членами основного и резервного состава сборной команды России. В течение 2012 года спортсменами Югры завоевано 2531 медаль на официальных всероссийских и международных соревнованиях.
На основании высоких результатов, показанных спортсменами Югры на Олимпийских и Паралимпийских играх, Правительством Российской Федерации принято решение по определению базовых и приоритетных видов спорта для автономного округа:
зимние олимпийские: биатлон, лыжные гонки, сноуборд;
летние олимпийские: легкая атлетика;
зимние паралимпийские: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (следж - хоккей).
Приоритетные виды спорта, рекомендуемые к развитию в автономном округе: баскетбол, волейбол, бокс, дзюдо, шахматы.
Следует констатировать, что на сегодняшний день спортивная подготовка осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, а отрасль физической культуры и спорта своей системы учреждений при этом не имеет, что противоречит действующему законодательству, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по подготовке спортивного резерва муниципальные образования не наделены.
В настоящее время обеспечение ведущих спортивных школ автономного округа уступает основным конкурентам в субъектах Российской Федерации.
Наметилось ухудшение спортивных результатов на крупных всероссийских и международных соревнованиях, в том числе: Спартакиада учащихся России летняя 2009 года - 29 место; 2011 года - 36 место, Спартакиада учащихся России зимняя 2009 года - 14 место; 2011 года - 15 место; количество участников летних Олимпийских игр от Югры в 2004 году - 10 человек, в 2008 году - 4 человека, в 2012 году - 4 человека.
Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.