Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики автономного округа
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.
Развитие и модернизация сфер образования и молодежной политики автономного округа является необходимым условием для формирования инновационной экономики автономного округа и осуществляется на основании:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп.
Также развитие и модернизация указанной сферы осуществляется в соответствии с концептуальными правовыми актами:
Инициативой Президента Российской Федерации, объявленной 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами Президиума Государственного Совета Российской Федерации - "Приоритетный национальный проект "Образование";
Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271;
Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р;
Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61;
Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
Профессиональное образование традиционно является основным источником формирования квалифицированных кадров для региональной экономики. Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимаются на обучение по основным программам профессионального образования всех уровней 7,5 тысяч жителей автономного округа. Мероприятия последних лет по модернизации системы профессионального образования автономного округа были направлены на:
оптимизацию сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров;
открытие подготовки по новым образовательным программам, соответствующим потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы автономного округа;
разработку и формирование государственного задания по подготовке рабочих кадров и специалистов на основе результатов исследования рынка труда регионального и муниципального уровней;
совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих потребностям рынка труда;
переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования.
Ключевым аспектом модернизации системы профессионального образования стала отработка нового формата взаимодействия с работодателями, развитие отношений частно-государственного партнерства. Во всех учреждениях профессионального образования, подведомственных Депобразования и молодежи Югры (3 учреждения начального, 17 учреждений среднего, 3 учреждения высшего профессионального образования), и 2 федеральных организациях высшего образования (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Югорский государственный университет" и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижневартовский государственный университет") работают Центры содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающие мониторинг ситуации. В отношении 6 учреждений профессионального образования установлен статус ресурсного центра. На базе указанных центров 3,5 тысячи человек прошли профессиональную подготовку по рабочим профессиям.
Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития автономного округа специальностей: образование, здравоохранение, транспорт, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, коммунальные услуги, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство. Перечисленные отрасли составляют 84 % от общей потребности региональной экономики в квалифицированных рабочих и специалистах. Результатом совершенствования системы профессионального образования с учетом потребности в рабочей силе экономики автономного округа стало снижение доли незанятых выпускников 2012 года до 1,2 % (в 2011 году - 2,4 %).
С целью успешной реализации научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования создано 18 малых инновационных предприятий, лидером является Государственное учреждение высшего профессионального образования "Сургутский государственный университет", где работает 13 предприятий. Суммарный годовой объём отгруженного инновационного продукта таких предприятий составляет, в среднем, 400 тысяч рублей, при количестве работников 2 человека.
Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение 100 % доступности дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
За последние 3 года увеличен контингент дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп общеобразовательных учреждений с 71,3 тысяч человек в 2009 году до 79,9 тысяч человек в 2012 году.
В течение 3 лет в автономном округе планируется полная ликвидация очерёдности в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет. С 2011 года приняты меры по развитию рынка услуг дошкольного образования, которые направлены на развитие вариативных форм: группы кратковременного пребывания, дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, ведомственные детские сады, различные негосударственные учреждения. В 2012 году на 4,4 % произошло увеличение охвата детей вариативными формами по сравнению с 2011 годом - с 13,7 тысяч человек до 14,3 тысяч человек.
К решению этой задачи по повышению охвата дошкольным образованием на конкурсной основе привлекаются субъекты малого предпринимательства. По итогам конкурса 2012 года 59 претендентов, в том числе 10 индивидуальных предпринимателей, получили поддержку в размере от 210 до 700 тысяч рублей на развитие деятельности по созданию вариативных форм дошкольного образования. За счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету автономного округа на модернизацию регионально-муниципальных систем дошкольного образования в размере 16 356,0 тысяч рублей введено 564 дополнительных места, оснащенного оборудованием, в том числе 140 мест - индивидуальными предпринимателями.
В сфере общего образования проведена масштабная модернизация, а именно:
оптимизация сети учреждений, оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
обновлены библиотечные фонды на 595,3 тысячи экземпляров учебной литературы. Учащиеся первых и вторых классов на 100 % обеспечены учебниками;
возможность выхода в сеть Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 82,5 % (2011 год - 76,4 %) учащихся;
доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), выше 50,69 % (2011 году 36,6 %).
Для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота в 60 учреждениях проведены локальные внутренние сети.
В школах автономного округа только за 2012 год установлено 1,3 тысяч единиц современного учебно-лабораторного оборудования, 105 комплектов серверного и коммутационного оборудования, 598 интерактивных досок для оснащения начальных классов общеобразовательных организаций автономного округа. Все кабинеты начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обеспечены мультимедийным комплектом оборудования: компьютер, проектор, мультимедийная доска, экран. Сто процентов педагогов начальных классов прошли повышение квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Это предполагает владение учителями современными информационными технологиями, умение организовать коллективную работу учащихся, помощь ученикам в выборе индивидуальной программы обучения.
Особое внимание уделяется общеобразовательным организациям, расположенным в сельской местности. В целях оказания финансовой поддержки предусмотрено увеличение их финансирования. Действующей в автономном округе системой оплаты труда для педагогов, работающих в сельских общеобразовательных организациях, предусмотрено установление дополнительного повышающего коэффициента специфики работы в размере 20 %. Осуществляется строительство социокультурных центров "Школа - детский сад - библиотека - дом детского творчества". В целях создания равного доступа к качественному образованию развивается дистанционное обучение.
Очень важно, чтобы в каждой общеобразовательной организации были обеспечены современные бытовые условия, в связи с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий. Устраняются замечания надзорных органов, принимаются меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания. Каждый ребенок, проживающий в сельской местности более 2 км от школы, обеспечен транспортным подвозом. В 2012 году введены в эксплуатацию 2 общеобразовательных учреждения, проведена реконструкция 2 общеобразовательных учреждений.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 82,4 % (среднее по Российской Федерации - 43 %). Обеспечены всеми видами благоустройства 92,6 % общеобразовательных учреждений (среднее по Российской Федерации - 78 %), средствами пожарной и антитеррористической безопасности - 78 % общеобразовательных учреждений.
Доля зданий общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2012 году увеличилась на 4 %, всего таких учреждений 37,4 % (2010 год - 21 %).
Улучшились результаты образования. Средний тестовый балл единого государственного экзамена по основным предметам выше, чем аналогичный показатель по Уральскому федеральному округу и Российской Федерации. Математика: автономный округ - 46, Уральский федеральный округ - 42,5, Российская Федерация - 44,6; русский язык: автономный округ - 61,9, Уральский федеральный округ - 60, Российская Федерация - 61,1.
Ежегодно в олимпиадах и различных конкурсных мероприятиях принимает участие каждый пятый учащийся общеобразовательных организаций автономного округа. Впервые за последние 5 лет школьники автономного округа стали победителями всероссийских олимпиад по английскому языку и литературе. Среди субъектов Уральского федерального округа автономный округ в 2012 году занял третье место по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников после Свердловской и Челябинской областей.
Во исполнение положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" решаются задачи по повышению оплаты труда отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом это повышение взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг (переход на "эффективный контракт").
Действующей в автономном округе системой оплаты труда уже предусмотрена дифференциация заработной платы педагогических работников в зависимости от показателей качества (критериев оценки) деятельности работника. С 1 января 2013 года в автономном округе проиндексирован фонд оплаты труда работников образовательных учреждений на 5,5 %. Правительством автономного округа принято решение о последующем ежегодном повышении фондов оплаты труда отдельных категорий педагогических работников. Реализуются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
Реализация государственной молодежной политики в автономном округе является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики, предусматривающей формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи (целевая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет) с институтами гражданского общества. Благодаря реализации региональных целевых программ создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых людей автономного округа потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
Тем не менее, в сфере образования и молодежной политики автономного округа существуют следующие проблемы:
В профессиональном образовании - это несоответствие содержания подготовки кадров уровню современных технологий в производственной сфере (лесозаготовка и деревообработка, строительство дорог, водный транспорт), структура подготовки рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием не в полной мере ориентирована на опережающие потребности рынка труда.
В высшем образовании у населения востребованы специальности гуманитарного направления, а также "Экономика" и "Управление", что не соответствует современным и опережающим потребностям рынка труда. Существует необходимость повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, требует развития и усовершенствования материально-техническая и производственная база образовательных организаций.
Одной из основных проблем общего образования является отсутствие доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных организаций не полностью удовлетворяет потребности населения. Несмотря на реализуемые меры по введению дополнительных мест (увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания, расширения альтернативных форм дошкольного образования, вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях, возврата и реконструкции ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций), в связи с высокими показателями рождаемости по состоянию на 1 января 2013 года охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет остался на уровне 2011 года и составил 82 %. Общая численность детей, стоящих в очереди на получение места в дошкольных образовательных организациях, составила 66 361 человек, из них 15 813 человек - дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер. Тем не менее, отмечено уменьшение охвата учащихся общеобразовательных организаций олимпиадным движением. Необходимо изменение образовательного процесса традиционных общеобразовательных организаций, что позволит создать условия для более широкого проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В процессе внедрения новых стандартов необходимо модернизировать работу общеобразовательных организаций, создав условия не только для проявления одаренности, но, в первую очередь, для ее развития в образовательной деятельности. Это возможно посредством индивидуализации образовательного процесса, разработки и внедрения вариативных форм профильного и углублённого обучения: создания профильных классов, групп, потоков в многокомплектных школах, гимназиях, лицеях, сельских базовых общеобразовательных организациях на основе сетевого взаимодействия; построения индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента.
Дальнейшей модернизации, внедрения персонифицированной модели требует система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций.
Необходимо развитие системы дополнительного образования детей: а именно технического творчества, робототехники, моделирования, которые на настоящий момент развиты недостаточно.
Инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих общеобразовательных организаций вводилась массово в период активного освоения месторождений и построения социальной инфраструктуры в 1970 - 1980 годы и также массово подошла к критической точке износа или ветшания. Несмотря на меры, принимаемые Правительством автономного округа по строительству, реконструкции, ремонту объектов сферы образования, 16,2 % всех общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта. Необходимо создание безбарьерной среды в типовых зданиях образовательных организаций, что требует значительных финансовых затрат и проведения работ капитального характера (расширение дверных проемов, создание подъемных устройств и т.д.). Имеются типовые здания школ, несоответствующие современным требованиям к душевым, туалетам, спортивным залам, пищеблокам. Данные недостатки неустранимы даже при проведении работ капитального характера. Кроме того, высокие показатели демографического развития привели к увеличению количества учащихся, что вызвало нехватку площадей: 24,3 % учащихся обучаются во вторую смену, недостаточно спортивных залов для организации третьего часа физкультуры. Необходимо дальнейшее оснащение образовательных организаций информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов. Дальнейшего развития требует региональная система оценки качества образования.
В ходе анализа реализации молодежной политики автономного округа, в результате проведенных исследований были выделены следующие проблемы.
Отсутствует полномасштабная система выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмы ее вовлечения в инновационную деятельность, что может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации российской экономики.
Кроме того, молодежь недостаточно вовлечена в социальную практику. Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.
На решение обозначенных проблем направлены программные мероприятия государственной программы.
Прогноз состояния сферы образования и молодежной политики построен с учетом демографических прогнозов о численности детей школьного возраста и молодежи, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития автономного округа на период до 2030 года, в соответствии с приоритетами государственной политики, в том числе зафиксированными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а также с учетом планируемых результатов реализации программных мероприятий государственной программы.
Среди основных направлений развития в прогнозный период предусмотрено:
1. Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросу населения, так и по запросам работодателей. Развитие получат территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. Будут развиваться короткие программы повышения профессиональной квалификации. Важнейшее место в системе непрерывного образования займет сертификация квалификаций.
2. Продолжение развития центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе профессиональных образовательных организаций. Преобразование сети образовательных организаций, которая приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики.
3. Повышение доступности дошкольного образования с учетом внедрения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, детских садах. Внедрение инновационной формы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей - семейные группы, способствующие наиболее полному охвату детей дошкольным образованием, поддержке многодетных семей путем предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей, развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитания ребенка. Особенностью сети дошкольных образовательных организаций станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста. С 1 января 2014 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на автономный округ возложены дополнительные полномочия по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, частных дошкольных образовательных организациях. Средства бюджетного автономного округа на финансовое обеспечение указанного полномочия будут переданы бюджетам муниципальных образований в форме субвенций. Объем субвенций рассчитывается исходя из нормативов финансирования на 1 воспитанника. При расчете норматива учтен фонд оплаты труда педагогических работников (в том числе воспитателей) с начислениями, учебные расходы.
4. Обновление структуры общеобразовательных организаций в сельской местности. Многие сельские общеобразовательные организации должны стать интегрированными социально-культурными центрами, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, медицинского обслуживания и др.). Сеть общеобразовательных организаций в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые общеобразовательные организации и филиалы, соединенные не только административно, но и с системой дистанционного образования. В городах общеобразовательные организации будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы культуры и спорта.
5. Повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики.
6. Повышение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений общего образования, педагогов учреждений дополнительного образования детей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников.
7. Модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
8. Создание условий для успешной социализации детей и молодежи: повышение охвата детей дополнительным образованием, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки молодежи, обладающей лидерскими навыками; гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.